Какие бывают виды искусства? Позитивное и негативное пространства. Пластические или пространственные виды искусства

Многие начинающие фотографы, только что купившие свои первые камеры, начинают рьяно изучать техническую сторону искусства фотографии. Безусловно, это важно, чтобы в будущем производить фотографии с правильной экспозицией нужно знать технические основы. Но закончив освоение технических аспектов, человек должен обратить внимание на то, каким образом следует выстраивать композицию, чтобы получать эффектные фотографии. Эффектные фотографии привлекают к себе внимание зрителя и сообщают ему какую-то эмоцию, мысль, чувство. Запечатлеть эмоцию и привлечь внимание - это задачи, которые требуют обучения, практики и эксперимента.

Изучение основ визуальной организации и понимание того, как они работают, поможет овладеть навыками композиции. Однако, для достижения успеха недостаточно слепо следовать прописным правилам. Кроме того, восприятие зрителем представленной перед ними фотографии, зависит от его прошлого жизненного опыта, интересов и от того, что он сам пытается для себя найти. Именно по этой причине на одну и ту же фотографию очень часто отзываются самым разным образом. Фотограф должен понять, как люди воспринимают различные виды визуальной организации.

Линия

Линия обозначает “путь” между двумя точками. Линия может быть прямой, изогнутой, вертикальной, горизонтальной, диагональной или зигзагообразной. Линия подразумевает движение и предполагает направление. Линия также может быть скрытой, и в таком случае она выстраивается в воображении зрителя; для этого в кадре должно располагаться несколько “точек” в определенной геометрической последовательности.

Нарисуйте на бумаге четыре соединительные точки для квадрата, и ваш мозг сам проведет отсутствующие линии, так как ему свойственно искать и находить знакомые шаблоны. Направление и ориентация линий также может вызывать определенные эмоции и чувства. К примеру, горизонтальные линии означают спокойствие и умиротворение, в то время, как вертикальные линии символизируют силу и мощь. Косые линии подразумевают движение, действие и изменения. Изогнутые линии, имеющие форму буквы S, ассоциируются со спокойствием и тишиной. Сходящиеся линии означают глубину и отдаленность.

Изгородь по обе стороны от дороги или шоссе, линии которой сходятся вдали, порождают иллюзию того, что плоское двухмерное изображение заключает в себе трехмерную глубину. Линия является эффективным элементом визуального искусства, так как она может вести за собой взгляд зрителя. Для создания эффектных фотографий ищите такие линии в кадре и их выстраивайте определенным образом, чтобы передать зрителю те или иные чувства.

Форма

Форма представляет собой конечный результат взаимодействия расположенных рядом линий. Но форму можно передать и без видимых линий при помощи цветных выделяющихся элементов или организованных в кадре объектов. Некоторые первичные формы, такие как треугольники, круги, квадраты и шестиугольники в том или ином воплощении встречаются в природе. Пространство определяется фигурами и формами. Существует позитивное пространство, в которое заключены формы и фигуры, и негативное пространство, составляющее пустое пространство вокруг фигур и форм. В сбалансированном кадре негативное и позитивное пространства должны уравновешивать друг друга.

Свет и тени

Форма относится к трехмерным качествам объекта и влияет на зоны света и тени. Когда свет, идущий в одном направлении (например, свет от Солнца), попадает на объект, то часть этого объекта остается в тени. Области света и тени на изображении дают контраст и объем.

Факторы, которые могут повлиять на наше восприятие фотографии: направление источника света и резкость или мягкость средних тонов. Свет, исходящий из-за объекта, может сформировать на снимке силуэт, в результате чего почти черный объект будет отображаться на светлом, озаренном светом фоне. Силуэты представляют собой двухмерные фигуры с отсутствием объема. Отсутствие цвета очень часто усиливает наше восприятие формы, как это происходит, например, с черно-белыми фотографиями. Свет, падающий сверху или сбоку, создает так называемое “Рембрандтовское освещение”. Такой тип освещения подчеркивает границы и глубину. Если говорить о пейзажной фотографии, то текстура ландшафта лучше всего видна утром и вечером, когда свет падает под углом. В это время могут преобладать либо теплые, либо холодные оттенки.

Цвет

Было проведено множество исследований, целью которых было изучить, каким образом цвет влияет на человека. Некоторые изучения показали, что женщины и мужчины могут воспринимать цвет по-разному. Цвет воздействует на наше эмоциональное состояние, разные цвета способны вызывать широкий спектр эмоций. Грубо говоря, цвет может влиять на нервную систему человека.

Терминология

Цветовой тон - определяет названия основных цветов, красного, синего и зеленого.

Сочетание света и тени - количество света или тени в цвете (другими словами, количество черного или белого цветов).

Интенсивность - чистота и насыщенность цвета.

Монохромный цвет - использование одного цвета (часто используется один цвет, но в различных тонах).

Аналогичные цвета - цвета, расположенные по соседству на цветовом круге, например, желтый и зеленый.

Сочетание аналогичных цветов, живущих бок о бок на цветовом круге, считается одним из наиболее гармоничных. Аналогичные цвета довольно часто применяются в визуальном искусстве и имеют успокаивающее воздействие.

Дополняющие цвета: цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге, например, сине-фиолетовый и желтый. Дополняющие цвета, распложенные рядом друг с другом, дают больше контраста. К примеру, желтый цвет выглядит более интенсивно, когда находятся на фоне синего или фиолетового (см. фотографию ниже).

На фотографии зеленый и желтый выступают аналогичными цветами, которые гармонируют друг с другом, а фиолетовый на фоне дополняющих цветов кажется более интенсивным.

К теплым цветам относятся: желтый, красный и оранжевый, они вызывают ассоциацию с кровью, солнцем и огнем.

Холодные цвета включают: фиолетовый, синий и зеленый.

Для этой фотографии был использован синий фильтр, который помог с большей выразительностью передать зрителю “ощущение холода” (Монохромный цвет).

Мы называем цвета холодными и теплыми, потому что они вызывают у нас ассоциативные ряды с соответствующими явлениями природы. Красный, желтый и оранжевый мы считаем теплыми цветами, а синий, фиолетовый и зеленый относим к холодным. Но такой контраст является относительным, поскольку сочетание зеленого и желтого цветов будет казаться холоднее относительно красного и оранжевого, но на фоне синего и фиолетового, напротив, такое сочетание покажется нам более теплым. Фотографы могут прибегать к использованию различных цветов для усиления контраста или для передачи перспективы. Холодные цвета имеют особенность визуально отдалять объекты, а теплые цвета наоборот как будто их приближают к зрителю.

Теплое солнечное сияние приближает, а холодные синие тени отдаляют.

Текстура относится к качествам поверхности или к “ощущениям”, которые передает объект - он может быть гладким, шершавым, мягким и т.д. Текстура может быть фактической (ощущаемая при прикосновении) или подразумеваемой (когда артист передает текстуру посредством визуального искусства). Текстура особенно подчеркивается, когда свет падает на объект под наклоном.

Композиция

Скомпоновать различные элементы в рамке видоискателя, чтобы получить выразительный кадр, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Художник тут имеет преимущество, он может расположить объекты на картине, как и где захочет, а вот фотограф должен искать и организовывать элементы кадре. И хотя иногда фотограф может приложить руку и сам расположить объекты в кадре так, как на его взгляд будет лучше (например, листья), но очень часто такое вмешательство приводит к крайней неестественности, и кадр теряет свою загадку, становясь искусственным. Природа не всегда бывает идеальна, и, конечно, организация дает более привлекательные результаты. По-настоящему эффективная композиция при съемке на природе получается, когда фотограф находит баланс между рукотворным порядком и тем, что предлагает природа.

Процесс принятия решений, через который мы проходим, когда делаем фотографии, начинается со способности видеть различные возможности. То, что мы видим, зависит от того, что мы ищем, хотим увидеть и от того, что готов показать нам наш разум. Способность “видеть” зависит от особенностей нашего мышления и памяти не меньше, чем от самих глаз. Для того чтобы лучше “видеть”, во-первых, следует расслабить, успокоить сознание и узнать как можно больше о выбранной тематике и в частности об объектах, которые вы будете снимать. Найдя что-то достойное внимания, мы должны изолировать часть сцены и скомпоновать важные визуальные элементы в рамках видоискателя так, чтобы во всей полноте выразить наше отношение к предмету съемки.

Единство

Под единством мы понимаем упорядоченность элементов в кадре, в результате которой каждый элемент привносит свой вклад в единый образ. Фотография, на которой отсутствует единство между объектами, вызывает у зрителя противоречивые чувства, и в результате он попросту отворачивается. Есть несколько способов, которые помогают достичь такого единства в кадре.

Доминирование

Художник или фотограф должен выстраивать последовательность, в которой будут прослеживаться визуальные элементы, и контролировать количество внимания, которое каждый из элементов будет получать. Сделать какой-то элемент основным на фотографии можно с помощью размера или цвета. Большие объекты преобладают над маленькими, а теплые цвета над холодными. Привлечь основное внимание к объекту можно и с помощью его расположения в кадре. Естественно, что объект, расположенный посередине сцены, привлечет больше внимания, чем, если бы он находился где-нибудь на периферии. Но располагать объект в самом центре кадра - не самая лучшая затея, эффективнее, когда объект находится чуть в стороне от центра.

Другой способ - использование сходящихся линий. Как правило, взгляд, следуя по линиям, приходит к точке, в которой они сходятся.

Жилки листа сходятся в одной точке, которая и является основным элементом этого изображения.

Доминирование на фотографии также может быть достигнуто с помощью какого-либо несоответствия, т.е. при помощи разницы между объектами. Если все объекты в кадре перекликаются по цвету, форме или тону, но один из них им не соответствует, то именно он и заберет на себя основное внимание зрителя. Коричневая травинка на иллюстрации снизу является доминирующим элементом, поскольку она отличается по цвету от окружающих её аналогичных травинок.

Целостность

Под целостностью имеется в виду гармония между элементами, которые должны идеально подходить друг к другу. В реальности элементы изображения могут быть никак не связаны, но на фотографии их форма, цвет и размер должны формировать одно целое. Визуальная целостность может быть достигнута при помощи использования аналогичных цветов и тональностей, схожих форм, текстур или размеров. Наличие большого числа сходств между объектами или их абсолютная идентичность приводит к скуке - чтобы у изображения была изюминка необходимо какое-то разнообразие.

На этой фотографии изображены камни, имеющие гладкую поверхность, аналогичные форму и цвет.

Понятие баланса подразумевает, что все визуальные элементы на фотографии имеют свой “вес”. Большие объекты, как правило, весят больше маленьких, также как и темные предметы по весу превосходят светлые. Большое значение имеет положение объектов. На подсознательном уровне мы воспринимаем центр фотографии или картины, как некую ось вращения. “Тяжелый ” элемент, расположенный с одной стороны фотографии может быть сбалансирован более “легким” элементом с противоположной стороны.

Баланса также можно достичь при помощи симметрии. Отражение горного ландшафта на гладкой поверхности озера - прекрасный пример такой симметрии. Подобные фотографии с зеркальными отражениями могут перенять на себя качества абстрактных изображений. Вспомним знаменитый тест Роршаха.

Позитивное и негативное пространства

Позитивное пространство - это пространство, в котором содержатся формы и фигуры, негативное пространство простирается за границами этих форм и фигур. На фотографии, представленной ниже, черная область является негативным пространством, которое выступает в противовес области с сурком и камнем. Ничем незаполненные области на фотографиях являются важнейшим элементом, поскольку они привносят в снимок баланс.

Ритм

Ритм - регулярно повторяющиеся элементы. В музыке ритм означает регулярное повторение определенных музыкальных нот. В фотографии регулярно повторяются объекты. В музыке между нотами лежит время, в фотографии между объектами лежит расстояние. Ритм делает просмотр фотографий интереснее и проще, он успокаивает наши глаза, которым остается только следовать за ритмично изменяющимися объектами. Чтобы ритм был эффективен, он должен содержать некоторую изменчивость. Слишком похожие или одинаковые повторяющиеся элементы могут оказаться скучными. Поэтому при составлении композиции ищите не только повторяющиеся элементы, но и их вариации. Например, если вы изображаете на фотографии забор с абсолютно идентичными столбами, не отличающимися ни цветом, ни состоянием, то ритм такого рода не будет долго удерживать внимание зрителя. Но если среди столбов забора найдется пара кривых, поломанных, непокрашенных и т.д., то такой ритм создаст у зрителя больший интерес.

Если бы столбы этого забора имели одинаковую высоту, то картинка получилась бы слишком монотонной. Желтые цветки балансируются негативным пространством дополняющего голубого цвета -небом.

Пропорции: Золотое сечение и правило третей

Понятие пропорции обозначает соотношение величин визуальных элементов по отношению друг к другу и к самой фотографии в целом. Одной из причин, по которой пропорция так важна в визуальном искусстве, является то, что зритель реагирует на соотношение и размеры на эмоциональном уровне. Пропорция изучалась художниками в течение сотен лет, задолго до того, как был изобретен первый фотоаппарат. Наиболее часто упоминаемая и используемая в визуальном искусстве пропорция - золотое сечение.

Золотая пропорция: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Каждое последующее число после 1 равно сумме двух предыдущих чисел. Соотношение 1:1.618 именуется золотой серединой - отношение отрезка bc к ab равно отношению ab к ac. Если вы продолжите делить каждый полученный прямоугольник, используя то же соотношение, то в конечном итоге, соединив их углы, вы получите логарифмическую спираль. Такая спираль часто встречается нам в природе, вспомним ракушки, рога и некоторые цветы.

Золотое соотношение или число Пи часто является в природе и, возможно, люди запрограммированы распознавать это соотношение, поскольку его проявления приносят визуальное наслаждение. Было проведено исследование ведущих топ-моделей, его результаты показали, что в большинстве случаев их лица имеют золотую пропорцию 1.618.

Многие художники и фотографы пользуются так называемым правилом третей, согласно которому полотно или кадр разделяется на три секции по вертикали и горизонтали, а точки пересечений образованных линий представляют собой области, где следует располагать важные визуальные элементы. Золотое сечение и его применение аналогичны правилу третей, однако, правило золотого сечения не так распространено и точки пересечения у него расположены ближе друг к другу. В пейзаже эффективным приемом является смещение линии горизонта в кадре к одной из горизонтальных линий, разделяющих фотографию на трети. В применении правила третей нет ничего обязательного. Размещая в кадре визуальные элементы для эффектной композиции, необходимо оценить множество факторов, включая цвет, размер, превосходство одного объекта над другим. А порой напротив, можно прибегнуть к легкому дисбалансу, чтобы выразить те или иные эмоции. Мы должны полагаться на свое художественное чутье и интуицию. Каждый из нас уникален и мы должны стремиться сохранить чувства и впечатления, которые у нас вызывают выбранные тематики.

Сетка золотого сечения, примененная к простой композиции

Сетка правила третей, примененная к пейзажу

Я анализировал некоторые свои любимые фотографии, накладывая на них сетки (сетку правила третей и золотого сечения в программе Photoshop). В итоге я обнаружил, что многие из них действительно соответствую правилу третей и в меньшей степени правилу золотого сечения. Я подозреваю, что анализ работ других фотографов приведет к аналогичным результатам.

Подводя итоги, скажу, что вы не должны забывать о такой важной составляющей фотографии и любого визуального искусства, как пропорция, однако, вы также должны понимать, что и другие факторы, наряду с вашим уникальным восприятием объекта, диктуют, где следует располагать элементы фотографии. Понимание пропорций и различных составляющих дизайна является своего рода руководством, однако, вы в первую очередь должны следовать собственной интуиции вкупе со знаниями. Не бойтесь экспериментировать и каждый раз пробовать что-то радикально разное, учась, как на ошибках, так и на удачах.

Пленка 35 mm имеет размер 36 мм на 24 мм (соотношение 3:2), золотое соотношение 1.6:1. Рекомендуется располагать важные элементы на точках пересечений.

Хаос - Простота против сложности

Хаос означает неупорядоченное расположение элементов и часто встречается в природе. Многие фотографы ставят перед собой задачу сделать фотографию, демонстрирующую лежащий в основе порядок наряду с окружающим хаосом. В итоге чтобы добраться до истины, до того, что хотел изначально показать автор, зритель должен приложить некоторое усилие. Новички в фотографии часто вмещают в кадр слишком много элементов, в результате главные из них попросту теряются. Однако слишком упрощенные композиции не способны надолго удержать внимание зрителя, к примеру, фотография с засохшим листом может сначала показаться интересной, но спустя минуту интерес к ней пропадает. А вот фото чуть ниже, на котором изображен лес после дождя, обладает столькими текстурами и формами, что на его изучение понадобится куда больше времени, и, возвращаясь к нему снова, вы будете опять и опять находить новые, ранее незамеченные, детали. Способность вводить в кадр сложные элементы и контролировать их, при этом выдерживая композицию, требует видения, развитие которого в свою очередь требует времени.

Подведем итоги

Понимание составляющих визуального искусства и их воздействие на наши эмоции может помочь нам в создании более эффектных фотографий. Но стоит понимать, что следование прописным правилам и руководствам не дает гарантий на успех. Создание успешной фотографии зависит от множества вещей, которые должны объединиться в кадре: время, свет, цвет, композиция и способность зрителей прочувствовать то, что вы пытались донести. Вероятно, многие творцы полагаются больше на свою интуицию и чутье и располагают визуальные элементы так, как им кажется “должно быть”, при этом оставляя на втором плане все основы и принципы. Как говорил Фриман Паттерсон: “Хорошая композиция всегда гармонирует с тем, что изображено на фотографии.”

Другим действенным методом улучшения композиции является сравнение своих фотографий с фотографиями других фотографов, чьи работы вас вдохновляют и восхищают. Подражание - один из возможных путей в развитии навыков. Имитируя стили других артистов, вы со временем неизбежно выработаете свой собственный уникальный стиль, однако, многие фотографы отказываются это признавать. Позаимствуйте те стилистические особенности, которые вам нравятся, и по-своему интегрируйте их в собственные фотографии. Сравнивайте свои работы с работами любимых фотографов с технической и эстетической точек зрения. Относитесь к своим работам с критикой и смотрите на вещи реалистично. Чем лучше вы будете становиться на поприще фотографа, тем более критично вы будете относиться как к своим, так и к чужим работам. Прислушивайтесь к мнению людей относительно ваших работ. Моя жена мало понимает в визуальном искусстве, но я знаю, что если ей фотография пришлась по душе, значит и большинство воспримет ее также положительно.

  • ИСКУССТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-26 Time: 08:49:16 - = А = * А искусство? - Только игра, Подобная только жизни, подобная только …
  • ИСКУССТВО в Новейшем философском словаре:
    термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных …
  • ИСКУССТВО
    (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — Kunst) Один из универсальных …
  • ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - 1. Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие …
  • ИСКУССТВО в Высказываниях известных людей:
  • ИСКУССТВО в Словаре Одно предложение, определения:
    - посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Афоризмах и умных мыслях:
    посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ее формы, включая религию, науку и т. д. И. через своеобразное слияние …
  • ИСКУССТВО
    издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, …
  • ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    художеств. и художественно-критический журнал, изд. в Москве с 1905 г. ежемесячно. Ред.-изд. Н. Я. …
  • ИСКУССТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словарике:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. …
  • ИСКУССТВО
    "ИСЌУССТВО КИНО", ежемес. лит.-худ. и критико-публицистич. журнал, с 1931, Москва. Учредители (1998) - Гос. к-т РФ по кинематографии, Союз кинематографистов …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемес. иллюстрир. журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Об-вом поощрения художеств под ред. Н.П. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое иск-во"), назв. ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность худ. творчества, независимость иск-ва от политики и обществ. требований. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", журнал по вопросам изобр. иск-ва. Осн. в 1933 (в 1941-46 не выходил), Москва. Издавался как орган Мин-ва культуры СССР, …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", изд-во Гос. к-та по печати Рос. Федерации, Москва. Осн. в 1936. Лит-ра по истории и теории изобр. иск-ва и …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСЌУССТВО, худ. творчество в целом - лит-ра, архитектура, скульптура, живопись, графика, декор.-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности …
  • ИСКУССТВО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иску"сство, иску"сства, иску"сства, иску"сств, иску"сству, иску"сствам, иску"сство, иску"сства, иску"сством, иску"сствами, иску"сстве, …
  • ИСКУССТВО в Словаре эпитетов:
    Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.), …
  • ИСКУССТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Художественное творчество в целом; отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Памятники искусства. Современное искусство. ...Самым лучшим памятником …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Словаре синонимов Абрамова:
    художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. См. занятие, знание, …
  • ИСКУССТВО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; …
  • ИСКУССТВО в Словаре русского языка Лопатина:
    иск`усство, …
  • ИСКУССТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    самое дело, требующее такого умения, мастерства Военное и. искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах И. музыки. И. кино. …
  • ИСКУССТВО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности …
  • ИСКУССТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные …
  • ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
    , способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой В.м. выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении …
  • КОНТАКТЕРЫ ОЧНЫЕ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    земные контактанты, вступившие в процессе общения с представителями ВЦ в непосредственное с ними визуально-речевое (телепатическо-визуальное) общение. Обычно случаи такого контакта …
  • ФЕМИНИСТСКАЯ КИНОКРИТИКА в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    Киноведение (Film Studies) становится важным компонентом феминистской теории с конца 1960-х гг., и дебаты того времени фокусируются в основном вокруг …
  • ОП-АРТ в Словаре постмодернизма:
    (OP-ART) (визуальное искусство) (англ. optic, optical - оптический) - художественное направление неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм) в традиции зрелого модернизма (см. Модернизм), …
  • КУБИЗМ в Словаре постмодернизма:
    - направление модернизма, предпринявшее попытку смоделировать - средствами художественного творчества - специфическую теорию познания, фундированную презумпцией анти-психологизма (см. Анти-психологизм). Классическими …
  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО в Словаре постмодернизма:
    - наиболее радикальное направление в рамках авангарда "новой волны" (см. "Новой волны" авангард), фундированное презумпцией отказа от генетической связи художественного …
  • ТЕЛЕСНОСТЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    «Понятие, возникшее в процессе поиска такого описания реальности, который был бы свободен от антропоморфирующих кодов. Обращение к проблематике Т. связано …
  • ЛЕ КОРБЮЗЬЕ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Le Corbusier) — псевдоним Шарля Эдуара Жаннере (Ch. Ed. Jeanneret) (1887-1965) Французский архитектор, дизайнер, теоретик в области художественного формообразования и …
  • ЖЕСТОКОСТЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    В искусстве. В XX в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов в художественном пространстве и особенно в …
  • КУРАЦУКУРИ-НО ТОРИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (начало VII в.) - скульптор. Его дед, натурализовавшийся в Японии китайский ремесленник, прославился изготовлением седел (курацукури). Отец, Курацукури-но Тасуна, приобрел …
  • 1972.10.30
    Поджиорсини, Италия. Разбивается самолет Fokker F-27 Friendship 200 компании Aero Transporti Italiani. Все 27 человек на борту погибают. Визуальное выведение …
  • 1969.09.09 в Страницах истории Что, где, когда:
    15:29. Ферланд, Индиана, США. В воздухе сталкиваются самолеты Douglas DC-9-31 компании Allegheny Airlines и Piper Cherokee PA-28 компании Forth Corporation. …
  • ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    в обучении, визуальное оформление преподавателем и учащимися учебной информации; упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, …
  • СКОПИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. skopeo - смотрю) часть сложных слов, означающая: наблюдение, визуальное изучение (напр., …
  • РЕКОГНОСЦИРОВКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. recognosco - осматриваю) в военном деле - визуальное изучение противника и местности в районе предстоящих боевых действий лично …
  • ЛУНА в Большом энциклопедическом словаре:
    естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384 400 км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5 °8? 43?, …
  • ИНТРОСКОПИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. intro - внутри и...скопия) визуальное наблюдение предметов или процессов внутри оптически непрозрачных тел, в непрозрачных средах (веществах). …

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Каждый человек понимает значение искусства по-разному: одни возвышают и превозносят, другие извергают в пучину эмоций. Без произведений искусства человек может обходиться в повседневной жизни, но эмоциональный голод нуждается в познании настоящего искусства, которое даёт ощущение счастья, радости и душевного спокойствия. Оно способно перенести человека в мир мечты и фантазий, которые каждый выражает в различных видах искусства. Ниже мы их рассмотрим.

Пластические или пространственные виды искусства

Изобразительное искусство

Этот вид творчества имеет целью воспроизведение окружающего мира и ощущение его визуально. Ради этого вида искусства многие художники бросали спокойную, сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства. Работы мастеров становились причинами политических столкновений и воин. Коллекционеры готовы были навлечь на себя проклятие. Вот на что готовы люди ради искусства.

  • Живопись . Искусство изображать действительность красками. Она представляет собой предметы, изображённые разноцветной палитрой на поверхности. Художник может выражать свой внутренний мир и эмоции на холсте, мольберте и картоне. Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, монументальный, миниатюрный.
  • . Искусство изображать предметы штрихами и линиями. С одной стороны, этим могут заниматься и взрослые, и дети, имея только лист бумаги, краски, карандаши. Но не всё так просто, и ошибаются те, кто считает, что графика общедоступна. Это сложный вид, которому нужно обучаться при желании стать мастерами этого дела. Художник наносит штрихи, линии и пятна на плоскости (дерево, металл, сооружения, картон и так далее), используя одну - две цветовые гаммы (в некоторых случаях, можно воспользоваться и большим количеством). Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, компьютерный, журнальный и газетный, книжный, прикладной и промышленный.
  • Скульптура . Художник выражает свои произведения из твёрдых и пластичных материалов, имеющих объёмную форму. Запечатлённые произведения в материалах способны передать жизненный облик предметов творения. Этот вид подразделяется на несколько видов: скульптура малых форм, монументальный, станковый, мелкая пластика и монументально - декоративный.

Конструктивное искусство

Мастер выражает своё творчество в воспроизведении художественных построек, организующих пространственно-предметную окружающую нас среду , при этом ничего не изображая. Подразделяется на два жанра:

  • . Основывается на жизни, взглядах и идеологии общества и легко приспосабливается к перемене стиля в различные исторические периоды жизни. Этот жанр подразделяется на несколько видов: градостроительство, ландшафтная и архитектура объёмных сооружений.
  • Дизайн . Это эстетический символ современного мира. Создавая шедевры, проектировщик закрепляет своим творчеством стиль эпохи. Он подразделяется на несколько жанров: выставочный, предметный, ландшафтный, дизайн интерьера, одежды и книг.

Декоративно-прикладное творчество

Творческие произведения данного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни . Основой этого искусства являются различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Подразделяется на несколько видов:

  • керамика;
  • ковка;
  • стекло;
  • гобелен;
  • глиняная игрушка;
  • шитьё;
  • аппликация;
  • стеганые изделия;
  • художественная обработка кожи;
  • ткачество;
  • витраж и многое другое.

Временные виды искусства

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания - военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

Пространственно-временные виды искусства

Это совокупность нескольких видов искусства, таких как литература, хореография, музыка, поэзия и так далее. Театр имеет свои виды и взгляды на отображение действительности и выполняет это с помощью драматических действий . Это искусство коллективное, выражающее свои идеи с помощью актёров, режиссеров, сценаристов, постановщиков, композиторов, костюмеров и гримёров. Состоит из нескольких видов, таких как драматический театр, кукольный, оперный, балетный и пантомимный.

Вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении в сопровождении звука. Существует несколько видов этого искусства - это игровое кино, документальное и короткометражное.

Выражение эмоций и внутренних переживаний с помощью телодвижений, выстраиваемых в определённое произведение, в сопровождении музыки. Люди имеют возможность выразить свои чувства, темы, идеи при содействии пантомимы, декорации и костюма. Имеет свои направления и стили: бальный танец, исторический, ритуальный, народный, акробатический, эстрадный и клубный.

Настоящее искусство начинается лишь тогда, когда человек сломает несправедливый барьер коммерциализации творчества, когда визуальное искусство станет служить целям просветления.

Визуальное искусство существует на Земле тысячелетия. Наскальные рисунки сменялись высокоразвитым и коллективным искусством античности. Затем готика, возрождение, классицизм, импрессионисты. Но всю эту более чем десяти тысячелетнюю эпопею можно назвать лишь предысторией искусства, в ходе которой художник не был свободен никогда, а вольный художник имел свободу мнимую. Ошибочно предполагать, что работа художника не подчинена закономерности, причинности, что художник обладает свободой воли, свободой выбора, а его творчество не зависит ни от чего. Если бы дела обстояли так, то вольный художник умер бы от голода.

Никто не отрицает свободой воли художника, но свобода эта состоит в мнимой независимости от общества с его конъюнктурой. Во-первых, что бы на не "пели" о демократии, свободах, социализме, мы живем в буржуазном обществе с его буржуазными законами, а буржуазная идеология стремится утвердить принципы торгашеской морали в качестве "вечных" и "незыблемых" принципов, соответствующих якобы самой человеческой природе. Во-вторых, что бы нам не "пели" о равенстве, братстве, толерантности, общество до сих пор расслоено на классы, существует экономическое неравенство. В мире же экономического неравенства любое творчество будет носить классовый характер, выражать интересы классов. Отсюда идеалистические утверждения о вечном в искусстве безосновательны.

Однажды от одного из своих преподавателей я услышал, что существует некий непримиримый антагонизм между художником и зрителем. Я хорошо запомнил эти слова и всегда вспоминал их в определенных ситуациях. Потом произошло переосмысление: в действительности художник и зритель находятся в диалектической связи. Искусство существует только для зрителя, посредством зрителя, через зрителя. Однако для художника зритель по умолчанию считается "не разбирающимся" в искусстве, а ведь замечания зрителя особенно хороши и ценны.

Невозможно быть художником одного жанра. В норме у художника один или несколько жанров доминируют, остальные в разной степени выражены слабее, но полностью влияют на творчество. Важно понимать, что иногда в силу определенных факторов доминирование той или иной тенденции в творчестве может оказаться чрезмерным до патологии. При этом вплоть до атрофии подавляются все остальные.

В системе творчества художника существует иерархия. Для одного на первом месте пейзажи, для другого - групповые портреты, для третьего - графика. И один художник счастлив, когда творит в уединении, в мастерской; другой счастлив на пленэре, в лесу, или среди людей на улице города. Очевидно, что это разные художники. Различны их профили творчества, различна их судьба. Иерархия жанров определяет цели творчества, замыслы, надежды. Она определяет и уязвимые места, где рвется тонкое место, если происходит неудача.

Когда люди, имеющие общие интересы и цели и стараются достичь взаимопонимания с наименьшими усилиями, они объединятся в группы и создают жаргон. Попробовав пообщаться с художниками, вы заметите, что они с особым чувством относятся к своему техническому языку, который используют для обмена идеями. Так разговорный язык обрастает новыми терминами, и соответствующие конкретные мысли могут передаваться четко и ясно.

"Все больше и больше я убеждаюсь в том, что одному изолированному индивидууму не под силу создать картины, которые должны быть написаны для того, чтобы современная живопись стала всецело сама собой и поднялась до высот, равных священным вершинам, достигнутых греческими скульпторами, неутомимыми музыкантами и французскими романтиками. Эти картины, видимо, будут созданы группами художников, которые сплотятся для претворения в жизнь общей идеи. Это дает основание сожалеть об отсутствии корпоративного духа у художников, которые критикуют и травят друг друга, хотя, к счастью, и не доходя до взаимоистребления".

Это действительно так, и слова Ван Гога, похоже, справедливы для любой эпохи. Всему виной, вероятно, врожденная мания величия класса художников, где каждый считает себя слишком большим и самостоятельным, чтобы двигаться своим путем. В результате в художественные союзы непрочны и не так мирны, как хотелось бы.

Гармония красок звучит у художника в душе. Что это, безошибочное чутье? Конечно! Искусство, наитие, чудо? Конечно! Но и это еще не все, потому что значение имеет приобретенный запас знаний, без которых манипулировать красками сложно.

Душевная жизнь художника не сложнее, чем жизнь обычного человека.