Подготовка к егэ по литературе пастернак. Какие философские мотивы характерны для лирики Б.А.Пастернака

Борис Пастернак (1890-1960)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. В Москве. Отец поэта - Л. О. Пастернак - академик живо­писи, преподаватель в московском училище живописи, вая­ния и зодчества; мать - Р. И. Кауфман, известная пианист­ка, ученица Антона Рубинштейна. Мир искусства, мир та­лантливых творческих людей - писателей, музыкантов, ху­дожников, мир, в котором прошло детство и отрочество Бо­риса Пастернака, определил его жизненный путь - путь твор­чества. В гимназии (1901 - 1908) он мечтал о музыке, о композиторской деятельности: «Жизни вне музыки я себе не представлял... музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которой собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне» («Охранная грамота»). Музыкальные произведения Пастернак начал сочинять с тринадцати лет - ранее, чем стал «лепетать ли­тературно». И хотя он не состоялся как композитор, музыка слова - звукопись, особый звукоряд строфы - стала отли­чительной чертой его поэзии. В 1913 г. Пастернак закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского универ­ситета (незадолго перед этим, летом 1912 г., он изучал фило­софию в Марбурге, а также совершил небольшое путеше­ствие по Италии) и впервые издал свои стихи в сборнике «Лирика». В. 1914 г. выходит его книга «Близнец в тучах», о которой сам автор впоследствии скажет с сожалением: «до глупости притязательно... из подражания космологи­ческим мудреностям, которыми отличались книжные загла­вия символистов и названия их издательств». В начале XX века в России сосуществовали, а иногда и противостояли друг другу различные литературные группы (символисты, акмеисты, футуристы, реалисты), почти все они выпускали свои программы, манифесты; их объединения, журналы, клу­бы и сборники носили подчас удивительные названия. Бо­рис Пастернак примкнул к группе так называемых умерен­ных футуристов «Центрифуга», куда его привело не столько собственное эстетическое кредо, сколько дружба с членами этой группы - Сергеем Бобровым и Николаем Асеевым. В 1915-1917 гг. Пастернак служил на уральских хими­ческих заводах и одновременно работал над новыми книга­ми стихов: «Поверх барьеров» (издана с цензурными изъя­тиями в 1917 г., до Октябрьской революции) и «Сестра моя - жизнь», которая, будучи опубликована лишь в 1922 г. в Москве, сразу выдвинула молодого поэта в число крупней­ших мастеров стиха. Книга эта посвящена М. Ю. Лермонтову, «как если бы он еще жил среди нас, - его духу, до сих пор оказывающему глубокое влияние на нашу литературу. Вы спросите, чем он был для меня летом 1917 года? Олицетво­рением творческого поиска и откровения, двигателем повсе­дневного творческого постижения жизни» («Охранная гра­мота»). Сборник открывался стихотворением-посвящением «Памяти Демона»:
Приходил по ночам
В синеве ледника от Тамары.
Парой крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмар.
Не рыдал, не сплетал
Оголенных, исхлестанных, в шрамах.
Уцелела плита
За оградой грузинского храма.
Как горбунья дурна,
Под решеткою тень не кривлялась.
У лампады зурна,
Чуть дыша, о княжне не справлялась.
Но сверканье рвалось
В волосах, и, как фосфор, трещали.
И не слышал колосс,
Как седеет Кавказ за печалью.
От окна на аршин,
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершин:
Спи, подруга, - лавиной вернуся.

В 1920-х гг. Пастернак присоединяется к «лефовцам» (ли­тературную группу «Леф» возглавлял В. В. Маяковский) и обращается к большим монументальным формам, в частности к поэме, тяготеющей к эпической традиции. Темами его поэм становятся события, так или иначе связанные с революцион­ным движением в России. «Высокая болезнь» (1924) посвя­щена IX съезду Советов и выступлению на нем В. И. Лени­на. Значительным событием в советской поэзии стали две поэмы: «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», издан­ные также во второй половине 1920-х гг. Следующая поэма - «Спекторский» (1930), которую сам поэт называет романом, предвосхищает появление нового писателя-прозаика - Бори­са Пастернака. Вослед поэме появляется прозаическая «По­весть» (1934). Их взаимосвязь сам Пастернак объяснял следу­ющим образом: «Часть фабулы в романе, приходящуюся на военные годы и революцию, я отдал прозе, потому что харак­теристики и формулировки, в этой части всего более обяза­тельные и разумеющиеся, стиху не под силу. С этой целью я недавно засел за повесть, которую пишу с таким расчетом, чтобы, являясь прямым продолжением всех до сих пор печатавшихся частей «Спекторского» и подготовительным звеном к стихотворному его заключению, она могла бы войти в сбор­ник прозы, - куда по всему своему духу и относится, - а не в роман, часть которого составляет по своему содержанию. Иными словами, я придаю ей вид самостоятельного рассказа. Когда я ее кончу, можно будет приняться за заключительную главу «Спекторского». Еще в «футуристический» период творчества Пастернак выразил свое поэтическое кредо: «Не надо обманываться; действительность разлагается. Разлагаясь, она собирается у двух противоположных полюсов: Лирики и Истории. Оба равно априорны и абсолютны». Творчество поэта 1920 - 1930-х гг. опровергло этот тезис: Лирика и История начали сближаться, пока не слились в единый поток - особый про­странственно-временной континуум пастернаковской поэзии. Лирика, созданная Пастернаком в тот же период, что и его поэмы, составила два сборника: «Стихи разных лет» и «Второе рождение» (1932). Преобразования в стране, новая «массовая и классовая» культура, когда «телегою проекта нас переехал новый человек», приходящие в противоречие с потребностями духовного развития, столь необходимого каж­дому не «новому» человеку, обусловили содержание поэзии 1920 - 1930-х гг. Пастернак пытается отстраниться от социа­лизма, он смиряется с окружающей его действительностью и наблюдает ее. Создается впечатление, что он пытается стать сопричастным ей, но некое свойство души поэта не позволя­ет ему слиться с общим потоком:

Ты рядом, даль социализма.
Ты скажешь - близь?
- Средь тесноты,
Во имя жизни, где сошлись мы,
- Переправляй, но только ты.

Пастернак осознает, что никогда не был «всем детством - с бедняком, всей кровию - в народе», и ощущение, что он «в родню чужую втерся», не покидает поэта. Эта раздвоенность исчезла перед лицом трагедии Отече­ства - войны 1941 - 1945 гг. В эти годы Пастернак пишет цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, ра­ботает в качестве военного корреспондента на Орловском участке фронта. Стихотворения, написанные в годину бед, вошли в книгу «На ранних поездах» (1944), но главное их содержание не война, а мир, творчество, человек. После войны выходят книги «Земной простор» (1945), «Избранные стихи и поэмы» (1945). В 1958 г. Б. Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни Пастернак много работал над собранием своих поэтических произведений, переосмысляя написанное и редактируя тексты, позднее вошедшие в сбор-пик «Когда разгулялися», изданный после смерти автора в составе его «Стихотворений и поэм» (1965). Начиная с 1940-х гг. раскрывается дар Пастернака-прозаика («Доктор Живаго») и поэта-переводчика. Благодаря Пастернаку русский читатель смог познакомиться с творчеством гениального грузинского поэта Бараташвили, произве­дениями Важа Пшавела, Чаковани, Табидзе, Яшвили, в переводе Пастернака были изданы стихи Шевченко, Тычины, Рыльского (Украина), Исаакяна, Ашота Граши (Армения), проза Вургунда (Азербайджан), Субдрабкална (Латвия), а также драмы и стихи классиков мировой литературы: Шек­спира, Шиллера, Кальдерона, Петефи, Верлена, Байрона, Китса, Рильке, Тагора. Вершиной мастерства Пастернака-пе­реводчика по праву считается «Фауст» Гете. Скончался Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 г.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия.


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 1. Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения? 1. Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 2. Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности в выделенных словах? 2. Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности в выделенных словах?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ звездам к лицу б хохотать Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 3. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевлённых предметов с живыми существами, использован в выделенных строках? 3. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевлённых предметов с живыми существами, использован в выделенных строках?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 4. Каким трёхсложным размером написано стихотворение? 4. Каким трёхсложным размером написано стихотворение?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Низвергается градом завалился ольхою Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 5. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в выделенных словосочетаниях. 5. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в выделенных словосочетаниях.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для

ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(тренировочные задания 10-14, часть 1)

Борис Пастернак

учитель русского языка и литературы

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10- 11 классов. В основу разработки легли лирические произведения из кодификатора, предназначенные для детального изучения.

Тетрадь предназначена для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. В ней представлено 12 вариантов тематических заданий с кратким ответом по творчеству Б. Пастернака для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по литературе. Задания этого блока требуют хороших знаний по теории литературы, особенно теории стихосложения, сформированности навыка анализа лирического произведения. Задания 10-14 ЕГЭ по литературе ориентированы на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое, на умение определять художественные средства выразительности. Использовать представленную рабочую тетрадь можно как в классе, так и дома.

Структура КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы

к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений: 8, 9.

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений: 15, 16.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

. знание текстов программных художественных произведений;

. знание основных этапов творческой биографии писателей и поэтов;

. умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

. знание и понимание теоретико-литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль и др.) и т. д.;

Основные этапы творческой биографии

Борис Пастернак родился в Москве, в семье художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Рос будущий писатель в творческом окружении: в гостях у Пастернаков бывали Лев Толстой, Василий Поленов, Исаак Левитан, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Под влиянием Скрябина будущий писатель увлекся музыкой — занимался по программе консерваторских курсов и даже написал две сонаты для фортепиано.

Учёба в гимназии давалась легко, Пастернак окончил её с золотой медалью. А вот с будущей профессией долго определиться не мог: сначала поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевёлся на философское. В 1912 году он учился в Марбурге в Германии на летних курсах у философа, профессора Германа Когена, но вскоре вместе с родными уехал в Венецию. После итальянских каникул Пастернак поселился в Москве, окончил университет, но диплом не забрал: документ так и остался в архиве на Воробьёвых горах.

В это время Пастернак пробовал писать стихи. Его привлекали разные литературные объединения. Поэт участвовал во встречах московского издательства символистов «Мусагет», был членом футуристской литературной группы «Центрифуга». В 1913 году Пастернак опубликовал своё первое стихотворение в сборнике группы поэтов «Лирика», а уже в конце этого же года выпустил собственную книгу стихотворений «Близнец в тучах». Через три года вышел и второй сборник Пастернака — «Поверх барьеров».

В начале 20-х годов Борис Пастернак познакомился с Маяковским в литературном объединении «ЛЕФ», поддерживал эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой и другими деятелями искусств в эмиграции.

В 1922 году Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, Пастернак взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов. Пастернак умел точно передать посыл, сохранить ритм и объем оригинального произведения.

Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Пастернак дописал «Охранную грамоту» -- автобиографические заметки о юности и первой любви, путешествиях по Европе и встречах с известными современниками. С Евгенией Лурье отношения не заладились: она хотела уделять больше внимания своему творчеству. Позже их сын Евгений писал: «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта». Брак распался.

В 1931 году Пастернак посетил Грузию, познакомился с местными поэтами и к переводам добавилась и грузинская поэзия. Под впечатлением от поездки он написал цикл собственных стихотворений «Волны».

Вскоре Пастернак женился второй раз -- на Зинаиде Нейгауз. На это время пришёлся период официального признания поэта: сборник его стихотворений переиздавали несколько раз, Пастернак участвовал в работе Союза писателей, а в 1934 году выступил с речью на его первом съезде. Тогда же Николай Бухарин предложил назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза

В 1935 году Борис Пастернак вместе с Ильёй Эренбургом и Исааком Бабелем представил Союз писателей на Международном конгрессе писателей в защиту культуры. В этом же году поэт заступился за арестованных мужа и сына Ахматовой, написал письмо Сталину. После их освобождения выслал главе государства книгу переводов «Грузинские лирики». Но к концу 30-х годов отношение коллег к Пастернаку ухудшилось: он писал о природе и чувствах, а от него ждали гражданской лирики, воспевающей советский строй.

С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Пастернака. В 1943 году Борис Пастернак с коллегами посетил подразделения советской армии, освободившей Орёл. Под впечатлением от поездки он написал стихотворения «Преследование», «Смерть сапёра», «Разведчики», очерки «Поездка в армию» и «Освобождённый город».

В 1946 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.

Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Ольга Ивинская, работавшая тогда в одном из отделов журнала «Нового мира», передавала рукописи машинистке Марине Баранович, и та отпечатывала несколько экземпляров. Пастернак тут же раздавал их всем знакомым, а Ивинской говорил: «Ты не жалей, широко давай читать, кто бы ни попросил, мне очень важно — что будут говорить».

После выхода первых глав Ольгу Ивинскую арестовали, пытали, требовали рассказать, о чём будет роман, станет ли он оппозиционным. Ее осудили и отправили в лагеря, где она пробыла 4 года.

В 1955 году Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Пастернак согласился и передал экземпляр романа.

Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.

Творчество Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

В этом же году «Доктор Живаго» был нелегально переиздан в Нидерландах на русском языке. Значительную часть этого тиража распространили в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене.

Хотя Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».

Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.

Постановление Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака», 23 октября 1958 года. Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет. <...>

Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: « В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

Но отношение к Пастернаку это все равно не изменило. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Обращаясь к Союзу писателей, Борис Пастернак говорил: « Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».

От депортации Пастернака спас телефонный звонок Хрущёву от премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и подготовленное спецслужбами «покаянное письмо», которое поэт был вынужден подписать. Его опубликовали в газете «Правда» в ноябре 1958 года. В нём были такие строки: «У меня никогда не было намерений принести вред своему государству и своему народу. Редакция «Нового мира» предупредила меня о том, что роман может быть понят читателями как произведение, направленное против Октябрьской революции и основ советского строя. Я этого не осознавал, о чем сейчас сожалею».

Через 2 года поэта не стало.

В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно вернули в Союз писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», а Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.

Стихотворения Б.Л. Пастернак по кодификатору:

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».

Тематический тест№1

Определение поэзии

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пультов и с флейт - Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде - духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная - место глухое.

(1917 г.)

Ответ: ___________________________________________ _________

Назовите модернистское течение, к которому относился Б. Пастернак?

Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»?

Ответ:___________________________________________________

Назовите средство выразительности соотнесения различных явлений, использованное поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

Ответ:___________________________________________________

Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Определение поэзии»?

Ответ:___________________________________________________

Ответ:___________________________________________________

Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»?

Ответ:___________________________________________________

Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха « …Неб о св о д з а в а лилс я о льх о ю...»

Ответ:___________________________________________________

9.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении(укажите их номера).

1.гипербола

2.оксюморон

3.эпитет

4.ирония

5. анафора

Определите тип рифмовки в стихотворении.

Ответ: ____________________________________________________

Тематический тест№2

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.


И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.

1946 г.

Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

Ответ: ____________________________________________________

Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

Ответ: ____________________________________________________

Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

Ответ: ____________________________________________________

Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку».)?

Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп)?

Ответ: ___________________________________________________

Для характеристики современного ему общества лирический герой использует обобщённый образ («фарисейство»), включающий множество ассоциативных признаков (лицемерие, слепота, безумие, беззаконие). Каким термином принято обозначать подобный образ?

Ответ: ________________________________________

7. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) эпитет

2) гипербола

3) фразеологизм

4) звукопись

5) аллегория

8.Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства и позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет» скрытое сравнение «жизнь - театр»?

Ответ:__________________________________________________

Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» образное определение, выражающее субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимся его судьбой.

Ответ:__________________________________________________

Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический прием, основанный на повторении однородных согласных звуков:

«Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути...»?

Ответ:__________________________________________________

Анализ стихотворения Б. Пастернака

«Гамлет»

Стихотворение "Гамлет" было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадцатой части романа "Доктор Живаго" - "Стихотворения Юрия Живаго". "Гамлет" многоаспектное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющим роль Гамлета в театре (подмостки), глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера "Убийство Гонзаго", представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
В буквальном, прямом понимании - это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь - это театр и люди в нем - актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:
Если только можно, Авве Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси эту чашу мимо меня" (Авва Отче - обращение к Богу-Отцу). Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским - лживым, лицемерным - был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе и в "Докторе Живаго. В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.

Тематический тест № 3

Июль

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

(1956)

Ответ: ______________________________________

Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье - тени; головой - домовой и т. п.)?

Ответ: ______________________________________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) гипербола

3) неологизм

4) звукопись

5) просторечие

Ответ: ______________________________________

Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

Ответ: ______________________________________

Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой»?

Ответ: ______________________________________

8. Укажите, какой способ усиления интонационной выразительности текста, основанный на повторении одинаковых, однородных гласных, использует автор произведения: «В х а л а те кр а дётся к кр о в а ти, Срыв а ет ск а терть с о ст о л а ».

Ответ: ______________________________________

Тематический тест№4

СОСНЫ

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся и снова

Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,

Как мазь, густая синева

Ложится зайчиками наземь

И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,

Под копошенье мураша

Сосновою снотворной смесью

Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем

Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне.

Там волны выше этих веток

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром

На пробках тянется заря

И отливает рыбьим жиром

И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И чёрной магией воды.

А волны всё шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Неразличимой вдалеке.

(1941)

К какой разновидности лирики можно отнести данное стихотворение?

Ответ: _______________________________________

В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву - сосны, в воображении - море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?

Ответ: _______________________________________

«Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?

Ответ: _______________________________________

Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?

Ответ: _______________________________________

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) ирония

3) инверсия

4) эпитет

5) гипербола

Ответ: _______________________________________

6.Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

Ответ: _______________________________________

7. Как называется нарушенный повтор слов: «Лежим мы, руки запрокинув»?

8. Определите размер стихотворения.

Ответ: _________________________________

9. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк?

Ответ: _________________________________

10.Назовите термин, которым обозначают стилистический прием,

заключающийся в одинаковом начале строк ( И от болезней, эпидемий, И смерти освобождены).

Ответ: _________________________________

Тематический тест№ 5

Любить иных - тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это - не большая хитрость.

(1931)

К какой разновидности лирики можно отнести данное стихотворение?

Ответ: _______________________________________

К какому роду литературы относится это произведение?

Ответ: _______________________________________

Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов - основ; истин - бескорыстен и т.п.)?

Ответ: _______________________________________

4.Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Ве с ною с лы ш ен ш орох с нов / И ш еле с т ново с тей и и с тин»?

Ответ: _______________________________________

5.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск

Ответ: _______________________________________

6.Укажите термин, которым называют определения, помогающие поэту

дать образную художественную характеристику предмету или явлению («словесный» сор, « тяжёлый» крест).

Ответ: _______________________________________

7.Каким термином обозначается резкое противопоставление образов, предметов или явлений в художественном произведении?

Любить иных - тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

Ответ: _______________________________________

8. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

9. «Твой смысл, как воздух, бескорыстен» Как называется выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим?

Ответ: ______________________________________________________

10.Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных - тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).

Ответ: _______________________________________

Тематический тест№6

Февраль. Достать чepнил и плaкaть
Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,
Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoю чepнoю гopит.

Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,
Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,
Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь
Eщe шумнeй чepнил и слeз.

Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,
С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся в лужи и oбpушaт
Суxую гpусть нa днo oчeй.

Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,
И вeтep кpикaми изpыт,
И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.

1912 г.

1.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

2. Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании (« к ли к к олес»)?

Ответ: ___________________________________________

3.« Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс». Укажите название синтаксического приема, использованного в этой строке.

Ответ: ___________________________________________

4.Каким термином называют в литературоведении художественный прием преувеличения, использованный Б.Л. Пастернаком в этом стихотворении

«С дepeвьeв тысячи гpaчeй Сopвутся…»?

Ответ: ___________________________________________

5.Какое средство художественной изобразительности позволяет автору уподобить природные явления человеку: Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши, С дepeвьeв тысячи гpaчeй

Сopвутся…»

Ответ: ___________________________________________

6.Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие: «Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoю чepнoю гopит».
Ответ: ___________________________________________

7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

1. инверсия

2. сравнение

3. парцелляция

4. противопоставление

5.оксюморон

Ответ: ___________________________________________ 8.Для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов « С дepeвьeв тысячи гpaчeй сopвутся в лужи». Как называется этот стилистический прием?

9.Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Ответ: ___________________________________________

10.Определите тип рифмовки в стихотворении.

Ответ: ____________________________________________________

Тематический тест№ 7

Про эти стихи

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Зимой открою потолку

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,

И разгулявшийся денёк

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомёк.

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,

К дыре, засыпанной крупой,

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

(1917 г.)

К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Ответ: ___________________________________________________

Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).

Ответ: ____________________________________________________

Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?

Ответ: ____________________________________________________

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).

Ответ: ____________________________________________________

Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Галчонком глянет Рождество»

Ответ:________________________________________

7 . Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «По к а в Д а р ьял, к а к к др угу, вхо ж …», «Я ж изнь, как Лермонтова дро ж ь»?

Ответ: ___________________________________________________

8. Как называется художественное определение « разгулявшийся» (денёк), использованное поэтом?

Ответ: ___________________________________________________

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?

Ответ: ___________________________________________________

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в последних четырех строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ирония

2) сравнение

3) литота

4) звукопись

5) инверсия

Ответ: ______________________________________________________

Тематический тест№ 8

«Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

свеча гороела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка со стуком на пол,

И воск слезами ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

1946 год.

К какому роду литературы относится данное произведение?

Ответ: ___________________________________________________

2. Лирический герой стихотворения размышляет над «вечными» вопросами бытия. К какой тематической разновидности лирики относится данное произведение?

Ответ: ___________________________________________________

3.Как называется образное оценочное определение («мгле седой и белой», «озарённый потолок»)?

Ответ: ___________________________________________________

Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?

Ответ: ___________________________________________________

Среди строф 4-7 укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________________________________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённых ниже строфах данного стихотворения.

1) сравнение

2) гипербола

3) инверсия

4) ирония

5) олицетворение

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Ответ: ___________________________________________________

Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении различных явлений, который лег в основу композиции стихотворения Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»?

Мело, мело по всей земле

Во все пределы

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Ответ: ___________________________________________________

Как называются строки, мотив « Свеча горела на столе, / Свеча горела», неоднократно повторяющиеся в стихотворении Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»?

Ответ: ___________________________________________________

Укажите размер, которым написано стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________________________________

Какой вид звукописи использует Пастернак в следующих строчках: «Ло ж ились тени, С кре щ енья рук, ск ре щ енья ног, С удьбы с кре щ енья»?

Ответ: ___________________________________________________

Тематический тест№ 9

"Быть знаменитым некрасиво"

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956

1."Быть знаменитым некрасиво", "Цель творчества - самоотдача". Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод?

Ответ: ______________________________________________________

2. Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие ("любовь пространства", "будущего зов").

Ответ: ______________________________________________________

3. Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги...

Ответ: ______________________________________________________

4. Как называется приём, использованный поэтом в пятой строфе стихотворения ("И прятать в ней свои шаги / Как прячется в тумане местность...")?

Ответ: ___________________________________________________

5. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков ("Пройдут твой путь за пядью пядь")?

6.Как называется устойчивое выражение, использованное автором: «быть притчей на устах у всех»?

7. Определите размер стихотворения.

Ответ: ____________________________________________________

8. Определите тип рифмовки.

Ответ: ___________________________________________________

9. Какое лексическое средство использовал

Но быть живым , живым и только,

Живым и только до конца.

Ответ: ______________________________________________________

10. Как называется приём противопоставления («самоотдача, А не шумиха, не успех», «В судьбе, а не среди бумаг»)?

Ответ: ____________________________________________________

Тематический тест№ 10

Во всем мне хочется дойти до сути…

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Укажите род литературы, к которому относится данное произведение.

Ответ: ______________________________________________________

К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ______________________________________________________

3.Как называется созвучие концов стихотворных строк (дойти - пути )?

Ответ: ______________________________________________________

4.Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Ответ: ______________________________________________________

Назовите художественный прием, использованный в строках: «Я б разбивал стихи, как сад . Всей дрожью жилок…».

Ответ: ______________________________________________________

Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения: «В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты»?

Ответ: ______________________________________________________

Во второй строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: «Но вечно жалок мне изгнанник…». Как называется такая стилистическая фигура?

Ответ: _________________________________________________

8. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1.контекстные антонимы

2.звукопись

3.эпитеты

4.сравнения

5.оксюморон

Ответ: __________________________________________________

9.Пастернак прибегает в данном стихотворении к фонетической системе повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний. Укажите название этого художественного приёма.

Ответ: __________________________________________________

10.Определите тип рифмовки.

Ответ: ___________________________________________________

Тематический тест№ 11

Никого не будет в доме…

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,
— Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

1. Укажите род литературы, к которому относится данное стихотворение.

Ответ: ___________________________________________________

Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых согласных звуков: «Ти ш ину ш агами меря. Ты, как буду щ ность, войде ш ь»?

Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения: «И окно по крестовине Сдавит голод дровяной»?

Ответ: ________________________________________________

Укажите прием, использованный в стихотворении: « Никого не будет в доме…кроме Крыш и снега, никого».

Ответ: ________________________________________________

Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета:

«Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой …»

Ответ: ________________________________________________

Укажите название приема, состоящего в повторе начала стихотворной строки: « И опять зачертит иней, И опять завертит мной…»?

Ответ: ________________________________________________

7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1.неологизм

2.гипербола

3.эпитет

4.повтор

5.метафора

Ответ: ___________________________________________________

8.Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения?

Ответ: __________________________________________________

9.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ______________________________________________________

10.Определите размер стихотворения.

Ответ: ____________________________________________________

Тематический тест№ 12

Снег идёт

Снег идёт, снег идёт.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полёт,-

Чёрной лестницы ступени,

Перекрёстка поворот.

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься — и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятеньи:

Убелённый пешеход,

Удивлённые растенья,

Перекрёстка поворот.

1957

Укажите род литературы, к которому относится стихотворение Б. Пастернака?

Ответ: __________________________________________________

К какому традиционно выделяемому типу лирики можно отнести стихотворение «Снег идёт»?

Ответ: __________________________________________________

Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов на другие («к белым звёздочкам в буране»)?

Ответ: __________________________________________________

Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением (« чёрной лестницы», « убелённый пешеход», « удивлённые растенья»)?

Ответ: __________________________________________________

Как называется художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких строк, использованный Б. Пастернаком?

Снег идёт , снег идёт,

Снег идёт , ….

Ответ: __________________________________________________

Как называется литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия, использованный Пастернаком в следующих строках?

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Ответ: __________________________________________________

Как называется средство выразительности, при котором явление или понятие объясняется через сопоставление его с другим предметом, явлением или понятием? «Может быть, за годом год следуют, как снег идет, Или как слова в поэме»?

Ответ: __________________________________________________

Несмотря на чёрно-белый колорит стихотворения, создается впечатление блеска, и этому способствует звукопись: «с», «з», «ч», «ж». Как называется повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность?

Ответ: __________________________________________________

Как называется сочетание стихотворных строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: __________________________________________________

Как называется тип рифмовки, использованный Б. Пастернаком в первой строфе?

Ответ : __________________________________________________

culture.ru ›persons/9531/boris-pasternak

multiurok.ru ›files/zadaniia-ege-po…pasternak.html

Стихи бывают разные. Иные прочтешь и забудешь. А есть такие, к которым тянет вернуться и прочесть еще и еще раз, заучить наизусть. К таким произведениям, мне кажется, относятся и стихи Бориса Пастернака. Они заставляют задуматься о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о собственном понимании и восприятии мира. Философский подход свойственен всему творчеству этого русского поэта серебряного века. Критики справедливо называют его поэтом-мыслителем. Главная тема философской поэзии Пастернака – «живая жизнь», которая объединяет людей и их окружение:

Казалось альфой и омегой-
Мы с жизнью на один покрой;
И круглый год, в снегу, без снега,
И я назвал ее сестрой.

(«Все наклоненья и залоги…»)

Говоря в своих стихах о природе, поэт не довольствуется просто описанием, изображает ее как живую личность. Он встречает рассветы, гуляет по аллеям и лесным тропам, а окружающие его деревья, дожди живут в его душе. Состояние поэта сливается воедино с природой, как, например, в стихотворениях « Зимняя ночь» или «Июльская гроза».

Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Желание «докопаться до самой сути» характерно для многих произведений поэта, написанных в разные годы. Поэтому он хочет показать читателю не только внешнее, но и проникнуть в самую суть каких-то обычных вещей, явлений. Например: «Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь? В природе лип, в природе плит, В природе лета было жечь» ,- это узнаваемая мысль Пастернака. Главное «не лето было жарким», а именно «в природе лета…», то есть сущность летнего времени. Иногда поэт строит стихотворение таким образом, что раскрывается не только визуальное восприятие предмета, но и его понятие, идея, как к примеру стихи «Определение души», «Определение поэзии».

Для позднего периода творчества Бориса Пастернака характерно философское осмысление судьбы и взаимоотношений человека и истории. Он стремится донести до понимания, что человек с высокими нравственными идеалами, может быть незаметен в общей массе, но способен совершить подвиг,утверждая силу жизни, торжество бытия:

Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Размывая бессловесность,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.

(«Художник» )

Пастернак поднимает в своем творчестве основную философскую проблему — бытия. В некотором смысле для него ее не существует. Просто есть жизнь – и все. Без лишних вопросов: « Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва». Утверждение существующего мира и есть главное содержание всей поэзии Пастернака. Она – отражение удивления и преклонения перед торжеством жизни.

Иначе и не может быть. Жизнь – это чудо, дарованное свыше, способное исцелить любую боль: «На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал».

Пастернак пережил тяжелые времена: мировые войны, революции, сталинские репрессии, послевоенную разруху. Обо всей его жизни можно сказать словами из его стихов: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».

Читать стихи Пастернака нелегко. И не потому, что сложна поэтика. Скорее, тяжело читать произведения наполненные глубиной и динамичностью мысли. Когда он сказал, что философия это листва поэзии и читая произведения мастера, убеждаешься в его правоте. Отличной чертой философской лирики Пастернака является то, что в каждую строку надо вчитаться и задуматься. И, тем не менее, философские произведения Бориса Пастернака полны жизнеутверждающей силы и оптимизма. Да в мире много драматического, несчастий, но через трагедии и горести человек идет к новому пониманию жизни. Миром правит любовь. Люди должны это понять и принять.