Этикет в разных странах мира кратко. Правила этикета: классические традиции поведения воспитанных людей. Есть только правой рукой

3. В Казахстане есть забавный обычай – подавать чашки с чаем, наполненные лишь наполовину. Удивляться не стоит (и просить долить еще немного тоже не стоит)… Полная чашка означает, что хозяин хочет, чтобы вы поскорее ушли домой.

4. Удивительно, но факт: в Нигерии маленьким детям не жарят яичницу, так как считается, что, если кормить их яйцами, они начнут воровать.

5. А На Ямайке малышам не дают курятину, пока дети не научатся говорить. Считается, что из-за мяса кур ребенок может так и не заговорить.

7. Еще в Японии между перекусами палочки должны лежать вместе прямо перед вами параллельно краю стола. И ни в коем случае не стоит втыкать палочки прямо в миску с рисом, иначе вы рискуете попасть в очень неловкую ситуацию… Дело в том, что во время похорон в Японии миску риса умершего помещают перед его гробом, втыкая палочки прямо в рис. Теперь понимаете, да?

8. В Китае не принято резать длинную лапшу во время еды. Лапша у китайцев – образ долголетия, поэтому, разрезая ее, вы укорачиваете себе жизнь.

9. В Китае никогда не указывайте во время еды палочками на кого-либо – вас сочтут грубияном.

10. В Южной Индии во время еды не стоит касаться тарелки левой рукой. Все потому, что левая рука ассоциируется здесь (если выражаться деликатно) с разными функциями нашего организма и считается грязной. Даже передавая документы, не стоит задействовать левую руку.

11. Нас с детства учили доедать до конца, а вот на Филиппинах, в Северной Африке и в некоторых регионах Китая чистая тарелка может обидеть хозяина! Только когда гость оставляет немного еды на тарелке, хозяин понимает, что тот наелся.

Этикет по своей сущности выполняет нациообразующую функцию. Ибо народом мы называем не просто совместно живущее население, но прежде всего этническую общность, сплоченную традициями, обычаями, ритуалами. Человек в Древней Руси мог выжить только в условиях семьи, коллектива. Это связано как с особенностями климата (сильные морозы, продолжительные дожди, засуха, бедные почвы), так и с геополитической обстановкой (постоянные набеги на Русь с юга и запада).

Повседневный труд и защита достояний, созданных трудом, - все это было главной задачей для соплеменников. Древний русич должен был быть крепким и выносливым. Дети - будущие кормильцы и защитники - не только овладевали необходимыми навыками и знаниями, но и становились продолжателями обычаев и традиций племени. Самыми любимыми развлечениями мужчин и мальчиков были те, что давали возможность показать силу и удаль: борьба, кулачные бои, бег наперегонки. Девочек учили прядильному мастерству. Юношей с двенадцати лет отдавали в военную слободу. Там опытные воины формировали необходимые навыки для защиты своего племени от вражеских набегов .

Древнерусские племена состояли из родов - совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя . Отсюда и незыблемость правила подчинения младших воле старших, почтение, послушание и покорность по отношению к отцу с матерью. Без родительского благословения немыслимо было ни одно сколько- нибудь важное событие в жизни человека: выбор невесты, свадьба, уход из отчего дома...

Наиболее полно эталоны и нормы поведения сформулировал «Домострой », свод житейских правил и наставлений XVI столетия. «Слово “домострой” включает два славянских слова: “дому строитель”. Само сочетание “домострой” появилось в русском языке в XV веке как перевод греческого слова «экономика» (дом-экос, закон-номос). “Дом” - не просто жилище, но и все, что с ним связано - семья, взаимоотношения, хозяйство. В мировоззрении русского народа “дом” является источником внутренней гармонии, от которой зависит тепло домашнего очага, лад с родными и близкими, покой и уверенность в себе», - пишут авторы учебного пособия с говорящим названием «Культура дома» .

Обеспечивая преемственность и целостность семейного коллектива, где младшие (жена, дети, домочадцы) безусловно подчинены старшему (отцу), «Домострой» снижал возможность зарождения семейных конфликтов. Каждый знал свои права и обязанности, и если субординация нарушалась, остальные члены семейства одергивали нарушителя. Согласно «Домострою», похвала должна произноситься прилюдно, а наказание - осуществляться наедине. «Наказание» - это наставление, наказ, а не обязательно битье палкой или розгами. Последнее средство также предлагается в «Домострое», но как крайняя мера .

На Руси всегда большое внимание уделялось порядку в доме. «У хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист, во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам надо прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено - в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти», - читаем в «Домострое». Если в Европе в это время, как мы уже говорили, «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов», то на Руси нормой является соблюдение правил личной гигиены. «К числу народных обычаев, существующих даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после нее, также подстилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах - прибыток в доме, а на мехах сидение - богатство» .

В нашей истории есть примеры, когда традиции менялись радикально. Вспоминаются великие реформы Петра I, начавшиеся сломки прежних культурных принципов, служивших основой древнерусского этикета. Вернувшись из-за границы в 1698 г., царь-преобразо- ватель собственноручно стал обрезать бороды своим боярам. Как известно, на Руси окладистая борода считалась символом принадлежности к мужскому полу. В 1700 г. появился указ, запрещающий носить длиннополое платье. Вместо традиционного костюма горожанам предписывалось обзавестись венгерскими или немецкими кафтанами. Указом 1702 г. вводился новый порядок бракосочетания: смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. Брак по принуждению родителей был также запрещен царским указом .

В 1717 г. увидело свет «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти». Его можно назвать первым сводом правил светского этикета в России в его европейском понимании. Благопристойное поведение - ключевое понятие этого сборника: соответствие индивидуальных манер общепринятым нормам приличия, ведь благопристойный - это «не оскорбляющий чувства стыдливости» (В.И. Даль). Напомнив читателям о необходимости почтения к родителям (этот постулат древнерусской морали остается незыблемым и в XVIII веке), «Юности честное зерцало...» на первое место ставит такую добродетель, как благочестие. Благочестие - это не только соблюдение религиозных обрядов, но в первую очередь - воспитанность. Она проявляется в общественной жизни в виде таких положительных качеств личности молодого дворянина, как почтительность и вежливость: «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и делах: на руку не дерзок и не драчлив...» . Этот памятник эпохи реформ Петра Великого построен на социальной антитезе: передовой человек эпохи Просвещения и невежественные, праздные люди прошлого. Здесь четко разграничиваются внешний лоск, элегантность манер светского образа жизни, когда «младый отрок бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник», и тунеядство бездельников, которые «живут лениво, не бодро, а разум их заимится и иступится...», т.е. придет в негодность. Если первые, овладев нормам приличий и этикета, становятся галантными кавалерами, то вторые подобны животным - не стригут ногтей, «жрут как свиньи», невоздержанны в еде и питье.

В светском лексиконе людей XVIII в. часто встречается слово «куртаг» - заимствованное из французского языка. Куртаг - выход при царском дворе, приемный день в императорской резиденции. Фамусов в комедии А. Грибоедова говорит об одном из вельмож эпохи Екатерины И:

На куртаге ему случилось обступиться:

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб.

Елизавета Петровна, предшественница Екатерины Великой на престоле, устраивала частые куртаги по самым разным поводам и без повода. Екатерина Алексеевна, тогда еще жена наследника - будущего Петра III, вспоминала: «В 1744 году в Москве императрице вздумалось приказать, чтобы на придворные маскарады все мужчины являлись в женских нарядах и все женщины в мужских, и при этом без масок на лицах. Это были превращенные куртаги: мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, большая часть их являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать, как они безобразны в дамском наряде. С другой стороны, дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизни не видела такой прекрасной ноги; нижняя часть ноги была удивительно стройна. Ее Величество отлично танцевала и во всяком наряде, мужском и женском, умела придавать всем своим движениям какую-то особенную прелесть. На нее нельзя было довольно налюбоваться, и бывало с сожалением перестаешь смотреть на нее, потому что ничего лучшего больше не увидишь» .

Правила светского этикета в его европейском понимании постепенно приживаются в России. Ассамблеи, т.е. балы, увеселительные вечера, входят в плоть и кровь дворянского общества. Вся русская классическая литература наполнена описаниями светских развлечений - балов и вечеров: комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и его драма «Маскарад», эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого и др. Везде светская жизнь предстает как пустое времяпрепровождения, бессмысленное занятие. На балах и вечерах звучат заученные, ничего не значащие фразы, церемонность и ритуализированность поведения гостей превращает их в манекены. Вспомним описание светского вечера из романа Л. Толстого: «Гостиная Анны Павловны Шерер начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили <...> Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки <...> Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появляется Пьер Безухов: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне». Один из присутствующих вельмож произносит слова, «не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка» и т.д. Превратившись в застывший ритуал, светский этикет становится формой узаконенного лицемерия.

Светское воспитание - овладение умениями, отвечающими вкусам высшего общества. Например, обучение танцам. Вспомним строки из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно...

Обучение танцам начиналось рано - с пяти-шести лет. Сам Пушкин учился им уже в 1808 г. (родился будущий великий поэт в 1799 г.). Длительные тренировки придавали молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психологический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене . Отметим в связи с этим попытку введения в 80-х годах XX в. в советских школах такого предмета, как «Ритмика». Обучение в младших классах (6-8 лет) движению под музыку, к сожалению, продолжилось недолго и было свернуто в годы «перестройки». В настоящее время педагогами отмечается необходимость введения в сетку школьных часов «коррекционной ритмики». С ее помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Итак, бал XIX столетия начинался польским полонезом. Вторым бальным танцем был вальс. Мазурка составляла центр бала и была его кульминацией. Легкость, изысканность, грациозность - все это характеризовало французскую манеру исполнения мазурки .

Соблюдение норм этикета было обязательным для всех, кто был вхож в высшее общество, в том числе и для императора. За свое пренебрежение к обычаям и ритуалам россиян поплатился короной и жизнью царь Петр III (1761-1762). Рожденный в Голштинии (Германия), он прожил в России 18 лет, но так и не принял русских традиций. Для Петра III, урожденного Карла-Петра-Ульриха, такие культурные ценности, как православная вера, церковные обряды и ритуалы, мало что значили. Историк В.О. Ключевский писал: Петр «в придворной церкви во время богослужения принимал послов, ходя взад и вперед, точно у себя в кабинете, громко разговаривал, высовывал язык священнослужителям, раз на Троицын день, когда все опустились на колени, с громким смехом вышел из церкви» . Правил своей империей Петр III только 186 дней. В июне 1762 г. он был свергнут с престола, а затем убит.

Традиции этикета носят характер неписаных правил. Они впитываются нами из окружающего мира: общение с родными, близкими, в школе, на улице. Когда показывают советскую кинохронику или художественные фильмы о советском прошлом (например, «Два товарища» (режиссер - В. Пендраковский), «Исчезнувшая империя» (режиссер - К. Шахназаров)), бросается в глаза то, как одеты учащиеся школ, техникумом, вузов. Ношение школьной формы тогда было обязательным. В средних специальных и высших учебных заведениях был более демократичный стиль одежды. Однако кадры беспристрастно фиксируют строгость, официальность в выборе молодежью костюма для учебы. Заглянув в современную учебную аудиторию, мы увидим абсолютную разношерстность в одежде: короткие юбки, длинные ногти, «готический» стиль вперемешку с «косухами» и серьгами в ушах юношей... Нужен ли дресс-код (предписанный стиль одежды) для современного студента? Полагаем, что да. Ведь внешнее отражает внутреннее содержание. Учебное заведение - это не дискотека, не кафе-бар. Приоритетом здесь является получение знаний, а не свободное времяпрепровождение. К тому же студенты - будущие специалисты. Им придется соблюдать дресс- код, принятый в данной фирме.

Этика студента не заканчивается сферой одежды. Высшее образование обязывает быть серьезным и аккуратным: не размахивать руками, не шуметь в коридорах и аудиториях, быть вежливым с преподавателями и товарищами по группе. Во время лекции не перебивать профессора, а задавать вопросы после ее завершения или вежливо поинтересоваться на перемене, есть ли у лектора время для уточнения отдельных аспектов учебного материала. Этический аспект присутствует также в процессе подготовки и выступления на семинаре, в ходе обсуждения курсовой или дипломной работы. Запрещается выдавать чужие мысли за свои. Поэтому необходимо ссылаться на первоисточник (учебник, учебное пособие, монографию, научную статью, интернет-сайт и др.). В противном случае это будет называться плагиатом - присвоением чужого авторства. Необходимо с уважением относиться к иной, отличающейся от вашей, точке зрения. В ходе научного обсуждения проблемы необходимо назвать имена и фамилии тех ученых, что ранее исследовали данный вопрос. Каждый ваш тезис должен быть подкреплен аргументами, ссылкой на авторитетное мнение. Делая выводы, не забудьте подвести итоги сказанному ранее, постарайтесь обозначить перспективы дальнейшего исследования. Не забудьте начать свое выступление с приветствия «Уважаемые коллеги!» и закончить его фразой «Благодарю за внимание. Есть ли ко мне вопросы?».

Следовать правилам - это не значит ущемлять свою индивидуальность. Наоборот, человек прилично одетый, улыбающийся, отзывчивый в глубине души чувствует себя спокойнее, увереннее. Речь идет о самодостаточности личности! «Школы стерв», ошибочное понимание агрессии и хамства как независимости и превосходства, прожигание жизни являются тупиковыми формами, не имеющими под собой никакой мировоззренческой платформы. Простота в общении, помощь нуждающемуся и обездоленному во всех культурах всегда приветствовались и ставились в пример. В общем, как в «Домострое»: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию Божию не будь лиходеем» .

Отрадно, что, несмотря на катаклизмы XX в., русский народ сохранил добро и незлопамятность (подчеркнем это слово!) в своем сердце. По этому поводу вспоминается драматическая история из книги «Враг народа» Д. Рогозина, содействовавшего освобождению из чеченского плена пожилого русского строителя. «Его украли, держали в сыром подвале жилого дома ровно четырнадцать месяцев. Выжить ему удалось лишь за счет смекалки и удивительной воли <...> Своих извергов старик не проклинал, вспоминал лишь, как все семейство преспокойно ужинало за столом, установленным над входом в его подвал. Все - от мала до велика - знали, что в зиндане заживо гниет пожилой заложник, и считали это делом обычным. Старик взахлеб рассказывал мне все новые подробности своих злоключений, как будто куда-то спешил, а я все удивлялся, откуда в нем такая тяга к жизни, такая уникальная способность в нечеловеческой неволе сохранить достоинство и человеческий облик» . В истории государства Российского немало примеров, когда наши предки помогали больным и раненым иноземным солдатам, а не издевались над ними. Например, окруженным в январе 1943 г. под Сталинградом немцам была гарантирована жизнь. Стараниями советских командиров были организованы приемные пункты и лагеря для военнопленных. Наши врачи, санитары, медсестры лечили обмороженных и оголодавших немецких солдат, боролись с инфекционными заболеваниями. Для сравнения вспомним знаменитую директиву Гитлера немецкой армии, окружившей Ленинград в 1942 г.: не принимать капитуляцию города, так как проблемы выживания населения и его снабжения продовольствием не могут и не должны решаться немецкой стороной. Его ближайший сподвижник нацист Геринг говорил: «В этом году в России умрет от голода от 20 до 30 миллионов человек. Пожалуй, хорошо, что так случится, ибо некоторые народы должны быть истреблены»

В наше время слово «этикет» можно услышать в каждой стране.

Но везде существуют свои особенности, которые формировались в течение многих веков. Однако в культуре любого народа они приобретали свои очертания в зависимости от традиций общения, национальных особенностей и многого другого.

К примеру, угадай, в какой стране с тобой не станут общаться, если не знают твоего имени? Конечно, в Англии.

А в какой стране можно распевать серенады под балконом без угрозы получить за это порцию холодной

А о приветливости и благородстве французов просто ходят легенды.

Но, поскольку солнышко встает на востоке, с него мы, пожалуй, и начнем экскурсию по этикету разных стран.

Китай

Это страна спокойного созерцания жизни. Все в ней слито с природой в одно целое, и человек относится уважительно ко всему. Этикет полностью отражает это.

Наверное, самой интересной традицией в Китае является чаепитие.

Эта церемония проводится в специально отведенных местах с необыкновенной торжественностью и неторопливостью.

Все сидят вокруг небольшого столика и пьют чай, заваренный по определенному рецепту, разливая его по маленьким чашечкам.

За столом непременно ведется светская беседа. По китайскому этикету, во время чаепития положено улыбаться и говорить только о хорошем.

Если обычно все молодые люди прислуживают самому старшему и уважаемому, то во время этой церемонии даже самый важный человек может подать чашку другому, таким образом, уравнивая его в правах со всеми остальными.

Ты тоже можешь устроить у себя дома вечер китайского чаепития. Для этого не надо дожидаться специального праздника, можно просто в любой день пригласить гостей и за чашкой чая побеседовать в приятной компании.

Турция

В Турции тоже существуют особенные правила этикета.

Женщины обязаны носить длинную одежду, прикрывающую руки и ноги.

Мужчина не позволит себе выйти в шортах на улицу даже в самую жаркую погоду (интересно, как ты будешь чувствовать себя укутанной с ног до головы в середине лета? А они терпят!).

Италия

Эта страна — общепризнанный лидер в областях спагетти и футбола.

Настоящие итальянцы — импульсивные и горячие люди, любят поспорить и отстаивают свое мнение со всей страстью, на которую только способны, даже когда не правы.

Иногда выяснением отношений занимается целый квартал, зато потом все весело хохочут и обнимаются. Причем итальянцы придают очень большое значение жестам и мимике, поэтому многие свои эмоции они выражают не только и не столько словами.

Согласись, обычно интенсивная жестикуляция не вызывает одобрения. Но только не в Италии!

Испания

Особенности этой страны связаны с климатом. В жаркие летние дни солнце светит настолько ярко, что под его лучами просто невозможно долго находиться.

Поэтому в часы сиесты (с 1 ч дня до 5 ч вечера) испанцев тревожить не стоит, если не хочешь оказаться невежливой.

Представь, если бы эти правила распространялись на нас: тогда точно не пришлось бы ходить в школу во вторую смену или выполнять какую-нибудь работу по дому.

Но, может, все хорошо, а то и не погуляешь нормально, ведь все равно на улице никого нет.

Греция

В этой стране приятно быть хозяйкой дома, которая обязательно получит от пришедших гостей подарок.

Дарят в основном цветы или торт, а еще принято приносить с собой сок из свежих фруктов или домашний сыр. Здорово, правда, приглашать к себе гостей: и стол накрывать не нужно, ведь гости все принесут с собой!

Швеция

Здесь тщательно следят за чистотой и порядком, оберегают природные богатства. За мусор, оставленный после пикника в лесу или на берегу речки, подвергают крупному штрафу.

А на чужую территорию лучше не заходить без приглашения.

Зато уж званым гостям здесь всегда рады! Если бы все люди были, как шведы, организованы и, вместе с тем, дружелюбны, то о правилах этикета можно было бы лишний раз не напоминать.

Норвегия

В Норвегии, как и в Швеции, к природе относятся очень серьезно, берегут каждое деревце.

Кроме того, норвежцы — довольно спокойный народ, не любящий лишней суеты и шума.

Во всех общественных местах соблюдаются тишина и порядок. Никто не толкается сумками в аэропорту или на вокзале.

Наверное, у этого народа есть чему поучиться: давай брать с норвежцев пример и не будем толкать прохожих в метро, даже когда очень спешим.

Великобритания

Довольно строгая страна, славящаяся своим педантизмом и пунктуальностью. Если опоздаешь хоть на 1 минуту, сразу же обнаружишь свою невоспитанность и неуважение к окружающим.

А с визитами у них еще сложнее: сначала тебе придет по почте симпатичное приглашение на встречу, ты на него ответишь на еще более симпатичной почтовой карточке.

Придешь, посидишь полчаса, откланяешься и пойдешь домой.

Но это еще не все — потом надо в письменном виде поблагодарить хозяйку за хороший прием.

У нас такой номер не пройдет: тебе самой разве понравится ради получасовой вечеринки два раза бегать на почту (сначала, чтобы ответить на приглашение, а потом — выразить благодарность хозяевам)?

Дания

В Дании каждый хозяин очень тщательно ухаживает за своим домом.

Идешь по улице и видишь по обе стороны ряды красивых и аккуратных домиков.

Черепичные крыши домов смотрятся очень нарядно и празднично.

Так и живут датчане, ведя спокойный, размеренный образ жизни.

Они не столь пунктуальны, как англичане (на неофициальную встречу тебе позволительно опоздать на

Франция

Французы — очень воспитанные и деликатные люди, они вежливы и приветливы, разговорчивы и тактичны. Девочкам принято дарить цветы, даже если праздников и в помине нет.

Представь, что на день рождения гости сами присылают букеты цветов и назначают время своего (!) визита.

Думаешь, что цветы в нашей жизни — явление довольно привычное и люди дарили их друг другу всегда?

Не тут-то было! Оказывается, этот обычай пришел к нам из средневековой

Галантные мужчины сравнивали дам с цветами, которые приносили с собой на свидание. С тех пор и появилась эта замечательная традиция.

Россия

В нашей стране тоже существует особый этикет. Он складывался довольно долго. Современные нормы поведения очень напоминают купеческий этикет.

Ты, возможно, при встрече целуешь своих горячо любимых подруг в щеку. А не задумывалась ли ты, откуда взялся такой обычай? Он возник еще на Руси.

Тогда было принято трижды целовать приятных тебе людей в щеку при приветствии. А вот еще другой пример современного российского этикета.

Русские люди — очень гостеприимный народ.

И совершенно не важно, в какое время дня и суток к тебе пришел гость, с приглашением или по внезапному порыву эмоций, ты все равно должна его принять (если, конечно, не очень сильно спешишь), выслушать и что-то посоветовать, если нужно.

Но вообще-то это уже твое личное дело — пускать гостя или нет.

Как видишь, в каждой стране нашего огромного мира есть свои особые нормы поведения. Но они совсем не отменяют общепринятых норм. Для того чтобы расположить к себе человека любой национальности, совсем не обязательно досконально изучать традиции всех стран (на это целой жизни не хватит!), достаточно быть вежливой и следовать нормаль общечеловеческого общения.

ЭТИКЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ – система исторически обусловленных норм и стандартов поведения, характерных для определённого общества. Важный компонент этнич. культуры, связанный с морал. нормами и ценностями; про-является в эмпирически наблюдаемых формах поведения. В многообразии этикетных норм основными являются: Э.т. приветствий и прощаний; ; внутрисемейные и семейно-родственные отношения; застольный и гос-тевой этикет. По мере модернизации -общества происходит трансформация этикетных норм в сторону их упрощения.

Э.т. чуваш. содержит как восточ.,так рус. и западноевроп. элементы. Архаичные особенности восточ. этикета сохранены в , к-рым регламентируются в числе других и нормы, связанные с приветствием и прощанием, благословением, благодарностью и т.п., в т.ч. требование пользоваться при обращении к родственникам (как к своим, так и к родственникам супруга) не именами, а терминами родства и свойства. Традицион. этикетные нормы внутрисемейных и родствен. отношений также являются неотъемлемой частью соционорматив. культуры этноса. В целом Э.т. чуваш. представлял собой проявление норм патриархал. общества с приоритетом муж. начала, требовавшее подчинения авторитету главы семьи (отца), в то же время почитания матери, уважения старших, заботы о младших. Предполагал ряд запретов, например, для женщин показываться с непокрытой головой и в неподпоясанной одежде перед родственниками мужа и др., для молодых членов семьи – не вмешиваться без разрешения отца в беседу взрослых и т.д. Обычаи застольного и гостевого Э.т. были тесно связаны с праздниками и обрядами; у чувашей, к примеру, они ярко отражены в обряде . Собираясь на пир, чуваши готовили гостинцы (как правило, пиво, пироги, жареный гусь, орехи для детей и т.п.). Гостей у ворот встречал хозяин, сам или старший сын заводил коня во двор. При встрече было принято обязательно вести диалог, в к-ром старались возвышать собеседника, не выходя за рамки самоуважения. На пиру придерживались строгого порядка рассаживания за столом: на боковой стороне избы переднего угла сидел глава рода, справа от негорасполагались мужчины (самые близкие или старшие – ближе к хозяину, чем дальше степень родства и моложе гость – тем ближе к двери). Слева от главы рассаживались его супруга и женщины,соблюдая тот же порядок, что у мужчин. Место в противоположном от главы семьи конце стола занимал руководитель обряда (кĕрекеçĕ). Во время угощения старшим оказывалось особое почтение. По правилам чуваш. Э.т. во время торжествен. случаев (при произношении молитв, пожеланий и т.п.) все гости вставали на ноги; старший член семьи произносил благословения, прикладывая свои скрещённые руки на головы стоявших на коленях сыновей и невесток. Таким же знаком почтения и уважения был поклон в пояс. После благословения собравшиеся пели обрядовую песню в честь хозяев дома. В гостях, несмотря на обильный стол и радушие хозяев, было принято не наедаться.

Лит.: Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь, сравнённый с языками и наречиями разных народов тюрк­ского, финского и других племён. Казань, 1875; Кузнецов А.В. Традиционный за­стольный этикет чувашского народа. Ч., 2003.

Древнекитайский мудрец Конфуций говорил, что все добродетели имеют своим источником этикет. Предыстория этикета, формирование в социуме норм приличий, манер поведения в обществе заключены в традициях и обычаях этноса, своеобразии культурноисторического развития народа. Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Поэтому осмысление традиций этикета, их изучение и преемственное использование в жизни людей третьего тысячелетия позволят избежать распространения нигилизма и радикализма в обществе.

Традиция - это передача в течение длительного времени - от поколения к поколению - таких элементов социального и культурного наследия, как общественные установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, ритуалы. Традиции являются тем механизмом, с помощью которого общество, коллективы вносят свои ценности и нормы в сознание людей. Они стабилизируют общество, жизнь отдельного коллектива . Например, традициями как европейских, так и восточных народов предусмотрено получение женихом приданого невесты. Приданое, читаем в словаре В.И. Даля, - «богатство невесты, что за нею идет по наследству, или в дар от родных; женино имущество» . Оно выставлялось на всеобщее обозрение с тем, чтобы любой мог увидеть ценности, которые получали жених и невеста после свадьбы. В русском языке поныне сохранились пословицы: «Верь приданому после свадьбы», «Приданое - в сундуке, а дурак - на руке». Для перевозки приданого снаряжали поезд, т.е. ряд повозок, следующих одна за другой. Чтобы подчеркнуть богатство приданого невесты, более или менее тяжелые вещи раскладывались на несколько повозок. Поезд двигался по самым многолюдным улицам, останавливаясь на перекрестках. Во время переноса приданого собравшиеся гости, родня жениха и невесты с вещами в руках отплясывали на улице, невзирая даже на дурную погоду. Когда стихала музыка, пели веселые песни . Эта традиция жива до сих пор. Например, в день свадьбы требуют выкуп за невесту (символическая плата за выдачу приданого невесты), брачный картеж с шумом проезжает по оживленным местам.

Нарушение сложившихся традиций воспринимается как святотатство, кощунство. Исследователь древнерусской культуры Б.А. Успенский вводит даже специальный термин «анти-поведение» . На наш взгляд, его примером могут служить события в Москве в начале XVII столетия. Представители польской шляхты (дворянство) прибыли в столицу на свадьбу русского царя Лжедмитрия I (1605-1606) и дочери польского магната Марины Мнишек (умерла в 1614г.). Ненависть москвичей к гостям из Речи Посполитой стала следствием неуважительного отношения польской стороны к русским традициям. В православных храмах они вели себя без всякого почтения: входили туда в шляпах и при оружии, облокачивались на гробницы с мощами чудотворцев. В ходе свадебного обряда грубо нарушались сложившиеся на Руси обычаи. Наевшись и напившись, шляхтичи пустились в пляс. В России для солидных людей считалось зазорным и неприличным скакать и выделывать коленца. Танцы были уделом скоморохов. Советская поэтесса Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица» так образно выразила это поругание национальных традиций:

Пляшут под музыку польские паны,

Русским красавицам стыдно глядеть.

Сроду такой не видали стыдобы:

Женскому полу плясать во хмелю.

Не приходилось и слыхивать, чтобы Девки, горланя, прошли по Кремлю.

Шляется шляхта по древней столице,

Озорничает средь ясного дня -

В древнем соборе сидят на гробнице,

Шпорами нагло о плиты звеня.

Нарушен был и религиозный этикет: супругой русского царя могла быть только православная, а Марина Мнишек придерживалась обрядов Римской церкви. Женитьба на католичке и ее коронация стали последней каплей в чаше терпения москвичей: вспыхнуло народное восстание, в ходе которого Лжедмитрий I был убит.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. По сей день мы машем уезжающим рукой. Таков обычай прощания, пожелания доброго пути. В его основе языческие представления наших предков, поклонявшихся стихиям огня, воды, воздуха и т.д. Этим способом «навивался» попутный ветер, помогающий уходящему благополучно добраться до дома. До наших дней дожил еще один обычай: женщина должна идти справа от мужчины. Он уходит корнями в далекое прошлое, когда слева мужчины носили шпагу или саблю, и при нападении возникала необходимость быстро вытащить ее из ножен.

Обряд - воплощение бытовых, религиозных и иных обычаев в различных ситуациях. Издавна традиционный русский свадебный обряд состоял из двух, в определенной мере противопоставленных друг другу частей: с одной стороны - официальной, юридической, церковной (венчания), с другой - семейной (веселого загула, т.е. собственно свадьбы). Причем главной, окончательно скрепляющей семейный союз, в народе считалась вторая часть, семейная. Если по какой-то причине свадьба откладывалась (хотя и венчание уже состоялось), молодые находились врозь до собственно свадебной церемонии. В наши дни, также как и раньше, «свадебная часть» бракосочетания длится гораздо дольше (иногда несколько дней!), чем «официальная», регистрирующая часть (в отделении ЗАГСа и в храме).

Ритуал - разновидность обряда, упорядоченная система и последовательность действий, произнесения речей, церемониал. Ритуалы в разных культурах имеют свои особенности. Например, в европейских придворных кругах велась борьба за малейшие привилегии участвовать в ритуале, поскольку такое участие подтверждало аристократические преимущества перед другими, менее знатными дворянами. Одним дамам разрешалось сидеть возле короля, другие вынуждены были стоять. Существовал этикет, который предписывал одним сидеть в креслах или на табуретках, в креслах с той или иной спинкой; одни имели преимущество идти впереди иностранных принцев, другие - позади. Были и такие, которым дозволялось держать свечу при раздевании короля, хотя покои при этом ярко освещались . В русской культуре исторически сложилась следующая символика цвета в одеянии православных священнослужителей: золотые (желтые) одеяния или белые - богослужение в честь Христа

Спасителя, пророков, апостолов, при совершении таинств (треб) и отпевании; голубой и белый - для праздников в честь Пресвятой Богородицы; красный - в день памяти мучеников и т.д. Даже во времена СССР, когда велась атеистическая пропаганда, в некоторых русских семьях так или иначе отмечался главный православный праздник - Пасха. Советские люди, даже и не соблюдавшие церковный пост, крайне редко ходившие в храмы (или вовсе туда не ходившие), красили яйца, пекли куличи, обращались друг к другу в близком кругу в Светлое воскресение с традиционным для этого дня приветствием: «Христос воскресе!».

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы воплощают моральную сущность общества. «Нравственность является идеологическим отражением общих жизненных интересов эпохи» - писал немецкий ученый Эдуард Фукс (1870-1940) . В конце XX - начале XXI в. все чаще раздавались голоса о «падении нравов», «всеобщей безнравственности», отсутствии у современных людей понятий о нормах приличия и т.д. В связи с этим считаем уместным совершить небольшой исторический экскурс в глубь веков, подробнее остановившись на картине нравов Европы в эпоху Возрождения.

В XVI-XVII вв. произошел величайший переворот в системе духовных ценностей. Средневековый аскетизм сменился стремлением к полноте жизни, радости земных наслаждений. Сформировался европейский индивидуализм с новым типом личности. Речь идет об уверенном в себе, предприимчивом, энергичном, полном планов и надежд, не лишенном эгоизма, даже подчас хищничества, властном, волевом человеке. Его интересуют исключительно земные проблемы, в личности ценятся высокая работоспособность, инициативность, умение все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть и т.д.

Человек эпохи Ренессанса, в отличие от средневекового аскета, обладал пышущим здоровьем, крепким телосложением. В книге «Физиология человека» (XVI в., Франция) физические данные мужчины описываются так: «Мужчины от природы имеют крупный стан, широкие лица, немного загнутые брови, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи, крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие ляжки и руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги» и т.д. В женщине любили пышные формы. Дама, корсаж (часть женского платья, покрывающая бюст) которой предвещает роскошную грудь, ценится превыше всего. Таковы женщины с чувственных полотен фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1570-1640). Современник объясняет, почему для мужчин крупные женщины предпочтительнее субтильных: «Гораздо приятнее управлять высоким и красивым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

Чувственность, переходящая в сладострастие, воспринимается как естественное проявление человеческой натуры. «Законы природы важнее всего. Природа ничто не создала даром и снабдила нас благородными органами не только для того, чтобы мы ими пренебрегали, а для того, чтобы мы ими пользовались», - говорят герои романа «Декамерон» итальянского писателя Джованни Бокаччо (1313-1375). «Брак с сильным и хорошо сложенным мужчиной» - основа физического здоровья женщины.

Впервые в Европе нормы этикета становятся востребованными широкими слоями населения: дворянством, купечеством, городскими жителями. Хорошие манеры были необходимы кавалеру, чтобы очаровать даму. Из Франции в европейские языки, а в XVIII в. и в русский, приходят понятия «куртуазия» и «элеганция». Куртуазия - придворный этикет, вежливость, учтивость; элеганция - вежливость, внешний лоск, светскость в эпоху Возрождения . Отсюда и прилагательное элегантный - красивый, изящный. В век Ренессанса формируются представления о придворном этикете. В их основе эталоны и правила поведения в данном обществе. Мужчина воспринимался социумом в качестве хозяина дома, отца семейства. В гостиной комнате его кресло находилось на возвышении, а гости располагались в порядке, соответствующем их статусу.

Зачастую ту или иную эпоху, ее великих деятелей мы воспринимаем, представляя этикетные особенности данного общества. Вот начало стихотворения В. Набокова «Шекспир»:

Среди вельмож времен Елизаветы и ты блистал, чтил пышные заветы, и круг брыжей, атласным серебром обтянутая ляжка, клин бородки - все было, как у всех...

Брыжи - воротник на груди в виде оборок. Его носили современники У. Шекспира, философа Ф. Бэкона. Именно такое одеяние мужчин той эпохи запечатлено на полотнах великих художников. Например, «Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой» Рембрандта.

Прием пищи монарха обставлялся чрезвычайно пышно. Ниже приведено описание современником ритуала обедов и ужинов английской королевы Елизаветы I (1558-1603). Сначала двое джентльменов вносят в покои монарха символы королевской власти - жезл и покров. Они три раза преклоняют колени, расстилают на столе скатерть и уходят. Затем два других джентльмена приносят соль, блюдо и хлеб. Преклонив колени, они также удаляются. Далее две знатные дамы приносят нож для дегустации. Приседают в реверансе (почтительный поклон с приседанием) и остаются в комнате до конца трапезы. Телохранители королевы вносят двадцать четыре блюда в золотой посуде, и одна из знатных дам отрезает кусочек от кушанья, дает его попробовать телохранителю, чтобы обезопасить первое лицо в государстве от отравления. Затем и сама Елизавета I приступает к трапезе. Не съеденные ею блюда достаются фрейлинам .

Конечно, не стоит утрировать. Элегантность в одежде придворных находилась в противоречии с тем, что мы бы сейчас назвали «цивилизованным поведением». На королевских приемах во Франции не хватало ночных горшков, с которыми бегали лакеи (отправление естественных надобностей в присутствии других до начала XIX столетия в Европе не считалось чем-то неприличным и вписывалось в существующие нравы). В Версале, Фонтенбло, Лувре придворные «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов». Поэтому двор так часто меняет место своего пребывания: королевские резиденции после испражнений гостей чистят и моют