Деревня деревянный мир рисунки детей. Урок с презентацией на тему «Деревня-деревянный мир. V. Самостоятельная работа учащихся



Деревня – деревянный мир

  • Выполнила учитель ИЗО и МХК

  • И.В.Курбакова

  • МОУ СОШ №5

  • Г.Нижний Новгород

  • 2010 г

Деревня – деревянный мир

  • Красота нашей земли создана не только природой, но и человеком. Избы рубили из дерева, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ»


Северные села



Виды северных изб



Красный угол в избе

  • В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.


«Курная» изба

  • Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил ("курился") через дверь. Отсюда и название - курная




Фундамент избы

  • Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола.




Конспект урока по ИЗО

Учитель: Горшкова В.В.

Тема урока: Деревня – деревянный мир.

Цели:

- познакомить уча щихся с деревянной архитектурой;

- рассмотреть разнообраз ие сельских деревянных построек;

- фо рмировать конструктивный навык;

Укреплять межпредметные связи;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование:

материалы: карандаш простой, карандаши цветные, ластик.

наглядность: образец рисунка, картинки.

Ход урока:

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, меня зовут Виктория Владимировна , присаживайтесь

Проверьте все ли у вас на партах. У вас должны быть простые и цветные карандаши, ластик .

Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. (Деревня)

А как вы думаете, от чего произошло это слово?

Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.

II Знакомство с новой темой.

1. Вводная беседа.

Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

А как же называлось такое жилище? (Изба)

Какой смысл в древности вкладывали в это слово?

(Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)

Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

Сосна была основным материалом для строительства.

А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.

Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)

А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? (Плотник)

А гвозди у плотников в старину были? (Нет)

А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху)

Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (изображено на доске)

(Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник)

Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы?

(Резьбой)

Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)

Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)

Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? (Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь)

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? (От природы, передавали из поколения в поколение)

III Практическая работа

- Ребята, начнем практическую работу. Обратите внимание на поэтапное выполнение рисунка.

IV Анализ работ

Группы по очереди представляют свои работы.

Правильно ли составлена композиция?

V Итог

Мы с вами построили удивительную деревню. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Что узнали нового интересного?







Из воспоминаний о детстве А.Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим с особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родины он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна.» «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим с особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родины он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна.»




Стоит моя деревня на горке некрутой, Стоит моя деревня на горке некрутой, Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю родном… Я многое увижу - ведь жизнь ещё длинна, И ждёт меня, наверно, дорога не одна; И только где б я ни был, и чтоб не делал я, - Ты в памяти и в сердце, родная сторона! Г.Тукай Г.Тукай













Автор презентации Шарипова Альфина Касимовна - учитель ИЗО; Шарипова Альфина Касимовна - учитель ИЗО; МОУ «Бардымская СОШ 2»; МОУ «Бардымская СОШ 2»; Высшая категория; Высшая категория; Стаж педагогической работы – 23 года; Стаж педагогической работы – 23 года;

Деревня – деревянный мир

  • Киреева Татьяна Ивановна
  • учитель изобразительного искусства
  • МБОУ Дорогобужская СОШ № 2
  • Смоленской обл.
  • Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского
  • Русское жилище - ИЗБА
  • Деревня - деревянный мир
Жизнь человека всегда была связана с природой родного края Характер природы формировал способ жизни людей, определял, где и как строить дома
  • Иногда дома как бы сливались с природным окружением. Дерево служило основным материалом при постройке дома
ДЕРЕВНЯ - дерево
  • ДЕРЕВНЯ - дерево
  • УЛИЦА – «у-лица»
  • Главное место в нём занимает печь, поэтому называют дома избами - (от слов «истьба», «истопа» - тёплое место), т.е.
  • изба – это жилище, которое отапливалось изнутри, служило защитой от холода.
Изба - русский срубной жилой дом
  • Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце - словно теплый мед.
Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
  • Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
ИЗБА
  • Избы высокие, в два этажа
  • В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок: всё для тепла.
  • Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений
Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
  • Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
Около клети помещались амбары, колодец
  • Около клети помещались амбары, колодец
Украшение избы
  • Двускатная крыша - шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.
  • Венчает кровлю бревно - охлупень
  • Охлупень воспринимался в народе
  • как защитник крестьянской семьи
  • охлупень
Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины
  • Стык причелин закрыт свешивающимся вниз полотенцем
  • полотенце
  • Часто окна дома украшались резными наличниками,
  • ставнями.
  • Резьба по дереву
  • С чем сравнивает И.Бунин русский лес?
  • Какими словами описывает автор лес и терем?
  • Опираясь на это описание, скажите, какой характер соответствует образу русского терема?
  • Образ русского жилища – радостный, сказочный, гостеприимный!
  • Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный.
  • Весёлой, пёстрою стеной
  • Стоит над светлою поляной.
  • Берёзы жёлтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой,
  • Как вышки, ёлочки темнеют,
  • А между клёнами синеют
  • То там, то здесь, в листве
  • сквозной
  • Просветы в небо, что оконца.
  • Лес пахнет дубом и сосной,
  • За лето высох он от солнца,
  • И осень тихою вдовой
  • Вступила нынче в терем свой…
  • И. Бунин
Задание:
  • Задание:
  • Нарисуйте образ русской избы на фоне русской природы.
  • Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.
  • Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.
Крестьянский дом северного типа

Учебный проект по ИЗО «ДЕРЕВНЯ ДЕРЕВЯННЫЙ МИР» 4 класс Введение Разработка учебного проекта: ДЕРЕВНЯ - ДЕРЕВЯННЫЙ МИР Цели: - Воспитывать любовь и интерес к искусству -Развивать творческую и познавательную активность Задачи: - Приобщать к полезной деятельности; - Развивать эстетический вкус, наблюдательность. -Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. -Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. -Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее от дельных элементов. -Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. -Овладевать навыками конструирования - конструировать макет избы. -Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. -Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Методический паспорт учебного проекта. Тема: Деревня - деревянный мир Класс:4 класс Время работы над уроком:4 урока Форма работы: урочная Тип проекта: творческий Оборудование: Для учителя: презентация, рисунки и фотографии с видами народных деревянных построек, аудиозапись колокольного звона. Для учащихся: ножницы, карандаш, клей, бумага, гуашь, кисти. Работа над проектом. 1. Исследовательский этап-1 урок Цель: познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; пояснить назначение жилища; запечатлеть мир русского жилища в рисунке; познакомить с терминами «изба», «сруб», «глаголь», «кошель», «причелина», «полотенце», «наличник», «конёк». Планируемые результаты: узнают о роли дерева в строительстве; повторят специфику русского деревянного зодчества; познакомятся с разнообразными видами строительства; создадут образ русского жилища в рисунке; отработают навыки выполнения творческого задания. Вид деятельности: рисование восковыми мелками. Оборудование: восковые мелки, альбомный лист, рисунки и фотографии с видами народных деревянных построек. Кижи - знакомство с постройками. Русские народные песни. ИМЕНА МАСТЕРОВ Гении Старого зодчества Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы: Вот вам изба, божий рай - и все! Что вам до наших имен? Скромничаешь, притворяешься, Зодчий забытых времен, Окон его слюдяных, Ты, предваривший Баженова, Братьев его Весниных! 1967 Леонид Мартынов Составные части русской избы: Типы домов: Глаголь-тип северной избы имеет форму буквы «Г». Хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым. Кошель-все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком дом сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один - короткий и крутой, а другой - пологий и длинный. Дом и вправду становится похожим на кошель. Ветряная мельница – сложное инженерно-техническое сооружение. Чтобы мельница начала работать, крылья ее нужно установить с помощью воротила параллельно ветру. Движение от вращения крыльев передается на центральный вертикальный стояк, от него системой передач на жернова. Владение мельницей было доступно лишь зажиточному крестьянину, который за помол брал натурой. Беднейшие крестьяне пользовались ручными жерновами. Церковь. Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Колодец. Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. Колодезной воде приписывались различные целебные свойства. К колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой. На Руси был даже специальный день Федора Колодезника – 21 июня. Этот день считался наиболее подходящим для отыскания мест, где можно вырыть колодец Познакомить с терминами. Рисунок русской избы (сруба),колокольни, колодца, церкви, мельницы. Материал цветные восковые мелки. Технологический этап: 2 урок Цель: повторить постройки русского деревянного зодчества; закрепить знания об использовании дерева в строительстве; определить образы для их воспроизведения в конструировании; овладеть навыками коллективной работы; выполнить основные и декоративные детали русских построек в панно; познакомить с терминами «панно» и «масштабность». Вид деятельности: бумажное конструирование, аппликация, создание панно с образом традиционной русской деревни. Планируемые результаты: умение коллективной работы, работа в группах, овладение навыками конструирования, приобретут знания о разных формах деревянных построек. Класс делится на творческие мастерские, обычно это по 4 человека, 5-6 мастерских на класс, они придумывают название мастерской и работа выполняется группами детей, которые конструируют макеты деревянных построек из бумажных брёвен и работают организованно в команде. Бумажные брёвна заготавливаются - «лесорубы», появляются главные в мастерской и они начинают руководить всеми, идёт бурное обсуждение и к концу урока сдаются уже наклеенные работы. Работа подписывается: название мастерской, участники. Оборудование: ножницы, бумага,клей ПВА. Глаголь Кошель Колодец Колокольня Церковь Мельница 2. Промежуточный этап-3 урок. Цель: овладеть навыками коллективной работы, создание образа традиционной деревни, коллективное панно с объединением групповых сделанных построек. Вид деятельности: рисование и создание образа русской деревни. Планируемые результаты: На двух ватманских листах рисуется фон будущей коллективной работы, из групп выделяются художники, которые работают гуашевыми красками, остальные подготавливают свою работу вырезают её и работают гуашью. Когда все работы готовы - наклеивают на общий фон. Оборудование: гуашевые краски, кисти, губка, клей ПВА, баночки с водой. 3. Окончательный этап.-4 урок. Образ русского человека (русский национальный костюм). Задачи: -Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. -Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. -Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. -Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. -Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. -Создавать женские и мужские народные образы. -Овладевать навыками изображения фигуры человека. Цель: изучить изображения женских и мужских образов в картинах русских художников, повторить навыки изображения человека красками, научить изображению элементов народных костюмов, познакомить с терминами «кокошник», «сарафан», «душегрея», «кичка», «кафтан» . Вид деятельности: рисование Планируемые результаты: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа), развитие навыков изображения человека. Вырезанные работы наклеиваются на коллективное панно. Оборудование: гуашь, кисти, вода,клей ПВА. 4. Этап Рефлексия 1 урок: -Назовите вид работы, которым вы занимались на уроке? -Какие принадлежности вам понадобились? -Какой материал был самым распространённым в Древней Руси? -Какие составные части сруба вы знаете? -Какие ещё украшения использовались при постройке избы? -Какие ещё постройки,кроме избы, возводились на Руси? 2 урок: - Как называется остров, на котором расположен музей деревянного зодчества? -Назовите вид работы, которым вы занимались на уроке. -Какие принадлежности вам понадобились? -Что такое панно? -Что такое ритм в панно? 3 урок: -Что такое масштабность? -Как возникло слово «улица»? -Какова роль каждого из трёх братьев-Мастеров в создании образа русской деревни на панно? 4 урок: -Назовите вид работы, которым вы занимались на уроке? -Какие принадлежности вам понадобились? -Какие правила надо выполнять при рисовании фигуры человека? -Что означают термины «кокошник», «сарафан», «душегрея», «кичка», «кафтан» . -Какие детали народных костюмов вы использовали в ваших работах? -Удалось ли вам передать характеры людей, которых вы рисовали? -Какова роль каждого из трёх братьев-Мастеров в создании образа русских людей? Результат: "Что получилось?" - самое интересное было… - мне понравилось… - чему научились… - если бы я был учителем, то... -какие вопросы были наиболее сложными? Коллективная работа учащихся 4 класса по проекту «ДЕРЕВНЯ ДЕРЕВЯННЫЙ МИР»