Подготовьте презентацию шедевр искусства раннего возрождения. Презентация - художественная культура возрождения - ренессанс. Общая характеристика ренессанса

«Кватроченто. Раннее Возрождение» – презентация, которая познакомит с основными достижениями эпохи Раннего Возрождения в Италии. Речь в ней идёт о трёх выдающихся художниках, которых называют отцами Возрождения. Это архитектор Брунеллески, скульптор Донателло и живописец Мазаччо.

Кватроченто. Раннее Возрождение

Кватроченто. Раннее Возрождение

Тысяча четырёхсотые годы в Италии называют Кватроченто. Это совершенно особенное время, когда могущественнейшие и богатейшие люди соревновались за обладание лучшими произведениями искусства. Папы римские и герцоги итальянских городов-республик стремились пригласить к своему двору лучших художников и поэтов. Колыбелью итальянского Возрождения по праву считается Флоренция. Правители этого города, богатейшие банкиры Европы Медичи стали меценатами, собрав известнейших художников при своём дворе.

Уникальность эпохи Кватроченто состоит в том, что искусство в это время стало универсальным средством познания. Открытия совершались с целью приблизить изображение предметов к тому, что отражается в зеркале. Именно скульптору и архитектору Филиппо Брунеллески принадлежит слава открытия законов перспективы, которые теоретически обосновал архитектор, математик, писатель, философ Леон Батиста Альберти, а на практике использовали друзья Брунеллески живописец Мазаччо и скульптор Донателло.

Филиппо Брунеллески

После неудачного участия в конкурсе на оформление дверей флорентийского баптистерия, в котором победителем оказался Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески решил отправиться в Рим, где вместе с другом скульптором Донателло увлечённо изучал античные памятники. Восхищение античной скульптурой и архитектурой не помешало Брунеллески творчески использовать свои наблюдения, которые он воплотил в подлинно ренессансной постройке. Аркада Воспитательного дома на площади Аннунциаты во Флоренции объединила римскую арку и греческую колонну, выглядит эта аркада лёгкой и очень гармоничной. Обычно на уроке я предлагала ребятам сравнить внешний вид готического собора и Воспитательного дома Брунеллески в соотношении с человеческими пропорциями. Это помогало продемонстрировать воплощение идеи гуманизма в архитектуре.

А вот этот фильм не переведён на русский, но это не мешает нам понять, какой замечательный шедевр создал Филиппо Брунеллески.

Донателло

Открытие линейной перспективы, сделанное Брунеллески, его друг Донателло использовал на практике, создавая свои прекрасные ренессансные скульптуры. Донателло впервые после тысячелетнего средневекового запрета на изображение обнажённой натуры создаёт своего Давида. Он возрождает круглую скульптуру, отливает в бронзе конный памятник кондотьеру Гаттамелате, использует линейную перспективу при создании многочисленных рельефов. На сайте вы найдёте материал о Донателло с большим количеством иллюстраций

Мазаччо

Революционером в живописи стал молодой друг Донателло и Брунеллески художник Мазаччо. Не прожив даже тридцати лет, этот живописец подхватил и развил начатое Джотто ещё в эпоху Проторенессанса. Используя открытие своего товарища Брунеллески, Мазаччо создаёт образ «Троицы» в перспективе, настолько мастерски, что у смотрящих на это произведение возникала иллюзия реального пространства. Мазаччо впервые использует портретные черты реальных людей при изображении святых и библейских персонажей. Фигуры на фресках в капелле Бранкаччи во Флоренции объёмны, благодаря мастерскому использованию художником светотени.

Продолжение рассказа о Раннем Возрождении в Италии вы найдёте в презентации

Презентация познакомит с искусством величайшей эпохи в истории искусства не только итальянского, но мирового.

В завершение своего краткого рассказа о выдающихся художниках Кватроченто хочу предложить небольшой список книг по искусству:

  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.: Искусство, 1988
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1988
  • Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Республика, 1994

Буду рада, если мой труд окажется востребован!

Всего доброго!

Слайд 1

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Микеланджело. Сотворение Адама. ок. 1511 г., фреска, Сикстинская капелла, Ватикан.
Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353

Слайд 2

ПЛАН:
1 ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
3 РАЗВИТИЕ НАУКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ: - гуманизм - естественно-научные знания
4 ЖИВОПИСЬ ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: - флорентийская школа - венецианская школа - северное Возрождение
5 АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
6 ЗНАЧЕНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 3

ВОЗРОЖДЕНИЕ – эпоха в истории духовного развития европейских народов в XIV – XVI вв., связанная с подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки. РЕНЕССАНС (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» -«снова» или «заново рожденный») – второе название Возрождения.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: огромный интерес к человеческой личности, её безграничным творческим возможностям; гуманизм – система воззрений, провозгласившая высшей ценностью человека и его общественное благо; огромный интерес к античной (древнегреческой и древнеримской) культуре, её возрождение и изучение.
ВСПОМНИТЕ, как относились к человеческой личности и античной культуре в средние века?

Слайд 4

ПРЕДПОСЫЛКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
КРИЗИС ФЕОДАЛИЗМА (старые феодальные отношения приходили в упадок)
УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЕЙ (купцов, банкиров)
ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТ-ВЕННОЙ ВЛАСТИ (централизованное государство)
РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ (город не центр ремесла и торговли, но и культурный центр)
ИНТЕРЕС К АНТИЧНОМУ НАСЛЕДИЮ СО СТОРОНЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (ренессансные папы XV-XVI вв.)

Слайд 5

ПОДУМАЙТЕ, в какой стране и почему началось ВОЗРОЖДЕНИЕ?
в Италии много богатых и независимых городов; Италия расположена на «руинах» античного Рима; поддержка Возрождения со стороны католической церкви (ренессансные папы).

Слайд 6

ПРОТО-РЕНЕССАНС (ПРЕДВОЗ-РОЖДЕНИЕ) вторая половина XIII- XIV вв.
СРЕДНИЕ ВЕКА V-XV вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ XV-XVI вв.
ГУМАНИЗМ
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (кватроченто) XV в.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (чинквеченто) конец XV- начало XVI в.
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ середина и вторая половина XVI в.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XV-XVI вв.) – Нидерланды, Франция, Германия, Англия.

Слайд 7

ГУМАНИЗМ – система воззрений, провозгласившая высшей ценностью человека и его общественное благо.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (стр. 41 учебника)
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ТОМАС МОР НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ ФРАНСУА РАБЛЕ МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Эразм Роттердамский (1469-1536)
Томас Мор (1478-1535)
Уильям Шекспир (1564-1616)
Никколо Макиавелли (1469-1527)

Слайд 8

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Амбруаз Паре (1509-1590). французский хирург, считающийся одним из отцов современной медицины.
АНАТОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (в средние века церковь запрещала) РАЗВИТИЕ ХИРУРГИИ
МЕДИЦИНА
Джон Банистер читает лекцию по анатомии в Лондоне. 1581 г.

Слайд 9

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Николай Коперник (1473-1543). Создатель гелиоцентрической системы мира.
ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА (в средние века геоцентрическая)
АСТРОНОМИЯ
Небесные сферы в рукописи Коперника.
Гелиос - Солнце (греч.)
Гео - Земля (греч.)

Слайд 10

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

Проекты Леонардо да Винчи.
Вплотную подошел к созданию науки, основанной НА ЭКСПЕРИМЕНТЕ.

Слайд 11

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Мишель Нострадамус (1503-1566). французский астролог.
АСТРОЛОГИЯ АЛХИМИЯ
Алхимик в поисках философского камня.
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ - вещество, необходимое для превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
ПОДУМАЙТЕ, помогали ли исследования астрологов и алхимиков в развитии естественно-научных знаний?

Слайд 12

ИСКУССТВО ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 13

СРАВНИТЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВИДНА ЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИЧНОСТЬ (ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ) АВТОРА
ЦЕЛЬ ИСКУССТВА
ХАРАКТЕР ИСКУССТВА

Слайд 14

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет.
Рафаэль Санти (1483-1520). Автопортрет.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564).
ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 15

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1503 – 1505 гг., Лувр, Париж.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519)

Слайд 16

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1513 – 1514 гг., Картинная галерея, Дрезден.
РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520)

Слайд 17

Рафаэль Санти. Афинская школа. 1509 – 1510 гг., Ватиканский (папский) дворец.
ПЛАТОН (Леонардо да Винчи)
АРИСТОТЕЛЬ
ГЕРАКЛИТ (Микеланджело)
АПЕЛЛЕС (Рафаэль)

Слайд 18

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564).
МИКЕЛАНДЖЕЛО. Давид. 1501-1504 гг., мрамор. Флоренция, Академия изящных искусств.

Слайд 19

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
Тициан Вечеллио (ок. 1488-1576). Автопортрет.
МЕНЬШЕ ВОЛНОВАЛИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (в отличие от флорентийской школы) СОСРЕДОТОЧИЛИСЬ НА РЕШЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ТЫВОРЧЕСТВА ГОРАЗДО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЖИВОПИСЦЫ, ЧЕМ МЫСЛИТЕЛИ И УЧЕНЫЕ
ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 20

ТИЦИАН Кающаяся Магдалина 1560 г. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (ок.1488-1576)

Слайд 21

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Альбрехт Дюрер (1471-1528). Автопортрет.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1520).
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Автопортрет.
ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 22

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
МЕНЬШЕ ПОДВЕРЖЕНЫ ВЛИЯНИЮ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА ВОСПЕВАЛИ ОБЫКНОВЕННОГО (НЕСОВЕРШЕННОГО) ЧЕЛОВЕКА ИЗОБРАЖЕНИЕ БЫТОВЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ, ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ Портрет купца Георга Гисце. 1532 г. Берлин, картинная галерея.

Слайд 23

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР Четыре всадника (из серии «Апокалипсис»). 1498 г. Гравюра на дереве Художественный музей, Карлсруэ, Германия.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528)
МОР (чума, болезнь)
ВОЙНА
ГОЛОД
СМЕРТЬ

Слайд 24

АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР САНТА-МАРИЯ-ДЕЛЬ-ФЬОРЕ (Флоренция, Италия). XIV-XV вв.

Центр Возрождения – север Италии город Флоренция.

Возрождение зародилось во второй половине XV -
XVI веков.
Позже распространилось в других Европейских
странах.

В эпоху Возрождения появились новые жанры живописи такие как портрет.

Возникло на основе гуманизма.
Гуманизм провозгласил высшей ценностью
человека и его благо. Гуманисты считали, что
каждый человек имеет право свободно развиваться
как личность, реализуя свои способности.

Этапы

Проторенессанс
Раннее Возрождение
Высокое Возрождение
Позднее Возрождение

Проторенессанс

Литература
Данте Алигьери.
«Божественная комедия».
Написана на итальянском
языке, а не на латыни.
(Латынь – язык учености).
Живопись
Джотто передал объемность
фигур и светотень. Технику
мозаики заменил фреской.
(Фреска – живопись по сырой
штукатурке).

Раннее Возрождение

Архитектура
Филиппо Брунеллески –родоначальник
ренессансной архитектуры, один из
создателей теории научной перспективы.
После него главной чертой в архитектуре
почти всех церквей Европы стал центральный
купол. Без купола Брунеллески не было бы
главного творения Микеланджело – купола
над собором Святого Петра в Риме.
Брунеллески положил начало созданию
купольного храма на основе античного
ордера.
Ордер – система мерок.

Архитектура
Создание нового типа
городских дворцов –
палаццо,
послуживших
образцом для
общественных зданий
позднейшего времени.

Скульптура
Донателло –
величайший скульптор
XV века. Первый со
времен Римской
империи создал
скульптуру
обнаженного
человеческого тела и
первую конную статую
кондотьера
Гаттамелаты.

Живопись
Сандро Боттичелли
Был близок ко двору Медичи и
гуманистическим кругам Флоренции.
Произведения на религиозные и
мифологические темы отмечены
одухотворенной поэзией, игрой
линейных ритмов, тонким колоритом.
Под влиянием социальных потрясений
1490-х годов искусство Боттичелли
становится напряженно-драматическим.

Высокое Возрождение живопись

Леонардо да Винчи
Универсальный гений эпохи Возрождения
«Джоконда»
«Тайная вечеря»

Рафаэль
Мастер мадонн. Создал картину
«Сикстинская мадонна»
Фреску «Афинская школа».

Микеланджело
Считал скульптуру главным искусством.
Расписал потолок и алтарную
стену Сикстинской
капеллы. (Рим. Ватикан).
Спроектировал купол собора Святого Петра
в Риме.

Джорджоне Тициан

Позднее Возрождение

Во второй половине XVI века в Италии нарастал
упадок экономики и торговли, католицизм
вступил в борьбу с гуманистической культурой,
переживало глубокий кризис и искусство.
Маньеризм – течение в западноевропейском
искусстве второй половины XVI века. Был
своеобразным переходным стилем между
искусством Ренессанса и барокко.

Северное Возрождение

Страны
Германия;
Нидерланды;
Франция;
Англия;
Испания

Зарождаются новые жанры живописи: пейзаж,
портрет, бытовая картина.

Нидерланды
Ян Ван Эйк –
усовершенствовал технику
масляной живописи, которая
заменила темперу. Темпера –
живопись красками,
связующим веществом которых
служат эмульсии: натуральные
(цельное яйцо, сок растений)
или искусственные (водный
раствор клея с маслом).
Гентский алтарь состоит из
трех частей – триптих.

Питер Брейгель Старший (Мужицкий).
«Слепые».

Германия
Дюрер – первый из
художников Северного
возрождения освоил технику
гравировки на меди.
Занимался печатной
графикой.

Италия конец 13 в. – 16 в.

Слайд 2: Периоды развития искусства эпохи Возрождения

Предвозрождение к. 13 – 14 вв. Раннее Возрождение 15 в. Высокое Возрождение к. 15 – 16 вв. Позднее Возрождение к. 16 в.

Слайд 3

к. 13 -14 вв. Предвозрождение Проторенессанс Треченто

Слайд 4: Искусство Предвозрождения к. 13 – 14 век

Джотто «Поцелуй Иуды» «Оплакивание» Колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Искусство Раннего Возрождения 15 век Боттичелли «Весна» «Рождение Венеры» «Венера и Марс» «Благовещение» «Покинутая»

Слайд 8

Слайд 9

10

Слайд 10

11

Слайд 11

12

Слайд 12

13

Слайд 13

14

Слайд 14

15

Слайд 15

Искусство Раннего Возрождения 15 век Донателло «Давид» «Кондотьер Гаттамелата»

16

Слайд 16

17

Слайд 17

18

Слайд 18

19

Слайд 19

Искусство Высокого Возрождения 16 век Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» «Мадонна Литта» «Джоконда» «Дама с горностаем» «Автопортрет» (офорт) «Тайная вечеря» (фреска)

20

Слайд 20

21

Слайд 21

22

Слайд 22

23

Слайд 23

24

Слайд 24

25

Слайд 25

26

Слайд 26

27

Слайд 27

28

Слайд 28

Искусство Высокого Возрождения 16 век Рафаэль «Мадонна Конестабиле» «Прекрасная садовница» «Сикстинская Мадонна» «Обручение Марии» «Афинская школа» (фреска)

29

Слайд 29

30

Слайд 30

31

Слайд 31

32

Слайд 32

33

Слайд 33

34

Слайд 34

Искусство Высокого Возрождения 16 век Микеланджело «Давид» «Пьета» Роспись потолка Сикстинской капеллы (фрески) Купол собора св. Петра в Риме

35

Слайд 35

36

Слайд 36

37

Слайд 37

38

Слайд 38

39

Слайд 39

40

Слайд 40

41

Слайд 41

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь в 1467-1472 во Флоренции у А. дель Верроккьо. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническим экспериментированием, а также сближение с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого Леонардо да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

42

Слайд 42

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; 2-й вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии.

43

Слайд 43

После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 - Флоренция; 1500 - Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 - Милан; 1513-1516 - Рим; 1517-1519 - Франция). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете Монны Лизы или Джоконды (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Св.Анна с Марией и младенцем Христом” (около 1500-1507, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр, Париж), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику.

44

Слайд 44

В “споре искусств” Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных н полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

45

Слайд 45

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино, в 1500-1504 учился у Перуджино в Перудже. Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все - около 1500-1502). Близок по композиционно- пространственному решению фреске Перуджино “Передача ключей Св.Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1505, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли художнику всеитальянскую славу.

46

Слайд 46

В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов (станц) Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия, гармонически стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества. В Станца делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Станца д"Элиодоро с фресками на легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с Атиллой”, “Месса в Больсене”, “Освобождение апостола

47

Слайд 47

Петра из темницы”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). Духом античной классики с ее культом чувственной красоты проникнута фреска “Триумф Галатеи” на вилле Фарнезина в Риме (1514). В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля- портретиста (“Портрет кардинала”, около 1512, Прадо, Мадрид; “Женщина в белом” или “Донна Велата”, около 1513, Галерея Палатина, Флоренция; портрет Б.Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж, и др.). В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (“Мадонна Альба”, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” (1515-1519, Картинная галерея, Дрезден).

48

Слайд 48

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.Ф.Пенни и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески “ Лоджии Психеи виллы Фарнезина”, 1514-1518; фрески и лепнина в Лоджиях Ватикана, 1519; неоконченный алтарный образ “Преображение”, 1519-1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой как бы связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св.Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 152О) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517; строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

49

Слайд 49

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция, оба - мрамор, как и все упоминаемые скульптурные работы Микеланджело) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в традиционную готическую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1497-1498, собор Св.Петра, Рим).

50

Слайд 50

В 1501 Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В картоне для росписи Палаццо Веккьо “Битва при Кашине” (1504-1504, сохранились копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1513-1516, Лувр, Париж), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512; включает сцены из книги Бытия в центральной части плафона, монументальные фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, изображения предков Христа и библейские эпизоды в распалубках, парусах и люнетах), художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов.

51

Слайд 51

В 1516-1534 Микеланджело вновь жил во Флоренции, работал над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520-1534), а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550). К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М.Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная.

52

Слайд 52

Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряженностью масс; большую роль в них играет рельефное оформление стены, активная светотеневая организация ее поверхности с помощью высоких пилястр, подчеркнуто объемных карнизов, наличников и дверных порталов. Еще в свой последний флорентийский период он разработал проект и руководил строительством здания библиотеки Лауренциана (1523-1534), создав выразительный ансамбль, включивший динамичное пространство вестибюля с лестницей и спокойный строгий интерьер читального зала. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора Св.Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей. В плане собора Св.Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 архитектором М.Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.

53

Слайд 53

Боттичелли (Botticelli) Сандро [собственно Алесандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445–1510), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Принадлежал к Флорентийской школе, около 1465–1466 учился у Филиппо Липпи; в 1481–1482 работал в Риме. Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1476–1471, Уффици). С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1483–1484, – обе в Уффици).

54

Слайд 54

Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Авирона” и др.) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души, и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Академия Каррара, Бергамо). В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма и религиозной экзальтации (“Клевета”, после 1495, Уффици), однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

55

Слайд 55

Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386–1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. В 1404-1407 учился в мастерской Л. Гиберти. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423–1434 м 1457–1461), Риме (1430-1433), Падуе (1444–1453), в 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Одним из первых в Италии Донателло творчески осмыслил опыт античной пластики и пришел к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры – свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, “живописного” рельефа. В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм, измельченной дробностью линейного ритма. Однако уже статуя Св.Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием.

56

Слайд 56

Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Св.Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). В “живописных” рельефах (“Пир Ирода” на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) он создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII; совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь “Благовещение” (так называемый алтарь Кавальканти; известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти,

57

Последний слайд презентации: Искусство Возрождения

статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Работая в Падуе, Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447–1453) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446–1450), украшенный рельефными сценами, мастерски развернутыми в иллюзорном пространстве. Поздние, исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа “Юдифь и Олоферн”, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие живописцы и скульпторы - П.Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль.