Проследи как постепенно развенчивает своего героя

Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии».

На уроке, посвященном знакомству с «Маленькими трагедиями», следует остановиться на общей характеристике этого драматического цикла, а в групповой работе изучить идейно-художественное своеобразие каждой пьесы, повторив трагедию «Моцарт и Сальери», с которой школьники знакомились в 9 классе.
Проблемные вопросы уроков:
1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)
2. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы?
3. Что общего в завязке, развитии действия, кульминации и развязке трагедий? (Действие начинается в самый напряженный момент, когда противостояние героя и мира достигло предела; напряженность действия развивается по ходу сюжета не постепенно, а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей; в кульминационные моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь при этом носителями одной господствующей страсти; характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут героев к гибели или нравственному краху. Герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей.)
4. Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?
Группа 1. «Скупой рыцарь».
1. Проанализируйте монолог Альбера в сцене I и монолог Барона в сцене II. Как в характерах отца и сына отразились две эпохи рыцарства? Какие две «правды» отстаивают герои?
2. Докажите, что и Барон, и Альбер находятся во власти «презренного металла».
3. Прочитайте вслух и затем проанализируйте разговор Барона с герцогом со слов герцога «У вас, барон, есть дети?» до конца трагедии. Почему сын соглашается на дуэль с отцом? Прокомментируйте последнюю реплику герцога.
Вывод. Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей. Деньги отнимают у Барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей «правды», и конфликт двух людей становится конфликтом людей и века, их породившего. «Ужасный век» рождает «ужасные сердца» и разрушает человечность, которая гибнет в столкновении с низкими страстями.
Группа 2. «Моцарт и Сальери».
1. Проанализируйте первый и второй монологи Сальери в сцене I. Прав ли он, считая, что гениальность - награда за длительный и упорный труд? Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.
2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? Как каждый из них представляет гармонию жизни?
3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте сцену в трактире. Какие образы-символы связаны с внутренним состоянием Моцарта? (Человек, одетый в черном, - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит.) В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетическим идеалом Пушкина?
Вывод. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность - дар свыше, гениальность - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Трагедийность финала усиливается тем, что хотя утверждается правда Моцарта, но Сальери перестает быть оплотом ортодоксальности и незыблемости. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом, что для него равносильно смерти.
Группа 3. «Каменный гость».
1. Какие характеристики дают Дон Гуану и Доне Анне монах, Лепорелло, Лаура и Дон Карлос (по сценам I и II)? Какой символический смысл заключен в образах Дон Гуана и Доны Анны?
2. Проанализируйте разговор Дон Гуана и Доны Анны на кладбище (сцена III) со слов «Случай, Дона Анна, случай увлек меня...». Докажите, что оба персонажа противоречивы. Дон Гуан искренен в любви к Доне Анне в момент объяснения с ней, как и ко всем прежним женщинам, но, по сути, несет на себе демоническую печать. Дона Анна - символ ангельского начала, образец чистоты и кротости, но, как истинная испанка, она готова откликнуться на чувства Дон Гуана.
3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте фрагмент сцены IV со слов Дон Гуана «Скажите мне: несчастный Дон Гуан вам незнаком?» до его слов «Прощай же, до свиданья, друг мой милый». Как в этой сцене переплетаются проблемы любви и смерти? С позиций вечных ценностей дайте оценку словам Дон Гуана: «Что значит смерть? за сладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь». Какой смысл выявляется в том, что Дон Гуан гибнет с именем Доны Анны на устах?
Вывод. Дон Гуан представлен в трагедии как символ демонического начала. Любовь только тогда приносит ему наслаждение, когда она смертельно опасна. В этом образе связываются два состояния бытия - жизнь и смерть. Мгновенные наслаждения любовью Дон Гуан переживает как прикосновение к вечности. Осужденный судьбой на постоянные любовные приключения, он раб этого порочного круга. Образ Доны Анны условен, поэтому ее будущее в трагедии не намечено. А Дон Гуан в момент наконец-то настигнувшей его смерти впервые понимает высокий и серьезный смысл жизни и любви.
Группа 4. «Пир во время чумы».
1. Как ведут себя перед лицом смерти герои маленькой трагедии: молодой человек, Мери, Луиза, Председатель? Объясните мотивы их поведения.
2. Сопоставьте песню Мери с гимном Председателя. Что общего в этих песнях? Как в них выражается два отношения к смерти? (Мери поет о любви, которая сильнее смерти. Однако перед лицом смерти привычные ценности теряют свой смысл. Председатель призывает человеческий дух противостоять гибельной угрозе чумы, он бросает вызов судьбе. Он прославляет чуму за то, что она мобилизует силы и волю человека, которые не дают его разуму помутиться и сохраняют величие души. Но его гимн смерти означает и презрение к жизни, порожденное отчаянием. Поэтому картина мира в сознании Председателя предстает искаженной, дисгармоничной.)
3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте диалог священника и Вальсингама со слов священника «Безбожный пир, безбожные безумцы!» до конца трагедии. Какой смысл в этой сцене приобретает тема памяти? Что меняется в отношении Вальсингама к смерти в финале? Почему герой не следует за священником, но уже и не принимает участия в пире?
Вывод. В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек становится равным им. Такая борьба с Роком становится для него залогом бессмертия, как скажет об этом Пушкин и в лирике 1830-х гг.
«Самостоянье человека - залог величия его». Истинная ценность человека в его стойкости перед ударами судьбы.
На уроке могут быть использованы иллюстрации В. Фаворского, И. Рерберга, М. Врубеля, П. Бунина к «Маленьким трагедиям», фрагменты фильма «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер), а также песни А. Иващенко к трагедии «Пир во время чумы».
Итог уроков. «Маленькие трагедии» заставляют читателя задуматься о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, об истинных и ложных ценностях. Пушкин прославляет в героях трагедий такие качества, как сила духа, стремление к самоутверждению, способность сразиться с судьбой. Однако почти все его персонажи - заложники своих порочных страстей, которые ведут их к нравственному краху.

Повторение романа Пушкина «Евгений Онегин».

При повторении романа «Евгений Онегин», изученного в 9 классе, учителю следует организовать работу так, чтобы поднять ее на новый уровень осмысления произведения, так как в возрастном развитии и читательском восприятии учеников 9 и 10 классов существуют значительные различия.
Информация, известная школьникам ранее, может быть кратко изложена в их сообщениях (творческая история романа, особенности его замысла, сюжета, композиции, системы образов, жанра, художественной формы, онегинской строфы).
В рассказе учителя следует подчеркнуть новаторский характер реалистического романа, который создавался в период приоритетов романтической художественной традиции, его отличие от романов, созданных до Пушкина. В гуманитарном классе эта позиция может быть дополнена докладами учащихся, работающих над рефератами, которые предполагают сопоставление романа с русской и западноевропейской прозой конца XVIII - начала XIX в., как с романами, которые читали Онегин и Татьяна: «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Мельмот-скиталец» Метьюрина, «Жан Сбогар» Нодье, «Страдания юного Вертера» Гёте, - так и с русскими романами, например «Наталья, боярская дочь» Карамзина.
Повторяя особенности сюжета, композиции и системы образов романа, следует подчеркнуть, что он включает в себя две линии: Онегин - Татьяна и Ленский - Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский - Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в VI главе автор дает нам два различных жизненных пути Ленского, если бы он остался жив.
Характеризуя отдельных героев романа, особенности его композиции, следует предложить школьникам подумать над такими вопросами:
1. Что стало причиной духовного кризиса Онегина? Смог ли он его преодолеть? Что общего у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?
2. Как меняются внешний облик и внутренний мир Татьяны от начала до конца романа? В чем смысл ее сопоставления с Ольгой?
3. Какой смысл имеет высказывание Г. А. Гуковского о романе «Евгений Онегин»: «Построение „Евгения Онегина“ напоминает зеркальное отражение предмета, которое мы видим дважды: в натуре и в зеркале...»? Г. А. Гуковский. «Пушкин и проблемы реалистического стиля». 1957.
4. Каковы взаимоотношения повествователя с героями романа и его оценки героев? Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни»? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни?
5. Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль?
6. В чем особенности художественной формы романа в стихах? Какова композиционно-стилевая роль онегинской строфы?
Кроме того, на уроке следует повторить основные оценки романа в критике и расширить для школьников список исследователей, писавших о романе как в XIX (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Н. Полевой, Белинский, Герцен, Гоголь, Гончаров, Писарев, Достоевский, Ключевский), так и в XX в. (Мережковский, Л. Гроссман, Томашевский, С. Франк, Гуковский, Мейлах, Макагоненко, Ю. Лотман, Бахтин, Кожевников).
Итог уроков. «Евгений Онегин» - это новаторское произведение, реалистический роман, созданный в эпоху главенства романтизма, но далекий от литературных шаблонов и романных клише. Его главные герои - это национально-исторические типы, которые изображены не однолинейно, а многопланово. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха - Онегин.
Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой, от высокой любви. Она жертва социальных условий, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания.
Важная особенность романа в том, что в нем раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин - не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, - спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются основной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, и связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни».

Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг. «Повести Белкина» как прозаический цикл.

Во вступительном слове учителя следует сообщить, что осенью 1830 г. психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе. В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, какими явились «Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень 1830 г.
Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они написаны другим лицом, провинциальным помещиком Белкиным. В классе особенно пристально надо прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты и Белкин якобы слышал «от разных особ». Это поможет учащимся в усвоении такого литературоведческого понятия, как «точка зрения». Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания:
1. Докажите, что в цикле «Повести Белкина» отразился образ рассказчика, провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои рассуждения цитатами.
2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на «психологию» вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в «Станционном смотрителе», подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в «Метели» и «Барышне-крестьянке».
Обобщенный анализ повестей, частично изученных в основной школе, можно провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими заданиями. Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних классах.
Группа 1. «Выстрел».
1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?
2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.
3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя?
Группа 2. «Метель».
1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?
2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.
3. Что изменилось в характерах главных героев «Метели» в результате их жизненных испытаний?
Группа 3. «Гробовщик».
1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?
3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.
Группа 4. «Станционный смотритель».
1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом, что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений.
2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне?
3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства?
Группа 5. «Барышня-крестьянка».
1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.
2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?
3. Что сближает повесть «Барышня-крестьянка» с такими произведениями, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина?
Задания для всех групп.
1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.
2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла.
Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в выводах, которые сделают сами школьники.
Итог урока. Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.
Сюжеты, где господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы.
Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью «таланта» не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла, помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.
В заключительной части урока следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией, но остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических стихотворений: «Клеветникам России», «Перед гробницею святой...», «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе.
В 1830-е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История Пугачева». По этим произведениям можно выслушать сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для исследовательской работы.
Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». «Есть речи - значенье...».

Десятиклассники не просто изучают отдельные стихотворения Лермонтова, а определяют основные мотивы его поэзии, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. Школьников следует познакомить с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.
При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, т. е. с 1826-го до начала 1850-х гг., повторить этапы биографии поэта и обобщить информацию о его творчестве, полученную в основной школе. Это предстоит сделать учителю и специально подготовленным ученикам.
Тематика сообщений учащихся
1. Жажда борьбы - одиночество - поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.
2. Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.
3. «Я... теперь никого не люблю...» Любовь-страдание в лирике Лермонтова.
4. Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.

Основные положения лекции учителя

1. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40-е гг. XIX в. в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России. Это стало началом идеологических споров между славянофилами и западниками.
2. В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х гг. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
3. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
4. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
- любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
- критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
- трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»).
Положения вступительной лекции на следующих уроках будут обогащаться новыми фактами творческой биографии Лермонтова. Особое внимание следует уделить изучению особенностей художественной формы лирики поэта, осмыслению ее богатства, жанрового своеобразия, специфики поэтических интонаций, фонического и ритмико-мелодического совершенства.
Беседа на уроке может быть посвящена проблеме эволюции отношения к поэтическому призванию в творчестве Лермонтова. Традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии будет пополняться новыми страницами, вписанными Лермонтовым. Для этого следует повторить уже знакомые тексты: «Не обвиняй меня, Всесильный...» (1829), «Я жить хочу! хочу печали...» (1832), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841) и изучить новые для школьников стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832), «Есть речи - значенье...» (1840).
Вопросы и задания на повторение изученного
1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...»? (В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страдания. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи - неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достается даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание - обязательное условие формирования настоящего поэта.)
2. Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении «Поэт»? Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов? Как это отразилось в языке и стилистике текста? (Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества, - незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее содержание. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для «толпы» утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество - игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.)
3. Какова авторская концепция поэта в стихотворении Лермонтова «Пророк»? Какой смысл выявляется при исследовании лексики и стилистики текста? (Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам привело к утрате способности «глаголом жечь сердца людей». Поэты не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.)
Вопросы и задания к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой...»
1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? (Он, как и Байрон, - «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой», он «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и уверен, что «кончит ране», т. е. предсказывает свою короткую жизнь.)
2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. (Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог - «никто»!)
3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? (Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)
4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?
5. Индивидуальное задание. Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило...»?
Вопросы и задания к стихотворению «Есть речи - значенье...»
1. Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении? (Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.)
2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта? В чем он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе? (Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рожденные сердцем, «из пламя и света». Существуют «речи», в которых трудно уловить смысл, их значенье «темно иль ничтожно». Отсюда задача поэта - находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.)
3. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова? (Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением «безумства желаний», «слез разлуки», «трепета свиданья». Жизнь толпы, «шум мирской» мешают услышать поэтическое слово, рожденное «из пламя и света». Оно не отзовется в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.)
4. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию? (Только слова, рожденные «из пламя и света», способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и «в храме», и «средь боя». Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облеченные в поэтическую форму, способны вызвать воина «из битвы» и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.)
5. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Есть речи - значенье...» со стихотворением Жуковского «Невыразимое» и стихотворением Пушкина «Эхо».
6. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте стихотворение Лермонтова «Журналист, читатель и писатель».
7. Индивидуальное задание 3. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.
Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х гг. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 гг. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые находит прежде всего в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначению, презираем обществом и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

Тема 28. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

Творчество Н. В. Гоголя - одно из вершинных явлений рус­ской художественной культуры. В течение двух десятилетий своей литературной деятельности Гоголь создал произведения, ставшие шедеврами русской и мировой литературы. Трудно найти русско­го писателя, который бы не восторгался гоголевскими творения­ми. Имя Гоголя стоит в одном ряду с именами таких гениев, как Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов.

Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 г. в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда, давше­го впоследствии название циклу рассказов и повестей писателя. Когда говорят о твор­честве писателей, обычно рассказывают о детских впечатлениях, отразившихся в их произведениях. В случае с Гоголем впечат­ления детства и юности нельзя недооце­нить, так как отец писателя В. А. Гоголь- Яновский был комедиографом, и будущий автор "Ревизора” развивал в себе эстетиче­ский вкус, наблюдая домашние спектак­ли. Он проводил много времени в имении одного из родственников отца, имевшего великолепную библио­теку. Полтавское уездное училище и Гимназия высших наук в г. Нежине раскрыли художественные склонности юного театрала и книгочея.’ Уже юношей Гоголь проявлял интерес ко всем фор­мам комического, написав, будучи гимназистом, поэму "Ганц Кюхельгартен” (1827). И хотя первое произведение успеха не име­ло, но в нем отразилось ироническое отношение автора к своему герою и окружающей действительности.

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832) принес Гоголю известность. Соединение народной фантазии, своеобразно­го гоголевского юмора, точности и выразительности в изображе­нии нравов и верований Малороссии обусловили успех произведе­ния. Сам Пушкин дал восторженный отзыв, сказав о "Вечерах...": "Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непри­нужденная, без жеманства, без чопорности. Все это так необыкно­венно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумил­ся”. Следующая книга "Миргород” (1835) была написана также на украинском материале.

После окончания гимназии Гоголь переезжает в Петербург, где знакомится с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным. Дружба с Пушкиным, духовная близость и творческое содружество ста­ли счастьем для Гоголя и величайшей исторической удачей для всей русской литературы. Произведения Гоголя вызвали восторг Пушкина - гений благословил гения.

Однажды Пушкин рассказал Гоголю анекдот о пройдохе, ко­торого приняли за ревизора в одном из провинциальных городов. Этот анекдотический случай стал основой комедии "Ревизор"

1 Книгочей - любитель чтения; книжник (устар.).

(1835), своей социальной остротой превзошедшей другую его комедию - "Женитьба”. В порядках, а точнее, беспорядках, ца­ривших в провинции, автор показал черты российской жизни в целом, и смех его стал уже не веселым и примиряющим, а груст­ным и сатирическим.

Комедия "Ревизор”. После написания пьесы и постановки ее на сцене комедия сразу же стала фактом не только литературной, но и общественной жизни. Пороки, которыми были наделены ге­рои Гоголя, возмутительны: открытый грабеж, вымогательство, грубое попрание всех моральных норм. В комедии нет ни одного положительного героя. Вся избранная бюрократическая верхуш­ка это компания наглых грабителей и притеснителей народа. Писатель осудил и строй, породивший его героев, и самих этих героев. Он написал комедию смешную, отчасти даже веселую, но в то же время и страшную, так как в ней открывается картина безобразного произвола бюрократов и чиновников. Гоголь как бы сам обращается с упреком к публике: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”.

В этой комедии писатель вывел на сцену "русские характеры", показал общественные пороки, высмеял "наших плутов” и мо­шенников - порождение существовавшего тогда самодержавно­крепостнического строя. Комедией "Ревизор” ярко и убедительно были раскрыты процветавшие взяточничество н казнокрадство правительственных чиновников. Произведение написано на осно* ве жизненных наблюдений Гоголя. Показанные в ней типы рас­сказывали читателю и зрителю об окружающей его современной действительности.

Ни один из героев комедии не обладает порядочностью и чест­ностью. Каждый из них имеет свои пороки. Так, городничий Сквозник-Дмухановский - первый на иерархической лестнице города. Он предстает в качестве образца для подражания всем нижестоящим чинам. Он наглый мошенник и казнокрад, взяточ­ник и невежда, творящий произвол и проворачивающий темные делишки. Городничий крепко связан с другими чиновниками. Каждый из них знает друг о друге все и поэтому остается неуяз­вим. Городничий пытается сделать замечание судье по поводу его взяток борзыми щенками и тут же получает отпор.

Городничий осознает, что он совершает неправедные поступки, но оправдывает себя: "Не я первый, не я последний, все так дела­ют". В окружении своих чиновников он не может не быть тем, кто он есть, потому что в этой обстановке происходило его становление и рост как чиновника. В противном случае, вздумай он бороться

с произволом, он тут же потерпел бы поражение, потому что чест­ный человек в этой среде - редкость.

Испытанным приемом в действиях чиновников города явля­лась взятка. Почему же все чиновники так обманулись в "ревизо­ре”? Да потому, что мысль каждого их них была направлена на то, как бы лучше и благовиднее подсунуть эту самую взятку, а не на то, чтобы логически поразмыслить над словами, мыслями и дела­ми "ревизора”. Каждый из них в отдельности и все вместе пред­ставлены как шайка воров и казнокрадов, застигнутых врасплох.

Что затмило ум этих чиновников, почему они приняли "фи­тюльку” за важную персону? Это страх наказания за свои не­благовидные дела. В начале комедии Городничий еще держится: "Страху-то нет, а так, немножко”. Но страх чиновников передает­ся и ему, особенно, когда вездесущие Вобчинский и Добчинский сообщают, что в трактире живет какой-то чиновник и "денег не платит”. Именно они уверили Городничего, что это "он".

Чего же боятся гоголевские чиновники? Наказания? Возмез­дия? Нет, они прекрасно знают, что их заменить некем, разве что еще более искушенными во взяточничестве чиновниками. Они бо­ятся не столько быть наказанными, сколько остаться без должно­сти, без взяток, ведь в жизни-то они ничего не умеют делать, кро­ме как давать и брать взятки. Причем последнее у них получалось значительно лучше. Но о раскаянии чиновники и не думают.

Особенностью сатирической комедии XVIII в. является стрем­ление автора показать победу добра над злом тут же, немедленно, или в финале комедии. В сатирических комедиях отрицательным персонажам всегда противопоставлялись положительные - носи­тели всяческих добродетелей. Такое построение комедии должно было заставить читателя и зрителя поверить в мысль о том, что в государственном аппарате, как и вообще в жизни, рядом с пло­хими людьми есть хорошие, что стоит только на государственную должность посадить честных и совестливых людей - и все пороки будут наказаны, а зло обличено и искоренено. Гоголь в такое пре­вращение не верил, он понимал, насколько нужно быть наивным, чтобы в это поверить. Поэтому он и создал комедию без положи­тельного героя. В этом писателя упрекали. Он же ответил так: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пье­се... Это честное, благородное лицо, действовавшее в комедии... - смех”. И далее скажет: "Я решил собрать все дурное, какое я толь­ко знал, и за одним разом над всем посмеяться”.

Художественной особенностью комедии являются авторские ремарки , которыми автор выражает различные чувства героев и их психологическое состояние. Так, Городничий то "бормочет

вполголоса” или "говорит, испуская вздох”, "кричит", "подпрыги­вает от радости”, "грозит самому себе кулаком", "стучит от злости ногами об пол” и т. д. В них передана интонация и меняющееся в зависимости от ситуации настроение градоначальника. При по­мощи ремарок автор характеризует и Хлестакова. Он говорит, "вытягиваясь и представляя лакея”, "потирает руки и подшарки­вает ножкой”, "сначала немного заикается, но к концу речи гово­рит громко”, "прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле”, "храбрясь... стучит кулаком по столу" и т. д. Это ремарки- характеристики. Вфиналыюй сцене произведения дана простран­ная ремарка к немой сцене, в которой автор создает своеобразные изваяния, образы-памятники, которые стоят перед человечеством и как бы предупреждают: вот какими мы были, смотрите на нас, думайте, делайте для себя выводы. Это образы-предупреждения тем, кто идет по их стопам.

Смешным и в то же время значительным в комедии является образ Хлестакова. Интересно то, что он стал виновником всеобще­го обмана, даже не желая этого. Он все говорит о себе непреднаме­ренно, чистосердечно, а ему не верят.

Силою обстоятельств Хлестаков возведен в должность ревизо­ра. Его речи вызывают страх и трепет чиновников. Но чем больше они его слушают, тем больше развивается его фантазия. Она уже неисчерпаема и совершенно неожиданна. Зная две-три фразы по- французски, он поражает дам своей способностью "говорить по­стол и ч ному".

Даже когда дочка Городничего уличила его во лжи, он не растерялся и все же присвоил себе роман Загоскина "Юрин Милославский”. А говорил он это все настолько чистосердечно, что все ему поверили. Благодаря своей легкости на выдумки он за­воевал всеобщее уважение к себе и в то же время развил чувство страха в чиновниках. Несмотря на все это, его воображение убого, но дерзость и смелость, с какой он фантазирует, поднимает его до уровня известного в Петербурге человека. Мало того, он даже сам верит в то, что говорит.

Этим образом Гоголь утвердил в жизни новое социально­историческое явление, которое с тех пор стало называться "хле­стаковщиной”.

Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор” - это обобщенное отраже­ние социальных и общественных пороков современной жизни. С огромной точностью и глубоким юмором писатель обнажил эту жизнь, создал монументальные образы и типы характеров. Эта пьеса реалистическая, но она далека от изображения только быто-

ВЫХ деталей. В ней много преувеличений, но они подчинены зако­нам реалистического искусства. Через 30 лет после выхода пьесы драматург А. Н. Островский скажет, что с Гоголя литература "ста­ла на твердой почве действительности и идет по прямой дороге”.

Вопросы и задания к действиям I - V Действие 1

1. Прочитайте комедию "Ревизор" в хрестоматии.

2. Почему Городничего так волнует "инкогнито проклятое"?

3. Кто особенно боится "ревизора" и почему?

4. Почему Бобчннский и Добчинекий приняли Хлестакова за ревизора?

Действие II

1. Составьте рассказ "Городничий по пути из дома в трактир".

2. Прочитайте по ролям явление 8. определите кульминацию этой сцены. Где и как в ней проявляется "находчивость" каждого из персонажей?

3. Составьте рассказ "Одни день Хлестакова в городе N ".

Действие III

1. Прочитайте по ролям явления 5-7 и расскажите о том. как Гоголь по­степенно развенчивает своего героя.

2. Определите, какие композиционные элементы являются основой II-III действий.

Действие IV

1. Покажите на конкретных примерах, как возрастает развязаиностъ Хле­стакова в сцене приема чиновников и как они внушают Хлестакову, что он - "важная особа".

2. Докажите, что цель жизни Хлестакова - "срывать цветы удоволь­ствия”. Где и как у него это проявляется?

Действие V

1. Расскажите о том. какое впечатление оказывают на зрителя и читателя жизненные цели и устремления Городничего.

2. Определите развязку комедии. Подумайте, почему Гоголь включил в свое произведение немую сцену.

1. Назовите пороки, которые разоблачает Гоголь в своей комедии. Как они характеризуют чиновников города?

2. Событий в комедии мало, но действие все же развивается быстро. На ка­ких примерах и за счет чего мы видим развитие действия?

3.Какой метод использовал Гоголь для написания комедии "Ревизор"? Чем она отличается от произведений Пушкина, Лермонтова, изученных вами в 8 классе?

4.Данте характеристику чиновникам города.

5. Найдите эпизоды, и которых прослеживается "взлет" к "падение" Город­ничего и Хлестакова. Дайте сравнительную характеристику им п конце комедии.

6. Сыграйте в классе немую сцену.

7. Как вы считаете, почему Гоголь не показал, как наказаны Городничий и чиновники города N ?

8. Как вы понимаете эпиграф к комедии?

9. Как утверждает Гоголь, единственное "честное, благородное лицо, дей­ствовавшее в комедии... - это смех". Докажите правоту этих слов.

10.Приведите примеры хлестаковщины. Есть ли эти явления в современной жизни? Можно ли считать комедию Гоголя актуальной и для нашего времени?

Композиции - последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов художественного произведения в соответствии с его содержанием и жанровой формой; важнейший структурный принцип организации про изведения как художественно единого, целостного и завершен ного. В зависимости от выделяемых элементов рассмотри ваются речевая композиция, композиция деталей, системы персонажей, внесюжетных компонентов и т. д. Например, противопоставление действующих лиц в комедии Д. И. Фон­визина " Недоросль’. выделение художественных деталей в повести Н. В. Гоголя " Шинель ”. сравнение символических об­разов в "Песне о Соколе " А. М. Горького, сон Гринева, который предвосхищает, предсказывает будущие события в повести

А. С. Пушкина "Капитанская дочка ”. В композиции поэтиче­ского произведения важнейшую смыслообразующую и стиле­образующую роль играют ритм, рифма, строфика, звуковые ^ повторы, интонационно синтаксическа я структ ура стиха. ^

"Маленький человек" в повести "Шинель”. Как и в "Ревизоре", основой повести "Шинель” стал анекдотический случай. Героем анекдота был бедный чиновник, который страстно увлекался охотой. Отказывая себе во всем, придерживаясь жесточайшей экономии, он скопил необходимую сумму, чтобы купить хорошее дорогое ружье. Когда он в первый раз поехал на охоту, взяв свое драгоценное приобретение, то пребывал в приподнятом настрое­нии, предвкушая удачную охоту. Но случилось неприятное - чи­новник не заметил, как потерял ружье. Горе его было так велико, что. вернувшись домой, он слег. Отчаяние чиновника и его болезнь подействовали на товарищей: по подписке они собрали деньги и купили бедному чиновнику новое ружье.

Как рассказывают очевидцы, все смеялись над анекдотом, имевшим иод собой реальную основу. Только Гоголь выслушал его задумчиво и опустил голову.

В повести Гоголя его герой Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает вовсе не о ружье: ружье ото предмет роскоши. Бедный чиновник мечтает купить новую шинель - предмет жизненной не* обходимости. Гак же, как и в анекдоте, вещь приобретена, а затем потеряна. Так же Блшмачкин, глубоко страдая, заболевает. И на этом сходство заканчивается. Герой гоголевской повести умирает.

Образ Акакия Акакиевича наряду с пушкинским Самсоном Выриным ("Станционный смотритель”) открывает тип так назы­ваемого "маленькою человека, который впоследствии появляет­ся в произведениях других писателей, получает яркое воплощение в образе Макара Девушкина в повести Ф. М. Достоевского "Бедные люди”. Человек низкого сословия и маленького достатка, роб­кий, незаметный, ведущий однообразный, скучный образ жизни, подвергающийся ее бесчисленным тяготам и смиренно несущий свой крест - таков литературный образ "маленького человека”. Автор произведения относится сочувственно к своему герою, но не скрывает его недостатков, правдиво изображая судьбу "маленького человека" как объективное явление действительно­сти.

Акакий Акакиевич - один изтаких персонажей. Его фамилия, произошедшая от слова "башмак", приобретает в сочетании с име­нем и отчеством двусмысленно-пародийное звучание, подчерки­вает внешнюю невзрачность облика героя, привыкшего ощущать себя на самом низу социальной иерархической лестницы. Портрет Башмачкина рисуется автором подчеркнуто незавершенным, его целостность впоследствии восстанавливается с помощью шине­ли, которая, как оказалось, является главной деталью не только внешнего облика героя, но и его внутреннего состояния.

Безрадостна жизнь Акакия Акакиевича: невзрачный, косно­язычны!!, недалекий переписчик не способен даже "переменить кое-где глаголы из первого лица в третье”, хлебает свои щи вместе с мухами и покорно терпит пренебрежительное отношение чинов­ников, которые считают его глупым и никчемным человеком, а старую шинель, которую носит Башмачкин, издевательски назы­вают "капотом” (разновидность женской одежды). Петербургский северный мороз становится дополнительным соблазном для об­новления шинели, но портной отказывается перешивать и поднов­лять ее.

Мысль о ново»! шинели резко меняет образ жизни и характер героя. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Новая шинель становится не просто новой одеждой - она меняет жизнь Акакия Акакиевича, выталкивает в жестокий мир чужих людей и ночных улиц. Ломая свои привычки, он соглашается пой­ти на вечеринку к чиновнику, пьет там шампанское, объедается "винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пи­рожками". В нем просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, "у которой всякая часть тела была исполнена необыкно­венного движения”. Он изменяет даже любимому делу, и распла­та не замедлила настигнуть его грабители снимают новую ши­нель. Башмачкнн теряет всю свою кротость, начинает совершать не свойственные ему поступки, требуя от окружающих помощи и понимания, и по совету чиновников отправляется к "значительно­му лицу". Однако вместо понимания и сочувствия получает гроз­ный окрик и обвинение в бунтарстве. Финал повести трагичен: Башмачкнн умирает. "Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда не было...” Такова доля "маленького человека", бесправно­го, униженного и при жизни, и после смерти.

Повесть проникнута сочувствием к "маленькому человеку", не меньше других способному проявлять подлинные чувства и имеющему право на счастье.

1.Как вы думаете, почему основой повести "Шинель" стал анекдотиче­ский случай?

2. Опишите внешность Акакия Акакиевича. Как портрет раскрывает ха­рактер героя?

3. Что представляет собой речь Акакия Акакиевича?

4. Какое событие произошло в жизни главного героя? Почему оно стало для него важным и переломным?

5. Почему Башмачкння можно назвать "маленьким человеком"? Каково его социальное положение?

6. Какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя?

7. Как развивается конфликт в повести "Шинель” в сравнении с комедией "Ревизор”?

9. Как вы думаете, почему Гоголь отказался от оптимистического финала?

Придумайте свой вариант финала повести.

10. Раскройте смысл заглавия произведения.

1. Как вы думаете, актуальна ли тема "маленького человека” в наши дни?

2. Используя тексты произведений, изученных в 6-8 классах, подготовь­те доклад "Н. В. Гоголь - писатель-реалист”.

3. Опишите одни день службы Башмачкина. Подумайте, почему герой не мог продвигаться по служебной лестнице.

4. Проведите исследование "Тема "маленького человека" в произведениях Пушкина и Гоголя", опираясь на рассказ "Станционный смотритель" и повесть "Шинель”.

5. Каковы общие признаки и различия двух произведений?

Сюжет - ход событий в той последовательности, в кото­рой их излагает автор литературного произведения и вос­принимает читатель; художественно упорядоченные собы­тия. изложенные с точки зрения повествователя.

Фабула последовательность событий в их хронологиче­ской связи. Сюжет и фабула могут совпадать в том случае, если совпадают действительная последовательность собы­тий и последовательность рассказа о них в художественном тексте. Например, в летописи события излагаются в хроно­логической последовательности, часто с указанием конкрет­ных дат. Перестановка событий в повествовании, умолчание об одних и подробный рассказ о других ведет к несовпаде­нию сюжета и фабулы. Например, в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" рассказ о реальном историческом собы­тии - восстании под предводительством Пугачева - ведет­ся не хронологически, а излагается с точки зрения Гринева - одного из главных персонажей произведения.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Зиновьева Ольга Ивановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 22 Республика Татарстан, город Набережные Челны КОНСПЕКТ УРОКА В 4 КЛАССЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «СМЕШНЫЕ СТИХИ О СЕРЬЁЗНЫХ ВЕЩАХ. Ю.МОРИЦ «БАЛЛАДА О ФОКУСАХ ШОКОЛАДА»» (ОС «ШКОЛА 2100») Тема урока: Смешные стихи о серьёзных вещах. Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» Цели урока: Формировать умение читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы; Формировать познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи. Ход урока I. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация

2 А) Учитель и подготовленный ученик читают отрывки из стихотворений (учебник литературного чтения 1 класс «Попрыгать поиграть», «Что над чем», 2 класс «Это да, это нет!», 3 класс «Малиновая кошка») - Послушайте отрывки из стихотворений, которые мы читали в 1-м, 2-м, 3-м классах. Вспомните, кто автор. -Автор этих стихотворений Юнна Мориц. -Каким настроением проникнуты данные стихотворения? (Они весёлые, смешные») -Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением этой поэтессы. Б) Откройте учебник на с.26 и прочитайте название стихотворения. (1 ученик читает название вслух) -Какое новое слово вам встретилось? (Баллада) -Баллада это увлекательный рассказ в стихах часто легендарного, исторического или героического содержания. -Как вы думаете, кто может быть героем баллады? (Рыцарь, воин и т.д.) -Да, они совершали подвиги, за это народ их помнил, слагал о них баллады. Поэтому мы помним о доблестном рыцаре Айвенго, о Робин Гуде защитнике бедных. А каким настроением проникнуты данные произведения? (Они серьёзные.) -Посмотрите иллюстрацию и название произведения, кто может быть героем? (мальчик или шоколад) -Какое заметили противоречие? (В балладе герои рыцари, воины (их помнят за совершённые подвиги)а здесь мальчик (или шоколад) (он подвиг не совершал)

3 -Предположите, каким настроением проникнуто данное произведение, которое мы будем читать? (Может весёлое, может серьезное) 2. Какую цель мы ставим? (Проверить, кто прав. Узнать серьёзное или смешное произведение) II. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение (уч-ся самостоятельно читают данное произведение) -Прочитайте данное произведение самостоятельно и подумайте, оправдались ли наши ожидания. -Оправдались ли наши предположения, что читать будем смешной и весёлый текст? -Какое слово точнее подходит к балладе: смешная или весёлая? (Смешная) Справка: Весёлый доставляющий веселье, проникнутый весельем, приятный для взора и т.д. Смешной вызывающий смех, достойный насмешки, нелепый, не с чем несообразный. -Над чем смеётся автор? (Над мальчиком, который жадничает.) 2. Повторное чтение с комментированием -Как начинается баллада? Прочитайте. (читает 1 ученик первую строфу) -Докажите, что стихи звучат одновременно торжественно и иронично (т.е. насмешливо). Съесть пожелал шоколадку украдкой Сделал открытие «я не дурак!»

4 -Такой приём создания смешного называется несоответствие. Мы встретились с ним уже в заголовке произведения. -Прочитаем далее (Чтение до слов «пролетал, как безумный!») -Найдите несоответствие в этой части баллады. («Всех обгонял», «мчался вперёд», «держал марафон Олимпийский», «не мог Николай укусить шоколадку, он мчался и ел её только вприглядку».) -Почему столько восклицательных предложений в этой части? -Прочитайте дальше (до слов «и выглядеть скромной?») -Как вы понимаете слова «пылал Николай»? -Обратите внимание на сравнения в балладе, прокомментируйте их. Откройте тетрадь на с.10, задание Проследи, как постепенно развенчивает своего героя Юнна Мориц, сравнивая его с кем-то или с чем-то. Впиши пропущенные сравнения. 1) Словно тигр уссурийский. 2) 3) Как безумный. 4) 5) Словно пупс шоколадный. (Уч-ся дописывают слова: словно двигатель шумный; словно русская печка и объясняют смысл) -Найдите, где в тексте заканчивается реальность и начинается фантастическая картина. (рубеж «и вышла осечка») -Прочитаем дальше (до слов «огромным таким и живым Шоколаем!») -Как вы думаете, зачем введена эта фантастическая картина в этот текст? -Почему нам его не жаль? -Выполним задания в тетради на с.11 задание 3, 4.

5 3. Допиши прилагательные-эпитеты, с помощью которых описывается Николай. Подчеркни слова - характеристики. Ненаглядный, ванильный, глупейшая (улыбка), сладкий, 4. Найди в тексте глаголы, рисующие Николая. Выпиши самые яркие. Уч-ся записывают: В задании 3: шоколадный, ореховый, липкий, огромный, живой, жадным; подчеркнуть можно слова-характеристики: шоколадный, жадный, огромный; В задании 4: пришёл, пожелал съесть, обгонял, мечтал оглянуться, не желая сдаваться, не мог укусить, пролетал, пылал, перегрелся, мчится, ревёт, стоит и др. -Давайте дочитаем это произведение. (уч-ся дочитывают до конца) -Какое выражение лица у Николая-Шоколая, стоящего на витрине (покажите)? -Сравните свою точку зрения с решением художника. III. Работа с текстом после чтения 1) Обобщающая беседа. -Как вы думаете, почему поэтесса назвала своё шутливое стихотворение балладой? -Попробуйте найти в тексте «героические» слова и выражения. («Свою шоколадку, держа в кулаке, он всех обгонял», «И мчался вперед, не желая сдаваться») -Почему нам смешно, когда мы их читаем? -Какой урок вы для себя вынесли? -Есть ли опасность для каждого из нас превратиться в Шоколая?

6 IV. Домашнее задание 1) Творческое задание в рабочей тетради на с.11 задание 6 В балладе Николай превратился в Шоколая. Возможно, тебе встречались такие Шоколаи, Бананаи, Конфетаи (если хочешь, поиграй со словами сам). Поразмышляй, почему быть жадным ужасно. 2) Выучить наизусть (по выбору): самый смешной отрывок, или самый фантастический отрывок, или самый поучительный отрывок. Список литературы 1. Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008.


Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Цели и задачи урока: подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: Формировать умение через

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 ул. Федорова,6 Учитель начальных классов Крашенинина Лариса Александровна Урок литературного чтения с детьми мигрантов,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ 33 г. ТОМСКА. Полещук Наталья Николаевна Сказки о животных. В. Сутеев «Мешок яблок» Методическая разработка (План урока) Томск 2006 Полещук Н.Н., 2006 СОШ

Правила обращения с книгами. 1) Бери книгу только чистыми руками. 2) Оберни книгу, вложи в неё закладку. 3) Переворачивай страницы за верхний правый угол. 4) Не перегибай книгу при чтении. 5) Не делай

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: формировать умение через

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Литературное чтение аннотация к рабочим программам УМК «Школа 2100 Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного

Литературное чтение Урок 99 Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто Цели: высказывать и аргументировать

Конспект урока чтения, 8 класс. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 часа). Цель урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Тема. И. Крылов «Кукушка и Петух». Загадки. Пословицы Цель: познакомить учащихся с басней И. Крылова, загадками, пословицами; расширять представление учащихся о басне как жанре; развивать образное мышление,

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

О книге, о чтении Тема. Цель: Оборудование: Урок 26 Со строчки на строчку. Учись читать молча. В. Бочарников «Лети, журавль!». учить детей осознавать прочитанное, анализировать его; развивать технику чтения

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

Аннотация рабочей программы по литературному чтению 4 класс Настоящая рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Бунеев Р.Н.Литературное чтение. В океане света.4 класс:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КЛАСС: 2 УМК: «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ТЕМА УРОКА: Б. ЗАХОДЕР «ПТИЧЬЯ ШКОЛА» Тип урока: комбинированный Морозова Ирина Евгениевна, учитель начальных

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик с переходом через разряд» ФИО: Ковалевич Любовь Викторовна Место работы: МОУ «СОШ 21 имени П.А.Столыпина» Кировского района

I. Пояснительная записка 1. Нормативные документы Рабочая программа по литературному чтению создана на основе: Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Учебного

УРОК 19. Тема: Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова* (презентация). Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников. М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную,

Урок литературы в 8 класс по теме «Обличительная сила рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» Бобровник О. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» Тип урока: усвоение новых знаний.

Учитель начальных классов Васьянова Наталия Валентиновна МОУ «Мгинская средняя общеобразовательная школа» Кировский район Стаж работы: 17 лет высшая квалификационная категория Урок по литературному чтению

1 Полное наименование (с указанием предмета и класса) 2 Место учебного предмета в структуре ООП 3 Нормативная основа разработки Аннотация к рабочей программе «Русский язык» 4 класс ОС «Школа 2100» Программа

Памятка для учащихся по выполнению домашних заданий - Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания. - Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и тоже время (с 4 5 часов дня). - Готовь

Урок 13. Тема: «Искусство строителей пирамид», 5 класс Автор учебника: Данилов Д.Д. Цели урока по линиям развития личности: Линии 1 2. Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя памятники культуры Египта,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 с. Канглы Минераловодского района Открытый урок литературного чтения в 4 классе А по теме «Б. Житков «Николай

Гордиенко Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МКООУ «Школа-интернат 64», г. Прокопьевск, Кемеровская область ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация. В данной

Задания для 2а класса на 20.02.2019 Расписание Тема урока Материалы к уроку Д/З Обратная связь 1 Литературное Я и мои друзья. чтение Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учитель: Усольцева Л.Ев Класс: 2-в Предмет: литературное чтение УМК: Перспективная начальная школа Тема: Сергей Седов «Сказки про Змея Горыныча». Место и роль урока в изучаемой

Предмет: литературное чтение. Тема: Н.Н. Носов «Федина задача». Класс 3 ФИО Булдакова Тамара Александровна ОУ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 70

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» Н.А.Чураковой учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть II, Москва Академкнига /Учебник 2010г,

Технология продуктивного чтения как средство формирования умения эффективно работать с информацией. Гусейнова Светлана Игорьевна Учитель начальных классов МОУ «СОШ 39 имени Г.А. Чернова» города Воркуты

Тема занятия: «Дружба начинается с улыбки» Цель: Формирование дружелюбного и уважительного отношения друг к другу. Задачи: познакомить с понятием друг; выявить и расширять представление детей о том, что

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш. Обучение грамоте (чтение). Цели: формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой; формируем умение давать характеристику выделенному звуку;

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ В методических разработках каждый урок представлен тремя блоками. 1-й блок целевые установки урока. Конкретизация целевых установок осуществляется через характеристику:

1 План конспект урока «Рассказ Е.И.Пермяка «Пичугин мост» для обучающихся специальных (коррекционных) школ II вида (II отделение III вариант) Якушевич Елена Ивановна, Белгородская специальная (коррекционная)

Технологическая карта по литературному чтению. Ф.И.О. Гарцевич Елена Николаевна Предмет: Литературное чтение Класс: 2 класс Тип урока: Изучение нового материала Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники». Дата

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 33» г. Белгорода ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Д. Н. МАМИН СИБИРЯК «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

Севрюк Марина Евгеньевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа 50 г. Иркутск Предмет Класс 2 Тип урока/занятия

Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную

Я, Бормотова Виктория Васильевна работаю в МБОУ «СОШ 7» второй год. И в течении двух лет ищу для себя различные формы и методы работы с учащимися. За 2 года я изучила методику и в этом году показала открытый

Феклистова Светлана Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей 3» г. Астрахани УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «КАК В ДЕТСКОЙ ПИРАМИДКЕ» Цели: ввести понятие «тема»