Жизненный путь многих молодых людей начала XIX века. Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала XIX века «Герой нашего времени»

Молодой герой первой трети XIX века - Онегин и Печорин

Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е- 20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутствием идеалов вообще.

Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да их, по меткому выражению Герцена А. И., можно считать братьями: "Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак. Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в романе "Евгений Онегин".

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле, - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".

Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившегося молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из "Думы" Лермонтова: Так, ранний плод, До времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз Висит среди цветов - пришлец осиротелый. И час их красоты - его паденья час.

Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него -осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мэри, не знает счастья Вера ("Княжна Мэри"), умирает Бела ("Бела"), зарублен пьяным казаком Вулич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни упадал я на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил".

По словам Белинского "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени.

И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение - своего героя: "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви". Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.

«Евгений Онегин образ автора» - Тематика и роль лирических отступлений в романе. План сочинения на тему: «Образ Евгения Онегина». Лирические отступления придают роману глубину, всеохватность, широту. Образ автора. Татьяна и Ольга Ларины. Тематика лирических отступлений. Кто из героев участвует непосредственно в сюжете романа? Онегин – тип молодого человека начала XIX века.

«Евгений Онегин роман» - В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид. Белинский о Евгении Онегине. План исследования: Ход исследования: Прежде всего человек – сложный, меняющийся, противоречащий сам себе. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов.

«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» - А.С.Пушкин. Геройный мир романа. Роман «Евгений Онегин». Анна Ахматова. Подведение итога урока. Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Вступительное слово учителя. Композиция романа. План урока.

«Евгений Онегин игра» - Евгений Онегин. Царскосельский Лицей. Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог… Пушкин друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Биография А. Пушкина. Игроки выбирают тему, затем вопрос. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе: Здесь Пушкин очень плодотворно поработал.

«Татьяна Ларина» - Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть… Мы узнали, что воспитанием дворянских девочек занималась сначала няня, а затем гувернантки, зачастую взятые из иностранной среды. Девушек обучали хорошим манерам, иностранным языкам, искусству танца, музицированию, рукоделию.

«Роман Онегин» - В.Г.Белинский. Литературная полемика вокруг романа. Откуда в деревню прибыл Ленский? «Не роман, а роман в стихах». Художественный метод в искусстве и литературе. Писарев. Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Публикация: Цели урока: Куда мусье водил гулять юного Онегина?

Всего в теме 14 презентаций

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин воспроизводит русскую жизнь 20-х годов XIX века. Автор-поэт взял русское общество в один из интереснейших моментов его развития. Он показал пробуждение общественных интересов у передовых людей своего времени, их желание обрести свободу и возможность активного действия. Это было связано с неизбежным столкновением нового с классовыми традициями окружающей среды. Личная драма Онегина и Татьяны отразила духовную драму прогрессивного дворянства 20-х годов XIX века, ощутившего невозможность достижения

Своих идеалов в условиях крепостнической действительности.

Главным действующим лицом романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является дворянин Евгений Онегин.

Среда, к которой принадлежал Онегин, формировала его убеждения, его мораль, интересы и вкусы. Живший долгами, отец Онегина не придумывал для своего сына особой системы воспитания - он поступил, как все:

Сперва Madam за ним ходила,

Затем Monsieur ее сменил.

Поверхностное, светское воспитание было обычаем, нормой. Создавая характер героя, автор подчеркивал его типичность - так воспитывались все в этой среде. Воспитание Онегина, его интересы, жизнь были оторваны от всего национального, народного.

Среда определила и род «занятий» нашего героя, когда наступила пора «мятежной юности» .- светская жизнь. Целыми днями Онегин спит, «в полночь утро обратив»:

Проснется за-полдень, и снова

До утра жизнь его готова.

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Светская жизнь научила Онегина лицемерить, злословить:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Евгений Онегин был умен, благороден, способен глубоко и сильно чувствовать. Он рано постиг никчемность светского общества и почувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было тяжело и

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Евгений Онегин решает уехать из Петербурга в свое имение, чтобы не видеть эту «гадкую и притворную» жизнь светского общества. Преимущественным состоянием Онегина в деревне являлась скука и лень. Там Евгений решил учредить новый порядок, чтобы заняться какими-нибудь делами, но и это ему не помогло. Наш герой ничего не делал в деревне, как и в Петербурге, скучал и развлекал себя.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб его благословил.

Своими суждениями и действиями Онегин навлек на себя подозрение помещиков.

…в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Другой лукаво улыбнулся,

Что он опаснейший чудак.

И вот встреча Онегина с Татьяной. Евгений понял, что это очень «чудная» девушка, хотя она и не очень красива и разговорчива. Он судил людей по поступкам, по их делам, а не по внешнему лоску.

После письма Татьяны Онегин решает сказать ей все; он не может жениться на ней по двум причинам: во-первых, он не готовил себя для семейной жизни, а во-вторых, он искал

свою цель в жизни. Если бы он женился, то вся жизнь его была бы мучением и для него, и для Татьяны. Онегин честен во взаимоотношениях с Татьяной, и при встрече с ней он, как любящий брат, дает ей урок нравственности:

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

У Онегина проявляется эгоизм в дружбе и любви. Когда он шел на дуэль с Ленским, он думал только о себе, о том, что станут говорить о нем, если он откажется от дуэли, ведь в нее ввязался «заядлый плут и дуэлист» Зарецкий. Только после гибели своего единственного друга Ленского Онегин понял, что он очень жестоко и глупо поступил с ним. Он хотел пошутить над нежной любовью, но вышло все иначе - смерть.

Так как наш герой воспитывался и жил далеко от всего национального, он не мог понять русский народ, ему были чужды и русская природа, и сам народ.

Евгений Онегин - тип «лишнего человека» I половины XIX века. Он не нашел своего места в жизни. Евгений оторвался от светского общества, но он не примкнул ни к какому другому. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…» - так писал об Онегине В. Г. Белинский, который и записал героя в «лишние люди». Вся жизнь и помыслы Онегина подтверждают это. Но виноват ли в этом сам герой или время, решает история, решаем мы. Главное - не ошибиться и правильно расставить все точки над «i».


4
«… Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… «Герой нашего времени» Лермонтова - его младший брат.»
(А.И. Герцен)

Вс тупление

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» - лучшие художественные произведения своей эпохи. В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение своим способностям и умениям.
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».
(В.Г. Белинский)

«Евгений Онегин»

Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин - является современником, как автора, так и декабристов. Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В.Г. Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей», а Пушкин же говорит, что скука Онегина происходит из-за того что у него нет полезного дела. Онегин «страдающий эгоист», но все, же незаурядная личность. Русское дворянство того времени было сословием землевладельцев и помещиков. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный...
Но богатство также связано с разорение и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Одной из таких причин в этой ситуации было сложившееся в царствование Екатерины II представления «истинно дворянское поведение заключается не только в больших тратах, но и в тратах не по средствам». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». К сожалению таких людей, было немного, поэтому, когда Онегин, под влиянием идей декабристов «ярем он барщины старинной оброком легким заменил»,
…В своем углу надулся.
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.
В случае наследник может принять наследство и с ним взять на себя долги или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Молодость время надежд на получение наследства. Во второй половине жизни следовало освободиться от долгов, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.
Блажен…
Кто в двадцать лет был франт иль хват.
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов.
Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. В этом случае показана новая традиция. Раньше отказ от службы называли эгоизмом, то теперь отказ стал приобретать форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так и Онегин ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок, рано ложится и рано вставать, подчинятся которому, должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина от простонародья и деревенских помещиков. А вот мода вставать, как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами. Излюбленные места для прогулок был Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Возможность в послеобеденное время заполнить промежуток между рестораном и балом, являлся театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам.
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись «от делать нечего». Это, в конечном счете, привело к дуэли.
Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»
(В.Г. Белинский)

«Герой нашего времени»

Печорин-герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин - одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.
Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин - трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин - человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья душа испорчена светом. Личность Печорина представлена в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского «века философствующего духа». Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного обще и т.д.................