Презентация " традиционная культура кубанского казачества". Духовно-нравственные основы казачьего мировоззрения: традиции и современность

Классный час на тему «У истоков казачества» Цели: расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков, развивать память, мышление, коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать, воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ. Оформление : казачья светёлка (икона, полотенце на иконе, лампада, пряха, тканый половик) Ход классного часа
Казачья песня – Россия (донская протяжная)

Учащийся 1 Испокон веков казачий род ведётся, С этим спорить, братцы, нам нельзя. Лава* по степи стрелой несётся, Словно молния, по воздуху летя.

Учащийся 2 Казаки работы не боятся, Научились храбро воевать. От души поют и веселятся, Зажигательно умеют танцевать.

Учащийся 3 Верные Отечеству и Дону, Славные, достойные сыны. Не дождался враг от них поклона, Не были никем покорены.

Учитель: Ребята, сегодня, мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «казак»?

Учитель: Совершенно верно. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». (проецирование на доске) Очень интересна история казачества. Думаю, вы убедились в этом, готовясь к классному часу. Давайте вместе полистаем странички истории казачества. Попробуем выяснить, где и когда зародилось казачество.

Учитель: Ребята, молодцы! Давайте подытожим ваши ответы.

Итак, как вы сказали, по одной из версий, зародилось казачество во времена монголо-татарского ига. «Казаками» монголы называли лёгкую конницу. Во времена монголо- татарского ига эта конница состояла из людей, поставляемых Русским княжеством в качестве дани монголам. Монголы терпимо относились к вере и традициям людей из Русского княжества. После того, как монголо-татарское иго рухнуло, оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию. Казаки оказались в полной независимости и от былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. В дальнейшем, к казакам начали примыкать беглые крестьяне. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом. Массовое распространение термин «казак» получил в XV веке. В это время, возникают казачьи общины на южных и юго-восточных окраинах русского государства. (проецирование основных пунктов истории казачества на доске)

Учитель: Ребята, думаю, каждому из вас было интересно узнать, где жили казаки. Что представляла из себя казацкая изба, которая, кстати, называлась «курень». Скажите, как же выглядел дом казака?

Учитель: Совершенно верно. Казачья изба выглядела красиво, часто была украшена резными наличниками. (проецирование на доске)

Как же выглядела казачья изба изнутри?

Учитель: Действительно, изнутри казачьи избы в большинстве своём были обиты деревянной доской, красноватого цвета. (проецирование на доске) Ребята, в нашем классе представлены некоторые элементы внутренней обстановки казачьей избы. (Учитель указывает на светелку) Скажите, какие же предметы можно было увидеть в казачьих избах? ( Один из учащихся рассказывает о светёлке, показывая на предметы).

Учитель: Ребята, что же занимало центральное место в избе казаков? Верно, икона. Кого из святых казаки почитали больше всего?

Учитель: Вы правы, ребята. Иконы с изображениями Божьей Матери считались покровительницами казачьих войск. Какой веры придерживались казаки? Ходили ли они в храмы?

Учитель: Совершенно верно. Большинство казаков всегда исповедовали православную веру. Она являлась духовным стержнем этого народа. Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь или храм в казачьей «станице». (проецирование храмов на доске) В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества.

Ребята, о каких традициях казаков вы узнали в ходе самостоятельной работы?(рассказы детей)

Учитель: Ребята, молодцы! Хорошо справились с заданием! Позвольте мне обобщить всё сказанное вами.

    Казаки с давних пор работали на земле. Земля для казака символ Родины, самое дорогое, что у него было.

    Казаки жили общинами.

    Все решения казаки принимали сообща.

    казаки уделяли большое внимание воспитанию детей.

    Отличал казака костюм (проецирование на доске) .

    Любили казаки петь и танцевать.

Ребята, думаю сегодня вы узнали много нового и интересного про историю, быт и традиции казачества. Давайте с вами подведём итоги нашей беседы.

    Кто же такие казаки?

    Какую веру исповедовало казачество?

    Что ценили казаки больше всего?

    Что являлось для них символом Родины?

Собственно говоря, свою землю, традиции и обычаи всегда и отстаивало казачество.

Ребята, спасибо вам хорошие ответы. В дальнейшем, мы продолжим изучение истории и быта казачества. Думаю, вы найдёте для себя ещё много интересного.

Классный час на тему

«У истоков казачества»

Подготовила А. И Черновол,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г. Миллерово

2013г.

Сé, чтó добрó, или́ чтó краснó,

но éже жи́ти брáтiи вкýп ѣ ? Пс.132:1.

(Вот, что хорошо и что приятно, - это жить братьям вместе!)

1. Какие вообще у нас духовно-нравственные основы?

На этот вопрос ответить достаточно просто: духовность и нравственность нашего народа основанием имеют православное учение. Само это учение имеет основанием веру в Бога, изложенную в православном Символе Веры.

Собственно и с само рождение нашего народа произошло в момент крещения в водах Днепра. Принятием одной веры, из более чем двухсот племен, и образовался триединый русский народ. Именно так и ни как иначе.

1.1. Немного о принципиальном устроении.

Бог создал человека по своему образу и подобию (Быт.1:26). Образ Божий несет в себе каждый человек, а вот подобие (уподобление Божественному совершенству) надо еще стяжать в синергии с Божественной Благодатью.

Из Божьего откровения нам известно, что Бог триедин. А человек? Ну, раз создан по образу, то видимо - тоже. По слову преподобного Анастасия Синаита (VII в.) «...по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца - Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа.

Или то же, словами известного современного священника: «Мужчина, женщина и дитя - это три ипостаси единого человеческого существа. И только обретая семью, живя, развиваясь в ней, человек становится человеком». Добавим, что стать просто человеком - это верхняя планка для ветхозаветного человека. Поэтому ветхозаветная семья это лишь прообраз христианской семьи - малой Церкви. И нам, братия, только прообраза уже должно быть мало.

Вочеловечившийся Христос дал нам путь ко стяжанию подобия Божьего - Он создал Церковь. Своею Благодатью, через Церковное таинство брака, преобразил ветхозаветную семью в малую Церковь. В свою очередь, из этих малых Церквей состоят приходские общины - строго говоря: первичные структуры Церкви. Конечно, не каждый человек призван к семье, но каждый призван к жизни в общине. Христианин не сам по себе, а именно через христианскую общину, через литургию (греч. λειτουργία - «служение», «общее дело») становится причастным к мистическому телу Христову - созданной Им Церкви.

Именно через христианские общины народ Божий участвовал и в решении Церковных вопросов - лучшие выборные от общин участвовали в Поместных Соборах. До Петра I именно приходские общины выбирали себе священство.

По тому же принципу в нашем Отечестве строились и все иные отношения. Примером тому: Земства - выборные органы местного самоуправления, представленные выборными от самоуправляемых же общин (крестьянских, ремесленных, торговых и пр.). Именно через общины, через самых уважаемых выборных людей, каждый русский человек участвовал и в местном самоуправлении, и был причастен к управлению государством через Земские Соборы. В казачьих общинах принципы соборности и самоуправления были развиты в еще большей степени.

Именно эта соборность, общинность и традиция самоорганизации, стали главными условиями непобедимости в веках нашего народа. Именно это позволило казакам взять Сибирь и дойти даже до Калифорнии. Именно эти соборность, общинность и самоорганизация позволили нам не единожды ополчаться против татар, поляков, вести партизанскую войну против Наполеона и Гитлера. Именно эти врожденные, но изрядно забытые качества, должны и теперь помочь нам очнутся от коматоза очарования западным индивидуализмом, космополитизмом и, простите, потреблядством.

Мы должны вспомнить о жизни братством. Должны, по слову замечательного атамана К.Лизунова - вспомнить о своем главном русском оружии массового созидания и самобытном генераторе доверия - общине. Должны начать строить свою жизненную среду, уклад - бытие. Опровергая сатаниста Маркса: наше сознание должно определить наше бытие.

2.В поисках духовно-нравственных основ современного казачества .

Ни для кого не секрет, что к настоящему времени, в силу разных исторических событий, многие важные и главные смыслы нашего бытия утрачены. Так, установленная Христом Богом Церковная Соборность - основание и Дух соборности, общинности и самоорганизации нашего народа - была упразднена в результате петровских реформ. В результате столыпинской реформы по выражению самого же П.А. Столыпина был «вбит клин» в крестьянскую общину - становой хребет государства. Остатки общинной и артельной жизни были добиты Хрущевым. Казачество, как «единственную часть русской нации, способную к самоорганизации» практически уничтожили во время геноцида расказачивания. Тысячелетняя традиция семьи разрушена и семья из малой Церкви - опять стала ветхозаветной. При этом все - давно и без зазрения совести - именуют её традиционной. В последние годы пытаются разрушить институт и такой семьи - гражданской, т.е. зарегистрированной по гражданским законам. Совершенно так же, безсовестно, то, что закон считает сожительством, а Церковь - блудом - теперь именуют «гражданским браком». Обманутое общество, мало по малу, но уже оправдало не только эти т.н. «гражданские браки», но и вообще всякие свободные (от Бога) отношения, а в последние годы поднялись в рост ювенальщики и ЛГБТ.

К сожалению, мы живем во времена глобальных подмен главных смыслов...

В этом году мы отмечаем начало Поместного Собора 1017-1918 г. Два века до него Соборы на Руси не собирались. Вообще никакие. И вот, огромными трудами, с Высочайшего разрешения он состоялся. Учитывая, на какое страшное время пришлось его начало, неудивительно, что этот Собор пытались «приватизировать» различные политические проходимцы. Но Господь не попустил. И Собор восстановил выборность священства при участии мирян, что позволило по всем канонам избрать св. патриарха Тихона. Но теперь Соборность нашей Церкви опять попрана. Поместные Соборы - бутафория, хотя бы потому, что присутствующие там миряне не полномочны кого-либо представлять. Выборность священства - фикция, т.к. ни кто, - на самом деле и если быть честным - у прихода, на который священник рукополагается, не спрашивает мнения. Поэтому не знаю, что чувствует священник, когда читает «Известие учительное», где условием к совершению литургии является «Священник должен быть человеком избранным...».

Даже и то, что в нашей Церкви сейчас называют приходскими общинами, по факту общинами не является. Как правило, это малознакомые люди, годами встречающиеся раз в неделю и остающиеся при этом малознакомыми. Впрочем, в Церкви сейчас, всё ровно то же, что и в наших семьях: в брак вступают безчестно, браки часто не венчаны. Главы семейств не хотят брать на себя всю полноту ответственности по обеспечению и уПРАВЛЕНИЮ семьи. Вместо этого, переложили часть своей ответственности на жен и вместе с ними, всецело заняты зарабатыванием денег на улучшение жилищных условий, отдых заграницей, новую машину и пр. и пр. При этом, тех детей, которым всё же позволили родиться, оставляют на попечение улицы и школы. И без доверия Богу эту ситуацию не исправить.

Ну и что теперь со всем этим делать? Да, многие понимают, что что-то не так, а что и как исправить не знают. Даже если где и читают, как должно быть - всё равно не понимают. Живого примера нет - ни вокруг, ни у родителей. Да и у дедушек с бабушками уже не было. Но все мы регулярно и читаем, и слышим в храме о том, как мы должны строить свою жизнь и жизнь тех, кого Господь дал нам в управление, но «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут » (Рим 2:13). И то, что вокруг примеров нет (или их мало), нас ни как не извиняет: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много ; (Лк.12:47). Это значит, что если не из доверия Богу, то хотя бы из страха наказания, необходимо начинать менять свою жизнь. Наказание, кстати, будет не только потом - если каждый честно посмотрит на свою теперешнюю жизнь, то увидит, что несет его уже сейчас. И наоборот: приглядитесь к семьям, которые встали на путь исполнения Божьего закона.

Давайте начнем опять с начала: человек - дух, душа, тело... Что у нас с вами стоит на первом месте? Душа ли важнее тела? Те, кто живет не в блуде, а в семье - как свои семьи строит как ячейки толерантного общества или всё же, как малые Церкви? Мужья обращаются ли с жёнами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1Пет.3:7). Наставляют ли детей в учении Господнем (Еф. 6, 1)? Жены пребывают ли в вере, любви святости с целомудрием? Спасаются ли чадородием (1Тим.2:15)? Дети повинуются ли своим родителям и почтительны ли к ним (Еф. 6, 1)?

Чтобы еще более раскрыть суть вопроса о строительстве семьи - малой Церкви приведу цитату апостола из чина венчания:

«Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он - Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна.

Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа ». Еф 5:20-33

И так вопрос спасения души главный? Долг главы семьи понимается в соответствии с тем, как устами апостола, заповедал Бог? По результатам ответов делаем промежуточный вывод: только тот, кто сможет СЕБЕ ответить утвердительно на эти вопросы, и может считать, что он живет хотя бы в части традиции наших благочестивых предков. И это лишь небольшой штрих к вопросу о том, кто настоящий казак, а кто ряженый.

Идем дальше. Казачья община. Конечно, не претендую на абсолютную объективность, но практически все известные мне казачьи общества сейчас созданы по принципу: зарегистрировавший юр.лицо - он же атаман, объявляет набор в «казаки». Смешно? К сожалению, уже не до смеха. Это еще один штрих, к вопросу о ряженых.

Ну да не о них сейчас. Есть всё же казачьи общества, в которых есть и казаки. Они вполне искренне верстаются, присягая на Кресте и Евангелии «служить Вере Православной, Отечеству и Казачеству». Вроде бы всё и хорошо. Но вот проблема - текучка большая. Послужил-послужил - увидел, как всё устроено - и служить этому «казачеству», расхотелось.

Так почему же текучка? Что не так?

Недавно, в 133 ответах «Народного Собора» прочел следующее: «казачество... без узаконенной службы и «казачьих территорий», на которых действует соответствующий уклад, - это не более чем фольклорный клуб , дополненный специфическими формами самоуправления (атаман, круг и т.п.)».

- Разве «фольклорному клубу» мы клялись служить, целуя Крест?

Да собрались, да общаемся, да единомышленники, но дальше общения не идет. Забыл - есть еще «мероприятия» по поддержанию правопорядка, архиерейские службы, крестные ходы... А служба Отечеству? А уклад?

Какой еще уклад, без совместного проживания на казачьей территории ? Без общины? А община, это не просто встречи пообщаться - это жизнь во всей полноте . Это само по себе уже служение: ограничивать свои частные «хотелки» ради общей цели, прощать немощи братьев, и испытывать благодарность, когда прощают тебе.

«Дрýгъ дрýга тяготы́ носите, и тáко испóлните закóнъ Христóвъ ». (Гал.6:2)

В среде казачества давно и много говорится об объединении. О некоем абстрактном объединении «вообще», без наполнения реальным смыслом этого понятия - что-то вроде: объединиться «за все хорошее, против всего плохого». Но про то, что это объединение должно происходить через казачье братство - суть общину - не говорит почти никто.

Именно жизнь в общине, в братстве учит и практическому казачеству и практическому христианству. И нас, и наших детей. Служение братьям - есть служение и Богу, и казачеству. Служение Богу и казачеству - есть служение Отечеству.

Кто-то скажет, что сейчас время не то, урбанизация, не возможно всем жить на земле в станицах - честно говоря, было бы желание, а далее опять - вопрос доверия Богу. Наша община тому живой пример. Не смогли получить положенную землю бесплатно - Господь помог купить. И далее - на каждом следующем шаге - будь то перевод части земель с\х назначения под строительство станицы, или вопросы коммуникаций, или вопросы обработки.

Убежден, что именно жизнь в общине (станичной или хуторской), на земле и от земли, с детства напитывает казака казачьим духом. Дает ему возможность обеспечивать свою многодетную семью - малую Церковь, а в свое отсутствие, в военное время - быть спокойным за её пропитание. Собственно - это и есть уклад, обеспечивающий главную традицию - воинскую.

Впрочем, если кто то считает иначе, наверное, можно заняться каким-либо иным серьезным совместным делом (пример см. ниже в «специальной части» ), которое бы продолжительно и регулярно собирало всех вместе, с той же целью - тяготы друг друга носить и навыкать практическому христианству - строить братство - строить Церковь.

3.Выводы.

Вернемся к поставленной задаче: поиску духовно-нравственных основ современного казачества.

Да, мы живем в эпоху глобального разрушения духовных и нравственных основ, в первую очередь путем подмены главных понятий и смыслов.

Чтобы не попасться в эти сети, не погибнуть самому и сделать свои семьи счастливыми (а заодно и между прочим - сохранить за нашими детьми Отчизну предков) - очевидно, начинать нужно каждому с себя. Попросить благодатной помощи у Бога и решительно стать на путь стяжания Его образа. Это дело не сдвинуть без хорошего батюшки и таинств Церкви. Параллельно с этим, начать (очень аккуратно, чтобы ничего не сломать - ровно так, как учит апостол) строить, вверенную тебе Богом в управление, свою малую Церковь (семью). И в это же время, вместе с братьями, начинать строить нашу Церковь, как мистическое тело Христово - общину. Давайте строить наши братства и объединять усилия наших братских общин в деле защиты Родины. Это трудно. По опыту: особенно трудно по-братски довериться друг другу и по-христиански служить друг другу. Но повторюсь: именно это и есть не просто красивые и правильные слова, но по-настоящему - ТРУД и ИСПОЛНЕНИЕ однажды данной Богу присяги: «Служить Вере Православной, Отечеству и Казачеству».

Специальная часть.

В качестве объединяющего совместного дела, мы предлагаем включиться в работу по созданию казачьего батальона территориальной обороны, из уже существующих на территории области казачьих обществ иррегулярных подразделений территориальной обороны. Эти казачьи подразделения, дислоцированные по месту жительства на территории области, должны структурно входить в создаваемый КБТО.

Вместе нам необходимо подготовить предложения по внесению изменений в закон ЯО, включающие план по созданию казачьего батальона территориальной обороны. Дееспособного иррегулярного воинского подразделения с конкретной боевой задачей, отраженной в действующем мобилизационном плане Ярославской области. Мобилизационный план должен определить перечень объектов защиты (мосты, дороги, школы, детские сады, водоканал, и.т.д.) и лечь в основу мероприятий по боевой подготовке казаков ярославского отдельского казачьего общества. В первую очередь: тренировок по отработке плана мобилизационного развертывания с привязкой к конкретным задачам и объектам.

Еще раз: постоянные тренировки с привязкой к конкретным объектам по месту дислокации - У СЕБЯ ДОМА. А это уже само по себе серьёзное мужское дело. Одновременно и интересное, и творческое, и рутинное, и тяжелое - НАСТОЯЩЕЕ мужское дело. А не всякие там фото/видео отчеты о «мероприятиях».

Кроме того, поддержание казачьего батальона территориальной обороны в боевой готовности могло бы стать постоянной практической задачей для руководства отдельского казачьего общества. А широкая реализация этой задачи в комплексе с созданием православно-мотивированных традиционно-общинных казачьих поселений - вообще могла бы стать главным смыслом самого существования современного казачества.

Уважаемая Наталья Владимировна, досточтимые отцы,

дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствуя, с радостью передаю вам отеческое благословение и пожелания помощи Божией в трудах от Высокопреосвященнейшего митрополита Ростовского и Новочеркассского Меркурия, главы Ростовской митрополии, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, доверившего мне представлять его на этом Круглом столе.

Начало становления систематического образования у казаков Юга России связано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, а затем с реформой российского образования при императоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятых преобразований стала преемственность , как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования , – приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани.

И Министерство народного просвещения, и Русская Православная Церковь, и войсковые правления в соработничестве обеспечили формирование и развитие самобытного регионального казачьего компонента в уездных, окружных училищах и гимназиях. Основа этого компонента – православное воспитание, воспитание в соответствии с христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами , без чего вообще немыслимо казачье образование ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. В дополнение к христианскому воспитанию преподавались дисциплины военно-прикладного характера. В XIX веке начинают закладываться основы профессионального военного казачьего образования : это образование давалось в полковых и бригадных школах, целью которых была подготовка младшего командного состава казачьего войска.

Примечательно, что обучение могло происходить и в зрелом возрасте, что вовсе не считалось зазорным, а государство и Церковь старались всячески поддерживать стремление казаков к качественному профильному образованию. В результате в системе казачьего образования появляются воскресные школы и классы для взрослых казаков .

Благодаря такому тесному соработничеству Церкви и государства, активной заинтересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной культуры, казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованную систему образования , включающую казачий региональный компонент, ориентированную на военно-патриотическое и православное воспитание, реализующую при этом государственные образовательные стандарты. В этот период возникают и первые специализированные высшие учебные заведения.

Сформулированный в 1833 году Министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым триединый принцип «Православие, самодержавие, народность »стал основой казачьего образования на многие десятилетия и воплотился в образе человека казачьей культуры, верного сына Православной Церкви и истинного патриота России. Таким образом, формируется особая система казачьего воспитания , сочетающая умения и навыки защитника Отечества с приверженностью православным традициям и ценностям .

С началом Гражданской войны в России казачьи кадетские корпуса были закрыты.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году . Казачья образовательная система начинала строиться в различных типах: казачья школа, казачий кадетский корпус, в некоторых обычных школах появлялись кадетские классы. Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали появляться сначала в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Новосибирске, затем в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время их уже около 40. Сегодня казачьи кадетские корпуса – это одно из самобытнейших и динамично развивающихся направлений отечественного образования .

Безусловно, основной целью воспитания и обучения кадетов является формирование высоконравственной и образованной личности – человека, хорошо знающего историю и культурные традиции России, настоящего патриота и деятельного христианина.

В настоящее время, в режиме максимального государственного благоприятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановления традиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, разработке учебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой .

Принципиально важным становится осмысление перспектив казачьего образования с точки зрения, в первую очередь, аксиологии и совершенствование на этой основе концептуальных положений современного православного казачьего образования. Такой акцент на православном компоненте тем более важен, что традицию военно-патриотического воспитания восприняли в советское время суворовские училища; существует, кроме того, и целая сеть школ с так называемым этноконфессиональным компонентом, углубленным изучением той или иной традиционной культуры. И, тем не менее, несмотря на это казачьи школы и кадетские корпуса занимают в современной российской системе образования совершенно особое место .

Если вернуться к исходному посылу, от которого берет начало вся современная система казачьего образования, то его уникальность и самобытность становятся очевидны. Иногда можно услышать высказывания относительно приоритета общечеловеческих ценностей над традиционными, что последние в значительной мере уже утратили свою актуальность и значение для образования. Но несмотря на меняющиеся исторические обстоятельства, по большому счету специфика и перспективы развития отечественного казачьего образования обусловлены всё теми же принципами, что и столетия назад. Вспомним слова уже упоминаемого мною министра С.С. Уварова, обращенные к императору Николаю I: «...Чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила – нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия. 2. Самодержавие. 3. Народность » .

В переложении на современный язык и с учетом настоящих реалий применительно к процессу образования и социализации – это, прежде всего, духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание . Практическая реализация данных направлений предполагает творческую переработку богатого культурного и духовного наследия наряду с привлечением педагогических новаций, создание особой образовательной среды, в которой духовно-нравственное воспитание на основе православного мировоззрения выступает как главный организующий фактор . Конечно, такой комплексный подход требует не только специальной подготовки и переподготовки кадров священнослужителей и педагогов, но и выстраивания долгосрочных церковно-государственных отношений в этой области , согласования совместной стратегии развития, что мы и наблюдаем во многих регионах. В связи с этим, пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность органам государственной власти, управления образованием за готовность к активному сотрудничеству с Русской Православной Церковью в области развития казачьего образования. Надеюсь, что наши совместные труды будут и впредь столь же плодотворны.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, руководством епархий с традиционно казачьим населением во многом несут ответственность за сохранение православного компонента, духовно-нравственное развитие воспитанников казачьих кадетских корпусов, гимназий, детских садов. Но наши благие намерения применительно к современной системе казачьего воспитания будут по-настоящему воплощены в жизнь только при условии первостепенного внимания к сохранению православной составляющей со стороны руководства образовательных учреждений, территориальных казачьих общин.

В заключении хотел бы привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, сказанные им на заседании Высшего Церковного Совета в 9 сентября этого года. Возрождение казачества, по мысли Святейшего Владыки, «является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества » .

Дай Бог, чтобы развитие системы казачьего образования способствовало в том числе и духовно-нравственному оздоровлению нашего общества, утверждению христианских ценностей в жизни народа, более тесному приобщению наших современников к вере, к богатому духовному и культурному наследия Православия.

Сердечно благодарю вас за внимание.

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.


ДУХОВНОСТЬ – особое отношения к миру на основе осознанного или неосознанного убеждения в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные ценности. Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть ДУХОВНОСТЬ.




ВЕСТЬ Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, …ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.


НРАВСТВЕННОСТЬ - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.


ПРИЗНАКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ 1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие; 2) способность к концентрации; 3) способность обуздывать негативные эмоции; 4) высокий уровень социальной активности; 5) понимание личностей и ситуаций; 6) способность вычленять важнейшее из множества неважного; 7) вегетативную стабилизацию; 8) внимательность и собранность; 9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе; 10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.




КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1. Нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм). 2. Нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобливость). 3. Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний). 4. Нравственное поведение (готовность к служению людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).






Цель духовно- нравственн ого воспитания На основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей учащихся Как делать? Духовно- нравственная культура с учетом кубанских традиций, обрядов На каком содержан ии? Со всеми субъектами образования С кем делать?


ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества воспитание патриотов гармоничное духовное развитие личности, привитие доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим воспитание граждан демократическог о государства, уважающих права и свободы личности воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; развитие национально й культуры


















НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ? ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ТРУД основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. ЧЕЛОВЕК абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания. КРАСОТА фактор благополучия в мире, результат разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития. СЕМЬЯ начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. ЗЕМЛЯ общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию ХХI века, Земля людей и живой природы.


Общечеловеческие ценности ЗНАНИЯ результат разнообразного и, прежде всего творческого, труда. Знания ученика – критерий труда учителя. ОТЕЧЕСТВО единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. КУЛЬТУРА великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей. МИР покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.












НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ? Традиции и обряды, связанные с жильем Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Свадебные традиции и обряды Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции семьи Традиции семьи


Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ?.








ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года. 2.Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры кубанского казачества 3.Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. 4.Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. 5.Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. Издательство Планета Фёдорова Т.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников. (7 – 9 кл.). Из опыта работы классного руководителя. – Армавир, Технология этнокультурного воспитания. Бондарева Н.А. - Армавир, 2011 г. 4. Духовно-нравственная культура. Бондарева Н.А. – Армавир, 2011 г.

16 мая 2014 года в г. Белая Калитва Ростовской области на базе кадетской школы-интерната «Белокалитвенский им. Матвея Платова казачий кадетский корпус» открылся «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области». На открытии семинара с публикуемым ниже докладом выступил председатель .

Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского, и обращаемся к примеру жизни Преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл : «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: "Любовью и единением спасемся". Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия В.В. Пудавов так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были — «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными.

В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без веры — не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

По мнению доктора педагогических наук, казака Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе. Принципиально важно, поэтому, объединять усилия Церкви и школы в становлении у учащихся смыслов и ценностей казачьей культуры. Единение это должно основываться не на механистическом, бессистемном подходе, выражающемся в разовых акциях школы и Церкви. Оно должно произрастать из традиций казачьего общежития и русской соборности, совместной жизни детей и взрослых, объединенных благородной целью возрождения казачества и его культуры».