Самые известные дома в России. Дорога к монастырю и престижный район

Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. "Смотри, какое говно!" – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: "Да-да-да-да!" А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе "Лего". Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений ("сделать красиво") почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об "идее пространственного полёта".

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу "вылет" этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.


Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро "Элис" адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое "через 50 лет не будет выглядеть устаревшим". Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House


Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, "оторванных" от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – "архитектурная инверсия цвета травы".

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»


Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. "Дом на Мосфильмовской"


Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову "Дом на Мосфильмовской" сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить "самостроем" и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть "Дома на Мосфильмовской", знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс "Москва-Сити"


Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс "Москва-Сити". Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс "Город Столиц", вот эти две башни:


Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:


Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:


Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда


Фото: ТПО "Резерв"

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро "Новослободская". Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с "жёстким" административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО "Резерв" говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге "жалюзи" остались неподвижными.

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО "Резерв" стало победителем конкурса "Дом года 2008" в номинации "Проект года" и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ


Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.


Фото: Антон Белицкий

7. "Белая Площадь" на "Белорусской"

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.


Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы "Сколково"


Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.


Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.


Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис "НОВАТЭКа"


Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас "НОВАТЭК" хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы "Спорт", которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.


Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.


Фото: Speech


Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.


Проектом здания петербургской синагоги, которое считается вторым по величине в Европе, во времена Александра II занимались четыре именитых архитектора. Строительство было завершено в 1893 году.


Деревянная двухэтажная усадьба постройки 1850 года расположилась посреди Лопухинского сада в Петроградском районе.

В былые времена сад и особняк выглядели гораздо богаче. В саду работали фонтаны, набережная заканчивалась пароходной пристанью, в огромной оранжерее цвели экзотические растения, гостеприимные хозяева дачи частенько принимали городскую богему на пышных пирушках.

К сожалению, всё это было давно. С некоторых времён здание, выполненное в стиле ранней эклектики, заброшено, но достаточно неплохо сохранилось. Пустующая купеческая дача даже сегодня ещё не растратила былой шарм. Здесь отлично сохранилась лепнина, огромный камин и другие элементы декора. Однако всё это стыдливо прикрыто советскими обоями в цветочек: эстетика коммунизма не терпела никакой роскоши.

Осмотрев комнаты двухэтажной дачи, отправляйтесь прямиком в подвал - вот там и начнутся настоящие приключения. Самой удивительной частью особняка на сегодняшний день является нижний ярус помещения: кирпичные стены особняка за долгие годы запустения начали обрастать фактурными сталактитами.

    ул. Академика Павлова, 13


На Каменноостровском проспекте находится знаменитый дом архитектора Лидваля. Дом построен Лидвалем в 1902–1904 годах в стиле модерн.

Его украшает множество декоративных элементов: под крышей сидит филин, на балконах цветут подсолнухи и плетут паутины металлические пауки, на стенах - рельефы с цветами, на колоннах растут мухоморы и опята. На перилах балкона первого этажа можно заметить кованую L - первую букву в фамилии Lidvall.

До революции в доме жили банкиры, промышленники и предприниматели, военные высших званий и чиновники. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

    Каменноостровский пр., 1–3


Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее - коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил название «Слеза социализма». Впоследствии была проведена перепланировка и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.

    ул. Рубинштейна, 7


На Адмиралтейской набережной можно найти памятник Петру Великому, который занят строительством нового судна. Известно, что к создателю города на Неве не стоит приходить в надежде исполнения обычных желаний. Зато, если вы заняты поиском работы, император охотно поможет вам в этом. Кстати, поговаривают, что также он поможет с просьбами о карьерном росте.


Фасад дома, чем-то напоминающего средневековый английский замок, украшают две массивные башни, благодаря которым дом и прозвали «Домом с башнями. Принадлежал дом К. И. Розенштейну, им же он и был построен вместе с А. Е. Белогрудом.

Инженерное оснащение здания соответствовало самым современным требованиям той поры. На кухнях квартир, располагавшихся под крышей дома, можно было найти газовые плиты. В комнатах - встроенные в стены шкафы, а во дворе были размещены гаражи.

С 1921 года на нижнем этаже здания размещался кинотеатр, не раз менявший своё название: «Элит», «Конкурент», «Резец», «Арс». В 1972 году здесь начала свою работу студия Ленинградского телевидения, а с 1985 по 1995 год находился театр «Эксперимент». В 1996 году помещения были отданы новому творческому коллективу - «Русской антрепризе имени Андрея Миронова».

    Каменноостровский пр., 35


Покровительница Санкт-Петербурга исполняет желания, написанные на листочке и положенные под ящик со свечами. Предварительно надо обойти три раза вокруг часовни.

    Камская ул., 24


В самом центре города, в одном из двориков на Канонерской улице, спрятался необычный дом, похожий на средневековый рыцарский замок. Он расположен по адресу Канонерская улица, 31. Очутившись во дворе, вы словно бы попадаете за ворота высокого замка из средневековья с красной черепичной крышей и круглыми башнями со смотровыми площадками.

Благодаря богатой фантазии уличных художников обычный жилой дом обзавёлся тяжёлыми дубовыми воротами и каменными галереями, а у двери, запертой на тяжёлые засовы, стал дежурить прикованный цепями изумрудный дракон. Дом выглядит очень необычно и даже сказочно. Местные жители к нему уже привыкли, а вот те, кто сюда ещё не заглядывал, не смогут остаться равнодушными к этому маленькому петербургскому чуду.

    Канонерская ул., 31


Заводской сад Сан-Галли является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, который появился в здешних местах в далёком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли.

    Лиговский пр., 62–64


Композиция ансамбля при ближайшем рассмотрении превращается в архитектурную шутку выдающегося архитектора и новатора Н. Львова. Храм построен в форме кулича, а колокольня - в форме пасхи. Кроме того, в этой церкви хранится уникальная чудотворная икона Всех скорбящих Радость с грошиками, прилипшими к красочному слою во время пожара.

    пр. Обуховской Обороны, 235


Соборная мечеть на Горьковской долгое время считалась самой крупной мечетью в нашей стране. Петербургская мечеть - одна из самых больших в Европе, а также считается самой северной в мире. Высота здания достигает 39 метров, а высота минаретов - 48 метров.

    Кронверкский пр., 7


Один из трёх носов гоголевского произведения. В шинели, с тростью и при цилиндре, ни дать ни взять истинный петербуржец. Стоит он на тонких кривых ножках во дворе филфака СПБГУ, посреди каменного лабиринта.

    Университетская наб., 11


Этой улицы вы не найдёте на картах города, но она всё-таки есть, хоть и скрыта от глаз непосвящённых за двумя дверями, ведущими в арт-центр «Пушкинская,10».

Для всех тех, кому близка пропитанная романтикой лирика легендарных The Beatles, это место станет настоящей Меккой ливерпульской четвёрки в Петербурге. Стены здания украшает жёлтая подводная лодка, барельефы участников группы, а также разнообразные элементы и детали, так или иначе связанные с творчеством коллектива, покорившего сердца миллионов слушателей по всему миру.

    арт-центр «Пушкинская,10», Пушкинская ул., 10 (вход с Лиговского пр., 53)


Самый северный на планете буддийский храм был построен в Петербурге в 1909–1915 годы. Проектировкой и возведением здания занимался архитектор Барановский, который тщательно подошёл к работе над проектом. В своём великолепном здании он учёл все тибетские традиции и каноны, что позволило передать атмосферу настоящего буддийского храма.

В 1919 году его закрыли и разграбили, а вновь восстановили лишь в 1990 году. Зайти в дацан может любой желающий. При этом именно здесь можно не только полюбоваться прекрасной архитектурой, но и приобщиться к восточной культуре. Под крышей храма также найдётся столовая, где подают блюда традиционной восточной кухни. Все изыски очень сытные и вкусные, а стоимость их весьма невысока.

    Приморский пр., 91


На пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Мира можно найти удивительную восьмиугольную площадь, которая своим духом невольно напоминает петербуржцам о старой Европе. Также здесь, среди прочих домов, затерялся дом под номером 13, где в своё время обитал писатель Леонид Андреев. Гостями литературных вечеров в его квартире являлись: Блок, Сологуб и многие другие значимые персоны Серебряного века.


Строительство одного из старейших петербургских храмов началось в далёком 1709 году по проекту знаменитого архитектора Трезини. Некогда собор окружало старинное городское кладбище. Но впоследствии оно было уничтожено, сохранилась лишь могила «жертв бироновщины». Под крышей собора сегодня работает музей. Кстати, этот собор считается одним из напоминаний о масонском ордене в Петербурге, ведь действующий православный храм украшает всевидящее око.

    Большой Сампсониевский пр., 41


Внутренний двор этого необычного здания имеет правильную круглую форму. Кроме того, это один из самых старых жилых домов в Петербурге, и с 1948 года он входит в перечень объектов культурного наследия города. Построили его ещё в конце XVIII века. Любопытный факт: с 1827 по 1833 год в этом доме жили родители Александра Сергеевича Пушкина.

    наб. Фонтанки, 92


Здание, построенное в стиле французского ренессанса, достаточно трудно не заметить, оно сильно выделяется на фоне всех местных построек. Дом был возведён в 1890 году по проекту известного зодчего И. С. Китнера из кирпича и тёсаного камня и принадлежал саксонскому предпринимателю К. Б. Зигелю.

    ул. Марата, 63


Здание бывшей котельной, в которой в былые времена работал на тот момент никому не известный Виктор Цой, сегодня полностью переоборудована в клуб-музей. В зале частично сохранились предметы интерьера того времени, за большими стёклами скрываются инструменты знаменитого музыканта, стены украшают старые фотографии, возле барной стойки расположена топка, куда он ежедневно кидал чёрный тяжёлый уголь, вдали маленькая комнатушка со старым обшарпанным диваном, который немало повидал: и пьянки, и любовь, и дружеские посиделки.

    Блохина ул., 15


Проект в стиле неоклассицизма осуществили архитекторы Л. Н. Бенуа, К. Ю. Бенуа, А. Н. Бенуа и А. И. Гунст. Этот огромный жилой комплекс был одним из самых благоустроенных домов в дореволюционном Петербурге: кроме канализации, водопровода, парового отопления и телефонов, в здании были собственные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка.

После революции некоторые квартиры превратились в коммунальные, а в других стали жить партийные деятели. С 1999 года в цокольном этаже дома работает театр «Остров».

    Каменноостровский пр., 26–28


    наб. реки Карповки, 45


Судно, построенное в 1916 году, проектировалось как самый мощный российский арктический ледокол. «Святогор», именно такое название ледокол носил изначально, несколько лет находился в военном расположении, но вскоре был затоплен.

После чего судно полностью восстановили, и уже в 1928 году «Красин» обрёл известность во всём мире за счёт спасения группы людей, потерпевших крушение на дирижабле. Ледокол раньше всех прибыл на место катастрофы, а его экипаж смог оказать пострадавшим необходимую помощь. Спустя полвека «Красин» обрёл покой на набережной Лейтенанта Шмидта, где располагается и по сей день, функционируя как музей.

    наб. лейтенанта Шмидта, 23-я линия


В одном из тихих городских переулков в тени деревьев затерялся поражающей своей красотой старинный особняк заводчик Экваля. Постройка начала XX века примечательна хотя бы тем, что является одной из немногих сохранившихся до наших дней представительниц деревянного зодчества в стиле раннего модерна.

Владелец чугунолитейного и механического завода К. К. Экваль поручает постройку особняка на территории завода никому на тот момент не известному архитектору Ф. И. Лидвалю. Впоследствии Лидваль станет знаменитым на весь мир мастером модерна, а особняк заводчика будет считаться его первым реализованным проектом.

В 1901 году работы над постройкой были закончены и взору Экваля предстал двухэтажный особняк, украшенный широкими окнами, удивительным орнаментом и покрытый струящейся фактурной штукатуркой. Именно в оформлении фронтона здания угадываются мотивы зарождающегося стиля. Сегодня особняк знаменитого заводчика, который по совместительству является памятником раннего творчества Лидваля, пустует и не принимает гостей.

    Красногвардейский пер., 15


Этот трамвайчик 12-го маршрута, выпущенный в далёких 30-х годах, пережил нелёгкие времена блокады Ленинграда. Место размещения памятника выбрано неслучайно: именно здесь во времена войны были возведены противотанковые баррикады, материалом для которых послужили трамвайные вагоны, сверху донизу набитые камнями.

    пр. Стачек, 114


Над Соляным переулком возвышается удивительный памятник архитектуры периода историзма. Но это здание интересно вовсе не архитектурой, в которой угадываются черты произведений итальянской архитектуры XVI века, а своим впечатляющим наполнением.

Барон Александр Людвигович Штиглиц сыскал известность благодаря своей необычной меценатской деятельности, свои честно сколоченные капиталы финансист и промышленник тратил вовсе не на постройку храмов и не на работу журналов или газет, а на развитие российского искусства. Сегодня подобная деятельность может показаться абсурдной, но стоит заметить, что художников и дизайнеров только сейчас начали готовить практически во всех учебных заведениях, а во времена дореволюционной России развитием творчества занимались далеко не многие.

Музей прикладного искусства является неотъемлемой частью Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, которую основали по инициативе барона в 1878 году.

    Соляной пер., 13-15

Памятник стоит в «Измайловском Гостином дворе», где каждый желающий может прийти полюбоваться этим замечательным творением и попросить у дождя хорошую погоду.

    ул.1-я Красноармейская, 15


Помимо впечатляющей архитектуры старинного особняка, также стоит отметить и необычную решётку ворот. Точнее, решётка абсолютно обычная, а вот орнамент, украшающий прутья, - особенный. За ничего не подозревающими прохожими с решётки ворот наблюдает огненная саламандра.

Саламандра - существо мифическое. По легендам, она не горит в огне, а, проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья неслучайно. Дело в том, что отец мужа графини в своё время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний.

Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель. К сожалению, внутренняя отделка не сохранилась, хотя известно, что стены особняка были декорированы дубовыми панелями, а в Большой гостиной находился камин, изготовленный из белого мрамора.

    наб. реки Крестовки, 12


История этой аптечной лавки берёт начало в 1760 году - именно тогда состоялось её торжественное открытие. Правда, располагалась она тогда на Большой Мещанской и носила другое название.

В 1770 году первый владелец лавки аптекарь Арик перевозит её на 7-ю линию, где она находится и по сей день. Аптека несколько раз меняла хозяев. 1850 год - знаковый, в этом году владельцем аптеки стал Василий Васильевич Пель. С этого времени аптека стала называться «Аптекой Пеля». Пель преобразовал аптечную лабораторию, ввёл контроль качества сырья, создал склад доброкачественных препаратов, а в 1867 даже основал Русское общество торговли аптекарскими товарами.

С 1871 года Пель стал поставлять медикаменты к императорскому двору. После смерти Василия Васильевича аптекарское дело продолжил его сын, а в дальнейшем аптекой владели его внуки и правнуки.
После революции при аптеке перестала функционировать лаборатория, а чуть позже и фабрика. Аптека сменила название, и стала именоваться «Андреевской» - по её расположению против Андреевского рынка. Во времена войны аптека также функционировала, даже несмотря на то, что в здание во время блокады попал снаряд. Аптека закрылась лишь в 2005 году. Виной тому стал пожар. В 2010 году старейшую аптекарскую лавку в городе отреставрировали, и уже в марте 2010 года она вновь стала принимать покупателей. С 2011 года в аптеке стали проводить экскурсии, и она ежегодно принимает участие в программе «Ночь музеев».

    7-я линия В. О.,16–18


В Южно-Приморском парке после реставрации в этом году начал работу исторический фонтан нашего города. Кстати, фонтан примечателен тем, что является самым большим фонтаном в черте Петербурга. Фонтан, чаша которого в длину достигает 100 метров, а в ширину - 20 метров, работает с лета. Водную картину самого большого фонтана образуют 225 струй, что вздымаются в небо на высоту от 8 до 16 метров.

    между Петергофским шоссе, улицей Доблести, Финским заливом и рекой Ивановкой

В саду Опочинина всех влюблённых встречает «высаженное» в 2011 году необычное дерево любви. Его металлический ствол украшают сотни красных листочков, которые придают дереву форму большого сердца. Дерево наделено волшебными свойствами. Считается, если влюблённые украсят его ветви замком, а ключ спрячут в сундук, закреплённый прямо на стволе, тогда их союз будет долгим и счастливым.

    сад Опочинина, ст. м. «Приморская» или ст. м. «Василеостровская», далее троллейбусами 10; 11 или автобусами 1; 128 до остановки «Ленэкспо»


В месте, где реки Охта и Оккервиль сливаются в единое целое, можно найти дошедшую до наших дней старинную усадьбу. Именовать её принято не иначе как Уткина дача.

В середине XVIII века этот участок земли отошёл под владения семейства Марка Полторацкого, который на тот момент являлся директором придворной Капеллы. Согласно распоряжению семьи, архитектор Н. А. Львов в 1790-х годах выстроил большой усадебный дом.

В XIX веке усадьба принадлежала княгине Шаховской (в замужестве Уткиной), а затем была дарована Человеколюбивому обществу. С 1936 года в здании разместились коммуналки, расселённые в 2010 году. С тех пор усадьба пустует и потихоньку разрушается.

    Уткин пр., 2


На одной из аллей в парке Есенина в Невском районе Петербурга в канун 118-летия поэта установили новую стелу памяти Сергея Есенина, венчает которую бюст знаменитого поэта.


В Петербурге можно найти дом с двумя галереями, парящими в воздухе на уровне второго и четвёртого этажей. Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части необычного здания. При этом самое интересное, что попасть во вторую часть можно только лишь воспользовавшись галереей. Знакомьтесь, перед вами – доходный дом И. Бака.

Стоит также отметить, что галереи - далеко не единственная особенность этого доходного дома. Его великолепная архитектура и внутренняя отделка поражают: есть здесь и богатые парадные, двор с ленточными балконами, великолепными витражами на окнах и мраморные лестницы. Любителю архитектуры здание явно придётся по вкусу.

    Кирочная ул., 24


Этот удивительный дворик на улице Чайковского является одной из самых молодых достопримечательностей Петербурга. Кстати, двор знаменит не только благодаря ярким краскам мозаики, но также и потому, что сделан он руками детей. Красочное панно, словно чешуя пёстрой рыбы, окутало буквально каждый объект во дворе.

Скамейки, дорожки, стены домов, скульптуры и солнечные часы украшены красочными рисунками мозаики из цветного стекла. Ничем не примечательный двор в какой-то момент начал буквально обрастать мозаикой прямо на глазах у местных жителей и со временем стал своеобразным музеем под открытым небом. Эту достопримечательность, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз о ней услышать, создали ученики Малой Академии искусств.

    Мозаичный дворик находится в совмещенных дворах домов по наб. Фонтанки № 2 и по улице Чайковского № 2/7

Авторы проекта обновлённой библиотеки имени Гоголя в конце августа 2014 года установили в Южно-Приморском парке восемь круглых скамеек с Wi-Fi, украшенных клёнами Фассенз Блэк - этот вид от других деревьев отличает красно-фиолетовый цвет листьев осенью.

    Петергофского шоссе, 27


Копия Эйфелевой башни высотой в пятиэтажный дом, Триумфальная арка и даже стеклянная пирамида Лувра - двор жилого комплекса «Гранд Фамилия» в Московском районе летом 2014 стал настоящей резиденцией Парижа в Петербурге. Не хватает разве что шарманщика, запаха жареных каштанов и уютных кафе. Но со временем возможно всё.

    пр. Космонавтов, 63


Во дворе дома номер 38 по 3-й линии Васильевского острова в 2011 году появился официального синего вида номерной знак «Флигельная площадь, 1». Казалось бы, ничего необычного, но шарма табличке придёт аккуратно выведенное пояснение, красующееся над названием, - «Самая маленькая площадь России». Бытует мнение, что раньше эта площадь действительно существовала и была достаточно приличных размеров. Впоследствии её застроили и превратили в обычную улицу, а кто-то решил устранить историческую несправедливость.

    3-я линия В. О., двор дома 38

Единственный на территории Петербурга памятник зарубежному литературному персонажу был открыт 11 апреля 2003 года на Балканской площади в день 120-летия создателя персонажа, чешского писателя Ярослава Гашека. Швейка сделал скульптор Альберт Чаркин, который за пару лет до этого создал Остапа Бендера на Итальянской улице. Это одна из самых комичных скульптур в Петербурге. Швейк у Чаркина получился карикатурным, как и в самой книге Гашека.

    Балканская площадь


Один из самых молодых фонтанов нашего города - открыли его в самом начале сентября 2014-го. Скульптурная композиция, представляющая собой четырёх нимф, играющих на разных музыкальных инструментах, получила название «Времена года». Естественно, прекрасные создания олицетворяют лето, осень, зиму и весну и действительно, хоть и незримо, играют знакомые многим классические мелодии. В самом центре, меж бронзовых скульптур, бьёт изящный фонтан, чудесно дополняя общую картину. Особого шарма композиции придают сумерки, ведь у фонтана чудесная подсветка.

    пр. Энгельса, 154, рядом с ТРК «Гранд Каньон»


Множество самых разнообразных арт-объектов - скульптур зверей - разместили на площадке перед Музеем восстания машин. Взору горожан предстают носороги, пауки, лошади, гепард и медведь, а в самом центре экспозиции на постаменте расположился сам царь зверей - огромный трёхметровый лев в окружении своей свиты.

Примечательно, что весь этот зверинец сделан исключительно из автомобильных покрышек. Естественно, авторами композиций стали сотрудники компании, которая создала львиную долю экспонатов одного из самых необычных городских музеев.

    поселок Парголово, ул. Ломоносова, 5

Фонтан «Колодец»


В скульптурной композиции вокруг фонтана изображены прекрасная девушка и четыре ангела, которые помогают ей набрать воды в колодце. Одна из самых красивых в парке, эта скульптура расположена вдалеке от множества других маленьких памятников, прославивших Александровский парк: от «Детей» с «Алёнушкой», стоящих тут ещё с советского времени, до «Мини-Петербурга», огромного комплекса скульптур, открытого там в 2011 году. Есть интересная легенда: отпив воды из фонтанчика, можно излечиться от различных лёгких недугов.

    Александровский парк (выйти из метро «Горьковская» и пройти 100 метров в сторону Планетария)


Двухметровый кованый хронометр «Время мастера», над созданием которого трудились 50 лучших кузнечных мастеров из пяти стран мира, осенью 2014 года в дар Петропавловской крепости преподнесли мастера Гильдии кузнецов и художников по металлу. Примечательно, что с помощью часов «Время мастера» можно определить не только реальное время, но и астрономическое.


Известно давно, влюблённые смотрят друг на друга особенным взглядом. Петр I любил своё детище настолько сильно, что зрачки его обрели форму сердец. Не знаем, как было в действительности, но архитектор Фальконе наградил скульптуру Петра, стоящую на Адмиралтейской набережной, влюблёнными глазами.

    Адмиралтейская набережная


Лисица, хитро повиливающая хвостом, привораживает ворону, серый волк, поджидающий красную шапочку, ловко изображает порядочного зверя, и мудрая сова, наблюдающая за всеми посетителями сказочного двора по улице Джона Рида - это можно увидеть в одном из дворов Петербурга.

    ул. Джона Рида, 7, к.1


Во дворе старого здания БГТУ «Военмех» можно заметить башню-обсерваторию, которую украшают весьма оригинальные часы. Необычной деталью этих часов является 24-часовой циферблат. Далеко не всем известна история появления часов, которые украшают башню ратуши старой обсерватории. Но началась она больше ста лет назад. Тогда по проекту гражданского инженера С. С. Козлова под чутким контролем самого Дмитрия Ивановича Менделеева и был построен один из самых уникальных корпусов Всероссийского научно-исследовательского института метрологии. Стоит признать, что смотрится циферблат очень непривычно, зато время показывает правильно.

    ул. 1-я Красноармейская, 1


Огромный музыкальный инструмент, появившийся на краю одного из красивейших островов Петербурга всего 12 лет назад. Посвящённая сразу двум событиям - наступлению третьего тысячелетия и 300-летию Санкт-Петербурга - арка была открыта в День города, 27 мая 2002 года, в присутствии тогдашнего губернатора Яковлева.

Автор проекта звонницы - московский архитектор Игорь Гунст. А отлили колокола для неё в Голландии. По проекту тех времён колокола частично должны были управляться на расстоянии с помощью компьютера. Автоматических колоколов 23, а обычных (русских) 18. Конструкции для навески колоколов были изготовлены из нержавеющей стали и покрыты листовым золотом. Всего на их создание ушло полтора килограмма драгоценного металла.

    Крестовский остров, Северная дорога


Если смотреть на центр города с высоты крыш в вечернее время, то взгляд непременно остановится на одном очень любопытном объекте, который навевает ассоциации с древнеегипетской архитектурой, при этом весьма необычной: над Петербургом высится светящаяся пирамида - фонарь-купол Главпочтамта.

    Почтамтская ул., 9


В своё время по случаю юбилея лидера легендарной рок-группы «Кино» один из домов в Любанском переулке на один день переместили на другую улицу - в переулок Виктора Цоя, прикрепив на стену аккуратную табличку «Переулок Виктора Цоя, дом № 1, проект». Позднее этот несанкционированный знак сняли, а не так давно вернули на место уже с согласия градоначальника Георгия Полтавченко. Вот таким образом в Петербурге увековечили память о певце. Кстати, в скором времени в городе установят и памятник Виктору Цою.

    ул. Зверинская, 29


Петербург ежегодно принимает не один десяток самых разнообразных проектов, посвящённых современному искусству. Немудрено, что после того, как фестивали заканчиваются, в городе остаются весьма необычные арт-объекты. Так, например, в 2013 году проходил фестиваль grаFFFest, в рамках которого у нас появился самый высокий арт-объект в России. Он представляет собой 75-метровую заводскую трубу, но достаточно непростую: художники украсили промышленную трубу иллюзорной графикой, навеянной творчеством известного нидерландского иллюстратора Маурица Эшера. Создавали необычную картину прямо на глазах у интересующейся публики.

Мы подобрали для вас список, где представлены значимые достопримечательности Москвы с фото, названиями и описанием .

Для вашего удобства и поиска информации, в правой колонке сайта вы найдете окно поиска и наше основное меню. А пока предлагаем вам посмотреть наиболее посещаемые и интересные из них.

Москва величественна и многогранна, а потому при каждом ее посещении открывает туристам новые и еще непознанные свои достопримечательности с богатой историей.

Здесь храмы и церкви соседствуют с ампирными сталинскими домами, старинные усадьбы расположены бок о бок с современными, сверкающими стеклами, ресторанами и модными магазинами, а высотки 1950-х будто перекликаются с нынешними небоскребами Москва-Сити.

Сегодня в Москве действуют около четырех сотен музеев и арт-кластеров, около 150-ти театральных и концертных площадок.

ТОП-25: краткое описание известных достопримечательностей

В столице желательно оставаться на продолжительное время, чтобы максимально прочувствовать ее дух, впитать энергетику поистине динамичного мегаполиса с более чем 800-летней историей.

В каждом описании вы найдете фото достопримечательности и ее название. Если вам понадобится более расширенная информация, зайдите в меню "Поиск" в правой стороне экрана и наберите название интересующего вас объекта.

Кремль и Красная площадь

Пожалуй, это наиболее знакомые и популярные среди московских достопримечательностей места, а кремлевские башни с пятиконечными рубиновыми звездами и курантами на Спасской и вовсе стали столичным брендом. Кремль, как оборонительное сооружение начал формироваться еще в XII столетии и за свою долгую историю не раз перестраивался и достраивался. Ну а на Красной площади проходят все важные торжества по случаю знаменательных российских праздников. Кроме этого, здесь проводят ярмарки и культурно-массовые мероприятия.

Храм начали возводить по указу самого Иоанна Грозного во Славу Господа по случаю взятия Казани. На начальном этапе строительства купола культового сооружения были золоченными, а фасад был оформлен в красно-белых тонах. После пожара, случившегося в XIII столетии, отреставрированный собор и получил свои многоцветные купола, которые до сей поры вызывают восхищение у туристов.

Орудие поражает своими размерами, если учитывать, что отлили его в 1568 году: при длине ствола около 5 метров и калибре под 90 сантиметров, оно весит порядка 40 тонн. Предполагают, что за все время своего существования царь-пушка так и не произвела ни единого боевого выстрела.


ГУМ

Еще одна достопримечательность Москвы - здание ГУМа. Свою историю это место на Красной площади ведет еще с XIX столетия, когда здесь появились торговые ряды. Главным магазином страны ГУМ стал еще в советское время, но и сегодня свою значимость не потерял: здесь разместились бутики самых известных и дорогих мировых брендовых компаний.


Старый Арбат

Наверно трудно найти в стране человека, который не слышал об этой пешеходной улице Москвы - Старом Арбате. Здесь сегодня, среди прекрасных архитектурных достопримечательностей, можно послушать уличных музыкантов или заказать свой портрет художнику. Для туристов и москвичей открыты всевозможные рестораны, разнообразные музеи и сувенирные лавки.


Кафедральный православный храм столицы, где проводит службы сам Патриарх всея Руси, возвели в ознаменование победы над Наполеоном в Отечественную войну 1812-го года. Проект выполнил знаменитый зодчий Константин Тон, а строительство длилось более четырех десятилетий. В годы советской власти ХХС разрушили, намереваясь возвести на его месте Дворец Советов. Удалось поднять только фундамент, после чего от идеи отказались и открыли здесь всесезонный бассейн «Москва». Храм вновь отстроили в период с 1994 по 1997 годы.


Это, без сомнения, главный «храм» оперы и балета Российской империи, затем СССР, а теперь и современной России. Первое здание возвели еще в 1825-м году. После пожара в 1853 году, здание к 1856-му году перестроили. К концу XIX столетия провели масштабную реконструкцию Большого театра, которая повторилась только в первое десятилетие уже XXI века.


Царь-колокол в Кремле

Царь-колокол чем-то сродни царь-пушке, т.к. за все время своего существования так и не порадовал прихожан колокольным звоном. То ли ошибка при литье, то ли пожар привели к тому, что от его нижней части откололся огромный кусок, который сегодня можно увидеть рядом с величайшим по размерам звоном - Царь-колоколом.


Древнейшая женская обитель Первопрестольной столицы и одна из главных достопримечательностей Москвы. По легенде, возвели ее на месте, где в годы татаро-монгольского ига выбирали русских красавиц для отправки их наложницами в Золотую Орду. Основали монастырь в 1524 году. Монашками здесь были царские особы и представительницы боярских и княжеских знатных родов. Большая часть послушниц оказывалась в Новодевичьем монастыре по принуждению, в частности, сестра Петра Первого царевна Софья.


Палаты Аверкия Кирилова

Каменные палаты из красного кирпича на Берсеневской набережной возвели для представителя купеческого сословия Аверкия Кириллова в начале второй половины XVII столетия. Стоящая по-соседству с древними палатами удивительная по красоте церковь Святого Николая придает старинному ансамблю некую сказочность.


Этот сказочный дом на Мясницкой получил свой нынешний вид к 1896 году, когда его владелец чаеторговец Перлов намеревался пригласить в гости прибывающего в Москву важного китайского сановника для заключения выгодного контракта по поставкам чая в Россию. Представитель Поднебесной так сюда и не попал, но Перлов не остался в накладе, т.к. многие москвичи и гости города стремились увидеть это чудо архитектуры - Чайный дом, что положительно сказывалось на продажах в нем различных колониальных товаров.


Музей-заповедник Царицыно

Дворцово-парковый комплекс раскинулся на территории порядка 100 гектаров. Все основные строения возвели в XVIII столетии в готической и псевдоготической стилистике. Некоторое время Царицыно даже являлось царской резиденцией. Сегодня здесь проходят выставки, проводятся фестивали и даются концерты классической и фольклорной музыки. Благодаря удивительным ландшафту и архитектуре, Царицыно стало излюбленным местом отдыха.


Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Это главный католический храм столицы, возведенный в стилистике неоготики. Его проект выполнил зодчий Феликс Богданович-Дворжецкий. Культовое здание украшают стрельчатые арки, тянущиеся к небесам фигурные декоративные башенки, разноцветные витражные оконные проемы. Сегодня в кафедральном соборе, кроме служб, проходят органные концерты.


Кремль в Измайлово создавался как туристический кластер и не является историческим памятником. Правда, при его возведении были использованы древние эскизы и планы теремов, церквей, башен и других архитектурных сооружений средневековой Руси. Сегодня здесь разместились музеи, дворец бракосочетаний, ремесленные мастерские и многое другое. Выглядит комплекс как прекрасная лубочная картинка и стал одной из достопримечательностей Москвы.


Арка во ознаменование победы в Отечественной войне 1812-го года первоначально была установлена на нынешней площади Тверской Заставы, а спроектировал ее зодчий Бове. В 1936-м, при Советах, Триумфальную арку разобрали и воссоздали лишь в 1968-м, правда, на новом месте - Кутузовском проспекте.


Усадьба Шереметевых в Кусково

Прекрасный усадебный комплекс на берегу пруда будто обрамляет изысканно выполненный ландшафтный парк. Здесь Шереметевы проводили светские балы, устраивали гулянья и представляли театральные постановки. Сегодня в усадьбе Кусково в основанном здесь музее можно посмотреть одну из крупнейших мировых коллекций керамики, побывать на разнообразных выставках и музыкальных представлениях.


Памятник архитектуры XVII столетия. С начала 1990-х является патриаршим подворьем. Поначалу здесь обосновалась обитель, а затем место отошло под резиденцию высших иерархов Русской православной церкви. Сохранившийся облик Крутицкого подворья будто переносит на несколько веков назад, помогая ощутить величие древней Руси.


ГМИИ имени А.С. Пушкина

Музей изящных искусств открылся в 1913 году. Инициатором его создания стал профессор Московского Императорского университета Иван Владимирович Цветаев - отец поэтессы Марины Цветаевой. Основа коллекции - экспонаты из собрания учебного заведения, а также закупленные после его открытия древнеегипетские артефакты. Сегодня ГМИИ имени Пушкина - это крупнейший выставочный центр Москвы, где проводятся наиболее значимые выставки, и значимая достопримечательность города.


Парк Победы на Поклонной горе

Парково-выставочный комплекс открылся для посетителей в 1995 году и посвящен Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Здесь расположено несколько музеев, посвященных этому периоду нашей истории. Совсем недавно на Поклонной горе открыли памятник солдатам I Мировой войны.


Архитектурный памятник XVII века - один из немногих сохранившихся на территории современной Москвы. Перед революцией палаты Сверчкова входили во владение известной семьи Абрикосовых - создателей кондитерской империи.


Первое здание манежа построили к 1817 году по проекту великого Бове. Изначально оно предназначалось для конной выездки, но уже много лет служит, как выставочная площадка в самом центре Москве, где часто выставляются интереснейшие экспозиции.


Выставочный комплекс ВДНХ

ВДНХ-ВВЦ после последних преобразований переживает бум посещаемости и стало одной из главных достопримечательностей Москвы. Созданный комфорт для посетителей, восстановленные исторические павильоны, проводимые культурно-массовые мероприятия и интересные музеи делают ВДНХ значимым местом отдыха москвичей и гостей столицы.


Дом «короля фарфора» Кузнецова

Есть и у Москвы свой дом с атлантами. Это невероятное по красоте здание расположено на Проспекте Мира и принадлежало некогда семье фабриканта Кузнецова. Поражало великолепием и внутренне убранство особняка с лепниной, богатым паркетом и общим дизайном.


Арт-кластер «Красный Октябрь»

Здесь расположены различные художественные мастерские, выставочные галереи, дизайнерские студии. Ранее эти строения занимала кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Сегодня это даже некий центр для московской богемы, где часто проходят тусовки с участием широко известных персон. Сам комплекс строений относится к классическим образцам промышленной архитектуры первого десятилетия XX века.


Это первый общественный парк Москвы, созданный по личному указанию Николая Первого и названный в честь его любимой супруги Александры Федоровны - Александровским.


Несомненно, главные и наиболее узнаваемые достопримечательности Москвы расположены в ее центральной исторической части - на Красной площади и в древнем Кремле, но между тем, мы откроем для вас и многие неизвестные из этого списка, история и архитектура которых поражает не только гостей столицы, но и москвичей.

Надеемся, что для вас оказалась полезной информация с московскими достопримечательностями, которые мы представили на странице: фото, название, описание, название и адреса. Окунитесь в историю Первопрестольной столицы при помощи нашего портала, создавайте презентации по материалам и делитесь описанием достопримечательностей города Москвы с друзьями.

Заходите на наш сайт чаще - будет интересно!

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Москва – это город десятков тысяч достопримечательностей, среди которых - исторические памятники, шедевры архитектуры, уникальные современные строения, красивейшие парки. Но есть в столице дома, которые выделяются даже на фоне такого феноменального разнообразия.

Дом-паровоз – здание в стиле конструктивизма, построенное на месте Государева Житного двора – складского комплекса XVII в., в который свозились продовольственные запасы со всей страны. Отсюда и второе название «Дома-паровоза» - Запасный дворец.

Удивительно, но авангардное строение было построено в 1760 году, и его стены помнят времена наполеоновского нашествия. Конечно, «Дом-паровоз» выглядел тогда совсем не так, как сейчас.

Это был квадратный комплекс из четырех корпусов и расположенной в центре двора церкви. Корпуса и подвальные помещения использовались для хранения зерна, мяса, овощей, рыбы.

Запасный дворец – одно из немногих в столице казенных строений, уцелевших после страшного пожара 1812 г. Согласно легенде, в здании были размещены раненые солдаты, причем, как русские, так и французские. После изгнания Наполеона из Москвы, во дворце жили оставшиеся без крова москвичи.

После революции столичные власти передали здание Народному комиссариату путей сообщения. В 1932 г. архитектор-конструктивист И. Фомин начал радикальную переделку дворца. Строители увеличили этажность здания до пяти, выровняли фасады, убрали лепнину и украшения, с окон удалили каменные наличники. Со стороны Садовой-Черногрязской улицы к комплексу пристроили башню с часами. Высота башни составила 9 м. В результате все черты Запасного дворца исчезли, и перед москвичами предстал дом, очень похожий на паровоз. Так его и прозвали в народе.

В настоящее время в здании располагаются офисы РЖД.

Адрес: Новая Басманная ул., дом 2/1, стр. 1.

Дом-яйцо – относительно молодая достопримечательность столицы: спроектировано это необычное здание было в 1998-2001 гг., построено – в 2003-ем. Реализацией необычной идеи занималась целая группа талантливых архитекторов: С. Ткаченко, В. Чулкова, С. Ануфриев, О. Дубровский, Г. Николашина и другие.

За 15 лет с момента постройки Дом-яйцо стал важным туристическим объектом столицы, вошел в список самых необычных зданий не только Москвы, но и всего мира.

Строение в виде выкрашенного в красный цвет яйца пристроено к восьмиэтажному дому. Здание очень нарядное и праздничное, на него невозможно не обратить внимание.

Столичные власти далеко не сразу согласились на постройку Дома-яйца: высказывались мнения, что эпатажное сооружение разрушит архитектурный облик улицы Машкова, на которой расположено много доходных домов начала XX в.

Площадка под строительство была очень маленькая, и перед архитекторами стояла задача создать что-то небольшое, но яркое, запоминающееся. По словам архитектора С. Ткаченко, идея о создании Дома-яйца пришла к нему во время посещения музея Карла Фаберже.

Стены здания построены из утепленного кирпича толщиной в 640 мм, облицовка выполнена из керамической плитки малинового цвета, крыша покрыта медными листами.

В техническом плане Дом-яйцо – это четырехэтажное здание с общей площадью внутренних помещений в 342 кв. м. Под домом обустроена подземная стоянка на 4 автомобиля. Со стоянки в квартиру можно попасть на лифте.

На первом этаже Дома-яйцо находится прихожая, холл, кладовые, сауна и тренажерный зал. Второй отдан под комнату прислуги, столовую и кухню. Здесь же находится санузел площадью в 45 кв. м.

Третий этаж – это две спальни площадью по 25 кв. м. с индивидуальными туалетами и лоджиями; на четвертом этаже находится 57-метровая гостиная с куполообразным потолком высотой в 4,5 м. Купол расписан в стилистике Ренессанса.

В настоящее время (2018 г.) Дом-яйцо выставлен на продажу. Стоимость этого чуда архитектурной мысли фантастическая – 356 млн. руб.

Адрес: г. Москва, ул. Машкова, 1/1

Уникальное здание в центре Москвы. Немного похожий на комод старинный особняк – единственный в столице представитель стиля расстреллиевское барокко. Это очень красивое, гармоничное строение с интересной историей.

Дом-комод был возведен в 1766 г. Заказчиком выступил граф М. Апраксин, представитель влиятельной российской династии. История не сохранила имени архитектора, но, очевидно, что это был ученик великого архитектора Растрелли. Дому присуща пышность, нарядность, фасад обильно украшен лепниной, колоннами, углы здания скруглены.

Внешне Дом-комод напоминает уменьшенную копию Зимнего дворца. Для Москвы такие архитектурные формы нехарактерны: в Белокаменной уже к середине XVIII в. полностью доминировал стиль классицизм.

В 1772 г. особняк приобрели князья Трубецкие, к фамилии которых москвичи тут же добавили приставку: «Трубецкие-Комод». В доме князей давались уроки танцев, которые посещали юный Саша Пушкин и его сестра Ольга. В гости к Трубецким неоднократно приходил Ф. И. Тютчев.

В 1861 г. наследник разорившегося рода был вынужден продать дом Московскому университету. Руководство учебного заведения разместило в здании 4-ю мужскую гимназию, выпускниками которой были многие знаменитости: авиатор Н. Жуковский, режиссер театра К. Станиславский, академики А. Шахматов и П. Виноградов, предприниматель С. Морозов и т.д.

В советское время Дом-комод был превращен в коммуналку. Расселение квартир и комнат было произведено только в 1946 г. Первый этаж здания занял НИИ геофизических методов разведки, второй – Дом пионеров Бауманского района Москвы. Дом пионеров посещала будущая поэтесса Б. Ахмадулина.

В наше время Дом-комод полностью отреставрирован в соответствии с рисунками и чертежами XVIII в. В особняке снимают офисы различные учреждения.

Адрес: ул. Покровка, д. 22.

Чайный дом – частичка древнего Китая в центре Москвы. Это красивое и оригинальное здание, в котором в XIX в. размещался чайный магазин Перлова.

Династия чаеторговцев Перловых – самая известная в России. Первую партию чая Перловы доставили в империю в 1807 г.

В 1875 г. владелец компании Сергей Васильевич Перлов приобрел на Мясницкой улице Москвы небольшой участок. По поручению предпринимателя известный архитектор Роман Клейн построил трехэтажный дом в стиле Ренессанс.

Китайские черты зданию были приданы гораздо позднее, в 1895 г.: Москва в то время готовилась к приезду из Цинской империи видного гостя – наместника и миллиардера Ли Хунчжана. Планировалось, что сановник остановится в доме Перлова.

Декоратор Карл Гиппиус провел грандиозную работу, превратив рядовой для Москвы особняк в здание, которым гордилась бы и столица Поднебесной. Фасад был украшен восточным орнаментом, статуями драконов и змей, изогнутыми балкончиками. Материалы для отделки закупались в Цинской империи.

В центральной части крыши была установлена башня-пагода – непременный элемент китайской архитектуры. Правда, в итоге Ли Хунчжан остановился в другом доме и не увидел результатов труда Гиппиуса, зато Москва получила одно из самых необычных и красивых зданий.

После революции Чайный дом некоторое время использовался в качестве жилого, затем его по каким-то причинам забросили. В 1990 г. архитектурный памятник представлял собой жалкое зрелище.

В середине 90-х начались работы по реставрации Чайного дома. В наше время здание полностью восстановлено, в нем находятся крупнейший в Москве чайный магазин и кондитерская.

Адрес: ул. Мясницкая, д. 19.

Особняк Морозова на Воздвиженке имеет и второе название «Испанское подворье». Этот замок стабильно входит в перечни самых необычных зданий Москвы. Архитектурный облик Испанского подворья был настолько смелым и революционным для XIX в., что сразу после постройки пресса призывала снести особняк, чтобы не портить ансамбль улицы. Даже в одном из романов Льва Толстого, «Воскресении», содержатся жесткие выпады в адрес дома Морозова.

В наше время произошла переоценка здания, и Испанское подворье считается архитектурным шедевром, похожим на сказочные дворцы.

Особняк был построен в 1899 г. по заказу промышленника Арсения Морозова. Строительством занимался архитектор В. Мазырин, в поисках вдохновения изъездивший весь юг Европы. В Португалии зодчий увидел средневековый замок Пена, который оставил в его душе неизгладимое впечатление. Возвратившись в Россию, Мазырин создал проект уникального дома в невероятном для нашей страны мавританско-испанском стиле.

Вход в дом расположен между двух округлых башен, украшенных ажурными карнизами, ракушками, лепниной, витыми колоннами. Декор придает зданию удивительный колорит: кажется, что этот дворец должен находиться в солнечном Мадриде, а не в заснеженной Москве. Мазырин подошел к строительству творчески, он создал много декоративных элементов, никогда ранее не употреблявшихся, кроме того, архитектор разбавил неомавританский стиль модернистскими и классическими компонентами.

Внутренние интерьеры полностью отражают представление эксцентричного миллионера Морозова о красоте. Залы потрясают обилием золота, статуй, лестниц в готическом стиле, люстр и вазонов в стиле ампир. Некоторые помещения убраны в стиле барокко, другие – в арабском или китайском стилях.

Арсений Морозов был в восторге от своего нового дома, но прожил он в нем недолго. В 1908 г. промышленник скончался от заражения крови.

После революции здание ненадолго заняли бездомные, затем – артисты бродячего цирка. В 30-е годы Испанское подворье занимало посольство Японии, в 40-е – Англии, а в 50-е – Индийское посольство.

В 1959-ом г. в особняке разместился Дом дружбы народов, в котором проходили встречи иностранных гостей, показы зарубежных фильмов.

В 2003 г. дом был полностью отреставрирован. С 2006 г. Испанское подворье является собственностью Правительства РФ, в нем располагается Дом приемов. Здесь проходят международные встречи, пресс-конференции, заседания и т.д.

Адрес: улица Воздвиженка, д. 16.

Москва – город, вобравший в себя множество культур и архитектурных тенденций. Чтобы ощутить себя на улочках Рима, необязательно ехать в Вечный город. В Москве, во 2-ом Казачьем переулке, стоит дом, построенный в классической итальянской манере.

Здание переменной этажности с мансардами, балкончиками, портиками и колоннадами возвел современный российский архитектор М. Филиппов.

Полукруглый дом образует типично итальянский дворик с круглой лужайкой, лавочками и статуями в древнеримском стиле.

Несмотря на молодость, здание стало важной достопримечательностью.

Адрес: 2-й Казачий пер., 4, стр. 1.

Дом-улей ()

Одно из самых удивительных и необычных зданий мира. Дом-улей построил по собственному проекту известный советский архитектор Константин Мельников. Мастер планировал жить в этом особняке с семьей, а также разместить в нем мастерскую.

Дом Мельникова – ярчайший пример авангарда в архитектуре, строение, которое изучают в архитектурных школах по всему миру.

Здание состоит из двух соединенных цилиндров, при взгляде со стороны Арбата оно напоминает Пизанскую башню. Сразу обращают на себя внимание необыкновенные окна ромбовидной формы. Окна (которых ровно 108) покрывают дом плотно, как ячейки пчелиного улья. Именно с этим связано народное название строения.

Мельников утверждал, что круглая форма – наилучший способ сэкономить строительный материал. Вход в здание расположен в малом цилиндре со стороны Кривоарбатского переулка. Над входом – огромное окно с надписью «Константин Мельников. Архитектор».

Внутри Дом-улей поражает продуманностью и удобством интерьеров. Всего в доме 13 комнат, верхний этаж представляет собой единое пространство, в котором и размещалась мастерская Мельникова. Между этажей жители дома перемещались с помощью винтовых лестниц.

Чтобы добиться от советской власти разрешения на возведение частного дома, архитектор пошел на хитрость: он заявил, что его строение станет образцом для домов грядущей эпохи коммунизма.

В наше время (2018 г.) Дом-улей находится в ненадлежащем состоянии. Специалисты бьют тревогу: в стенах архитектурного памятника появились трещины, наблюдается проседание фундамента.

Адрес: Кривоарбатский пер., 10.

На Варшавском шоссе находится колоссальное строение, которое иногда называют «лежачим небоскребом». Длина этого невероятного дома – 978 м. Если бы дом мог принять вертикальное положение, его этажность составила бы 390 этажей.

Самое длинное в столице здание принадлежит научно-производственному объединению НИЦЭВТ, созданному на базе советского конструкторского бюро, собравшего первый в СССР компьютер «Стрела».

Строительство «лежащего небоскреба» началось в 1969 г., завершилось в 1970-ом. Конструкция здания отличается особой прочностью и надежностью. Величина дома поражает воображение: только на одной стороне строения расположено 1650 окон. Здание протянулось на три автобусные остановки. Сотрудники рассказывают, что в советское время, чтобы попасть из одного отдела в другой, их коллеги совершали поездку на автобусе.

В наше время в «лежачем небоскребе» находятся офисы многих компаний и фирм.

Адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, 125

В Москве есть два дома в виде кольца. Среди москвичей их называют «старшее кольцо» и «младшее кольцо». Строительство многоэтажек столь необычной формы связано с требованием властей Советского союза к архитектурным бюро страны: создавать в Москве как можно больше оригинальных зданий.

Эта концепция привела к появлению сталинских высоток, но их строительство было дорогим и хлопотным делом. В 70-е годы архитектор Е. Стамо решил придать необычный вид обычным панельным многоэтажкам, выполнив их в форме круга.

В 1972 г. на улице Нежинской был возведен первый такой дом. Сооружение получилось грандиозным: 26 подъездов, 913 квартир. По сути дела, это был целый микрорайон внутри микрорайона. Внутренний двор Дома-кольца по размерам соперничал с футбольным полем.

Жить в необычном здании считалось престижно и удобно. В Доме-кольце находились аптека, магазины, салон красоты, швейное ателье. В принципе, жильцы могли вообще не выходить в город, оставаясь в пределах своего дома и двора.

Проект был признан успешным и, в 1979 г., накануне Олимпиады, началось строительство второго дома. Количество квартир в «новом кольце» достигало 936. Дом разместился у подножия Поклонной горы. Место было выбрано исключительно удачно: с высоты можно было сполна оценить необычность архитектурной задумки.

Стамо и его товарищи были готовы продолжать возведение Домов-колец, но столичные власти сочли концепцию исчерпанной. История показала, что чиновники были правы, и кольцеобразные дома стали уникальной достопримечательностью города.

Адрес «старшего дома»: ул. Нежинская, 13.

Адрес «младшего дома»: ул. Довженко, 6.

Дома, в которых обитают привидения, быстро становятся известными, ведь интерес к ним постоянно «подогревается» легендами. В мире много домов, которые знает почти каждый человек, есть такие дома и в России.

Самые известные дома с привидениями

Существуют дома, которые славятся не своей историей или архитектурой, а тем, что там якобы обитают привидения. Нельзя сказать, что люди в это верят, но истории о привидениях и возможные места их появления всегда интересовали как местных жителей, так и туристов.

Приезжая на экскурсию в тот или иной город мира, нередко туристы слышат истории о старинных домах, в которых иногда появляется силуэт некогда живших там жильцов, замученных пленников, отравленных мужей или покинутых детей. Легенд и историй множество, верить им или нет – дело каждого.

Замок Chillingham

Старый замок, который в своё время был и частным владением, и оборонным пунктом, и армейским бараком, и монастырём сегодня славится тем, что в нём обитают привидения.

Во времена ведения Англией освободительной войны, замок Chillingham был оборонительным пунктом, и за его стенами подвергали страшным пыткам врагов, многие из них были безжалостно убиты. По утверждению очевидцев, в помещениях замка время от времени раздаются предсмертные крики некогда замученных людей.

Гостиница Stanley Hotel

Почитателям Стивена Кинга известна гостиница Stanley Hotel, находящаяся в Колорадо. В своё время в одном из её номеров писатель придумал сюжет, а вскоре и снял мини-сериал «Сияние». Но не только присутствие Кинга и голливудские съёмки сделали эту гостиницу популярной.

Она вызывает неподдельный интерес благодаря призракам, её населяющим. Призрак первого хозяина гостиницы вместе с женой уже не один раз появлялся перед посетителями. Периодически из свободных номеров доносятся странные звуки, а стоящее в холле фортепиано неожиданно начинает играть.

Loftus Hall

Находящийся в Ирландии замок Loftus Hall построен на месте, где ранее стоял более старинный замок четырнадцатого века. Согласно легенде, в 1870-ом году в ворота замка постучал одинокий путник, оказавшийся привидением. Спустя некоторое время скоропостижно скончалась дочь хозяев, а дом наводнили привидения.


После того, как местный священник провёл изгнание злых духов, привидений в замке не стало. По слухам, только призрак внезапно умершей девушки периодически бродит по коридорам Loftus Hall.

Лондонский Тауэр

Пожалуй, самым известным зданием, которое посещают призраки, является лондонский Тауэр. Ранее в нём располагалась тюрьма, в которой было замучено, казнено и убито множество людей. Его стены помнят жестокие пытки.


Сегодня в Тауэре часто появляются многочисленные призраки бывших заключённых. Самые известные из них – обезглавленные королевы Анна Болейн и Джейн Грей, а так же зарубленная палачом графиня Солсбери.

Самые известные дома в мире

Есть дома, которые известны практически каждому. Такая известность может быть связана с чрезвычайно высокой стоимостью, местонахождением, необыкновенной архитектурой, богатой историей с ним связанной или личностью его владельца.

Дома-рекордсмены, попавшие в Книгу рекордов Гиннеса, которые являются самыми высокими, самыми необычными или самыми дорогими в мире, сразу становятся знаменитыми. Известно о домах – исторических памятниках и домах – уникальных с точки зрения архитектуры.

Лувр

Дворец, более напоминающий феодальную крепость, возвели в 1200-ом году во время правления Филиппа-Августа. Изначально Лувр предназначался для хранения королевских свитков и драгоценностей. При Карле V старая крепость была превращена в прекрасный дворец.


Сегодня Лувр – известнейший музей мира, в котором представлена эксклюзивная коллекция изобразительного искусства.

Вестминстерский дворец

До 1529-го года Вестминстерский дворец служил английским королям столичной резиденцией. Он находится в Лондоне и стоит на самом берегу Темзы. Это здание считается визитной карточкой Лондона. Знаменитый Биг-Бен - одна из башен этого дворца. Сегодня он являет собой символ Великобритании. Вестминстерский дворец известен всему миру, в конце прошлого века его включили в список всемирного наследия Юнеско.

«Белый дом»

Находящаяся в Вашингтоне официальная резиденция американского президента называется «Белый дом». Особняк построен в 1800-ом году в палладианском стиле. Сначала он назывался «Президентским особняком».


Семья каждого президента США проживает в период его президентства на двух этажах дома. Два этажа являются цокольными, ещё два предназначены для общественных приёмов. Изображение «Белого дома» можно видеть на двадцатидолларовой купюре.

Самые известные дома в России

Некоторые дома в России считаются её визитной карточкой. По ним судят о красоте архитектуры и богатейшей российской истории. Перечислить все наиболее выдающиеся строения сложно, ведь в такой огромной стране как Россия их чрезвычайно много. Можно написать лишь о некоторых.

Петергоф

Построенный ещё при Петре I знаменитый Петергоф и сегодня остаётся одним из красивейших и популярнейших мест в России, её важной достопримечательностью.


Среди множества фонтанов, один из которых – позолоченная фигура Самсона, возвышается дворец Монплезир и роскошный Большой дворец, известный почти каждому россиянину.

Дом Павлова

Дом, напоминающий всему миру о страшных боях, шедших в Волгограде (Сталинграде) в годы Второй мировой Войны называется «Дом Павлова». В этом доме держали оборону советские бойцы во время Сталинградской битвы.

Дом Павлова сохранился до сегодняшнего дня, он стоит на площади Ленина. После окончания войны его восстановили одним из первых. Дом является символом героизма, мужества и стойкости.

Усадьба «Ясная поляна»

Эта усадьба находится в Тульской области. В настоящее время «Ясная поляна» - известнейший дом-музей Льва Толстого, где писатель родился и прожил почти всю жизнь. Дом Толстого прекрасно сохранился. В нём и сегодня поддерживается дух писателя мировой величины, сохраняется обстановка последнего дня его жизни.

Самые знаменитые дома в Москве

Москва, как столица России, может похвастать немалым числом известных всему миру домов. Среди них есть старинные дома, которые «вписаны» в российскую историю. Некоторые дома являются своеобразным символом столицы.

Приехав в Москву, туристы имеют возможность увидеть многие известнейшие дома города, отправившись на обзорную экскурсию.

Главное здание МГУ

В послевоенные годы в СССР было решено построить несколько высотных зданий. Одним из них стало Главное здание МГУ. Долгое время оно было самым высоким в столице. Его высота – двести сорок метров. Елисеевский - самый известный магазин в Москве

На протяжении нескольких лет прошлого века Гастроном №1 считался символом счастливой и сытой жизни. Сегодня этот дом с интересной историей известен всем москвичам.

Кстати, по данным сайт, самые дорогие дома в России не всегда являются самыми знаменитыми.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен