Ты сам мастер дпи. Ты сам мастер. Выставление отметок.Уборка рабочего места

Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема урока: Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

Цель урока:

    Научить выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал;

    Развивать творческую фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;

Задачи урока:

    воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

    обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

    развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы:

Зрительный ряд:

    оформление класса – вазы стеклянные и керамические разные по форме.

Тип урока: комбинированный.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий,);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке: фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД: Познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р).

Организационный момент

Слушают учителя

Здравствуйте ребята.

Проверьте все ли у вы приготовили к уроку.

Я держу в ладонях солнце

И дарю его друзьям

Улыбнитесь – это просто

Лучик солнца – это вам!

У меня в руках лучики с заданиями. Выберите, пожалуйста, себе задания и ответьте на вопросы.

Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)

Актуализация опорных знаний

Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

Мини-сообщения:

Из истории

Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла. Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма вазы обязана своим появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев. Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер. В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни. В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов. На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня. Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров

Вам было дано домашнее задание подготовить небольшие сообщения из истории ваз.

Вывод: Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров

Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).

Моделирование и преобразование объекта (П), анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Проблемный вопрос

Дают свои варианты ответов.

Задачи:

    познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы

    научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы

    овладеть навыками конструирования из подручного материала.

Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. Какие предметы ДПИ Древней Греции сохранило время? (античные вазы)

Посмотрите, пожалуйста, что у нас приготовлено к уроку и постарайтесь определить тему урока.

(тему – на доску). Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

Цель нашего урока развитие творческой фантазии.

(цели – на доску)

Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.

Для достижения нашей цели какие вы должны решить задачи?

Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

Выражение своих мыслей(К)

Формирование новых знаний

Слушают учителя

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На уроке вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по – настоящему ценить красоту.

Здесь представлены вазы из стекла и керамики, а мы с вами сделаем своими руками красивую декоративную вазу.

Но для начала нам необходимо:

1. определиться в выборе места, где будут размещены наши работы (в коридоре, столовой, рекреации);

2. решить, каков будет размер вазы.

Анализ, синтез, сравнение(П), извлечение необходимой информации(П), личностное переживание(Л).

Физкультминутка

Слушают учителя и выполняют действия.

В качестве физкультминутки используем воздушное рисование.

1 упр. – правой рукой нарисовать вазу

2 упр. – теперь нарисуем туже вазу, но головой

3 упр. – а теперь нарисуем волну. Отдохнули, улыбнулись, продолжаем работать.

Практическая работа

Дают свои варианты ответов.

Выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать вазу?

Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно сделать вазу.

Для работы нам понадобится:

разные по форме баночки, цветные нитки, бусины, ленты, цветные лоскуты, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Ознакомьтесь с инструкцией:

Методика изготовления вазы

    Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

    2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса)

    Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

    На основу наносим клей тонким слоем (не более 2 сантиметров).

    Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

    Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

    Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию. Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу, чтобы спрятать стекло и картон.

    Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

    Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.

Т Во время практической работы учитель проводит:

    контроль за правильностью выполнения приемов работы;

    оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в работе;

    контролирует объем и качество выполненной работы.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).

Анализ работ

Каждый ученик, завершив работу выставляет ее для просмотра и обсуждения.

Просмотр и обсуждение работ.

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Рефлексия

Идет обсуждение учащимися.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие вазы?

Как изменилось бы помещение?

Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?

Как вы думаете, зачем нужна ваза?

Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

(Для оформления интерьеров здания.)

Кто может похвалить себя? За что?

Кто недоволен собой? Что не получилось?

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л).

Домашнее задание: подготовьте эскиз для украшения вашей вазы.

Закончить урок мне хотелось бы словами: «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» я желаю вам видеть в мире только прекрасное.

Спасибо за урок.

синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).


Из истории

Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла.

Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма

вазы обязана своим

появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев.

Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически

оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать

из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер.

В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни.

В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким

горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума

над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов.

На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня.

Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре.

В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим

разнообразием форм и декоров

Инструкция

изготовления вазы

1. Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки

(меньшим основанием конуса)

3. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки

(меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

4. На основу наносим клей тонким слоем (не более 2-х сантиметров).

5. Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

6. Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

7. Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию.

Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу,

чтобы спрятать стекло и картон.

8. Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

9. Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.

Тема урока:

Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства .

Задачи:

1. Познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы;

    1. Научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы;

      Овладеть навыками конструирования из подручного материала.

Цель нашего урока:

Развитие творческой фантазии;

Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.

План урока

I . Проверка домашнего задания:

1.Сообщения учащихся

II . Работа по теме урока

    Знакомство с инструкцией изготовления вазы

    Практическая работа

III. Обсуждение работ

1. Домашнее задание

Предмет: Изобразительное искусство и художественный труд

Класс: 5 класс

Предмет, класс

ИЗО, 5 класс

Тема

«Ты сам мастер ДПИ. Декупаж.»

Цель

Данный учебный проект позволяет показать взаимосвязь обычной жизни с миром искусства и способствует преемственности поколений.

Задачи проекта

В процессе подготовки и реализации проекта формируется художественная культура, эстетический вкус, патриотизм.

Познакомить с новым видом ДПИ, учить работать с материалами для декупажа, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к предмету.

Тип урока

Проектная деятельность.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, практический, индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Основные понятия и термины

Декупаж как вид современного ДПИ, история техники Декупаж, роль Декупажа в интерьере

Образовательные ресурсы

Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение»
Презентация «Декоративный сувенир». Клей, салфетки, кисти, картон, мелкая декоративная фурнитура.

Художественные материалы

1. Объект для декупирования.2. Ножницы.3. Салфетки с картинками для вырезания.4. Клей ПВА.5. Кисти.6. Карандаш и скотч.7. Различные лаки и краски для покрытия: водостойкие лаки - для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги; акриловые краски - для окрашивания фона.8. Блестки.

Объект для декупирования: цветочный горшок

Планируемые результаты

обучения

Личностные Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные

Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы. Учиться выполнять различные роли в паре и группе.


Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.
Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу.
Уметь организовать место занятий.

Предметные

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Этап мотивации и актуализации знаний.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)

Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичное закрепление.

Обеспечение закрепления, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Применение новых знаний. Творческая практическая деятельность.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий при выполнении практической работы

Домашнее задание.

Запись домашнего задания.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и применение на практике.

Технологическая карта урока

Этапурока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Методы и формы урока.

Время

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Метапредметные(УУД ):

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;

Индивидуальная форма организации урока.

Этап мотивации и актуализации знаний

Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году? (Декоративно-прикладное искусство, народное искусство) слайд 2

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: « Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям?»

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.

А что значит декоративное искусство? Слайд 3

Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

Декоративно-прикладное искусство – является неотъемлемой частью повседневной жизни. Человек зачастую не обращает внимания на окружающие его предметы быта, которые представляют художественную и эстетическую ценность

Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным. слайд 4

- Что было бы, если ДПИ перестало существовать?

- Где в основном используется современное декоративное искусство?

слайд 5,6

Не показалось ли вам, что декорирование горшков и ваз упоминается нами больше, чем декорирование других предметов?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема?

слайд 7

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения

Личностные

Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

Познавательные:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные:

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Форма организации урока - фронтальная.

Дидактическая задача - применения знаний.

Метод - объяснительно-иллюстрационный

Постановка учебной задачи.

3

слайд 8

Определение проблемной ситуации.

- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.

(горшки декорированные в технике Декупаж)

Знакомство с новой техникой Декупаж.



1)Составление плана

2)Выбор средств и методов выполнения

3)Распределение обязанностей

Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Познавательные:
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Предметные :

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Проблемный метод.

Индивидуальная работа.

«Открытие» обучающимися нового знания.

слайд 9

Словестно-иллюстрированный рассказ.

Слово декупаж происходит от французского

decouper - вырезать . Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Artepovera («искусство бедных»).

Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Существует два вида декупажа – прямой и обратный. Сегодня мы выполним обратный декупаж.

Слушают учителя, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе отделки изделий декупажем, сравнивают разные виды декупажа, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала,

владение речью, умение выражать мнение.

Метод частично-поисковый.

Форма организации урока - индивидуальная

Первичное закрепление.

5 Слайд 10

1.Какой вид прикладного творчества мы с вами сегодня ВСПОМНИЛИ?

2.Что такое декорирование предмета?

3.Какие предметы можно декорировать? (примеры).

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Работа в парах

Познавательные: Анализ,синтез,обобщение, классификация.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные:

учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Метод обучения - словесный.

Прием рассуждений.

Динамическая пауза.

Мы немного отдохнём,
Встанем- глубоко вздохнём.

Презентация . Физкультминутка «Бабочка»

Слайд 11,12

Выполнение движений глазами в соответствии с презентацией

Личностные: переключение с одного вида деятельности на другой.

Фронтальная форма организации урока.

Творческая практическая деятельность.

Самостоятельная работа выполнение работы «Декупаж горшка.». слайды 13-18

Учитель проверяет организацию рабочего места.

Демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает учащимся выполнять работу вместе с учителем.

Этапы работы:

    Обезжиривание поверхности (горшок, спирт, вата)

    Приклеивание салфетки на поверхность тарелки (клей ПВА, кисть, тарелка)

    Просушивание поверхности

    Нанесение двух слоев лака для защиты поверхности.

    Учителем предложены технологические карты урока, с указанием последовательности выполнения задания.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает. Тем самым, многократым повторением, закрепляются новые знания.

Учащиеся выполняют, предложенную

работу «Декупаж горшка.»

Познавательные: Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Регулятивные: Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Частично-поисковый метод.

Метод обучения - практический.

Дидактическая задача – творческая деятельность и применения знаний.

Домашнее задание.

Учитель записывает с учащимися в дневник домашнее задание: принести деревянную фото рамку, салфетки, бусины, тесемки, клей, инструменты для выполнения прямого декупажа (показывает какой должна быть рамка)

Учащиеся записывают домашнее задание

Личностные:

самоопределение.

Форма организации урока -индивидуальная.

Рефлексия деятельности.

Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?

Оставьте, пожалуйста, на память об уроке свое впечатление в виде цветка на доске: красный - у меня восторженное настроение, светлое, приятное, синий – своей работой я не совсем доволен.

Посмотрите, какой у нас получился букет!

- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве

Регулятивные: оценивают работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Метод обучения - словесный.

Фронтальная форма организации урока. Прием рассуждений.

Тест.

4. Уберите лишнее:

B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Тест для учителя.

1. Продолжите «Декупаж» - это

A. вид творчества с использованием спиц и крючка.; B. вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки.

C. вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

A. «Разрезать» B. «Клеить» C. «Рисовать»

3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».

A. Обои. B. Салфетка. C. Пленка.

4. Уберите лишнее:

A. Декупаж – кракелюр. B. Объемный Декупаж. C. Декупаж – золочение. D. Декупаж – старение.

5. Выберите поделку в технике "Декупаж" (представлен ряд работ)A B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Этаты работы в технике декупаж цветочных горшков.

1.Обезжириваем поверхность горшка. Для этого используем спиртовую салфетку.

Тогда покрытие будет равномерным.

2. Вырезаем рисунок из салфетки. Отделяем верхний слой.

3. Клей разводим с водой (1:3).

4. Вырезанный элемент рисунка накладываем на горшок и осторожно, кисточкой проклеиваем.

5. Движения кистью от центра к краям. Это позволит избежать складок и разрывов бумаги.

6. Оставляем горшочек сушиться. Затем покрываем двумя слоями лака.

Горшочек готов. Сажайте в него цветы и радуйтесь своим творческим достижением.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УРОК ИЗО

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика»

Составитель:

учитель ИЗО.

Рузаевка, 2013

I. Дидактическое обоснование занятия.

Цели занятия:

1 Образовательные:

· обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

· способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

· создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2 Развивающие:

· способствовать развитию творческой фантазии;

· способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

· способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

· способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 Воспитательные:

· создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

· способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

· кабинет информатики;

· компьютеры.

2. Дидактическое обеспечение:

· рисунки;

· репродукции;

· плакаты;

· образцы работ.

Методы обучения:

· проблемный;

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Словарная работа:

· мозаика, смальта.

Тип занятия:

· интегрированный;

· комбинированный.

II Ход занятия.

1. Организационный момент:

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения). (Слайд 2).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка » под редакцией).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

· Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 3).

· Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему. (Слайд 4).

· Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины?

· Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин.

(Станковые или монументальные). (Слайд 5, 6).

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

3. Изложение нового материала:

3.1 Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла. (Слайд 7).

3.2 История развития.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки . Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол (Слайд 8).

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло – смальта. (Слайд 9).

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики – флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Слайд 10).

В России смальтовую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. (Слайд 11). Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 12).

4. Закрепление материала.

· Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики. (Слайд 13-18).

· Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта)- слова на доске.

· Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

· Кто возродил смальтовую мозаику в России.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

· Сообщение названия практической работы «На морском дне». (Слайд 19).

1. Изображение рыб и рамки.

(Слайд 20).

3. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков). (Слайд 22, 23).

5. Выбор палитры. (Слайд 24).

5.2. Закрепление материала.

· Самостоятельно рассказать последовательность выполнения мозаичной картины.

2.Изображение рыбы

3.Морское дно.

4.Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

5.Выбор палитры.

· Проверка.

· Устранение ошибок.

· Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы . Показ слайдов. (Слайд

· Вопросы.

6. Самостоятельная работа учащихся.

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

· Рациональное использование учебного времени учащимися.

6.3. Физкультминутка.

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

7. Подведение итогов.

· Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

· Что узнали нового?

· Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

· Просмотр работ.

· Выставление отметок в классный журнал.

· Сообщение о теме следующего урока.

«Мозаика. Натюрморт» с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).


Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

  • репродукции;

  • образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

      Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

      История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы



Дата публикации: 2016-10-21

Краткое описание: Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов. Идея необычного урока. На урок изобразительного искусства в 5 классе приглашается не писатель и не мастер, а ученики всего дев...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебычевская средняя общеобразовательная школа»

Выборгский район Ленинградская область

Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов.

учитель изобразительного искусства Путькина Галина Константиновна,

учитель химии Шам Ольга Афанасьевна

2016 год

Урок - основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни государства. В современных условиях работа учителя многообразна. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать, что одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, интервью, репортаж; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника; перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсценировка.

Непривычные формы используются в связи с ранее проведенными уроками. В моей практике преобладают итоговые формы: урок-откровение, урок-совершенствования, урок-отчет, урок обобщение, урок-путешествие, урок-экскурсия, творческий отчет, урок-конференция.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, опережающее обучение, знакомство с материалами с которыми ребята работают и историей их открытия, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

    использование коллективных форм работы;

    привитие интереса к предмету;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы;

    активизацию деятельности учащихся;

    при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

    более полное осуществление практической, воспитательной,

    образовательной и развивающей целей обучения;

    становление новых отношений между учителем и учениками,

учениками разного возраста,

    опережающее обучение;

    привлечение к проведению урока учащихся старших классов;

    знакомство с предметами, которые ребята будут изучать в будущем.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще, вселяют уверенность в свои силы и способности. Учащиеся становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Пример реализации нетрадиционной формы урока представлен ниже.

Вывод: Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, повысить качество технологического образования школьников.

Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Список литературы

    Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. 5 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.;

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011.

    Рабочая программа «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство. 5 класс_ под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    СаНПиН

    Химический справочник «Интересное о веществах» Москва, «Просвещение» 2000.

    Химия 9 класс, О.С. Габриелян Москва, Дрофа, 2014

Сценарий нетрадиционного урока в 5 классе.

Тема урока: «Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства».

Урок направлен на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству, где появляется необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие современных художественных материалов и техник, подготовленных учениками 9 класса.

Цель урока : обеспечение урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского с этапами опережающего обучения, которые проводят учащиеся 9 класса.

Задачи:

    повторить правила техники безопасности при работе с инструментами;

    познакомить с историей возникновения техники, строением и свойствами материалов, с которыми будут работать пятиклассники;

    обеспечить иллюстративным материалом, опытами для более детального знакомства с рабочими материалами;

    научить последовательности выполнения изделия в определенной технике;

    закрепить изученный материал;

    поблагодарить за работу.

Пятиклассники слушают мастера-наставника.

Роль мастера играет учащийся 9 класса. Каждый готовит свою тему мастер-класса для группы пятиклассников по плану:

    У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать сувенир из данного материала?

    Из истории: ________________

    Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно работать с материалом.

    Для работы нам понадобится:_______________

    Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

    Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практическая работа

Учащиеся 9 класса в роли мастеров разных видов современного декоративного искусства приглашают на мастер-класс пятиклассников. Мастера каждого направления предлагают свой мастер-класс отдельной группе пятиклассников. Формироавание группы. Демонстрируют свои творческие работы, знакомят учащихся 5 класса со строением рабочих материалов, историей их возникновения, совмещая это с практической иллюстрацией.

Ученики 5 класса выбирают предложенные различные художественные материалы для передачи собственного замысла, распределяются по группам попробовать себя в той или иной технике современного декоративно-прикладного искусства. На уроке они своими руками создают красивые декоративные вещи и узнают, как появились материалы с которыми они будут работать. Созданные сувениры оживят интерьер школы или их дома, наполнят теплом, но самое главное – они подарят радость всем, кто умеет по–настоящему ценить красоту. А самое главное эти работы могут стать подарком для родных и близких на празднике «День семьи», на последнем обобщающим уроке изобразительного искусства.

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника современного декоративно-прикладного искусства.

Девятиклассники самостоятельно подготовили следующие темы:

    Мастер-класс по квилингу.

    Мастер-класс топиарии.

    Мастер-класс «Соленое тесто».

    Мастер-класс оригами.

Пример мастер-класса топиарии .

Мастер-наставник : ученица 9 класса Корциганова Ангелина.

Загадка

Я белая как снег.
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Что такое бумага? Какая она?

Ответ пятиклассников :

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Мастер-наставник:

- Значит: Бумага - материал универсальный. Из нее делают книги, но и газеты, журналы, тетради, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности. Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Когда и как появился материал под названием – бумага? И из чего его делают?

Химик-консультант знакомит с историей возникновения материала .

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма.

Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.

Затем на берегах Нила-реки, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезают на тонкие полоски и укладывают их друг на друга, смазывают клеем, проглаживают деревянной гладилкой, сушат на солнце и свертывают в трубку. Длина такой книги 100 шагов.

В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Его делают из шкур телят и овец. Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома.

Наши русские предки в далёкие времена писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги костяным или железным писалом.

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. На бумажную фабрику привозят бревна. Для бумаги используются: сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Чтобы бумага была белой, гладкой, плотной добавляют серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Химик-консультант знакомит со строением материала с помощью приборов (работают с микроскопом.)

Из чего же состоит бумага? Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой. Приложение 1(РИСУНОК 1. ) Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом. (РИСУНОК 2, 3, 4). Смотрим в микроскоп.

Проведение мастер-класса . Приложение 2(РИСУНОК 5-8) .

Подведение итогов. (Рефлексия) Приложение 3.

Фоторепортаж с мастер-класса. Приложение 4.(РИСУНОК 9-13).

Работы детей (РИСУНОК 9, 10).

Приложение 1

РИСУНОК 1. Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом.

РИСУНОК 2. Смотрим в микроскоп.

Приложение 2

Мастер-класс «Изготовление топиарии».

РИСУНОК 5. Наглядный материал. Работы мастеров девятиклассников.

РИСУНОК 6. Приёмы работы.

РИСУНОК 7. Последовательность выполнения изделия.

РИСУНОК 8. Работы мастера Корцигановой Ангелины, ученицы 9 класса.

Приложение 3

Урок ИЗО в 5 классе.

Тема: В гостях у мастера

Подведение итогов работы

(Фамилия Имя)

1. Достигли ли вы своей учебной цели?________________________________

2. Какие трудности вы испытали при работе над новой темой? Что вам давалось легко? Над чем еще надо поработать? Что вам особенно понравилось?_____________________________________________________

_________________________________________________________________

Шкала успеха

Плохо - - - - - - - - Отлично

    Отметьте свое настроение на уроке, выделив соответствующий значок в технологической карте.

    Выставление итоговой оценки в дневник.

Приложение 4

Фоторепортаж мастер-класса ученицы 9 класса Анучиной Алисы

РИСУНОК 9. Ученица 9 класса Корциганова Ангелина - мастер топиарии.

РИСУНОК 10. Работа ученика 5 класса Мигаль Василия.

Фоторепортаж урока в 5 классе ученицы 9 класса Блиновой Анастасии

РИСУНОК 11. Мастер-класс по квилингу.

РИСУНОК 12. Мастер по квилингу Марина Коршунова, ученица 9 класса.

РИСУНОК 13. Мастер-класс оригами. Мастер Мария Брага, ученица 9 класса.