Часть из них давно утратила актуальность в силу изменения исторических реалий. Но это не мешает по-прежнему находить жизненную правду в прекрасных диалогах и характерах. Одна из величайших драм, которые поныне волнуют сердца читателей и поклонников театра, - пьеса, которую создал А. Н. Островский, «Гроза». Противостояние эмоциональной, вспыльчивой и тонко чувствующей девушки Катерины патриархальной семье и в наше время находит множество откликов в душах людей. Прежде всего потому, что это трагедия человеческих чувств, которая в той или иной форме оживает в каждом поколении и при любом социальном строе.
Катерина и ее окружение
Катерина Кабанова - центральный персонаж пьесы «Гроза». Островский изобразил ее крайне цельной личностью. Ее первые же слова в диалоге со свекровью многое говорят: Катя явно очень прямая, честная и не умеющая кривить душой девушка. Услышав косвенные нападки в разговоре о себе, она тут же вмешивается, чтобы прояснить ситуацию. И в достаточно прямой, хоть и доброжелательной манере разрешить конфликт лицом к лицу с его зачинщицей. Но не таковы остальные члены семьи Кабановых. Деспотичная свекровь ни в коей мере не нуждается в том, чтобы с ней говорили прямо и открыто. Разделять и властвовать в своем доме ей помогает как раз атмосфера недомолвок, скрытая вражда и умение тонко и незаметно провоцировать. Вот уж действительно «темное царство»! Открытый разговор, выяснение отношений без привлечения третьих лиц и стремление жить в согласии здесь абсолютно не в ходу. Лицемерная Варвара и робкий послушный Тихон ничего не могут сделать, чтобы изменить раз и навсегда заведенный Кабановой порядок вещей. Выводя на сцену немногочисленных героев драмы «Гроза», Островский живописал их очень тщательно, и наделил каждого ярким узнаваемым характером.
Существовали ли альтернативы?
Выйдя замуж и полюбив другого человека, Катерина сама захлопнула ловушку, которая и привела ее к трагическому концу. Но даже если бы не вовремя возникшее чувство к другому мужчине не привело ее к душевному кризису и самоубийству, слабо верится в то, что ее жизнь могла бы сложиться счастливо. Невозможность вписаться ни в существующий патриархальный строй, ни в погрязшую во лжи и лицемерии семью мужа - все это рано или поздно привело бы к краху, метафорой которого и служит надвигающаяся гроза. Островский мастерски создал буквально несколькими ремарками гнетущую атмосферу и показал приближение развязки трагедии, которая назревала в душе главной героини.
Двуличие - единственная альтернатива
Изначально воспитанная остро противиться всякому двоемыслию Катерина не привыкла что-то таить и скрывать от близких людей. Варвара, сестра ее мужа, в этом смысле - ее полная противоположность. Она, по ее собственному признанию, давно поняла, «в каком доме живет», и научилась врать строгой матери и бесхарактерному брату Тихону. Катерина же преувеличенно не приемлет никакой лжи - даже свою собственную совесть она постоянно подвергает строгим допросам. Естественно, для нее даже смерть оказывается ближе, чем двойная жизнь, в которой нашлось бы место любовнику. Такой экстремально правдивой изобразил ее Островский. «Гроза» в сокращении даст представление о сюжете и характерах, познакомит с самыми яркими диалогами. Но чтобы составить объективное суждение о произведении, лучше прочесть его в полном варианте. Таким, каким изначально создана «Гроза». Островский, без сомнения, - прекрасный драматург, и чтение подарит минуты удовольствия всем любителям хорошей драмы.
Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза» и "Бесприданница»
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого означает "вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно природы натуральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она.
Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решительный, цельный русский », который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».
Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины
Против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она.
Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.
Ви зараз читаєте: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - вспоминает она.
Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.
Александр Николаевич Островский - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. За свою жизнь он написал множество достойных произведений, но наиболее широкую известность приобрели драмы «Гроза» и «Бесприданница». Обе пьесы посвящены проблеме положения женщины в обществе, которая обыгрывается на двух наиболее значимых женских образах произведений: Ларисе Огудаловой и Катерине Кабановой.
Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.
Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.
По своему характеру Лариса Огудалова гордая, достаточно сдержанная, но необычайно приветливая девушка. Лариса несчастна в любви, в чем схожа с Катериной Кабановой, она также не может найти поддержки и участия в своей семье, что приводит к назреванию внутреннего конфликта героини. Ее мать, Харита Игнатьевна, заботится только о будущем благосостоянии дочери, пытаясь подыскать жениха побогаче, но несмотря на все ее усилия Лариса, неожиданно для самой себя, соглашается выйти замуж за бедного чиновника. Она стыдится своего будущего мужа и унижена его попытками сравниться с Паратовым, к которому она все еще питает нежные чувства. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни.
Несмотря на схожесть ситуаций, в которых оказываются обе девушки, их протест и реакция на происходящее выражаются по-разному. Лариса равнодушна и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. В течение всей пьесы мы мало видим какие-либо эмоции, которые показывает Лариса. Катерина же наиболее ярко реагирует на окружающую ее обстановку, она откровенна с читателем с самого начала. Возможно, именно поэтому она выступает решительней со своим протестом, нежели Огудалова младшая. Она кается в содеянном и, не в силах больше продолжать такую жизнь, бросается в воду, на что сама Лариса, хоть и мечтает о смерти, не решается.
Таким образом, внутренний конфликт, назревающий в обеих героинях, который позже превращается в протест против общества, имеет под собой разную почву. В случае Катерины, это протест жертвы тирании против самих тиранов; Лариса же выступает против «торговли» человеческими чувствами и потребительского отношения к личности. Обе девушки, так яро стремившиеся к свободе, в конечном итоге ее достигают, но какой ценой?