Но и спортивными и культурными. Значение физической культуры и спорта. Олимпийские игры современности

Общий подход к взаимосвязи спорта и культуры

Одним из важнейших элементов, который может иметь дисфункциональное значение для культуры в целом и спорта в частности, является культ успеха, достижения высокого результата: "Успех занимает столь высокое место в иерархической системе ценностей спорта, что статус данного спортсмена определяется исключительно уровнем его нынешних достижений. В сражениях на спортивных полях и аренах значение имеет лишь статус достигнутых результатов. Трудно найти другую социальную подсистему, кроме военно-армейской, где бы успех, достижение ценились так высоко. Если бы эта ценностная ориентация стала центральной для всей культуры в целом, то общество, вероятно, оказалось в перманентной конфликтной ситуации.

На основе этого общего подхода к взаимосвязи спорта и культуры позитивная оценка спорта в этом отношении часто принимается без критической оценки, как нечто само собой разумеющееся. Особенно важно учитывать, что спорт, испытывает на себе значительное влияние той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие

Поэтому для правильной оценки спорта как социокультурного феномена нужно четко различать его культурный гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются и те ценности, на которые действительно ориентируются люди в своем поведении, реальные ценности.

Физическая культура как часть общей культуры общества

На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием.

Сегодня, в общечеловеческом понимании, это слово означает и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.). В научном смысле слово «культура» это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом «культура» - это творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье.

За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

Таким образом, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

в продлении активного творческого долголетия людей;в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

в использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;

в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;

в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Сам термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время -- журнал «Теория и практика физической культуры». И как мы видим, уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре.

В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

Сформировавшись на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование физической культуры продолжается и по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней» и другие, которые направлены на формирования моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни.

Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая культура -- это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения -- Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

массовость ее развития;

степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.

Понятие и формы (модели) спортивной культуры

Понятие «спортивная культура » все чаще используется в научных публикациях. В самой общей форме эту культуру характеризуют как элемент культуры, связанный со спортом. Но при конкретизации этой общей характеристики понятию спортивной культуры дают различные интерпретации.

Так, например, румынская комиссия по терминологии, включив это понятие в систему понятий, связанных со спортом, дала ему такое определение: «Составная часть (область) мировой культуры, синтезирующая категории, закономерности, учреждения и материальные блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревнования, которое преследует идею первенства или рекорда вследствие биологического и духовного совершенствования человека» [Определения. 1971].

По мнению Л.И. Лубышевой, «спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека» [Лубышева, 2009б, с. 205]. Вместе с тем, она характеризует спортивную культуру личности и «как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно - спортивной деятельности, направленную на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий» [Лубышева, 2013]. Такое понимание приводит к смешению двух культур личности: одна из них связана с физкультурной деятельностью, другая - со спортивной деятельностью.

В научной литературе встречаются и другие характеристики спортивной культуры [Бальсевич, 2006, 2007; Баринов, 2009а, б, 2010; Драндров, Бурцев, Бурцева Е.В., 2013; Паначев, 2006, 2007; Спортивная культура. 2013; Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002 г., 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002; Шабанска, 1970; Grupe, 1990, 1991; Jarvie, 2006; Leist, 1995, 2001; Liebau, 1989; Neue Sportkultur. 1995 и др.].

Спортивная культура - исторически изменяющееся позитивное ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту: деятельность, ее средства и результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые субъект, ориентируясь на определенные социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

Основные показатели спортивной культуры:

¦ знания о сущности, специфике, формах, функциях, социальном и личностном значении спорта, а также идеалы, нормы, образцы поведения, на основе которых спортивная деятельность (определенные ее компоненты, функции, формы) оцениваются в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т.п. как значимые, важные, т.е. как ценности;

¦ осмысление данной оценки;

¦ интерес к спорту, желание (потребность) участвовать в спортивной деятельности и реальное участие в ней;

¦ определенные качества и способности, поведение, образ жизни и т.д., являющиеся результатом занятий спортом и т.п.

Принципиальная особенность авторского понимания спортивной культуры, отличающая его от других интерпретаций данной культуры, состоит в том, что признается возможность не только гуманистической (как обычно считают), но также иных ориентаций субъектов этой культуры [см.: Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002в, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002].

Такая позиция автора в данной проблеме является следствием обоснованного выше положения о том, что спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач и потому в качестве ценностей для субъекта могут выступать различные стороны, аспекты спортивной деятельности. Она может привлекать людей для реализации различных целей, удовлетворения различных потребностей. Это может быть «радость от физического усилия», стремление к победе, любовь к спорту, спортивный азарт, стремление к славе и общественному признанию, к материальной выгоде, демонстрация своих выдающихся физических способностей, мужских качеств, агрессивности и т.д.

Типология ценностей спорта свидетельствует о том, насколько разнообразны и даже противоречивы по своему характеру те его аспекты, функции, которые могут привлекать субъекта, лежать в основе его позитивного ценностного отношения к спорту.

Значит, данное отношение всегда носит не общий, а совершенно конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а те или иные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.

Поэтому спортивная культура у разных лиц и социальных групп может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем субъект усматривает ценность спорта, те или иные его виды, формы, разновидности, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки и т.д. привлекательны для него. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях спортивная культура также может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы, т.е. имеет конкретно-исторический характер . Так, спортивная культура в Древней Греции в отличие от современного общества была тесно связана с

религиозными ценностями. Определенный отпечаток на спортивную культуру накладывали ценности социалистического или буржуазного общества.

Значит, важно учитывать различные модели (формы, разновидности) спортивной культуры - как гуманистической, так и иной ориентации. [см.: Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002в, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002]. В научных публикациях, как правило, на это не обращается внимание: рассуждения ведутся о спортивной культуре вообще.

На выбор субъектом тех или иных аспектов, компонентов, функций, видов, разновидностей спортивной деятельности при ее оценке существенное влияние оказывают его ценностные ориентации, установки: те идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности. Вместе с тем, включение субъекта в спортивную деятельность может приводить к формированию новых или к определенной модификации имеющихся у него ценностных ориентаций, установок [см.: Арвисто, 1972, 1975, 1976, 1982; Винник, 1991; Егоров А.Г., 1991] и других авторов. Особенно важное значение в этом плане имеет используемый в спортивных соревнованиях способ организации соперничества и сотрудничества [Столяров, 1997 г., 1998б, е, ж, 2000, 2002а, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г].

Значит, конкретное содержание, специфическую направленность, особенности той или иной формы спортивной культуры субъекта (индивида, (социальной группы, общества в целом) определяют его ценностные ориентации, установки: идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на основе которых он оценивает спорт, приписывает спортивной деятельности те или иные ценности (определяет ее наиболее важные, значимые стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.), ставит и решает определенные задачи и т.д., а также те новые (или модифицированные старые) идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые формируются под влиянием спортивной активности.

Одна из форм спортивной культуры - спортивно-прагматическая культура .

Эту разновидность спортивной культуры характеризует ярко выраженная инструментальная (утилитарная, прагматическая ) направленность субъекта этой культуры. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спортивной деятельности для него являются сугубо инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности. Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т.д.), элементов культуры в изолированности от других качеств и способностей. Один из вариантов такой инструментальной (утилитарной, прагматической) направленности спортивной культуры - ее интеграция с политической культурой, на основе чего она выступает как спортивно-политическая культура [см.: Взаимоотношение спорта и политики., 2005; Столяров, 2005а, 2010д, 2011 г.; Столяров, Хлопков, 2003; Хлопков, 2003].

Спортивная деятельность может привлекать субъекта этой деятельности и другими своими аспектами. Так, она может выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, решить узкокорыстные политические задачи, проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура негуманной (антигуманной) направленности - негуманная (антигуманная) спортивная культура.

Наиболее важное значение в современных условиях имеет спортивно-гуманистическая культура.

Основу этой разновидности спортивной культуры составляет позитивное ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности, к различным ее компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позици й гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям.

Значит, спортивно-гуманистическая культура - это гуманистическое ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям): процесс, средства и результаты осмысления, сохранения и развития тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые он, ориентируясь на гуманистические идеи, идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

К числу основных особенностей спортивно - гуманистической культуры относятся следующие:

У знание, понимание и позитивная оценка концепции гуманизма, его идеалов и ценностей, их роли и значения в современном обществе, в том числе в сфере спорта, умение обосновать эту оценку;

У знание, понимание и позитивная оценка гуманистического значения спортивной деятельности, умение обосновать эту оценку;

У знание тех факторов, от которых зависит это значение спорта;

У стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на гуманистические идеалы и ценности;

У качества и способности (умения и навыки), которые позволяют эффективно действовать в спорте в соответствии с такой ориентацией;

У реальное участие в спортивной деятельности с целью использовать ее для целостного развития личности, содействия реализации гуманистических идеалов и ценностей;

У результаты спортивно - гуманистической активности: сформированные в результате участия в спортивной деятельности качества и способности, характеризующие целостное развитие личности; нравственное поведение в спорте;

адекватный гуманистическим идеалам стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми; негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит идеалам гуманизма.

В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

¦ вообще к спортивной деятельности (тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (гуманистическое общеспортивное отношение);

¦ к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение).

Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно - гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

Спортивно-гуманистическая культура может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются общие гуманистические идеалы и ценности, на которые ориентирован субъект этой культуры.

В настоящее время важно различать две возможные формы спортивно - гуманистической культуры - олимпийскую и спартианскую [см.: Столяров, Баринов, 2009в, 2011].

Спортивная культура - позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту:

  • деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые данным субъектом оцениваются как наиболее важные, значимые, т.е. рассматриваются как ценности;
  • складывающиеся на основе такой оценки идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые регулируют всю его деятельность и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

В соответствии с таким пониманием спортивная культура включает в себя различные социальные явления, связанные со спортом:

  • качества и способности человека;
  • эмоциональные реакции;
  • знания, убеждения, интересы, потребности;
  • разнообразные формы деятельности;
  • ее средства, механизмы и результаты;
  • определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции;
  • социальные институты, отношения, процессы и др.

Но эти явления становятся элементами спортивной культуры лишь том случае, если:

а) для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение, или

б) они обеспечивают и регулируют производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие ценностей, связанных со спортом.

Спортивная культура личности

Спортивная культура, как и культура вообще,-это культура определенного социального субъекта, которым, как отмечено выше, может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом.

В зависимости от этого правомерно говорить, соответственно, о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Спортивная культура личности - позитивное ценностное отношение индивида к спорту, социальная деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т.д. спорта, которые данный человек оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. которые имеют для него статус ценностей. Эти ценности выступают для индивида как социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т. п., которые регулируют всю его деятельность и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

Значит, основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы индивидом, т.е. стали достоянием его внутреннего мира.

Структура спортивной культуры личности

Спортивная культура личности имеет сложную структуру, включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов.

Предпосылочный (исходный) блок

Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у индивида позитивного ценностного отношения к спорту является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков. К их числу относятся:

  • знания о том, что такое спорт, его компоненты (спортивная тренировка, спортивные соревнования и др.) и разновидности (массовый спорт, спорт высших достижений и т.д.) как особые социальные феномены, отличающиеся от других, о их сущности, структуре, специфике, т.е. понятия, которые необходимы для того, чтобы можно было выделять (отличать от множества других явлений) и характеризовать спорт, его компоненты, разновидности и т.д.;
  • фактологические знания - знания о конкретных фактах спортивной деятельности, тех или иных ее видах, разновидностях в настоящее время и в процессе развития;
  • знания, умения и навыки, необходимые человеку для того, чтобы он мог включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и т.д.) в соответствии с принятыми правилами, нормами и образцами поведения.

Все эти знания, умения, навыки, формируемые у человека в процессе социализации (стихийно в ходе жизненного опыта, под воздействием окружающей социальной среды, средств массовой информации и т.д., а также сознательно, целенаправленно в процессе образования, обучения, воспитания), образуют предпосылочный (исходный) блок спортивной культуры личности.

Указанные знания, умения, навыки обеспечивают индивиду возможность правильной ориентации в мире спорта, в различных его аспектах (выполняют ориентировочную функцию), а также реального участия в спортивной деятельности (информационно-операциональную подготовленность к этой деятельности).

Оценочные компоненты

Второй важный компонент спортивной культуры личности - позитивная оценка спорта, индивид оценивает те или иные компоненты, виды, формы, разновидности спорта, спорт в целом как значимые, важные, полезные, т.е. как ценность (комплекс ценностей).

Основными проявлениями и показателями позитивной оценки спорта (оценочными компонентами спортивной культуры личности) являются:

  • позитивное мнение в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов о спорте, о различных формах и аспектах спортивной активности - рациональный (когнитивный) компонент;
  • связанные со спортом положительные эмоциональные реакции (чувство удовольствия, восторга от занятий спортом, участия в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п.) - эмоциональный (аффективный) компонент;
  • интерес к спорту, к тем или иным видам спортивной деятельности (таким, например, как спортивные тренировки и соревнования, посещение спортивных мероприятий, просмотр телевизионных спортивных передач, чтение спортивных газет и журналов, коллекционирование спортивных значков, марок и т.п.), стремление (желание) участвовать в них и т.д., т.е. мотивационная готовность индивида к такого рода деятельности,-мотивационный компонент;
  • реальные формы деятельности, связанные со спортом (участие в спортивных тренировках и соревнованиях, посещение спортивных мероприятий, просмотр спортивных телевизионных передач, чтение спортивных газет и журналов; усвоение знаний, умений, правил, норм поведения, социальных ролей, позволяющих участвовать в этих видах деятельности, и т.д.) в деятельностный компонент.

Рефлексивно-аналитический компонент

Ценностное отношение, рассматриваемое в полном объеме, включает, как указано выше, не только оценку объекта, но и осмысление {обоснование) этой оценки. Поэтому важным компонентом позитивного ценностного отношения индивида к спорту является обоснование (осмысление! объяснение) оценки спорта - рефлексивноаналитический компонент спортивной культуры личности.

Обоснование (осмысление, объяснение) индивидом позитивной оценки спорта предусматривает решение следующих задач:

  • выбор критерия для оценки спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, соревнований, поведения спортсмена, болельщиков и т.д.): с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д. они будут оцениваться;
  • определение тех сторон, аспектов, функций спорта, его видов, разновидностей, компонентов, которые позволяют на основе избранного критерия дать ему позитивную оценку, приписать определенные ценности, придать социальный и/или личностный смысл;
  • учет тех факторов, от которых зависит реальная значимость спорта.

При обосновании (осмыслении, объяснении) позитивной оценки спорта человек может использовать: свой практический опыт; полученные в ходе учебы знания; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Результирующий компонент

Еще один компонент («блок») ценностного отношения индивида к спорту, а значит, его спортивной культуры - результирующий.

Этот компонент характеризует результаты включения человека в спортивную деятельность и усвоения связанных с ней идеалов, эталонов, норм, ценностей:

  • качества и способности человека, проявляемые в спорте и в других сферах жизни;
  • поведение человека, его социальные роли, стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми.

Отмеченные выше компоненты позитивного ценностного отношения индивида к спорту определяют структуру спортивной культуры личности.

Эта культура включает в себя разнообразные явления: ее качества и способности, определенные формы, средства, механизмы и результаты деятельности, эмоциональные реакции, знания, убеждения, интересы, потребности и т.д. Все эти явления характеризуют либо спортивное сознание человека, либо его реальную спортивную деятельность.

В структуре спортивной культуры личности важно различать два вида ценностного отношения индивида к спорту:

1) вообще к спорту (к тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (назовем это отношение «общеспортивным»);

2) к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (это отношение назовем аЯ-спортивным»).

Ценностное отношение личности к собственной спортивной активности является важной мотивационной детерминантой его поведения, регулятором реального и вербального поведения.

С указанной точки зрения знания, входящие в структуру спортивной культуры личности, подразделяются на две группы:

а) знания, которые характеризуют общую информированность человека в вопросах спорта: о спорте, его разновидностях, функциях, значении и т. п. (назовем эти знания «общеспортивными»),

б) знания, характеризующие информированность индивида в этих вопросах применительно к нему самому: знания о значении для него спортивной активности, о методике тренировки в том виде спорта, которым он занимается, о правилах соответствующих спортивных соревнований и т.д. (назовем эти знания «Я-спортивными»).

Под этим же углом зрения связанные со спортом умения, навыки, а также интересы, потребности, ценностные ориентации, оценки человека в структуре основания его спортивной культуры также подразделяются на «общеспортивные», если они относятся к спорту вообще, и «Я-спортивные» - затрагивающие собственную спортивную активность индивида.

Аналогичным образом осмысление (объяснение и обоснование) индивидом позитивной оценки спорта предполагает рефлексию в отношении этой оценки применительно к собственной спортивной активности и к спортивной деятельности в целом.

Базис спортивной культуры личности

При введении понятия «спортивная культура личности» отмечалось, что она может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, т.е. возможны ее различные

формы (разновидности). Однако все формы (разновидности) спортивной культуры личности имеют нечто общее:

а) наличие у индивида указанных выше исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков относительно спорта;

б) позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к спортивной деятельности, к тем или иным ее компонентам, видам, разновидностям и т.д.

Такого рода знания, умения, навыки и отношение, выступающие, следовательно, как основание (фундамент) всех специфических форм (разновидностей) спортивной культуры личности и определяющие их общее содержание, общую направленность, будем называть базисом этой культуры. Он позволяет выделить спортивную культуру как особый элемент культуры личности - в отличие от физической, интеллектуальной, эстетической и др., и причислять все формы этой культуры именно к спортивной, а не к какой-то иной культуре.

Надстройка спортивной культуры личности

Каждая из разновидностей спортивной культуры имеет также свое специфическое содержание. Оно определяется тем, какие стороны, аспекты, функции спорта, его видов, разновидностей, компонентов индивид учитывает при их оценке, на основе каких критериев (с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д.) оценивает их, к реализации каких из них он стремится при включении в спортивную деятельность и, соответственно, к формированию каких качеств и способностей, какого поведения, стиля (образа) жизни, характера взаимоотношений с другими людьми вся эта активность приводит.

Специфическое содержание той или иной формы (разновидности) спортивной культуры личности, складывающееся на основе определенного обоснования (осмысления, объяснения) индивидом позитивной оценки спорта, а также включения в спортивную деятельность, усвоения связанных с ней определенных идеалов, эталонов, норм, ценностей, будем называть надстройкой над базисом спортивной культуры личности.

Формы (разновидности) спортивной культуры личности

Позитивное ценностное отношение индивида к спорту всегда носит не общий, а совершенно конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а те или иные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.

Основной ценностью спортивной деятельности для человека может быть, например, возможность на основе спортивных тренировок и соревнований формировать и совершенствовать свои физические кондиции или такие психические качества, как воля, мужество, организованность, собранность, упорство в достижении поставленных целей, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т.п. Спортивная деятельность может привлекать человека тем, что она позволяет укреплять и сохранять свое здоровье, формировать и повышать уровень интеллектуальной, эстетической, нравственной культуры, а также расширять круг общения, активно и увлекательно проводить свой досуг. Вместе с тем в первую очередь человек может рассматривать спорт как важное средство решения определенных экономических, политических, националистических целей: для достижения материальных благ, славы, для демонстрации своего превосходства над другими людьми и т.д. Наиболее привлекательные для человека аспекты спортивной деятельности влияют и на «привязанность» его позитивного отношения к тем или иным видам спорта или разновидностям спортивной деятельности (например, к массовому спорту или к спорту высших достижений и т.д.), т.е. это отношение распространяется именно на эти, а не какие-то другие ее виды (формы, разновидности).

Поэтому спортивная культура личности может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем человек усматривает ценность спорта, те или иные ее виды, формы, разновидности, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки и т.д. привлекательны для него. Конкретное содержание, специфическую направленность, особенности каждой из них определяют ценности, которые индивид приписывает спортивной деятельности, т.е. какие ее стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д. являются для него наиболее важными, значимыми в этой деятельности, в спортивных соревнованиях и тренировке.

Таким образом, возможны различные специфические формы (разновидности) позитивного ценностного отношения индивида к спорту, а значит, спортивной культуры личности. Основными из них являются следующие.

Спортивно-прагматическая культура

Одна из форм спортивной культуры личности - спортивно-прагматическая культура. Эту разновидность спортивной культуры личности характеризует ее ярко выраженная утилитарная, прагматическая направленность. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спорте для человека являются сугубо утилитарные, технологические, прагматические ценности.

Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры личности может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или иных физических качеств и т.д.) в изолированности от других качеств и способностей.

Антигуманная спортивная культура

Как отмечено выше, спорт может привлекать человека, выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, некоторым образом проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура личности включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура антигуманной направленности (антигуманная спортивная культура).

Спортивно-гуманистическая культура

Специфика спортивно-гуманистической культуры личности определяется тем, что спорт оценивается с позиций гуманизма, с точки зрения таких его идеалов и ценностей, как целостное развитие личности и гуманные социальные отношения.

Значит, спортивно-гуманистическая культура личности - это гуманистическое ценностное отношение человека к спорту (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям):

  • деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т.д. спорта, которые с позиций гуманизма он оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности;
  • складывающиеся на основе такой оценки идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые регулируют всю деятельность человека и его отношения с другими людьми в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

Основу этой разновидности спортивной культуры личности составляет позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма.

Прежде всего это означает наличие гуманистической предрасположенности (диспозиции, ценностной установки) к спорту, т. е. он позитивно оценивается (рассматривается как важный, значимый, полезный) именно с гуманистической точки зрения, а не с каких-то других позиций, во внимание принимается его роль как средства целостного развития личности, гуманных социальных отношений, а не какие-то другие присущие ему аспекты, функции.

Основными проявлениями и показателями позитивной гуманистической оценки индивидом спорта, т. е. оценочными компонентами его спортивно-гуманистической культуры, являются:

  • позитивное мнение (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов и т.п.) о гуманистических аспектах, функциях спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, спортивных соревнований и т.д.) и негативное мнение о тех аспектах и функциях, которые противоречат идеалам и ценностям гуманизма - рациональный (когнитивный) компонент;
  • интерес к гуманистическим аспектам, функциям спорта (его видов, разновидностей, компонентов), одобряемые нормы, образцы поведения ], которые определяют, как следует вести себя на спортивных тренировках, соревнованиях, трибунах стадиона и т. п. в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма, стремление (желание) ориентироваться на них во всей своей спортивной активности, т.е. мотивационная готовность к гуманистически ориентированной спортивной деятельности, -мотивационный компонент;
  • положительные эмоции, связанные с гуманистическими аспектами спортивной деятельности (чувство удовольствия от формирования посредством занятий спортом качеств и способностей, характеризующих целостное развитие личности, возможности проявления в спортивной деятельности гуманных отношений к другим людям, от наблюдения за проявлением таких качеств, способностей и гуманных отношений на спортивных соревнованиях и т.п.), и негативные эмоциональные реакции на явления спортивной деятельности, противоречащие гуманистическим идеалам и ценностям, т эмоциональный (аффективный) компонент;
  • различные формы реального участия в тех или иных формах и видах спортивной активности с гуманистическими целями и задачами, усвоение знаний, позволяющих правильно понимать и ставить эти цели и задачи, а также соответствующих умений и навыков использования данной активности в целях своего целостного самосовершенствования - деятельностный компонент.

Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у индивида позитивного ценностного отношения к гуманистическим аспектам и функциям спорта является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков. К их числу относятся:

  • знания и соответствующие понятия (о том, что такое гуманизм, каковы его основные идеи, идеалы, ценности, в чем их специфика и т.д.), необходимые для гуманистической оценки спорта (его видов, разновидностей, компонентов);
  • знания и соответствующие понятия, характеризующие гуманистические аспекты и функции спорта (различных его видов, разновидностей, компонентов), их специфику, а также те факторы, от которых зависит гуманистическая ценность спорта;
  • фактологические знания - знания о конкретных фактах современного состояния и истории проявления в спорте (в различных его видах, разновидностях, компонентах) его гуманистических аспектов и функций;
  • знания, умения и навыки, необходимые для того, чтобы включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

Все эти знания, умения, навыки образуют предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков спортивно-гуманистической культуры личности. В структуре этой культуры они выполняют две основные функции. Во-первых, позволяют человеку ориентироваться в различных аспектах, функциях спорта и при этом отличать гуманистические аспекты и функции от множества других (ориентировочная функция). Во-вторых, обеспечивают его информацией, которая необходима для того, чтобы он мог с позиций гуманизма оценивать спорт (различные его виды, компоненты и т.д.), обосновывать свою оценку, а также включаться в те или иные формы спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

Значит, исходные знания, умения, навыки характеризуют:

  • базовую спортивно-гуманистическую образованность индивида, позволяющую ему с позиций гуманизма ориентироваться в мире спорта,
  • его информационно-операциональную готовность к спортивно-гуманистической деятельности. Важным компонентом спортивно-гуманистической культуры личности является также обоснование (осмысление, объяснение) позитивной гуманистической оценки спорта (тех или иных его видов, разновидностей, компонентов и т.д.) - рефлексивно-аналитический компонент этой культуры.

Такое осмысление (обоснование, объяснение) предполагает:

  • понимание важного значения идей, идеалов и ценностей гуманизма не только в общесоциальном, но и в личностном плане;
  • определение тех сторон, аспектов, функций спорта (какого-то его вида, компонента и т.д.), которые служат основанием для его позитивной оценки как явления, которое по своему гуманистическому потенциалу имеет ценность, социальный и/или личностный смысл;
  • учет тех факторов, от которых зависит реальная гуманистическая значимость спорта.

При обосновании (осмыслении, объяснении) позитивной оценки спорта с акцентом на его гуманистические аспекты и функции индивид может использовать: свой практический опыт; полученные в ходе учебы знания; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Еще один компонент («блок») гуманистически ориентированного ценностного отношения человека к спорту, а значит, его спортивно-гума-нистической культуры - результирующий.

Этот компонент характеризует результаты его деятельности по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом гуманистических идеалов, эталонов, норм, ценностей:

  • качества и способности, характеризующие целостное развитие личности;
  • стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма и т.п. Особенно важное значение в этом плане имеет сформированность у индивида двух характеристик целостно развитой личности.

А. Ориентация индивида на достижения. Такая ориентация, как отмечает известный современный философ из Германии и олимпийский чемпион Г. Ленк, является главным условием самореализации, самовыражения индивида. Личное достижение - фундаментальная ценность всей жизни человека, выражение его свободы, самоувлечения, самопредставления, самоутверждения. Ведь человек живет не только хлебом насущным. Ему нужны полные значимости задачи и цели, отвечающие смыслу. Поэтому принцип ориентации человека на личные достижения может выполнять важную воспитательную функцию, особенно в обществе, основанном на пассивном потреблении, на администрации и казенщине, имеющих тенденцию к попиранию любой индивидуальной активности, в мире кино и телевидения, поддерживающих пассивное отношение к всеобщей ориентации. В таком обществе благоденствие представляет реальную опасность для человека. Оно соблазняет его и уводит в сторону пассивности, гедонизма и к жизни, полной шаблонов и повсеместных форм сфабрикованной ленивой жизни с ее праздностью и роскошью. Но страна утопия, изобилующая молоком и медом, не является обещанным для человека гуманным раем - это проблема, явно возникающая в обществе растущего досуга. Эти мысли Г. Ленка адекватны тому пониманию целей и задач гуманистического воспитания, которое отстаивали в своих работах основатели гуманистической теории личности А. Маслоу и К. Роджерс.

Б. Гуманистически ориентированное поведение в спортивных соревнованиях и в других видах соперничества, которое, как минимум, предусматривает проявление мужества, воли, настойчивости для того, чтобы показать максимально возможный результат, одержать победу, но при этом отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперников, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий.

Указанные выше компоненты спортивно-гуманистической культуры личности, находящиеся в тесной связи с друг с другом, составляют структуру этой культуры. В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

  • вообще к спортивной деятельности и спорту (тем или иным их видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (гуманистическое общеспортивное отношение);
  • к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение). Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно-гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

С указанной точки зрения знания, характеризующие спортивно-гуманистическую культуру личности, подразделяются на две группы:

  • знания, которые характеризуют общую информированность индивида в гуманистических аспектах, функциях спорта, его видов, разновидностей и т. п. (гуманистические общеспортивные знания),
  • знания, характеризующие информированность в этих вопросах применительно к собственной спортивной активности, знания о гуманистических аспектах, функциях и гуманистическом значении для индивида той спортивной деятельности, которой он занимается (гуманистические Я-спортивные знания).

Под этим же углом зрения связанные со спортом умениями навыки, а также интересы, потребностные ценностные ориентации и оценки человека в структуре его спортивно-гуманистической культуры тоже подразделяются на «общеспортивные», если они относятся к спорту вообще, и «Я-спортивные» - затрагивающие собственную спортивную активность этого человека.

Аналогичным образом осмысление (объяснение и обоснование) индивидом позитивной гуманистической оценки спорта предполагает рефлексию в отношении этой оценки применительно к собственной спортивной активности и к спортивной деятельности в целом.

Таким образом, к числу основных особенностей спортивно-гуманистической культуры личности относятся следующие:

  • знание, понимание и позитивная оцен

Содержание
1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека. 3
2. Основные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний. 8
3. Самомассаж, цель использования, требования предъявляемые к процедуре самомассажа. 16
Литература 19

1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1) уровень здоровья и физического развития людей;
2)степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 процентов приходилось на мускульную силу человека, и домашних животных. В те времена лишь 4 процента энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин. В наше время, то есть немногим более столетия спустя, мускульной силой производится только 1 процент энергии.
Существенно изменились условия жизни людей. Физический труд в ряде производств чуть ли не полностью оказался вытесненным механизацией и автоматизацией. Раньше люди вынуждены были много ходить, переносить тяжести, достаточно трудиться в быту - колоть и пилить дрова, носить из колодца воду. Теперь к их услугам быстроходный и комфортабельный транспорт, изнеживающие жилищные условия - лифты, центральное отопление, горячее водоснабжение. Вот и получается, что миллионы людей сейчас испытывают «мышечный голод». В известной степени комфорт может лишить человека здоровья, если не включить в свою жизнь, в свой быт необходимую двигательную активность.
С глубокой древности известно значение чистого воздуха и физических упражнений в борьбе за здоровье и долголетие. Отец медицины - древнегреческий ученый Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни», а философ Платон утверждал, что «гимнастика есть целительная часть медицины». Римский ученый Галей неоднократно напоминал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
От греков и римлян высокая оценка значения физических упражнений для организма человека в основных чертах дошла до нашего времени. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различных формах как действенное средство оздоровления организма, предупреждения многих заболеваний, продления жизни.
Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд, потребовала от современного человека огромного нервного напряжения. А известно, что хроническое умственное утомление, и особенно переутомление, при отсутствии физической активности прежде всего неблагоприятно воздействует на центральную нервную систему. Это в первую очередь характеризуется снижением возбудимости коры головного мозга. Малая подвижность приводит к тому, что поступление нервных импульсов из мышц в мозг сокращается, а значит, нарушается нормальная деятельность важнейших органов и систем, нарушается и нормальный обмен веществ.
Чрезмерная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно-психического перенапряжения, и хроническое умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, вызывают наступление преждевременной старости, являются источником болезней, падения общей работоспособности.
Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: «Такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
И если в наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним, это не значит, что пропорционально уменьшаются требования к физическому развитию. Как раз наоборот: напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовки человека. Ведь занятия физкультурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу. Человек, поставивший перед собой цель добиться успеха в науке, осуществит свою мечту скорее, если будет регулярно заниматься физическими упражнениями, удачно соединит «голову с руками».
Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности........

Литература
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
2. Биология. Для поступающих в вузы /А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др.; под ред. В.Н. Ярыгина. М.: высшая школа, 1997-2000.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. – М.- 2001.
4. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для среднего профессионального образования. М. - 2002.
5. Физическая культура студента. Учебник для вузов/Под ред. В.И.Ильинича.– М. - 2001.

1. Спорт – явление культурной жизни

Актуальность вопроса «Спорт - явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

1.1 Компоненты физической культуры

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

2. Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция . Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

2.2 Общие функции спорта

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическая функция . Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Заключение

Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.

Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.


Список литературы

1. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.

3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.

4. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

6. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

7. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

8. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.


Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.