Общеобразовательных учреждений российской федерации. М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" тест по литературе (11 класс) на тему В чем проявляется своеобразие композиции романа

Зачёт №1 по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?

А) кольцевая композиция

Б) хронологический порядок развития событий

В) параллельное развитие трех сюжетных линий

Г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. В чем состоит специфика системы образов этого романа?

А) в основу положены принципы двойничества

Б) персонажи объединены общей идеей произведения

В) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

Г) система образов построена по принципу антитезы
3. « Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм

Б) речь идет не о вере, а об Истине


4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

А) соответствие библейскому сюжету

Г) автор стремится показать Иешуа бедняком
5.Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры)
Гелла; Азазелло; Воланд; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита;

Профессор Стравинский; Иван Бездомный; Иуда; Марк Крысобой; Пилат.


А) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором

Б) красота и её служба силам тьмы

В) герои выполняют функцию палачей

Г) предатели, несущие справедливое наказание

Д) образ ученика-последователя

Е) верный друг, безотказный помощник


6. Почему не образуется подобный ряд для Маргариты?

А) в романе нет традиционного любовного треугольника

Б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей

В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире


7. Чей это портрет: « Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
А) Азазелло

Б) Коровьев

В) Варенуха

Г) Бездомный


8. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие – другое лицо справедливости».(В.Я. Лакшин)

1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» - «видеть»), «правая сила» (праведная сила).

2) Прокомментируйте это высказывание. С вашей точки зрения, что такое справедливость?
9. Роман Булгакова – это «сатирическая летопись той городской жизни

20-30-х годов, которая была доступна художественному взору писателя…» (П.А. Николаев)

1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?

2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?


10. Кто предал Иешуа?

А) Левий Матвей

В) Пилат


Г) Крысобой
11. Что держала в руках Маргарита при первой встрече с Мастером?
А) желтые тюльпаны

Б) красные розы

В) белые ландыши

Г) желтую мимозу


12. В чьей квартире Маргарита устраивает погром, превратившись в ведьму?

А) Лиходеева

Б) Латунского

В) Берлиоза

Г) Воланда
13. Что говорит Воланд после представления в варьете?

А) что люди изменились к лучшему

Б) что Москва совсем на преобразилась, в ней нет новых домов

В) что город изменился, но люди остались теми же

Г) что люди стали намного хуже
14. Кто превратил Варенуху в вампира?

А) Маргарита

Б) Азазелло

В) Гелла


Г) Коровьев
15. В каком учреждении до попадания в больницу работал мастер?

А) в музее

Б) в больнице

В) в театре

Г) в варьете
16. Какой предмет мучил Фриду, одну из участниц бала у Сатаны?

А) разбитое зеркало

Б) синий платок

В) потерянное ожерелье

Г) расстегнувшийся браслет
17. Кого прощает в конце романа Мастер, говоря: «Свободен! Теперь ты свободен!»?

А) Левия Матвея

Б) Воланда

В) Ивана Бездомного

Г)Пилата
18. Как зовут поэта Ивана Бездомного в конце романа?

А) Иван Сергеев

Б) Иван Понырев

В) Иван Лаврентьв

Г) Степан Лиходеев

19. Когда происходит действие романа (в обоих мирах)?

20. Какие два города упоминаются в романе?

21. О ком Мастер писал свой роман?

22.Кому после ухода Воланда каждый год в одно и то же время снится один и тот же сон?

Тест по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.В чем проявляется своеобразие композиции романа?

А) кольцевая композиция

Б) хронологический порядок развития событий

В) параллельное развитие трех сюжетных линий

Г) параллельное развитие двух сюжетных линий

2.Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

А) соответствие библейскому сюжету

В) авор подчеркивает внутренню свободу героя

3.«Я, Иешуа,г говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новы Храм

Б) речь идет не о вере, а об истине

4.Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость?

А) трусость ведет к предательству

Б) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла

В) трусость – малодушие, недостаток душевной силы

5.Как разрешен в романе образ Левия Матвея?

А) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им

Б) он верит фанатично, не понял основной идеи учителя

В) Левий не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога

6.В чем состоит специфика системы образов романе «Мастер и Маргарита»?

а) в основу положен принцип двойничества

б) персонажи объединены общей идеей произведения

в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

) система образов построена по принципу антитезы

7.Какой из «миров» романа наиболее населен?

А)библейский б) потусторонний в) московский

8.Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки?

А) Азазелло

Б) Коровьев

В) Варенуха

Г) Бездомный

9.В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.

А) историческое

Б) теологическое

В) объяснение устройства вселенной

Г) «от противного»

10.Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.

А) обед Н.И.Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо

посыпанная лучком»

б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»

в) завтрак Степы Лиходеева 3) «Водка в пузатом графине, паюсная икра в вазочке,

белые маринованные грибы, кастрюлька с сосиками»


  1. Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». I

    Урок

    Района Белгородской области Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » для 11 класса... Роман впервые появился в журнале 1. «Москва» 2. «Вехи» 3. «Северная звезда» 3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита »? ...

  2. Курс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

    Документ

    ... романа . Роман «Мастер и Маргарита » (для изучения предлагается один из романов по выбору). История создания и публикации романа . Своеобразие жанра и композиции романа ... поэта? 3. В чем проявляется индивидуальность звучания патриотической лирики...

  3. М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита» мастер и музыка. Перечитывая М. А. Булгакова (отрывки)

    Документ

    Художественное своеобразие романа «Поднятая целина... ярко проявляется жизненное... Композиция сюжета «Собачьего сердца» М. А. Булгакова . 4. Любовь и ненависть в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита ». 5. Мироздание по Гете и мироздание по Булгакову ...

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

для 11 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

2014

Пояснительная записка

Тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса романа

М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа содержит вопросы на знание текста, на знание героев романа, вопросы по жанру и композиции романа, по истории создания произведения.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, из которых только один правильный (кроме 8 вопроса I варианта, в котором 2 ответа).

Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

I вариант

1. Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. 1930 — 1941

2. 1928 — 1940

3. 1929 — 1939

2. Роман впервые появился в журнале

1. «Москва»

2. «Вехи»

3. «Северная звезда»

3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?

1. Хронологический порядок развития событий;

2. параллельное развитие трёх сюжетных линий;

3. параллельное развитие двух сюжетных линий.

4. Каков жанр романа?

1. Философский;

2. любовный;

3. роман многожанров.

5. В течение скольки дней длились события московских глав?

1. 2 дня

2. 3 дня

3. 4 дня

6. В какой главе появляется Мастер?

1. 11

2. 13

3. 9

7. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

1. Противопоставление библейскому сюжету;

3. подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.

8. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?

1. Зла;

2. истина;

3. добро;

4. благо.

9. Время действия романа

1. Москва. 20 – 30 годы XX века;

2. Ершалаим. I век нашей эры;

3. охватывает сразу две эпохи.

10. За что наказан Пилат?

1. Трусость;

2. зло;

3. совесть.

11. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

1. Понтию Пилату;

2. Мастеру;

3. Воланду.

12. Как связаны между собой три мира в романе?

1. Иисусом Христом;

2. Воландом;

3. Иешуа.

13. Кто отпускает Пилата на свободу?

1. Воланд;

2. Мастер;

3. Маргарита.

14. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

1. Азазелло;

2. Коровьев;

3. Варенуха.

15. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».

1. Азазелло;

2. Коровьев;

3. Варенуха.

16. Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?

1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;

2. речь идёт не о вере, а об Истине;

17. Чем Воланд наградил Мастера?

1. Светом;

2. свободой;

3. покоем.

18. Кем становится в эпилоге романа Иван Бездомный?

1. Профессором Института истории и философии;

2. профессором Института литературоведения;

3. председателем МАССОЛИТа.

II вариант

1. Сколько редакций романа сделал М. Булгаков?

1. 6

2. 8

3. 10

2. Как бы вы определили композицию романа?

1. «роман в романе»

2. кольцевая

3. свободная

3. В течение скольки дней происходит действие евангельских глав?

1. 2

2. 3

3. 1

4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?

1. 1935

2. 1937

3. 1940

5. В каком году полный текст романа появился на родине писателя?

1. 1970

2. 1972

3. 1973

6. Кто разлил масло, на котором поскользнулся Берлиоз?

1. Аннушка

2. Маргарита

3. Гелла

7. Как называлось здание, в котором размещался МАССОЛИТ?

1. дом Пушкина

2. дом Грибоедова

3. дом Лермонтова

8. Описание какого героя дано в эпизоде: «… человек лет двадцати семи… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом… большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью»?

1. Марк Крысобой

2. Левий Матвей

3. Иешуа Га-Ноцри

9. Кого спасла от вечных мук Маргарита?

1. Фросю

2. Фриду

3. Франческу

10. У кого из свиты Воланда был клык?

1. у кота Бегемота

2. у Коровьева-Фагота

3. у Азазелло

11. Укажите настоящую фамилию Ивана Бездомного.

1. Иван Николаевич Понырев

2. Иван Ивнович Латунский

3. Иван Николаевич Лиходеев

12. Когда происходит действие романа?

1. весной

2. летом

3. осенью

13. Откуда покидает Москву Воланд со своей свитой ?

1. с Воробьёвых гор

2. с Патриарших прудов

3. с Садовой

14. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев?

1. в Ленинград

2. в Киев

3. в Ялту

15. Где Иван Бездомный встретился с мастером?

1. на Патриарших прудах

2. в «сумасшедшем доме»

3. в Варьете

16 . Портрет какого персонажа приведён здесь: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» ?

по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году

В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (Письмо Минобразования РФ от 04.02.03 № 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/04 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются необязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).

При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов Российской Федерации: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.

«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru)

Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).

Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:

1. Анализ стихотворения поэта ХIХ-ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ-ХХ века (эпизоды указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).

3. Тема, связанная с т писателя ХIХ века (автор, произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор, произведение указаны).

5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

Образцы комплектов тем сочинений:

Комплект № 1

1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Сцена дуэли Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы «Княжна Мэри» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

2. «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).

3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский). (По произведению русской литературы ХХ века.)

Комплект № 2

1. Стихотворение А. А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (восприятие, истолкование, оценка).

2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

3. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ в.)

Тесты

Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?

а) кольцевая композиция

б) хронологический порядок развития событий

в) параллельное развитие трех сюжетных линий

г) параллельное развитие двух сюжетных линий

2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?

а) в основу положены принципы двойничества

б) персонажи объединены общей идеей произведения

в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

г) система образов построена по принципу антитезы

3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

а) Иешуа - новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм

б) речь идет не о вере, а об Истине

4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

а) соответствие библейскому сюжету

5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).

Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.

а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором

б) красота и ее служба силам тьмы

в) герои выполняют функцию палачей

г) предатели, несущие справедливое наказание

д) образ ученика-последователя

е) верный друг, безотказный помощник

6. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?

а) в романе нет традиционного любовного треугольника

б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей

в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире

7. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?

а) Азазелло

б) Коровьев

в) Варенуха

г) Бездомный

8. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.

а) историческое

б) теологическое

в) объяснение устройства вселенной

г) «от противного»

9. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.

а) обед Н. И. Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная

селедочка, густо посыпанная зе-

леным луком

б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый

ананас, икра»

в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике,

Лиходеева паюсная икра в вазочке, белые

маринованные грибы, кас-

трюлька с сосисками, сваренны-

ми в томате»

10. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие - другое лицо справедливости». (В. Я. Лакшин)

1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» - «видеть»), «правая сила» (праведная сила).

2) Прокомментируйте это высказывание? С вашей точки зрения, что такое справедливость?

11. Роман Булгакова - это «сатирическая летопись той городской жизни 20-30-х гг., которая была доступна художественному взору писателя...» (П. А. Николаев)

1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?

2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?

Тест по роману М. А. Булгакова «Белая Гвардия»

1. М. А. Булгаков в письме советскому правительству (28 марта 1930 года) определил свои литературные и политические принципы. Какой из пунктов наиболее точно раскрывает задачи писателя (возможно несколько ответов):

а) глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.

б) изображение «страшных черт моего народа».

в) «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране

д) «стать бесстрастно над красными и белыми».

2. Что является лейтмотивом романа Булгакова «Белая гвардия»?

а) исторические события в Киеве в 1918-1919 годы.

б) сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны.

в) сохранение чести - стержня личного поведения героев романа.

3. «Почувствовав в себе созревшую силу, Булгаков ставит перед собой задачу выше себя... Эта задача - картина гражданской войны, которая, по его замыслу, должна быть не только написана в традициях «Войны и мира», но и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопею». (В. Я. Лакшин)

4. «Вызывающая новизна романа состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны..., он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных... людей, с очевидным сочувствием». (В. Я. Лакшин)