Какие струны самые лучшие. Как выбрать струны для классической гитары

Задаваясь вопросом «какие лучше струны для гитары » многие начинающие музыканты упускают некоторые важные вещи, о которых мы сегодня и поговорим. Вообще, выбор гитарных струн это довольно важный процесс, ведь звучание вашей электрогитары (или акустической гитары), складывается из нескольких, грубо говоря, частей – древесины; конфигурации инструмента или, другими словами, формы; электроники и конечно струн. Струны это около 25 процентов вашего звучание и если неправильно подобрать этот очень важный элемент, то и другие составляющие не смогут себя проявить должным образом, поэтому так важно правильно подходить к этому вопросы

Выбираем струны по бренду

Одним из идеальных вариантов выбора будет покупка комплекта струн в зависимости от бренда. К примеру, если у вас гитара , то отлично будут звучать именно струны этого производителя, у многих компаний, выпускающих гитары это хороший дополнительный заработок, который они совсем не хотят лишаться, следовательно, данный продукт будет обладать как минимум таким же качеством как и сам инструмент (пример – струны Гибсон). Кроме таких больших брендов как , существуют компании, которые специализируются исключительно на выпуске струн сюда можно отнести Elixir (читайте статью об этом производителе ), Dunlop , ДаДарио и другие.

Огромное количество положительных отзывов именно у струн Эликсир , однако, последние несколько лет лично я пользуюсь брендом ДаДарио и не разу еще не пожалел об этом. Все эти компании, как правило, имеют свое запатентованное покрытие (Эликсир – Нановеб ), которое долго служит верой и правдой. Цены этих брендов варьируются где-то в пределе 20 процентов. Если вы еще студент и денег у вас особенно нет, то можете зайти на сайт алиэкспресс и заказать там несколько комплектов ДаДарио , в последний раз один стоил два доллара, что значительно дешевле, чем в магазине, но придется немного подождать (до месяца). Причем говорят, что все продукция этого бренда подделка, но довольно качественная, решать в общем вам.

Резонирующее вещество

Хотелось бы написать металл, однако, на акустических гитарах часто используются нейлоновые струны , которые дают довольно мягкое звучание (идеально для классики). Поэтому если у вас акустическая гитара вы готовитесь поступить в Гнессинское музыкально училище, то вполне будете хорошим выбором именно нейлон . Если же вы играете другую музыку, начиная с блюза и заканчивая грайндкорстрипметаллом (не важно на какой гитаре), то вам придется выбирать между стальными струнами и никелевыми (все это условно, кроме стали и никеля может быть до 20 других металлов). Сталь дает характерное звучание, впрочем, как и никель, в защиту стали можно сказать, что такие струны держаться немного дольше. Для сравнения возьмите Dunlop никелевые и металлические, какие больше понравятся те и покупайте, вместо этого бренда подставьте любой другой. Стоит добавить, что струны для электроигитары и баса, изготавливаются с добавление феромагнитного сплава , который создает магнитное колебание, снимающееся звукоснимателем, поэтому акустические струны не станут на вашего монстра с двумя хамбакерами

Толщина

Всем известно, что измерения расстояния измеряются в мм, со струнами… все совсем не так, они измеряются в дюймах. На комплектах обычно пишут 9-42 или 10 -46 или 8 -40, это значит что первая струна из комплекта 9-42 это 0,009 дюйма, а последняя (у нас шесть струн) шестая 0,042 дюйма.

В целом, толщина это тоже очень важный параметр струны наплевав на который вам будет довольно проблематично общаться с вашей гитарой. Пример – вы играете джаз и покупаете GHS именные струны Зака Вайлда где последняя струна 56 в общем натягиваете их и если дерево на гитаре херня, то получаете либо погнутый гриф либо если все совсем плохо, то и треснутый. В зависимости от музыки, от конфигурации гитары можно выбирать толщины струн, в основном, большинство использует 9-42, 10-46 эти два комплекта подходят для 90 процентов всех стилей музыки. Восьмерка Фендер у меня продержалась ровно три дня, потом лопнула 6 струна, потом 4, а потом я купил другой комплект

Варианты для извращенцев

Некоторые струны имеют фосфорное покрытие, которое дает возможность светиться в темноте, иногда это даже зрелищно. Добавим, что существуют комплекты с разными цветовыми гаммами, к примеру, каждая струна своего цвета, но уже без фосфора

Когда нужно менять струны

Если вы увидели на покрытии следы от коррозии это первый признак к тому, что пора произвести замену. Можно услышать по звуку тот факт, что струны больше не звонят…совсем, да и звучание начало меняться, это значит также, что процесс замены совсем близко.

Как менять струны

Бонусом можно рассказать один способ, который быстро и без осложнений позволит вам поменять новый комплект. Существует правило согласно которому на оси колка не должно быть больше пяти витков, в целом для басовых струн это вполне соблюдаемое правило (больше чревато плохим строем и отсутствием эстетики), для первых же трех вполне можно и 7 и даже 10 витков сделать. Натягивая струну в зависимости от головки грифа можно прижать струну к перу, тем самым не изобретая велосипед дать натяжение, которое не позволит образовывать ненужным виткам на оси колка, это двоольно удобно если у вас перо Фендера Стратокастера, для Лес Пола просто берете струны и приподнимаете над грифом и тянете ее.

Можно говорить о том, что выбор классической гитары как основного инструмента определяется стилем избранной для исполнения музыки. А можно вспомнить о том, что отечественная школа игры на гитаре предполагает классическую гитару в качестве инструмента, на котором базируется курс гитарной игры в большинстве учебных заведения. Из этого следует, что выбор струн для подобной гитары - отнюдь не праздный вопрос.

Безусловно, даже самые лучшие струны в мире не заставят достойно звучать некачественную гитару, зато плохие струны способны загубить звук безусловно великолепного инструмента. Неважно, каков ваш исполнительский уровень, однако в любом случае ваша гитара будет звучать лучше с самыми качественными струнами из тех, какие вы только сможете найти. На самом деле самые лучшие струны для классической гитары - это те струны, на которых удобно играть лично вам и которые повысят качество звучания вашей гитары. Всегда важнее полагаться на собственные ощущения, нежели на рекомендации даже маститых специалистов и музыкантов.

При выборе струн для классической гитары необходимо обратить внимание на три параметра - силу натяжения, на которую рассчитаны конкретные струны, материал струн, и собственно качество их изготовления. Известно, что гитарные струны классифицируются по их диаметру в тысячных долях дюйма, но струны для классической гитары классифицируются и по силе натяжения. К сожалению, стандарт для этой величины не выработан, поэтому необходимо экспериментировать лично и подбирать по этому параметру струны, удобные для себя лично. Струны с низкой силой натяжения (Low / Moderate / Light Tension) позволяют легче зажимать их, особенно на гитарах с большим расстоянием между струнами и грифом, однако они имеют негромкое звучание и менее выраженную атаку. На струнах с нормальной или высокой силой натяжения (Normal / Medium / High Tension) несколько сложнее играть, однако они обеспечивают громкое и уверенное звучание, подчёркнутую атаку и вообще являются лучшими при исполнении и записи ритмических партий. Рекомендуется после игры на гитаре со струнами с подобной силой натяжения расстраивать инструмент, отпуская струны, дабы не наносить ненужный вред конструкции гитары. Но для того, чтобы понять, струны с какой силой натяжения удобнее для вас, необходимо взять хотя бы два комплекта струн одного производителя и одной серии - допустим, D’Addario EJ45 Pro-Arte Nylon Normal Tension (кстати, именно он признан экспертами одним из лучших комплектов струн для классический гитары за 2015 год) и EJ46 Pro-Arte Nylon Hard Tension . Меняя в течение нескольких дней комплекты струн на гитаре, вы сами поймёте, какой из них лучше подходят лично для вас.

Та же история с материалом струн. Как известно, в современных комплектах струны для классических гитар три верхних струны изготавливаются из следующих материалов: чистого нейлона (Clear Nylon), очищенного нейлона (Rectified Nylon - термин означает не химический состав, а сверхточное выдерживание диаметра струн посредством их обработки после экструзии и охлаждения), черного нейлона (Black Nylon - иной химический состав волокна, обеспечивающий более тёплое и чистое звучание) либо композитных волокон типа флюрокарбона. Нижние струны - это несколько нейлоновых волокон в металлической либо вновь нейлоновой оплётке. Уже упомянутые струны D’Addario серии Pro-Arte - это чистый нейлон на верхних струнах и нейлон с обмоткой из бронзы 80/20 (80% меди и 20% цинка) на нижних. У комплекта D’Addario EJ50 Pro-Arte Black Nylon Hard Tension на нижних струнах применена обмотка из посеребренной меди, обеспечивающая удобную игру и тёплое звучание - часто струны с такой обмоткой называют серебряными. То есть в данном случае нужно подбирать струны под себя, но теперь по материалу - сравнение для упомянутых комплектов D"Addario пойдет между EJ50 и EJ45 / EJ46. И вновь нужно будет несколько раз менять струны на гитаре, вслушиваться в звук инструмента и анализировать собственные ощущения от игры. Да, выбор струн для классической гитары не делается за десять минут, однако именно этот длительный метод избавит вас от всякого неудовольствия в общении с вашим личным инструментом.

2 5 353 0

Струны - этот принципиально важный элемент для игры на многих музыкальных инструментах, в том числе и гитары. Фактически именно они определяют качество и насыщенность звучания. Но почему-то порой даже при выборе хорошего инструмента, на качество струн обращают внимание в последнюю очередь. Получение идеального звука на акустической гитаре - это сочетание отличного оборудования, таланта, техники и практики. Но без хороших струн и правильной их настройки добиться хорошего звука вряд ли удастся.

Начинающие музыканты покупают струны чаще всего именно те, которые порекомендовал продавец, выбирают согласно недорогой ценовой категории или руководствуются цветной упаковкой струн, думая что, чем она ярче, тем качество струн лучше.

Но гитарные струны - это такой элемент снаряжения музыканта, который при правильном подборе может оказаться золотой серединой в поиске и создании собственного звучания.

Стать определённой «фишкой» конкретного исполнителя. Есть некоторые фундаментальные факторы, которые необходимо учитывать при выборе струн. Каждый из них одинаково важен.
Поэтому на что же стоит обращать внимание при покупке струн для акустической гитары?

Вам понадобятся:

Выбор струн: нейлон или сталь

При покупке струн обратите внимание на то какая у вас гитара. Поскольку существует два типа гитар – это акустика и классика. По незнанию многие люди их обобщают и считают, что это всё одна и та же гитара, но это не так. Для классических гитар существуют специальные нейлоновые струны, а крепление грифа отличается от акустических гитар, поэтому установка стальных струн на классическую гитару испортит гриф, поведёт его и при интенсивной игре может даже треснуть у основания.

Поэтому есть чёткое правило: для акустики - сталь, для классических - нейлон.

Подберите толщину (калибр) струн

Каждый музыкант подбирает толщину струн под свой стиль игры. Толщина струн измеряется в дюймах. Диаметр первой струны, который составляет в разных комплектах от 0,008 до 0,013 дюймов, определяет последующую толщину всего комплекта. Большинство музыкантов-профессионалов играют и советуют начинать учиться с установкой комплекта струн диаметром первой струны 0,009 (с девятки).

Чем выше калибр струн тем громче, насыщенней и длительней они будут звучать.

Толстым струнам присуще наличие разнообразных обертонов, они менее яркие, но на них намного труднее играть, особенно для новичков, поскольку для прижатия струн необходимо прикладывать немало усилий, а при длительной игре это большие нагрузки для рук.

Выберите материал обмотки струн

Чем толще струна, тем толще обмотка на ней. Обмотка - это слой проволоки, который намотан по всей длине струны. В зависимости от твёрдости материала, из которого изготовлена обмотка, струны будут иметь различную жёсткость. Это влияет не только на пальцевые ощущения, но и на звучание гитары.

Обмотка бывает нескольких видов:

  • Медная

Довольно распространённая обмотка. Часто используется на акустических любительских гитарах. Она не очень дорогая, поэтому при хороших нагрузках быстро ломается и рвётся.

  • С серебряным покрытием

Эти струны более практичны для концертных выступлений, благодаря своим эстетическим качествам. Они не тускнеет со временем, не ржавеют, не накапливают грязь и пыль, вследствие чего не оставляют на руках тёмных отпечатков в процессе игры. Но звуковые качества, таких струн не сильно отличаются от медных.

  • Латунные или из фосфорной бронзы

Это считаются лучшие струны, многие исполнители отдают предпочтение именно им. Поскольку они имеют более красочное и живое звучание. В несколько раз долговечней, чем с медной обмоткой.

Выберите тип обмотки

Обмотка на струнах бывает двух типов: круглая и плоская. В 80% установленных струн на гитарах является круглая обмотка. Она очень распространённая и популярная, поскольку плоская считается более студийной и узконаправленной для конкретных стилей, и техники исполнения гитариста.

Струны с круглой обмоткой обладают звонким и колоритным звучанием.

Но всё же, через некоторое время после их установки, оно постепенно уменьшается, струны теряют свои свойства, и звучат более естественно и однообразно.

Плоская обмотка придаёт струнам более стабильное и слегка приглушённое звучание. Звук необычный с характерным матовым звучанием. Хорошим качеством плоской обмотки является отсутствие свиста при скольжении пальцев.

Поймите разницу между стальными и нейлоновыми струнами. Важно отметить, что использование струн, предназначенных для акустических гитар, на классической гитаре испортит гриф. Напряженность струн и гитары разные, поэтому вы не можете использовать классические струны для акустической гитары, и наоборот. Классические гитары, как правило, имеют нейлоновые струны. Басовые струны выглядят как стальные, но внутренности (керн) сделаны из нейлоновых волокон. В этой статье мы обсудим стальные струны.

  • Если вы играете много (на сцене), вы можете придерживаться 80/20 бронзы. Фосфористые струны имеют тенденцию работать дольше.

Помните, что материал, который вы выберете, будет влиять на звук. Три наиболее часто используемые материала - бронза, фосфорная бронза и шелк и сталь. Есть и другие материалы, но это основные.

  • Бронзовые струны иногда называют 80/20 бронзовые, потому что они сделаны из 80% меди и 20% цинка. Они могут быть использованы для всех стилей игры. Они имеют яркий звук, который исчезает быстро после нескольких часов игры. Бронзовые струны - наиболее часто используемые струны.
  • Струны из фосфорной бронзы - бронзовые струны с добавкой фосфора. Они также могут быть использованы для всех типов. У них теплый звук, который длится дольше, чем у бронзовых струн.
  • Струны из шелка и стали производят мягкий, сочный звук. Они имеют меньшее натяжение и выпускаются в легких калибрах. Они хороши для старинных гитар, которые требуют специальных струн. Они тише и менее долговечны, но на них легче играть.
  • Проверьте калибр. Калибр струн – это толщина струн. Он обычно измеряется диаметром первой струны (высокой струны) в тысячных долях дюйма. Калибр может перечислять толщины струн цифрами (0,009, 0,010, 0,011...) или словами (сверх легкие, легкие, средние...), или и цифрами и словами. Высший калибр (толще струны) имеет большую громкость, более длительное звучание и теплее тон (больше обертонов, менее яркий, менее высокие частоты по сравнению с громкостью баса), но на них сложнее играть в связи с увеличением силы, необходимой для прижатия и изгиба струны. На легких калибрах легче играть, но они звучат тоньше и иногда дребезжат. Новички должны начинать с легких или сверх легких для облегчения игры. Вы можете сменить калибр, когда почувствуете себя более уверенно.

    Решите, будете ли вы выбирать струни с покрытием. Некоторые гитарные струны сделаны с покрытием, чтобы они служили дольше. Это также создает гладкую текстуру, которую некоторые гитаристы любят, а некоторые ненавидят. Покрытие помогает вашим струнам служить дольше и противостоять коррозии. Покрытые струны обычно стоят дороже, чем обычные струны. Покрытые струны также могут быть разноцветными - красными, синими, черными и т.д.

    Проверьте цену. Купите струны, которые вы можете себе позволить. Они не должны быть супер дорогими, чтобы великолепно звучать. Убедитесь, что никто не запрашивает слишком высокую цену. Набор дешевых струн может стоить от нескольких тысяч рублей. Средние струны могут стоить от 180 до 535 рублей. Дорогие струны могут стоить до 1780 рублей, - но помните, что вам не нужен максимально качественный звук. Сравнение струн с использованием сайтов или руководств может быть полезным в определении того, какие наборы представляют более высокую ценность.

  • Пойдите в магазин и попробуйте некоторые струны. Проверьте различные материалы и калибры и решите, что для вас работает лучше. Спросите клерка магазина и ваших друзей, какие марки они используют.

    • Выберите из двух брендов минимум и попробуйте их оба. Сравните оба и выберите наиболее понравившийся.
    • Повторите этот процесс, пока не найдете несколько марок и типов, которые вам больше нравятся. Также полезно иметь струны другой марки, чтобы возвратиться к ним, когда вы не находите в магазине струн, которые обычно покупаете.

  •       Дата публикации: 20 октября 2002 г.

    При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

    В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

    Виды струн

      Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

      Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

      Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


      относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

      Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

      Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

      На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

      Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

    О мензурах гитар

    Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

    О натяжении струн

    Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

    График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

    Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

    Выводы

    При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

    • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
    • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
    • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

    И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.