Фонд коренных малочисленных народов. Какие есть льготы для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации? Проблемы малочисленных российских народов

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, поддержавшего инициативу Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создан Благотворительный фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Учредителем Фонда выступила Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации . Создание фонда отвечает интересам устойчивого развития коренных малочисленных народов. Средства Фонда будут формироваться за счет добровольных взносов, пожертвований и вкладов спонсоров, партнеров, а также субъектов, где проживают коренные малочисленные народы Севера.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России Григорий Ледков:

«Создание Фонда обусловлено необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования мероприятий, проводимых Ассоциацией, в интересах развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, и потребностью в эффективном инструменте поддержки проектных идей. По созданию Фонда проведена огромная подготовительная работа, проведены переговоры с губернаторами регионов, где проживают коренные малочисленные народы Севера, с руководством ТЭКов. В результате мы пришли к паритету – создать Фонд поддержки коренных малочисленных народов. Основные направления деятельности Фонда мы будем обсуждать на координационных советах Ассоциации».

Аккумулируемые в Фонде средства, будут направляться на поддержку проектов и основных мероприятий Ассоциации коренных малочисленных народов по наиболее актуальным направлениям, в том числе на развитие регионального и международного сотрудничества. Также среди приоритетных направлений значится осуществление различных проектов в правовой сфере. В будущем Фонд расширит спектр своей деятельности.

«Перед Фондом стоит достаточно амбициозная задача – создать плановое системное финансирование деятельности Ассоциации, сделать так, чтобы представители коренных малочисленных народов могли получить юридическую помощь с привлечением высококвалифицированных специалистов, реализовывать масштабные проекты, направленные на сохранение и развитие традиционного образа жизни, языка и культуры коренных малочисленных народов» , - поясняет Григорий Ледков.

Работа Фонда и его взаимоотношения с партнерами регулируется Уставом. В нем отражены правовые положения, полномочия и функции, порядок формирования его имущества. Органами управления Фондом, согласно Уставу, определены Совет Фонда, исполнительный директор Фонда и Попечительский совет. Первый состав Совета будет сформирован его учредителем – Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Исполнительным директором Фонда назначен Виктор Максов, уроженец Свердловской области, который ранее занимал должности государственной службы и работал в различных регионах.

По мнению Виктора Максова, у Фонда должна быть открытая и прозрачная финансовая система, надзор за которой будет осуществлять Попечительский совет, сформированный из числа представителей регионов, оказывающих поддержку.

«Эффективность работы Фонда будет во многом зависеть от тесного взаимодействия и координации с Ассоциацией и ее филиалами в регионах, органами государственной власти, общественными организациями и движениями России, а также международными организациями в сфере поддержки и развития коренных малочисленных народов Российской Федерации» , - говорит Виктор Максов.

При этом, особое внимание Фонд планирует уделить содействию реализации Стратегии государственной национальной политики России и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственная поддержка коренных народов Севера

социальная политика поддержка коренной народ

Проблемы реализации государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе

Целенаправленное движение региона к гармоничному развитию сопряжено как с внутренними, так и внешними рисками.

Влияние извне на автономный округ оказывают:

Глобализация экономических связей, конъюнктура мировых рынков (в том числе энергоносителей);

Общая макроэкономическая ситуация в Российской Федерации;

Законотворчество, инфляция, государственная политика, особенно в области недропользования, социальной и инвестиционной сферах.

К ключевым внутренним рискам относятся:

Динамика природно-ресурсного и человеческого потенциала;

Уровень развития институциональной среды и институциональной инфраструктуры (включая механизмы координации/согласования интересов и стимулирования/мотивации всех субъектов региональной политики);

Структурные сдвиги региональной экономики;

Инфраструктурная обеспеченность;

Транспортная доступность;

Внутренняя и внешняя связность территорий;

Сложившаяся система расселения;

Демографическая и этнокультурная ситуация.

Среди случайных факторов выделяются: возможность стихийных бедствий, природных катаклизмов, техногенных аварий, острых и затяжных финансовых кризисов, террористических актов; а также вероятность: открытия новых месторождений стратегического сырья; появления неожиданных технологических инноваций; повышения нестабильности рыночной конъюнктуры; стремительный темп глобальных климатических изменений.

В целях минимизации внутренних и случайных необходимо осуществлять постоянный мониторинг социально-экономической ситуации.

Отсутствие системной и комплексной поддержки коренных малочисленных народов Севера, в отсроченной перспективе может привести к негативным социальным последствиям, проявляющимся в снижении их уровня жизни.

В течение последних десятилетий Ямало-Ненецкий автономный округ является главным газодобывающим регионом Российской Федерации, обеспечивающим более 90% российской газодобычи.

В то же время автономный округ является территорией традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера автономного округа, которые сохраняют самобытный традиционный уклад жизни.

Интенсивная индустриализация и освоение природных ресурсов существенно затрагивают традиционные устои, образ жизни, нарушают вековые отношения человека и природы, отрицательно влияют на традиционную деятельность коренных народов.

Актуальность решения проблем в сфере защиты прав и законных интересов, сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, их языка, традиций и среды обитания в автономном округе обоснована общим направлением политики Правительства Российской Федерации в данной области и является одним из важнейших условий социально-экономического развития региона. Исполнение полномочий органов государственной власти автономного округа по принятию региональных программ в части организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с подпунктом 54 пункта 2 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ.

Осуществляя строительство промышленной инфраструктуры, необходимой для развития Арктики, в том числе автономного округа, как подчеркнул в своем выступлении на межрегиональной конференции необходимо помнить о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных народов Севера. Самобытность культуры, образа жизни нужно обязательно учитывать при развитии социальной сферы, системы образования и здравоохранения, формировании информационной среды.

Постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года №1990 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» определено, что главной целью социально-экономического развития в отношении коренных малочисленных народов Севера на среднесрочную перспективу является создание условий для их устойчивого развития, для достижения которой предстоит решить ряд задач, среди которых как улучшение условий жизни, так и сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

В отношении проблемы реализации права коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа на пользование своей культурой следует исходить из того, что центральное звеном их культуры является оленеводство. Оленеводство для ненцев и северных ханты - это не просто один из многих видов хозяйственной деятельности, а ядро традиционной этнокультуры. Не будет оленей - не будет и традиционной этнокультуры.

Традиционная хозяйственная культура формировалась в определенных природно-климатических условиях, следовательно, возможность пользования территориями традиционного проживания является необходимым условием ее сохранения. Вместе с тем, в условиях интенсивного ведения нефте- и газодобычи тундровым землям наносится серьезный экологический ущерб. Реализация прав коренных народов на землю является поэтому ключевым моментом в правовом обеспечении их жизнедеятельности.

Земельный кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 15 устанавливает, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Кроме того, ч. 5 ст. 20 Земельного кодекса определяет, что граждане, имеющие земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, имеют право однократного бесплатного приобретения их в собственность. Однако, особенность хозяйствования северных народов заключается в том, что они ведут кочевой образ жизни, для чего необходимы огромные территории, которые не могут находиться в собственности отдельного гражданина. Следовательно, большинство граждан Российской Федерации имеет возможность бесплатно приобрести в собственность используемый участок земли, в то время как коренные малочисленные народы Севера в отношении территорий традиционного природопользования такой возможности фактически лишены.

Иная ситуация может сложиться, если реализовать право на землю через коллектив, скажем общину. Но такая практика хозяйственно целесообразна только в условиях таежного природопользования, локального по своему характеру. В условиях кочевого хозяйства закрепление выпасов в исключительную собственность отдельных субъектов хозяйствования практически невозможно. Таким образом, граждане не имеют равного доступа к приобретению земельных участков в собственность, гарантированного ст. 15 Земельного кодекса.

В п. 20 Венской декларации и Программы действий, принятой 25 июня 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека в Вене, говорится: «Учитывая важность поощрения и защиты прав коренных народов и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие народы проживают, государствам следует, в соответствии с международным правом, принимать согласованные позитивные шаги по обеспечению уважения всех прав человека и основных свобод коренных народов на основе равенства и недискриминации и признавать значение и многообразие их самобытности, культуры и общественной организации». Можно констатировать тот факт, что ч. 5 ст. 20 Земельного кодекса не учитывает культурные особенности коренных народов, дискриминирует их по данному признаку.

Федеральный закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в ст. 8 устанавливает, что коренные малочисленные народы имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «О территориях традиционного природопользования», земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование. Однако принятый немного позднее Земельный кодекс РФ это право не предусматривает.

Такая законодательная политика создает только видимость продвижения в защите прав коренных народов. В условиях многонациональной России признание и уважение культурного многообразия имеет особое значение. Данная проблема должна решаться комплексно, чему может способствовать принятием кодифицированного акта о правах коренных малочисленных народов, где будет установлено, что другие нормативные акты в данной сфере должны ему соответствовать. Это предотвратит «перечеркивание» одним нормативным правовым актом всех прошлых достижений по защите прав коренных малочисленных народов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим земельные отношения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), является Закон ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Ч. 2 ст. 6 этого Закона устанавливает, что к землям традиционной хозяйственной деятельности не могут быть отнесены земельные участки, предоставленные юридическим лицам для возведения объектов промышленности, транспорта, связи, градостроительства. Обратного запрета в законе нет. Следовательно, отрасли традиционного природопользования не рассматриваются в качестве приоритетных при определении хозяйственного предназначения земельных участков.

Кроме того, ч. 2 ст. 9 указанного Закона устанавливает преимущественное право представителей коренных малочисленных народов Севера на получение земельных участков на территории традиционного природопользования. Такая формулировка подразумевает возможность предоставления данной категории земель в пользование других субъектов, а, следовательно, - и другой вид хозяйствования, который из-за сопутствующих отрицательных экологических последствий может сделать невозможным последующее традиционное природопользование.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», при предоставлении земельных участков на территории традиционной хозяйственной деятельности для целей, не связанных с ней, орган местного самоуправления по согласованию с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера решает вопрос о проведении местного референдума. По его итогам орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера. Данная норма согласуется с ч. 2 ст. 30 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа, где говорится, что в случаях предоставления земельных участков на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для целей, не связанных с традиционным природопользованием, органы местного самоуправления выясняют их мнение на местном референдуме.

Кроме того, эти нормы согласуются с международным правом, которое рекомендует государствам обеспечивать полное и беспрепятственное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в том числе в вопросах, затрагивающих их интересы.

Однако реализация этого права представляется проблематичной. Во-первых, все-таки допускается предоставление территорий традиционного хозяйствования для осуществления нетрадиционной деятельности. Во-вторых, не понятно, какое количество общественных организаций принимают участие в решении вопроса о референдуме, и какую силу имеет их мнение. В-третьих, референдум проводится только в случае, когда объект, под который предоставляется земельный участок, затрагивает интересы коренных малочисленных народов Севера. Каким образом будет определяться, затрагивает тот или иной объект их интересы или нет, остается непонятным. Очевидно, любое предоставление земли на территории традиционного хозяйствования для нетрадиционной деятельности затрагивает их интересы. Ни Закон ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», ни Устав Ямало-Ненецкого автономного округа не устанавливают юридической силы референдума, того, как влияют его результаты на принятие решения органом местного самоуправления.

Ключевой статьей защищающей права коренных малочисленных народов является ст. 16 Закона ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Согласно п. «б» ч. 1 этой статьи, изъятие земельных участков для разработки ценных полезных ископаемых возможно только при наличии свободного и сознательного согласия коренных малочисленных народов, выявляемого путем проведения органом местного самоуправления референдума среди населения о возможности и условиях такого изъятия. В п. «в» рассматриваемой статьи предусматривается сохранение права коренных малочисленных народов на возвращение на земли традиционного хозяйствования по прекращении разработки. Данная норма закреплена и в ч. 3 ст. 30 Устава ЯНАО, однако, наш взгляд, на практике эти территории могут оказаться после их возвращения безнадежно утерянными для традиционного природопользования.

Если в ст. 16 Закона ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» говорится о согласии коренных народов на выделение земель, то в ст. 19 уже говорится лишь о согласовании с общественными организациями коренных малочисленных народов вопроса об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. А в отношении участков земли, принадлежащих юридическим лицам, не требуется даже согласования. По-видимому, в таких случаях следовало бы учитывать, какую деятельность осуществляет юридическое лицо.

Кроме того, если в ст. 16 данного Закона говорится о территориях традиционного хозяйствования, то в ст. 19 категория земель не уточняется, однако, судя по названию Закона, речь идет и о землях в местах проживания и о территориях традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов. Таким образом, ст. 19 можно применять и к территориям традиционного хозяйствования.

В этом случае целесообразно следует обратиться к ст. 63 Закона ЯНАО «О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе». На первый взгляд, эта статья устанавливает такие же условия изъятия земельного участка для целей недропользования, что и ч. 1 ст. 16 Закона ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», однако в первом законе нет указания на категорию земель. Таким образом, по смыслу ст. 63 этого Закона изъятие земельных участков на всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа, независимо от того, проживают ли там коренные малочисленные народы Севера, должно производиться при наличии свободного и сознательного согласия коренных народов. Однако, здесь, в отличие от закона ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», ничего не говорится о референдуме.

Ст. 63 Закона ЯНАО «О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе» устанавливает, что не могут быть изъяты для целей недропользования земельные участки, занятые под национальными святилищами и захоронениями коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей. Обратим внимание, что в Законе ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» такого запрета не имеется.

В ч. 2 ст. 5 Закона ЯНАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» устанавливается, что в случаях, когда на территориях проживания и хозяйствования общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности, ведется хозяйственная деятельность, несвойственная коренным малочисленным народам Севера, органы государственной власти автономного округа информируют общины коренных малочисленных народов Севера и организации, осуществляющие традиционные виды хозяйственной деятельности, о предстоящем использовании территории их проживания и хозяйствования для целей, связанных с несвойственной коренным малочисленным народам Севера деятельностью.

Не совсем понятно, когда именно должно происходить информирование - в момент, когда работы уже начались («ведется хозяйственная деятельность»), или, когда работы только планируются («о предстоящем использовании территории»). Также необходимо установить точные сроки информирования. Из положений Закона ЯНАО «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», предусматривающих в определенных случаях проведение референдума и наличие согласия коренных малочисленных народов Севера, вытекает необходимость заблаговременного предупреждения о начале «несвойственной» хозяйственной деятельности.

Из приведенных примеров очевидна непоследовательность законодателя в регулировании отношений, связанных с использованием территорий традиционного хозяйствования. Нормы сформулированы в общем виде, без достаточной детализации, что не обеспечивает надлежащей защиты прав коренного населения и эффективного его участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Представляется возможным внести следующие коррективы в законодательство:

1) установить приоритет земель традиционной хозяйственной деятельности перед землями промышленности, транспорта и пр.;

2) установить строго целевое использование земель традиционной хозяйственной деятельности (а именно: для ведения традиционного хозяйствования);

3) установить обязательность решений, принятых в результате референдума по вопросам предоставления земли;

4) четко регламентировать порядок участия общественных организаций в решении данных вопросов;

5) установить четкие сроки информирования коренного населения по вопросам, затрагивающим их интересы.

Для сохранения культуры имеет значение не только сам факт наличия земли у коренных малочисленных народов, но и ее качественные характеристики. В связи с этим обращает внимание законодательное регулирование экологических правоотношений. Данные отношения на уровне субъекта регулируются Законом ЯНАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа». Этот закон содержит всего 11 статей, дублирующих по своему содержанию нормы федерального законодательства. Закон не предусматривает иных категорий особо охраняемых природных территорий, кроме тех, что предусмотрены в Федеральном законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях», хотя данный Федеральный закон предусматривает такую возможность в ч. 2 ст. 2. Соответствующий Закон автономного округа, по существу, ничего в охрану окружающей среды не привносит, он лишь разграничивает полномочия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.

Относительно коренных малочисленных народов Севера ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа» устанавливает, что на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Эта норма повторяет ч. 4 ст. 24 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях».

Очевидно, что существует прямая связь между состоянием природной среды и состоянием хозяйственной деятельности коренных народов, а значит -- и сохранением их этнокультуры. Но законодательство в данной сфере особенности северного природопользования практически не учитывает.

Важной проблемой сохранения культуры коренных народов является угроза ассимиляции. Пункт 2 ст. 5 Рамочной конвенции ООН о защите национальных меньшинств гласит: «Без ущерба для мер, принимаемых в рамках своей общей интеграционной политики, Стороны воздерживаются от любых политических или практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию».

В связи с этим обратим внимание, что в рамках программы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» в соответствии с п. 4.1 Положения о реализации в 2005 году основных мероприятий программы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» Окружной целевой программы «Жилище» на 2005--2010 годы, обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется путем предоставления жилищных субсидий. Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ всякое жилое помещение является недвижимым. Но программа «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» не предусматривает помощи в части, касающейся приобретения населением чумов. Если у лица нет в собственности жилья, то в такой ситуации он лишен выбора.

Таким образом, при формальном признании права коренных народов на пользование своей культурой в действительности не создается достаточных условий для реализации данного права. В данной ситуации необходимо найти баланс между экономическим развитием государства и сохранением культурного плюрализма. В настоящее время очевидно доминирование экономических интересов государства. Для достижения равновесия необходимо осознание властью и обществом ценности различных путей культурного развития. У каждого человека должна быть свобода выбора, в том числе, свобода выбора ценностных ориентиров. Необходимо осознание важности, уважения не только прав, обеспечивающих физическое существование человека, но и его духовного развития.

Как уже говорилось, коренные народы имеют право на полное и беспрепятственное участие во всех аспектах жизни общества, в частности, в вопросах, затрагивающих их интересы. В соответствии с ст. 7 Закона ЯНАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» эти общины и организации имеют право:

1) вносить предложения в органы исполнительной власти автономного округа по совершенствованию системы государственной поддержки, осуществляемой в автономном округе;

2) участвовать в принятии решений по вопросам предоставления государственной поддержки;

3) участвовать в разработке региональных целевых программ и контроле за их осуществлением.

Политика развития человеческого потенциала в регионе должна опираться на партнерство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления.

Совершенствование институтов гражданского общества поможет дальнейшему развитию демократии. Этому послужат качественно новые подходы и механизмы развития социального партнерства, расширение форм общественного самоуправления, общественной самоорганизации граждан, повышение правовой культуры населения автономного округа. Следует продолжить создание социально-экономических, культурно-духовных и правовых условий и предпосылок для свободного развития личности; а также развитие механизмов общественного участия (через экспертизы, консультации, мониторинг, публичные слушания) в обсуждении наиболее важных вопросов экономического, социального и общественного развития автономного округа.

Созданию условий для развития рыночной экономики и обеспечению рабочими местами коренных малочисленных народов Севера будет способствовать комплекс мероприятий, направленный на:

Укрепление материально-технической базы общин и личных кочующих хозяйств путем технического оснащения, приобретения автотранспорта и малой техники;

Приобретение малого рефрижераторного флота и строительство мини-цехов по переработке продукции традиционных отраслей хозяйствования;

Создание материально-технической базы для развития этнологического, экологического и охотничьего туризма.

Фактории нового типа станут социально-культурными и экономическими центрами на межселенных территориях для обслуживания кочевого населения. Здесь будут предоставляться услуги по заготовительной деятельности, торговле, временному размещению тундрового населения и туристов, проведению зооветеринарных мероприятий в оленеводческих хозяйствах и просчету оленей, организации кочевых школ и летних детских лагерей и т.д. Предусмотрено оказание бытовых услуг (баня, прачечная, парикмахерская и тому подобное).

В целях сохранения таких памятников культурного наследия как Мангазея, Усть-Полуй, Горный Самотнёл-1, памятников Вайкарской области и других, имеющих большое историческое значение, продолжится проведение мероприятия по поддержанию мест раскопок в состоянии, позволяющем осуществлять археологические работы.

Планируется комплекс реставрационных работ и этнографических исследований региона. Предусмотрено создание музейно-мемориального комплекса, посвящённого истории железнодорожного строительства №501 «Чум-Салехард-Игарка».

Помимо того, что историческое наследие остается важным в процессе воспитания подрастающего поколения, растет его значение в социально-экономическом контексте.

Развитие памятников культурного наследия и создание музейно-исторических комплексов истории и практики освоения Севера позволят:

Повысить туристическую привлекательность автономного округа;

Расширить возможности приобщения граждан к историко-культурным ценностям, повысить интерес к истории автономного округа;

Повысить уровень гражданской ответственности населения за сохранение объектов культурного наследия;

Обеспечить сохранность уникальной научной информации об объектах археологического наследия и пополнить музейный фонд археологическими коллекциями.

В целях приобщения детей и юношества к истории и культуре родного края продолжится организация летних археологических лагерей.
Повышению уровня информированности жителей автономного округа о проводимых на территории региона преобразованиях, о социально-экономическом и культурном развитии, совершенствовании политической системы будет способствовать развитие государственных и муниципальных средств массовой информации. Планируется обеспечить создание технических условий работы муниципальных телерадиокомпаний в режиме функционирования единого окружного канала вещания, провести модернизацию полиграфической базы.

В целях создания реальной возможности осуществления предоставленных общинам и организациям прав необходимо:

1) установить порядок реагирования органов исполнительной власти на предложения по совершенствованию системы государственной поддержки, осуществляемой в автономном округе и ответственность за ненадлежащее исполнение данной обязанности;

2) возложить на органы исполнительной власти субъекта обязанность по информированию коренных малочисленных народов о рассмотрении вопросов, в решении которых они могут принимать участие, либо создавать комиссии с постоянным участием представителей коренных малочисленных народов Севера.

Согласно ч. 2. ст. 7 данного Закона, органы исполнительной власти автономного округа могут формировать комиссии по распределению и расходованию средств для предоставления государственной поддержки. В состав комиссии могут включаться представители общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности. Очевидно, что формирование комиссий оставлено на усмотрение органа исполнительной власти, и неясно, кто и каким образом решает вопрос об участии представителей коренных малочисленных народов.

Статья 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств гласит: «Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении публичных дел, особенно тех, которые их касаются». Очевидно, что нормы, посвященные участию коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их интересы, носят несистемный, неконкретный характер, требуют более детальной разработки.

Право национальных меньшинств на участие в управлении предусмотрено ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, п. «а» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

В Ямало-Ненецком автономном округе право коренных малочисленных народов на управление в определенной мере реализуется. Согласно ст. 42 Устава ЯНАО, Государственная Дума автономного округа состоит из 22 депутатов, три из которых представляют коренные малочисленные народы. С учетом того, что население Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 507 тыс. человек, из которых около 37 тыс. человек (7,3 %) - представители коренных малочисленных народов, то в среднем на 23 тысячи человек приходится 1 депутат, а на 37 тысяч ненцев, хантов и селькупов - 3 депутата. Казалось бы, преимущественное положение коренных малочисленных народов очевидно. Вместе с тем едва ли 3 депутата могут эффективно отстаивать права коренных народов. Надо заметить, что эта система представительства все-таки позволяет отчасти реализовать право коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа на управление, тогда как, например, в соседнем Ненецком автономном округе такой порядок формирования окружного органа законодательной власти не предусмотрен.

Для решения проблемы разработки эффективно действующего механизма участия коренных народов в управлении необходимо принимать во внимание, на наш взгляд, особенности традиционной правовой культуры. В литературе по обычному праву аборигенов Ямала содержится указание на примат обязанности в системе «право - обязанность». Нормы обычного права содержат большей частью не позитивные предписания, а запреты. В источниках указывается и на то, что решения, принимаемые общественными собраниями или старостами, обжаловались крайне редко. Человек традиционной культуры не видел себя вне общества. Если он не соглашался с мнением общественного собрания, то не мог и жить в этом обществе. Таким образом, в традиционном правосознании не сформировалась установка на отстаивание своих прав. Однако при этом представители коренного населения и по сей день трепетно относятся к традиционным запретам, а, следовательно, при возможности будут контролировать их соблюдение.

Эти особенности традиционной правовой культуры необходимо учитывать при разработке механизмов участия коренного населения в ведении публичных дел. В частности, вполне реально создание принципиально новой системы представительства коренного населения в органах власти.

Так, при Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа возможно создание органа, избираемого из представителей коренных народов и только коренным населением. Данный орган должен обладать правом вето при решении вопросов, затрагивающих интересы коренных народов. Список таких вопросов должен быть закреплен законодательством, и, кроме того, должна быть предусмотрена возможность обжалования данного решения в суде либо инициативной группой из лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, либо общественной организацией этих народов. По нашему мнению, данная система способна учесть ряд особенностей традиционного правосознания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и позволит более эффективно осуществлять и защищать их права.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принцип равноправия и самоопределения народов. Право на сохранение и развитие национального языка, культуры, своей этничности. Необходимость государственной помощи коренным народам. Единый перечень коренных малочисленных народов.

    реферат , добавлен 18.09.2006

    Общая характеристика коренных малочисленных народов Российской Федерации как административно-правовой категории, их правовой статус, актуальные проблемы устойчивого развития (на примере Тюменской области). Поиск новых механизмов государственной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2018

    Становление законодательного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, его статус, функции и полномочия. Порядок формирования Законодательного Собрания округа, правовой статус депутата. Стратегия правового развития региона.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Понятие "профессионализм" и его характеристики. Сущность, цели и задачи государственной службы. Структура органов государственной власти на примере органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Оценка уровня профессионализма служащих.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Теоретические аспекты государственного управления в регионе. Определение, цели, задачи и методы государственной региональной политики и ее аспекты. Анализ направлений государственного управления в регионе на примере Ямало-Ненецкого автономного округа.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2010

    Понятие и черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий между автономиями и субъектами. Сущность "сложносоставных субъектов". Специфика конституционно-правового статуса Ямало-Ненецкого автономного округа.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2015

    Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения. Анализ состояния пенсионного обеспечения Псковской области, Ямало-ненецкого автономного округа, Москвы и Московской области. Разработка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Рассмотрение понятия и особенностей использования сельскохозяйственных угодий. Правовой режим земель крестьянского хозяйства, сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций, казачьих обществ, общих коренных малочисельных народов.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2010

    История и этапы развития законодательства о льготах работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Правовое регулирование гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2011

    Общая характеристика системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и нормативно-правовая база развития управления в Ямало-Ненецком автономном округе. Критерии оценки эффективности и модернизация органов управления державой.

Уважемые друзья! Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы отметить, что в современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов нет понятия "льгота", а есть ПРАВ А, закрепленные Коституцией и законодательными актами.

Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.

Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.

I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:

Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам , на замену военной службы альтернативной гражданской службой

Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

II. Лесной кодекс Российской Федерации

Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.

III. Налоговый кодекс Российской Федерации

1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).

2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).

3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).

В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.

Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Статья 333.2. Объекты обложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

IV. Водный кодекс Российской Федерации

Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.

V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности

1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

Статья 2.1. Страхователи

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

VIII. Земельный кодекс РФ

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

Общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 97. Земли природоохранного назначения

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных примеров очевидна непоследовательность законодателя в регулировании отношений, связанных с использованием территорий традиционного хозяйствования. Нормы сформулированы в общем виде, без достаточной детализации, что не обеспечивает надлежащей защиты прав коренного населения и эффективного его участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Представляется возможным внести следующие коррективы в законодательство:

  • 1) установить приоритет земель традиционной хозяйственной деятельности перед землями промышленности, транспорта и пр.;
  • 2) установить строго целевое использование земель традиционной хозяйственной деятельности (а именно: для ведения традиционного хозяйствования);
  • 3) установить обязательность решений, принятых в результате референдума по вопросам предоставления земли;
  • 4) четко регламентировать порядок участия общественных организаций в решении данных вопросов;
  • 5) установить четкие сроки информирования коренного населения по вопросам, затрагивающим их интересы.

Для сохранения культуры имеет значение не только сам факт наличия земли у коренных малочисленных народов, но и ее качественные характеристики. В связи с этим обращает внимание законодательное регулирование экологических правоотношений. Данные отношения на уровне субъекта регулируются Законом ЯНАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа». Этот закон содержит всего 11 статей, дублирующих по своему содержанию нормы федерального законодательства. Закон не предусматривает иных категорий особо охраняемых природных территорий, кроме тех, что предусмотрены в Федеральном законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях», хотя данный Федеральный закон предусматривает такую возможность в ч. 2 ст. 2. Соответствующий Закон автономного округа, по существу, ничего в охрану окружающей среды не привносит, он лишь разграничивает полномочия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.

Относительно коренных малочисленных народов Севера ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа» устанавливает, что на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Эта норма повторяет ч. 4 ст. 24 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях».

Очевидно, что существует прямая связь между состоянием природной среды и состоянием хозяйственной деятельности коренных народов, а значит -- и сохранением их этнокультуры. Но законодательство в данной сфере особенности северного природопользования практически не учитывает.

Важной проблемой сохранения культуры коренных народов является угроза ассимиляции. Пункт 2 ст. 5 Рамочной конвенции ООН о защите национальных меньшинств гласит: «Без ущерба для мер, принимаемых в рамках своей общей интеграционной политики, Стороны воздерживаются от любых политических или практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию».

В связи с этим обратим внимание, что в рамках программы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» в соответствии с п. 4.1 Положения о реализации в 2005 году основных мероприятий программы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» Окружной целевой программы «Жилище» на 2005--2010 годы, обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется путем предоставления жилищных субсидий. Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ всякое жилое помещение является недвижимым. Но программа «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» не предусматривает помощи в части, касающейся приобретения населением чумов. Если у лица нет в собственности жилья, то в такой ситуации он лишен выбора.

Таким образом, при формальном признании права коренных народов на пользование своей культурой в действительности не создается достаточных условий для реализации данного права. В данной ситуации необходимо найти баланс между экономическим развитием государства и сохранением культурного плюрализма. В настоящее время очевидно доминирование экономических интересов государства. Для достижения равновесия необходимо осознание властью и обществом ценности различных путей культурного развития. У каждого человека должна быть свобода выбора, в том числе, свобода выбора ценностных ориентиров. Необходимо осознание важности, уважения не только прав, обеспечивающих физическое существование человека, но и его духовного развития.

Как уже говорилось, коренные народы имеют право на полное и беспрепятственное участие во всех аспектах жизни общества, в частности, в вопросах, затрагивающих их интересы. В соответствии с ст. 7 Закона ЯНАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» эти общины и организации имеют право:

  • 1) вносить предложения в органы исполнительной власти автономного округа по совершенствованию системы государственной поддержки, осуществляемой в автономном округе;
  • 2) участвовать в принятии решений по вопросам предоставления государственной поддержки;
  • 3) участвовать в разработке региональных целевых программ и контроле за их осуществлением.

Политика развития человеческого потенциала в регионе должна опираться на партнерство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления.

Совершенствование институтов гражданского общества поможет дальнейшему развитию демократии. Этому послужат качественно новые подходы и механизмы развития социального партнерства, расширение форм общественного самоуправления, общественной самоорганизации граждан, повышение правовой культуры населения автономного округа. Следует продолжить создание социально-экономических, культурно-духовных и правовых условий и предпосылок для свободного развития личности; а также развитие механизмов общественного участия (через экспертизы, консультации, мониторинг, публичные слушания) в обсуждении наиболее важных вопросов экономического, социального и общественного развития автономного округа.

Созданию условий для развития рыночной экономики и обеспечению рабочими местами коренных малочисленных народов Севера будет способствовать комплекс мероприятий, направленный на:

  • - укрепление материально-технической базы общин и личных кочующих хозяйств путем технического оснащения, приобретения автотранспорта и малой техники;
  • - приобретение малого рефрижераторного флота и строительство мини-цехов по переработке продукции традиционных отраслей хозяйствования;
  • - создание материально-технической базы для развития этнологического, экологического и охотничьего туризма.

Фактории нового типа станут социально-культурными и экономическими центрами на межселенных территориях для обслуживания кочевого населения. Здесь будут предоставляться услуги по заготовительной деятельности, торговле, временному размещению тундрового населения и туристов, проведению зооветеринарных мероприятий в оленеводческих хозяйствах и просчету оленей, организации кочевых школ и летних детских лагерей и т.д. Предусмотрено оказание бытовых услуг (баня, прачечная, парикмахерская и тому подобное).

В целях сохранения таких памятников культурного наследия как Мангазея, Усть-Полуй, Горный Самотнёл-1, памятников Вайкарской области и других, имеющих большое историческое значение, продолжится проведение мероприятия по поддержанию мест раскопок в состоянии, позволяющем осуществлять археологические работы.

Планируется комплекс реставрационных работ и этнографических исследований региона. Предусмотрено создание музейно-мемориального комплекса, посвящённого истории железнодорожного строительства №501 «Чум-Салехард-Игарка».

Помимо того, что историческое наследие остается важным в процессе воспитания подрастающего поколения, растет его значение в социально-экономическом контексте.

Развитие памятников культурного наследия и создание музейно-исторических комплексов истории и практики освоения Севера позволят:

  • - повысить туристическую привлекательность автономного округа;
  • - расширить возможности приобщения граждан к историко-культурным ценностям, повысить интерес к истории автономного округа;
  • - повысить уровень гражданской ответственности населения за сохранение объектов культурного наследия;
  • - обеспечить сохранность уникальной научной информации об объектах археологического наследия и пополнить музейный фонд археологическими коллекциями.

В целях приобщения детей и юношества к истории и культуре родного края продолжится организация летних археологических лагерей.Повышению уровня информированности жителей автономного округа о проводимых на территории региона преобразованиях, о социально-экономическом и культурном развитии, совершенствовании политической системы будет способствовать развитие государственных и муниципальных средств массовой информации. Планируется обеспечить создание технических условий работы муниципальных телерадиокомпаний в режиме функционирования единого окружного канала вещания, провести модернизацию полиграфической базы.

В целях создания реальной возможности осуществления предоставленных общинам и организациям прав необходимо:

  • 1) установить порядок реагирования органов исполнительной власти на предложения по совершенствованию системы государственной поддержки, осуществляемой в автономном округе и ответственность за ненадлежащее исполнение данной обязанности;
  • 2) возложить на органы исполнительной власти субъекта обязанность по информированию коренных малочисленных народов о рассмотрении вопросов, в решении которых они могут принимать участие, либо создавать комиссии с постоянным участием представителей коренных малочисленных народов Севера.

Согласно ч. 2. ст. 7 данного Закона, органы исполнительной власти автономного округа могут формировать комиссии по распределению и расходованию средств для предоставления государственной поддержки. В состав комиссии могут включаться представители общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности. Очевидно, что формирование комиссий оставлено на усмотрение органа исполнительной власти, и неясно, кто и каким образом решает вопрос об участии представителей коренных малочисленных народов.

Статья 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств гласит: «Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении публичных дел, особенно тех, которые их касаются». Очевидно, что нормы, посвященные участию коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их интересы, носят несистемный, неконкретный характер, требуют более детальной разработки.

Право национальных меньшинств на участие в управлении предусмотрено ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, п. «а» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

В Ямало-Ненецком автономном округе право коренных малочисленных народов на управление в определенной мере реализуется. Согласно ст. 42 Устава ЯНАО, Государственная Дума автономного округа состоит из 22 депутатов, три из которых представляют коренные малочисленные народы. С учетом того, что население Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 507 тыс. человек, из которых около 37 тыс. человек (7,3 %) - представители коренных малочисленных народов, то в среднем на 23 тысячи человек приходится 1 депутат, а на 37 тысяч ненцев, хантов и селькупов - 3 депутата. Казалось бы, преимущественное положение коренных малочисленных народов очевидно. Вместе с тем едва ли 3 депутата могут эффективно отстаивать права коренных народов. Надо заметить, что эта система представительства все-таки позволяет отчасти реализовать право коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа на управление, тогда как, например, в соседнем Ненецком автономном округе такой порядок формирования окружного органа законодательной власти не предусмотрен.

Для решения проблемы разработки эффективно действующего механизма участия коренных народов в управлении необходимо принимать во внимание, на наш взгляд, особенности традиционной правовой культуры. В литературе по обычному праву аборигенов Ямала содержится указание на примат обязанности в системе «право - обязанность». Нормы обычного права содержат большей частью не позитивные предписания, а запреты. В источниках указывается и на то, что решения, принимаемые общественными собраниями или старостами, обжаловались крайне редко. Человек традиционной культуры не видел себя вне общества. Если он не соглашался с мнением общественного собрания, то не мог и жить в этом обществе. Таким образом, в традиционном правосознании не сформировалась установка на отстаивание своих прав. Однако при этом представители коренного населения и по сей день трепетно относятся к традиционным запретам, а, следовательно, при возможности будут контролировать их соблюдение.

Эти особенности традиционной правовой культуры необходимо учитывать при разработке механизмов участия коренного населения в ведении публичных дел. В частности, вполне реально создание принципиально новой системы представительства коренного населения в органах власти.

Так, при Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа возможно создание органа, избираемого из представителей коренных народов и только коренным населением. Данный орган должен обладать правом вето при решении вопросов, затрагивающих интересы коренных народов. Список таких вопросов должен быть закреплен законодательством, и, кроме того, должна быть предусмотрена возможность обжалования данного решения в суде либо инициативной группой из лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, либо общественной организацией этих народов. По нашему мнению, данная система способна учесть ряд особенностей традиционного правосознания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и позволит более эффективно осуществлять и защищать их права.

Предоставление мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих традиционный образ жизни и хозяйствования, является одним из важных направлений социальной политики, реализуемой в субъектах Российской Федерации.

Так, в Ямало-Ненецком автономном округе показателем обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, выступает региональный стандарт минимальной материальной обеспеченности указанных лиц. Под региональным стандартом минимальной материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, понимается показатель обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, выраженный в материальных средствах, необходимых указанным лицам для поддержания достаточного уровня их жизнедеятельности, перечень и нормы потребления которых определяются постановлением Правительства автономного округа .

Гарантии прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, в сфере охраны здоровья и социальной защиты реализуются посредством организации оказания медицинской помощи лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, по месту их фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, развития мобильных форм медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, связанный с традиционной хозяйственной деятельностью на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляется ежемесячное пособие в размере 3000 руб. Следует отметить, что в соответствии со ст. 18-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» право на получение ежемесячного пособия имеют ведущие традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера несовершеннолетние лица по достижении возраста 14 лет, не осваивающие образовательные программы в образовательных организациях по очной форме обучения, из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе .

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из числа коренных малочисленных народов Севера, воспитывающиеся опекуном (попечителем) или в приемной семье, ведущей традиционный образ жизни (оленеводство), но достижении совершеннолетия безвозмездно обеспечиваются для ведения традиционной хозяйственной деятельности из расчета на одного ребенка 40 шестами для чумов, одним зимним и одним летним (брезентовым) нюком, одной печью для чума, а также оленями в количестве 30 голов, в том числе 10 важенками. Дополнительные меры социальной поддержки распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа коренных малочисленных народов Севера - выпускников государственных и муниципальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии перехода их по достижении совершеннолетия на ведение традиционного образа жизни .

В соответствии со ст. 9 Закона Хабаровского края от 28.11.2012 № 241 «О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае» оленеводам, осуществляющим трудовую деятельность в оленеводческих хозяйствах края, за кочевой и (или) полукочевой образ жизни предоставляются ежемесячные денежные выплаты в размере 10 000 руб., а также осуществляется возмещение затрат на оплату стоимости проезда один раз в год на воздушном, водном, железнодорожном транспорте и (или) автомобильном транспорте междугородного сообщения в пределах территории края, связанного с поездками по социальным нуждам (медицинское обследование, лечение, протезирование, оздоровительный отдых), а также предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение .

Кроме того, детям оленеводов, обучающимся в учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования или но очной форме обучения в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, предоставляются ежегодные денежные выплаты в размере 5000 руб. Указанные выплаты предоставляются детям оленеводов до достижении возраста 23 лет при условии, что они непрерывно находятся в период летних каникул в местах кочевий не менее 30 дней .

Гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в качестве оленеводов в оленеводческих хозяйствах Республики Коми, предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты за кочевой и полукочевой образ жизни в размере 4000 руб. Ежемесячная компенсационная выплата предоставляется:

  • физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с организацией, ведущей оленеводческое хозяйство, независимо от ее организационно-правовой формы, зарегистрированной в установленном порядке на территории Республики Коми;
  • физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем - индивидуальным предпринимателем, ведущим оленеводческое хозяйство, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Коми;
  • индивидуальным предпринимателям, ведущим, в том числе единолично, оленеводческое хозяйство, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Коми;
  • главам крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих оленеводческое хозяйство, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Коми .

Оленеводы и чумработницы, занятые в оленеводческих хозяйствах Ненецкого автономного округа, в том числе в общинах малочисленных народов, имеют право на ежемесячные социальные выплаты в размере 2000 руб. Кроме того, им предоставляются единовременные социальные выплаты для компенсации расходов на получение дополнительных платных медицинских услуг, в частности, для оформления разрешения на хранение и ношение оружия в размере не более 3000 руб. один раз в пять лет, а также получения медицинской наркологической помощи в размере не более 5000 руб. один раз в три года . Указанным лицам ежегодно предоставляются средства первой медицинской помощи (медицинские аптечки стоимостью 2000 руб.) , при рождении ребенка средства гигиены для новорожденного .

Оленеводам и чумработницам, занятым в оленеводческих хозяйствах Ненецкого автономного округа, на каждого совместно проживающего с ними ребенка в возрасте от 1,5 до 8 лет, предоставляется ежемесячная компенсационная социальная выплата в размере 6000 руб. Необходимо отметить, что ежемесячная компенсационная социальная выплата не назначается, а выплата назначенной прекращается в случае зачисления ребенка в образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного или начального общего образования, либо помещения ребенка на полное государственное обеспечение в государственную (муниципальную) образовательную организацию или в медицинскую организацию государственной (муниципальной) системы здравоохранения, расположенную на территории Ненецкого автономного округа. Ежемесячная компенсационная социальная выплата не предоставляется вышеуказанным лицам на детей в возрасте от 1,5 до 4 лет в случае получения ими меры социальной поддержки в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 № 10-03 «О ежемесячной компенсационной социальной выплате родителю или иному законному представителю, совместно проживающему и фактически воспитывающему ребенка на дому» .

Оленеводам и сотрудникам перевалочных баз, занятым в оленеводческих хозяйствах Магаданской области, в том числе в общинах малочисленных народов (а также лицам в возрасте от 14 до 18 лет, учащимся общеобразовательных организаций Магаданской области, трудоустраиваемым в оленеводческие бригады в период летних каникул), предоставляется ежемесячная социальная выплата в размере 6000 руб., а также один раз в пять лет компенсируются расходы на получение дополнительных платных медицинских услуг с целью оформления разрешения на хранение и ношение оружия в размере 3000 руб.

Указанные лица имеют право на единовременную социальную выплату при рождении ребенка в размере 5000 руб. на приобретение средств гигиены для новорожденного. На каждого не посещающего дошкольную образовательную организацию ребенка возраста от 1,5 до 7 лет, совместно проживающего с родителями, иными законными представителями, ведущими кочевой образ жизни, предоставляется ежемесячная социальная выплата в размере 6000 руб.

Оленеводы, работающие в оленеводческих хозяйствах на территории Северо-Эвенского городского округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение и (или) ремонт жилых помещений в населенных пунктах Северо-Эвенского городского округа при условии занятости в оленеводческих хозяйствах не менее пяти лет .

Женщинам-оленеводам, работающим непосредственно в оленеводческих бригадах, в связи с беременностью предоставляется единовременная выплата в размере 5000 руб.; единовременная выплата в связи с рождением первого ребенка предоставляется в размере 15 000 руб., на каждого последующего ребенка размер единовременной выплаты увеличивается на 3000 руб. от предыдущей выплаты .

Социальная защита коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направленных на сохранение и развитие традиционного образа жизни, исконной среды обитания, хозяйственной деятельности и промыслов.

  • См: ст. 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.03.2016 № 1-ЗАО«О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // Ведомости Законодательного собрания ЯНАО. 2016. № 1-1.
  • Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округаот 15.01.2014 № 2-П «Об установлении размеров ежемесячных пособий лицамиз числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономномокруге и иным лицам, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность» [Электрон, ресурс] // Официальный Интернет-сайт исполнительных органов гос. власти авг. округа. URL: ЬИр://правительство.янао.рф. 17.01.2014.
  • Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2006. № 9.
  • Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округаот 22.05.2008 № 250-А «Об утверждении Положения о порядке предоставления и размере дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Красный Север. 2008. № 104 (спецвыпуск № 59).