Cочинение «Образ Онегина, как зеркало светского общества. Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»

Понимание человека Пушкиным сказалось не только при создании образа Онегина, но и почти всех остальных. Таков был у Пушкина главный принцип создания характеров. Как художник-реалист, он понимал, что эти естественные и как бы вечные человеческие свойства предстают неодинаковым образом у людей разных возрастов, эпох или национальностей. Ведь в разные эпохи человек формируется под воздействием несходных социально-исторических обстоятельств! Но значит ли это, что человек остается неизменным — даже при одних и тех же условиях бытия? Вот тут Пушкинвплотную подошел к художественному открытию, которое в полной мере развил впоследствии Л. Толстой и которое прославило не только его имя, но и всю русскую литературу. Чернышевский через четверть века после Пушкина назовет это «диалектикой души». В его понимании это означало самодвижение, развитие человеческой души вследствие борьбы и преодоления внутренних противоречий. Вот как это выглядело в романе Пушкина. Светская толпа вокруг Онегина не переменилась. Остался неизменным образ жизни. Одни и те же впечатления входят в его сознание. Одни и те же речи он принужден вести. Среда воздействует на него в одном и том же направлении. Означает ли это, что и он должен вечно оставаться молодым повесой? С точки зрения Пушкина, это невозможно. Почему? Потому что юность миновала. Онегин приблизился к поре зрелости. Жизненной необходимостью стала потребность в осмыслении окружающего мира и самого себя. Бездумное наслаждение уже не радует, потому что в нем ощущается принудительность. Он должен быть как все! А он не хочет и уже’ не может оставаться безликим или исполнять надоевшие ему роли. На протяжении двадцати двух строф Пушкин изобразил, как у Онегина начинается духовное опустошение. Бодро отправляется он на бульвар, но далее все положенное на день совершается с чувством возрастающей усталости. И уже под утро он возвращается домой полусонный и обессиленный. Вечный праздник жизни уносит не меньше сил, нежели деятельный труд. Вот так Онегин созрел для новой роли пассивного романтика. Но почему именно романтика, причем пассивного, а не другого типа? Тип романтика, драпировавшегося в плащ байроновского Чайльда Гарольда, уже сложился к началу 1820-х годов. Увлечение им было повсеместным на Западе и в России. Быть или казаться разочарованным романтиком — это для тех лет было так ново и модно, что сразу же выделяло из толпы заурядных повес. Были творчески одаренные романтики. Были романтики активные, стремившиеся преобразовать мир и искавшие действенных средств для осуществления своих стремлений. И многие из пассивных романтиков добивались яркого самовыявления: в мечтах, в стихах, в фантастических видениях они преображали мир. Так что по новой роли Онегину полагалось сотворить хоть что-нибудь. И первоначально Пушкин предполагал включить в роман его стихотворные наблюдения и соображения. Но впоследствии «альбом Онегина», якобы обнаруженный Татьяной в барском доме, он удалил из текста романа и оставил короткое замечание об этом эпизоде: * Отступник бурных наслаждений, * Онегин дома заперся, * Зевая, за перо взялся, * Хотел писать — но труд упорный * Ему был тошен; ничего * Не вышло из пера его, * И не попал он в цех задорный * Людей, о коих не сужу, * Затем, что к ним принадлежу. Только ли отвращение к упорному творческому труду помешало Онегину стать поэтом? Может быть, и таланта у него не было — сильного, яркого, самобытного таланта? Во всяком случае, вариант с альбомом оставлял бы читателя в сомнении. Удалив его, Пушкин тем самым отверг этот путь деятельности своего героя. Итак, поэтический талант не обнаружен, а потому естественно попробовать себя в науке. Может быть, окажется у Онегина сильный ум, логика и способность к широким плодотворным обобщениям: * И снова, преданный безделью, * В том совести, в том смысла нет, * Томясь душевной пустотой, * На всех различные вериги; * Уселся он — с похвальной цель» * И устарела старина, * Как женщин, он оставил книги * И полку с пыльной их семьей * Задернул траурной тафтой. Значит, и эта надежда похоронена. Начитанность — одно, а пытливость ума, исследовательский подход при восприятии мира, умение добираться до корня явлений, неутомимая жажда все знать — это совсем другое. Ум проявляется в обобщении, в умении отыскать сущность вещей и явлений, установить связь между предметами и событиями. Ум открывает новое, начитанность повторяет старое и комбинирует уже известное. Вероятно, Онегин все-таки понимал разницу между ними — потому-то он пытался себе присвоить ум чужой. Онегин достаточно (умен, чтобы понять необходимость быть во всеоружии европейской учености. Он решил пополнить знания- это верно, но еще не все: он фактически попытался исправить недостатки своего домашнего образования. И скоро понял, что «присвоенные» плоды чужого ума еще не позволяют самому создать новое. В какой мере глубоко и остро осознал это Онегин? Об этом мы можем догадываться. Пушкин показал лишь внешние проявления процесса внутренних переживаний, но они позволяют догадываться о том, что происходит в душе Онегина. Ведь иа протяжении всего нескольких строф изображено, как одна за одной надежды оставляют Онегина. Надежды иа то, чтобы стать значительным, незаурядным или даже выдающимся среди людей зрелых, а не легкомысленных светских повес. Вот в какой последовательности это происходит. В сорок второй строфе сказано: * Причудницы большого света! * Всех прежде вас оставил он.

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах «Евгений Онегин».

Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала «мадам»; потом «monsieur ее сменил». Француз, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами:

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен: ничего

Не вышло из пера его.

Это произошло потому, что с раннего детства учителя-французы не привили ему любовь к труду, к народу. Он с утра до вечера занимался балами, ресторанами, прогулками по Невскому.

Нет: рано чувства в нем остыли:

Ему наскучил света шум.

и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его «опасным чудаком», фармазоном.

Онегину присуще благородство души. В деревне он познакомился с Татьяной Лариной. Она полюбила его и написала ему письмо. Получив его, Онегин пришел к месту встречи и искренне рассказал ей, что он не хочет ограничить себя домашним кругом, что он «не создан для блаженства». Евгений отверг любовь Татьяны, но он честно поступил с девушкой, не посмеялся над ней, как это сделал бы другой.

В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен Зарецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать «по свету».

Возвратившись в Петербург, он попадает на бал к своему другу и родственнику. Здесь Евгений узнает, что Татьяна Ларина замужем. В нем вспыхивает горячая любовь к ней. Он пишет послание Татьяне. Ему удается поговорить с ней. Онегин признается в любви. Но в разговоре она сказала:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, Онегин остается один. На этом Пушкин заканчивает свой роман. О дальнейшей судьбе Онегина он ничего не говорит. Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов».

Онегин - обобщающий образ. Много критиков высказывали свое мнение о романе «Евгений Онегин», в том числе Белинский, который отмечает в Евгении незаурядность и одаренность ума. Белинский говорил: «Обыденность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, что ему надо, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Герцен назвал Онегина «лишним человеком», так как он не пошел по пути, проторенному отцом, и вместе с тем он не встал на сторону народа. Сам Пушкин писал о нем:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражаемая странность

И резкий охлажденный ум.

Белинский предсказал историческое бессмертие романа: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать», помнил «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже давно «зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «…Отворотился - и зевнул, и молвил: «Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, «русская хандра им овладела».

«Томясь душевной пустотой», этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но «ничего не вышло из пера его», так как система воспитания не научила его работать («труд упорный ему был тошен»). Онегин «читал, читал, а все без толку».

На этом, правда, наш герой не останавливается. В своем имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, «чтоб только время проводить», Онегин снова погружается в хандру. Это дает В.Г. Белинскому основание написать: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Вместе с тем мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», - пишет В.Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он «не создан для блаженства», то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, «желание покоя», внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

В пушкинском герое есть такое качество, как «души прямое благородство». Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.

В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска и одиночество становятся его постоянными спутниками. А.С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

При всей широте тематики роман «Евгений Онегин»- это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная
тема его - передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны.
Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них (и во всём романе) Евгения Онегина.
Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.


(373 слова) «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» — так говорил великий критик Белинский о взаимоотношениях социума и его членов. Сложно не согласиться с публицистом, ведь формирование даже самой независимой личности возможно только в коллективе, где она постигает все закономерности общественной системы, а уж потом только отрицает их. Окружающий мир дал бы человеку навыки выживания в естественной среде, но мораль, науку, искусство, культуру, веру нам дает именно род людской во всем многообразии внутренних взаимодействий отдельных людей. А кто мы без этих основополагающих явлений? Всего лишь неприспособленные к природе животные.

Свою точку зрения я могу пояснить с помощью примеров из литературы. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мнит себя индивидуальностью, далекой от пустого света и его мелочных идеалов. Однако когда он сбегает из деревни, совершив убийство, его несостоявшаяся возлюбленная Татьяна набредает на библиотеку Евгения и читает книги, которые сформировали его личность. После этого она открывает для себя внутренний мир Онегина, оказавшийся копией Байроновского «Чайльд Гарольда». Это произведение породило модное веяние среди избалованной молодежи – изображать томную скуку и тяготеть к гордому одиночеству. Данной тенденции и поддался Евгений. Его фальшивый образ подпитывался в обществе, ведь там есть все условия для подобной игры на публику. Все поступки героя – это дань условностям. Даже убийство Ленского сделано на потребу дня, так как в глазах света дуэль выглядит лучше, чем своевременное признание ошибки.

Таким же результатом общественного влияния является и сам Ленский. Он пишет бездарные стихи, подражая поэтам-романтикам, любит возвышенные фразы и красивые жесты. Его пылкое воображение отчаянно ищет образ Прекрасной Дамы, которой можно поклоняться, но в деревне находит лишь кокетку Ольгу, и делает из нее идеал. Владимир стал таким неспроста: он учился за границей и перенял новейшие повадки иностранцев, своего студенческого сообщества. Не природа делает Ленского «невольником чести», а те социальные предрассудки, которые он разделяет. Сейчас никому бы и в голову не пришло стреляться из-за женщины: общество изменилось, а природа осталась той же. Теперь становится ясно, что из них формирует личность.

Таким образом, мы выяснили, что именно общество формирует личность человека, рожденного природой. Хоть людям и льстит осознание их не подвластности общественным стереотипам, они все равно (в той или иной степени) являются миниатюрой своей социальной группы. Во всех них отражаются культурные, научные, политические и другие реалии их времени, они не уникальны и не могут формироваться обособлено от общества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Светское общество в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Правдивость - одно из основных качеств романа “Евгений Онегин”. В нем А.С. Пушкин отобразил действительность XIX века: привычки людей, их поступки, само светское общество. Именно поэтому “Евгений Онегин” является бесценным произведением в историческом и литературном плане.

Великий критик Белинский назвал этот роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Именно в этом произведении А.С. Пушкин одним из первых поэтов решился отобразить читателям общество в том виде, в каком оно находилось в эпоху XIX века. Светское общество в “Евгении Онегине” показано не с самой лучшей стороны. В этом обществе достаточно было нарядно одеваться, сделать прическу. И все тогда начинали считать тебя светским человеком. Так произошло и с главным героем романа Онегиным. Ему наскучила светская жизнь, а общество, которое его окружало, угнетало героя. Эта жизнь убила в главном герое всякие чувства, и нельзя было ему уже куда-либо сбежать от того настроения, которое было у него на душе. Онегин противопоставляется большинству людей этой эпохи, и светское общество его не принимает. Евгений вынужден уехать. Он приезжает в деревню. С этого момента мы переносимся в совсем иную среду, где все было гораздо спокойнее, нежели в городе. Главного героя не приняли и тут, так как он резко отличался от большинства населения деревни. Но и здесь Онегин сумел найти людей, которые его поняли. Здесь он нашел преданного друга Ленского, настоящую любовь Татьяны Лариной. Татьяна выросла замкнутой девушкой, но с огромным воображением, ее душа непрестанно была полна множеством разнообразных чувств:

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты...

Отдав свое сердце Онегину, Татьяна уже никому больше не могла доверить свою тайну, даже своим самым близким родственникам. И не только потому, что она была скрытной девушкой, но и потому, что окружающее ее общество никогда бы не смогло ее понять. Эта ситуация встречается довольно-таки часто и в настоящее время. Окружающее общество не дает возможность человеку развиваться индивидуально: оно либо подстраивает его на свой лад, либо отвергает. Человек становится замкнутым, боится кому-либо довериться.

Это произведение имеет большую историческую значимость. Изучая “Евгения Онегина”, читатель узнает, каким был быт людей, их занятия, привычки, праздники, подробно Пушкин описывает праздничную атмосферу именин Татьяны Лариной, гостей, которые казались ей совсем скучными людьми, танцы:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Наверное, самым ярким примером бесчувственности людей, их неуважения к другим стала смерть Ленского. Ленский был необычным, душевным человеком, но которого, к сожалению, и при жизни не очень-то замечали, а после смерти и подавно забыли про него:

Но ныне... памятник унылый

Забыт. К нему привычный след

Заглох. Венка на ветви нет;

Один под ним, седой и хилый,

Пастух по-прежнему поет...

Видимо, слишком рано родился Ленский, ведь общество никогда бы не смогло подняться до его уровня.

Москва!.. Татьяна из провинциальной девушки превратилась в знатную даму, выйдя замуж за генерала. И с виду она ничем не отличалась от других женщин. Она смогла этого добиться без особых на то усилий. Жизнь ее круто изменилась... Но счастлива ли была она?..

Роман “Евгений Онегин” имеет огромное значение для русских людей. И как сказал Белинский: “Оценить такое произведение - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности”. И хоть прошло уже два столетия, темы, затронутые в “Евгении Онегине”, остаются актуальными и на сегодняшний день.