Государственная политика занятости. Создание новых рабочих мест. Центр занятости. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях кузнецов олег васильевич Создание новых рабочих мест увеличение

Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Ахмедова М.А. - специально для Демоскопа

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.

Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.

Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012 гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на 8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.

В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя 2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел. в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости населения с сохранением тенденции составил 70%.

Существенно изменилась структура занятости, что во многом обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе. Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%. Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2% в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).

Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения, %

Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему году

Численность занятого в экономике населения, млн. чел.

Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему году

Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста

Источник : Расчеты по данным Госкомстата и Министерства труда и социальной защиты населения

С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В результате реализации ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках реализации различных отраслевых программ , Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.

Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.

Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества, а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству 183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8 тыс. рабочих мест.

Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест.

Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.

Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8 тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий - банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих мест.

Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч

Источник : Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан

Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская, Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.

Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.

На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228 тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4% выпускников ССПО (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей занятости, в % от общего числа выпускников

Источник : расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:

  1. Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
  2. Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодалелям.
  3. 3. Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т.д.
  4. 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах, в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству и реализации продукции животноводства.
  5. 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники и пр.
  6. 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.

Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности подготовки кадров системой профессионального образования с точки зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение учебных заведений нового типа.

Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Рассчитывается как отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011-2013 годы.

Сегодня Московская область - лидер по количеству предложений для инвесторов среди регионов России.

В эфире телеканала «360°» губернатор Подмосковья затронул вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности региона и созданием рабочих мест.

Одна из перспективных компаний Коломенского г.о. - «Броен», где вчера побывал глава муниципалитета Денис Лебедев, - завершила модернизацию производственной линии.

Модернизация направлена не только на увеличение мощности предприятия, но и на расширение номенклатуры. Так, например, «Броен» теперь сможет выпускать газовую запорную арматуру диаметром до тысячи миллиметров.

Эту работу на заводе начали год назад, - говорит директор ООО «Броен» Кирилл ГОЛОВИН. - Для реализации проекта потребовалось 75 миллионов рублей. Это иностранные вложения.

Расширение предприятия позволило создать 15 новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Муниципалитет планомерно работает над привлечением инвесторов, чтобы предприятия разных отраслей приходили на нашу территорию, размещали здесь своё оборудование, производственные мощности и создавали новые рабочие места, - рассказывает начальник управления инвестиционного развития промышленности и сельского хозяйства администрации Коломенского г.о. Сергей Глущенко. - В наших силах помочь подобрать земельный участок для нового бизнеса и устранить бюрократические проволочки на стадии разработки проектной документации, согласований и различного рода разрешений.

В округе два индустриальных парка, которые могут стать площадками для бизнес-проектов.

За счёт областных средств наши парки были оснащены газом и электричеством, - поясняет Сергей Глущенко. - Сейчас работаем над созданием дороги к индустриальному парку «Центр» в районе деревни Андреевки. Её наличие - это одно из условий для прихода на нашу территорию немецкой компании «Кампа», которая привлечёт около 500 миллионов рублей инвестиций и позволит создать порядка 150 рабочих мест. Правительство области уже одобрило финансирование строительства дороги. Пока завершается этап проектирования.

Ещё один перспективный проект для муниципалитета - завод мясных деликатесов «Агрофуд». Его строительство начнётся в августе - сентябре. Это тоже достаточно большое предприятие, предполагается несколько сот миллионов инвестиций и создание около 150 новых рабочих мест.

На стадии получения различных разрешительных документов находится инвестпроект по строительству нового цеха предприятия «АДЛ» в Радужном. Он будет оснащён современным оборудованием. Проект потребует порядка миллиарда рублей инвестиций. В итоге появится около 200 новых рабочих мест.

Коломенцам будет, вероятно, интересно узнать, что у мясокомбината появился новый собственник, - говорит Сергей Леонидович. - Сейчас там наводят порядок - как в финансовой сфере, так и на прилегающей территории, и разрабатывают перспективный проект. Пока определяется, что же будет на этой промплощадке. Скорее всего - сфера деятельности предприятия поменяется.

Денис Буцаев, министр инвестиций и инноваций МО:

За последние 5 лет в Московской области создано 43 индустриальных парка, 12 технопарков и 2 особые экономические зоны. В настоящее время на разных стадиях создания находятся 36 площадок.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Коломенского г.о.

И создание рабочих мест нового поколения. Хотя официально зарегистрированная снижается, а занятость растет, это явление носит во многом временный характер и связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г., и нынешней конъюнктурой цен на нефть. Данный источник экономического роста и стабилизации занятости может скоро иссякнуть.

Важность данной проблемы определяется рядом факторов. Во-первых, в предстоящие пять лет экономически активное население России увеличится, по нашим оценкам, более чем на 4 млн. человек за счет прироста лиц трудоспособного возраста. Чтобы не допустить резкого всплеска безработицы среди молодежи, для всех вступающих в трудоспособный возраст необходимо создать дополнительные рабочие места. Во-вторых, в связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10 лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60 – 70% и в ближайшие пять лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места. В этой связи в течение пяти – семи лет необходимо, по существу, воссоздать на новой основе систему действующих рабочих мест практически всей индустриальной сферы, что потребует, по нашей оценке, не менее 50 млрд. долл. Такие средства можно было бы изыскать, если бы стране не приходилось расплачиваться по внутренним и внешним долгам, составляющим примерно аналогичную величину.

Воссоздание системы действующих рабочих мест актуально, прежде всего, для крупного и среднего бизнеса в традиционных отраслях и производствах, где сосредоточена подавляющая их часть, требующая реконструкции. В условиях начавшегося в последние два года роста инвестиционной активности существуют предпосылки того, что данную проблему крупный и средний бизнес может решить сам.

Что касается создания дополнительных рабочих мест, то, учитывая длительную тенденцию сокращения занятости на крупных и средних предприятиях, решение этой задачи ложится в основном на малый бизнес, но и тут существуют серьезные проблемы. В течение последних лет он переживает кризис. Занятость здесь (около 900 тыс. человек), а также доля малого предпринимательства в ВВП (менее 10%) стабилизировались на уровне, достигнутом около пяти лет назад, что совершенно не соответствует ни стоящим перед страной задачам, ни мировой практике развития данной сферы.

Сложилась и реально не меняется нерациональная отраслевая структура малого предпринимательства. Индустриальная (прежде всего промышленная) и научно-инновационная составляющие занимают в нем незначительное место при преобладании торговли, общественного питания, посредническо-сбытовой деятельности.

В целом уровень и динамика развития малого предпринимательства не дают оснований рассчитывать на его помощь в решении вопросов занятости. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса на базе четко очерченных отраслевых приоритетов с позиций именно этих задач представляется чрезвычайно важной.

Даже если из совокупности проблем занятости выделить только вопрос о создании дополнительных рабочих мест для лиц, вступающих в трудоспособный возраст, то и его решение представляется крайне сложным.

Прежде чем приступить к изложению предлагаемых нами методов решения поставленной проблемы, хотелось бы подчеркнуть большее относительное значение в этом плане роста инвестиционной активности по сравнению с ростом производства. Наши исследования показали, что прироста занятости по приросту капиталовложений на 30% выше, чем эластичность прироста занятости по приросту ВВП. Это, в принципе, понятно, так как прирост производства в первую очередь сказывается на повышении производительности труда и сокращении скрытой безработицы, тогда как прирост инвестиций – на увеличении числа рабочих мест и соответственно занятости. В свою очередь прирост занятости отражается на уровне совокупных : по нашим данным, прирост занятости на один процентный пункт дает снижение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня на три процентных пункта.

Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест.

Исходный пункт при разработке таких программ – определение понятия социально приемлемого уровня занятости в стране или регионе и установление его численного значения. От того, как будет решен этот вопрос, зависят как общее число рабочих мест, которое необходимо создать, так и их профессиональная и отраслевая структуры.

Под социально приемлемым мы понимаем уровень занятости (безработицы), при котором степень социальной напряженности составит величину, равную или меньшую порогового значения, установленного для региона на данный период.

Наиболее простым с точки зрения методики расчетов было бы задание предельно допустимой нормы регистрируемой безработицы. Однако недостатки такого подхода очевидны, так как этот показатель, особенно в настоящее время, не отражает ни остроты реальной ситуации на , ни тем более населения страны или региона.

Нами предложен интегральный критерий оценки степени социальной напряженности в регионе, который можно применять при разработке региональных программ содействия занятости и создания рабочих мест. Оценка осуществляется путем формирования единого числового показателя на базе ряда индикаторов, дающих представление о состоянии занятости и уровня жизни.

В числе показателей, характеризующих занятость, учитываются:

Норма общей безработицы;
- средняя продолжительность регистрируемой безработицы;
- доля лиц, работающих в режиме неполной занятости;
- уровень скрытой занятости.

К показателям, характеризующим уровень жизни, относятся:

Удельный вес граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
- доля прожиточного минимума в среднедушевом доходе;
- степень дифференциации доходов населения.

Умножая вектор параметров занятости и уровня жизни в регионе на вектор нормирующих коэффициентов, получаем показатель степени социальной напряженности.

При определении социально приемлемого уровня занятости следует учитывать не только необходимость снижения степени социальной напряженности, но и возможность этого в данный период. Для установления такой возможности нужно рассчитать суммарные на создание новых и поддержание действующих рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой. Для этого нами разработана соответствующая методика, учитывающая, в том числе специфику малого бизнеса.

Оценка стоимости вновь вводимого рабочего места на средних и крупных предприятиях предполагает проведение расчетов по определению трех ее относительно не зависимых составных частей:

1) активной части, включающей стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и т.д., необходимых для осуществления трудовой деятельности;
2) пассивной части, представляющей стоимость зданий и сооружений производственного назначения, отнесенную к одному рабочему месту;
3) , необходимых для нормального функционирования рабочего места.

Оценка стоимости поддержания действующих рабочих мест в общем случае складывается из затрат на их текущий и капитальный ремонт и выплат работникам.

Что касается малого бизнеса, то стоимость ввода рабочего места в этой сфере включает стоимость его активной части и оборотных средств, так как здесь, как правило, нет необходимости возводить здания и сооружения. В некоторых случаях она ограничивается только стоимостью оборотных средств и арендной платой или платежами.

Следующий шаг – разработка методики оценки числа сопряженных рабочих мест, которые необходимо создать по цепочке межотраслевых связей для нормального функционирования вновь введенных прямых рабочих мест (например, при создании 1 тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число новых рабочих мест на транспорте, в строительстве и т.д.). В основе такой методики лежит аппарат межотраслевого баланса.

При отсутствии необходимых сопряженных рабочих мест требуются капиталовложения на их формирование. Если же в сопряженной отрасли имеются неиспользуемые рабочие места, то создание прямых рабочих мест обеспечит их функционирование. В любом случае при реализации программы ввода новых рабочих мест сопряженные рабочие места не требуют прямых дополнительных инвестиций, поскольку обеспечены спросом на свою продукцию за счет создания прямых рабочих мест.

Предлагаемая методика оценки числа сопряженных рабочих мест дает возможность выявлять наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест в рамках выделенных инвестиций. Предположим, что для такой программы определен некоторый фиксированный объем капиталовложений. Зная стоимость ввода нового рабочего места и коэффициенты сопряженности, легко рассчитать число прямых рабочих мест, которые возникнут в этой отрасли, и сопряженных рабочих мест, создаваемых или сохраняемых в других отраслях без инвестиционных затрат. Таким образом, можно ранжировать отрасли по числу рабочих мест на единицу инвестиционных затрат.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Всемирный Банк (ВБ) представил в России новый «Доклад о мировом развитии - 2013».

В нем исследуется проблема занятости. Общая для всех стран рекомендация - применять государственное стимулирование для создания новых рабочих мест, а не бросать ресурсы на консервацию прежних.
ВБ доказывает, что занятость играет центральную роль в процессе и экономического, и политического развития. Экономика не будет расти, если не создаются новые рабочие места - и это должны быть места, соответствующие запросам общества, с приличной оплатой и с выпуском конкурентоспособной продукции.

Политическая ситуация не может быть стабильной, если все большая часть людей не могут найти себе достойное рабочее место. Чрезвычайно важно, что такие виды занятости существуют не только в официальном секторе; в зависимости от ситуации в стране преобразующую роль может сыграть и занятость в неофициальном секторе», - особо отмечается в докладе.
Так ВБ предлагает, кажется, игнорировать важнейшую на сегодня проблему, когда в охваченных кризисом странах люди находят заработки на неофициальных работах, что мы видим и в Испании, и в Китае. Для авторов доклада важнее, что так или иначе, но работа находится. Вопрос о налогообложении этого сектора в данном докладе не рассматривается.

Отмечается, что «Частный сектор является локомотивом создания новых рабочих мест - в этом секторе в развивающихся странах занято 90 процентов работающих. Однако правительство играет важнейшую роль, обеспечивая создание условий для мощного роста экономики при ведущей роли частного сектора и устраняя препятствия на пути создания частным сектором рабочих мест, благоприятствующих развитию».

Приводится статистика. «Наиболее показательный пример роста занятости за счет развития частного сектора дает Китай. В 1981 году в частном секторе работали 2,3 млн. человек, тогда как на государственных предприятиях (ГП) - 80 миллионов. Двадцать лет спустя частный сектор, где трудились 74,7 млн. работников, впервые обошел по числу занятых ГП, на которых насчитывалось 74,6 млн. работников, - говорится в докладе. - В противоположность среднемировой картине, в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки основным работодателем является государство, и это может объясняться особенностями политической экономии в период после обретения независимости, а в некоторых случаях - и большими доходами от продажи нефти».

Всемирный банк рекомендует правительствам основные усилия сосредоточить на стимулировании создания высокопроизводительных и конкурентоспособных новых рабочих мест, а не поддерживать финансовыми инъекциями формальную занятость на предприятиях, не способных выпускать пользующуюся спросом продукцию и платить работникам достойные зарплаты.
Конкретные рекомендации подразумевают три этапа действий правительств, озабоченных созданием цивилизованных рабочих мест для своих народов.

Первый - обеспечение политических основ, включая макроэкономическую стабильность, благоприятную деловую среду, инвестиции в человеческий капитал и верховенство закона.
Второй этап подразумевает продуманную политику в сфере труда, которая может помочь обеспечению на базе экономического роста возможностей для трудоустройства. При этом ВБ советует помнить, что такого рода меры должны дополняться более широким подходом к созданию рабочих мест, который не ограничивался бы только рынком труда.
Третий этап - правительствам следует в стратегическом плане определить, какие виды занятости могут (с учетом особенностей страны) внести наибольший вклад в развитие, устранить или компенсировать препятствия, не позволяющие частному сектору создавать больше подобных рабочих мест. То есть, в одних странах эффективно помогать в организации банановых плантаций, а в других - в развитии ракетостроения.
Россия подвержена двум серьезным рискам для развития рынка труда, отмеченным в докладе: у страны масса ресурсов, а население стареет.

В странах, богатых ресурсами, часто власти не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. ВБ приводит пример государств Персидского залива. Там почти все население занято в нефтедобыче, на других рабочих местах трудятся иностранцы.
А в странах со стареющим населением часто снижается общая производительность труда, так как там «необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения». Здесь рецепт известен: ВБ рекомендуют обеспечивать «высококвалифицированную занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда».

Президент Группы Всемирного банка Джим Ен Ким так коротко и ясно изложил смысл объемного доклада ВБ: «Хорошая работа способна изменить жизнь человека, а столь необходимые рабочие места могут преобразовать общества в целом. Создание рабочих мест должно стать приоритетом для правительств в целях стимулирования процветания и борьбы с бедностью в своих странах… важно, чтобы правительства эффективно взаимодействовали с частным сектором, на долю которого приходится 90 процентов всех рабочих мест.
Поэтому, нам необходимо найти наиболее эффективный способ для стимулирования роста небольших предприятий и фермерских хозяйств. Рабочие места дают людям надежду и являются залогом мира. Благодаря созданию рабочих мест, обстановка в странах на грани конфликтов может стабилизироваться».

В докладе нет отдельной главы по России. Но можно предположить, что в ней должно было бы быть написано. Что во всех странах, которые принято считать развитыми или хорошо развивающимися, стабильно растет малый и средний бизнес. В благополучные годы этот сектор обеспечивает минимум половину ВВП государств.
В кризисные - он же находит способы предоставить людям работу и, соответственно, гарантировать заработки. В России за последние 10 с лишним лет доля малого и среднего бизнеса неуклонно снижается. Этот сектор у нас обеспечивает не более 20-25 процентов ВВП. В кризисные времена этот сектор в России первым попадает по удар и не может организовывать рабочие места для населения.

Соответственно, государство вынуждено увеличивать социальные затраты, а это ведет к повышению налогов. Повышение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (да и арендной нагрузки, и прочих взносов), продолжает сокращать число рабочих мест в малом и среднем бизнесе, а значит - ведет к новому повышению налогов…

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кузнецов Олег Васильевич. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07: Москва, 1999 180 c. РГБ ОД, 61:99-8/1367-9

Введение

Глава 1. Особенности системы стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников путем предоставления инвестиционных средств на конкурсной основе 21

1. Сущность и понятийный аппарат системы стимулирования создания новых рабочих мест путем предоставления предприятиям инвестиционных средств. 21

2. Определение элементов системы стимулирования создания новых рабочих мест на основе предоставления предприятиям инвестиционных средств 46

3. Раскрытие социально-экономических и других возможностей системы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест 65

Глава 2. Конкурсность проектов создания новых рабочих мест и их финансовое обеспечение 77

1. Определение условий представления проектов по созданию новых рабочих мест на конкурс 77

2. Оценка проектов создания новых рабочих мест и определение величины инвестиционных средств 88

3. Источники инвестиционных средств на создание новых рабочих мест и порядок их предоставления 113

Глава 3. Разработка проектов (бизнес-планов) создания новых рабочих мест 129

1. Общие положения проектов 129

2. Расчет необходимых затрат на реализацию проектов создания новых рабочих мест 140

3. Расчет экономической эффективности 148

Заключение 156

Литература 162

Приложения 170

Введение к работе

Создание новых рабочих мест - объективный процесс развития экономики. Он постоянно обуславливается ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Создание новых рабочих мест стимулируется научно-техническим прогрессом, задействованием новых производств и, по большей части, увеличением действующих. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения.

Переход России к рыночной экономике принципиально изменил условия создания новых рабочих мест.

Произошел глубокий спад производства. Частично или даже полностью прекратили работу тысячи предприятий. Крайне замедлились процессы создания новых производств, модернизации и реконструкции действующих. Практически замерла инвестиционная деятельность, в то время как глобальный характер структурной перестройки требует огромных вложений в новые отрасли и предприятия, в модернизацию и реконструкцию действующих производств.

Валовые инвестиции в народное хозяйство не превышают реальных амортизационных отчислений, что ведет к физическому и моральному износу основных производственных фондов, снижает потребности в новом оборудовании. Амортизационные средства расходуются на инвестиции на 25%. Те же относительно небольшие инвестиции, которые выделяются государством, расходуются не эффективно. Путем лоббирования они часто направляются на поддержку убыточных предприятий, не имеющих перспектив развития.

К сказанному следует добавить недейственные финансовую и налоговую системы, высокий банковский процент на предлагаемые кредиты, давление на российский рынок импортных товаров, забвение в экономической политике главным звеном народного хозяйства - предприятием.

В итоге, в 1998г. объём внутреннего валового продукта, как и промышленного производства, составил около 50% от дореформенного объема. Доля неплатежеспособных, убыточных предприятий перевалила за 40%. Несмотря на все заверения государственных властей, положение не улучшается.

В этих условиях процесс создания новых рабочих мест катастрофически замедлился, более того началось массовое сокращение имевшихся на предприятиях рабочих мест, а многие фактически существующие рабочие места либо не используются, либо используются частично.

Имеются многочисленные данные об опережающем выбытии рабочих мест по сравнению с вводом новых. Так, по расчетам Института труда Минтруда России, только в 1994г. в промышленности выбытие рабочих мест составило 643 тыс. единиц, в то время как новых было введено лишь 160 тыс. В целом по народному хозяйству за истекший период реформы было ликвидировано около 10 млн. рабочих мест. И это несмотря на одновременное осуществление мероприятий по сохранению рабочих мест за счет предоставления определенных субсидий предприятиям, которые собирались сократить рабочие места и излишнюю численность.

Очевидно, что в этих условиях должна сокращаться численность в отраслях реальной экономики. За четыре года реформы (1991-1995г.) в промышленности она уменьшилась на 4,1 млн. человек или на 20%. Отсюда рост безработицы. Ее общий реальный уровень оценивается в 9-10% экономически активного населения, хотя зарегистрированные безработные составляют лишь около 4% этого населения. Массовый характер приняли отпуска по инициативе администрации, работа неполный рабочий день и, если так можно сказать, фактическое присутствие на работе, а не высокопроизводительная работа. В таком режиме в настоящее время заняты на предприятиях миллионы людей.

Если представить себе, что требования реформирования экономики начнут реально выполняться, и в связи с этим излишняя численность на предприятиях станет недопустимой, так как она резко снижает эффективность их работы, также недопустимым станет сохранение тысяч убыточных предприятий, а темпы структурных преобразований ускорятся, то число незанятых людей в обществе должно будет подскочить до 10-15млн. человек или до 20% от численности экономически активного населения.

Сказанное является подтверждением того, что проблема создания и сохранения рабочих мест при обеспечении оптимальной и высокопроизводительной занятости трудоспособных граждан является одной из острейших экономических и социальных проблем современного этапа преобразования экономических и всех других отношений в России. Если ее не решить, последствия окажутся губительными для всех областей общественной жизни. Стагнация производства будет продолжаться, кадровый потенциал - разрушаться, жизненный уровень населения - снижаться, социальная напряженность - усиливаться.

Не случайны, поэтому выработка и принятие Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. № 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 928 "О мерах Правительства Российской Федерации по созданию рабочих мест" и Постановления Правительства "О федеральной целевой программе занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

В Указе Президента РФ справедливо отмечается, что способность скла дывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, и поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования. При этом главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере должно явиться формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. С этой целью должны быть созданы механизмы, обеспечивающие большую адресность государственной поддержки, в том числе оказание финансовой помощи, в целях сохранения и создания рабочих мест.

Со своей стороны скажем, что необходимость решения проблемы занятости на общегосударственном уровне связана не только с предотвращением роста безработицы, что в настоящее время является проявлением превышения спроса трудоспособных граждан на рабочие места в сравнении со спросом на рабочие места экономики. В России, в отличие от развитых западных стран, практически нет абсолютных экономических границ расширения занятости, поскольку нет опасности перепроизводства товаров, Емкость товарного рынка практически не ограничена. Потребности бедного в своей массе населения удовлетворяются так плохо, что решение этого вопроса требует значительного увеличения производства почти во всех отраслях. При этом, однако, оживить многие ранее процветавшие производства не удастся. Такова логика структурной перестройки народного хозяйства. Вот почему создание рабочих мест понадобится там, где их нет. Из тех же отраслей и предприятий, которые сейчас имеют значительную излишнюю численность, но не имеют перспектив развития, придется высвободить сотни тысяч людей. Последние должны будут найти работу в развивающихся отраслях и производствах.

В двух отмеченных общегосударственных документах определен длинный перечень значимых задач и мероприятий, направленных на решение проблемы занятости в нашей стране. Обратим внимание лишь на те, которые имеют отношение к теме диссертации.

Очевидно, что общая, отраслевая и региональная потребности населения в рабочих местах, как на текущий период, так и на перспективу, должны определяться на основе демографических прогнозов и всестороннего анализа данных о численности и структуре занятых и безработных, количестве и структуре имеющихся рабочих мест, на изучении спроса и предложения на рабочие места, исходя из направлений и темпов развития тех и других производств, выборе приоритетных направлений создания новых рабочих мест, других факторов.

Для внесения принципа плановости в решение задачи занятости имеется в виду разрабатывать "Генеральные схемы создания рабочих мест" с их отраслевой и региональной разбивкой. В них должны определяться параметры общей потребности в рабочих местах, рациональная структура занятости, другие важные показатели, определяющие характер и масштабы проведения работы по созданию рабочих мест. Генеральные схемы будут учитываться при разработке федеральных, отраслевых и региональных целевых программ создания новых рабочих мест. Причем на их реализацию ежегодно, начиная с 1997г., в государственном бюджете должны предусматриваться финансовые ресурсы.

Следовательно, и это чрезвычайно важно, мероприятия по созданию рабочих мест должны разрабатываться и осуществляться на всех уровнях управления: федеральном, отраслевом, региональном - как субъектами Российской Федерации, так и муниципальными образованиями, на уровне объединений и предприятий. Применительно к каждому из этих уровней должны вырабатываться эффективные механизмы стимулирования процесса создания рабочих мест.

В документах указывается на необходимость повышения инвестиционной активности всех экономических субъектов, создание системы конкурсности в предоставлении кредитов и ссуд. Без надежного и масштабного инвестирования средств в реальную экономику невозможен существенный подъем производства, оживление имеющихся и создание новых рабочих мест. В этой связи обращается внимание на повышение роли Государственного фонда занятости населения. В настоящее время программы содействия занятости, которые финансируются за счет этого фонда, по большей части являются программами поддержки безработных и не решают задачи создания рабочих мест.

Требуются меры по повышению конкурентоспособности отечественной рабочей силы, что связано с улучшением качества создаваемых рабочих мест, обеспечением на них высокопроизводительной занятости, как основы роста заработной платы, усиления заинтересованности работников в высоких результатах труда.

Должна быть создана эффективная система территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, что напрямую затрагивает вопросы подготовки и переподготовки кадров, жилищного строительства и др.

Должна быть усилена роль и повышена ответственность участников социально-трудовых отношений за обеспечение оптимальной и высокопроизводительной занятости. Социальное партнерство должно активно вторгнуться в эту область социально-экономической жизни.

Имеются и другие задачи и мероприятия в сфере создания рабочих мест: улучшение использования производственных мощностей, развитие общественных работ, внесение изменений в налоговое законодательство и др.

Однако все отмеченные выше задачи и мероприятия успешно могут реализоваться лишь в условиях политического курса на подъем экономики. В противном случае многое из того, что хорошо изложено на листах бумаги, останется только на них, 1997-1998 годы- лучшее тому подтверждение.

Но при всех негативных сторонах текущего момента социально-экономического развития страны есть острая необходимость в научно-практической разработке многих вопросов, определенных в общегосударственных документах. Очевидно, что для этого потребуется не одна разработка, может быть подготовлена не одна диссертация. Настоящая диссертация посвящена стимулированию создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников путем предоставления предприятиям инвестиционных средств.

Речь, таким образом, идет о стимулировании создания рабочих мест. Но в эту широкую тему вносится ряд ограничений.

Первое. В диссертации рассматривается экономическое стимулирование предприятий в форме предоставления им инвестиционных средств, т.е. инвестиционное стимулирование. В плановой экономике стимулирование создания рабочих мест может быть в форме соответствующего формирования фондов экономического стимулирования или премирования руководящих работников предприятий, т.е. в форме непосредственного материального стимулирования коллективов предприятий и их отдельных групп работников. В рыночной экономике материальное, экономическое стимулирование создания рабочих мест на предприятиях приобретает иные формы.

Второе. В диссертации рассматривается стимулирование создания новых рабочих мест. Мы уже отмечали, что на предприятиях промышленности и других производственных отраслей имеются сотни тысяч не используемых, но и не ликвидированных рабочих мест. При подъеме экономики часть из них будет задействована вновь. Здесь также понадобятся определенные стимулы. Но применять инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест было бы неправильно, т.к. присущим ему объектом стимулирования является создание новых рабочих мест на основе научно-технических и организационных мероприятий.

Третье. Стимулирование создания новых рабочих мест рассматривается в диссертации применительно к действующим предприятиям. При этом очевидна возможность и необходимость использования такого стимулирования и для вновь создаваемых предприятий, в особенности малого и среднего бизнеса, что позволяет задействовать многие рабочие места. Как показывает опыт, без стартового капитала на приобретение или аренду производственных помещений, станочного и другого оборудования такие предприятия создать крайне трудно.

Четвертое. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может использоваться в интересах роста производительности труда и сокращения численности работников. Это обычное следствие научно-технического прогресса. Но нам необходимо такое стимулирование, которое позволяло бы разрешать противоречие между научно-техническим прогрессом как средством высвобождения численности персонала и острой потребностью в новых рабочих местах для трудоустройства работников. Именно такое стимулирование рассматривается в диссертации. При этом не случайно говорится о работниках предприятия, а не о незанятых гражданах, безработных. Дело в том, что при реконструкции и модернизации производства новые рабочие места могут заполняться имеющимися на предприятии работниками без привлечения работников со стороны, т.е. незанятых граждан. Трудоустройство не только "чужих", но и "своих" исключительно важно, поскольку в противном случае последние должны будут пополнить армию безработных граждан.

Так выкристаллизуется одно из научных и практических направлений создания рабочих мест, а именно, инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников.

Научно-практическая разработка этой темы представляется нам социально и экономически значимой. Она актуальна, поскольку такое стимулирование, как показывает опыт, может использоваться и в условиях стагнации экономики.

Рассмотрим многоплановое социально-экономическое значение инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников.

1. На основе такого инвестиционного стимулирования достигается целенаправленное стимулирование создания новых рабочих мест. Любые другие инвестиции в развитие производства могут также содержать определенные требования по созданию новых рабочих мест. Скажем, вложение средств в создание нового производства или расширение действующего; при этом одним из условий инвестиционного проекта является создание определенного количества новых рабочих мест. Но в данном, как и во многих других случаях, создание новых рабочих мест находится на втором или даже третьем плане.

К этому следует добавить то, о чем уже шла речь. Инвестирование средств в производство заинтересовывает предприятия во внедрении высокопроизводительной техники, которая требует относительно малой численности или даже ее сокращения. С точки зрения экономического роста -это правильно, т. к. обеспечивает экономию одной из важных затрат на производство продукции. Заинтересованность предприятия в увеличении численности, создание новых рабочих мест возникает лишь тогда, когда такой путь экономического роста сулит ему определенную выгоду. Такая выгода может быть обеспечена на основе инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников. Но оговоримся сразу: это вовсе не означает снятия задачи повышения эффективности производства. Об этом речь пойдет ниже.

Целенаправленность рассматриваемой формы инвестиционного стимулирования на стимулирование создания новых рабочих мест позволяет заинтересовать предприятие не просто в увеличении занятости, но использовании на производстве отдельных групп населения, и в первую очередь слабо защищенных слоев. А нужда в этом имеется большая. Так, анализ зарегистрированных безработных свидетельствует о непомерно высокой доле в их числе женщин, молодежи и инвалидов. Очевидно, что заставить предприятия принимать на работу эти, как и некоторые другие категории населения (беженцев, вынужденных переселенцев, лиц освобожденных из заключения и др.), невозможно или чрезвычайно трудно. Лимиты по приему на работу отдельных категорий населения, которые устанавливались государственными органами в плановой экономике, вышли, если так можно сказать, из моды. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может с успехом заменить эту практику. В противном случае социальные противоречия в обществе будут возрастать.

Молодежь, не находя работу в реальном секторе экономики, будет все больше втягиваться в неформальную занятость в теневой экономике, пополняя и так разросшиеся ряды преступного мира. Безработные женщины, в особенности одинокие матери, лишаются возможности нормально растить детей. Инвалиды, лишенные дополнительного заработка сверх пенсии, теряют возможность приобретения необходимых им лекарств и т.д.

2. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может быть одновременно действенным средством стимулирования расширения и повышения эффективности производства. Все дело состоит в том, какие рабочие места будут созданы. Если это будут отсталые, с точки зрения технического и организационного уровня, рабочие места, то в таком случае нечего ожидать повышения эффективности производства. Но если эти рабочие места будут соответствовать научно-техническому прогрессу, то одновременно с созданием таких мест будет обеспечен рост и повышение эффективности производства. Все зависит от условий предоставления инвестиционных средств. И здесь большую роль должны играть государственные органы, опирающиеся в своей деятельности на анализ как экономической, так и социальной ситуации.

Возможности инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест велики. Оно может положительно влиять практически на все социально-экономические стороны развития предприятия: расширение производства, улучшение использования производственных мощностей, внедрение новой техники и технологии, модернизацию и реконструкцию производства, повышение квалификации кадров, структурную перестройку, создание хороших, с точки зрения условий труда, рабочих мест и др. Таким образом, в результате инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест имеется в виду создание не просто рабочих мест, а таких, которые обеспечивают высокопроизводительную занятость работников.

3. Следовательно, инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест через высокопроизводительную занятость является реальным средством повышения оплаты труда занятых работников. Если же учесть, что в числе занятых может быть значительна доля работников, которые относятся к слабозащищенным слоям населения, то такое стимулирование является хорошей материальной поддержкой молодежи, женщин, инвалидов, других категорий граждан.

4. В условиях дефицита государственного бюджета, а это положение будет изменить не просто, важно использовать все возможные источники средств для инвестирования в экономику: средства государственного бюджета, внебюджетные фонды и, во чтобы то ни стало, привлечь средства самих предприятий. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях позволяет это сделать. Оно дает возможность перенести эту форму инвестирования в регионы, т.е. непосредственно приблизить ее к предприятиям, увязать инвестиционное стимулирование с их реальными потребностями в рабочей силе, а также потребностями занятости в регионе с учетом структурной перестройки.

У большинства предприятий могут быть мобилизованы определенные средства на развитие производства, но этих средств часто не хватает, и, кроме того, направления использования средств не всегда совпадают с интересами региона. Инвестиционное стимулирование позволяет восполнить недостающие средства, объединить все возможные средства и направить их в нужное русло.

5. В условиях нехватки инвестиционных средств необходимо искать пути повышения их отдачи. Решение вопросов занятости за счет создания новых предприятий крайне дорого. По расчетам Института труда Минтруда России, затраты на создание одного рабочего места в ценах на 01.01.1996г. были (в млн. руб.) в промышленности - 346, машиностроении - 165, легкой промышленности - 147, промышленности строительных материалов - 286. Что же касается создания одного рабочего места на действующих предприятиях, то они, при определенном отборе отраслей и предприятий, в 10 раз меньше. Отпадает необходимость в строительстве зданий и сооружений, подъездных путей и других коммуникаций; здесь имеется готовая социальная инфраструктура и т. д. Отсюда несомненная выгода в использовании рассматриваемой формы инвестиционного стимулирования.

6. Главным полем использования инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест являются малые и средние предприятия. Они относительно некапиталоемкие, с быстрой капиталоотдачей, хорошо восприимчивы к научно-техническим новшествам, лучше приспосабливаются к рыночным отношениям, скорее накапливают капиталы. Но при всем этом такие предприятия - а их развитие является столбовой дорогой реструктуризации народного хозяйства - часто испытывают трудности с аккумулированием необходимых средств на научно-технические мероприятия, ощущают недостаток оборотных средств, испытывают трудности с получением банковских кредитов. Помочь им в этих вопросах означало бы активизировать предпринимательскую деятельность малого и среднего бизнеса в нужном для реальной экономики направлении, в том числе в создании новых рабочих мест.

Заканчивая рассмотрение формулирования темы, ее значения и актуальности, хотелось бы подчеркнуть, что инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников стоит в ряду мероприятий по усилению социальной ориентированности экономики, достижению эффективной высокопроизводительной занятости населения и повышению его благосостояния.

Вопросам занятости, трудоустройства, создания и сохранения рабочих мест, также как инвестирования средств в экономику, посвящено немало научных работ. Что же касается темы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников, то она до настоящего времени практически не исследовалась.

Целью диссертационного исследования является определение места инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников в системе мероприятий по обеспечению эффективной, высокопроизводительной занятости населения и выработка действенного механизма такого стимулирования на практике.

В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи:

Уточнить понятийный аппарат в сфере создания и сохранения рабочих мест;

Раскрыть сущность инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников;

Показать место и роль инвестиционного стимулирования в решении задач занятости населения и повышения эффективности труда;

Установить из каких элементов (звеньев) строится система инвестиционного стимулирования;

Разработать показатели и критерии оценки проектов создания новых рабочих мест;

Рассмотреть действующий порядок предоставления предприятиям инвестиционных средств и контроля за выполнением договорных обязательств и внести предложения по улучшению этого порядка;

Проанализировать практику разработки проектов создания новых рабочих мест с целью ее совершенствования.

Предметом исследования является стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников на основе предоставления предприятиям инвестиционных средств на конкурсной основе.

В качестве объектов проведенного исследования выступают предприятия Москвы, принимавшие участие в подготовке конкурсных проектов по созданию новых рабочих мест, а также органы государственного управления Москвы, организующие инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды ученых-экономистов, создателей трудовой теории стоимости, сформулировавшие закономерности воспроизводства рабочей силы, взаимодействие факторов труда с другими факторами производства. При разработке избранной темы были использованы законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства России.

В диссертации использованы данные официальной статистики, материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, постановления и распоряжения Московского правительства и его органов, научные разработки Института труда Минтруда России и других научных организаций.

В ходе подготовки диссертации использованы методы сплошного и выборочного исследования, группировка фактических данных, сравнительный анализ, другие методы обработки статических и фактологических материалов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

Развит понятийный аппарат в сфере создания и сохранения рабочих мест, и в частности, определены три вида создания новых рабочих мест, что имеет принципиальное значение для осуществления мероприятий по расширению и улучшению занятости рабочей силы;

Раскрыта сущность инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест, как необходимого дополнения к используемым различным финансово-экономическим системам. Главной отличительной особенностью инвестиционного стимулирования является то, что объектом стимулирования является непосредственно создание новых рабочих мест, а средством стимулирования - предоставление предприятиям финансовых ресурсов на конкурсной основе проектов создания новых рабочих мест;

Установлены элементы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест, которые объединены в восемь крупных блоков, раскрывающих механизм инвестиционного стимулирования;

Разработана система показателей оценки проектов создания новых рабочих мест, из них отобраны те, которые должны использоваться в критериальной оценке проектов; показан механизм воздействия критериев оценки на величину выделяемых предприятиям инвестиционных средств, что и определяет в первую очередь действенность инвестиционного стимулирования;

Предложены существенные изменения в действующий порядок предоставления предприятиям инвестиционных средств и контроля за выполнением проектов создания новых рабочих мест. Главным в этом отношении должны стать квартальные отчеты предприятий о фактическом выполнении важнейших показателей проектов и использование экономических санкций, размеры которых должны быть увязаны с критериальной оценкой показателей проектов;

Сформулированы предложения по улучшению практики разработки проектов создания новых рабочих мест.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней даны научно-практические рекомендации по инвестиционному стимулированию создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников. Поэтому основные положения, подходы и методы, изложенные в работе, могут использоваться при совершенствовании нормативно-правовой базы по регулированию инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест, а также практическому проведению инвестиционных конкурсов, выделению предприятиям-победителям инвестиционных средств и контролю за выполнением предприятиями, взятых на себя обязательств.

Апробация работы нашла выражение в публикациях автора по теме диссертации. Результаты исследования опубликованы в 2 работах общим объемом 1,7 п.л. Автор непосредственно участвовал в разработке проекта создания новых рабочих мест на одном из московских предприятий: ОАО "Мебельная фабрика".

Структура, содержание и логика исследования. Логика исследования предопределена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Структура работы представлена в оглавлении диссертации.

Определение элементов системы стимулирования создания новых рабочих мест на основе предоставления предприятиям инвестиционных средств

Инвестиционное стимулирование развития производства требует разработки предприятиями бизнес-планов, в которых определяются организационно-технические, экономические и социальные мероприятия, подлежащие выполнению предприятиями в установленные сроки. Главными мероприятиями бизнес-планов является внедрение новой техники и технологии, а также выпуск новой конкурентоспособной продукции по ценам, обеспечивающим предприятиям достаточную прибыль для нормального функционирования и возврата в рамках определенного времени полученных инвестиций. Бизнес-планы содержат и мероприятия, связанные с занятостью, изменением численности персонала и его квалификационной структуры, а также повышением заработной платы.

Казалось бы, отмеченных форм стимулирования вполне достаточно, чтобы стимулировать создание новых рабочих мест и решение вопросов занятости. Но это не так.

Во-первых, в сегодняшних условиях развития страны широко и эффективно использовать такое стимулирование не представляется возможным. Главная причина - у государства, равно как и у предприятий, нет достаточных денежных ресурсов.

Предоставление населению кредитов не только требует значительных средств, но сопряжено с тем, что возврат кредитов происходит обычно длительное время. В противном случае эта форма стимулирования не может найти широкого применения. В условиях острого финансового голода ни государственные органы, ни предприятия не способны пойти на широкое кредитование населения. Аналогично с продажей товаров в рассрочку. Она требует, чтобы у предприятий были значительные финансовые резервы. Иначе невозможно покрывать текущие затраты на производство. Ведь реализация товаров этого сразу не дает. Необходимо время, пока покупатели расплатятся за товар.

О необходимости уменьшения налогового бремени идут разговоры давно. Однако воз и ныне остается на том же месте. Государство попросту не находит на такую финансовую операцию денег. Оно и при тех непомерных налогах и платежах, которые установлены в настоящее время, не имеет средств на выплату пенсий, заработной платы и довольствия в бюджетных отраслях. Попытки разрешить это противоречие за счет экономии бюджетных средств пока не дали результатов.

Дотации к ценам - крайне дорогое мероприятие. Как показывает мировой опыт, оно доступно по преимуществу только развитым капиталистическим странам. В нашей стране на эти цели если и имеются, то совершенно недостаточные средства. Увеличиться они могут лишь в условиях подъема экономики, выхода на принципиально иной уровень развития хозяйства.

Инвестиционное стимулирование возможно в стране лишь при наличии значительных денежных средств. Если их нет у государства и у предприятий, а их действительно нет, то единственной надеждой является возможность аккумулирования в инвестиционных фондах и банковской системе денежных средств, находящихся у граждан независимо от места их проживания и места нахождения, равно от того малыми или большими капиталами они обладают. Но и этот путь, как он не сулит миллиарды долларов, пока остается слабо просматриваемым. Граждане не спешат, они не доверяют властям, компаниям и банкам, а последние не готовы вкладывать капиталы в развитие реального сектора экономики.

Во-вторых, стимулирование развития производства на основе рассмотренных выше финансово-денежных систем, непосредственно не нацелено на увеличение занятости населения. Они имеют другие цели: строительство жилья, производство товаров длительного пользования, снижение налогового бремени и др. При реализации этих целей, что требует развития производства, совершенно не обязательно обеспечивается увеличение занятости населения. Можно в интересах повышения эффективности производства - а это основная задача любой предпринимательской деятельности, так как дает рост прибыли, - модернизировать и реконструировать производство за счет внедрения новой техники и технологии, совершенствования организации производства и труда. Но в таком случае численность работников может уменьшиться, а число незанятых граждан в стране - возрасти.

Сказанное справедливо и в отношении инвестиционного стимулирования развития производства, поскольку основной задачей этого стимулирования является создание не рабочих мест, а новых производств с новой техникой и технологией, обеспечение выпуска новой высококонкурентной продукции. Инвестиционное стимулирование развития производства, как финансово-емкая система, немыслимо без значительного повышения эффективности производства. Иначе возврат предприятиями инвестиционных средств окажется невозможным или займет длительное время, что поставит под сомнение целесообразность инвестиционного стимулирования.

В-третьих, рассмотренные финансово-денежные системы стимулирования развития производства непосредственно не связаны с решением конкретных вопросов занятости, они не могут, и это не их задача, стимулировать увеличение занятости в определенных объемах в конкретных точках экономики, и тем более, стимулировать занятость отдельных слоев населения. Между тем такая задача есть, и она достаточна важна, так как без ее решения трудно серьезно говорить о социально-ориентированной экономике.

Известно, что число незанятого населения резко колеблется как по крупным, так и небольшим регионам. Если в данной местности было построено градообразующее предприятие, и оно находится в кризисном состоянии, то резкое сокращение численности работников на таком предприятии может вызвать значительную социальную напряженность в регионе. Если численность незанятых инвалидов в данном районе перешла критическую массу, и инвалиды находятся в бедственном положении, то меры по их занятости должны быть приняты обязательно, и в этом должны быть заинтересованы предприятия.

Вот почему инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях - это объективная необходимость. Такое стимулирование может оказать эффективную помощь в решении вопросов занятости, целенаправленно дополнить те стимулы развития производства и увеличения занятости, которыми обладают другие финансово-денежные системы, тем более что эта форма стимулирования позволяет одновременно стимулировать и повышение эффективности производства на базе научно-технических новшеств и прогрессивных сдвигов выпускаемой продукции.

Раскрытие социально-экономических и других возможностей системы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест

Система стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях на основе предоставления предприятиям инвестиционных средств имеет немалые возможности активно воздействовать на решение социально-экономических и других задач, стоящих перед предприятиями, регионами, отраслями и страной в целом. Поскольку этот вопрос целеполагающий, мы затрагивали его во введении и первом параграфе настоящей главы. Теперь специально остановимся на всех важнейших сторонах вопроса. Рассмотренные во втором параграфе элементы системы стимулирования указывают на то, что многие элементы при умелом их использовании позволяют увязать заинтересованность предприятий в получении заемных средств с осуществлением нужных не только предприятиям, но и обществу, государству мер и мероприятий. Поскольку система инвестиционного стимулирования применяется для отдельных, а не для всех предприятий, умелый их отбор, соответствующий интересам регионов и отраслей, всей экономике России, дает возможность активно воздействовать на решение региональных и отраслевых проблем, а также проблем России. Где же и для каких целей можно было бы рекомендовать использовать инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест?

Улучшение качества рабочих мест, качества рабочей силы и занятости. Качество рабочих мест прямо зависит от их технической и технологической оснащенности. При этом не обязательно, хотя часто и необходимо, переход к выпуску новой, более сложной продукции. Продукция может оставаться традиционной, но техническая и технологическая база ее производства изменяются. Внедряется новая техника и технология или модернизируется и реконструируется действующие. Растет производительность оборудования, а, следовательно, и обслуживающих его работников.

Качество рабочей силы напрямую связано с качеством рабочих мест. Рост производительности оборудования влечет за собой повышение производительности труда работников. Снижается доля ручного труда. Повышается сложность труда, увеличиваются требования к квалификации рабочей силы. В свою очередь это требует либо повышения квалификации, переквалификации занятых на предприятии работников, либо принятия на предприятие высококвалифицированных работников со стороны. Последнее приводит к росту заработной платы работников, что способствует повышению уровня жизни населения.

Качество занятости также во многом связано с качеством рабочих мест, так как новая техника и технология, если они действительно новые, должны соответствовать не только более высоким требованиям производительности, но требованиям улучшения условий работы. Внедрение технических и технологических новшеств должно сопровождаться большим учетом требований эргономики, гигиены труда, техники безопасности и охраны труда. Должна улучшаться внешняя среда, в которой протекает труд. Рабочие помещения должны приобретать культурный вид. Из производственной жизни должны исключаться несчастные случаи и профессиональные заболевания. 2. Повышение экономической эффективности работы предприятия. Здесь необходимо различать две стороны вопроса. Первая: создание экономически эффективных новых рабочих мест. Применительно к ним можно руководствоваться принципом экономической минимизации стоимости создания новых рабочих мест и максимизации эффективности их функционирования. Конечно, нет основания гнаться за большим количеством дешевых рабочих мест лишь бы было хорошим указанное соотношение. Новые рабочие места должны быть высокопроизводительными и на этих местах должна производиться высококачественная, конкурентоспособная продукция. Такие рабочие места в современных условиях научно-технического прогресса и возрастания требований потребителей к качеству продукции в большинстве отраслей и по большей части по дешевке не создашь. Тем не менее, при всех возможных оговорках в применении принципа минимизации затрат и максимизации эффекта, при создании новых рабочих мест следует его придерживаться, памятуя о том, что инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест не предполагает предоставление предприятиям значительных средств на проведение работ по созданию новых рабочих мест. Планируя проведение таких работ, следует обращать внимание на соотношения затрат и эффекта на новых и старых рабочих местах. Имеет также смысл рассмотрение показателей продуктивности занятости работников и продуктивности занятости рабочих мест, равно как целесообразность стимулирования их роста. Следует отметить, что экономический эффект от создания новых рабочих мест может по-разному воздействовать на общую экономическую эффективность работы предприятия. В тех случаях, когда доля новых рабочих мест в общем числе рабочих мест предприятия окажется значительной, влияние новых рабочих мест на экономическую эффективность работы предприятия будет значительной. Если же такая доля будет малой, то небольшим будет и воздействие новых рабочих мест на общие экономические результаты работы предприятия. Тем не менее, и в этом случае стимулирование экономического эффекта от создания новых рабочих мест имеет значение.

Вторая: повышение экономической эффективности работы предприятия в связи с получением предприятием инвестиционных заемных средств. Эти средства, как правило, необходимо возвращать, и к тому же с определенным процентом. Но для этого должна быть получена соответствующая прибыль, а, следовательно, повышена эффективность производства. Предприятие должно выйти на новый более высокий экономический уровень работы. Причем чем большими являются инвестиционные средства, тем выше должен быть этот уровень работы. В этом же направлении стимулируют предприятия и те инвестиционные средства, которые они изыскивают за счет своих ресурсов, т. е. опять же в основном за счет прибыли и ее роста.

Оценка проектов создания новых рабочих мест и определение величины инвестиционных средств

При формировании элементов системы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест первые пять блоков системы были заполнены правилами, нормами, мероприятиями, относящимися к разработке проектов (бизнес-планов) создания новых рабочих мест. И это правильно, поскольку задачей инвестиционного стимулирования является создание новых рабочих мест. Но в диссертационной работе мы посчитали целесообразным вначале рассмотреть вопросы, входящие в шестой - восьмой блоки системы, так как элементы этих блоков определяют требования к разработке планов создания новых рабочих мест, их представлению на конкурс, оценке планов с позиции, установленных критериев, равно как другие вопросы, связанные с формированием и использованием новых рабочих мест. Без знания этих требований, нет основания браться за разработку проектов создания новых рабочих мест.

Где бы и кем бы ни были образованы конкурсные комиссии для рассмотрения проектов создания новых рабочих мест с целью выделения инвестиционных средств победителям конкурса, но предприятия, желающие участвовать в конкурсе, кроме проекта (бизнес-плана) создания новых рабочих мест обязаны представить комиссии ряд других документов. Все они, кроме заявки на участие в конкурсе, должны быть копиями финансово-экономических и хозяйственных документов. Заявка и проект создания новых рабочих мест - это целевые документы, в них изложены предложения предприятия с необходимыми обоснованиями. Все остальные документы являются приложением. Они необходимы для того, чтобы выяснить организационное, финансово-экономическое, хозяйственное, социальное положение предприятия. Это - копии учредительных документов, балансовый отчет за последний период, справки об уплате налогов, платежей и взносов, в том числе об уплате страховых взносов в фонд занятости, документы, подтверждающие право работодателя на использование производственных площадей, предлагаемых для реализации проекта создания новых рабочих мест, коллективный договор. Могут быть затребованы и некоторые другие документы, к примеру, справка пожарнадзора или предгарантийное письмо от банка. Все эти документы не должны требовать специальных счетных, аналитических или других аналогичных работ.

Заявка, проект и все другие указанные документы дают основание, рассмотрев их, принять решение о допуске предприятия к конкурсу или об отказе в этом. Решение принимается по формальным основаниям в связи с несоответствием положения предприятия или его предложений условиям участия в конкурсе проектов. Очевидно, что для предприятия, да и не только предприятия, такое решение имеет принципиальное значение. Что же это за условия, какими они могут быть и как могут влиять на действенность, эффективность инвестиционного стимулирования.

Итак, отказ в допуске на конкурс может быть либо по причинам не соответствия предприятия либо его предложений условиям конкурса. Из числа первых остановимся лишь на одном, поскольку другие у нас не вызывают спора. Если предприятие в хозяйственном или юридическом отношениях не обладает всеми правами, естественно, оно не должно быть допущено на конкурс. Но вот может ли быть к этим причинам отнесено плохое финансово-экономическое положение предприятия? Здесь у нас есть большие сомнения. Речь идет в первую очередь о несостоятельности предприятия. По общему правилу, они не допускаются к конкурсу. Такая практика установлена Комитетом труда и занятости Правительства Москвы.

Конечно, неплатежеспособное предприятие не имеет в данный момент прибыли и не платит из прибыли налогов. Но санация и оказание финансово-экономической помощи неплатежеспособным предприятиям является сегодня важнейшей народно-хозяйственной задачей. И если инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может в этом отношении сыграть положительную роль, то почему его не использовать? Одно из неплатежеспособных предприятий Москвы подавало документы на конкурс, но ему отказали только по этому основанию, несмотря даже на то, что за предприятие ходатайствовали Департамент науки и промышленности и Комитет по несостоятельности (банкротству) предприятий Правительства Москвы. Ходатайство опиралось на обоснованные технико-экономические расчеты предприятия, которые показывали, что если предприятию выделить определенные инвестиционные средства, то оно за счет создания новых рабочих мест поправляет свое экономическое положение и становится прибыльным уже через 4 месяца после начала реализации проекта создания новых рабочих мест.

Мы далеки от мысли, что все неплатежеспособные предприятия за счет инвестиций на создание новых рабочих мест могу стать прибыльными. У многих из них нет и такой задачи, как создание новых рабочих мест, поскольку в наличии имеется немало не используемых физических рабочих мест. Но на то и конкурс с всесторонним рассмотрением предложений предприятий. И если неплатежеспособное предприятие обеспечивает высокую эффективность от создания новых рабочих мест и одновременно становится прибыльным, такое предприятие явно претендует на победу в конкурсе.

Аналогично не следовало бы по формальным мотивам не допускать на конкурс предприятия, имеющие задолженность перед бюджетом или не уплатившие страховых взносов в фонд занятости. Если их предложения по созданию новых рабочих мест заслуживают положительной оценки, если новые рабочие места дают высокий экономический эффект, то, допустив такие предприятия на конкурс, для них можно в качестве условия установить, что инвестиционные средства выделяются только после погашения имеющейся задолженности. В результате инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может оказаться действенным и в этом отношении.

Теперь об ограничении средств на создание одного нового рабочего места как условии предоставления проекта на конкурс. В Москве в 1998г. они равнялись 12 кратному размеру средней месячной заработной платы работников по городу на дату составления заявки. Если принять такую заработную плату за 180 руб., то ограничение составит 21 тыс. руб. Много это или мало, и как посмотреть на эту цифру?

Нельзя не признать, что в условиях финансово-экономического кризиса объемы возможных инвестиционных средств в стране снизились до предела. На стимулирование создания новых рабочих мест в настоящее время используется практически лишь фонд занятости. Его размеры в 1,5% от расходуемых на предприятиях средств на заработную плату, казалось бы, не так уж и малы, но, с одной стороны, заработная плата низкая, с другой, она выплачивается с перебоями, с третьей, фонд занятости расходуется и на другие цели, требующие сегодня большую его часть, - это, в первую очередь, выплаты по безработице. Отсюда особый подход к определению стоимости создания одного рабочего места за счет фонда занятости: создать при малых затратах побольше новых рабочих мест, что означает вкладывать средства в менее капиталоемкие производства.

Расчет необходимых затрат на реализацию проектов создания новых рабочих мест

Логика настоящего параграфа, а он ориентирован на соответствующий второй раздел методических рекомендаций разработки проектов создания новых рабочих мест состоит в том, что Комитет труда и занятости, предоставляя предприятиям заемные средства, хотел бы убедиться в том, что величина их обоснована определенными расчетами, точно также как и вторая часть средств, средства предприятий, также обоснованы расчетами. Этот финансовый подход приводит к тому, что в соответствии с методическими рекомендациями сначала в проекте излагаются вопросы: - использование заемных средств с приложением подробной "Сметы затрат на создание новых и сохранение (модернизацию, перепрофилирование) существующих рабочих мест за счет средств целевого финансирования"; затем: - использование собственных средств с приложением обобщенной сметы затрат; и только после этого: - "График создания новых (сохранение существующих) рабочих мест по профессиям и специальностям" с указанием слабозащищенных категорий граждан. Поскольку больше в методических рекомендациях никаких указаний нет, обратимся к проекту создания новых рабочих мест предприятия. Использование заемных средств. "Необходимость заемных средств для фабрики определяется острой нехваткой собственных финансовых ресурсов в условиях перебазирования производства и организации его на новых производственных площадях. Резкое падение выпуска продукции в первом полугодии 1998 года (во втором квартале он составил всего 119 тыс. руб.) при сложившихся издержках производства, превышающих объем продаж, ставит вопрос о серьезных изменениях в хозяйствовании фабрики. Главным должна стать модернизация производства; переход на выпуск, наряду со старой продукцией, новой, пользующейся большим спросом; улучшение качества выпускаемых изделий и, как следствие, значительный рост объемов производства и продаж продукции. Создание новых рабочих мест и модернизация и перепрофилирование существующих входят составной частью в перестройку хозяйствования. Но выполнить эту хозяйственную задачу можно лишь при финансовой помощи со стороны.

Первое - необходимы средства на новое оборудование для организации производства мебели на металлической основе. Именно здесь лежит создание новых рабочих мест. Оборудование относительно недорогое. Закупка 30 единиц оборудования требует 102, 9 тыс. руб. Перечень и цены оборудования приведены в Форме 1. (смотри Приложение 1). Использование этого оборудования позволит всего за два года довести выпуск новой продукции до более чем, 0, 5 млн. руб. в месяц. Вспомогательные материалы, оснастка и запчасти к указанному оборудованию оценены от стоимости этого оборудования в размере 10% или 10, 3 тыс. руб. Перечислять их нет основания в силу большой номенклатуры и малых стоимостей одной единицы продукции. Крайне необходимы средства на сырье и материалы. Их объемы возрастают в третьем квартале 1999 года по сравнению со вторым кварталом 1998 года в 4 раза. Без средств на эти цели проект просто не осуществим.

Сырье и материалы дорогие, и поэтому при планируемом росте объемов продаж, без чего невозможно обеспечить рентабельное производство, средства здесь большие, выше, чем на приобретение оборудования, и составляют 191,6 тыс. руб. Перечень сырья и материалов его объемы, а также стоимость единицы материальных ресурсов приведены в той же Форме 1.

Как и предусмотрено этой формой, затраты на сырье и материалы относятся только к первым месяцам осуществления проекта, а именно третий квартал 1998 года. Эти средства испрашиваются не в полном объеме третьего квартала, а в той доле, которая приходится на создаваемые новые и сохраняемые существующие рабочие места - 80% (40 рабочих мест к общей численности 49 рабочих мест).

Наконец, необходимы средства на установку (монтаж) нового оборудования. Они незначительны - 15, 2 тыс. руб., так как оборудование несложное, не громоздкое, и его установка (монтаж) не требует больших трудовых затрат. Большая часть этой работы может быть выполнена по трудовым соглашениям".

Очевидно, что задачи и условия создания новых рабочих мест могу быть совершенно различными на разных предприятиях. На предприятии М произошло резкое падение производства, причем фактически не по его вине, и оно стало неплатежеспособным. Создание новых рабочих мест для него - это выход из тяжелого финансового положения. Облегчающим моментом для предприятия является то, что оборудование, оснастка и инструмент для задействования новых и перепрофилирования и модернизирования действующих стоят довольно дешево. Такова специфика производства мебели. В тоже время доля затрат на сырье и материалы в общих затратах на создание новых рабочих мест значительна. Это обусловлено как стоимостью сырья и материалов, так и коротким циклом производства. И это все нельзя не учитывать при рассмотрении проекта создания новых рабочих мест. Надо сказать, что на этом предприятии не было бы зазорным предусмотреть за счет заемных средств и определенные затраты на заработную плату работников. У предприятия имеется, хотя и небольшая, но задолженность по заработной плате.

Невелики на предприятии затраты на установку и монтаж оборудования, поскольку оно и не сложное, и не громоздкое. На других предприятиях создание новых рабочих мест может осуществляться в условиях в полном смысле рентабельного производства в интересах его дальнейшего роста. В общих затратах на создание новых рабочих мест главные расходы могут приходиться на закупку высокопроизводительного, дорогостоящего оборудования. При этом затраты на сырье и материалы будут относительно небольшими, а затраты на установку и наладку оборудования - значительными.

Вариантов может быть много. Но главным является не структура затрат на создание новых рабочих мест, а число этих рабочих мест, их характеристика, также как характеристика трудоустраиваемой рабочей силы. Поэтому эти вопросы должны быть основными. Они должны рассматриваться в первую очередь, а затем уже затраты на создание новых рабочих мест. Может случиться, что о затратах не будет смысла вести разговор, если новые рабочие места не соответствуют современным требованиям. Создание новых рабочих мест- это цель проекта. Затраты на их создание - это средство реализации проекта.