Основы композиции в пейзаже презентация урока. Презентация для занятий по декоративной композиции «Стилизованный пейзаж. «Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

Трухина Галина Сахбутдиновна
Должность: педагог дополнительного образования художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ п. г. т. Шерловая Гора"
Населённый пункт: Забайкальский край, Борзинский район, п. г. т. Шерловая Гора
Наименование материала: Открытое занятие по композиции станковой
Тема: План-конспект открытого занятия в 3 классе 1 полугодие Тема 1.1. "ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ"
Дата публикации: 29.03.2019
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п. г. т. Шерловая Гора»

План-конспект открытого занятия

в 3 классе 1 полугодие

Тема 1.1.

ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Выполнил:

преподаватель художественного отделения

Трухина Галина Сахбутдиновна

Шерловая Гора 2018 г.

Композиция станковая 3 класс 1 полугодие

Раздел 1. Сюжетная композиция

Тема занятия 1.1: Пейзаж как жанр станковой композиции (16 час)

Цель

занятий : создать

ознакомления

живописи

пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж» со стаффажем (по замыслу

Задачи занятий:

обучающие

Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

Показать роль искусства в понимании красоты природы;

Учить определять средства выразительности для передачи настроения и

чувств в искусстве;

Особенности построения композиции пейзажа;

развивающие

Развивать воображение, творческую фантазию;

воспитывающие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, презентации на тему «Жанры и виды

пейзажа» и презентация на тему «Стаффаж в изобразительном

искусстве»;

картины художников о природе.

Литературный ряд: стихи о природе

Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский

Художественные материалы и инструменты для работы : краски, кисточки,

палитра, альбомные листы, баночки с водой.

Аудиторное задание : Пейзаж со стаффажем.

ХОД ЗАНЯТИЙ (1-8)

Организационный момент.

Начнем мы наш урок с творчества. Творчество – это источник доброты,

истины и красоты. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она

получится прекрасной, как этот осенний день!

Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные

репродукции картин. 1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.

Вопрос: Скажите, можно ли разделить их на группы?

Вопрос: Правильно, а как такие картины мы называем? (Пейзажи)

Вопрос: Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром

Вопрос: А кто мне скажет, что такое пейзаж?

Словарь

С.Ожегова:

Пейзаж-рисунок,

картина,

изображающая

виды

природы, а также описание природы в литературном произведении

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Работа по теме. Занятие 1. Урок 1-2.

Так как вы будете работать не просто над пейзажем, а над пейзажем со

стаффажем, давайте сначала разберёмся, что такое стаффаж.

«Стаффаж в изобразительном искусстве»

СЛАЙД 1. «Стаффаж в изобразительном искусстве»

СЛАЙД 2.

Стаффаж (нем. Staffage

от staff – «устанавливать» и staffieren – «украшать

пейзаж фигурами») – второстепенные элементы композиции – фигуры людей,

животных, транспортных средств и других дополняющих элементов предметной

среды. Они создают фон, окружение, среду в картине и подчеркивают ее смысл,

обогащают сюжет дополнительными нюансами, сценами, эпизодами.

Появление

искусством

живописи

получило

распространение главным образом в XVII веке, когда пейзажисты стали включать

в свои произведения мелкоформатные религиозные и мифологические сцены.

значение

стаффажа

продолжает

особенно

проявляться

пейзажном

изображении интерьеров. Включение живых существ: людей и животных, -

оживляют, одушевляют их.

СЛАЙД 3.

Шишкин.

Дождь

дубовой

роще.

1240х2030.

Москва.

Третьяковская галерея

СЛАЙД 4.

Вместе с тем, стаффаж используется и на заднем плане многофигурных

композиций или портретов.

Сомов Константин «Дама в голубом»

СЛАЙД 5.

Появление

стаффажа

обусловлено

художественным

замыслом и может работать на взаимосвязь изображения с жизнью, одушевить

изображение,

подчеркнуть

аксессуарами,

подчеркивая

определенное состояние природы, историческую эпоху, действие или спокойствие

в картине.

появлением

развитием

проектной

архитектурно

дизайнерских

специальностей

гармонично

переходит

изоискусства. Наиболее похожие на сегодняшние проекты чертежи появляются с

середины XVIII века

Кадоль Огюст. «Церковь Успения на Покровке». Литография. 1820

СЛАЙД 6.

Умение рисовать стаффаж является одним из необходимых элементов

графической подготовки архитекторов и дизайнеров.

Во-первых,

дополнение

архитектурно-дизайнерскому

осуществить

взаимосвязь

проектируемого

природным

предметным окружением.

Во-вторых,

проектной

позволяет

масштабах

проектируемых объектов. Видя вблизи проектируемых объектов стаффаж, сразу

приблизительно можно определить их масштаб в сравнении с фигурой. Стаффаж

на фоне интерьера, архитектуры, ландшафта или садово-парковой скульптуры

помогает

определять

функциональную

целесообразность

пространств.

В-третьих, стаффаж может усиливать художественно-образное и содержательное

стаффажа

различные

состояния

подбирая

аксессуары. Может отразить характер исторической эпохи, стиль и моду или

особый колорит той или иной страны. От сложившегося стиля в искусстве может

зависеть не только одежда и транспортные средства, но и техника исполнения

усиливать

образность

проектируемых

объектов,

например, монументальность, воздушность, динамичность, статичность и пр.

СЛАЙД 7.

Эскизы, зарисовки с применением стаффажа.

СЛАЙД 8.

Стаффаж в обоих видах искусств может использоваться также в качестве

средства

достижения

композиционной

цельности

выразительности.

позволяет уравновесить основные массы, связать отдельные элементы воедино,

создать определенное ритмическое построение, усилить выразительность.

Роль стаффажа дополняющая.

Основное

требование

изображению

условность

лаконичность.

Также необходимо учитывать степень удаленности стаффажа. На дальних планах

людей, как правило, изображаются предельно просто в виде силуэта. Средний

подробного

рисования.

изображения

дополняются

крупными

деталями,

особенностями

тоновыми

цветовыми

характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фигура,

черты лица, а также можно изобразить аксессуары одежды. Для архитектурной

обобщенная

художественная

проекция.

изображении

используют

рисования,

отличные

станковой графики или живописной композиции. Выбор характера изображения

стаффажа зависит от уровня сложности рисунка. Различают «иконические» и

«символические» изображения стаффажа.

СЛАЙД 9.

Стаффаж является условными изображениями какого-либо реального объекта

либо окружающей среды. Различают иконические и символические изображения

стаффажа.

Иконические изображения – это копии, изображения реальной окружающей

среды, тождественные естественной среде.

«Иконические» изображения

изображения

реальной

окружающей

тождественные

естественной

Практически

реалистическая живопись – это собрание иконических изображений.

«Символические» изображения

наглядно-образная

человека в этой среде. В отличие от иконических, символические изображения

выходят за рамки внешнего сходства с действительным объектом.

СЛАЙД 10.

Примеры изображения фигуры человека.

СЛАЙД 11.

Чтобы гармонично включить стаффаж в изображение необходимо:

характерные

особенности

практически

знака и избегая ненужных деталей. Улучшает эстетические качества чертежа

включение в композицию не только отдельных фигур, но и групп людей,

различных по возрасту и полу.

интересные

движения, которые

подчеркнут

функциональное

назначение

пространства

наиболее

выразительные ракурсы.

Воссоздать

достоверные

пропорциональные

анатомические

закономерности фигуры. Размеры животных также должны быть достоверны

Подчинить

художественному

проектной

графики (стилизовать под общее графическое решение, стиль определенной

исторической эпохи или под особый колорит страны).

СЛАЙД 12-13.

Эскины, зарисовки и наброски фигуры людей автомобилей.

СЛАЙД 14.

И.И, Левитан «Осенний день. Сокольники»

СЛАЙД 15-17.

Примеры пейзажа со стаффажем.

Практическое

задание: выполнить

зарисовки

наброски

человека красками и карандашом. (Пример на слайдах 10,12,13)

IV. Работа по теме. Занятие 1. Урок 3.

Что такое стаффаж вам понятно? (Ответы детей).

А теперь поговорим о видах и жанрах пейзажа.

Демонстрация презентации на тему

«Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

СЛАЙД 1.

«Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

СЛАЙД 2.

Итак,

ПЕЙЗАЖ

жанр

изобразительного

искусства,

котором

изображаются различные уголки природы.

ПЕЙЗАЖ изображение природы

«пейзаж» с франц. «вид страны, местности».

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению

естественной или преображённой человеком природы. (Окружающей среды)

1. Жанр - пейзажа

Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу

пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в.

пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные

пейзажи были созданы в 19 веке.

Вопрос: Как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)

СЛАЙД 3.

2. Пейзажи русских художников

Вопрос: Ребята, а можете мне назвать художников - пейзажистов?

(Левитан, Шишкин, Саврасов, Куинджи)

Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту,

свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и

тревожное.

художников

вдохновляет

творчеству?

Приведите свои примеры.

(Музыканты, поэты, писатели, скульпторы...)

Вопрос: А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и

поучимся у них в изображении природы, с первозданной ее красотой.

Рассматривание картин художников.

СЛАЙД 4.

Саврасов А.К. "Грачи прилетели" - это ранняя весна. Березы еще голые, на

их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около

своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно -

голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.

Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от

зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами.

Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все

вокруг наполнено солнечным светом. (искать-ист. изоискусства 5 кл тема

Вопрос: Можно сказать, что художники увидели весну одинаково?

У каждого свое видение весны. Казалось бы, одно время года, а художники

увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и

печаль, а другой – улыбку и радость.

Вопрос: Ответьте мне еще на такой вопрос,

есть пейзаж со стаффажем?

(Левитан Исаак Ильич "Март",1895).

СЛАЙД 5.

3. Виды пейзажей.

Вопрос: Посмотрите на картины, чем они похожи и чем отличаются?

(Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)

Верно. Пейзажи бывают разных видов:

Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)

Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

(рисуются

называется

художники – маринисты.

Лирический.

Сказочно-мифический (фантастические образы природы)

Космический

СЛАЙД 6-30.

Репродукции разных видов пейзажа.

СЛАЙД 31.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы

при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы

вспомним их.

4. Повторение порядка работы над пейзажем:

1. Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.

2. Работа начинается с наброска карандашом

4. Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

Вопрос: Какими важными законами перспективы будите пользоваться?

Линейная перспектива:

Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в

конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

Воздушная перспектива:

Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали

предмета заметны меньше.

предметы

изображают

окрашенными,

удаленные

изображают бледными.

Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от

линии горизонта, тем они больше.

Вопрос: Какие цвета вы будете использовать при создании осеннего пейзажа?

СЛАЙД 32.

Определите, к какому виды относится каждый из этих пейзажей?

Практическая работа (Постановка художественной задачи)

Занятие 2-8,

Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора

приступить к созданию своего пейзажа. Не забывайте, что пейзаж со стаффажем.

Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины разных

видов пейзажа.

Виды: сельский, городской или морской пейзажи лирический.

Выполните

работать

увлекательней, а наши гости не скучали, пока вы заняты работой, я включу вам

музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)

На выполнение эскизов вам дается 4 занятия.

Давайте

определимся,

наиболее

важно

создании

композиции «Пейзаж».

Соблюдения законов перспективы

Цветовая гамма картины

Целостность композиции.

Итог Занятий.

Выставка – просмотр наиболее удачных эскизов, этюдов пейзажа и картин

пейзажа. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться"

(Приложение: презентация на тему «Жанры и виды пейзажа» и

презентация на тему «Стаффаж в изобразительном искусстве»)

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детская школа искусств «Аккорд» ЮЗАО Композиция. Композиционный центр. Поиск композиции на листе. Деревья и домик у пруда. Возраст учащихся: 7-8 лет. подготовила педагог дополнительного образования Дмитриева Татьяна Евгеньевна Москва 2012

Слайд 2

Цели занятия: познакомить с основами композиции, с понятием «композиционный центр». Усвоить алгоритм гармоничного, уравновешенного построения композиции, ее влияние на восприятие художественного произведения, а также применять это умение на практике. Формирование навыков работы в технике гуаши. Задачи: Образовательные: познакомить с понятием «композиционный центр», обучать компоновке основных элементов на листе (Организации пространства листа). Наращивание знаний основанных на логике, понимании алгоритма действия. Научить основными приемами работы с гуашью. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, терпение, внимательность, уважение к труду и времени. Развивающие: развивать способности анализировать, сравнивать, мыслительный подход к творчеству, логику мышления, целеустремленность. Развитие фантазии, образного мышления.

Слайд 3

Что такое «композиция»? «Композиция» (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Композиция произведения - это когда все элементы картины находятся в их взаимосвязи, подчиняясь идее автора. Любая картина начинается с композиции. А это – искусство сочинения, соединение различных частей в единое целое, выделение главного. Композиция упорядочивает изображение и организует внимание учителя. Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.

Слайд 4

Композиционные схемы Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом». Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры(треугольник,

Слайд 5

Поиск композиции с помощью ладоней и рамки-видоискателя

Слайд 6

Построение композиции по центру. Работа с шаблонами – элементами композиции. Якоб ван Рейсдал. «Зимний пейзаж»

Слайд 7

Построение композиции по центру. Образование разных геометрических фигур. Расположите шаблоны так, чтобы зрительно их можно было вписать в геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, квадрат и др.),

Слайд 8

Работа над картиной. Поэтапное рисование.

Слайд 9

работы В своих работах ребята постарались найти не только «композиционный центр», но и передать настроение дня, природы средствами живописи. КоваленкоАрина7л Бабаянц Настя 7 лет Щекотихина Камила 7л.

Слайд 10

Работы педагога Истра.. акварель 2011г. Турецкие бани. Царское село. Екатерининский парк. акварель 2011г. Река Киржач. Акварель 2008г Мраморный мост. Пушкин. Царское село. Акварель 2011г

Слайд 11

Список использованной 1.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977. 2. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007. литературы: 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 3. Обнинск: Титул, 1998 4. Е.В.Шорохов, Композиция. М.: Просвещение,1986. 5. Иоханнес Иттен «Искусство цвета» 5-е издание, Д.Аронов, Москва 2008 г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы: 1. Журнал «Юный художник»№1, 1993г. (Репродукция В. Сурикова"Боярыня Морозова) 2.Г.Л. Васильева-Шляпина. «В. Суриков» Издательство «Красная площадь», 1996г. 3.«Великие художники. Альбом 59. Сислей», «Директ-Медиа», 2011 г. – (репродукции картин Альфреда Сислея: «Мост в Морэ при утреннем солнце», «Поля на холмах близ Аржантея») 4.Репродукции: Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом» http://www.forsfortuna.com/people/page/5/, 5.Якоб Ван Рейсдал «Зимний пейзаж» http://artnow.ru/ru/gallery/206/9004/picture/0/224005.html?comments, 6.Якоб Ван Рейсдал «Лесной пейзаж». http://www.artholland.ru/foto.php?art=r/reisdala/img/16&n= %D0%E5%E9%F1%E4%E0%EB,. 7.Жюль Дюпре «Дубы у пруда» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Jules_Dupr%C3%A9_001.jpg 8.Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/Levitan_Sokolniki_Autumn_1879.jpg 9.Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» http://www.museumonline.ru/Renaissance/Raffael_Santi/Canvas/14 10.Рембрандт"Возвращение блудного сына" http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg 11.А.Н.Поплавный «Геометрия картины». http://xn--80aevfmcgb6i.xn-- p1ai/o_kompozitsionnom_tcentre_kartiny.html 12.Энциклопедия живописи. Хрестоматия. http://painting.artyx.ru 13.Использование принципов и приемов художественной композиции http://sci.informika.ru/text/inftech/edu/the/13.html 14.http://festival.1september.ru/articles/538602/ динамическая пауза 15. Фото автора 16. Ши Тао Пожилой человек в лодке http://www.xabusiness.com/china-resources/qing-dynasty-paintings-2.htm Подборка музыкального ряда: 1.Вивальди «Времена года. Зима» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4518&y=7292957&z=147c4f92b0c2&q=A.Vivaldi_-_Vremena_goda._Zima._CHast_1._(Alegro)_Dekabr, 2. Вивальди «Времена года. Весна» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4433&y=34935773&z=4c832ac02892&q=Londonskiy_Filarmonicheskiy_Orkestr_-_A._Vivaldi:_"Vremena_goda"_-__"Vesna"__1ch._Allegro 3.П.И. Чайковский “Времена года. Осенняя песня” http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena10.mp3

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пейзаж. Его виды и характеры

Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Виды пейзажа: В зависимости от главного характера природы внутри пейзажного жанра, выделяются следующие виды пейзажа: Архитектурный и индустриальный пейзажи. Сельский и городской пейзаж. Морской и речной пейзажи.

Сельский пейзаж – отражает поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой.

Городской пейзаж - изображает организованную человеком пространственную среду – здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки.

Архитектурный пейзаж – близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Индустриальный пейзаж - показывает роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, электростанций, вокзалов и мостов.

Морской пейзаж – Марина (от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина рассказывает о красоте то спокойного, то бурного моря.

Разнообразие пейзажа по характеру. Существует пять видов характера пейзажа: - героический - исторический - эпический - романтический пейзаж - пейзаж настроения

Героический пейзаж - пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.

Исторический пейзаж. В пейзажном жанре находят воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями.

Эпический пейзаж – величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.

Романтический пейзаж – Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.

Пейзаж настроения В нём отражены чувства тоски, грусти или тихой радости. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску.

Практическая работа: Выполнить рисунок в одном из видов или характеров пейзажа.


Учимся у мастеров.

Композиция в пейзаже.


ВСПОМИНАЕМ…

Композиция- это составление, соединение частей в единое целое.

Композиция в изобразительном искусстве - это построение художественного произведения.

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.


А Венецианов

«На жатве. Лето.»

Художник изобразил сцену отдыха матери,

которая присела после тяжелой жатвы

покормить ребенка.

Для композиции художник выбрал

вертикальный формат.

Линия горизонта находится

примерно посередине полотна.

Женщина изображена крупно,

расположена на переднем плане.

Картина передает состояние покоя.


А. Венецианов «На пашне. Весна.» Художник изобразил линию горизонта чуть ниже середины полотна,

благодаря этому женщина в русском сарафане выглядит величественно.


М. Клод «На пашне.» Чтобы показать бескрайние просторы полей, художник выбрал для своей картины низкую линию горизонта и горизонтальный формат. Фигуры женщины и лошади расположены почти в центре композиции, они небольшого размера и органично вписаны в природу.


А. Венецианов «На пашне. Весна.»

А Венецианов «На жатве. Лето.»

Рассмотри картины. Что общее? Чем

отличаются?

Все они выполнены на одну тему, но композиция у них разная.

Расскажи по плану.

  • Формат полотна ( горизонтальный или вертикальный ).

2. Расположение линии горизонта.

3. Размер и расположение главных героев

М. Клод «На пашне.»


Самостоятельная