Куприн гранатовый браслет сюжет и проблемы. Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна. Любовь сильнее смерти

Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.

С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок - золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник - чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.

Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой - генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. "А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!". После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры - это"...такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого "маленького человека" - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.



Мне кажется, что гранатовый браслет - это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.

Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.

Таким образом, прочитав рассказ "Гранатовый браслет", я поняла, сто Куприн - это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь - это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.

Проблема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Трудно найти писателя или поэта, который обошел бы в своем творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека, сердце которого никогда не согревало это светлое чувство. Любовь - благодатная почва для художника, ибо без преувеличения можно сказать, что она творит чудеса в человеческой душе: она способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогает ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но любовь, увы, нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства...

В творчестве Куприна любовь нередко представлена как некая сверхъестественная сила, которая существует словно сама по себе и полностью господствует над человеком. Она безжалостна, ибо смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим она - чистое и возвышенное чувство, и человек нисколько не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар. В этом понимании природы любви автору особенно близки ее образные характеристики в ветхозаветной «Песне Песней Соломона», где «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее», ибо она «сильна, как смерть», а возлюбленная «грозна, как полки со знаменами». Самый поэтический рассказ Куприна «Суламифь» представляет собой вольное переложение образов и мотивов «Песни Песней».

Герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков - простой чиновник контрольной палаты, жизнь которого не представляет ничего примечательного, - случайно видит в ложе цирка девушку, принадлежащую к высшему обществу, и в первую же секунду понимает, что любит ее. Любовь Желткова иррациональна, необъяснима и неуправляема. Отныне вся его жизнь принадлежит этой прекрасной девушке, к которой он не осмеливается даже подойти. Он убежден, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека, прекраснее <...> и нежнее» ее. Эти сравнения могут показаться странными только тому, кто не знаком с образами «Песни Песней», где возлюбленная- «запертый сад», «запечатанный источник», ее нос - «башня Ливанская», а зубы - «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни».

Предмет его нежной страсти Вера Николаевна вскоре выходит замуж за состоятельного и доброго человека, князя Шеина. В течение некоторого времени она получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но не придает им значения и не задумывается о том, кто этот человек и какую цель преследуют его послания. Проходит несколько лет, и ее «прежняя страстная любовь к мужу переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Неизвестный воздыхатель Веры давно уже перестал засыпать ее письмами, лишь изредка посылая ей короткие праздничные поздравления. В день ее именин, с которого, собственно, и начинается рассказ, она получает от своего анонимного влюбленного гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его дерзкое вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Вера, привыкшая во всем советоваться с мужем, и на этот раз предоставляет ему решать, как ей поступить. Но в глубине души ее одолевают сомнения: вправе ли она открывать тайну, которая касается лишь ее одной? С другой стороны, что ей остается делать? Задумываться о любви к человеку, которого она не знает и даже никогда не видела, - это абсурд, пытаться понять, искренне ли его чувство, - бесполезно, да и ненужно. Однако сердце ее неспокойно: она размышляет о любви - той, идеальной, возвышенной любви, о которой пишут в романах и слагают легенды, и которая - она это осознает - так и не коснулась ее жизни...

Рассказ кончается трагически. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но Желтков бессилен перед чувством, которому подчинена вся его жизнь. Он видит лишь один выход: умереть. Вера глубоко потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. Он лежит в гробу, а на его лице - спокойная и безмятежная улыбка. В этот момент она ощущает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Придя домой, она выполняет последнюю волю умершего: слушает сонату Бетховена, которую они оба любили. Музыка соединила их, они услышали и простили друг друга.

Куприн не открывает нам того, что стало с Верой потом, после того как она соприкоснулась с тайной любви. На первый взгляд, эта история насквозь трагична: влюбленный умирает, так и не дождавшись ответной любви, а ее сердце, едва открывшееся навстречу долгожданному чувству, обречено на вечное страдание. Но писатель вкладывает в понятие любви более глубокий смысл. Он идеализирует ее, ибо считает, что ей доступно абсолютно все. Влюбленные понимают друг друга без слов, и даже физическая смерть не может их разлучить. Вера слышит голос возлюбленного: «Успокойся, я с тобой... потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ заканчивается словами: «Все хорошо». И это светлый конец, ибо любовь, по мысли писателя, сильнее смерти.

Разделы: Литература

Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного материала.

Метод обучения : Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать мнение о Желткове, его роли в рассказе и его влиянии на сознание героев.

2. Цель развития

  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию, преодолевать нравственный максимализм;
  • развитие умений работать в группе;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;

3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплине через содержание учебного материала;
  • на примере образа главного героя воспитывать лучшие человеческие качества, трепетное отношение к чувству любви;
  • способствовать воспитанию "культуры спора".

Студент должен

знать:

  • содержание рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”;
  • характеристику основных образов-персонажей рассказа “Гранатовый браслет”, особенности образа “маленького человека”.

уметь:

  • составлять “синквейн”;
  • характеризовать пейзаж в художественном произведении;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “Искусство”

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать стихотворение (сонет) И.Л.Сельвинского:

Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил...
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой бриг не трогался с причала.

Бриг поэта стоит у причала так же, как и ваша жизнь, которая еще не пустилась в большое плавание. И разговор наш сегодня пойдет как раз о любви, о препятствиях на ее пути.

Ее проявления на примере героев рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Вопросы для беседы:

  1. Так что же такое “любовь”?
  2. И что значит – любить?

3. Мотивация учебной деятельности.

Итак, основная тема рассказа – тема любви. Что становится препятствием на пути любви главного героя? (Социальное неравенство, неразделенная любовь, унижения со стороны людей). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Нравственные и социальные проблемы в рассказе “Гранатовый браслет”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему(СЛАЙД №2).

Все вы уже достаточно взрослые для того, чтобы иметь собственное представление о ЛЮБВИ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к слову ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ (СЛАЙД №3).

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

С вашим мнением мы познакомились, а вот какая точка зрения по этому вопросу у автора рассказа “Гранатовый браслет” А.И.Куприна и с помощью каких художественных средств, через мнение каких героев она выражается нам и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Итак, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, “адвокаты” и “прокуроры”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №4):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

Сегодня мы обсуждаем рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, который имеет свою творческую историю.

4.1 История создания рассказа.

Студент 1 (опережающее задание) (СЛАЙД №5).

Итак, как вы уже поняли, рассказ был основан на реальных событиях, а на каких именно мы сейчас узнаем из следующего сообщения.

Студент 2 (опережающее задание) (СЛАЙД №6).

4.2 Дискуссия

Мы увидели, что рассказ А.И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (СЛАЙД №7)

Вопрос для обсуждения (в группах):

  • Почему в отличие от своего реального прототипа в жизни, Желтков в финале рассказа погибает?

4.2.1 Анализ начала рассказа (описание пейзажа).

Символичность в рассказе.

Преподаватель: Рассказ начинается с описания природы. (СЛАЙД №8)

  • Каков общий характер описаний пейзажа в рассказе? Какое настроение создаёт у читателя?
  • Какое отношение этот пейзаж имеет к сюжету рассказа?(СЛАЙД №9) Запись в тетрадях.
  • Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства).
  • Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

Вера суеверна, в чем это выражается? (СЛАЙД №10)

(Количество гостей на именинах – 13. Пересчитав гостей, княгиня Вера подумала: “Вот нехорошо!” Увидев, как сверкают при электрическом свете камни граната, испугалась: “Точно кровь...”)

В рассказе 13 глав. Случайно ли это? (13 – Чертова дюжина - предвещание чего-то темного, негативного, трагичного).

Вывод :(СЛАЙД №11) В настоящее время жизньВеры Шеиной однообразная, спокойная, устоявшаяся; любовь к мужу прошла, но осталось чувство уважения и дружбы. Все в ее жизни сложилось, огорчает лишь отсутствие детей.

Раскрытие понятия “любви”.

В эпиграф рассказа вынесена Вторая соната Бетховена. Как вы думаете, какой характер должна носить любовь, если эпиграфом к ней служит такая музыка? (Прослушивание музыкального фрагмента (СЛАЙД №12)).

(Обдуманный, серьезный, трагический, тревожный, уверенный, очень сильный).

(СЛАЙД №13) Кто выделяется среди гостей Шеиных и почему?

(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его “дедушкой”. Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

  • Когда и как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
  • Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

  • Любовь в рассказах Аносова. Какая она?

(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)

Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?

(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)

Вывод : (СЛАЙД №14) Любовь, по мнению Аносова, который является выразителем авторской точки зрения, “единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная”, “Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Образ Желткова(СЛАЙД №15)

Итак, мы подошли к самому противоречивому герою рассказа – Желткову. Через его образ А.И.Куприн раскрывает тему “маленького человека”. Докажите это.

Вывод : (СЛАЙД №16) Куприн развивает тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Таким образом, в рассказе А.И.Куприна происходит эволюция образа “маленького человека”.

Вопросы для дискуссии:

Подарок Желткова – гранатовый браслет. Что он символизирует? (По старинному преданию... имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти). Подарок героя вынесен в название рассказа, он – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя

(СЛАЙД №17) Чем было чувство Желткова: настоящей любовью или сумасшествием?

(СЛАЙД №18) Имя героя – Георгий? Что оно означает? (“Победитель, Победоносец”). Можно ли утверждать, что герой вышел победителем в этой истории? Аргументируйте свою точку зрения.

(СЛАЙД №19) Чего заслуживает Желтков: восхищения или презрения?

(СЛАЙД №20) Чем была смерть героя: силой или малодушием?

(СЛАЙД №21) Любовь – это великий дар или проклятие?

Вывод : (СЛАЙД №22) Несчастный Желтков вовсе не жалок, а искренность и преданность его чувства, способность принести себя в жертву заслуживает не просто сочувствия, а преклонения. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным не только в собственных, но и в чужих глазах.

4.2.4 Синквейн(СЛАЙД №23)

Поменялось ли ваше отношение об этом чувстве, в связи с прочтением рассказа А.И.Куприна?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “любовь”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а мы подведем итоги нашей беседы .

5. Рефлексия.

2. Могут ли нравственные и социальные проблемы стать препятствие для истинной любви? Почему?

3. Достигли ли мы поставленных в начале занятия целей? Выяснили, каков взгляд А.И.Куприна на понятие “ИСТИННОЙ ЛЮБВИ”?

4. Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?

Вывод : Сегодня мы рассмотрели произведение Куприна “Гранатовый браслет”. Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется только раз в тысячу лет. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.

3. (СЛАЙД №24)А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

Подведение итогов.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

Задание на дом (СЛАЙД №25):

Выполнить проблемное задание: “... смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью”, – считает литературовед Е.Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?

Написать эссе на тему: “И что это было: любовь или сумасшествие”? (По рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет”).

Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить словами Ж.Б.Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил...

Критерии оценки работы студентов на занятии

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

Княгиня Шеина это понимает. Она искренне оплакивает Желткова, человека, которого практически не знала, но, о боже мой, возможно, мимо нее прошла настоящая любовь, которая встречается раз в сотню лет.

“Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”

Место в литературе: Литература ХХ века → Русская литература ХХ века → Творчество Александра Ивановича Куприна → Повесть “Гранатовый браслет” (1910)

Любовь - необыкновенное чувство, которое, к сожалению, познать дано не каждому человеку. Тема сегодняшней статьи - повесть Куприна " Гранатовый браслет" . Смысл названия произведения более глубокий, чем может показаться на первый взгляд . Какова проблематика повести? Что символизирует украшение, подаренное главной героине?

"Гранатовый браслет": содержание

Утонченную графиню однажды полюбил неприметный телеграфист. Он не искал с ней встреч, не был навязчив, лишь только письма, которые светская красавица получала изредка, говорили о его чувствах. В день своих именин княгиня получила в подарок от мужа жемчужные серьги. Это был утонченный , изысканный подарок. А вечером посыльный вручил горничной небольшую квадратную коробку со словами " Передайте лично в руки барыне" . В ней был запечатан гранатовый браслет.

Смысл названия повести Куприна объяснить довольно просто. Безответно влюбленный телеграфист однажды всё-таки осознал, что его томления ни к чему хорошему не приведут. Написал княгине еще несколько писем, и к одному из них приложил украшение из низкопробного золота и плохо шлифованных камней. Этот подарок вызвал негодование у родственников главной героини.

Муж и брат княгини отправились к телеграфисту, дабы прекратить череду любовных писем, угрожающих репутации дворянского семейства. Им это удалось. Телеграфист покончил с собой. И только после его смерти княгиня осознала, что в ее жизни случилась любовь, о которой грезят миллионы женщин, но на которую уже неспособны мужчины.

В чём же смысл названия " Гранатового браслета" ? Телеграфист мог бы подарить княгине серьги из бирюзы или Однако Куприн предпочел , чтоб его героиня получила от своего воздыхателя украшение, изготовленное из камней ярко-красного цвета - цвета любви. Смысл названия " Гранатового браслета" следует искать в символике драгоценных камней. Гранат всегда ассоциировался с любовью, верностью, страстью.

Итак, телеграфист погиб. Княгиня поняла, что никогда уже не встретит человека, который будет ее любить столь самоотверженно. Таково краткое содержание " Гранатового браслета" . Сюжет произведения, правда, не так прост. В нём есть еще немало персонажей. Кроме того, повесть Куприна наполнена символами.

Вера Шеина

Так зовут главную героиню повести Александра Ивановича Куприна " Гранатовый браслет" . Она красива, образована, в меру высокомерна. У Веры Шеиной нет детей, но есть умный, добрый, понимающий муж. Василий - предводитель дворянства. Отношения супругов давно стали скорее дружескими. Между ними нет страсти. И была ли она когда-нибудь?

Для того чтобы раскрыть тему любви в " Гранатовом браслете" , следует рассказать о том, как относилась героиня к своему поклоннику. Звали его Желтков. Он отправлял княгине письма не год, и не два. Ещё за семь лет до событий, описываемых в повести, он одолевал Веру Затем надолго замолчал. И только в день именин напомнил ей снова о себе. Вера распечатала небольшую посылку, обнаружила в ней браслет. Как и все женщины, сперва обратила внимание на украшение, и только потом на письмо. " Ах, опять это он" - подумала княгиня. Желтков вызывал у нее только раздражение.

В глубине души Вера Шеина мечтает о страстной любви. Но как и миллионам женщин на земле, это чувство ей не знакомо. Настоящая любовь прошла мимо нее в образе непримечательного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного Желткова, княгиня поняла лишь после его смерти.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в " Гранатовом браслете" не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в " Гранатовом браслете" сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

Анна

Автор дает довольно подробную характеристику героям, которые не имеют прямого отношения к основной сюжетной линии. Именно это даёт право назвать " Гранатовый браслет" повестью, а не рассказом. Анна - сестра Веры. Это молодая, привлекательная женщина, которая лишена настоящей любви так же, как и главная героиня. Но в отличие от Веры, она натура очень страстная. Анна беспрестанно кокетничает с молодыми офицерами, посещает званые вечера, тщательно следит за своим обликом. Она не любит своего мужа, а потому не может быть счастлива.

Образ гранатового браслета

Стоит ещё несколько слов сказать о главном " персонаже" повести Куприна. А именно о гранатовой браслете. Желтков - скромный служащий. У него нет денег на дорогой подарок для любимой женщины. Когда-то гранатовый браслет принадлежал его прабабке. Последней это украшение носила мать Желткова.

Камни со старого браслета перенесены на новый, изготовленный из золота, хотя и низкопробного. Вероятно, он долго копил на подарок княгине. Но дело, конечно, не в стоимости этого украшения. Желтков подарил княгине самое дорогое - браслет, принадлежавший матери.

Последнее письмо

Повесть Куприна о трагедии одинокого человека, безгранично любящего женщину, которая никогда не ответит ему взаимностью. После разговора с братом княгини телеграфист написал последние, предсмертное письмо. А затем покончил с собой. После его гибели Вера попросила пианистку Женни Рейтер сыграть симфонию Бетховена, которую так любил Желтков. Когда она слушала эту удивительную музыку, вдруг поняла: он простил ее .

Работа учителя

1

Учебный предмет

литература

2

Класс

9

3

Учебник

«Литература» в 2 частях, под редакцией В. П. Журавлёва, М.: Просвещение 2013 год

4

Вид урока

Комбинированный урок

5

Тема урока

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести А. И. Куприна.

6

Используемые технологии

* технологии сотрудничества, основанные на взаимодействии: учитель – ученик. (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко); * технологии Ильина с упором на личностный интерес ученика (внутренний посыл, а не приказ учителя); * ИКТ

7

Планируемые предметные результаты

* научиться определять проблематику произведения; * проектировать высказывание по заданному вопросу с использованием исходного текста в качестве аргументации; * практиковать обучающихся в определении художественных средств выразительности речи.

8

Планируемые мета предметные УУД

Коммуникативные: *использовать в речи точные ответы с целью отображения реальных знаний и умений по данной теме. Регулятивные: *проблемно-тематический анализ произведения; художественные средства выразительности языка; *выстраивать работу по карте-алгоритму «Проблематика текста. Авторская позиция». Познавательные: *открыть мастерство А. И. Куприна в изображении человеческих чувств через деталь; *определить понятие "любви» по А. И. Куприну; *определить проблематику повести и авторскую позицию.

9

Планируемые личностные результаты

* устойчивая мотивация к умению формулировать мысль на основе алгоритм; * навык работы в коллективе, группе; *воспитание чувства великой и вечной духовной ценности любви и уважения к чувствам других людей; *умение интерпретировать текст и формировать собственное мнение по главной проблеме.

10

Деятельность учителя

И

ученика.

    Организационный момент. *Приветствие. *Мониторинг отсутствующих. * Объявление темы урока. * 1 слайд Тема урока, постановка цели и задач урока. 2. Актуализация знаний повторение по карте-алгоритму « Проблематика текста. Авторская позиция » *Что такое проблема?

* Какие есть виды проблем?

Информация об А. И. Куприне. (Рослова В., Джунаева О.)

Какова история написания произведения? (Брюханов В)

Как рисует А. И. Куприн В. Н. Шеин? (Моторина И.)

Как рисует А. И. Куприн Г. Желткова? (Зиядинов Э.)

3. Проверка домашнего задания. 1)Какая тема повести является главной? (тема любви). 2) Какими эпитетами наделяет это чувство А. И. Куприн? (Моторина И., Михальчишена А.) 3)Какие проблемы автор поднимает в повести «Гранатовый браслет»? (Михальчишена А., Терехов В., Брюханов В.)

4. 2 слайд. Работа с таблицей. «Тематика. Проблематика. Авторская позиция».

    слайд. Эпиграф к повести. Соната Л. В. Бетховена. Перед тем, как прослушаете музыку великого немецкого композитора Л. В. Бетховена, подумайте: почему А. Куприн взял эту музыку в качестве эпиграфа к повести?

(*Во - первых, эти два слова ассоциируются между собой; * во-вторых, музыка и любовь вечны; *в-третьих, чувство любви Желткова настолько было возвышенным и чистым, что только высокой музыке было под стать.) 5. Рефлексия . В своём письме к Ф. Д. Батюшкову А.Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. - А в чём тогда? Как вы думаете? – В любви. Но в любви!». Именно эта фраза прозвучала в конце письма. Мир человеческих чувств писатель сумел преобразить, воскресить, облагородить и это ему удалось сделать благодаря сильному чувству главного героя. Создавая образ «маленького человека», писатель вывел личность, способную переродить других.

6. Итог урока. *Выставление оценок. Аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

Проблемно-тематический анализ повести.

Тема

проблема

маленький человек и его окружение

социально-нравственная проблема «маленького человека» в обществе именитых и власть имущих людей.

Даже «маленький человек» своей жизнью и поступками способен изменить мнение окружающих и заставить уважать себя.

Безответная любовь

*нравственная проблема безответной любви

Смерть от безответной любви может пробудить к жизни человека. + аргумент из текста

жизнь

*философская проблема смысла жизни *философская проблема любви.

Любовь может быть смыслом жизни. + аргумент из текста

Дополнительный материал / цитаты.

Проблема смысла жизни. Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую, сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь»

Проблема безответной любви. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера. Вере открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».

Проблема «маленького человека» и его окружения. В начале произведения, читая письмо Желткова, муж Веры Николаевн, князь Василий Львович, чувства влюблённого пародирует, вспоминая при этом некую историю любви, но князь Шеин меняет своё мнение о бедном влюблённом Желткове: «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…»(10 глава), «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 глава). И особую весомость имеет обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»