Теория музыки: как развить музыкальный слух. Женские певческие голоса

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

1. В каком слове сорок гласных?

Ответ: сорока

2. Как называется знак, который превращает слово семя в семья?

Ответ: разделительный мягкий знак.

3. Прочитайте вслух стихотворение И.Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?

Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов
Пара барабанов
Била
Бой!

Ответ: Любой человек, даже не зная русского языка, поймет, что речь идет о барабанном бое. Поэт использует здесь звукопись.

4. Вслушайтесь в звучание стихотворения С.Маршака «Дождь».
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
Определите, какими сочетаниями звуков и их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.

Ответ: грохот грома – р – гр -
Стук дождевых капель – повторение предлога –по.

5. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
лог, гол, люк, лед, пара?

Ответ: кол, лог, куль, толь, арап.

6. Объясните, почему А.С.Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рифмует:
«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого»?

Ответ: По правилам современного русского литературного языка слово такого произносится как такова.

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Упражнение по фонетике». Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?

Мы гласные,
Мы – гласные,
Стоглазые и властные.
Мы в вашем первом крике.
На фронте.
И на рынке.
В «Ура!»
И в «Помогите!»
На сцене.
На могиле.
В страдании
И в злобе…
Мы – как фундамент в слове.
Кричите, если страшно,
Кричите, если больно…
Мы – в лихости футбольной,
Когда – удар и – мимо.
Когда орут:
«На мы –ы –ы-ло - !»
Мы рвемся из гортани,
И вы нас не глотайте.
Мы не хотим обратно.
Мы - гласные.
Мы – правда.

Ответ: В стихотворении подчеркнуто, что при произнесении гласных воздух проходит через рот свободно. Гласные состоят только из голоса, их можно протянуть. «Глотая гласные, мы лишаем нашу речь звучности и делаем её невнятной.

И музыка поэзией объята

Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы

МКҚҚ «Щучинск қаласы, педагогикалық колледжі»

ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»

при управлении образования Акмолинской области

(лекция-концерт)

Подготовили:

Прямосудова Г.В

Антонова О.В.

Цель: Сформировать музыкальную культуру, приобщить к вокальному искусству.

Ознакомить с историей создания произведений, программным значением,

Развить ассоциативное мышление, музыкальный слух,

Воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Оборудование: музыкальная аппаратура, презентационный проектор, рояль, светодиодные иллюминационные прожектора.

План мероприятия:

  1. Концертые номера

    «Баркаролла»

    «Песня бабочки»

    «Серенада Дон Кихота»

    «Песня юности»

    «Звездный вальс»

    «Куплеты Фомы и Филипа»

    «Помнишь ли ты»

    «Ариозо Наташи»

    «Послушай, как звуки хрустально чисты»

    «Слыхал иль вы»

    «Застольная»

    Заключение.

На вершине Олимпа, самой высокой горы Греции, в великолепных чертогах живут Боги и…. музы. Они являются, дочерями самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями.

Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Музы изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить их вдохновения.

(На музыкальном фоне звучат стихи, выходят Музы в танце)

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Эвтерпа - Добрый вечер, дорогие друзья! Я Эвтерпа-покровительница лирической поэзии и музыки!

Эрато - А я муза Эрато- покровительница любовной поэзии!
Сегодня мы будем говорить с вами о чуде. О чуде, которое живёт рядом с нами.
Его нельзя потрогать руками, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас плакать и смеяться…. Оно имеет душу и сердце.
Эвтерпа -Это чудо рождается здесь и сейчас, в этом зале ….
и имя ему – музыка!!! (Обращаясь к Эрато) Я думаю ты согласишься со мной - нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи. Многие из них не возражали бы против переложения своих поэтических произведений на музыку, ведь мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям.

Эрато - Абсолютно согласна! «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом»

Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Таким образом-вдохновителем очень часто выступает образ любви. Не остался равнодушным к любовной поэзии и композитор Оффенбах, сочинивший оперу «Сказки Гофмана». Звучит дуэт из этой оперы «Баркаролла»

1.Номер: «Баркаролла» исполняет Оксана Антонова и Дина Кожагулова, концертмейстер Ольга Шараева

Эрато- Ветер чуть слышно поёт
Липа вздыхает у сада….
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

(обращаясь к Эвтерпе)- Какие музыкальные стихи! Не правда ли?!

Эвтерпа – Действительно-стихи и музыку многое объединяет. Но самое важное, что объединяет музыку и поэзию – это душа. Поэт Райский настолько образно передал красоту природы в своем стихотворении, что композитор Векерлен восхищенный красотой его поэтического языка написал на его произведение музыку и назвал свое произведение «Песня бабочки»

2.Номер «Песня бабочки» (анимация с бабочками) Звучит песня в исполнении Ваксовой Алины. Концертмейстер Ольга Шараева

Эвтерпа -(прогуливаясь по сцене с листом бумаги и пером)

Чистый лист бумаги, нотная строка…

звуки всей Вселенной в мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже, это удержать.

Красоту созвучий людям передать!

«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

Эрато (подходя к Эвтерпе)- И когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. О эти рыцари,......

3.Номер «Серенада Дон Кихота» в исполнении Дмитрия Логунова. Концертмейстер Е. Зинченко

Эрато- Песни могут быть самые различные по характеру и исполняться где угодно. Это самый демократический жанр музыки. Музыка звучит всюду: на праздниках, сопровождает театральные представления, и даже в кинофильмах. Послушай «Песню юности» композитора Бабаева из кинофильма «Хитрость старого Ашира»

4.Номер «Песня юности» » из кинофильма «Хитрость старого Ашира» К-р А Бабаев сл. Кара Сейтлиева рус. Текст Г. Регистана. исп. Айганым Жусупбекова конц. О. Шараева

Эрато- Но ведь Андрей Аванесович Бабаев писал музыку не только к кинофильмам, он работал во многих вокальных жанрах, и как многие композиторы считал вальс высоким образцом музыки.

Эвтерпа- О Вальсе сказано не мало!
За два столетия подряд
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!

О вальсе казано не мало!
Он в песнях и стихах воспет!
И столько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право нет!

Эрато-Давай пригласим на сцену юную Музу, которая исполнит нам

«Звездный вальс» Андрея Бабаева на стихи Харитонова

5.Номер «Звездный вальс» В исполнении Кожагуловой Дины.Концертмейстер Ю Ермакова

Дина - Я вам исполнила песню, но к вокальной музыке так же относятся: и романс, и произведения для хора, оперы, оперетты….

Эрато- (перебивая) Например- оперетта…В переводе с итальянского означает «Маленькая опера». Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами.

Под музыку выходят Логунов Д. и Кахарманов С.- (движения в танце)

Логунов -Хотите ли послушать куплеты из оперетты?!

Кахарманов -Фомы

Логунов – и Филипа

Музы- Просим!!! (хлопая в ладоши)

6. Номер «Куплеты Фомы и Филипа» из оперетты « Вольный ветер» в исполнении Логунова Д. и Кахарманова Ст. Концертмейстер Е. Зинченко.

Кахарманов - Мы уходим, но музыка оперетты остаётся

(на сцену со словами выходят на встречу друг другу А. Акимов и Р. Логинова)

Р. Логинова - Они уносят дух - властительные звуки,
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей.

А. Акимов - Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает...
И петь, и плакать, и любить..

7.Номер «Помнишь ли ты» А. Акимов и Р. Логинова. Концертмейстер Е. Зинченко

Эрато- Если оперетта это маленькая опера, то какая же большая опера?!

Эвтерпа- Это самый монументальный жанр вокальной музыки. Сюжет зачастую композиторы черпают в литературе, поэзии. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог).

Сейчас мы услышим прекрасное «Ариозо Наташи» из оперы Даргомыжского «Русалка».

8.Номер «Ариозо Наташи» в исполнении Анны Фоминой. Концертмейстер Ю. Ермакова

Эвтерпа- А ты знаешь, что сценическому диалогу в опере соответствует музыкальный ансамбль. А ансамбли бывают…….. дуэт, трио, квартет, квинтет (выходят по очереди).

А. Садвокасова и Б. Ибраева)

Б.Ибраева - Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь,
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идешь.

А. Садвокасова - Послушай, как щебечут птицы.
Послушай, как поет волна.
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна

Эрато- Хор мальчиков-колокольчиков из оперы «Волшебная флейта В. А. Моцарта

9.Номер «Послушай, как звуки хрустально чисты» . Исполняют Анара Садвокасова и Байаргуль Ибраева. Концертмейстер Ю. Ермакова

Эвтерпа- (стоя у рояля)Коснусь я клавишей рукою - наполнив музыкой сердца…(садится за рояль, играет)

Эрато- дуэт Ольги и Татьяны «Слыхали ль вы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на стихи гениального поэта А. С. Пушкина.

11.Номер «Слыхали ль вы»О. Антонова и Г. Прямосудова

Г. Прямосудова- Два великих творца! Гениальный поэт А. С. Пушкин и великий композитор П. И. Чайковский…и их бессмертное творение – опера «Евгений Онегин» . Каждый номер этой оперы-шедевр.

О. Антонова- И еще один яркий пример тому- «Ариозо Онегина»

12.Номер «Ариозо Онегина» в исполнении Акимова А. Концертмейстер Е. Зинченко.

Эрато- Песня – самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Песня в отличие от других художественных сочинений звучит не долго.

Эвтерпа- Но за этот короткий миг она выполняет миссию, которая выпадает на долю произведения искусства.

(выходят по очереди участники концерта)

А. Фомина-Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов,

А.Садвокасова- И в зареве рассвета над землей... Она везде и вечно спутник мой.

Ей всё подвластно: радость и тоска, В ней - просто миг и долгие века.

Б. Ибраева -И воскресить умеет и убить, заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас? Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Г. Прямосудова - Без наших дум и радостей земных, без мелочей смешных и не смешных?..

Мы ей за всё – «спасибо!» говорим, и, веря в торжество ее, - творим!

Эвтерпа- Наш концерт завершается…. Скоро смолкнут звуки музыки…Мы разойдёмся. Но… Прислушайтесь…Ведь в каждом из нас звучит музыка… порой радостная или печальная, быстрая или неторопливая, как ручеёк тихая или как океан шумная…У каждого из нас она своя, неповторимая…

Эрато- И пусть всегда в вашей душе поют ангелы! А в этом зале звучит хорошая, добрая песня

13. Финал «Застольная» из оп. «Травиата» Исполняют все участники концерта.

Без свирели, без флейты,без скрипки,
Без певучести соловья.
Чтобы значили эти улыбки,
Что везде караулят меня?
Всё пронизано музыкой, песней,
Откровенностью, радостью птиц.
Тёплым вечером в роще чудесной
Светлый месяц под музыку спит.
Всюду музыка, в шуме под клёном,
В соловьиных коленах в саду.
И в твоём поцелуе влюблённом,
И в твоём обещании: «Приду…»

…Звезда за звездою летела…

Заснуть бы, да только невмочь.

Вдруг девушка рядом запела,

И песни наполнили ночь.

О, как они нежно звучали,

От первой строки до конца!

О, сколько в них было печали,

О, как в них любили сердца!...

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада
Чуткая музыка всюду живет,-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,-
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей,
Мир наполняет природа.

О звучании слова

Однажды мне случилось присутствовать на занятиях литературного кружка, где - по выражению Маяковского - некий профессор "учил молотобойцев анапестам" . Правда, это были не молотобойцы, о которых говорит Маяковский, а учащаяся молодежь, и учил ее анапестам не профессор, а скромный руководитель кружка. Но суть дела от этого не меняется. В поисках так называемых аллитераций молодые люди подбирали примеры из Маяковского, Есенина, Бальмонта, Лермонтова, Блока, Багрицкого, Брюсова, Асеева, Тихонова, Сельвинского... Не все ли равно, какого поэта цитировать, - лишь бы он годился для примера!

Видимо, эта игра нравилась участникам кружка, и они наперебой цитировали:

У Пушкина было труднее отыскать такой стопроцентный пример пользования аллитерациями, - разве только:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой .

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит .

Но ведь это всего отдельные строчки, а не целое стихотворение, пронизанное одними и теми же звуками. Однако и по пушкинским стихам прошлись усердные "аллитераторы". Руководитель кружка был доволен своими учениками, а мне вспомнилась меткая эпиграмма Роберта Бернса - "При посещении богатой усадьбы":

Наш лорд показывает всем
Прекрасные владенья...

Так евнух знает свой гарем,
Не зная наслажденья.

Вряд ли такое внешнее и формальное изучение художественной формы способствует пониманию поэзии. Даже природу и значение аллитераций трудно понять, вырывая из стихов случайные строчки и отделяя форму от содержания.

Можем ли мы говорить о звучании того или иного слова, о красоте его и благозвучии в отрыве от смысла? Только чеховская акушерка Змеюкина могла упиваться и кокетничать словом "атмосфера", не зная толком, что оно значит.

Возьмем, к примеру, слово "амур". По-французски оно означает "любовь", а по-русски этим именем называют только крылатого божка любви. У нас оно отдает литературой, XVIII веком и звучит несколько слащаво и архаично или же насмешливо: "дела амурные".

Зато совсем иным кажется нам то же самое слово "Амур", когда оно относится к могучей, полноводной сибирской реке. В названии реки нет ничего слащавого и кокетливого. Оно сурово и величаво. В нем есть нечто азиатское, монгольское, как в имени "Тимур".

Так неразрывно связано звучание слова с его смысловым значением.

Что общего между русским словом "соль" и музыкальной нотой?

В названии ноты нет ни малейшего соленого привкуса, хоть оно по своей транскрипции и звучанию вполне совпадает с названием минерала.

Никто не думает о пушке, произнося фамилию величайшего русского поэта. А между тем та же фамилия, если ее носит какой-нибудь мало кому известный Иван или Степан Пушкин, в значительно большей степени напоминает нам пушку. (Впрочем, великий поэт в какой-то мере помог и своим однофамильцам освободиться от ассоциации со словом "пушка".)

Звуки, из которых состоит фамилия поэта, приобрели новое качество потому, что в сознании миллионов людей возникло новое автономное понятие, новый интегральный образ. И в зависимости от этого нового смысла и нового образа по-новому воспринимаем мы и самые звуки фамилии "Пушкин". Она звучит для нас громко, как его слава, радостно, величаво и просто, как его поэзия.

Всякий настоящий писатель, а поэт в особенности, тонко чувствует неразрывность значения и звучания слова. Он любит самые звуки слов, отражающие весь реальный мир и запечатлевшие столько человеческих чувств и ощущений. Он пользуется звуками не случайно, а с отбором, отдавая в каждом данном случае предпочтение одним звукам перед другими.

Вспомним отрывок из стихов Пушкина:

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне, нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему...

Можно с уверенностью сказать, что все эти десять "м" и девять "л" подобраны поэтом не случайно, но и не искусственно, не преднамеренно.

Это не бальмонтовские стихи, вроде:

Чуждый чарам черный челн...

Музыкальной основой этих пушкинских аллитераций было, вероятнее всего, слово "милый" ("милее"), с которого начинается приведенный здесь отрывок стихотворения, столь богатый звуками "м" и "л".

Простой и нежный эпитет "милый" привлекал поэта не только своей мелодической прелестью, но и тем глубоким и чудесным значением, которое придал этому ласкающему слову создавший его народ.

Тогда изгнаньем и могилой,
Несчастный! будешь ты готов
Купить хоть слово девы милой,
Хоть легкий шум ее шагов .

В различных стихах Пушкина слово это звучит в самых разнообразных интонациях и оттенках.

Она мила, скажу меж нами,
Придворных витязей гроза...

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать...

Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе...

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня...

Таким образом, есть основания предполагать, что именно слово "милый" подсказало Пушкину все эти "м" и "л" в цитированном нами лирическом отрывке ("О, как милее ты, смиренница моя!").

Слова, в которых есть "м" и "л" ("моленья", "внемлешь", "мучительней"), не подобраны поэтом из щегольства.

Проникновенные строки пушкинских стихов меньше всего похожи на рукоделие, на преднамеренный, искусственный подбор звуковых красок.

Поэт настолько строго и сдержанно пользуется теми или иными звукосочетаниями, так называемой "инструментовкой". что многие чтецы, декламирующие его стихи, даже и не замечают преобладающих в том или ином стихотворении звуков.

Читая "Графа Нулина", известные опытные актеры так мало обращали внимания на совершенно явную и очевидную неслучайность повторения звука "л" в лирическом отступлении поэмы.

Это "л" - то мягкое, звучное "ль", то более твердое и глухое "л" - как бы врывается в стих вместе с долгожданным колокольчиком, о котором говорится в поэме.

Казалось, снег идти хотел...
Вдруг колокольчик зазвенел.

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..
Уж не она ли?.. Боже мой!
Вот ближе, ближе... сердце бьется...
Но мимо, мимо звук несется,
Слабей... и смолкнул за горой.

Это, несомненно, тот самый колокольчик, которого поэт так нетерпеливо ждал в уединении, в ссылке, в своей "ветхой лачужке".

Громко, заливисто звенит колокольчик в строке, где мягкое "л" повторяется трижды:

Как сильно колокольчик дальный...

И совсем слабо, глухо, как-то отдаленно звучат последние "л" в заключительной строчке лирического отступления:

Слабей... и смолкнул за горой.

Если чтеца не волнует, не ударяет по сердцу строчка "Как сильно колокольчик дальный", - то это говорит о его глухоте, о его равнодушии к слову. Для такого исполнителя стихов слово только служебный термин, лишенный образа и звуковой окраски.

К сожалению, людей, воспринимающих слово как служебный термин, немало среди чтецов, да и среди литераторов.