Урок изобразительного искусства на тему "народный праздничный костюм". Открытый урок изобразительного искусства. Тема: Народный праздничный костюм.5 класс Оборудование и материалы

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока:Русский народный праздничный женский костюм.

Цели урока:

Образовательная:Продолжать знакомить с особенностями русской народной праздничной одеждой.

Развивающая:Совершенствовать навыки составления композиции, работы с бумагой, ножницами, клеем, другими материалами.

Воспитательная:Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.

Оборудование для урока:

  • Презентация с репродукциями картин.
  • Образцы русского костюма.
  • Образец аппликации.
  • Набор материалов для практического задания.
  • Аудиозапись народных мелодий.

Ход урока

Организационная часть.

Учитель: Здравствуйте! У нас с вами сегодня немного необычный урок, но поскольку урок – это совместное творчество учителя и учеников, то я прошу вас поддержать меня и провести этот урок совместно и интересно. Я могу рассчитывать на вашу поддержку? (ответы детей)

Учитель: Спасибо! Давайте посмотрим, что у вас лежит на партах и что нам сегодня понадобится (учитель называет и показывает, класс проверяет): технологическая карта урока, с которой вы будете работать во время урока, набор для практического задания, ручки…и огромное желание узнать новое и творить прекрасное. Я пройду, проверю у всех ли все в порядке. Молодцы! Все готовы к уроку.

Объявление темы урока

Учитель: Итак, начинаем работать с технологической картой, заполните первую строчку: сегодня у нас 7 ноября, далее запишите свою фамилию и имя. Тема нашего урока “Русский народный праздничный женский костюм”, запишите ее себе в технологические карты.

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок Изобразительного искусства Тема: Народный праздничный костюм 5класс

Учитель ИЗО:Ильющенко О.Д

2014г

Тема: «Народный праздничный костюм».

Цель: Образовательная : Раскрыть: - народный праздничный костюм как целостный художественный образ; - северорусский и южнорусский комплекс одежды; - разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; - форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме».

Ход урока.

Приветствие.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Я желаю всем нам хорошего урока!
    2. Сообщение темы и цели урока
На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока - Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.
    3. Изложение нового материала.
I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый .


Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».

    4. Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; - определить колорит (цвет) костюма; - выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.
    5. Закрепление знаний.

Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

    6. Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

Тема урока : «Русский народный костюм».
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности : индивидуальная, парная, групповая
Предполагаемый результат:
- художественно-творческий:
мини-проект- создание альбома «Народный праздничный костюм»,
создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;
- метапредметный: (УУД)
познавательные действия – умение строить художественный образ;
регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
- личностный:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Цели и задачи:
1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Материалы для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.
Материалы и оборудование для учителя: видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

II. Этап “Постановка цели и задач урока» . Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Ответы на вопросы.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений» . Постановка художественной задачи.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.
- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
И еще
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?
Составим схему нашего урока.
- познакомиться с историей костюма
- изучить правила украшения
- выполнить творческую работу
- оценить свою работу

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы
Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”
Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.
III. Этап «Актуализация знаний».
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Что такое орнамент?
Для чего вышивали орнамент?
-Какие символы применяли в орнаментах?
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.
IV. Физминутка.
Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Самостоятельная работа. В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.
Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».
-Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:
1 группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);
2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;
3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.
Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.
3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…
Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.
-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".
Приложение

Класс: 5

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Развивающие:

  • Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
  • Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники.

Воспитательные:

  • Воспитывать Любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  • Воспитывать уважение к художественному творчеству русского народа.

Оборудование и материалы:

  • Таблицы с изображением русского народного костюма.
  • Шаблоны женских и мужских фигур.
  • Рисунки ребят по этой теме.
  • Репродукции исторических картин русских художников (И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К.Е. Маковский “Русская красавица в кокошнике”, А.П. Рябушкин “Московская девушка 17 века”)
  • Комплект художественных материалов.
  • Ткань, тесьмы, бисер, блестки, клей, ножницы для аппликации.

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Беседа о народном костюме. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.
  5. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.

На экране появляется первая заставка презентации.

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о “ Народной праздничной одежде”, ее особенностях.

Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Привычное представление о русском женском северном костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – Епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали Душегрею с длинным рукавом.

  1. Русская рубаха - на Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым “уязвимым” для злых сил местам - у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно - по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно - петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
  2. Распашной сарафан - одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  3. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
  4. Епанечка - распашная душегрея.
  5. Шугай - Душегрея с длинным рукавом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской.

  1. Понева – шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету, поневы были черные, синие в клетку.
  2. Передник - “запон”, “занавеска”. Передник всегда щедро украшался, вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово “красный” означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
  3. Соро"ка - старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России. Была самым богатым из женских головных уборов.

Сейчас мы внимательно рассмотрим фотографии женской одежды:

1. Праздничный костюм молодой крестьянки Тульской губернии

2. Праздничный костюм Воронежской губернии.

3. Праздничный костюм Орловской губернии

Ребята! Давайте разберемся, из каких элементов состоят эти костюмы.

И внимательно рассмотрим репродукции исторических картин знаменитых художников, в которых есть изображение русского народного костюма.

1. “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” - одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Образ крестьянки в этой работе передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

2. “Русская красавица в кокошнике” К.Е.Маковский.

Кажется, это о ней стихи А.С. Пушкина "Красавица"

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

3. “Московская девушка 17 в.” А.П.Рябушкин - Картина удивительно проста. По старинной улице Москвы идет девушка. Ее походка легка и грациозна. Она как бы парит над снегом. Впечатление легкости усиливается развевающейся шубкой и лентой в шикарной косе.

Фигура девушки четко вырисовывается на фоне заснеженной улицы. Она стройна. Ее голова, покрытая высоким головным убором, горделиво поднята вверх. Белоснежная кожа лица покрыта легким румянцем. Одета она просто: малиновая шубка, из рукавов которой выглядывают изумрудной зелени рукава дорого наряда. В русую косу вплетена красная лента. Цвета яркие, насыщенные.

III. Постановка художественной задачи.

На основе эскиза, выполненного красками, работаем над аппликацией. Работу выполняем из кусочков ткани, тесьмы, бисера.

IV. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.

V. Подведение итогов, анализ работ.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

Тема: НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Цели:

1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, значением колорита в одежде.

2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование и материалы:

1. Таблицы с изображением русского народного костюма.

2. Репродукции

3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

4. Ткани, тесьма, клей, ножницы для аппликации.

5. Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация.

ПЛАН УРОКА

Учитель: Знаете ли вы, какой костюм могли носить ваши бабушки и прабабушки? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы. Как и зачем их украшали?

1. Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с
народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Про­слушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений.

2. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.

3. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма.

4. Начало работы над окончательным вариантом.

5. Завершение работы над эскизом.

6. Выставка и обсуждение работ.

Ход урока

Беседа.

Крестьянство - хранитель эстетических представлений и традиций
в народном костюме

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.
Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.

Во второй половине XIX - начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
Условия исторического развития начиная с XII - XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII - XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.
Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Ткани, цвет, орнамент

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Основные виды и формы костюма

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском - различий.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы зимой - овчинные нагольные шубы .

Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана , в южном - поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан .

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов - деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким - с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность.

Девичий костюм Московской губернии середины XIX в. состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева - поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, - чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
Костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая холщовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор - «сорока» с платком сверху.

По конструкции понева представляет собой три - пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.

В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник - накладная или распашная одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы.

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
В конце XIX в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизованные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенной по цвету - юбка. Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.

Украшения

Вторая половина Х века характеризуется решительным преобладанием украшений шеи, груди и плеч. В это время особой популярностью пользовались стеклянные бусы, которые в ожерельях дополнялись металлическими подвесками. Среди украшений из металла самую заметную группу составляют имеющие форму подковы пряжки (фибулы) и булавки, которыми скрепляли (и украшали) одежду на груди, шее или плече.

Никогда позже ни фибулы, ни булавки не достигают таких размеров, а среди стеклянных бус, наряду с ожерельями из сотен мелких бисерин, встречаются гиганты до трех сантиметров в диаметре. В течение Хl века носившиеся между шеей и грудью украшения постепенно теряют лидирующее положение и к концу Хl века ведущую роль начинают играть украшения рук - браслеты и перстни. Особенно массовыми они становятся к середине Хlll века, да и сами браслеты этого времени достигают в ширину пяти сантиметров, в отличие от обычных одного-двух.

Преимущественно украшение рук сохраняется вплоть до рубежа ХlV-ХV веков, хотя в конце Хlll - середине ХlV веков появляется еще одна зона повышенного внимания - от груди до бедер. Здесь носили и пояса с металлическими пряжками и, особенно часто в это время, - различные подвески, самыми массовыми из которых были крупные одно- или двухголовые бронзовые коньки с прикрепленными к ним на цепочках колокольчиками.

В начале ХV века происходят резкие, можно даже сказать кардинальные изменения - массовые металлические и стеклянные украшения почти исчезают из женских костюмов. Резко беднеет и сам набор украшений. Уже нет или почти нет браслетов, булавок и фибул для соединения одежды, почти исчезают бусы, различные подвески к костюму. Сохраняются универсальные по назначению пуговицы, а ведущую роль среди оставшихся играют украшения головы (серьги и тонкие булавки с шаровидными головками, похожие на современные французские булавки), а также крестики, которые при отсутствии иных украшений становятся крупнее и декоративнее. Одежда явно становится все более строгой и закрытой. Удлиняются рукава, закрывая сначала запястья, а затем и кисти рук, вследствие чего сначала браслеты вытесняются перстнями, а затем и среди перстней ведущую роль начинают играть простые бронзовые колечки, аналогичные привычным для нас обручальным и, по-видимому, выполнявшие ту же функцию.
Во второй половине Х - первой половине Хl веков основной интерес привлекали шея и грудь, в Хll-ХlV веках - руки, особенно предплечья и запястья, хотя во второй половине Хlll - первой половине ХlV веков немаловажную роль играли талия и бедра (следует отметить , что, в отличие от ХVll-ХVlll веков, красивая женщина в то время не должна была быть очень полной). В ХV веке, в условиях распространения более строгих аскетических православных требований к женской одежде, у женщин не остается ничего, кроме лица, прически, головного убора и, с некоторыми оговорками, шеи, чем они могли бы, не нарушая приличий, привлечь внимание мужчин.

Постановка художественной задачи.

На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользовать­ся рисунком фигуры человека.

(Шаблон сарафана и рубахи предлагается как раздаточный мате­ риал. )

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма; роспись кистью элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений.

Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Работа детей на уроке

Иллюстративный материал для оформления урока