Урок музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Обряды и обычаи в русском музыкальном фольклоре

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа №660 г.Москвы

Конспект урока музыки для 6 класса

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

Композиторов»

подготовила

учитель музыки

Княжева Анастасия Владимировна

г. Москва

2012

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов

Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни. Задачи: · знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
    формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; ·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

ХОД УРОКА

1: организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске). - Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР ? Фолькло́р ( folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые и бытующие в народных массах (, , , , , ), (, инструментальные и пьесы), (, , ), , , и .

2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы - обрядовый и необрядовый . К обрядовому фольклору относятся: · календарный фольклор ( , масленичные песни, веснянки), · семейный фольклор (семейные рассказы, , свадебные песни, ), · окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота). Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

Какое настроение создаёт эта песня?

Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?

Тема дочери

Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников. Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске). - Что вы видите на этих картинах? - Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность) - Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах. Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

Дитятко милое, кони разыгралися.

Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...

Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

Дитятко милое, я тебя не выдам!

Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

Дитятко милое, господь с тобою!

Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни. Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.

ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ


Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки. 4: домашнее задание Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию. 5: подведение итогов урока Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни. На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. - Существует интонационная общность этих произведений? ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

СПИСОК Литературы:

    Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

    И.И. Шангина "Русские традиционные праздники"

    Ноты к песне «Матушка…»

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».

Ход урока

I. Организационный момент
(слайд2)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(слайд 3)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

II. Повторение пройденного материала.
(слайд 4)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(слайд 5)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(слайд 6)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

III. Изучение нового материала
(слайд 7)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(слайд 8,9)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С момента просватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьи
(слайд 10,11)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Л.Зыкиной, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(слайд 12)
- Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
- А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
- В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
- В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
- Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(слайд 13)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(слайд 14)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
- А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
- Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
- А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(слайд 15)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(слайд 16)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
-Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.

IV. Подведение итогов урока.
(слайд 17)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(слайд 18)

Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21, г. Иваново.

Учитель музыки – Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки в 6 классе.

Урок №7. «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».

(УЧЕБНИК стр.30-37.)

Повторение:

    С какими образами, созданными великим певцом Ф.И.Шаляпиным мы познакомились на прошлом уроке? (Иван Сусанин, Фарлаф, Варяжский гость.)

Работа над новым материалом. Слайд №1.

Тема нашего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». Запишите.

    Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? Слайд №2.

Фолькло́р ( folklore - «народная мудрость») - народное творчество , чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые и бытующие в народных массах ( , , , , , ), ( , инструментальные и пьесы), ( , , ), , , и .

ФОЛЬКЛОР делится на две группы - обрядовый и не обрядовый . доп.щелчок.

К обрядовому фольклору относятся:

    календарный фольклор ( , масленичные песни, веснянки),

    семейный фольклор (семейные рассказы, , свадебные песни, ),

    окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времён года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси. Слайд №3.

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, всё равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребёнка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Послушаем обработку русской народной песни Михаила Матвеева «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж.Бичевской. Слайд №4.

Звучит песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

(текст на слайде). Запишите название.

    Какое настроение создаёт эта песня? (Очень волнительное, тревожное…)

    Эта песня построена в форме монолога невесты? (Нет, есть диалог девушки и матери.)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотном тесте на стр.30.

    Что вы видите? (Ответы детей, анализируют нотную запись и указания.)

Первая строчка – обращение к матери – очень скоро, вопросительно, вторая и третья строчки – обращение к дочери – сдержанно, медленно.

Вот такая таблица с характеристикой у меня получилась. Посмотрите: Слайд №5.

    Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? (Не хочется без любви выходить замуж, расставаться с родителями…)

Запишите: песня построена на диалоге: тревожное обращение дочери, и успокаивающие ответы матери.

А сейчас мы послушаем русскую народную песню на эти же стихи. Нотный текст на стр.30 – 4-ый вариант.

    Что скажете после прослушивания в сравнении с композиторской песней? Слайд №6.

Звучит русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

(Песня звучит очень сдержанно, строго, довольно широко и распевно , нет такого драматизма, как в песне Матвеева…)

Запишите название песни. И характеристику.

    В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой драматический? (В песне композитора – драматический, народная песня имеет эпический характер.)

Слайд №7 . В песне поётся о тяжёлой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка…» рассказывает не только о переживаниях дочери – невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.

Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

    Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?

    Почему дворянин женится на купеческой дочери?

    Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома?

Рассмотрите и мелкие детали в картине.

    Какова их роль? Что они подчёркивают, детализируют?

    Как художник относится к происходящему?

(Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжёлый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная – сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за её судьбу.

Отец – угодлив, с готовностью отдаёт дочь за старого майора-дворянина.

Кошка зазывает гостей. Вино и фужеры на стуле – не успели подготовиться к встречи гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул – ножки стула выгнулись точь – в – точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора.

Художник иронизирует, подшучивает над героями).

Мы видим, что все фигуры расположены симметрично по отношению к центру. Найдите центр картины.

    Чья фигура выбивается из центра, из симметричного построения?

(Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты).

Все герои картины находятся в движении, и картина как бы оживает, благодаря закономерному чередованию элементов, которое называется в изобразительном искусстве - ритмом.

Слайд №8 . Картина «Неравный брак» - одна из самых распространённых и известных, которая тоже отражает те чувства, которые испытывает девушка, когда её выдают замуж не по любви.

На стр.31 учебника мы тоже видим две картины. Рассмотрите их. Слайды №9-10.

    Опишите картины.

    Какие эмоции переживают героини этих картин? (Смятение и тревогу на 2-ой картине, покорность – на первой картине).

    Попробуйте предположить и высказать свои мысли по поводу того, каков диалог героев, которых мы видим на картинах? (Ребята высказывают свои предположения.)

    Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? (Да, очень схожи настроения, особенно со 2-ой картиной.)

Может кто желает разыграть песню по ролям? Выступить в роли матушки и дочери.

(Желающие исполняют песню.)

А сейчас прочитаем текст учебника на стр.30-31. Чтение.

А тепер откройте стр.32-33. «Песня в свадебном обряде». Прочитаем текст на этих страницах.

Чтение.

Такие русские народные песни как «Ты река ль моя, реченька» или «На море утушка купалася» создали образ светлой грусти, печали, нежности, задушевности.

Послушайте фрагмент песни «Ты река ль моя, реченька». Слайд №11.

Звучит фрагмент песни. Запишите.

Откройте стр.34-35.

Свадебные хоры из опер также воссоздают народный обряд. Сейчас мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

    Попробуйте определить, какой из хоров имеет лирический образ, а какой величальный.

    Как вы думаете, в каком хоре композитором использована русская народная песня?

Звучит хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского

Слайд №12. Запишите.

Звучит хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Слайд №13. Запишите.

(Ответы ребят).

Слайд №14.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу в тетради..

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

Итог урока:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки и русской народной песне «Ты река ль моя, реченька».

Д/З – записи в тетради повторить.

Композиторы через свои музыкальные произведения стараются способствовать становлению человека, как высокодуховной личности. Особое внимание уделяется воспитанию детей.

Задачи композитора при воспитании детей

  • Образовательная: через обряды и обычаи русского фольклора знакомить детей- любителей музыки с историей возникновения обычаев и традиций на Руси.
  • Воспитательная. Развитие интереса к народному фольклору и музыке русских композиторов
  • Развивающая. Воспитание и развитие навыков слушателя музыки, музыкального слуха, умение анализировать музыкальные произведения.

Новый урок – новые знания

На первоначальном занятии происходят организационные мероприятия. Затем озвучивается тема урока, например, «Обряды и обычаи в творчестве композиторов». На последующих занятиях красной нитью проходит тема народного фольклора. Слушателям объясняют, что фольклор - это форма устного народного творчества. Музыкальный фольклор - это вокально-инструментальное и танцевальное творчество.


Совет

Чтобы понять культуру своего народа необходимо знакомиться со старинными народными песнями, преданиями, сказаниями и легендами. Темой всего народного творчества является освещение важнейших событий в жизни человека: крещение, свадьба, похороны.

Творчество Ф.С. Даргомыжского


Опера "Русалка"

Ярким примером проведения свадебного обряда является опера «Русалка» композитора А. Драгомыжского, который увлекался изучение русского музыкального фольклора. Он приглашал в свое имение крестьян и крестьянок и слушал народные песни в их исполнении.

Работая над оперой «Русалка, композитор изучал литературу того времени об обычаях и обрядах, которые отражали народный быт и особенно песенные традиции русского народа. В опере использовались сцены с народно-песенным фольклором. Некоторые песни сочинял сам А. С. Драгомыжский, а некоторые были старинными обрядовыми свадебными песнями в обработке композитора. На протяжении всего действия оперы Драгомыжский использовал хоровое пение. Известная ария из оперы «Как в горнице, светлице» - прекрасный образец русской обрядовой песни, исполненной женским трио. В опере композитор использовал и шуточно-бытовые русские традиции песни. Песня «Сватушка», исполненная женскими голосами - пример шуточно-бытовой русской песни. Музыкальный аккомпанемент только подчеркивает красоту хорового или сольного исполнения песен оперы.


Опера "Русалка" - произведение Даргомыжского

Свадебные хоры из оперы «Русалка» - отличный пример как восстанавливались народные обычаи и обряды русского фольклора. В опере развивались сцены княжеской свадьбы, где были показаны все обычаи и обряды русской свадьбы. На фоне княжеской свадьбы показана повседневная жизнь сельчан, которые также принимали участие в княжеской свадьбе.


Что музыкант хотел показать своей оперой?

Композитор в своей опере «Русалка» хотел показать, что все значимые события в жизни человека происходят по традиционным канонам обычаев и обрядов. Поэтому в свадебных обрядовых песнях отражалась светлая грусть невесты, которая прощалась с родным домом, матушкой и батюшкой.


Творчество Римского-Корсакова


Отрывок из оперы "Золотой петушок"

Еще одним ярким примером использования в своем творчестве народного фольклора стала опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», либретто которой написано по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина

Современные собиратели народного фольклора


Фольклор современный

Новая волна народного фольклора, которая проявилась в творчестве русских писателей В. Распутина, В. Белова появилась и в музыке. Известные композиторы Г. Свиридов Р. Щедрин широко использовали в своих произведениях формы фольклорной музыки. Творческие личности писателей, композиторов и кинематографистов научились смотреть в глубину веков, открывая новые истоки творчества русского народа, и поднимали своими произведениями силу духа русского народа.


Совет

Для того, чтобы почувствовать всю прелесть обрядовых песен, надо ходить на выступление ансамблей народной музыки.

Вывод:

Такие ансамбли, как хор имени М. Пятницкого, ансамбль Покровского, казачьи хоровые ансамбли - прекрасные представители русского народного фольклора. Но есть еще и первооткрыватели. Своим творчеством А. Драгомыжский показал, что русские композиторы свое творчество направляли на раскрытие творческого потенциала русского народа, изучение истоков народной песни, которые композиторы музыкально обрабатывали и давали песням новую жизнь. Фольклорное движение началось в 60 годы прошлого столетия и не угасает сегодня.


Народное творчество в современном мире

Что такое обрядовый фольклор? Прежде всего, это народное творчество, коллективное или индивидуальное, устное, реже письменное. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал. Отдельной категорией считаются окказиональные заговоры, заклинания и заклички, считалки и наговоры.

Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании

Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время.

Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования. Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления, опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации. И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.

Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе, а иногда даже приобретают черты национального характера. Этот факт свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит,

Фольклорные обряды делятся на трудовые, праздничные, семейные и приворотные. Русские тесно переплетаются с фольклором других славянских народностей. И кроме того, они зачастую связаны типологически с населением некоторых стран, расположенных на другом конце света. Взаимосвязь различных на первый взгляд культур часто обусловлена исторически сложившейся аналогией.

Праздник Ивана Купала

Обрядовый народный фольклор в России всегда был самодостаточным и не нуждался в подпитке извне. Самобытность русских традиций и обычаев не только переходила из поколения в поколение, но и прирастала новыми обрядами, зачастую экзотическими. Наиболее заметным фольклорным обрядом является Этот обряд имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купала разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь. Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься.

Ночью на Ивана Купала принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами.

Песенный обряд

Значительное место в русском обрядовом фольклоре занимает поэзия, которую условно можно разделить на песенную (заклинания, корильные, величальные песни) и магическую (привороты, приговоры, причитания).

Песни-заклинания обращали к природе, просили благополучия в хозяйстве и семейных делах. Величальные пели в на Масленице, коляде и других торжествах. Корильные песнопения носили насмешливый характер.

Обряды и календарь

Наряду с прочими, на Руси существовал обрядовый фольклор календарного типа, который имел прямое отношение к сельхозяйственным работам в самом широком смысле. Календарно-обрядовые песни - это древнейшее народное творчество, исторически сложившееся за долгие годы крестьянского труда в поле и на сенокосе.

Сельскохозяйственный календарь, распорядок полевых работ по временам года - это своеобразная программа песенного жанра. Мелодии все народные, рождавшиеся за плугом, бороной и на прополке. Слова простые, но в этой песенной поэзии заключалась вся гамма людских переживаний, надежда на удачу, тревожные ожидания, неуверенность, сменяющаяся ликованием. Ничто так не объединяет людей, как единая для всех цель, будь то уборка урожая или хоровое пение. Общественные ценности неизбежно принимают какую-либо форму. В данном случае это фольклор и с ним русские и обычаи.

Фольклор по временам года

Песни весеннего обрядового репертуара звучали весело. Они похожи на прибаутки, бесшабашные и дерзкие. Напевы летних месяцев казались более глубокими, их пели с чувством выполненного долга, но как бы с затаённым ожиданием чуда - хорошего урожая. Осенью, уборочной порой, обрядовые песни звенели, подобно натянутой струне. Люди не расслаблялись ни на минуту, иначе не успеешь все собрать до дождей.

Повод для веселья

А уж когда закрома были полны, тут-то и начиналось народное веселье, частушки, хороводы, пляски и свадьбы. Обрядовый фольклор календарной фазы напряженного труда плавно переходил в гулянья и вольную жизнь с застольями. Молодежь присматривалась друг к другу, заводились новые знакомства. И здесь традиционные обычаи не забывались, обрядовый фольклор русского народа "вставал во весь рост". В избах начинались гаданья на суженых-ряженых, девки часами жгли свечи и раскачивали колечки на тонких нитях. Черевички и валенки кидались через плечо, шепоток слышался в горнице.

Рождественские колядки

Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года. Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети. Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.

Самый старший в процессии колядующих обычно несет на шесте "Звезду Вифлеема", которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. Хозяева, к которым пришли с колядками, не должны скупиться на подарки детям, иначе им придется выслушивать шуточные упреки детворы.

Главная ночь в году

Через несколько дней после Рождества наступал Новый год (сегодня мы называем его Старым Новым годом), который тоже сопровождался фольклорными обрядами. Люди желали друг другу счастья, долгих лет жизни и всяческих успехов в делах. Поздравления преподносились в виде коротких колядок. Народным обрядом были также "подблюдные" песни, сопровождавшие гадания после полуночи. Вот что такое обрядовый фольклор в новогоднюю ночь!

А когда зима на исходе, наступает время ее проводов - и народ выходит на улицы встречать Масленицу. Это время веселых фольклорных обрядов зимних с катаньем на тройках, с гонками на скрипучих санях, с играми на коньках с клюшками. Веселье продолжается дотемна, а поздним вечером вся семья усаживается у печи и вспоминает прошедший праздник. Во время таких посиделок исполняли песни, пели частушки, играли в игры. Это тоже обрядовый семейный фольклор русского народа. В него входят и семейные рассказы, и свадебные песни, и колыбельные, и причитания, и многое другое.