Деревня деревянный мир домашняя работа. Конспект урока ИЗО Деревня – деревянный мир. І. Организационный момент



Деревня – деревянный мир

  • Выполнила учитель ИЗО и МХК

  • И.В.Курбакова

  • МОУ СОШ №5

  • Г.Нижний Новгород

  • 2010 г

Деревня – деревянный мир

  • Красота нашей земли создана не только природой, но и человеком. Избы рубили из дерева, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ»


Северные села



Виды северных изб



Красный угол в избе

  • В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.


«Курная» изба

  • Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил ("курился") через дверь. Отсюда и название - курная




Фундамент избы

  • Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола.




ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР Ц е л и и з а д а ч и: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками­ пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи. художественный вкус, О б о р у д о в а н и е: для учителя – репродукции, методические таблицы; для учащихся – графические материалы. З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н. М. Ромадина «Село Хмелевка». Л и т е р а т у р н ы й р я д: А. Твардовский «Воспоминания о детстве»; стихотворения С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова. М у з ы к а л ь н ы й р я д: запись народных инструментальных мелодий. I. Организационный момент. Х о д у р о к а Чтите науки, любите искусства, Без сожаленья беритесь за труд. Дети! Тогда благородные чувства В вас благородную почву найдут! II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь. Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус: У ч е н и к и (читают тему урока). Деревня – деревянный мир. У ч и т е л ь. Сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб, будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры. Звучит запись инструментальной русской народной мелодии. Учитель читает отрывок из воспоминаний о детстве А. Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна». С чего начинается родина, отчизна? У ч е н и к и. С дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой родины. У ч и т е л ь. Тонкие березки, русские избы и огороды, обнесенные простеньким плетнем, – все это такое близкое и родное. Это все малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине­пейзаже «Село Хмелевка» Н. М. Ромадин. Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. Художник пишет: «Детство мое было полно лишений и приключений. Никакие блага не могли заставить отца мирно жить и работать в одном месте… Он объездил чуть ли не все города России». С одиннадцати лет Николай Ромадин стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал – был продавцом газет, служил переплетчиком, затем пекарем. Юношей ушел добровольцем в Красную гвардию, чтобы защищать завоевания Октябрьской революции. Ромадин получил художественное образование в Москве, во Вхутемасе (высшие художественно­технические мастерские). Он написал очень много картин­пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с ее широкими далями, многоводными реками, с холмами и лесами. Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж «Село Хмелевка» Н. М. Ромадина. В о п р о с ы п о к а р т и н е: – Какие чувства рождает у вас эта картина? – Где расположено село Хмелевка? – Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему? – Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине? – Почему изменилась окраска дальнего берега реки? – Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему? – Как связан между собой образ русской природы и образ русской деревни? – Какое впечатление создает у вас картина в целом? У ч и т е л ь. Художественный язык картины «Село Хмелевка» очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось большое село Хмелевка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Спускающаяся к реке балка открывает синюю гладь Волги, далекие подчеркнутые дымкой берега сливаются с горизонтом. Стоит прощальная пора, когда на смену лету приходит золотая осень. Деревья еще в багрово­ желтом одеянии, но листья уже поредели и, падая, устилают побуревшую землю. Дыхание осени рождает грустные чувства о чем­то прошедшем и безвозвратно потерянном. Ближе к реке лес более густой с золотисто­ коричневыми кронами. Сизые избы, крытые где тесом, а где и соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой­то сиротливой и нежной горечи. В селе тихо, почти безлюдно, только две женщины неторопливо идут по косогору. И все же пейзаж картины говорит о жизни мужественных и трудолюбивых людей в тяжелое для Родины время – войне с фашисткой Германией. Через тревожно лирическое восприятие природы художник выражает свою горячую любовь к русскому народу. Пейзаж проникнут глубоким чувством природы. Он немногословен, ничто здесь не отвлекает внимания на частности. В картине много воздуха и света. Солнце мягко, без блеска, но четко освещает село и окружающий пейзаж. Небо ясное и чистое, без единого облачка. Раздолье Волги, ее мощь и величие созвучны думам о свободе русского народа. Художник как бы говорит картиной: не может мириться Волга с врагами­захватчиками русской земли. Вот она, красавица Волга, синеет вдали, такая спокойная и величавая, суровая и неприступная. В картине органически слилась русская природа и жизнь села Хмелевка. В годы военных испытаний избы, огороды, обнесенные простеньким плетнем, и сиротливые березки, молодой кустарник, величавая река объединены общим настроением – грусти и печали. Так художник показал единство и гармоничную связь русской природы и русского человека. III. Художественное слово о родном крае, о русской деревне. Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Несказанное, синее, нежное … . Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег на плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я люблю этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная мощь, Наша печь как­то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком­то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. Есенин Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее. Н. Языков У ч и т е л ь. Какое чувство объединяет эти художественные произведения и живописное полотно Н. М. Ромадина «Село Хмелевка?» У ч е н и к и. Чувство гордости и любви к Родине, к русской природе и русскому народу. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Жура­жура­журавель! Облетал он сто земель. (Взмахи руками.) Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте.) Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! (Круговые вращения головой.) IV. Знакомство с деревянной храмовой архитектурой. Учитель демонстрирует фотографии северной деревянной архитектуры и ансамбля Кижи. У ч и т е л ь. Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек. Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства – дерево. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его помощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы. Русские мастера умели строить так, что творения их рук казались нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке. Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столбиками. Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Преображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговаривая: «Не было и не будет больше такой!» V. Самостоятельная работа учащихся. 1. П о в т о р е н и е составных частей русской избы:  сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции;  выпуски – концы бревен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;  крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;  конек – верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупенем;  причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;  полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин;  гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;  чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей;  лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;  наличник – декоративное обрамление «лица» избы – дверного или оконного проема. 2. Г р у п п о в а я р а б о т а. В игровой форме, Панно, изображающее русскую деревню, выполняется группой детей на больших листах гуашью. Прежде чем начать выполнение задания, учитель обращает внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. привлекая внимание класса к демонстрационному планшету, на котором расположились заготовки изб (сделанные детьми на предыдущем занятии), совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Передвигая по плоскости планшета заготовки домов, дети сами делают вывод о том, при каком расположении дома выглядят разобщенными. Они возражают против четкой выстроенности построек в ряд. В качестве самого удачного расположения учащиеся выбирают такое, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, то есть создается естественная композиция. В результате дети легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: дома должны загораживать один другой; то, что дальше, по размеру меньше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже. Вариант конструктивной работы. Коллективное панно «Образ русской деревни» Следующей трудной задачей является колористическое решение панно. Перед началом работы учитель должен обратить внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо­серые, золотисто­коричневые, как сказочная хохлома), показать приемы работы цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обратить внимание на контраст между гранями избы. Учитель кладет широкие, горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте. Учитель напоминает значение терминов: Композиция (лат. compositio – сочинение, составление, соединение, связь) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Перспектива (фр. perspective) – в изобразительных искусствах способ изображения объемных тел на плоскости. VI. Итог урока. Экспресс­выставка, оценка работ. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. ИМЕНА МАСТЕРОВ Гении Старого зодчества – Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы: Вот вам изба, божий рай – и все! Что вам до наших имен? Скромничаешь, притворяешься, Зодчий забытых времен, Сруба творец пятистенного, Окон его слюдяных, Ты, предваривший Баженова, Братьев его Весниных! Леонид Мартынов Уборка рабочих мест. Домашнее задание: подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" Автор - Л.А. Неменская.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревня-деревянный мир.

Деревня- «дерево» Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня». И. СТОЖАРОВ. Северные сёла.

Деревня - это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения: колодцы, ворота - въезд во двор, амбары, сараи, гумно, баньки у самой воды.

САРАЙ - помещение для хранения различных вещей. АМБАР – помещение для хранения зерна и припасов

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица», а из улиц – деревня. Деревни строились вдоль рек.

В центре - на лучшем и видном месте ставили церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и радости. Древние церкви немногим отличались от избы. У них только на крыше, на тонкой шейке – главка, как бы повязанная косынкой.

От образа скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству. Праздничная устремлённость преодолела будничность, и родилась церковь-царевна. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии

Это четырёхугольный сруб - «четверик», на котором стоит «восьмерик» -восьмигранное основание шатра. Как хор устремляются в верх купола-луковки. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй-женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем. Шатровый храм

В Древней Руси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.

Создайте коллективное панно «Образ русской деревни» Задание

Источники: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учеб. для 4 кл нач.школы. / Под редакцией Б.М.Неменского, М. Просвещ. 2010 http://findmapplaces.com Саранск 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей...

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Приобщение к истокам родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование: презентации, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригороды застроены разными постройками с огородными участками, не соответствующими эстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.

III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества (Приложение 1 )

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного русского дома – избы.

Просмотр презентации «Деревня» (Приложение 2 )

Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.