Станковая графика. Школьная энциклопедия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль графики и ее специфические особенности в Англии конца XVIII - начала XIX века. Анализ творчества художников-графиков и акварелистов данного периода, суть их новаторского подхода. Характеристика графических техник: акварель, меццо тинто, гравюра.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Графика – древний вид изобразительного искусства. Появление первых графических изображений. Элементы графики и их комбинирование. Сочетание линии, штриха, точки и пятна в графике. Применение элементов графики мастерами в создании графических произведений.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Определение графики как вида изобразительного искусства. Техники создания иллюстраций. Взаимосвязь иллюстрации и текста, как основное условие оформления печатной продукции. Создание серии иллюстраций по сказочной повести В. Сутеева "Мышонок и Карандаш".

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Графика как вид изобразительного искусства. История развития графики, ее виды и элементы изобразительного языка. Графические материалы, мир вещей в натюрморте. Технология выполнения творческой композиции. Особенности выполнения поисковых эскизов.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    История эстампа - раздела станковой графики. Развитие искусства иллюстрации. Особенности разработки композиции эскиза к прорезной гравюре. Этапы выполнения гуашью цветовой выкраски на основе тонального эскиза. Описание графических листов, их формат.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2014

    История развития портретного жанра. Понятие стилизации и стиля в декоративной композиции. Приемы стилизации, применяемые в графическом портрете. Последовательность выполнения стилизованного портрета. Язык графики и главные его выразительные средства.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    История становления офорта - графической техники глубокой печати на металле. Место иллюстраций в книжной графике. Технология создания офорта. Используемые материалы и инструменты. Техника травленого штриха. Методы электролитического травления гравюр.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2015

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Пояснительная записка

Программа элективного курса “Основы графики. Виды графических техник и их использование в условиях современного урока” предназначена для обзорного знакомства обучающихся с искусством графики, расширяет знания об истории развития графического искусства и выдающихся мастерах-графиках.

Цель – формирование интереса учащихся к искусству графики, дальнейшее формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Задачи:

  • обзорное знакомство с развитием графического искусства, его видами, особенностями;
  • расширение знаний и умений в области графики и графических техник;
  • приобщение обучающихся к графической культуре разных стран и народов.

Внимание уделяется практической работе: рисунку различными графическими материалами, знакомству с печатной графикой, выполнению доступных видов гравюр. Занятия графикой связаны с композицией, развивают образное восприятие, фантазию, эстетический вкус.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

  • основные сведения об искусстве графики, его возникновении и развитии;
  • основные сведения о художниках-мастерах графики и их произведениях;
  • виды, выразительные средства и особенности графики.

Учащиеся должны уметь :

  • творчески использовать полученную информацию на занятиях по изобразительному искусству и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет;
  • выполнять рисунки различными графическими материалами;
  • выполнять печатные графические произведения (монотипию, гравюру на картоне);
  • уметь комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные приемы рисунка и применять их на практике.

Формы контроля полученных знаний и умений разнообразны: выставка и обсуждение творческих работ, написание эссе, создание и защита презентации.

Процедуры контроля уровня успешности учащихся.

Вариант I. Выполнение и анализ графических работ. Оценка навыков. Устранение профессиональных затруднений.

Вариант II. Выставка работ. Написание эссе по результатам просмотра выставки. Обсуждение.

Вариант III. Создание презентации по теме изученного курса. Обсуждение.

Материал сопровождается презентацией “Искусство графики”. Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в области графики, что побуждает к участию в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Включенный в программу материал может использоваться на уроках изобразительного искусства и МХК, истории и литературы, на занятиях в изостудиях, а также в качестве модульного блока на курсах повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Программа рассчитана на 16 часов. Возможно вариативное изменение продолжительности курса.

Учебно-тематический план.

Тема Кол-во часов Кол-во часов
1 Графика. История развития.
Виды графики. Образный язык графики.
Средства выразительности графики.
2 Лекция. Презентация. Обсуждение
2 Рисунок. Разнообразие графических техник.
Выполнение рисунков.
6 Беседа. Практическая работа
3 Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне.
Гравюра на линолеуме. Монотипия.
6 Беседа. Практическая работа
3 Итоговые контрольные процедуры 2 Выставка. Обсуждение

После прохождения программы предусматриваются консультации с преподавателем.

Словарь терминов

Бистр прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем.

Графика вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка и обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями (от греч. grafo – пишу, черчу, рисую).

Гравюра (от фр. gravure – вырезать, выцарапывать), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на гравюрную доску гравером.

Гравюрная доска любой материал, на котором вырезана гравюра.

Итальянский карандаш – графический материал, изготавливается их жженой кости, скрепленной растительным клеем.

Коллаж (от фр. collage – наклеивание), прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, выполненное в этой технике.

Ксилография – гравюра на дереве

Линогравюра – гравюра на линолеуме

Литография – гравюра на камне.

Лубок (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.

Монотипия вид печатной графики; полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным.

Офорт (от фр. eau-forte – “крепкая водка”), вид гравюры на металле (цинк, медь), в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.

Сангина – карандаши без оправы различных красно-коричневых тонов, во время работы ее можно смачивать и получать разнообразную толщину и плотность штриха.

Сепия – светло-коричневое красящее вещество, натуральная сепия изготовлялась из т.н. чернильного мешка морского моллюска-сепии; так же называется и вид графической техники.

Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Эстамп (от фр. estamper – отпечатывать, отштамповывать), оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.

1. Графика. История развития. Виды графики. Образный язык. Средства выразительности (2 часа). Презентация “Искусство графики” (Приложение 1) .

Графика – искусство изображения мира с помощью линий (Слайд 2) . Первые графические изображения (Слайд 3) . История развития графического искусства от наскальных изображений палеолита до полиграфических произведений и компьютерной графики. Известные мастера – графики. Виды графики. Графические материалы, инструменты и их особенности.

Рисунок (Слайд 4) . Рисунок как основа всех изобразительных искусств. Линейный и тоновый рисунок (Слайд 5). Рисунок – набросок. Передача объема, освещенности, фактуры в тоновом рисунке. Силуэт – разновидность тонового рисунка, в котором контур заполнен ровным тоном. Уникальность и неповторимость рисунка, его художественная ценность.

История развития искусства рисунка. Рисунки в искусстве Древнего Египта, древневосточных цивилизаций. Рисунок в древнегреческой вазописи. Рисунки тушью в Китае и Японии. Линейный рисунок, архитектурный чертеж в средневековом искусстве. Рисунок в иконописи. Средневековая миниатюра. Рисунок в эпоху Возрождения 15–16-х веков (Пизанелло, А.Мантенья, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, П.Веронезе, А.Дюрер и другие). Карандашные портреты Я. Ванн Эйка, Х. Хольбейна младшего, Ж. и Ф.Клуэ. Смелые и свободные по манере рисунки Рембранта. Энергичные рисунки П.П.Рубенса. Гротескные наброски Ж.Калло. Натурные, жанровые, пейзажные рисунки А. Ватто, Ф. Буше, Ж.О.Фрагонара, Т.Гейнсборо. Острые рисунки Ф.Гойи, острогротескные рисунки О.Домье. Зарисовки художников барбизонской школы. Передающие момент движения рисунки художников-импрессионистов. Подчеркнуто графичный рисунок художников стиля “модерн”, рассчитанный на воспроизведение на страницах книг, журналов, газет (Т.Т.Хейне, О Бердсли). Рисунки постимпрессионистов – П. Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека, В. ван Гога. Политические рисунки К.Кольвица, Ф.Мазереля и др. Авангардистские, полные эксперимента рисунки Э.Кирхнера, А.Матисса, Ж.Брака, Ф.Леже. Остросатирические рисунки Ж.Эффеля, Х.Бидструпа. Рисунок в творчестве П.Пикассо. Натурный и композиционный рисунок А.Лосенко и П.Угрюмова в России 18–19 веков. Классическое совершенство формы, жизненная убедительность рисунков О.Кипренского, К.Брюллова, А.Иванова. Реализм в рисунках русских художников и художников-передвижников (И.Крамской, П.Чистяков, И.Репин, А.Васнецов, В.Серов, В.Врубель, В.Маковский). Книжная графика А.Бенуа, И.Билибина. Рисунки и иллюстрации Д.Шмаринова, Е.Кибрик, А.Дейнеки, Е.Лансере, Е.Чарушина, С.Герасимова и др.

Печатная графика. Тиражирование – особенность произведений печатной графики.

Гравюра (Слайд 6). Виды гравюр.

Выпуклые гравюры (ксилография – гравюра на дереве; линогравюра– гравюра на линолеуме; рельефная гравюра на металле) (Слайд 7).

Углубленные гравюры (резцовая гравюра; офорт и другие разновидности) (Слайд 8).

Плоские гравюры (литография – гравюра на камне) (Слайд 9) . Оттиск. Эстамп.

Гравюра известна в Китае с 6–7-х веков. В Европе интерес к гравюре появился в эпоху Возрождения. Гравюры религиозного содержания 14 века. Резцовая гравюра 15–16-го веков (М.Шонгауэр, А.Монтенья, А.Дюрер, Пармиджанино и др.) Развитие в 16-м веке книжной ксилографии. Гравюра резцом 17века. Голландская школа офорта (Рембрант, Я.ван Рейсдал, А.ван Остаде). Распространение в 17-м веке в России гравюры на металле (С.Ушаков, Л.Бунин, А.Трухменский). Русский лубок конца 17 века. Офорты А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Дж. Тьеполо, А.Каналетто, У.Хогарта. Резцовые гравюрные аллегории, батальные сцены, пейзажи и портреты А.Зубова, И.Соколова, Н.Уткина, С.Галактионова, А.Ухтомского. Японская ксилография 17–18-го веков (О.Масанобу, С.Харунобу, К.Утамаро, К.Хокусаи, А.Хиросигэ и др.). Офорты Ф.Гойя. Торцовая гравюра на дереве В.Матэ. Офорты Ж.Милле, К.Коро, К.Писсаро, Т.Шевченко, И.Шишкина, В.Серова. И.Репина. Цикл офортов на революционную тему К.Кольвиц. Декоративная стилизация, модерн и возрождение ксилографии (У.Моррис, А.Остроумова-Лебедева). Ксилография и линогравюра 20 века (Ф.Мазерель, Л.Мендес, Р.Кац, Ли Хуа). Книжные гравюры и эстампы П.Пикассо, А.Матисса, Р.Дюфи. Реализм в гравюрах Р.Кента, А.Гранта. Тоновая гравюра И.Павлова и И.Соколова. Ксилография и цветная гравюра П.Шилинговского, В.Фалилеева. Психологизм и цельность линогравюр В.Фаворского, техничность и богатство тоновых переходов в линогравюрах М.Ахунова.

Графика станковая. Книжная и газетно-журнальная графика. (Слайд 10).

Прикладная графика. (Слайд 11) . Плакат. (Слайд 12).

Станковая графика обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства – тематической композиции, портрету, пейзажу, натюрморту. Станковые произведения печатной графики тиражируются во многих экземплярах. Лубок – специфичный вид станковой графики. . (Слайд 13) . Декоративная графика. Коллаж. (Слайд 14) . Компьютерная графика.

Образный язык графики. Линия, штрих, пятно – основные выразительные средства графики. Контраст. Нюанс. Особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги. Черное и белое – основа образного языка графики.

2. Рисунок. Разнообразие графических материалов и техник. Выполнение рисунков (6 часов).

Рисунок. Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Рисунок линейный и тоновый. Светотеневые эффекты и пластическая моделировка. Разновидности рисунка – эскизы, наброски, зарисовки, этюды. Рисунки, отражающие архитектурный замысел.

Ограниченное использование разных цветов в рисунке. Рисунок как станковое произведение графики и как вспомогательный материал для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Рисунки, выполненные сухими красящими веществами (уголь, металлические штифты, итальянский и графитовый карандаш, сангина и др.). Рисунки, выполненные жидкими красящими веществами (тушь, бистр, сепия, чернила и др.). Основа для рисунка – папирус, пергамент, бумага белая и тонированная. Рисунок как средство познания художником действительности.

Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования. Комбинирование материалов в рисунке. Необычайное богатство изобразительных приемов и разновидностей рисунка. Монохромные и подцвеченные рисунки. Многоцветные рисунки. Акварель, гуашь, пастель, тушь – средства создания рисунка и живописных произведений. Выполнение рисунков разными материалами в различных графических техниках.

3. Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне. Гравюра на линолеуме. Монотипия (6 часов).

Гравюра. Гравюрная доска. Оттиск.

Виды гравюр. Выпуклые, плоские, углубленные гравюры. Выпуклые гравюры:

– ксилография – гравюра на дереве;
– линогравюра – гравюра на линолеуме;
– рельефная гравюра на металле (применялась до конца15 в., пластины латуни, олова, свинца обрабатывались штихелем).

Углубленная гравюра:

– резцовая гравюра – прорезание штихелем линий в поверхности металла;
– офорт – процарапывание гравировальной иглой рисунка на металлической доске, покрытой кислотоупорным лаком с последующим травлением доски;
– гравюра “сухой иглой”– процарапывание рисунка иглой на доске;
– акватинта – протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка и другие разновидности.

Плоская гравюра – литография – гравюра на камне.

Монохромные и цветные гравюры.

Рисунок – эскиз – это образ будущей гравюры. Лаконизм техники, сжатые средства выразительности. Отображение самого существенного. Состояние – стадия работы над гравюрой, фиксированная на каком-либо этапе.

Гравюра на картоне. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения гравюры на картоне: гофрированный картон, нож для бумаги, черная гуашь или тушь, широкая кисть, цветная и белая бумага, карандаш. Особенности работы. Выполнение эскиза гравюры и ее зеркального изображения. Выполнение рисунка на картоне. Вырезание. Печатание оттисков.

Гравюра на линолеуме. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения линогравюры. Особенности выполнения. Организация рабочего места. Упражнения.

Монотипия – вид печатной графики. Полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным. Цветная монотипия тонкостью цветовых отношений напоминает акварель. Техника известна с 17 века, распространилась с 19 века (Е.Кругликова, Е.Шевченко и другие авторы). Выполнение монотипии.

4. Итоговые контрольные процедуры (2 часа).

Источники информации.

  1. Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
  2. Н.М.Сокольникова. Словарь терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
  3. А.С.Щипанов. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение,1975.
  4. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. Т.1,2.
  5. “Школа изобразительного искусства”. – М.: Изобразительное искусство,1994. №5.
  6. http://www.hudojnik.ru; http://>www.bibliotekar.ru; http://www.arttrans.com; http://www.museum.ru , ru.wikipedia.org

Горячая эмаль (от фр. email) - техника эмали, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Существует несколько типов эмалей в зависимости от техники ее изготовления:

  • Миниатюра на эмали, финифть - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник-эмальер повторяет многократно.
  • Расписная (живописная) эмаль - на лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали. Поскольку эмаль накладывается фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.
  • Перегородчатая эмаль - для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали.
  • Эмаль по скани (филиграни) - на металлическую поверхность напаивают растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют.
  • Выемчатая эмаль - на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
  • Эмаль по гравировке является разновидностью техники выемчатой эмали.
  • Эмаль по гильошированному фону - разновидность техники эмали по гравировке. Гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
  • Эмаль по литью - изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.
  • Эмаль по рельефу - техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.

Графика Графика

(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению советского графика В. А. Фаворского, "воздух белого листа". Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно- выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры и архитектуры (рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и многих других). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и "бархатистость" офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитационных и сатирических политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, лубки Отечественной войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918-20 и Великой Отечественной войны 1941-45, многочисленные произведения антифашистской графики 30-х - начала 40-х гг. в Европе). В XX в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика, принимающая активное участие в революционной, национально-освободительной борьбе народов.

По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства - тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов "Мастерской народной графики" в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфическими массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Одна из основных областей применения графики - книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой - гравюра и литография. С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область графики - плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, графика (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.). Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Литература: М. Клингер, Живопись и рисунок, (перевод с немецкого), СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. (перевод с немецкого), М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. (Альбом), М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; (Е. Левитин), Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика... 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst..., В., 1930; Magnus G. H., DuMont"s Handbuch fьr Grafiker, Koln, 1980.