Роль литературы в духовной жизни российского общества. План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Значение духовной литературы в жизни человека

(Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль духовной литературы Ярославского края в формировании духовно-нравственной культуры личности»)
Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием - кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною» (Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

По словам одного из величайших святых подвижников XIX века епископа Феофана Затворника «Без чтения душно и душа голодает» . Ему же принадлежит замечание: «Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» (Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги - это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых - носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей - и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

Однако следует помнить, что одним только чтением духовной литературы невозможно совершение чуда полного преображения человеческой души, поскольку чтением духовных книг без применения почерпнутого из них в жизни создается самообман, что духовное возрастание началось. Духовная жизнь подменяется воображением, «поскольку знание об истине - это не то, что знание истины» .

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина - благая и радостная - есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата Урок№1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

Задачи:

Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

Ход урока.

1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

5) Резерв. Фронтальный опрос.

Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой» .

Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

Цель урока:

Определить роль литературы в духовной жизни общества,
Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,
Выявить уровень литературного развития учащихся.

Кроме литературы, чем и дышать,

Опускаясь на дно морское…

М.Щербаков. Целое лето

1. Орг. Момент

2. Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

(Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник).

3. Обсуждение высказываний русских писателей

Как вы понимаете высказывания русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытайтесь подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции.

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

4. Выразительное чтение стихов

Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.

Иван Бунин

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

А.Ахматова

Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

5. Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова?

Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

6. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Определите произведения по фрагменту:

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
“Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтися никогда!

Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.

8. Домашнее задание

Ответить письменно на один из вопросов:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.