Обучение в театральном вузе. Высшее профессиональное театральное образование

И если вы поставили перед собой цель приобщится к этому невероятному миру искусства - честь вам и хвала. В нашем мире искусство необходимо - и те, кто несёт его в массы, на самом деле вовсе не купаются в романтике, а совершают адский труд. Но главное - эти люди, вероятно, более других преданы своей профессии. Те, кто идёт в театр, кино или балет ради денег - обычно не добиваются ничего. Потому что стать актёром способен только человек, бесконечно преданный этому миру - и не зря десятки великих актёров умирали прямо на сцене. Вы всё ещё не передумали стать актёром или режиссёром? Тогда дерзайте - и некоторые из вас обязательно станут новыми Мироновыми, Машковами, Абдуловыми или Янковскими.

Специальности

Специальностей в этой сфере насчитывается несколько десятков - и из театральных ВУЗов страны выходят новоиспечённые актёры и режиссёры, дирижёры и искусствоведы, дизайнеры и журналисты, художники и музыканты, певцы и танцоры, дикторы и ведущие, книговеды и критики.

Однако наиболее популярными по-прежнему остаются практически одни и те же профессии - хотя, под влиянием времени, их начинают «разбавлять» и исключительно современные. Составлять рейтинг самых востребованных профессий театральных высших учебных заведений - дело довольно сложное, но всё же, более-менее объективный ТОП-5 составить можно. И в него войдут:

  • театра, кино и эстрады (пожалуй, вечная профессия №1 в этой сфере). Втайне стать героями новых «Аватаров» и «Гладиаторов» мечтают все.
  • (картина та же). Мечта о карьере и славе если не Спилберга - то как минимум Михалкова.
  • Музыкальные продюсеры (веяние более нового времени - 100 лет назад такой профессии просто не существовало).
  • Дикторы телевидения (вот он - ещё один путь к известности и узнаваемости).
  • Танцоры (и танцовщицы).

Где получить театральное образование

Получить его можно в одном из 8 театральных училищ, 9 академий, 23 институтов, 10 театральных центров и 10 школ-студий. Причём некоторые из вполне справедливо считаются одними из лучших в мире - чего не скажешь о российских «вышах» других направлений (ведь даже знаменитый российский МГУ далеко не всегда попадает в первую полусотню). Именно эти, элитные высшие театральные учебные заведения и составляют нашу гордость и славу, и ТОП-5 среди них можно смело отдать:

  1. (на данный момент, по отзывам специалистов, главному собранию молодых российских театральных талантов);
  2. ГИТИСу - , готовящей на своих 8 факультетах выпускников практически по всем топовым специальностям и являющейся крупнейшим театральным ВУЗом Европы;
  3. «Щепке» - ;
  4. « » - аналогичному высшему театральному, но уже имени Щукина;
  5. и, наконец, - Всероссийскому институту кинематографии.

Дипломы этой пятёрки ВУЗов не просто признаются за рубежом - но и являются признаком высшего класса мастерства.

Широко известны также московский «Останкино» - институт Телевидения и Радиовещания («альма-матер» всех дикторов и ведущих), московская Государственная Консерватория и Дагестанский институт дизайна и прикладного искусства. А также Центр Образования «Монотон» для молодых гениев, московский госуниверситет Культуры и Искусств и московское ГУЦЕИ - готовящее в первую очередь артистов цирка.

Программы обучение театральных ВУЗов, согласно ФГОС-3, разумеется, отличаются друг от друга в связи с достаточно значительными расхождениями в профессиях актёра театра и, например, гримёра. Тем не менее базовый курс театрального исполнительного искусства и теории и истории искусств преподаётся практически всюду. Кроме того, в программы этих специфических ВУЗов входят занятия по художественному слову, ритмике, танцам, вокалу, живописи, ораторскому искусству и т.д.

Формы обучения

Отличие форм обучения от аналогичных в других ВУЗах заключается в том, что ни очно-заочная (вечерняя), ни дистанционные формы в них не практикуется. Кроме того, в них чрезвычайно мало бюджетных мест, а во многих их школах-студиях и академиях их нет вовсе. В остальном же существенных отличий от форм обучения в ВУЗах других отраслей в театральных не наблюдается.

Второе высшее

Для многих деятелей искусства (особенно актёров) получение второго высшего образования (чаще всего режиссёрского) - обычное дело. Возможности его получения ничем не отличаются от таких же для получения первого - с той лишь разницей, что бюджетники здесь отсутствуют.

Показаны записи 1-13 из 13

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
АРБ им. А. Я. Вагановой

БИИЯМС
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
ВГИК

ВТУ им. М.С.Щепкина

ИРТ

Институт современного искусства

МГИК

МИТУ-МАСИ
Российская Государственная специализированная академия искусств
РГСАИ
Российский университет театрального искусства – ГИТИС
ГИТИС-РАТИ
Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
Сергиево-Посадский филиал ВГИК

ТИ им. Б. Щукина

Школа-студия МХАТ

Театральные вузы: институты и университеты

Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло.

Маяковский В.

Великое и волшебное театральное искусство возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены. Как говорил Ромен Роллан: «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг...» Этому определению вполне соответствует русский театр, который славится на весь мир не только своими постановками, но и знаменитой школой обучения актёрскому мастерству. Многие театральные училища и институты существуют при известных театрах.

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.

Карел Чапек

Театральные ВУЗы свято чтят традиции актёрской школы XIX века и продолжают обучение на том же высоком уровне. Преподаватели ВУЗов, состоявшиеся в театре как актёры и режиссёры, самоотверженно передают свой опыт студентам.

В театральных ВУЗах готовят не только актёров. Существуют и другие направления подготовки, кроме актёрского мастерства:

  • режиссура;
  • драматургия;
  • сценография;
  • музыкально-театральное искусство.

Помимо специального образования, театральные ВУЗы дают основательные знания по литературе, мировому искусству, истории театра — русского и мирового. По окончании института выпускники могут состояться в любой творческой работе: в театре, кино, в качестве педагогов театральных студий.

Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.

Чайковский П.И.

ТОП-5 самых именитых театральных ВУЗов России выглядит следующим образом:

Традиционно, лучшие театральные ВУЗы находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но и в других городах России театральные институты славятся своей образовательной школой — Казани, Уфе, Екатеринбурге, Смоленске, Хабаровске, Ярославле и других городах России.

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Станиславский К.С.

Поступление в театральный институт отличается от поступления в другие ВУЗы тем, что помимо результатов ЕГЭ необходимо выдержать творческий конкурс — прослушивание в 3-4 тура, написать сочинение. На этапах прослушивания требуется прочесть наизусть стихи, басни, прозу, проявить танцевальные, музыкальные, импровизационные способности. Заинтересовать комиссию и успешно пройти прослушивание — главное испытание при поступлении. Всё остальное — вторично. Учёба в любом российском театральном ВУЗе даёт качественное театральное и гуманитарное образование.

Актёр или режиссёр театра — это не только профессия, но и призвание, самоотдача, вдохновение. Кроме таланта и трудолюбия требуется самый настоящий кураж, позволяющий удерживать внимание и интерес зрителей долгое время.

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».

По их развитию. Этот курс может быть своеобразным введением в основы для всех интересующихся. Но для складывавшейся веками театральной традиции это лишь капля в океане обучения актёрскому искусству. Поэтому в поддержку тренинга наш сайт публикует перечень нескольких наиболее известных театральных вузов России с краткой информацией о них, которая, несомненно, пригодится тем, кто решил посвятить себя театру или кино и хочет получить образование в данной сфере.

Сразу отметим, что целью статьи не является составление рейтинга или дача рекомендаций, какой театральный вуз лучше. В узких кругах этот вопрос уже давно стал вечным, но наша задача другая – создать удобный материал для ориентации в теме.

Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

ВТУ им. М. С. Щепкина – театральная школа с давней и славной историей не только по меркам России, но и Европы. Своё существование она начала в 1809 г., когда указом Александра І театральная школа при воспитательном доме была реорганизована в Московское императорское театральное училище. Со временем заведение отошло в ведомство Малого театра. С 1832 г. в училище работал Михаил Семёнович Щепкин – известный русский актёр и педагог, а с 1838 г. оно получило его имя. Статус вуза «Щепке» (так сокращённо называют училище) был присвоен в 1943 г.

Сегодня училище им. М. С. Щепкина ведёт набор на 2 специальности: «актёрское искусство» и «театральное искусство», по окончанию которых предусмотрено распределение. Все курсы и студии организованы опытными профессионалами. Учиться можно в одной из девяти мастерских. Также очевидно, что учебное заведение с более чем 200-летней историей, может похвастаться не только преподавательским составом, но и гордиться своими великими выпускниками. А их было немало. Вот только имена известные современному человеку: Д. Харатьян, М. Башаров, А, Домогаров, А. Чадов и др.

Контактные данные и ведомости относительно поступления ищите на официальном сайте училища .

Театральный институт имени Бориса Щукина

Один из лучших театральных вузов был в начале любительской студией, появившейся в 1914 г. благодаря усилиям ученика – Е. В. Вахтангова. Современное название училище получило лишь в 2002 г. До этого было несколько других, характеризирующих этапы становления этого учебного заведения: Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова (1917), III Студия МХТ (1920), Театр им. Евгения Вахтангова (1926) с собственной театральной школой. В 1939 году театр стал училищем, названным в честь великого актёра, ученика Вахтангова – Бориса Щукина.

Институт ведёт набор на специальности «актёр театра и кино» и «режиссёр». Интересным фактом и в то же время особенностью «Щуки» (как и в предыдущем случае – это жаргонное название училища) является то, что преподают в ней только бывшие выпускники. Правда, с такой историей проблем с подбором квалифицированных педагогов у вуза быть не должно. Среди окончивших институт: А. Гордон, А. Миронов, А. Вертинская, К. Райкин и многие другие.

Детальная информация о правилах поступления и другие данные на сайте .

Школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова

И школа-студия, и сам Московский художественный академический театр многим обязаны Владимиру Ивановичу Немирович-Данченко. Именно его взгляды послужили отправной точкой в создании при театре собственной школы. Она была учреждена в 1943 г., на следующий день после его смерти, как акт увековечивания памяти великого педагога и режиссёра и, впоследствии, стала кузницей кадров для советского, а позже и российского, театра и кино.

В наше время обучение проводят три факультета: актёрский, продюсерский, сценографии и театральной технологии. При школе-студии действует свой учебный театр (как, впрочем, и при ВТУ им. М. С. Щепкина, и при Театральном институте им. Б. Щукина). В разные года вуз окончили такие известные актёры, как Л. Дуров, В. Гафт, О. Басилашвили, О. Табаков, и не только актёр, но и «голос поколения» – В. Высоцкий.

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова

ВГИК назван в честь выдающегося советского кинорежиссёра, сценариста и актёра Сергея Апполинариевича Герасимова. Свою историю этот вуз, который в отличие от всех вышеперечисленных ориентирован на обучение актёров для кино, ведёт с 1919 г. Тогда, впервые в мире, в Советском Союзе была создана Государственная киношкола. С её именем в дальнейшем связано не только зарождение обучения искусству киноактёра, но и становление советского кинематографа в целом. На базе Госкиношколы был снят первый советский полнометражный художественный фильм – «Серп и молот».

И после распада СССР, и сегодня ВГИК остаётся главным центром подготовки кадров всех специальностей для кино и телевидения. Университет имеет несколько филиалов: в Сергиевом Посаде, Ростове-на-Дону, Советске (Калининградская область), Иркутске. Помимо этого ВГИК – единственный государственный вуз, имеющий полную техническую базу для создания полноценных медиа продуктов (в первую очередь, фильмов). А завершает формирование образа одного из лучших отраслевых учебных заведений список известных выпускников, среди которых С. Параджанов, К. Муратова, Н. Михалков, Ф. Бондарчук и др.

С условиями поступления и специальностями можно ознакомиться на .

Российский университет театрального искусства

Несмотря на то, что сегодня аббревиатура этого учебного заведения РУТИ, привычным названием одного из наиболее крупных (план приёма на «Актёрское мастерство» свыше 200 человек) вузов театрального профиля остаётся ГИТИС (Государственный институт театрального искусства). Здесь прослеживается не столько традиция (вуз повидал много разных имён), сколько память о периоде, когда его возглавлял . Берёт же свое начало история данного заведения с Музыкально-драматической школы, которую в 1878 г. открыл П. А. Шостаковский.

Перечень специалистов, которых готовит ГИТИС значительно больше, чем в других вузах. Кроме актёров и режиссёров, университет выпускает кадры для музыкального театра, эстрады, театроведов, хореографов, продюсеров. Это в свою очередь делает разнообразным и список известных выпускников. Так, ГИТИС окончили актёры Е. Леонов, А. Папанов, Р. Хаит, певица А. Пугачёва, балетмейстер Б. Акимов, спортивный комментатор Н. Озеров.

Подробную информацию о вступительной кампании на разных факультетах читайте на сайте .

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

СПбГАТИ – старейший и один из крупнейших образовательных центров, обучающих театральным специальностям. В конце мая 2014 г. академия отпраздновала своё 235-летие. Основан этот театральный вуз был в далёком 1779 г., когда Танцевальная школа была расширена и реорганизована в Театральную школу разных специальностей. С тех пор заведение часто меняло названия, но сохраняло историю и традиции самого старого учреждения данного профиля.

Сегодня СПбГАТИ является ведущим вузом по подготовке высококвалифицированных специалистов в области театра и смежных специальностей. Академия ведёт набор на шесть факультетов: факультет актёрского искусства и режиссуры, факультет театра кукол, факультет сценографии и театральной технологии, продюсерский факультет, театроведческий факультет, факультет мастерства сценических постановок. В прошлом на них учились М. Боярский, М. Пореченков, И. Ургант, Н. Фоменко, К. Хабенский и многие другие.

Все необходимые для абитуриентов ведомости собраны на официальной странице академии в Интернете.

Екатеринбургский государственный театральный институт

ЕГТИ – единственный театральный вуз на Урале. Возник в годы Второй мировой войны стараниями эвакуированных в Свердловск педагогов и актёров. На этой базе после окончания войны было создано театральное училище, получившее в 1985 г. статус института.

ЕГТИ готовит специалистов по нескольким направлениям: актёры драматического театра и кино, актёры кукольного театра, режиссёры, концертмейстеры, искусствоведы, литературные работники. В своё время этот театральный вуз окончили В. Мотыль (режиссёр фильма «Белое солнце пустыни»), В. Логинов (главный герой сериала «Счастливы вместе», действие которого происходит в Екатеринбурге), народный артист России В. Ильин и др.

Вся информация о вузе собрана на сайте .

Ярославский государственный театральный институт

Театральный техникум существовал в Ярославле еще в 1930-е гг., но лишь в 1962 г. при сотрудничестве с Академическим театром драмы имени Ф. Г. Волкова было создано училище. Благодаря усердной работе, а она велась постоянно – меньше, чем за 20 лет с момента получения статуса училища, заведение выпустило множество востребованных специалистов, в 1980 г. ему был присвоен статус вуза.

Сегодня ЯГТИ своей деятельностью продолжает хоть и недолгую, но полную ярких страниц историю одного из сильнейших региональных центров подготовки кадров для театральной сферы. Среди выпускников вуза – знакомые российскому зрителю имена А. Самохиной, А. Болтнева, В. Гвоздицкого, Ю. Цурило.

Информация об институте

Показаны записи 1-13 из 13

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
АРБ им. А. Я. Вагановой

БИИЯМС
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
ВГИК

ВТУ им. М.С.Щепкина

ИРТ

Институт современного искусства

МГИК

МИТУ-МАСИ
Российская Государственная специализированная академия искусств
РГСАИ
Российский университет театрального искусства – ГИТИС
ГИТИС-РАТИ
Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
Сергиево-Посадский филиал ВГИК

ТИ им. Б. Щукина

Школа-студия МХАТ

Театральные вузы: институты и университеты

Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло.

Маяковский В.

Великое и волшебное театральное искусство возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены. Как говорил Ромен Роллан: «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг...» Этому определению вполне соответствует русский театр, который славится на весь мир не только своими постановками, но и знаменитой школой обучения актёрскому мастерству. Многие театральные училища и институты существуют при известных театрах.

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.

Карел Чапек

Театральные ВУЗы свято чтят традиции актёрской школы XIX века и продолжают обучение на том же высоком уровне. Преподаватели ВУЗов, состоявшиеся в театре как актёры и режиссёры, самоотверженно передают свой опыт студентам.

В театральных ВУЗах готовят не только актёров. Существуют и другие направления подготовки, кроме актёрского мастерства:

  • режиссура;
  • драматургия;
  • сценография;
  • музыкально-театральное искусство.

Помимо специального образования, театральные ВУЗы дают основательные знания по литературе, мировому искусству, истории театра — русского и мирового. По окончании института выпускники могут состояться в любой творческой работе: в театре, кино, в качестве педагогов театральных студий.

Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.

Чайковский П.И.

ТОП-5 самых именитых театральных ВУЗов России выглядит следующим образом:

  • Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре России ;

Традиционно, лучшие театральные ВУЗы находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но и в других городах России театральные институты славятся своей образовательной школой — Казани, Уфе, Екатеринбурге, Смоленске, Хабаровске, Ярославле и других городах России.

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Станиславский К.С.

Поступление в театральный институт отличается от поступления в другие ВУЗы тем, что помимо результатов ЕГЭ необходимо выдержать творческий конкурс — прослушивание в 3-4 тура, написать сочинение. На этапах прослушивания требуется прочесть наизусть стихи, басни, прозу, проявить танцевальные, музыкальные, импровизационные способности. Заинтересовать комиссию и успешно пройти прослушивание — главное испытание при поступлении. Всё остальное — вторично. Учёба в любом российском театральном ВУЗе даёт качественное театральное и гуманитарное образование.

Актёр или режиссёр театра — это не только профессия, но и призвание, самоотдача, вдохновение. Кроме таланта и трудолюбия требуется самый настоящий кураж, позволяющий удерживать внимание и интерес зрителей долгое время.