План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Выборочное изложение "Жилище Сасона Вырина" А.С.Пушкин "Станционный смотритель". Кто рассказывает историю станционного смотрителя

Развитие речи 6 класс

Выборочное изложение "Смиренная обитель Самсона Вырина" от 3-го лица

(По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

1. Тут он (Самсон Вырин) принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

2. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! … Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания учащихся об интерьере.
2. Формировать умение находить описание помещения в литературном тексте.
3. Определять роль интерьера в раскрытии образа героев литературных произведений.
4. Закрепить умение работать с толковым словарём, определять значение устаревших слов.
5. Расширять словарный запас учащихся.
6. Подготовить к написанию выборочного изложения по сложному плану.
Ход урока
Интерьер - живописное изображение внутренностей здания, комнат.
Пейзаж - изображение природы или какой-либо местности.
Портрет - изображение человека либо группы людей.

Работа с текстом

Вставить пропущенные слова из текста повести Пушкина «Станционный смотритель»:
«В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, __ ______, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал __ _____________ и платил __________ за две лошади. Вследствие сего _____________ со мною не церемонились».
Слова для вставки: по дороге, по тракту, на перекладных, на вольных, подорожную, ямщики, фельдъегери, смотрители.
Совместить слово, вышедшее из употребления и его значение: Подорожная - документ, письменное свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. Тракт - большая проезжая дорога. Станция - пункт остановки для смены лошадей. Платить прогоны - платить проездные деньги. Ехать на перекладных -менять лошадей, пересаживаясь на каждой станции.
Вставить пропущенные слова в описании жилища смотрителя:
«Тут он (смотритель) принялся переписывать мою _____________, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его ___________, но _________ ________. Они изображали историю ______________… Под каждой картинкой прочел я приличные _________ стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же, как и горшки _____________, и кровать с _________ занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие».
Слова для вставки: скромную, уютную, опрятную, смиренную, крохотную, светлую; подорожную, блудного сына, немецкие, русские; зелёной, пёстрой:, с фиалками, фикусом, бальзамином.
«Тут он (смотритель) принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную. Они изображали историю блудного сына… Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же, как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрою занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие».

Работа с толковым словарём. Определите значение слова «обитель», постройте словарную статью:
Обитель, -и, ж. – 1. Место пребывания кого-либо, чего-нибудь. Ритор.
2. Монастырь. Книжн.
Произнести монашества обет и в тихую обитель затвориться. Пушкин.
Подобрать синонимы к слову «обитель»: дом, жилище, жилой покой, виталище.
Лексическая работа с устаревшим словом «витать» - обитать, «виталище» - обитель.
Лексическое значение слова «смиренный» - книжн. устар. Исполненный смирения, проникнутый смирением. (Словарь Ушакова);
1. Лишенный гордости, высокомерия.
2. Преисполненный покорности, кротости. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой);
Тот, кто смирился, кто живет в смирении, в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества. (Словарь Даля).

Вставьте пропущенное слово в пословице: «Умный ___________, глупый __________».

(Умный смиряется, глупый обижается).
«Смирение – Богу ____________, уму ____________, душе ___________, дому ____________ и людям ____________».
(Смирение - Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение).

Подберите синонимы к слову «тихая» в названии картины И.Левитана «Тихая обитель»: спокойная, пустынная, уединенная, умиротворенная, смиренная, безмятежная.

Поразмышляйте над вопросом: «Почему Пушкин называет жилище Самсона Вырина «смиренной обителью»?
Предлагается восстановить последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, добавляя слова в первой, в другой, наконец, в перспективе , далее и:
"Я занялся рассмотрением картинок.
Они изображали историю блудного сына:
______ яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами.
______ повар убивает упитанного тельца...
______ старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.
______ почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.
______ представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах...
______ промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.
Проверить восстановленный текст:
«Они изображали историю блудного сына:
в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.
В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами.
Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.
Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах;
в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости»

Вставить пропущенные слова в текст , в котором описано второе посещение рассказчиком жилища Самсона Вырина:
Лошади стали у почтового домика.
Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже ____________________, и все кругом показывало __________ и ___________.

Слова для вставки : небрежность, небрежение, запустение, запущенность, ветхость, неаккуратность, не было цветов, завяли, бальзамин отцвёл, стояли другие цветы.

Восстановить и сопоставить описание Самсона Вырина в первое и второе посещение рассказчиком домика станционного смотрителя:
Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.
За шторкой скрыто значение слова «сюртук» (в пушкинском тексте оно имеет иное написание «сертук»): «Сюртук (устар. сертук) - мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Обратите внимание на детали портрета (роль портрета в раскрытии образа литературного героя).

Сравните, как изменился герой пушкинской повести:
«Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал... Это был точно Самсон Вырин; но как он __________! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить __________ мужчину в _______________.
Слова для вставки : изменился, постарел, переменился; бодрый, крепкий, молодой; в старого человека, хилого старика, слабого старика.

Итоговое задание: Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его обители?

Озаглавить текс.
Составление сложного плана. Один из его вариантов.

Выборочное изложение.
Смиренная обитель Самсона Вырина.
План.
I. Два посещения обители Самсона Вырина.
II. В почтовом домике героя пушкинской повести.
1. Смиренная, но опрятная обитель.
2. Ветхость и запустение в комнате станционного смотрителя.
III. Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его жилища


Проведённая подготовительная работа способствует запоминанию пушкинского текста и написанию хороших изложений.


Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут - колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна. Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нём-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади. Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моём, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай , ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать? Но обращаюсь к моей повести.

День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю, «Эй, Дуня! - закричал смотритель,- поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с,- отвечал он с видом довольного самолюбия,- да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. В сенях я остановился и просил у ней позволения её поцеловать; Дуня согласилась… Много могу я насчитать поцелуев,

С тех пор, как этим занимаюсь,

но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня ужо замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием.

Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. «Узнал ли ты меня? - спросил я его,- мы с тобою старые знакомые».- «Может статься,- отвечал он угрюмо,- здесь дорога большая; много проезжих у меня перебывало».- «Здорова ли твоя Дуня?» - продолжал я. Старик нахмурился. «А бог её знает»,- отвечал он. «Так видно она замужем?» - сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса, и продолжал пошептом читать мою подорожную. Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник. Любопытство начинало меня беспокоить, и я надеялся, что пунш разрешит язык моего старого знакомца.

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Я заметил, что ром прояснил его угрюмость. На втором стакане сделался он разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил меня, и я узнал от него повесть, которая в то время сильно меня заняла и тронула.

«Так вы знали мою Дуню? - начал он.- Кто же и не знал её? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та серёжками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на неё подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житьё? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». Тут он стал подробно рассказывать мне своё горе.- Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но, возвратясь, нашёл он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать… Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С*** за лекарем.

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьём у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своею рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки, и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

Прошёл ещё день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти её до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься? - сказал ей отец,- ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошёл сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошёл в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились ещё в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошёл домой ни жив ни мёртв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила её крёстная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил её. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снёс своего несчастия; он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его. Он уверил смотрителя, что молодой человек был совсем здоров и что тогда ещё догадывался он о его злобном намерении, но молчал, опасаясь его нагайки. Правду ли говорил немец или только желал похвастаться дальновидностию, но он нимало тем не утешил бедного больного. Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своём намерении, пешком отправился за своею дочерью. Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вёз его, сказывал, что во всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось,- думал смотритель,- приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку , в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски. Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живёт в Демутовом трактире. Смотритель решился к нему явиться.

Рано утром пришёл он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушёл и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» - спросил он его. Сердце старика закипело, слёзы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повёл в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие!- продолжал старик,- что с возу упало, то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж её понапрасну».- «Что сделано, того не воротишь,- сказал молодой человек в крайнем замешательстве,- виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она - вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошёл!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял - дай пошёл.

В этот самый день, вечером, шёл он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки, и смотритель узнал Минского. Дрожки остановились перед трёхэтажным домом, у самого подъезда, и гусар вбежал на крыльцо. Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. Он воротился и, поравнявшись с кучером: «Чья, брат, лошадь? - спросил он,- не Минского ли?» - «Точно так,- отвечал кучер,- а что тебе?» - «Да вот что: барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то его живёт».- «Да вот здесь, во втором этаже. Опоздал ты, брат, с твоей запиской; теперь уж он сам у неё».- «Нужды нет,- возразил смотритель с неизъяснимым движением сердца,- спасибо, что надоумил, а я своё дело сделаю». И с этим словом пошёл он по лестнице.

Двери были заперты; он позвонил, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили. «Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» - спросил он. «Здесь,- отвечала молодая служанка,- зачем тебе её надобно?» Смотритель, не отвечая, вошёл в залу. «Нельзя, нельзя! - закричала вслед ему служанка,- у Авдотьи Самсоновны гости». Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошёл к растворённой двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» - спросила она, не подымая головы. Он всё молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову… и с криком упала на ковёр. Испуганный Минский кинулся её подымать и, вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню, и подошёл к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно? - сказал он ему, стиснув зубы,- что ты за мною всюду крадёшься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошёл вон!» - и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

Старик пришёл к себе на квартиру. Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться. Через два дни отправился он из Петербурга обратно на свою станцию и опять принялся за свою должность. «Вот уже третий год,- заключил он,- как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху ни духу. Жива ли, нет ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»

Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал он своею полою, как усердный Терентьич в прекрасной балладе Дмитриева . Слёзы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжение своего повествования; но как бы то ни было, они сильно тронули моё сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…

Недавно ещё, проезжая через местечко ***, вспомнил я о моём приятеле; я узнал, что станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром. «Отчего ж он умер?» - спросил я пивоварову жену. «Спился, батюшка»,- отвечала она. «А где его похоронили?» - «За околицей, подле покойной хозяйки его».- «Нельзя ли довести меня до его могилы?» - «Почему же нельзя. Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».

При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повёл меня за околицу.

Знал ты покойника? - спросил я его дорогой.

Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идёт из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится.

А проезжие вспоминают ли его?

Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернёт, да тому не до мёртвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.

Какая барыня? - спросил я с любопытством.

Прекрасная барыня,- отвечал мальчишка,- ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с чёрной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести её. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром - такая добрая барыня!..

Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не ограждённое, усеянное деревянными крестами, не осенёнными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.

Вот могила старого смотрителя,- сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом.

И барыня приходила сюда? - спросил я.

Приходила,- отвечал Ванька,- я смотрел на неё издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

…остановился в Измайловском полку… - район в Петербурге, где были расположены казармы Измайловского полка.
…как усердный Терентьич в прекрасной балладе Дмитриева… - речь идёт о стихотворении И. Дмитриева «Карикатура».

4 мая 1825 г. произведен я в офицеры, 6-го получил повеление
отправиться в полк в местечко Васильков, 9-го выехал из Петербурга.
Давно ли я был еще кадетом? давно ли будили меня в 6 часов утра, давно
ли я твердил немецкий урок при вечном шуме корпуса? Теперь я прапорщик, имею
в сумке 475 р., делаю что хочу и скачу на перекладных в местечко Васильков,
где буду спать до осьми часов и где уже никогда не молвлю ни единого
немецкого слова.
В ушах моих все еще отзывает шум и крики играющих кадетов и
однообразное жужжание прилежных учеников, повторяющих вокабулы - le bluet,
le bluet, василек, amarante, амарант, amarante, amarante... Теперь стук
тележки да звон колокольчика одни нарушают окрестное безмолвие... Я все еще
не могу привыкнуть к этой тишине.
При мысли о моей свободе, об удовольствиях пути и приключениях, меня
ожидающих, чувство несказанной радости, доходящей до восторга, наполнило мою
душу. Успокоясь мало-помалу, наблюдал я движение передних колес и делал
математические исчисления. Нечувствительным образом сие занятие меня
утомило, и путешествие уже казалось мне не столь приятным, как сначала.
Приехав на станцию, я отдал кривому смотрителю свою подорожную и
потребовал скорее лошадей, но с неизъяснимым неудовольствием услышал я, что
лошадей нет; я заглянул в почтовую книгу: от города * до Петербурга едущий
шестого класса чиновник с будущим взял двенадцать лошадей, генеральша Б. -
восемь, две тройки пошли с почтою, остальные две лошади взял наш брат
прапорщик. На станции стояла одна курьерская тройка, и смотритель не мог ее
мне дать. Если паче чаяния наскачет курьер или фельдъегерь и не найдет
лошадей, то что с ним тогда будет, беда - он может лишиться места, пойти по
миру. Я попытался подкупить его совесть, но он остался неколебим и
решительно отвергнул мой двугривенник. Нечего делать! Я покорился
необходимости.
"Угодно ли чаю или кофею", - спросил меня смотритель. Я благодарил и
занялся рассмотрением картинок, украшающих его смиренную обитель. В них
изображена история блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и в
шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его
благословения и мешок с деньгами. В другой изображено яркими чертами дурное
поведение развратного молодого человека; он сидит за столом, окруженный
ложными друзьями и бесстыдными женщинами; далее промотавшийся юноша в
французском кафтане и треугольной шляпе пасет свиней и разделяет с ними
трапезу. - В его лице изображены глубокая печаль и раскаяние, он воспоминает
о доме отца своего, где последний раб etc. Наконец представлено возвращение
его к отцу своему. Добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему
навстречу. Блудный сын стоит на коленах, вдали повар убивает упитанного
тельца, и старший брат с досадой вопрошает о причине таковой радости. Под
картинками напечатаны немецкие стихи. Я прочел их с удовольствием и списал,
чтоб на досуге перевести.
Прочие картины не имеют рам и прибиты к стене гвоздиками. Они
изображают погребение кота, спор красного носа с сильным морозом и тому
подобное, - и в нравственном, как и художественном отношении не стоят
внимания образованного человека.
Я сел под окно. Виду никакого. Тесный ряд однообразных изб,
прислоненных одна к другой. Кое-где две-три яблони, две-три рябины,
окруженные худым забором, отпряженная телега с моим чемоданом и погребцом.
День жаркий. Ямщики разбрелись. На улице играют в бабки златовласые,
замаранные ребятишки. Против меня старуха сидит перед избою подгорюнившись.
Изредка поют петухи. Собаки валяются на солнце или бродят, высунув язык и
опустя хвост, да поросята с визгом выбегают из-под ворот и мечутся в сторону
безо всякой видимой причины.
Какая скука! Иду гулять в поле. Развалившийся колодец. Около его -
мелкая лужица. В ней резвятся желтенькие утята под надзором глупой утки, как
балованые дети при мадаме.
Я пошел по большой дороге - справа тощий озимь, слева кустарник и
болото. Кругом плоское пространство. Навстречу одни полосатые версты. В
небесах медленное солнце, кое-где облако. Какая скука! Иду назад, дошед до
третьей версты и удостоверясь, что до следующей станции оставалось еще
двадцать две.
Возвратясь, я попытался было завести речь с моим ямщиком, но он, как
будто избегая порядочного разговора, на вопросы мои отвечал одними: "не
можем знать, ваше благородие", "а бог знает", "а не что..."
Я сел опять под окном и спросил у толстой работницы, которая бегала
поминутно мимо меня то в задние сени, то в чулан, - нет ли чего-нибудь
почитать. Она принесла мне несколько книг. Я обрадовался и кинулся с
жадностию их разбирать. Но тотчас я успокоился, увидев затасканную азбуку и
арифметику, изданную для народных училищ. Сын смотрителя, буян лет девяти,
обучался по ним, как говорила она, всем наукам царским, выдирая затверженные
листы, за что по закону естественного возмездия дирали его за волосы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.1. Что в облике и поведении Дуни привлекло внимание рассказчика?

1.2.1. Какие чувства вызывает майская гроза у лирического героя приведённого стихотворения?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию - первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель. - Поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сер-тук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться со смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Ф. И. Тютчев, 1828

1 Перлы - жемчужины (устар.).

2 Геба - богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры; в обязанности Гебы входило подносить богам на их пирах нектар и амброзию (греч. мифол.).

3 Зевесов орёл - царь животных, источник света, плодородия и бессмертия; Зевс избрал орла своим военным знаком (греч. мифол.).

Пояснение.

1.1.1. Дуня, дочь станционного смотрителя, не могла не обратить на себя внимание рассказчика: «Красота её меня поразила». «Маленькая кокетка» явно не соответствовала той обстановке, в которой ее встретил автор.

Подтверждение первого впечатления находим уже через несколько строк: «несмотря на довольно юный возраст, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет». Рассказчик дает понять, что красота девочки, ее несоответствие окружающему наверняка отразятся на дальнейшей судьбе девочки.

1.2.1. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Подтверждением этому может служить и стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» Майская гроза - символ весеннего возрождения природы. Стихотворение пронизано эмоционально-приподнятым настроением, радостным предчувствием светлого обновления

Конспект урока по литературе

Класс: 6

Тема урока: А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

Цель: познакомить учащихся с героями повести , нравственными проблемами, поставленными автором.

Ход урока

    Повесть прочитана заранее. Беседа с учащимися.

Кто рассказывает историю станционного смотрителя?

(Повествование ведётся от лица чиновника, который много ездил по долгу службы)

Что означает станционный смотритель ?

(Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-нибудь, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь. Во времена Пушкина передвижение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель. Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда)

Найдите в повести описание станции и смотрителя.

(В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый», во второй- Вырин постарел: «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как 3 или 4 года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

(Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу ; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие).

Какое впечатление произвело на вас это описание? Интересно ли вам было читать?

Где происходит действие?

(На станции, в жилище смотрителя). Как выглядит жилище смотрителя?

Как вы думаете, почему картинки на стенах «смиренной, но опрятной обители», особенно запомнились рассказчику?

(В домике станционного смотрителя мы обнаруживаем серию картинок, изображающую эпизод из Евангелия - «Возвращение блудного сына». В притче, рассказанной Христом, блудный сын возвращается к отцу - подразумевается Господь как Отец Небесный. В повести же старик бесплодно ждет возвращение блудной дочери).

Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи?

(Оба оставляют отчий дом против воли отца, обоих отец прощает).

О чём говорится в библейской истории о блудном сыне?

(У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками , которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги ; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел , и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил , пропадал и нашелся)

Чего опасался Самсон Вырин, когда Дуня уехала? Оправдались ли его опасения?

Можете ли вы согласится с тем, что судьба Дуни сложилась удачно? Если да, то через что ей пришлось ради этого переступить?

Вывод. Главный герой повести Самсон Вырин - чиновник низшего чина, станционный смотритель, всеми унижаемый, но исполненный чувства человеческого достоинства. Пушкин не просто рассказывает о нём и его судьбе, он как будто заглядывает ему в душу и заставляет читателя жить его жизнью и чувствами. Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека.

Как вы понимаете выражение «чувство человеческого достоинства»?

После прочтения повести ощутили ли вы, «прожили жизнью и чувствами» Самсона Вырина? Если да, то, что вы можете сказать о его жизни и тех чувствах, которые испытывал станционный смотритель?

Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?

Вывод. История повести «Станционной смотрители» окрашена грустью и состраданием. Мы видим «чудесное превращение» Дуни, но оно лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой и любимой , но отец навсегда потерял любовь, а вместе с ней и саму жизнь. Дуня стала богатой барыней, но отца даже не пустили на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Бедняк не просто остался бедняком, его оскорбили, растоптали его человеческое достоинство.

Зримое счастье дочери усугубляет горе старика-отца. Хоть в конце в повести она (дочь) раскаивается, но поздно.

Самсон Вырин в начале повести бодрый и счастливый человек. Почему?

(Потому что есть Дуня)

Но проходит несколько лет. Что изменилось? Что осталось по-прежнему?

(Висят по-прежнему иллюстрации к «Притче о блудном сыне»)

Самсон стал хилым, дряхлым стариком. У него случилась беда. Его боль - это дочь Дуня.

Как вы думаете, было ли это бегство Дуни?

Что стало с отцом после похищения?

Счастлива ли Дуня?

Почему она плачет?

Чем закончилась история смотрителя?

Кто оказался более счастливы: блудный сын или Дуня?

(Блудный сын был прощён, а Дуня - нет).

Итог урока. Очень важно вовремя сказать родителям , что мы их любим. Мы должны приносить им не только горе, беды, неприятности, но и любовь, и хоть немного счастья.

Источники:

    Савченкова Г.Ф. Литература: 6 кл.: Метод. пособие для учителя/Г.Ф. Савченкова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002, 127.

    http://lib.rus.ec/b/44945/read (художественный текст)