Рассказ о картине левитана над вечным покоем. «Над вечным покоем» Исаака Левитана. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу

Над вечным покоем. 1894

Над нами те ж,
как и древле, небеса -
И так же льют нам
благ своих потоки...

В.Г. Бенедиктов "И ныне..."

Картина "Над вечным покоем" (1894, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - третье наиболее масштабное полотно «драматического цикла» Левитана. В письме к Третьякову он признавался даже, что в этой картине он «весь, со всей своей психикой, со всем содержанием». Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжёлые тёмные тучи, Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства.

Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества. В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в её образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну, по сравнению с эскизом, более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл. Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в конце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могил «сердечную мысль» художника «о свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонёк которой вновь и вновь, из века в век, «как свеча от свечи» (Л.Н. Толстой), зажигают люди.

Владимир Петров


Над этой картиной Левитан начал работать под Вышним Волочком, близ озера Удомля, где он жил вместе с Кувшинниковой в 1893 году. Оканчивалась картина, очевидно, уже в Москве в декабре 1893 года и в самом начале 1894 года, который и проставлен автором на картине. Картина «Над вечным покоем» завершала цикл работ 1892-1894 годов, в которых Левитан стремился выразить большие и глубокие мысли об отношении человеческого бытия к вечной жизни природы.

Кувшинникова в своих воспоминаниях свидетельствовала, что в картине « Над вечным покоем » «местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры... Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плёса». Этюд этой плёсской церкви сохранился и нам известен.

О том, что пейзаж « Над веч-ным покоем» представляет со-бой в основе натурный вид озе-ра Удомля, свидетельствовал в своих воспоминаниях и В. К. Бялыницкий-Бируля, имение ко-торого «Чайка» было располо-жено поблизости. По его сло-вам, на первом плане изобра-жен мыс того овального остро-ва, с которого Левитан «увле-кался большим пространством воды» и с которого «после бурного грозового дня увидел над водой Удомли те громоз-дящиеся в небе темные облака, которые звучат так своеобраз-но, полным напряжения аккор-дом в его картине». Но в от-личие от Кувшинниковой он утверждает, что пейзаж был «дополнен наблюденным на Островенском озере мотивом церкви и кладбища». Как бы там ни было, художник совместил два вида неслучайно, он пытался таким образом выразить определенную философскую идею. Сам художник утверждал, что в этой картине он «весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием».

Идея сопоставления человеческой жизни с величественной, живущей своей жизнью, своим бытием грандиозной стихией природы, впервые зародившаяся в картине «Вечер на Волге» (1887-1888), развернулась здесь со всей силой и ши-ротой, во всей зрелости левитановского мастерства.

В этом пейзаже грандиозный разворот водного пространства озера и еще более вели-чественное пространство неба с клубящимися, сталкивающимися друг с другом облаками со-четаются с утлым мысом, на котором приютились старая церковка и бедное сельское кладбище. На этом юру их освистывают ветры; они одиноки среди необъятных просторов. Из этого со-поставления природы и следов человеческого бытия в ней и образуется исполненный возвышенной скорби и трагической героики пейзаж.

Утлый мыс с церковкой и кладбищем, освистанный ветром стихий, кажется словно носом какого-то судна, движущегося в неизвестную даль. Мы видим огонек в окне церкви, свидетель человеческой жизни, неистребимости и тихой покорности ее. Теплота человеческого бытия и бесприютность просторов природы одновременно и противостоят друг другу и сочетаются в этой картине. В ней как бы соединяются оба отношения Левитана к природе: показ ее обжитости человеком и противопоставление человека природе - так же, как в пейзажах Чехова. А объединяет эти два кажущихся взаимоисключающими отношения к природе то, что называлось « настроением », то есть передача в состоянии природы переживаний человека, а через них и его мыслей.

Композиция, достаточно статичная и в первоначальных рисунках и в масляном эскизе, приобретает в картине динамический, асимметричный характер. Взгляд зрителя на-правляется вдаль и линией берега, и мысом с его гнущимися под ветром деревьями, и, наконец, тем, что берег справа убран и вместо него вода там начинается прямо от переднего края. Работа над картиной шла по линии все большего выявления мрачного и тревожного состояния пейзажа во время грозы, выражения его трагического звучания, передачи дующего над водой, морщиня-щего ее поверхность, гнущего деревья ветра, движения облаков, углубления и расширения про-странства. И как раз в этой работе становилось необходимо включение в пейзаж церковки с ее погостом.

Наиболее тонко и детально прорабатываются облака на небе, их движение, переходы света и цвета, чтобы наилуч-шим образом передать величественное и трагическое действие, происходящее на небе. Напротив, пространство воды и дальние планы зеленых полей и голубых далей трактуются очень обобщенно. Мыс, сплошь покрытый деревьями и крестами в эскизе, обнажается, отчего выигрывают в своей выразительности отдельные деревья и кресты, лежащие поваленными или рисующиеся силуэтами на фоне воды. Сводя картину к немногим, ясно и сразу воспринимаемым частям, Левитан внутри этих сюжетно важных частей дает тонкую разработку деталей, на которые хочет обратить вни-мание зрителя. Так, если треугольный островок вдали дается в виде обобщенной массы, а вода лишь оживляется рябью, то масса мыса спереди разрабатывается внутри. Так, Левитан изобра-жает чуть видимую тропинку, тонко выписывает церковку и кресты. Перед нами уже знакомый прием, при котором пейзаж как бы сразу охватывается одним взглядом, а затем постепенно раскрывается в своих деталях.

В конечном же счете картина строится на больших обобщенных массах, какими являются небо в целом, мыс спереди, вода, островок, полосы дальнего берега. Само небо довольно ясно делится на тучевую внизу и светлую вверху части. Такое построение на больших обобщенных массах связано с тем, что Левитан, создавая монументально-эпический суровый пейзаж, решает его композиционно не только асимметрично, но и очень динамично. Сравнение картины с эскизом обнаруживает фрагментарность композиции картины. Срезав правую часть с берегом и доведя воду до нижнего края, Левитан придал пейзажу характер своеобразного «выреза» из природы. Эта как бы случайная фрагментарность пейзажа придает ему непосредственность. Строго по-строенный и символический по своему характеру пейзаж воспринимается как натуральный вид.

Картина в целом представляет собой замечательное сочетание моментов живой непосредствен-ности и строгой картинности. Если «плывущий» мыс и словно обтекающая, доходящая внизу до рамы картины вода вовлекают нас в картинное пространство, то плывущие параллельно картинной плоскости облака, сильная линия горизонта развертывают пространство на плоскости. Если детали на мысу спереди, вроде светящегося окошечка, как бы вводят нас внутрь пейзажа, то в целом он раскрывается перед нами как грандиозная панорама, как величественное зрелище.

Если, работая над картиной «У омута», Левитан сделал пейзаж более сумрачным, чем в эскизе, и утемнил его красочную гамму, то в работе над картиной «Над вечным покоем» он, наоборот, высветлил и обогатил ее. Эскиз написан в довольно однообразной темной гамме. Зелень берега почти черная, церковка - темно-серая, вода - свинцовая; свинцовые темные тона господствуют и на небе, хотя здесь уже появляются и желтые тона заката и розоватые в облачке. Эта мрачная красочная гамма очень выразительна. Но она выражает только одно переживание, только одно «настроение» мрачной зловещности. Эскиз цельнее и собраннее по цвету, написан более энергично, чем картина, но последняя богаче в цветовом отношении. И это богатство красок способствует большей широте, сложности и многоплановости ее содержания. Его нельзя уже, как в эскизе, свести к одному какому-то чувству, к одной эмоциональной ноте или мысли. Напротив, это целая симфония переживаний и - соответственно ей - разнообразия цветов и их оттенков. Они особенно тонко звучат на небе, где мрачная, тяжелая свинцовость неба у горизонта, сплошь затянутого тучей, отлична от также свинцовых, но других, то более светлых, то более темных, оттенков облаков над ней. А как сложны переходы желтых и розоватых тонов в просветах закатного неба и в окраске прорезающего клубящиеся тучи острого зигзагообразного облака. Также различен цвет зелени на мысу, на островке и в полоске дальнего берега. Левитан применяет прием своеобразного «протекания цвета». Так, на темной траве мыса мы видим спереди желтоватые тона, которые связываются с цветом крыши церковки и затем с желтыми тонами в далях справа и с желтыми оттенками тонкого зигзагообразного облачка.

Но все же в картине преобладают большие цветовые плоскости. Особенно это ощутимо в голубых полосах заречных далей. И если на мысу это общее зеленое цветовое пятно разбивается детальной передачей архитектуры, деревьев, дорожки, введением в зеленые цветовые зоны желтых мазков, то цвет воды гораздо монотоннее. Левитан стремился нарушить его однообразие изображением ряби. Она передается отчасти серыми и белыми мазками, но в большей мере варьированием фактуры, нежели цвета. Левитан кроме различно направленных мазков процарапал затем воду «по сырому слою краски», очевидно, гребенкой. С большим фактурным разнообразием написаны также небо и облака: от жидкой краски, сквозь которую виден холст, до очень плотной кладки мазка в темных клубя-щихся облаках. Но плотнее всего написана « земная» часть картины - и мыс спереди и в особен-ности вода.

Наибольшее различие в степени густоты красочного слоя соответствует такому же богатству оттенков и переходов цвета в передаче облаков, контрастов грозовых туч с закатным небом. Это еще раз доказывает, что мотив грозы, мотив величавого и грозного дыхания стихии интере-совал Левитана в картине более всего.

Немногочисленность изображенных в картине «предметов», их обобщенная лаконичность, сравнительно большие, в той или иной мере разработанные внутри цветовые пятна - все это хорошо соответствует и размерам полотна, и монументальной героичности образа природы.

В этой картине асимметричность частей уравновешивается противонаправленностью движения каждой из этих составляющих картину частей - мыса, островка, воды, облаков и т.д.

Левитан создает поэзию грандиозного, величественного, здесь перед нами симфония. И как в музыкальной симфонии нет надобности в словесном пересказе ее музыкального содержания, так и здесь сложность и богатство чувств и мыслей вряд ли можно и нужно сводить к какой-то одной мысли или идее. Это сложное сплетение скорби и восхи-щения, сплетение, которое и делает эту картину эпохальной. Левитан в этой картине сумел чисто пейзажными, эмоционально-лирическими средствами передать свое время и его «философию».

Критика после очередной передвижной выставки, совершенно не поняв глубокого смысла картины Левитана - противопоставления вечных и могучих сил природы слабой и кратковременной человеческой жизни, желания ответить на вопрос об отношениях человека и природы, о смысле жизни, - наивно увидела вместо показа противоречий жизни просто-напросто как бы два содержания, «благодаря этому картина совершенно не производит стройного и строгого впечатления».

Но все же даже недоумевавшие признавали порой, что «замысел этой картины настолько нов и интересен, что она заслуживает упоминания» и разбора и что, хотя в « попытке нарисовать огромное пространство нельзя видеть совершенство, но она показывает, что художник ищет нового пути и, судя по его другим, меньшим произведениям, наверно найдет этот путь». Только В. В. Чуйко, найдя картину неудачной, неудовлетворительной в художественном отношении, признал, что «несмотря, однако же, на все эти очень большие технические недостатки, в картине тем не менее есть настроение: г. Левитан сумел выразить впечатление какого-то мертвого покоя, напоминающего идею смерти, жаль только, что эта идея выражена так странно ».

Но если были еще какие-то разногласия в оценке идейного замысла и содержания картины, ее названия, то все сходились в признании, что она живописно плоха и слаба. Критика полагала, что тучи слишком чернильно писаны, что они «каменные», что «река выльется из рамы, а не пойдет под нее», что она написана «совершенно белой краской», что «движения в воде ника-кого», что «дальний план тяжело написан кубовою краской» и «не приведен ни в какое соот-ветствие с первопланным треугольником», и т.д. и т.п. Новый характер живописи картины с его чертами декоративности был принят за странное чудачество, за неоконченность, «неопределенную мазню», выдаваемую за особую «манеру». Новые приемы живописи, новая трактовка с ее чертами декоративности, с построением изображения на больших плоскостях казались искус-ственными.

На фоне всей этой суровой критики одиноко, но тем более значительно прозвучали положительные отзывы В.И. Си-зова и В. М. Михеева, высоко оценивших и правильно понявших картину Левитана. Сизов назвал ее «хорошо продуманной и сильно прочувственной», отличающейся «несомненными художест-венными достоинствами». Но особенно верно истолковал картину В. Михеев, давший ее раз-вернутый анализ. Он чутко уловил глубокую психологичность полотна и назвал его подлинным пейзажем-картиной, хотя и не лишенной известных технически-живописных недостатков, но замечательной своим содержанием и «настроением». Михеев правильно почувствовал и ее своеобразную «музыкальность», сказав, что «эта картина - симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу, стоит только довериться ее впечатлению...». И, доверив-шись ему, он понял то, что осталось скрытым для других критиков. Он понял ее как «картину сильного, глубоко взятого настроения», почувствовал ее драматизм: «Это почти даже не пей-заж: это картина души человеческой в образах природы... ». Михеев здесь близок к тому пони-манию картины, которое высказал сам Левитан в упомянутом письме Третьякову, считая, что в ней он выразил всего себя, всю свою психику.

Статья Михеева появилась в том же месяце, когда Третьяков решил приобрести картину, очевидно, также разглядев и поняв, какое большое и личное и общественное содержание, пережи-вание, философия заключались в этом полотне. Здесь снова в который раз проявилось замеча-тельное чутье Третьякова, его внимание к выражению в живописи больших, эпохальных идей и настроений.

А.А. Фёдоров-Давыдов


Сочинение по картине ученицы 6А Лозинской Марии

Этот пейзаж мне настолько понравился, что даже захотелось попасть на этот холм, к этой маленькой, но интересной церквушке, и весь день и вечер спокойно смотреть на этот необъятный простор. Мне кажется, что И. И. Левитан специально создал эту картину немного в тёмных тонах, чтобы сделать природу ещё более значительной.

Глядя на деревья на холмике, мы видим, что они наклонены вбок, а значит, на них дует ветер. А вот воды реки Волги, в отличие от деревьев, кажутся очень спокойными. Небо окутали и закрыли собой мутные, серые облака. И это мне нравится! Я очень люблю, когда вечереет и создаётся такая атмосфера!

Когда я смотрю на природу, а тем более на такую, то я сразу забываю обо всем и наслаждаюсь красотой природы. Левитану удалось передать неповторимость, великую красоту и очарование природы. Я считаю, он картине дал название «Над вечным покоем» , потому что он, сидя на холме и рисуя своё произведение, действительно чувствовал покой, и этот покой чувствуют все, когда видят произведение, и поэтому он вечный.


Сочинение по картине ученицы 10А Вагиной Юлии

Ученица Левитана Кувшинникова вспоминала: «Картину «Над вечным покоем» Левитан написал уже позже, в лето, проведенное нами под Вышним Волочком, близ озера Удомли. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плеса. Сделав небольшой набросок с натуры, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивая, чтобы я играла ему Бетховена и чаще всего Marche funebre.» Эта картина - одна из лучших работ Левитана. Пейзаж покоряет своим величием, заставляет человека почувствовать свое ничтожество перед природой и Временем, которое является главным героем картины. Большую часть полотна занимает небо. Тяжёлые свинцовые тучи производят гнетущее впечатление. Они отражаются в бескрайних первозданных водах озера. А на маленьком островке стоит деревянная часовенка, за ней - покосившиеся кресты кладбища. Как будто церковь, творение человеческих рук, осознаёт свое бессилие перед вечностью. И она смирилась с этим. Картина проникнута философским спокойствием и одиночеством. Благодаря настроению, с которым она была написана, она просто не может оставить зрителя равнодушным и не затронуть ни одну струну сердца.

Глядя на умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана, сложно поверить, что художник часто страдал депрессиями, из-за него женщины готовы были покончить жизнь самоубийством и сам он чуть не застрелился. 30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения гениального художника-пейзажиста. Левитан не дожил до своего 40-летия несколько недель, половину своей жизни он посвятил живописи. В день рождения художника вспоминаем одну из самых знаменитых его картин «Над вечным покоем» и малоизвестные факты его биографии.

1. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу

Исаак Левитан родился в местечке Кибартай (сейчас входит в состав Литвы). Глава семейства в поисках больших заработков перевез в 1870 году семью в Москву. Здесь будущий художник в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали у Левитана известные мастера – Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В семье Левитана произошло несчастье. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. Талантливого юношу поддерживали его учителя. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Уже в 16 лет Левитан получил признание. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью.

Позже Левитан вспоминал, что время учебы в училище было дня него очень тяжелым. Он недоедал, ходил в поношенной одежде, стыдился своих рваных ботинок. Иногда ему приходилось ночевать в училище. Художник часто оказывался в трудном материальном положении. Позже он снимал комнату в Москве на Тверской, за которую платил только картинами. Причем хозяйка очень придирчиво выбирала, на ее взгляд, самые красивые работы. Еще и ворчала, почему на них нет курочек, козочек и другой живности.

2. Левитан получил диплом учителя чистописания

Удивительно, но после окончания училища Левитану не выдали диплом художника, хотя он считался одним из самых талантливых учеников. А не дали ему диплом из-за мести его преподавателю Алексею Саврасову. Мастер, когда выпивал, часто нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. И эти коллеги на выпускном решили отыграться на Левитане. Любимому ученику Саврасова прочили Большую серебряную медаль, но ему ничего не вручили, а выдали диплом учителя чистописания.

3. Василий Поленов написал с Левитана Христа

У Исаака Левитана была яркая внешность – утонченные черты лица, глубокий взгляд темных, печальных глаз. Эта задумчивость художника вдохновила Василия Поленова, который изобразил Левитана в образе Иисуса Христа в картине «Мечты» 1894 года.

Левитан вдохновил Василия Поленова на картину «Мечты» («На горе)

4. У художника длился восемь лет роман с замужней женщиной

Исаак Левитан благодаря своему таланту и природной красоте всегда был в центре женского внимания. Хотя у художника часто были романы, он так ни на ком и не женился. Левитан говорил, что даже лучшие из женщин по своей натуре собственники. «Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует», - считал пейзажист.

Исаак Левитан «Автопортрет», 1880

И все же были у художника и долгие романы. Один из них продлился восемь лет с Софьей Кувшинниковой, в чей салон однажды попал художник. Эта замужняя дама была старше его. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Софья увлекалась охотой, живописью, носила элементы мужского костюма, дом ее был оформлен в русском стиле, а на окнах вместо занавесок висели рыболовные сети, в ее спальне жил ручной журавль. В общем, дама эта явно отличалась от большинства женщин того времени, что и заинтересовало художника. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки. Летом они ездили на этюды на Волгу.

5. Левитан поругался с Чеховым из-за женщины

Исаак Левитан и Антон Чехов дружили всю жизнь, теплые отношения у них возникли еще задолго до того, как оба стали известными. Познакомились они через брата писателя художника Николая Чехова. Антон Павлович даже придумал особый термин в отношении работ своего друга-художника. Он их называл «левитанистыми». Причем по мнению Чехова картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой. Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности. Но сплетни вокруг Кувшинниковой и ее романе с художником стали разрастаться, и она уговорила Левитана написать Чехову обидное письмо. Писатель тоже ответил в резком тоне. После этого три года друзья не общались.

6. Левитан находил утешенье в природе

Художник страдал частыми депрессиями. Хотя он понимал силу своего таланта, периодически на него накатывали сомнения в своем призвании, он был часто собой не доволен. В периоды таких мрачных настроений Левитан не мог видеть людей, он брал с собой свою собаку Весту и уходил на охоту. На самом деле он не охотился, а бродил, наслаждаясь природой, в которой находил утешение.

7. Левитан картину «Над вечным покоем» мечтал передать в коллекцию Третьякова

Одну из своих самых философских картин «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал в 1894 году, за шесть лет до своей смерти. Над этим произведением он работал в Тверской губернии. Изображенную на картине церковь художник перенес из ранее созданного этюда на Плесе, куда он ездил с Кувшинниковой.

Пространство в картине представлено в виде обобщенных плоскостей воды и неба. В этом произведении Левитану удалось отразить противостояние вечности жизни природы и бренности человеческого существования. Мрачному величию природы противостоит только теплый огонек в окне маленькой церкви.

Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894

Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову. Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!». Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…». Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее.

8. Левитан стрелялся из-за любви

Художник много времени проводил с Софьей, часто они вместе ездили рисовать. Так они поехали на озеро Островное Вышневолоцкого уезда. Неподалеку располагалось имение питерского сенатора Ивана Турчанинова, где жили его жена Анна Николаевна и ее дочь Варя. Анна Николаевна была ровесницей Кувшинниковой. Обе дамы развернули борьбу за внимание художника, а он забавлялся тем, что кокетничал с каждой по очереди.

Софья понимала, что Левитан больше не испытывает к ней былых чувств и попыталась отравиться. Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.

Об этом узнал Чехов и приехал спасать друга. Серьезной помощи художнику не требовалось. Писатель встретил Левитана с черной повязкой на голове, тот снял ее и пошел на охоту. Он вернулся с убитой чайкой, которую бросил к ногам Анны Николаевны. Внимательные читатели произведений Чехова обратят внимание, что он использовал это происшествие в «Чайке».

Исаак Левитан страдал от болезни сердца. Анна Николаевна была с художником до конца его дней. Левитан скоропостижно скончался в июле 1900 года на 40-м году жизни.

Над вечным покоем - Левитан. 1894. Холст, масло. 150х206


Беспомощность, хрупкость и беззащитность - вот главные чувства, которые испытывает всякий зритель перед этой работой великого художника. Пожалуй, благодаря именно этой картине, имя мастера пейзажа так широко известно не только среди любителей живописи...

Сам автор считал, что это самое удачное его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его мироощущение. Свинцовые облака тяжело нависли над крутым берегом. На маленьком утесе церквушка, рядом забытой кладбище, погост, последнее пристанище... Хрупкие деревья сгибаются под сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь - символ забвения, заброшенности, истертости.

Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка... Разрушения кажутся неизбежными.

Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы. Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома.

Вдали виднеется пустынный остров, который стремительно "уплывает" от утеса. Создается впечатление, что остров уносит с собой души умерших, чтобы вечность поглотила остаток человеческого духа, сами воспоминания об ушедших людях.

Жизнь человеческая ничтожна, быстротечна и бессмысленна... Огромное пространство, охваченное взглядом художника давит на зрителя. Острое чувство одиночества и беззащитности испытывает зритель перед этим вечным покоем, о котором страшатся даже думать люди. Вечный вопрос - что там, за порогом вечности, мучает автора, но ответа он не находит, предоставляя этот поиск зрителю.

Автор создал несколько этюдов, прежде чем приступить к основной работе. Эти наброски представляют несомненную ценность, как отдельные произведения. С другой стороны, они позволяют понять тот путь, который прошел автор от задуманной работы до воплощения своей идеи. Мастер несколько смягчил в результате этого пути трагизм пейзажа, добавив при этом мощи природной стихии.

Свет в работе распределен равномерно, тени практически отсутствуют. Использовав приглушенные тона, мастеру удалось виртуозно передать самую суть ненастья. Его внимание к мелким деталям делает работу необыкновенно реалистичной и глубокой по содержанию.

Удивительным образом всей мощи стихии противостоит маленький купол церквушки. Он направлен строго вверх, а его цвет, сливающийся с металлическими тонами неба, создает ощущение неколебимости и прочности. Мастер даже в этой своей работе не обошелся без оптимистических намеков. Лишь твердая Вера может помочь человеку обрести покой и уверенность в своих целях и смысле своей жизни. Однако это оптимистичное утверждение "зашифровано" в картине. Лишь самые пытливые зрители способны разглядеть в этой мелкой детали самую суть этой знаковой работы художника.

Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. Содержание этой картины будет актуальным для всех поколений.

Работа по своим размерам вполне относима к монументальным произведениям автора. А по своей сути она является его духовным завещанием, его творческой программой и наиболее законченным философским отношением художника к миру и людям. Работой восхищались русские поэты и музыканты. Она послужила толчком для создания множества музыкальных и поэтических произведений. А литераторы, как начала 20 века, так и современные, часто включают описание именно этой работы для раскрытия характеров своих героев, а также для придания сюжету своих произведений глубины и содержательности.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и . Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии - земля, вода и небо - охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих - художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

Год написания картины: 1894.

Размеры картины: 150 x 206 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.