Образ т лариной. Характеристика Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Примерные темы и планы

Класс: 9

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  • Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  • Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  • На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.

Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме «Круг чтения Татьяны Лариной».

Опережающие индивидуальные задания к уроку:

  • Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  • Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Ход урока

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку) (слайд 2 )

2. Слово учителя

Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

(слайд 3 )Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (слайд 4 ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

Возможные ответы:

  • общение с природой;
  • уклад жизни в имении Лариных;
  • влияние няни;
  • чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач. (слайды 5, 6)

5. Беседа по теме урока

  • Кто же они, любимые героини Татьяны? (слайды7, 8 )

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…

Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»

  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) (слайд 10) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (слайд 11 ) (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?

Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».

  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом : в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?
Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.
(слайды 12-14 )

6. Подведение итогов (слайд 15)

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Список использованной литературы

  1. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». – М., Просвещение, 1989.
  2. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1972.
  3. Куликов И.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1989.
  4. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий: Пособие для учителя. - Л., Просвещение, 1983.
  5. Материалы с сайта http://feb-web.ru
  6. Мир Пушкина. В 4 т. – Спб: Пушкинский фонд, 1993.

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо установить черты сходства и различия между ними. Отмечаем, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определило дальнейшую их судьбу.

О чем свидетельствует монолог Татьяны?

(О том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.)

Что же думает Татьяна о нынешнем Онегине?

(«Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и нелепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в корысти.)

Что для Татьяны любовь Онегина?

(Любовь Онегина для нее «малость», «чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.)

В чем причина такого Онегина Татьяной?

(Ее ложное представление о нем порождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил Автор, она «скоро приняла».)

VI. Заключительное слово

Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл ее не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. «Свет пустой» подавляет все живое, все человеческое в людях.

Образ самой Татьяны свободен от заданности: она и не воплощение пороков и не «совершенства образец». Татьяна - живой человек и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях. Пушкин так исчерпывающе и глубоко развернул ее образ, что мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации.

Поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, дает ей самые сердечные характеристики, тревожится за ее судьбу.

Учащиеся приводят примеры: 15, 31, 37 строфы из 3 главы; 23, 24 из 4 главы; 5, 55 из 7 главы; 50 строфа из 8 главы.

Домашнее задание

1. Подготовить устный мини-доклад: «Татьяна - любимая героиня Пушкина», используя материал урока и страницы учебника.

2. Подготовиться к сочинению (темы получены заранее).

Уроки 14-15. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

Цель урока: умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовать текст композиционно.

Примерные темы и планы

I. Татьяна - русская душою

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

Общение с народом, любовь к няне;

Русская природа;

Патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

Незаурядный ум;

Нравственная чистота;

Глубина чувств;

Верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин - «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин - «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

Уровень знаний;

Неумение трудиться;

Утонченные манеры;

Лицемерие;

Времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

Чтение книг;

Попытки писать;

Путешествия;

Преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

Резкий охлажденный ум;

Правдивость;

Знание и понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

К Татьяне;

К Ленскому;

К поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Информация для учителя

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы - сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг - и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он - человек - сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип - «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Вариант уроков 14-15. Подготовка к сочинению на тему

«Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

Цель урока: разработка плана сочинения, составление тезисов основной части, выбор эпиграфа.

Эпиграф к уроку:

«Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице».

Стерн.

Образ Татьяны Лариной противопоставлен образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому; более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Автор в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но в, то, же время героиня удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает ей простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

В своем черновике в Михайловском Пушкин писал: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». В этом ангеле-утешителе сейчас же узнаем мы Татьяну, которая, словно путеводная звезда, всегда находится рядом с поэтом на протяжении всего романа. Автор называет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна».

Татьяна - русская душой

Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки» воспитанные в «свете».

Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Татьяна - простая провинциальная девушка, не наделенная особой красотой. Автор в своем произведении старается как можно точнее показать нам простую русскую «провинциальную барышню» с ее чувствами и мыслями. Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела .

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства -- качеств, которые так не нравились ему в женщинах.

По описанию Пушкина можно понять, что внешность героини лишена каких-либо прекрасных черт, какими наделяли действующих лиц писатели классических и сентиментальных произведений:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла она очей.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: «Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой...». Пушкин А.С. . Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести.

М.: Худож. литература,1977.- с.63 Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую» Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Характер девушки формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её духовных запросов.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы.

Воспитание дочерей в семье Лариных сводилось к подготовке их к замужеству. Но Татьяна отличалась от сестры тем, что безумно любила читать. Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты». Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо .

Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина, с.26- справедливо описал В. Г. Белинский состояние девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям.

Она «дева лесов» Чистоту души Татьяны оберегала близость к иному миру, к народной России, олицетворением которой была няня. Татьяна очень любит природу: играм со сверстниками она предпочитает одинокие прогулки. Ее любимое время года -- зима:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Окружающая жизнь мало радовала ее требовательную душу. В книгах Татьяна видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в девушке лучшие нравственные качества: душевную открытость, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она одарена от природы:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Жизнь природы близка и знакома ей с детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик, жажда счастья становится естественным законным желанием. И на протяжении всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность натуры, которые воспитываются лишь в общении с природой.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной» Цели урока:

    Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.

    Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

    Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
    Задачи урока:

Индивидуальные задания к уроку:

    Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.

    Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Х О Д У Р О К А.

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

А. Декурсель

    Оргмомент (подготовка к уроку)

    Слово учителя. Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

    Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

(Общение с природой;

уклад жизни в имении Лариных;

влияние няни;

чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

    Объявление темы урока, постановка целей и задач.

    Беседа по теме урока.

Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях

(Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

(Окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»)

(Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона

Особенности сентиментализма как литературного направления.

Что же привлекает Татьяну в их романах?

(Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон»).

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом:

в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?

Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.

6. Подведение итогов.

Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?

Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание.

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

    я узнал ……

    я задумался о ….

    мне захотелось ….