Основные достижения русской культуры IX — начала XVII вв. Основные достижения русской культуры IX — начала XVII вв Достижения культуры древней руси таблица

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»


ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

3. АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в Письменность, просвещение 1. Создание славянской азбуки (Кирилл и Мефодий) 2. Монастыри – центры книжности и образования. 3. Берестяные грамоты как свидетельства распространения грамотности в городах и пригородах 1. Замена пергамента бумагой. 2. Центрами книжности по- прежнему остаются монастыри – зарождение книгопечатания Иван Федоров. Первая книга – «Апостол»- 1564, «Часослов» , Псалтырь Переписка И.Грозного с А.Курбским. 3. Начальные знания о солеварении, истории 1.Рост печатной продукции. 2.Появление государственных и частных библиотек – открытие Славяно-греко- латинской академии Симеоном Полоцким г – «Букварь» В.Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого 5. « Синопсис»- исторический труд И. Гизеля


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в литература 1.« Повесть временных лет» Нестора (нач. XII века) 2.« Слово о законе и благодати» митрополита Илариона(40-ые годы XI века» 3.« Поучение детям»В.Мономах XIIв 4.« Слово о полку Игореве» (о событиях 1185г) 5.« Слово и Моление» Д. Заточника (XII- XIIIвв) 1.Софоний Рязанец «Задонщина»-конец XIV в. 2.Творчество Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» 3. Аф. Никитин « Хождение за три моря» 4. «Житие Ал. Невского» (XIII- XIVвв) 1. Сильвестр «Домострой» 2.А. Курбский «История о великом князе Московском» 3.Энциклопедически й труд «Великие Четьи-Минеи» под рук. Макария 4. Филофей «Москва- Третий Рим» 5. Ермолай Еразм « Повесть о Петре и Февронии» 6.Появление жанра публицистики (Иван Пересветов и Авраамий Палицын) 1.Появление жанра исторической повести «Повесть о Азовском сидении» (1642) 2.Появление автобиографическ их произведений «Житие протопопа Аввакума» 3.Сатирические повести 4.Творчество Симеона Полоцкого 5. Вирши – поэтические произведения любовных, бытовых, сатирических мотивов


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в архитектура 1.Десятинная церковь в Киеве 2.Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде() 4.Золотые ворота в Киеве 5.Дмитриевский собор во Владимире() 6.Успенский собор во Владимире() 7.Покрова на Нерли Успенский собор Московского кремля (1326; 1475 А. Фиораванти) 2.Благовещенский собор Московского кремля()домовая церковь царской семьи 3.Грановитая палата – М. Фрязин Место торжественных приемов 4.Троице-Сергиев монастырь -1337г. 5.Андроников монастырь(Москва, 1427) 6. Кирилло-Белозерский монастырь-(Вологда 1397) 7. Соловецкий монастырь (Архангельск) 1.Строительство Китай- города (Ф. Конь) 2. Стена Белого города(Ф. Конь) 3. Новодевичий монастырь (в честь взятия СмоленскаВасилием III) 4. Церковь Вознесения в Коломенском 1532 (в честь рождения Ивана Грозного) 5. Архангельский собор Московского кремля А.Фрязин () Усыпальница русских царей. 6. Казанский собор. Барма. Постник (в честь взятия Казани Иваном IV) 7. Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин.1505г 1.Появляется новый стиль- нарышкинское барокко 2.Дворец в Коломенском Работа зодчих Бажена Огурцова, Лариона Ушакова, Чирина, Савина.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в живопись 1.Иконопись Алимпия 1.Иконопись Феофана Грека. Роспись Благовещенского собора. 2. Творчество Андрея Рублева () 1.Иконопись Диони сия. () Успенский собор. 2.Строгановская школа живописи 1.Появление жанра парсуны 2.Симеон Ушаков ()мастер оружейной палаты путешественники Аф. Никитин – исследование Крыма, Турции, Индии. «Хождение за три моря» 1.Семен Иванович Дежнев () исследование Сибири, проход из Ледовитого океана в Тихий, пролив между Азией и Америкой 2.Хабаров Ерофей Павлович () освоение Амура. 3.Атласов Владимир Васильевич ()- исследование Камчатки


Тест по культуре. * А1 Укажите наиболее ранний по времени постройки собор? 1)Софийский в Киеве 2) Дмитриевский во Владимире 3) Софийский в Новгороде 4) Успенский во Владимире * А2. Популярный на Руси жанр, в котором повествование шло по годам: 1) хроника 2) летопись 3) житие 4) хождение * А3. Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите год, к которому оно относится: « Не прилично было нам, братья, начать старинными словами тяжкое повествование о походе Игоря Святославовича… Начнем же, братья, повесть от старинного Владимира до нынешнего Игоря…» 1)))) 1224 * А4. При каком правителе сложился уникальный кремлевский ансамбль, который поражает своей красотой и ныне? 1) Иване Калите 2) Дмитрии Донском 3) Иване III 4) Симеоне Гордом * А5. При каком князе была сформирована идея « Москва – третий Рим» 1) Иван III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Василий III


* А6. Автором « Хождения за три моря» является 1) Аристотель Фиораванти 2) Федор конь 3) Алевиз Фрязин (Новый) 4) Марко Фрязин * А7. Храм, построенный Грозным в честь победы над Казанью 1) Василия Блаженного 2) Успенский собор 3) Ивановская церковь 4)церковь Вознесения * А8.Назовите художника, работавшего в Оружейной палате в 17 веке 1) Георгий Зиновьев 2) Иван Максимов 3) Тихон Филатьев 4) Симон Ушаков * А9. Какие из зданий построил архитектор Казаков а) Дом Губина б) Голицынскую больницу в) Зимний дворец г) здание Сената в Московском Кремле д) здание Академии художеств е) Михайловский дворец 1) АБГ 2) АВГ 3) БГЕ 4) АВД * А10. Кто организовал первый профессиональный театр? 1) Волков 2) Пашкевич 3) Сумароков 4) Шлыкова


* А 11 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление парсуны 2) принятие закона об обязательном начальном образовании 3) начало книгопечатания 4) открытие Академии наук * А 12 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление профессионального театра 2) переход на новое летоисчисление 3) начало книгопечатания 4) создание Славяно-греко-латинской академии * А13 « Поляне жили в те времена отдельно … и были три брата -Хорив, Щек, Кий и их сестра –Лыбедь. И построили город и назвали в честь брата своего – Киевом…» 1)« Соборное уложение 2) « Русская правда» 3) « Поучение Владимира Мономаха» 4) « Повесть временных лет» * А 14 « Отцом» русского театра называют 1) Бирона 2) Волкова 3) Радищева 4) Ползунова * А 15 Создателем первой паровой машины считают 1) Бирон 2) Волков 3) Ползунов 4) Рокотов * А 16 В древнерусской литературе « Житием» называли 1) погодную запись событий 2) описание деятельности христианских святых 3) поучение князей наследникам 4) народные эпические сказания


* А 17 Живописное художественное произведение малых размеров получило название 1) витраж 2) заставка 3) филигрань 4) миниатюра * А 18 Русский портретист 18 века 1) Рокотов 2) Кипренский 3) Брюллов 4) Воронихин * А 19 Появление книгопечатания в России связано с именем 1) Симеона Ушакова 2) Ивана Пересветова 3) Андрея Курбского 4) Ивана Федорова * А 20 Русские архитекторы 18 века 1) Татищев, Щербаков 2) Казаков, Баженов 3) Шубин, Аргунов 4) Конь, Чохов * А 21 Мореплаватель, открывший пролив между Азией и Америкой 1) Беринг 2) Поярков 3) Ушаков 4) Нахимов * А 22 С именами Феофана Грека, Дионисия, Симеона Ушакова связано развитие 1) ювелирного искусства 2) зодчества 3) летописания 4) иконописи *


В1 Расставьте в хронологическом порядке появление исторических памятников * А) Собор Василия Блаженного б) «Повесть временных лет» в) «Слово о полку Игореве» г) белокаменный Кремль в Москве * В2 Соотнесите * А) Даниил Заточник 1) «Задонщина» * Б) Софоний Рязанец 2) «Моление» * В) Нестор 3) «Поучение детям» * Г) Владимир Мономах 4) «Повесть временных лет» 5) «Домострой» * Соотнесите: * А) Марко Фрязин 1) «Троица» * Б) Андрей Рублев 2) Грановитая палата * В) Аристотель Фиораванти 3) Архангельский собор * Г) Алевиз Новый Фрязин 4) Успенский собор Московского Кремля 5) Казанский собор


* Список литературы: * 1. История с древнейших времен до конца XVIII века., учебник для вузов. Под ред. А.Н. Сахарова. М: Аст., 2003 * 2.В.Н. Александров История русского искусства, Минск, 2007 * 3.Л. А. Беляев. Крепости и вооружение Восточной Европы. М: « Бук Хаус»,

Культура которой была ярким явлением в развитии страны, славилась прекрасными памятниками архитектуры и литературными творениями. Что же повлияло на ее развитие? Как менялось представление о мире? Во всем этом нужно разобраться.

Древняя Русь: культура и ее особенности до и после

Как известно, древнее государство было подчинено языческой религии, вследствие чего можно говорить о нескольких характерных признаках того общества. Во-первых, преобладало устное народное творчество. Именно тогда стали зарождаться былины, песни и сказки. Люди передавали из поколения в поколение важнейшую информацию, которая дошла и до наших дней. Во-вторых, было развито деревянное зодчество. Тогда на Руси не было каменных строений, но были известные после на весь мир крепкие деревянные храмы и избы. В-третьих, отсутствовали какие-либо письменные источники. Да, до принятия новой веры таких памятников искусства не было на территории нашей страны. В-четвертых, существовало очень много Особенности после принятия христианства очень изменились:

Древняя Русь: культура и ее воплощения

Всю культуру того времени можно условно разделить на три области: это письменность, зодчество и изобразительное искусство. Итак, начнем с литературы. Первые своего рода послания друг другу (а это можно назвать зарождением нашли в Новгороде, где их и прозвали После принятия христианства появились Илларионовское «Слово о законе и благодати», а также «Остромирово Евангелие» (авторство приписывают писцу Григорию). Кроме того, нельзя не вспомнить и тот факт, что алфавит был создан великими братьями, Кириллом и Мефодием, также в то время. История культуры Древней Руси, в частности, каменного зодчества, является богатейшим наследием всей страны. Чего стоят примеры крестово-купольного стиля: и Киеве и Киево-Печерский монастырь. Нельзя не вспомнить и однокупольные творения Андрея Боголюбского: Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли. Все это является достоянием нашей Родины. Что же касается изобразительного искусства, то тут стоит упомянуть такие творения, как мозаика «Богоматерь Оранта», икона «Благовещение Устюжское», а также фреска «Пророк Захарий».

Таким образов, Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей.

Разделы: История и обществознание

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие” , написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности . “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.
В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.