5 народных инструментов. Струнные щипковые музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русские народные инструменты Подготовила: ученица 4 «А» класса ГБОУ Школа № 633 Никитина Алиса Учитель: Кириллова О.А. МОСКВА 2016

2 слайд

Описание слайда:

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа. Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка, гудок); язычковые (баян, гармошка); духовые (рожки, жалейка, свирель, кугиклы, варган, свистулька); ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка). Познакомимся с некоторыми из них. Классификация русских народных музыкальных инструментов

3 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: гусли Под гуслей звонкие напевы Влюблялись юноши и девы. На свадьбах гусли запевали И молодых благословляли. Под перебор волшебных струн Все веселились - стар и юн, Гусляр персоной важной слыл, Народа он душою был. Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве. Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание. Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые». Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами. В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема. Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого.

4 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: домра Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины. Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки. Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали. Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную. Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра. Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева. Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева. Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину. Домра - инструмент важнейший Красивый, с голосом нежнейшим. Когда ты струн рукой коснешься В старинный мир перенесешься! В ней чуткость, радость, доброта И всех созвучий красота! То загрустит, то засмеется! Вся прелесть звуков ей дана И дарит чудо нам она!

5 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: балалайка Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа. Само название инструмента - типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов). В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600-700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)- функцию баса. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

6 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: гудок Гудок (другое название – смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три струны. На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30-80 сантиметров. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ: В словаре Даля значение слова «гудок» трактуется, как род скрипки без выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в три струны. В отличие от тех же гуслей, в древнерусских письменах гудок не упоминается до середины XVII века. Вместо него в разных летописях XVI века упоминается инструмент «смык». Гудок не особенно поощрялся церковью. Например, в списках «Кормчей книги» – своде законов, православной церкви – говорится о невозможности «гудения лучцом».

7 слайд

Описание слайда:

Язычковые музыкальные инструменты: гармошка Что за медвежатки - Малые ребятки! Вместе с мамой выступают, На гормошечках играют! Громче всех гармошка С мишкину ладошку! Гармонь, или гармошка – это язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха. Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони. Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит. Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

8 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: рожок Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для воспроизведения песенных и танцевальных мелодий. Репертуар рожечников представлен достаточно широко. Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты). Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью. Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций. Выйдет в поле пастушок, Заиграет в свой рожок.

10 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: жалейка Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком. Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя. Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый. На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий. Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели. Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина). Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла.

11 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: свирель Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины. Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий. Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар. Вот тростник сухой и звонкой.. Добрый Пан! перевяжи Осторожно нитью тонкой И в свирель его сложи!

12 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: кугиклы Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение. Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения. Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).

13 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: варган Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук. Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания. С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне. Игра на варгане осуществляется следующим образом: · металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам; · через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух; · одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок. В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте. Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких предков. Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.

14 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: свистулька Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительному использованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки. Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки. В прежние времена, наши предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном. В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку. - Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя внутри? - Верь не верь ли, мой хороший, А внутри-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего.

15 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: дрова Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-предки. Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным. Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом. Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента. Старинный, экзотический русский народный ударный музыкальный инструмент дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.

16 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: ложки Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание. Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности. Ложки разными бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой. Ложки - пусть не фортепиано. Но у них свое пиано. Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели.

17 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: трещотка Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба). Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания. По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм). Через эти отверстия протягивается прочный шнур. Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел. Должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке. - Что за треск на всю округу? - Это мы трещим с подругой! - Ох, трещотки хороши, Прямо праздник для души!

18 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: бубен Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла. В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее. Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас, набат. Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней. Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице). Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению. Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается. Как пошел медведь плясать, Петь и в бубен ударять: - Бум! Бум! Трам - ра - ры! Улетайте, комары!

19 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: колотушка Колотушка – очень древний Русский народный ударный музыкальный инструмент. Сначала, он был предназначен для охранников и сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая колотушкой через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все в порядке. Со временем, этот музыкальный инструмент прочно закрепился в Русских Народных ансамблях. Редкий праздник обходился без мерного звучания колотушки. Получалось, что колотушка отбивает музыкальный ритм мелодии. Колотушка выглядит, как некий деревянный каркас-коробочка или какое-либо подобие простого барабана, обтянутого кожей. На верхний конец колотушки, как правило, привязывался небольшой деревянный шарик или кусочек дерева. Раскачивающие движения колотушки, заставляли шарик раскручиваться и ударяться о поверхность каркаса или мембраны. При этом слышались четкие, стучащие звуки. Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит. Над землей большая плошка Опрокинутой воды. Спит растение Картошка. Засыпай скорей и ты!

20 слайд

Описание слайда:

Русские музыкальные инструменты располагают большими техническими и художественными возможностями. Им под силу исполнение самых различных произведений - от простых, бесхитростных попевок, наигрышей и танцев до сложных оригинальных музыкальных сочинений. Многие из рассмотренных музыкальных инструментов находятся в развитии, совершенствуется их конструкция и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный народный репертуар. Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых народными инструментами, другой становится сама эстетика их звучания. Развитие русских народных музыкальных инструментов на современном этапе Сегодняшнее состояние инструментальной народной музыкальной традиции вселяет определённые надежды за ее сохранность и дальнейшее плодотворное развитие. Русские народные музыкальные инструменты представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре. Неразрывно связанные в своём развитии с духовной жизнью, практической деятельностью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями широких слоёв русского народа, они выражают богатство его внутреннего мира, неиссякаемый оптимизм, ум, глубину чувств, особые специфические черты нации.

21 слайд

Описание слайда:

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова Лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию. Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

22 слайд

Описание слайда:

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, мы все учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков. Вывод

БАЛАЛАЙКА

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
(Балалайка)


БАРАБАН

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.
Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
(Барабан)


ГИТАРА

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко. Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
ЗАГАДКА
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)

Основные сведения Адырна - древний многострунный щипковый музыкальный инструмент. Использовался древними тюрками и кыпчаками. Изначально делался в форме лука из дерева и кожи. К рогам крепятся колышки, потом натягивают струны. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла). Техника игры на инструменте - перебор струн пальцами. Видео: Адырна на видео + звучание Видео с


Основные сведения Акустическая бас-гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, акустическая разновидность бас-гитары. Принадлежит к семейству гитар. Видео: Акустическая бас-гитара на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники: Продажа: где купить/заказать?


Основные сведения Акустическая гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент. В отличие от электрогитар, акустические гитары имеют полый корпус, являющийся резонатором, хотя современные акустические гитары могут иметь встроенные звукосниматели, магнитные или пьезоэлектрические, с эквалайзером и регулятором громкости. Акустическая гитара является основным инструментом таких жанров, как авторская песня, фолк, занимает важное место в цыганской и кубинской народной


Основные сведения Арфа - струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар.


Основные сведения Багламазаки - греческий струнный щипковый инструмент с тремя двойными струнами. «Багламазаки» в переводе с греческого языка буквально означает «маленькая баглама». То есть, багламазаки является уменьшённым вариантом бузуки (который нередко называют баглама). Используется как сольный и ансамблевый инструмент. Входит в состав греческого национального оркестра, наряду с бузуки (баглама). Для оркестров, играющих в стиле «ребетико»


Основные сведения Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалайек очень различная: от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из


Основные сведения Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году - вероятно, инструмент был завезен в Америку черными


Основные сведения Бандура - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре


Основные сведения Баритон-гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, гитара с более длинной мензурой (27″), чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах. Баритон-гитара представляет собой переходную модель между обычной электрогитарой и бас-гитарой. На баритон-гитаре также имеется шесть струн, как и на обычной гитаре, но настроены они ниже.


Основные сведения Бас-гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении


Основные сведения Бузуки - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Происходит от древнегреческой кифары (лиры). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (архаический - баглама - 3 двойных). К семейству бузуки


Основные сведения Валиха - мадагаскарский струнный щипковый инструмент. В классическом виде представляет собой цилиндрический отрезок полого бамбукового ствола. Полоски коры, отщеплённые от ствола (от 7 до 20, чаще всего 13) служат струнами, которые защипываются пальцами. Во время игры исполнитель держит валиху на коленях. Модернизированная валиха снабжена металлическими или жильными струнами и колками. Её длина составляет


Основные сведения Вамби (убо, киссумбо) - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространён в Судане и в тропических странах Восточной Африки. Корпус выдалбливается из дерева или изготавливается из высушенной тыквы, сверху прикрывается деревянной декой. Колки отсутствуют; струны одним концом привязываются к камышовым колышкам в нижней части корпуса, а другим - к гибким бамбуковым стержням, которые, стремясь выпрямиться,


Основные сведения Вина - старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Изобретателем его считается Нарада, сын Брамы. Самые древнейшие объяснения его видов встречаются у Сома, автора музыкального сочинения «Рагавибада». Изображения так называемой бенгальской вина встречаются


Основные сведения Виуэла - испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне и имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, первая струна могла быть одинарной. XV-XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были


Основные сведения Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие


Основные сведения Гитара Уорра (или тэп-гитара, также гитара Варра (Warr guitar)) - струнный щипковый музыкальный инструмент, разработанный Марком Уорром. Принадлежит к семейству гитар. Гитара Уорра выглядит очень похоже на обычную электрогитару, но на котором можно играть тэппингом, как на стике Чепмена, а также пиццикато. Могут применяться и приемы, традиционные для бас-гитары, такие как «слэп-энд-поп», дабл-тампинг


Основные сведения Гитара-арфа (харп гитара) - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары. Современные изготовители Charles A. Hoffman и Jim Worland Выдающиеся харп-гитаристы Muriel Anderson Stephen Bennett John Doan William Eaton Beppe Gambetta Michael Hedges Dan LaVoie Andy McKee Andy Wahlberg Robbie Robertson (during The Last Waltz) Jimmy Page Pat Metheny Jeff Martin Michael Lardie Видео:


Основные сведения Гитаррон или «большая гитара» (в испанском языке суффикс «-on» указывает на большие размеры) - мексиканский струнный щипковый музыкальный инструмент с двойными струнами. Своеобразная мексиканская акустическая шестиструнная бас-гитара очень крупных размеров. Несмотря на очевидное сходство с гитарой, гитаррон был изобретён отдельно, это модификация испанского инструмента bajo de una. Благодаря большим размерам, гитаррон не нуждается


Основные сведения ГРАН-гитара (новая русская акустическая) - струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий из себя классическую гитару, на которой на разной высоте от грифа установлено 2 комплекта струн: нейлоновые и, ближе к грифу, металлические. Подобная идея была предложена ещё Страдивари, но не получила распространения. Изобретена челябинскими гитаристами Владимиром Устиновым и Анатолием Ольшанским. Благодаря стараниям авторов, получила


Основные сведения Гусли - древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес. Речь идёт об инструментах, существовавших


Основные сведения Добро - струнный щипковый музыкальный инструмент. Несмотря на то, что добро выглядит как гитара, имеет 6 струн, как гитара, и убирается в футляр, как гитара, - это не гитара. Отличает его ряд существенных качеств, и прежде всего наличие специального резонатора, который усиливает звук и сообщает ему своеобразный тембр. Происхождение Этот акустический резонатор был


Основные сведения Домбра - казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русских домры и балалайки. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора. Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители — акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под


Основные сведения Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв. Сведения о


Основные сведения Думбыра - башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близко родственные инструменты распространены также у казахов (домбра), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. В сравнении с казахской домброй думбыра заметно отличается меньшей длиной грифа. Думбыра - традиционный инструмент народных сказителей-сэсэнов. Под ее аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела


Основные сведения Жетыген - казахский и тюркский древний струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Классический жетыген имеет семь струн, современный реконструированный - 15. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной


Основные сведения Кантеле - карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам


Основные сведения Каягым - корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. Один из самых распространённых в Корее струнных инструментов. Появление каягыма относят к VI веку. Имеет плоский резонаторный корпус удлинённой формы с двумя отверстиями на одном из концов. Число струн может быть различным; наиболее популярен 12-струнный каягым. Каждой струне соответствует особая передвижная подставка («кобылка»), при помощи которой


Основные сведения Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, похож на профессиональную версию лиры. Имеет глубокую полость, использующуюся как объёмный резонатор. Кифара - один из самых распространённых щипковых музыкальных инструментов в Древней Греции. У греков олицетворяет вселенную, повторяя своей формой Небо и Землю. Струны символизируют различные уровни вселенной. Атрибут Аполлона и Терпсихоры. Кифара, как и


Основные сведения Классическая гитара (испанская, шестиструнная) - струнный щипковый музыкальный инструмент, основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров. Классическая гитара имеет шесть струн, основной


Основные сведения Кобза - украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов. Предшественником кобзы является маленький лютневидный инструмент вероятно тюркского или булгарского происхождения.


Основные сведения Колёсная лира (органиструм, харди-гарди) - струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр, который по праву считается предшественником никельхарпы. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней


Основные сведения Кора - африканский струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. Кора - центральный инструмент в музыкальной традиции народа мандинка. Он часто используется вместе с джембе и балафоном. Традиционно на коре играют гриоты - бродячие певцы, сказители и хранители легенд.


Основные сведения Кото (японская цитра) - японский струнный щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам. Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь). Японскую цитру кото (старинное название - «со») без преувеличения можно считать символом музыкальной культуры Японии, как и


Основные сведения Куатро - струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства гитар. Распространён во всей Латинской Америке, и особенно - в музыкальных ансамблях Мексики, Колумбии, Венесуэлы и Пуэрто-Рико. Обычно имеет четыре струны, но существуют модификации этого инструмента с другим числом струн. Видео: Куатро на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть


Основные сведения, устройство Лавабо (равап, рабоб) - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространён среди уйгуров, населяющих провинцию Синьцзян на северо-западе Китая. Сходен с азиатским рубабом. Лавабо имеет небольшой деревянный округлый корпус с кожаной верхней декой и длинную шейку с отогнутой головкой. Последняя у основания снабжена двумя роговидными отростками. Обычно на шейке расположены 21-23 навязнях (шёлковых) лада,


Основные сведения Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн. Происхождение, исторические заметки Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а


Основные сведения Лютня - старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с


Основные сведения Мандолина (итал. mandolino) - струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Произошла от мандоры и пандурины и т.п. Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты


Основные сведения Нгомби - африканский струнный щипковый музыкальный инструмент, нечто вроде арфы с десятью струнами. Струны прикреплены, с одной стороны, к деревянному корпусу-резонатору, обитому кожей, и отходящему от него сучку - с другой; сучок снабжён небольшими колышками для настройки струн. Иногда конструкцию венчает вырезанная фигурка из дерева. Первые пять струн отличаются на октаву от остальных.


Основные сведения Пипа - китайский струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни, играет важную роль в китайской народной музыке. Пипа - один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов, отогнутую назад шейку, 4 струны, настраивается по квартам или квинтам. Пипа широко распространена в Центральном и Южном Китае. С VIII века известна также в Японии под


Основные сведения Семиструнная (русская) гитара» title=»Семиструнная (русская) гитара» /> Семиструнная гитара (семиструнка, русская, цыганская гитара) - струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей гитар. Происхождение, история Семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII - начале XIX века. Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для неё написал около тысячи произведений. Согласно одной


Основные сведения Ситар - индийский струнный щипковый музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком. Название «ситар» произошло от тюрских слов «се» — семь и «тар» — струна. Основных струн у ситара семь, отсюда и название. Ситар относится к семейству лютневых, в Азии очень много аналогов данного инструмента по внешнему виду и звучанию, например таджикский «сетор», с


Русские народные инструменты.
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения.

Согласно современным данным, в инструментоведении музыкальный инструментарий классифицируется по определяющему признаку - источнику звука и подразделяется по способу его извлечения. В основу этой систематизации положена классификация К.А.Верткова, базирующаяся на разработках немецких ученых Э.Хорнбостеля и К.Закса. В соответствии с источником звука, русские народные инструменты делятся на:

Духовые (аэрофоны),
струнные (хордофоны),
мембранные (мембранофоны),
самозвучащие (идиофоны).

Рассмотрим каждую из групп подробнее.

Русские народные инструменты: духовые.

Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.

К свистковым русским народным инструментам (звук в них возникает в результате рассечения вдуваемой исполнителем воздушной струи об острый край трубки или специальный вырез в ней) относятся различные продольные дудочки.

Одноствольная дудка - продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.

Двуствольная дудка (ее также называют двойчаткой, двойницей или свирелью - на каждой трубке обычно по три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении; в совокупности они соответствуют диапазону одиночной дудки.

Кугиклы, или кувиклы, кувички - многоствольные дудки - это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.

Окарины - пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах - до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.

Язычковые духовые инструменты.

Язычковые духовые (звук возникает в результате колебания язычка - металлической пластинки) могут быть двух типов. На одном из них используются так называемые бьющие язычки . Изготавливаемые из тростника, бересты, иногда расплющенного основания гусиного пера и т.п., они находятся у проемов, прорезей, прикрывая их. Во время подачи воздуха язычок ударяет по краям этих прорезей. Другая же группа язычковых - с проскакивающими , обычно металлическими язычками . Язычки здесь чуть меньше проемов металлических рамок, к которым точно пригнаны. Один конец у них прочно прикреплен к рамке, другой свободно колеблется в проеме. Если язычки первого типа (бьющие) могут издавать несколько звуков в зависимости от силы и способа вдувания (прерывая воздушную струю, они образуют колебания воздушного столба в трубке, в которой находятся), то язычки второго типа (проскакивающие) издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки. Проскакивающие язычки являются основой гармоник - от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов. К бьющим язычкам относится жалейка - дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога; она имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы. На парной жалейке - двух скрепленных жалейках - мелодия, в пределах того же звукоряда и диапазона, исполняется на трубке, которая имеет большее число игровых отверстий. На второй же трубке звучит бурдон или подголосок.

Волынка - представляет собой мешок, который надувается исполнителем через особую трубку и двух-трех игровых трубок. Мешок служит воздушным резервуаром. Одна из трубок мелодическая, с голосовыми отверстиями, аналогична жалейке, остальные - неизменно звучащие, бурдонные.

Мундштучные духовые инструменты.

К мундштучным (амбушюрным) духовым русским народным инструментам (звук здесь вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку) относится пастуший рожок - деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий (чаще всего 5-6), дающих диатонический звукоряд. Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Среди мундштучных также - пастушья труба и рог ; в отличие от деревянных рожков они не имеют игровых отверстий. На пастушьей трубе извлекается натуральный звукоряд, а на роге (изготавливавшемся из металла, обычно меди) - лишь два звука: основной и октавой выше.


Русские народные инструменты: Струнные.

Источник звука у них - натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые.

Русские струнные инструменты: щипковые.

К щипковым (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные , или танбуровидные - домра и балалайка и безгрифные (псалтиртевидные ) - различные виды гуслей . На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании по ним правой, а на вторых - в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой - медиатором (плектром).

Русские струнные инструменты: смычковые.

К смычковым русским народным инструментам относятся гудок и скрипка. Гудок (был распространен в России до конца ХIХ века) имел овальный или грушевидный корпус, чаще всего с тремя струнами, две нижних настраивались в октаву, а третья - квинтой выше. Играли на гудке коротким лукообразным смычком. Исполнитель держал инструмент в вертикальном положении, упирая его в колено или зажимая коленями при игре сидя; гудок мог находиться также в согнутой руке при игре стоя.

В наши дни в качестве русского народного инструмента в ряде областей, преимущественно в Смоленской, Брянской, Курской бытует скрипка . Исполнительство на ней имеет характерные особенности: незначительная роль vibrato, обилие жестких кварто-секундовых созвучий, бурдонный, непрерывно звучащий фон органного пункта к изложению мелодической линии и т.п.

Русские народные инструменты: мембранные.

Здесь источник звука - упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных наиболее известен бубен - в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками. По мембране исполнитель ударяет, делает тремоло, встряхивает бубен и т.п. В прошлые века пользовались популярностью накры - небольшие глиняные литавры, по кожаной мембране которых ударяли двумя палочками. С глубокой древности был известен на Руси также барабан, имевший цилиндрическую или бочкообразную форму, с обеих сторон деревянных обечаек натягивались кожаные мембраны, по которым ударяли колотушкой.

Русские народные инструменты: самозвучащие.

Обычно это также ударные инструменты, но источник звука в них - сам материал, из которого они изготовлены. В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки - в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики. Играют на ложках разнообразными способами - ударяя ложкой в правой руке по двум или трем зажатым в левой, по ложке, находящейся в голенище сапога, резким встряхиванием зажатых в обеих руках ложек и т.п.

Большой популярностью пользуются также трещотки - чаще всего, в виде деревянных дощечек, нанизанных на шнур или ремешок и отделенных друг от друга узкими деревянными планками. При встряхивании дощечки, ударяясь одна о другую, издают сухой, трескучий звук.

В качестве исконно национального русского музыкального инструмента широко известны колокола . На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью - праздничные, набатные, встречные, встречные, проводные, похоронные и т.п.

В прошлых веках как русский инструмент употреблялся также варган , в виде металлической подковки, в центре которой находился язычок - тонкая металлическая пластинка с крючком на конце. При игре варган зажимают зубами, защипывая крючок пальцами. Вибрируя, язычок издает бурдонирующий основной тон, а путем изменения объема полости рта, исполнитель выделяет определенный обертон - обычно диапазоном в кварту или квинту. В настоящее время как русский инструмент не употребляется, однако весьма распространены разновидности данного инструмента у многих иных народов России (башкирский кубыз, якутский хомус и др.).

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.).

Существуют и другие критерии систематизации музыкального инструментария. Но чтобы понять причины, по которым одни русские народные инструменты были академизированы и вошли в состав оркестра народных инструментов, а другие остались только в практике слуховой традиции - фольклоре, важно выявить интонационную сущность русского инструментария, систематизировав его на этой основе.