Презентация на тему мораль и культура орксэ. Презентация на тему "культура и мораль". Беседа с учащимися. Примерный план


Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ? -Какого человека можно назвать культурным. -Что значит культурно вести себя. -Что означает слово культура. -Почему культуру называют второй природой. -Что такое материальная культура. -Что такое духовная культура. -Как возникла мораль.


Политическая культура- это идеалы и жизненные ценности людей в государстве. Правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех. Мораль - система норм и ценностей, регулирующая поведение людей.


-Лениться и бездельничать -Давать пустые обещания -Помочь старой бабушке принести воды -Быть жадным, негостеприимным -Помогать человеку в беде, горе -Смеяться над увечными -Уважать, заботиться о родителях -Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику -Быть честным -Требовать у родителей того, что не заслужил трудом.


Морозко. Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: - Садись, мила дочь, в сани.


- Тепло ли тебе, девица? - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: - Ой, тепло, голубчик Морозушко!


Старухина дочь сидит, зубами стучит. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: - Тепло ли тебе, девица? А она ему: - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.

Цель: раскрыть взаимосвязь понятий «культура» и «мораль»Задачи:
Познакомить с понятиями «культура» и
«мораль»;
Создать условия для восприятия
многообразия проявлений
жизнедеятельности человека в
культуре;
Создать ситуацию осмысления
взаимосвязи культуры и морали.

Актуализация внимания к теме

Вопросы:
Как вы понимаете, что такое
«культура»?
Как вы понимаете, что такое «мораль»?
Как вы считаете, каким образом
связаны эти два понятия?

Работа с текстом учебника

Задание 1.
Прочитать текст учебника. Найти характеристики
понятий «культура» и «мораль».
Заполнить в таблице вторую строку.
Понятие
Кем
создается
Относительно
Включает
разных
народов и
материальную духовную
наций
Культура
Трудом
людей
Каждая нация или
народ имеют свою
культуру
Мораль
Здания
Города
Произведения
искусства
Предметы быта и
т.д.
Законы,
касающиеся
всех сфер
жизнедеяте
льности
человека

Работа с текстом учебника

Учителю необходимо прослушать мнение каждого
ученика, но подвести их к выводу и заполнить вторую
строку таблицы на доске. Например, следующим
образом:
Понятие
Кем
создается
Относительно
Включает
разных
материальную духовную
народов и
наций
Культура
Трудом
людей
Каждая нация или
народ имеют свою
культуру
Здания
Города
Произведения
искусства
Предметы быта и
т.д.
Законы,
касающиеся
всех сфер
жизнедеяте
льности
человека
Мораль
Людьми
Есть
национальные и
общечеловеческие
Статьи в
Конституциях
разных народов
Идеалы
Ценности

Работа с текстом учебника

Задание 2.
Прочитать текст учебника на стр. , начиная с
абзаца: «Мораль возникает тогда, …».
Ответить на вопросы:
Каковы причины возникновения морали?
Какие действия человека составили нормы
его поведения в обществе?
Какие действия человека мешают ему
самому и его окружению жить достойным
образом?

Работа с определениями

Культура – совокупность производственных,
общественных и духовных достижений
людей. С.И. Ожегов.
Мораль – нравственные нормы поведения,
отношений с людьми, а также сама
нравственность. С.И. Ожегов.
Мораль – нравоученье, нравственное
ученье, правила для воли, совести человека.
Моральные истины, нравственные. В.И. Даль.
Задание 3.
Поразмышляйте, каким образом в разных
национальных культурах формируются
нормы и правила поведения в обществе?

Работа с текстом

Задание № 4.
Можно предложить учащимся сравнить
как принято в различных культурах:
Здороваться;
Одеваться;
Справлять свадьбы;
Относиться к старшим, женщинам,
мужчинам, детям и т.д.

Если в России при встрече обмениваются пожеланием
здравствовать, то в Германии согласно заведенному
порядку желают «Доброго утра» до 12 дня, «Доброго
дня» с 12 до 17 и далее следует «Добрый вечер», однако
могут ограничиться и простым приветом.
В большинстве других европейских стран и в Америке
спрашивают: «Как дела?», и в ответ получают обычно:
«Хорошо» или «Нормально», затем следует встречный
аналогичный вопрос (причем отвечать «Плохо» просто
неприлично).
В Малайзии вопрошают: «Куда ты идешь?» На что
отвечают расплывчато: «Погулять».
Еврей пожелает: «Мир вам!», а перс: «Будь весел!»
Гренландцы констатируют: «Хорошая погода!»

В помощь учителю (приветствия)

Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста
обмениваются дружеским рукопожатием.
Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия
и их намерения чисты.
Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди
целуются при встрече и прощании, касаясь друг друга щеками
поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев.
Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются.
Мерзнущие лапландцы трутся друг о друга носами.
Дружелюбные японцы кланяются одним из трех видов поклонов -
самым низким, средним с углом примерно в 30 градусов или легким.
Китайцы тоже кланяются, но с вытянутыми вдоль тела руками.
В Индии в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно
прижимают их к груди.
Арабы скрещивают руки на груди.

Что касается обрядов для благополучия
семьи, здесь тоже есть свои особенности.
Вы, наверное, знаете о том, что с этой
целью многие народы любят посыпать
пару рисом.
Это служит пожеланием в многодетности.
В России распространено посыпать
молодоженов мелкими монетами, что
символизирует их будущий достаток.
В Румынии, например, посыпают орехами,
а в некоторых странах - даже лепестками
роз или пшеном.

В помощь учителю (свадебные обряды)

В Венгрии есть презабавный обычай под
названием «денежный танец»: невеста
выставляет посреди комнаты свои туфли, и
все, кто хотят с ней потанцевать, должны
сначала бросить в них несколько монет.
А в Польше денежные купюры цепляет к
платью невесты либо бросают в фату,
которую предварительно снимает жених. Это
является еще одним свадебным подарком
молодым.
В Швейцарии брачующиеся садят сосну, а в
Норвегии - две молодые елочки. Это
символизирует удачу и богатство.

Китай
Франция
Шотландия

Мексика
Япония
Россия

Самостоятельная работа

Написать в тетради рассуждение на
тему «Какие нормы и ценности
являются общими для всех народов
мира и почему?»
  • Создание условий для формирования нравственных ценностей, знакомство с понятиями «культура», «мораль».
  • Создать условия для формирования готовности и способности обучающихся самостоятельно осваивать культурные ценности, а в идеале - «культурно» решать собственные жизненно важные проблемы.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения.
  • Развитие у учеников потребности совершать хорошие поступки, предотвращать плохие.

Учебник

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010.

Формы и виды деятельности

  • Беседа
  • Устный рассказ на тему с применением слайдов
  • Самостоятельная творческая работа
  • Рефлексия
  • Комментированное чтение
  • Работа с иллюстративным материалом
  • Подготовка творческой беседы с членами семьи
  • Участие в учебном диалоге

Оборудование

Компьютер, проектор, тесты, презентация

Основные термины и понятия

Культура, мораль, моральные нормы.

Ход урока

1 Организация деятельности учащихся

Я спешу сказать вам – Здравствуйте ,

Я спешу сказать вам – Благости ,

Я спешу сказать вам – Радости ,

2 Беседа с учащимися. Примерный план

Презентация «Культура и мораль»

Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!

















Тема урока: Культура и мораль

Приветствие

Я спешу сказать вам – Здравствуйте ,
Чтобы пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам – Благости ,
Чтобы пожелать счастья нового,
Я спешу сказать вам – Радости ,
Чтобы пожелать удач, успехов и везенья.
Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!

Игрушка и Друг

  • Что за игрушку вы видите на слайде?
  • Почему её так назвали?
  • Если её толкнуть, что произойдёт?
  • Погладь её, она подставит другую сторону. Облей её водой, стечёт. Обзови её – она смолчит.
  • А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?
  • Но ведь в жизни всё по-другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдёт?
  • А кто ещё тебя осудит за такое поведение?
  • А что, у нас есть какие-то правила в поведении?

Система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей

Если проще, то как называется внешний контроль поведения, если внутренний контроль называется «совесть», а государственный контроль называется «право»?

Мораль . Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия «мораль», «культура», и как они связаны друг с другом.

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ - различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро и зло, справедливость и несправедливость.
Эти нормы помогают понимать, что можно делать, что нельзя.

Мораль и ложь

Одна из самых распространённых норм гласит: не лги . Однако, она чаще всего нарушается. Если ложь не связана с нарушением закона, например, лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут - не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.

Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу!

Ещё говорят: единожды солгав - кто тебе поверит? Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, т.к. с репутацией лгуна жить несладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью, и тоже осуждается морально.

Мораль и зависть

Другая моральная норма гласит: не завидуй . Люди с давних пор не любят завистников. Один очень известный философ Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шефствуют ненависть, предательство и интриги» .

Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств, они у него на лице, на языке, и в делах. С такими людьми тяжело иметь дело, и от этого завистники многое теряют в главном - в общении, в отношениях с людьми.

А.С.Пушкин написал прекрасное произведение «Моцарт и Сальери», в нём показано, как в одном человеке может ужиться гений и злодей: Сальери убивает Моцарта из-за безумной страсти - зависти к его таланту.

Мораль и жадность

Ещё одно моральное правило – «не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи, когда из-за жадности предавали товарищей, общее дело, и даже близких.

И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность один из великих источников преступлений, из-за неё крадут, подделывают документы, деньги, обманывают продавцов и покупателей, и даже убивают.

Жадность можно сравнить с болезнью от которой не так-то легко вылечиться, именно поэтому жадных людей и не любят, это отразилось и в народных пословицах:

  • Жаден как волк, а труслив как заяц
  • Жадное брюхо, ест по ухо
  • Жадный сам себе, покоя не даёт

Мораль

Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов

«Золотое правило» морали

Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе

Во всех религиях есть это «золотое правило»

Христианство

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Ислам

Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах

Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя

Буддизм

Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову

Какие составляющие морали вы можете назвать?

(Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали?)

  • доброта
  • сострадание
  • ответственность
  • бескорыстность
  • человечность
  • любовь
  • великодушие
  • терпимость
  • совесть
  • милосердие
  • щедрость

А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

Культура

Мораль является элементом культуры. А что такое культура?

  • «Культура» в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
  • Культура - это всё, что создаёт человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
  • КУЛЬТУРА - характеристика определённой исторической эпохи.

Культура - это возделывание души человека…

Цицерон

Как вы понимаете это высказывание?

ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека

Размышление

В коробке находятся предметы:

  • матрёшка,
  • авторучка,
  • книга,
  • апельсин,
  • зонт,
  • диск,
  • ложка и др.

С точки зрения понятий «культура» и «мораль» объясните, как могут вам пригодиться эти предметы?

Подводим итоги

Этика - наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле

Культура - это всё что создаёт человек:

  • Материальная культура - материальные ценности
  • Духовная культура - правовая культура, обычаи, традиции, мораль

Мораль - это привычки, обычаи, правила поведения

Сегодня на уроке:

  • Я узнал, что…
  • Мне понравилось…
  • Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке…

Домашнее задание

Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.

3 Работа с учебником

Примерный план беседы:

  • Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр. 8-9). Элементы каких национальных культур на них представлены?
  • Приведите примеры материальной и духовной культуры.
  • Объясните, почему возникла мораль.

4 Домашнее задание

Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье

5 Занимательный материал к уроку

1. А. Маркуша. Тихая Зоя

Текст рассказа

В четвёртом классе «А» завелась такая ехидная девчонка – Зоя Шаламова. Стоило учительнице открыть дверь, Зоя поднимала руку.

– Что у тебя, Зоя? – терпеливо спрашивала учительница.

– Сегодня Володя Петухов и Гуляев Витя кидались в нас бумажными шариками, а Семенков Женя говорил нехорошие слова…

– Садись, – отвечала учительница, – мы потом поговорим об этом.

Но стоило учительнице снова появиться в классе, как все начиналось сначала.

– Можно сказать? – вежливо спрашивала Зоя и, получив разрешение, докладывала:

– Володя Петухов написал на стенке, а Гуляев Витя показал язык Семенкову Жене…

– Садись, – говорила учительница и тяжело вздыхала. – Мы потом поговорим об этом.

Надо заметить, учительница была умная и никогда не пыталась выяснять у Зои, кто, где, как и почему напроказил. И все равно Зоя не унималась.

Вызывали в школу мать Зои. Но та, к сожалению, не поняла, в чем же виновата её дочь, она даже возмутилась:

– Наша Зоенька всегда говорит правду! Я её так с самого детства приучила. Значит, ваши мальчишки действительно кидаются бумажными шариками, говорят нехорошие слова, и пишут на стенках, и показывают друг другу язык. Вот их родителей и вызывайте!

Никто не знал, что делать с Зоей Шаламовой, как «привести её в чувство», даже учительница не знала. А вот ребята нашли выход.

Точно не помню, как это случилось, но случилось: Зоя перевернула чернильницу, да так неловко, что у Гуляева Вити вся спина стала фиолетовой. И тогда Семенков Женя сказал:

– После уроков пойдёшь к Витькиной матери и скажешь, что это ты вылила на него чернила.

– Но я же не нарочно.

– Все равно, пойдёшь и скажешь, что вылила ты. Если хочешь, можешь объяснить, что не нарочно.

Зоя не пошла.

И тогда все мальчишки четвёртого класса «А» отправились следом за Зоей. А потом, когда вредная Зоя скрылась за своей дверью, они по одному звонили в звонок и каждый объяснял маме Шаламовой, что её дочка Зоя вылила чернила на спину Гуляеву Вите. После двенадцатого объяснения мама Шаламовой закричала страшным голосом:

– Ну, вылила, вылила, вылила! Девочка плачет, чего вы ещё хотите?

– Мы хотим, – сказал Семенков Женя, – чтобы она пошла к Витькиной матери и сама на себя нажаловалась. А если не пойдёт, – пообещал Женя, – мы и завтра, и послезавтра, и всегда будем приходить к вам и рассказывать… Пока Зойка сама на себя не нажалуется…

Больше при появлении учительницы Зоя не поднимала руки и не лезла ябедничать.

Вылечилась раз и навсегда.

Вопрос:

  • Как Зоя вылечилась от ябедничества?

2. Старый дед и внучек

Текст басни

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.

Отец и спросил:

– Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и отвечает:

– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вопросы:

  • Назовите главных героев
  • Какие взаимоотношения должны быть между старшими и младшими членами семьи?
  • Что заставило мужа и жену задуматься над своим поступком?
Светлана

1 слайд

Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск

2 слайд

Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

3 слайд

Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

4 слайд

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

5 слайд

Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

6 слайд

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

7 слайд

Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

8 слайд

Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

9 слайд

Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

10 слайд

11 слайд

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

12 слайд

Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.

13 слайд

Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

14 слайд

Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.

15 слайд

И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие

16 слайд

Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

17 слайд

Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

20 слайд

Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8

Слайд 2

Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ?

  • Какого человека можно назвать культурным.
  • Что значит культурно вести себя.
  • Что означает слово культура.
  • Почему культуру называют второй природой.
  • Что такое материальная культура.
  • Что такое духовная культура.
  • Как возникла мораль.
  • Слайд 3

    Что такое культура?

    Древняя Греция:

    • Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание).
  • Слайд 4

    Россия -19 в.

    Культура:

    • Хлебопашество, земледелие,
    • Образованность.
  • Слайд 5

    Значение культуры

    Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Очень важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран и народов.

    Слайд 6

    Виды культуры

    • Материальная - включает предметы человеческого труда.
    • Духовная - представления,мысли людей, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила, ценности и идеалы.
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Посуда из берёсты

    Обыкновенное чудо - посуда из берёсты, которую делали наши предки. Если нужно было донести горячую еду на поле для работающих, то выручали туески* из берёсты. Если нужно сохранить продукты - на помощь приходила посуда из берёсты. Мастера назывались берестянщики, они «шили» из пласта берёсты или плели из узких берестяных лент. Берёсту заготовляли весной, в мае или начале июня, когда дерево в соку. Из пласта берёсты делали короба, туеса для хранения муки, круп и других сыпучих продуктов, корзины и многое другое. В берестяную посуду сливали молоко для квашения. Для питья использовали берестяные черпаки. Изделия из берёсты очень прочны, они могли служить до 25 лет! Умения передавались из поколения в поколение.

    Слайд 9

    ​Физминутка

    Раз – поднялись, потянулись.
    Два – согнулись разогнулись.
    Три- в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать.
    Шесть за парту тихо сесть

    Слайд 10

    • Политическая культура - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве.
    • Правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех.
    • Мораль - система норм и ценностей, регулирующая поведение людей.
  • Слайд 11

    Золотое правило морали

    Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!

    Слайд 12

    Правила морали

    • Лениться и бездельничать
    • Давать пустые обещания
    • Помочь старой бабушке принести воды
    • Быть жадным, негостеприимным
    • Помогать человеку в беде, горе
    • Смеяться над увечными
    • Уважать, заботиться о родителях
    • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику
    • Быть честным
    • Требовать у родителей того, что не заслужил трудом.
  • Слайд 13

    Морозко

  • Слайд 14

    Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
    Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница.
    Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо.
    Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
    - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
    Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
    - Садись, мила дочь, в сани.

    Слайд 15

    Тепло ли тебе, девица?
    - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

    Она чуть дух переводит:
    - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
    Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
    - Ой, тепло, голубчик Морозушко!

    Слайд 16

    Старухина дочь сидит, зубами стучит.
    А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
    - Тепло ли тебе, девица? А она ему:
    - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…
    Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
    - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
    - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

    Слайд 17

    Домашнее задание

    Вместе с родителями составьте свод правил, принятых в вашей семье – страница №9.

    Посмотреть все слайды