Роль маленького человека в поэме медный всадник. Бунт маленького человека по поэме “Медный всадник”. Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Тема «маленького человека» неоднократно поднималась в произведениях русской литературы: «Петер-бургские повести» Н. В. Гоголя, «Униженные и ос-корбленные», «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, рассказы А. П. Чехова. Жизнь «маленького челове-ка», отображенная в связи с различными события-ми,— это жизнь народа в целом. В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает этот образ, проти-вопоставляя ему две могущественные силы: величие и мощь императора и буйную, неуправляемую сти-хию природы. Деятельность Петра Первого осмысли-валась многими писателями и поэтами в разные вре-менные периоды. И по сей день нет однозначного мне-ния о целесообразности петровских преобразований и допустимости средств, используемых монархом для достижения цели — европеизации России. В своей по-эме А. С. Пушкин сумел очень ярко отобразить дан-ные противоречия. С одной стороны, это великое свер-шение — покорение стихии, создание блестящего го-рода, открывающего перспективы развития внешней политики, затмившего своей красотой и значимостью столицу:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Но с другой стороны, что стояло за осуществлением этих честолюбивых замыслов? В первую очередь, пре-небрежение к нуждам собственного народа, ведь чер-неющие избы — «приют убогого чухонца» — воспри-нимались государем, как картина, омрачающая взор своей неприглядностью, а не как отдельная жизнь от-дельного человека, вторгаться в которую, нарушая ее привычный ход, не позволено даже великим государ-ственным деятелям. Но, презрев условности, невзи-рая на протест народа и природы, могущественный царь добился того, что «юный град»

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен...

Город прекрасен, мечты правителя осуществились: «...корабли Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся...»

Поэт образно описывает величие Северной столи-цы, отдавая ей дань своего восхищения. Но тут же ис-пользует прием контраста:

Выла ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

И знакомит нас с главным героем произведения — «маленьким человеком» Евгением, судьба которого помогает нам полнее осознать результаты деяний Петра, совершившего насилие над природой. Петр ве-лик: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» И дум он полон великих, общегосударственного масштаба. А что же Евгений?

О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег. Он мечтал:

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

«Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят...

В нескольких строках Пушкин выразил чаяния всего народа, стремящегося к спокойной, размерен-ной жизни в окружении близких людей.

В поэме не показан открыто царский произвол, ло-мающий людские судьбы. Он проявляется косвенно, через восстание природных сил, которые не может ус-мирить даже императорская воля: «С божией стихией царям не совладеть». И честолюбие государя обраща-ется горем для тысяч простых людей, жалких в своей беспомощности. «Ужо тебе!..»,— грозит несчастный Евгений, но даже вылитый из меди Петр внушает ему страх и продолжает вершить его судьбу, сводя с ума. И царь, ранее называемый автором «мощным власте-лином судьбы», превратился в горделивого истукана, холодного и равнодушного.

Описывая событие, произошедшее в тот период, ко-гда эпоха Петра Первого стала уже достоянием исто-рии, автор стремился подчеркнуть значимость этой исторической фигуры, чье волеизъявление надолго останется судьбоносным для простого народа.

Тема маленького человека особенно актуальна в русской литературе 19 века, в том числе и в произведениях А.С.Пушкина. Его поэма «Медный всадник» рассказывает о печальной судьбе такого человека, ставшего жертвой трагических обстоятельств.

Главный герой поэмы – бедный чиновник из Костромы, Евгений. Он живёт одной мечтой – жениться на своей любимой девушке, простой и скромной Параше. Он является типичным «маленьким человеком», неспособным на хитрость, обман и лесть для продвижения по службе и своих корыстных целей. Пушкин не рассматривает своего героя как отдельную личность. Евгений – лишь часть серого петербургского пейзажа, он далёк от важных государственных дел, реформ, преобразований. Автор не даёт ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно», чтобы подчеркнуть незначительность личности.

Герой живёт простой, рутинной жизнью, поэтому сам Пушкин не разделяет его жизненных позиций. Желания и амбиции Евгения ограничены бытовыми заботами. Однако в жизни главного героя случается переворот – ужасное наводнение в городе, из-за которого погибает его единственный смысл жизни и любовь – Параша. Евгений сходит с ума, теряет рассудок от горя, а проанализировать событие и жить дальше у него нет сил. Так Пушкин показывает, насколько маленьким является герой, как жалка его незначительная личность.

Противоположность образу Евгения – образ Петра, властного и порой жестокого господина. Этот образ характеризует весь власть имущий класс, для которого проблемы и беды простого народа не имеют никакого значения. Евгений винит Петра во всех своих бедах, из-за чего медная статуя императора начинает его преследовать.

Вся поэма «Медный всадник» основана на противопоставлении «маленького человека» и сильного, властного государя. Тихий, слабый протест Евгения медному императору – это бунт простого чиновника против правящего класса, которому судьбы простых людей совершенно не интересны.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник» читают:

Поделиться:

Разделы: Литература

Над морем город основался…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательные

  • обучить учащихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у школьников умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работе с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.

2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

Ход урока

1-й слайд

1. Вступительное слово учителя.

Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

  1. Кто виновен в трагедии Евгения?
  2. К чему привели петровские преобразования?

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?

2-й слайд

Ответы учащихся

Вывод.

Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.

Ответы учащихся.

  1. Каким мы видим Петербург в “Белых ночах” Достоевского?
  2. Как живут люди в столице России?
  3. Что общего и различного в изображении города в произведениях Гоголя и Достоевского?

4-й слайд

Можно ли сказать, что одиночество, уединение героя “Белых ночей” - это неприятие окружающего мира?

5-й слайд

Трагические картины большого города в поэзии Н.А. Некрасова.

И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, вслед за Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького человека” в большом городе – столице Российской империи.

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?

Дискуссия учащихся.

7-й слайд

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

Анализ вступления.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение ): “Ужасный день…”

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.

Вывод.

В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?

  • В каком значении использует автор слово “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный всадник”.

9-й слайд

Кто виновен в бедах Евгения?

“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

10-й слайд

Петербург сегодня.

Современность и актуальность произведения.

6. Итог урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей жизни”.

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина в образе власти представляется памятник императору Петру. Главный герой произведения - Евгений, который описывается, как совершенно обычный человек. Наводнение, которое произошло в городе, омрачает все его планы. Придя к дому своей возлюбленной Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

«Маленький человек» в литературе

Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» - это далеко не единственная в русской литературе попытка описать подобный тип. Другими примерами может служить произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя. В своем произведении великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также властью самодержавия.

Главный герой

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью детального описания ее главного персонажа - Евгения. Согласно сложившейся традиции, поэма является произведением, которое имеет повествовательный характер. И если когда-то она считалась скорее историческим произведением, то со временем стала носить романтический характер. В поэме начали прорисовываться центральные действующие лица, которые являются самостоятельными действующими лицами, а не просто расплывчатые образы, выхваченные из исторического потока.

Интересы Евгения

Главный персонаж произведения - это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения. Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую - в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это вопрос противостояния беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного всадника с главным героем и определяется главное отличие. Евгений обладает душой, и он может мучиться, печалиться, о чем-то мечтать. Император заботится о судьбах людей, в том числе и о Евгении, который когда-то будет жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни. Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Бунт в душе

Наводнение, которое обрушилось на жизнь Евгения, делает из него настоящего героя. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного персонажа романтического произведения). Главный герой бродит по улицам города, который стал для него враждебным, и слышит шум реки. Он отражает и бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», который наполнял душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека - память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь. Там он встречается уже во второй раз с памятником.

Он, наконец, понимает, в чем же заключается причина всех его страданий и несчастий. Евгений узнает виновника и начинает ему грозить - теперь он испытывает только лишь ненависть к «державцу полумира» и хочет ему отомстить.

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений, наконец, «прозревает», он становится Человеком в подлинном смысле этого слова. Нужно отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени - он снова становится безликим, таким, как все. Здесь читатель видит противостояние грозного царя и Человека, у которого есть сердце и память. В бунте Евгения отображается угроза для всего самодержавия, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «безумца бедного». В этом заключается трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель. Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений - это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору - при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие - попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Жизнь людей зависит от власти

Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» очень показателен: в результате наводнения главный герой теряет возлюбленную, сходит с ума и в конечном счете погибает. Можно возразить, какое отношение имеют все эти события к проблеме государства? Но познакомившись с произведением поближе, можно понять, что в действительности - самое непосредственное. Ведь события разворачиваются в Петербурге, который по воле императора был возведен на берегах Невы.

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это противостояние человека беспощадной государственной системе. Ведь выходит так, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то и главный герой произведения остался бы в живых. Эту глубокую и одновременно парадоксальную идею Александр Сергеевич воплощает с помощью системы образов, описанных в поэме. Ведь совершенно не случайно, помешавшись умом, Евгений видит своего врага в образе медного всадника, и не случайно этот всадник гонится за ним по улицам города и в конце концов его убивает. С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противостояния интересов отдельно взятого человека интересам того государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая же участь ждет жителей их стран.

На чьей же стороне сам Пушкин?

Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник». Бунт маленького человека - это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме "Медный всадник" все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна - это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.

Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма "Медный всадник", - 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных и ярких произведений Александра Сергеевича. Автор в этой поэме убедительно показал всю противоречивость и сложность переломной эпохи отечественной истории. Нужно подчеркнуть, что поэма занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича. Поэт в ней попытался решить актуальную во все времена проблему взаимоотношения государства и личности. Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма - произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией популярного в средневековье. Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока. Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Образ маленького человека в русской литературе

Маленький человек в отечественной литературе - одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести "Станционный смотритель". Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

Евгений - маленький человек

Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме "Медный всадник". Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома. Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме "Медный всадник". Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории. Однако образ маленького человека в поэме "Медный всадник" не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Взгляд Петра и Евгения

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении. Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи. Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме "Медный всадник", смотрит на дом своей любимой.

Главное отличие между Петром и Евгением

Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне. Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным. Именно он пробуждает в нас живое участие.

Наводнение в судьбе Евгения

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие - популярная Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина - память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении. Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города. Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт. Он грозит Петру, подойдя к нему: "Ужо тебе!" Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме "Медный всадник", что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно. Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием. Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих. Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя. За них ожившая статуя, "возгоря" гневом, наказывает этого "безумца бедного".

Безумие Евгения

Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец. Согласно Пушкину, безумие - неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти - самое настоящее безумие. Но оно "святое", так как молчаливое смирение несет гибель.

"Медный всадник" - поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.