Прикладное искусство для малышей. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве. Современное русское прикладное искусство

Введение

1.1. Истоки декоративно – прикладного искусства

1.2. Виды декоративно – прикладного искусства

2.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

2.2 Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

2.3. Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. В исследовании Р.Н.Смирновой показано влияние ознакомления детей дошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народов Приамурья.

Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее.

Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Объект: Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет: Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.

2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.1 Истоки декоративно – прикладного искусства

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX - XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста - дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII - XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли - галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

1.2 Виды декоративно – прикладного искусства

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Роспись по дереву.

Хохлома.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.[Пр.1.]

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Народное декоративно-прикладное искусство -- одно из средств эстетического воспитания -- помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства -- симметрия и ритм. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны -- неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов -- вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия.

Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступными детям. В связи с этим занятия декоративным рисованием и аппликацией способствуют развитию художественного вкуса.

Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении. Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.

В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ.

Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического использования). В любом предмете, будь то керамический кувшин, народный костюм, старинный замок, светец для лучины, бытовое, практическое назначение - вещи находится в удивительном соответствии с ее декором. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение. Расписывая цветами берестяной туесок, украшая резьбой деревянный ковш, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными, чисто техническими приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них - изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Народное искусство -- достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шутки и загорские точеные изделия.

Как уже говорилось, изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника, розы.

Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям. Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога они внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Под влиянием предметов наводного творчества ребята глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов.

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленная домашняя утварь, одежда, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная хорошим мастером, всегда будет в цене.

В последние годы развитие прикладного искусства получило новый импульс. Эта тенденция не может не радовать. Прекрасная посуда из дерева, металла, стекла и глины, кружева, текстиль, ювелирные украшения, вышивка, игрушки - всё это после нескольких десятилетий забвения вновь стало актуальным, модным и востребованным.

История московского музея народного творчества

В 1981 году в Москве, на Делегатской улице, открылся Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Его коллекцию составили уникальные образцы изделий ручной работы отечественных мастеров прошлого, а также лучшие произведения современных художников.

В 1999 году произошло следующее важное событие - Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства принял в своё собрание экспонаты Музея народного искусства имени Саввы Тимофеевича Морозова. Ядро этой коллекции сформировалось ещё до революции 1917 года. Основой для него стали экспонаты самого первого российского этнографического музея. Это был так называемый Кустарный музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1885 году.

При музее работает специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с редкими книгами по теории и истории искусства.

Собрание музея

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства систематизированы и распределены по отделам. Основные тематические направления - это керамика и фарфор, стекло, ювелирные украшения и металл, резьба по кости и дереву, текстиль, лаковая миниатюра и изобразительные материалы.

Музей декоративно-прикладного искусства в открытом фонде и хранилищах имеет более 120 тысяч экспонатов. Русский модерн представлен работами Врубеля, Конёнкова, Головина, Андреева и Малютина. Обширна коллекция советского агитационного фарфора и тканей второй четверти прошлого века.

В настоящее время этот музей народно-прикладного искусства считается одним из самых значительных в мире. Самые древние экспонаты высокой художественной ценности относятся к 16 веку. Собрание музея всегда активно пополнялось за счёт даров частных лиц, а также стараниями ответственных работников государственного аппарата в годы советской власти.

Так, уникальная экспозиция тканей сложилась во много благодаря щедрости гражданина Франции П. М. Толстого-Милославского, который преподнёс в дар музею большую коллекцию русского, восточного и европейского текстиля, собранную Н. Л. Шабельской.

Две большие коллекции фарфора были подарены музею выдающимися деятелями советского искусства - Леонидом Осиповичем Утёсовым и супругами Марией Мироновой и Александром Менакером.

Музей прикладного искусства города Москвы может похвастаться залами, посвящёнными быту русских людей в разные временные периоды. Здесь можно познакомиться с жилищем представителей всевозможных сословий. Сохранены, отреставрированы и выставлены для обозрения мебель, посуда, одежда крестьян и жителей городов, детские игрушки. Резные украшения наличников и козырьков крыш, изразцовые печки, сундуки, которые служили не только удобными хранилищами для вещей, но и кроватями, так как изготавливались соответствующих размеров, вызывают в воображении картины тихой, размеренной и сытой жизни российской глубинки.

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра как прикладное искусство наибольшего расцвета достигла в 18-19 веках. Художественными центрами, давшими прописку основным направлениям, стали города, славившиеся своими иконописными мастерскими. Это Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Шкатулки, броши, панно, ларцы, выполненные из папье-маше, расписывались масляными красками или темперой и покрывались лаком. Рисунки представляли собой стилизованные изображения животных, растений, персонажей сказок и былин. Художники, мастера лаковой миниатюры, писали иконы, делали на заказ портреты, рисовали жанровые сценки. В каждой местности выработалась своя манера письма, но практически все виды прикладного искусства нашей страны объединяют такие качества, как насыщенность и яркость красок. Детальная проработанность рисунков, плавные и округлые линии - вот что отличает русскую миниатюру. Интересно, что образы декоративно прикладного искусства прошлого вдохновляют и современных художников. Старинные рисунки часто используют при создании тканей для коллекций модной одежды.

Художественная роспись по дереву

Хохломская, мезенская и городецкая роспись узнаваемы не только в России, но и за её пределами. Мебель, туеса, короба, ложки, миски и прочая домашняя утварь из дерева, расписанная в одной из этих техник, считается олицетворением России. Легкая деревянная посуда, расписанная красками чёрного, красного и зелёного цвета по золотому фону, выглядит массивной и тяжёлой - это характерная манера хохломы.

Городецкие изделия отличает многоцветная палитра красок и несколько меньшая, по сравнению с хохломскими, округлость форм. В качестве сюжетов используются жанровые сценки, а также всевозможные выдуманные и реальные представители животного и растительного мира.

Декоративно-прикладное искусство Архангельской области, в частности мезенская роспись по дереву, представляет собой предметы утилитарного назначения, декорированные особыми рисунками. Мезенские мастера для своих работ используют только два цвета - чёрный и красный, то есть сажу и охру, дробный схематичный рисунок туесов, шкатулок и сундуков, фризы в виде каёмок из повторяющихся усечённых фигурок коней и оленей. Статичный мелкий, часто повторяющийся рисунок вызывает ощущения движения. Мезенская роспись - одна из наиболее древних. Те рисунки, что используются современными художниками, представляют собой иероглифические надписи, которыми пользовались славянские племена задолго до возникновения русского государства.

Мастера по дереву, прежде чем вытачивать из цельного бруска какой-либо предмет, обрабатывают древесину против растрескивания и усыхания, поэтому их изделия имеют очень большой срок службы.

Жостовские подносы

Металлические подносы, расписанные цветами - прикладное искусство подмосковного Жостово. Некогда имевшие исключительно утилитарное назначение, жостовские подносы уже давно служат украшением интерьера. Яркие букеты из крупных садовых и мелких полевых цветов на чёрном, зелёном, красном, синем или серебряном фоне легко узнаваемы. Характерные жостовские букеты теперь украшают металлические коробки с чаем, печеньем или конфетами.

Финифть

Такое декоративно прикладное искусство, как финифть, также относится к росписи по металлу. Наиболее известны изделия ростовских мастеров. Прозрачные огнеупорные краски наносят на медную, серебряную или золотую пластину, а потом обжигают в печи. В технике горячей эмали, как ещё называют финифть, делают ювелирные украшения, посуду, рукоятки оружия и столовых приборов. Под воздействием высокой температуры краски меняют цвет, поэтому мастера должны разбираться в тонкостях обращения с ними. Чаще всего в качестве сюжетов используются цветочные мотивы. Самые опытные художники делают миниатюры с портретами людей и пейзажами.

Майолика

Московский Музей прикладного искусства даёт возможность увидеть работы признанных мастеров мировой живописи, выполненных в не вполне свойственной им манере. Так, например, в одном из залов находится майолика Врубеля - камин «Микула Селянинович и Вольга».

Майолика представляет собой изделия из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожжённые в специальной печи при очень высокой температуре. В Ярославской области художественно-прикладное искусство получило широкое распространение и развитие по причине большого количества месторождений чистой глины. В настоящее время в ярославских школах детей учат работе с этим пластичным материалом. Детское прикладное искусство - это второе дыхание для старинных ремёсел, новый взгляд на народные традиции. Однако это не только дань уважения национальным традициям. Работа с глиной развивает мелкую моторику, расширяет угол зрения, нормализует психосоматическое состояние.

Гжель

Декоративно-прикладное искусство, в отличие от изящного, предполагает утилитарное, хозяйственное применение создаваемых художниками предметов. Фарфоровые чайники, вазы для цветов и фруктов, подсвечники, часы, рукоятки столовых приборов, тарелки и чашки - все они чрезвычайно изящны и декоративны. По мотивам гжельских сувениров делают принты на трикотажных и текстильных материалах. Мы привыкли думать, что гжель - это синий рисунок на белом фоне, однако изначально гжельский фарфор был многоцветным.

Вышивка

Вышивка по ткани - один из самых древних видов рукоделия. Изначально оно было призвано украшать одежду знати, а также ткани, предназначенные для религиозных ритуалов. Данное народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из стран Востока. Одеяния богатых людей расшивали цветным шёлком, золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями и монетами. Наиболее ценной считается вышивка мелкими стежками, при которой возникает ощущение гладкого, словно нарисованного красками рисунка. В России вышивание быстро вошло в обиход. Появились новые техники. Помимо традиционной глади и крестика стали вышивать мережками, то есть прокладывая ажурные дорожки по пустотам, образованным выдернутыми нитями.

Дымковские игрушки для детей

В дореволюционной России центры народных промыслов, помимо предметов утилитарного назначения, изготавливали сотни тысяч детских игрушек. Это были куклы, зверюшки, посуда и мебель для детских забав, свистульки. Декоративно-прикладное искусство этого направления до сих пор пользуется большой популярностью.

Символ Вятской земли - дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Они излучают настолько мощную положительную энергетику, что это способен ощутить каждый, взявший в руки игрушку. Может быть, и не нужно расставлять по углам квартиры китайские символы благополучия в виде трёхлапых жаб, пластмассовых красных рыбок или денежных деревьев, а лучше украсить жилище изделиями русских мастеров - каргопольскими, тульскими или вятскими глиняными сувенирами, миниатюрными деревянными скульптурами нижегородских умельцев. Не может быть, чтобы они не привлекли в семью любовь, достаток, здоровье и благополучие.

Филимоновская игрушка

В центрах детского творчества многих регионов нашей страны детей учат лепить из глины и расписывать поделки в манере народных промыслов центральной России. Ребятишкам очень нравится работать с таким удобным и пластичным материалом, как глина. Они придумывают новые рисунки в соответствии со старинными традициями. Так отечественное прикладное искусство развивается и остаётся востребованным не только в туристических центрах, но и по всей стране.

Передвижные выставки филимоновской игрушки очень любимы во Франции. Они путешествуют по стране в течение всего года и сопровождаются мастер-классами. Игрушки-свистульки закупают музеи Японии, Германии и других стран. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Павлово-посадские платки

Уютные, женственные и очень яркие шали павлово-посадских ткачей стали известны всему миру благодаря изумительной коллекции модной одежды российского модельера Вячеслава Зайцева. Он использовал традиционные ткани и узоры для пошива женских платьев, мужских рубашек, другой одежды и даже обуви. Павлово-посадский платок - это аксессуар, который можно передавать по наследству, как ювелирное украшение. Долговечность и износостойкость платков хорошо известны. Их делают из высококачественной тонкой шерсти. Рисунки не выгорают на солнце, не бледнеют от стирки и не дают усадки. Бахрома на платках делается специально обученными мастерами - все ячейки ажурной сетки завязываются узелками на одинаковом расстоянии друг от друга. Рисунок представляет собой цветы на красном, синем, белом, чёрном, зелёном фоне.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет - белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие - массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Современные виды рукоделия и творчества

Люди путешествуют, знакомятся с культурами других народов, учатся ремеслу. Время от времени появляются новые виды декоративно-прикладного искусства. Для нашей страны такими новинками стали скрапбукинг, оригами, квиллинг и другие.

Одно время бетонные стены и заборы расцветились самыми разными рисунками и надписями, выполненными в высокохудожественной манере. Граффити, или спрей-арт, - это современное прочтение старинного вида наскальной живописи. Можно сколь угодно смеяться над подростковыми увлечениями, к каковым, безусловно, относится и граффити, однако посмотрите на фотографии в интернете или пройдитесь по собственному городу, и вы обнаружите по-настоящему высокохудожественные работы.

Скрапбукинг

Оформление блокнотов, книг и альбомов, существующих в единственном экземпляре, называется скрапбукингом. Вообще, данное занятие не является совсем новым. Альбомы, призванные сохранить для потомков историю семьи, города или отдельного человека, создавались и раньше. Современное видение данного искусства - это создание художественных книг с иллюстрациями авторов, а также использование компьютеров с различными графическими, музыкальными, фото- и другими редакторами.

Квиллинг и оригами

Квиллинг, в переводе на русский язык "бумагокручение", применяется при создании панно, для оформления открыток, фоторамок и пр. Техника заключается в скручивании тонких полосок бумаги и наклеивании их на основу. Чем мельче фрагмент, тем изящнее и декоративнее поделка.

Оригами, как и квиллинг, - работа с бумагой. Только оригами - это работа с квадратными листами бумаги, из которых складываются всевозможные фигуры.

Как правило, все ремёсла, связанные с бумаготворчеством, имеют китайские корни. Азиатские виды прикладного искусства изначально были развлечением знати. Беднота не занималась созданием красивых вещей. Их удел - земледелие, скотоводство и всевозможная чёрная работа. Европейцы, переняв основы техники, которая исторически представляет собой очень мелкую и тонкую работу с рисовой бумагой, перенесли искусство в удобные им условия.

Китайские изделия отличаются изобилием очень мелких деталей, которые выглядят монолитно и очень изысканно. Такой труд под силу только очень опытным мастерам. К тому же тонкие бумажные ленточки можно скрутить в тугую и ровную катушку только при помощи специальных инструментов. Европейские любители ручного творчества несколько видоизменили и упростили старинное китайское ремесло. Бумага, завитая в спирали разной величины и плотности, стала популярным украшением картонных шкатулок, вазочек для сухоцветов, рамок и панно.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, было бы несправедливо обойти вниманием такие ремёсла, как роспись по шёлку, или батик, набойка, или чеканка, то есть рисование по металлу, ковроткачество, бисероплетение, макраме, вязание. Что-то уходит в прошлое, а иное становится настолько модным и популярным, что даже промышленные предприятия налаживают выпуск оборудования для данного вида творчества.

Сохранение старинных ремёсел и демонстрация в музеях лучших образцов - благое дело, которое всегда будет служить источником вдохновения для людей творческих профессий и поможет приобщиться к прекрасному всем остальным.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

Валентина Середина

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество

Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности"

В. А. Сухомлинский.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Актуальность темы определена следующими аспектами:

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, НОД по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и формирует умение видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

Познакомить с разными видами продуктивного творчества, прикладного творчества, с разными техниками;

Формировать умение видеть необычное в обычном;

Развивать любознательность, воображение, творческое мышление, мелкую моторику;

Заложить основу эстетической красоты;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду других людей.

Этапы развития творческих способностей ребенка:

І этап: Диагностирование личностных особенностей детей (наблюдения за детьми во время самостоятельной деятельности, во время НОД, беседы, изучение продуктов детского творчества);

ІІ этап: Подготовительный (подобор литературы и информационного материала);

ІІІ этап: Деятельностный (работа с детьми, родителями (законными представителями, проведение выставок детского творчества)

Существует великое множество видов прикладного творчества! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.

Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.

Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.

Виды росписи: батик – рисование по ткани; витраж – роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент – повтор и чередование элементов узора.

Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование – выжигание узора по ткани; мозаика – создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика – выполнение изображения нитками на твердой поверхности.

Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.

Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.

Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.

Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Виды техник декоративно прикладного творчества использованные и освоенные в процессе работы с детьми:

Квиллинг

Оригами модульное

Аппликация

Рисование

Городецкая роспись

Дымковская роспись

Аппликация из пластилина

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам, преимущественно из линий и штрихов.




Модульное оригами - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.





Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.




Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.




Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.





Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…



Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т. к. она легче по весу, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей дошкольного возраста.


Файл "/upload/blogs/detsad-555506-1459955070.jpg" не найден!

Аппликация из пластилина - пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи".



Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.



Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь.



Дети принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.

Наша задача заинтересовать и привлечь родителей к взаимодействию по данному направлению. Достижение цели даст родителям включение в процесс образовательной деятельности с детьми и проведению совместной деятельности с ребёнком дома.





Все мы знаем, что творчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нем раскрывается его внутренний мир. Ведь делая что-то своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.