Тема произведения родинка. Лингвистический анализ отрывка рассказа М.Шолохова "Родинка "(11 класс)

Рассказ М. Шолохова “Родинка” входит в цикл “Донские рассказы”, впервые был опубликован в газете “Молодой ленинец” в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на еще одну ее трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. “Родинка” написана узнаваемым, своеобразным по стилистике “шолоховским” языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
“На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба” – это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: “Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды”. Третья часть начинается с такого описания: “По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся”.
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, “величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки” родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, “раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает”. В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он “неук, сосунок”, (как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. “Семь лет не видал атаман родных куреней”, его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: “следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги”, с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: “…ведет атаман банду… как набедившийся волк”. А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: “Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед… Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…”. Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его:”…поводья пустил и налетел коршуном”. С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая “нехотя” покидает мертвое тело. Птица тает “в сереньком, по-осеннему бесцветном небе”, то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. “У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась”. Самый “горячий” эпизод – бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего ее атамана “Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…” – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встает ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Творчество Михаила Шолохова, великого советского писателя, очень отличается от всей литературы, которая повествует нам, потомкам, о страшных годах гражданской войны 20-х годов, коллективизации, раскулачивании, белом и красном сопротивлении. Отличаются его произведения, прежде всего, тем, что он никогда не судил людей, Read More ......
  2. Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – “белых” Read More ......
  3. Казачья жизнь известна Михаилу Шолохову с раннего детства, ведь он родился в одном из хуторов Вешенской станицы, бывшей Донской области. В 21 год Шолохов выпустил книгу “Донские рассказы”, в которую включил свое первое произведение “Родинка”. Этот рассказ поражает читателя своей Read More ......
  4. Сборник “Донские рассказы” относится к ранним произведениям Михаила Шолохова. Но рассказы эти отнюдь нельзя считать лишь первыми “опытами”. Молодой писатель старается показать всю реалистичность гражданской войны, ничем ее не приукрашивая, ничего не умалчивая. В “Донских рассказах” читатель видит огромную галерею Read More ......
  5. Родинка На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. “Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст – 18 лет”. По виду Read More ......
  6. Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской “оттепели”. Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году Read More ......
  7. Уже само название рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека” свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений. “Да Read More ......
  8. М. Шолохов написал рассказ “Судьба человека” в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в “Правде” был опубликован рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной силой. В основу рассказа лег реальный факт. В Read More ......
Анализ рассказа М. Шолохова “Родинка”

И с грустью тайной и сердечной
Я думая: «Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
М. Ю.Лермонтов

Рассказ «Родинка» (1924) относится к донскому циклу М.А.Шолохова. Главной идеей произведения является изображение гражданской войны как национальной трагедии: она уродует человеческие жизни и разрушает естественные человеческие отношения, в ней нет и не может быть победителей. Узнав, что банда напала на совхоз Грушинский и надо спешить туда на помощь коммунарам, Николка Кошевой устало думает: «Учиться бы поехать куда-нибудь... а тут банда... Опять кровь, а я уж уморился так жить... Опостылело всё...» (II). И атаман Кошевой устал от войны, устал от бесконечных убийств и бессмысленных скитаний. Ведь казак не только воин, но и хлебороб, поэтому так волнует старшего Кошевого вид и запах цветущих полей. Пересказывая мысли старшего Кошевого Шолохов пишет: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман, не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном. А пьёт — дня трезвым не бывает потому, что пахуче и сладко цветёт жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной чернозёмной утробой» (III). От войны страдает простой народ, оказавшийся между красными и белыми. Грабёж, унижение, беззаконие — всё сваливается на старого мельника Лукича: от гражданской войны не укрыться нигде. А каким счастливым был мирный день, который старик провёл у себя на мельнице, пока не приехали непрошеные гости — бандиты атамана Кошевого.

«Родинка» очень напоминает балладу. Её сюжет трагичен: отец убивает неузнанного сына и, только когда уже ничего исправить нельзя, отцу открывается страшная правда. Шолохов перенёс этот «кочующий» литературный сюжет в эпоху гражданской войны на Дону: отец бандитский атаман — убивает единственного сына — восемнадцатилетнего красного командира. От баллады в рассказе сохраняются загадочность и недосказанность событий, резкая и неожиданная развязка, стремительность действия. Последнее очевидно, так как завязка (начало боя с бандой), кульминация (поединок Николки и атамана) и развязка (самоубийство старшего Кошевого) находятся в последней (шестой) главке. Отступлением от обычного балладного сюжета является растянутая экспозиция (первые пять главок), построенная на резком контрасте поступков отца и сына. Растянутая экспозиция не предусмотрена в балладе, но она нужна автору, чтобы подробно описать двух главных героев и так выразить своё отношение к ним.

Шолохов не объясняет выбор героев (с кем и против кого воевать). О Николке говорится скупо: он «с мальства сирота» (I), отец пропал без вести в германскую войну, мать умерла. До пятнадцати лет он мыкался в работниках, и, хотя автор не описывает жизнь Николки у хозяев, по другому рассказу из донского цикла («Алёшки но сердце») можно представить, каково было подростку в батраках. Поэтому неудивительно, что в пятнадцать лет он стал красноармейцем: ведь красные боролись за хорошую жизнь для бедняков. Старший Кошевой, как многие донские казаки, сражается против красных — сначала в войсках Врангеля, потом в банде. Конечно, отсутствие серьёзной мотивировки выбора у героев является недостатком произведения, так как ведёт к схематизму образов. Однако, чтобы глубоко раскрыть проблему выбора в гражданской войне, нескольких слов, которые писатель может посвятить этому вопросу в небольшом рассказе, явно недостаточно, всё равно объяснение получится поверхностным. Поэтому Шолохов вообще отказывается от рассуждений на эту тему и следует правилу, сформулированному Л. Н.Толстым:« Не увлекайтесь тем, чтобы в одном рассказе сказать всё».

Писатель создаёт типичную для гражданской войны ситуацию: социальной вражде противостоят родственные отношения. Отец и сын оказались идейными врагами, но Шолохов отмечает, что в душе каждый хранит светлые воспоминания о другом. Николка помнит, как отец учил его, мальчика, ездить верхом и шёл рядом, ведя коня в поводу. Атаман бежит из турецкого плена на Дон, где семь лет назад оставил семью — жену и единственного сына, о судьбе которых с начала германской войны ничего не знает. Шолохов отмечает также, что сын и отец похожи, то есть подчёркивает не только физическое сходство, но и духовное родство их характеров. Сын унаследовал от отца качества, которые очень ценились казаками: любовь к лошадям, неизмеримую отвагу, организаторский талант, ибо уже в восемнадцать лет успешно командует эскадроном.

Шолохов нарушает ещё один жанровый признак баллады — автор не только растягивает экспозицию, о чём говорилось выше, но и открыто выражает своё отношение к героям: отец и сын в рассказе получают резко контрастное изображение. Душевная ясность Николки, выразившаяся в его мечтах, вызывает у автора явную симпатию. Описывая старшего Кошевого, автор несколько раз сравнивает его с волком, который «тишком натворит бед», а потом уходит от преследования, по-волчьи путая следы. В сцене единоборства атаман, как хищный коршун, пале тел на красного командира.

Для писателя ценно, что тяжёлое детство не «сломало» младшего Кошевого, в душе он сохранил сострадание к людям и веру, что жизнь может быть доброй и справедливой. Атаман постоянно пьёт и с удовольствием издевается над людьми (старый Лукич в ногах у него валяется и ест землю, вымаливая прощение за то, что хотел утаить зерно от банды). Шолохов подчёркивает растерянность и озлобление на весь белый свет старшего Кошевого.

Николка добровольно вступил в комсомол и защищает советскую власть, так как уверен, что сражается за правое дело. Бандиты, которые рыщут по станицам, грабят, жгут, убивают, надеясь террором вернуть прежние порядки, вызывают у писателя вполне понятное осуждение.

Итак, главные герои противопоставлены автором: светлый, совестливый, мечтающий учиться сын и «зачерствелый» (III), отчаявшийся, разуверившийся во всём отец. Читателю ясно авторское отношение к героям — симпатия к сыну и осуждение отца, но Шолохов не останавливается на таком прямолинейном противопоставлении. В заключительной сцене авторское отношение к герою меняется: старший Кошевой изображён не как бандитский атаман, а как несчастный отец, который собственной рукой убил единственного и любимого сына. Новое авторское отношение проявляется в описании отца над холодеющим телом сына: со страхом разглядывает атаман лицо умирающего красноармейца, обнимает его за плечи и обращается к нему с отчаянными словами, но не получает никакого ответа. Горе отца понятно и не может не вызвать сочувствия и сострадания автора.

Подводя итог, следует отметить, что Шолохов всю жизнь верил в идеалы революции, которая провозгласила своей целью защиту интересов трудящегося человека. Это вполне отразилось уже в его ранних рассказах, где он явно симпатизирует красноармейцам, хуторским беднякам, борющимся за новую, справедливую жизнь. Чёткие политические убеждения не мешали ему быть настоящим писателем, то есть изображать современную ему трагическую эпоху с общечеловеческих, а не с узко классовых (пролетарских) позиций. Советские критики часто упрекали Шолохова: в его произведениях выражен «расплывчатый», абстрактный (жалеющий всех — и правых, и виноватых) гуманизм вместо ясного революционного гуманизма (соединяющего любовь к революции и ненависть к её врагам). Рассказ «Родинка» является как раз примером того, что автор сочувствует всем своим героям — участникам и жертвам гражданской войны.

Авторское отношение в рассказе, как было показано выше, выражается различными способами: через оценочные сравнения (волк, коршун), через внутренние монологи, которые передают мысли и чувства героев (растерянность и усталость от гражданской войны обоих Кошевых и Лукича), через предысторию отца и сына Кошевых, через их поступки. То есть авторская позиция в «Родинке» проявляется очень сдержанно: нет лирических отступлений, эмоциональных восклицаний, психологических пейзажей.

Но вот действие рассказа доведено до трагической развязки, а Шолохов пишет ещё короткий эпилог, в который в первый и последний раз помещён психологический пейзаж, изображающий осеннюю степь, живущую своей особой жизнью, независимой от людей и их проблем. Коршун-стервятник над незахороненными мёртвыми казаками — точная деталь безлюдного поля боя. Этот пронзительный безмолвный пейзаж несёт важнейшую идейно-эмоциональную нагрузку: автор окончательно проясняет своё отношение к описанному эпизоду гражданской войны, призывает подняться над сиюминутными, классовыми оценками героев, пробуждает в читателе чувство сострадания и к отцу, и к сыну.

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек” с целью формирования когнитивной компетенции учащихся;
  • закрепить навыки информационно-технологической и коммуникативной компетенций;
  • воспитывать компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития.

Тип урока: изучение новой темы.

Формы проведения: индивидуальная, коллективно-групповая.

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

Оборудование: тексты произведений, схемы: принципы построения сюжета, сюжет и композиция.

План урока.

I этап. Введение в тему:

1.Организационный момент.

2. Постановка целей.

3. Осмысление эпиграфа к уроку.

II этап. Изучение темы.

1. Работа по схемам литературоведческого анализа произведения.

2. Составление кластеров по образам литературных героев.

III этап. Подведение итогов.

1. Выводы по проблеме урока.

2. Итоги урока.

3. Домашнее задание.

Подготовительная работа к уроку: подготовить сообщение “Отношение

М.Шолохова к казачеству”; прочитать “Донские рассказы” М.Шолохова; особое внимание обратить на рассказы “Родинка”, “Семейный человек”, составить кластеры по образам Николки Кошевого, атамана, Микишары. (В “слабом” классе эти задания можно дать индивидуально)

Оформление доски

Тема: Влияние гражданской войны на судьбы людей.

(Сопоставительный анализ рассказов М.А.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”)

Проблема: Как повлияла гражданская война на судьбы людей?

Двадцатые годы в изображении
Шолохова – это время, необратимо
расколовшее русский мир; это
эпоха великого горя народного.
Т.Р.Гавриш

План.

1. Сюжет и композиция рассказов “Родинка”, “Семейный человек”.

2. Драматический раскол казачьего мира на основе образов Николки Кошевого, атамана и Микишары.

I этап. Введение в тему.

1. Оргмомент.

2. Постановка целей. В “сильном” классе учащиеся выводят цели урока с помощью учителя. В “слабом” классе учитель сам ставит цели:

Выявить шолоховскую концепцию на гражданскую войну;

Закрепить навыки анализа прозаического произведения;

Воспитывать чувство сострадания, доброго отношения и внимания к окружающим.

3. Осмысление эпиграфа. Постановка проблемного вопроса: как вы понимаете слова эпиграфа? О чём пишет Т.Р.Гавриш?

II этап. Изучение темы.

1. Сообщение “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”

Учитель - Искреннее переживание за судьбу казачества М.Шолохов изложил во многих своих произведениях, в том числе и в “Донских рассказах”. Эти чувства мы с вами рассмотрим, опираясь на рассказы “Родинка” и “Семейный человек”. Сопоставим сюжеты этих произведений. Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Родинка”. (В рассказе использован временной

(хроникальный) принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (ретроспективами). Вначале мы видим Николку Кошевого, командира эскадрона, который мечтает об учёбе. Затем автор показывает небольшую ретроспективу детских лет Николки, из которой мы узнаём о его отце, пропавшем в германскую войну. Сюжетную линию продолжает приезд нарочного, который привёз пакет с просьбой председателя о помощи и защите от банды…и т.д. Повествование ведется от лица автора.)

Почему рассказ назван “Родинка”?

Какова композиция рассказа? (линейная)

А теперь познакомьте нас с сюжетом рассказа “Семейный человек”.

(О событиях, произошедших в годы гражданской войны, рассказывает повествователь. Его образ играет большую роль в оценке образа Микишары. В основе построения сюжета лежит временной принцип, характеризующийся постоянными ретроспекциями в прошлое, а также прямой хронологической последовательностью событий. Мы видим героя рассказа, работающим на пароме, к нему подходит демобилизованный (повествователь), с которым Микишара разоткровенничался и рассказал о той боли, которая лежит на его душе…и т.д.) Композиция линейная.

Подведём итог нашей работе.

Вывод : Хотя рассказы в структурном построении и имеют небольшие отличия, однако они подчинены общей теме: изображение человека на гражданской войне, влияние войны на отношения между близкими людьми.

А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластеры по образам Николки и атамана.

При составлении кластеров используются вопросы:

Что общего между Николкой и отцом?

Можем ли мы назвать их “сильными личностями”? Почему?

Что происходит при столкновении сильных личностей?

  • Николка = атаман
  • при столкновении равнозначные натуры
  • разрушают друг друга

Могло ли случится по-другому у Николки и атамана? Найдём эпизод их столкновения. (Повернул атаман коня… с седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь) Отец, как и сын, не привык отступать.

А если бы атаман узнал сына? (Он не убил бы Николку.) Докажите.(- Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело... Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами

запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот...)

Почему же Микишара, в отличие от атамана, убивает своих любимых сыновей? Чтобы ответить на этот вопрос, составим кластер по образу Микишары.

Почему же Микишара открыл душу незнакомому человеку? (Ты человек не свойский, посторонний)

Как оказался Микишара на фронте? (Отказался идти с сыновьями, но не мог противостоять чужим людям на сходе)

Почему он убивает Данилку? Жалко ему сына? (Да. Рассказывая, переживает. Многоточие – знак неспокойствия души. Но переживает больше за себя. Ведь “Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют меня свои же хуторные, останутся малые дети горькими сиротами...”)

Какую награду получил Микишара за убийство своего сына? (Меня за энто дело в старшие урядники произвели)

Какие чувства вызвало у Микишары убийство второго сына? (…косые глаза глядели жестко и нераскаянно… Ежели б пустил я тебя - меня б убили казаки, дети по миру пошли бы христарадничать...)

Как к его жертве относятся другие? (“Гребостно с вами, батя, за одним столом исть!”- говорит дочь Наташа)

Как относится повествователь к Микишаре? (Повествователь отвергает “арифметику” Микишары. “Свесив голову, глядит на меня паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за спиной его кучерявится мутный рассвет.” У Микишары нет раскаяния, ибо нет осознания греха. Герой делает свой выбор, опираясь на рассудок, подходя к человеческим жизням с количественными измерениями, отринув Бога, презрев христианскую заповедь любви к ближнему, заглушив голос своего сердца.)

Что общего и в чём отличие между атаманом из рассказа “Родинка” и Микишарой? (Оба сильные, мужественные. Попадая в круговерть гражданской войны, убивают своих детей. Но если атаман убивает своего сына по незнанию, убивает его как врага на поле боя, то Микишара убивает своих сыновей целенаправленно, придумав себе оправдательную “арифметику” - “А у меня семеро по лавкам”. Атаман, узнав в убитом им человеке сына, раскаивается и выносит себе приговор – смерть. Микишара же, убив сыновей, живёт, работает, слегка переживает, вспоминая прошлое, но не раскаивается в содеянном)

III этап. Подведение итогов.

А если бы не было гражданской войны, как сложилась бы судьба героев?

Ответим на проблемный вопрос нашего урока: как повлияла гражданская война на судьбы людей?(Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей)

Итоги урока.

Домашнее задание: учащиеся 3-4 уровня пишут мини-сочинение на тему “Если б не было войны в жизни Николки Кошевого”; ученики 1-2 уровня описывают понравившийся образ.

Примерный текст сообщения “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”

Никто так замечательно не передал жизнь казаков как великий русский писатель Михаил Шолохов в своих бессмертных произведениях "Тихий Дон", "Поднятая целина", а также в “Донских рассказах”. Михаил Шолохов сам является потомственным казаком, поэтому смог сохранить яркость их речи, образность, традиции, мудрость народа. У Михаила Александровича получилось описать обычаи и нравы казаков с максимальной точностью и невероятным интересом. Очень больно читать о произошедшем с казаками после революции, когда начинаются сплошные разрушения уклада жизни как от белых, так и от красных. Рушатся людские судьбы, гибнут люди, тихий Дон начинает раскалываться. Одни с округи идут за красных, другие за белых. Единство казаков ломается и очень обидно за всем этим наблюдать, ведь этот разлом зацепил их души.

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над “Донскими рассказами” с 1923 года. И уже в конце этого года выходят его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник “Донские рассказы”, который был издан в 1926 году, а сборник “Лазоревая степь”, который был дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: “Семейный человек”, “Лазоревая степь” и “Чужая кровь”. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов.

В Донских рассказах М.Шолохова нет поэтизации смерти, характерной для романтических поэм о героях революции. У Шолохова люди умирают безобразно просто. Герои Донских рассказов не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем - порой будничном и совсем непоэтичном. Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова. Он мог бы повторить слова Л.Толстого: "Герой же моей повести..., который всегда был, есть и будет прекрасен - правда".

Первый его рассказ “Родинка” был опубликован в 1924 году в журнале “Молодой ленинец”. Он представлял, своего рода, образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений. “Донские рассказы” -драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет место действия – события разворачиваются на просторах Дона. Страницы произведений густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после расстрелянного с согласия отца. Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои “Донских рассказов” не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали “третий путь”. Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

Алмазова Ольга, 9 класс

В своей работе Алмазова О. делится своими впечатлениями по поводу прочитанного рассказа Шолохова "Родинка". Ученица отмечает, что писателя больше всего волнует тема гражданской войны, как национальной катастрофы не только в рассказе "Родинка", но и в цикле "Донские рассказы". В отзыве обращается внимание на особенности стиля Шолохова, художественного своеобразия рассказа и актуальной направленности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отзыв о рассказе Михаила Александровича Шолохова «Родинка»

Рассказ «Родинка» напечатан в книге Михаила Александровича Шолохова «Донские рассказы». Рассказ «Родинка» вышел в свет четырнадцатого декабря тысяча девятьсот двадцать четвертого года. В нем описывается время гражданской войны. Не знающая пощады борьба противостоящих друг другу классовых сил. Борьба не на жизнь, а на смерть. И в этой борьбе проливается кровь сынов, братьев, отцов.

Михаил Александрович Шолохов- казак, родился на Дону. Все его произведения, в том числе и «Донские рассказы», связаны с донским казачеством.

Больше всего М.А.Шолохова, как писателя «Донских рассказов», волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, идея разложения людских душ, страшная братоубийственная война. М.А.Шолохов оценил гражданскую войну, как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей.

В центре рассказа «Родинка» судьба молодого командира, восемнадцатилетнего Николки, погибающего от руки своего отца. Пропавший без вести отец Николки узнает своего сына по родинке на ноге, снимая сапог с им убитого. Война расставила их по разные стороны. Атаман не видел сына тринадцать лет и, конечно, не мог узнать его в лихом командире. Лишь родинка, которую сын унаследовал от отца, открыла ему глаза на всю трагичность происшедшего. Отец обрел сына, когда потерял его навсегда. Автор рисует суровую мрачную картину, когда отец проливает кровь своего сына. Жизнь потеряла смысл для атамана, и он кончает свою жизнь выстрелом из пистолета.

Автор последовательно рассказывает сначала о трудном детстве Николки, далее о становлении его командиром эскадрона и о его трагичной смерти. Шолохов правдиво описывает своих героев. Он видит их глазами художника, чья душа открыта всей боли людской и всему прекрасному. Читая описание портрета Николки, мы ясно представляем себе плечистого паренька, « не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинах лучистых и спина, по-стариковски сутулая».

Парнишка много повидал за свою короткую жизнь, с раннего детства ходил в работниках, вырос сиротой без родительской ласки и заботы. М.А.Шолохов использует много диалектных слов с целью достоверности событий. На протяжении всего рассказа идет противоставление (антитеза) красочных описаний природы, символизирующих жизнь, и мрачных суровых картин войны, несущих с собой смерть. В этом индивидуальный стиль Шолохова.

Мы живем в непростое время. Тема гражданской войны актуальна и сейчас.

Творчество М. А. Шолохова связано с решением ряда проблем, появившихся в жизни целого народа в результате революции, когда на смену одному строю пришел другой, когда гражданская война сделала лютыми врагами представителей одной и той же национальности и развела отца с сыном. Недаром Марина Цветаева, осмысливая происшедшее, вспомнила библейское предание о Каине и Авеле:

Братья, вот она,

Ставка крайняя,

Третий год уже

Авель с Каином

В этой братоубийственной войне не было победителей. Разгул насилия, самосудов, грабежей вытеснили из сознания людей идеалы добра и сострадания. «Озверение» было всеобщим. Революция заставила каждого сделать свой выбор, дать ответ на вопросы: С кем? За кого я?

О произведениях М. А. Шолохова написано много, я думаю, напишут еще. Для меня это писатель – автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» - человек, много испытавший и переживший на своем веку. Мне кажется, все произведения Шолохова объединены одним глубоким внутренним смыслом, это одна большая книга о судьбе народа. Началом этой книги можно считать «Донские рассказы», написанные и опубликованные в 20-х годах ХХ столетия. Несмотря на то что речь в этих рассказах идет о революционной борьбе, становлении новой, советской, власти в стране, их тематика и проблематика актуальна и для нашего времени.

Постигнуть человеческую жизнь, с ее падениями и взлетами, безысходностью и счастьем, помогали и помогают также такие писатели, как А. Серафимович, А. Фадеев, А. Толстой, И. Бабель, М. Булгаков, Б. Пастернак и другие. Но М. Шолохов, как никто другой, позволяет в ярких красочных тонах представить жизнь донского казачества, Дон, ставший местом братоубийственной войны, разделяющий уже не берега, а людей, приносящий в курень казаков страшные вести. У нас появляется возможность сравнить то, что было, с тем, что происходит сейчас. Мы как бы приподнимаемся над землей и видим жизнь людей – всю целиком, с ее падениями и борьбой, безысходностью и счастьем. Писатель создает мир реальный, полный трагизма и печали.

Я считаю, что М. Шолохова справедливо называют «писателем мужественной правды». И что бы о нем ни говорили, какие бы критические статьи ни писали, для меня он мужественный человек, с яркой гражданской позицией. Он избрал трудный путь – достигнуть в своих произведениях наибольшей убедительности. И ему это удалось в полной мере.

На мой взгляд, интерес к теме гражданской войны не только не ослабевает в настоящее время, а, наоборот, возрастает. Войны, периодически возникающие на территории бывшего СССР, имеют самое непосредственное отношение к России. В результате террористических актов полыхают и рушатся дома, люди теряют кров, гибнут, убивают друг друга, часто принадлежа к одной национальности и даже к одной семье. История, к сожалению, повторяется. Утрачиваются нравственные ориентиры, и современному молодому человеку трудно разобраться в происходящем. Но жить нужно по законам добра, не нарушая вечные истины: «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Именно М. Шолохов, продолжая традиции русской классической литературы, как писатель-гуманист, говорил о недопустимости войны вообще и гражданской войны, в частности. Наиболее ярко эта тема звучит в «Донских рассказах» (Москва, «Просвещение», 1984). Рассказ «Родинка» (1924) является программным, он открывает этот цикл.

Прошло 86 лет. Эпоха революции кажется такой далекой и невероятной, но отголоски слышны ее и в наши дни. Мы должны знать свою историю, стараться не повторять ее ошибок. И не может быть полноценной жизни в настоящем и будущем, если мы не будем знать свое прошлое. Возможно, многие ошибки, допущенные в наше время, объясняются тем, что мы не хотим знать свое прошлое.

Читая «Родинку», мы оказываемся в водовороте исторических потрясений. Нас захватывает драматизм судеб героев. Их боль передается нам. Мы чувствуем убежденность писателя в непреходящей ценности человеческой жизни. Как никто другой М. Шолохов показывает в этом рассказе жажду земных радостей, жизни, не подвергаемой опасностям. Благодаря мастерству писателя, мы вместе с Николкой и его отцом, главными героями рассказа «Родинка», ощущаем это бездомное скитание по земле человека, нас не оставляет ощущение разрушенного дома.

Сюжет рассказа заключается в том, что в разных лагерях оказались отец и сын Кошевые, то есть самые близкие по крови люди. Отец-атаман во время схватки убивает сына. У каждого своя правда. И страшной представляется картина, когда отец по родинке узнает в зарубленном им командире своего сына. И нет ему ни прощения, ни забвения на всю оставшуюся жизнь. И поэтому атаман, «к груди прижимая, поцеловал стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот». Писатель не рассказывает о том, что развело этих людей в разные станы. Мы можем только догадываться, как оказался Николка среди «красных», а его отец – среди «белых» или «зеленых». Мы не знаем. Но себе мы можем это объяснить так: казачья молодежь легче рвала со старым миром, в то время как пожилые люди отдавали предпочтение уже сложившимся взглядам. Поэтому нередко члены одной и той же семьи оказывались врагами на поле сражения.

Известно, что в качестве главных героев шолоховских произведений выступают, как правило, простые люди, представители народа – донские казаки. Николка и его отец борются за правду, каждый за свою. И, как видим, они не щадят за нее ни своей крови, ни своей жизни. Ожесточенное столкновение приводит к гибели обоих.

В рассказе мало революционной романтики, вернее, она как бы совсем отсутствует. Конечно, схватка между героями идет ради какого-то неясного светлого будущего. Но финал трагичен: старый и новый мир схватились не на жизнь, а на смерть.

Заслуга писателя в том, что в небольшом по объему произведении ему удалось сказать многое об эпохе, о драматических судьбах героев, заставить увидеть в каждом из них прежде всего человека. Этому также способствует композиция рассказа «Родинка» - параллельное изображение жизни сына и отца, сравнение их судеб в шести небольших частях.

М. Шолохов утверждает, что родной дом и мирный труд – главные ценности жизни. Он помогает нам заглянуть вглубь души, в самое сердце человека. Вряд ли можно было сильнее передать, выразить всю безнадежность, отчаяние, переживаемое отцом Николки. Перед нами образ немой безголосой смерти.

И другой образ – образ волка – на минуту врывается в наше сознание. «Увешанный репьями» волк – это атаман, который, находясь на родной земле, рыщет со своей бандой, скрываясь от погони. «Как набедившийся волк от овечьей отары», уходят бандиты от настигающего их отряда Николки Кошевого. Банды «эти самые и зерно начисто стравили коням!» А вот и сам атаман, прошедший германский плен, службу у Врангеля, Константинополь, лагерь в колючей проволоке, всегда пьяный и уже потерявший человеческий облик – зверь, волк со своей стаей. И все они – люди. Все они хотят одного – жить, так же, как этого хотим и мы.

Многогранность и сложность внутреннего мира человека – всегда в центре внимания Шолохова. Индивидуализируя судьбы своих героев, автор заставляет читателя делать обобщения, позволяет ему увидеть, как сложна и противоречива жизнь, труден выбор истинного пути. А проверкой моральных качеств становится жизнь человеческая и смерть.

Раскрывая тему гражданской войны, Шолохов ставит в рассказе проблемы выбора, счастья, добра и зла, жестокости, заложенной в каждом человеке. Не зря уже в этом, первом, рассказе мы не однажды сталкиваемся с такой деталью, как «кровь» («черная лента крови», «руки измазал кровью», «веки, кровью залитые» и, наконец, «Сынок!. Кровинушка моя»). Да, это страшная действительность.

М. Шолохов затрагивает еще одну, очень важную, тему – тему дома. Мы понимаем, что дома нет ни у сына, ни у его отца. Они оба одиноки и несчастны. Николка вспоминает «будто в полусне», как отец сажал его в детстве на своего коня и говорил: «За гриву держись, сынок!». А мать в это время «широко раскрытыми глазами смотрела из дверей на ножонки» сына. Да и сам атаман «семь лет не видал родных куреней».

М. Шолохов помогает читателю представить родных по крови людей, оказавшихся волею судьбы по разные стороны баррикады: Николка – «красный командир». Его отец – бывший белогвардеец, а теперь просто бандит. Никто из них в настоящее время не ожидает счастья, вполне естественного чувства для каждого человека. Нет в рассказе ни слова о любви к женщине: некогда, идет война. События затягивают героев в хаос и мрак безвыходной ситуации. В азарте творящегося кругом убийства у людей как бы наступает помрачнение души, приведшее к страшной развязке. Мы, как наяву, слышим: «Сынок!. Николушка!. Родной!. Кровинушка моя Да скажи же хоть слово! Как же это, а!».

Писатель утверждает: нет милосердия – нет и величия души. Поэтому трудно определить правоту того или иного героя: оба они убивают. Парадокс: убивают «ради жизни на земле». Действительно, революция причинила много горя героям рассказа и всему казачеству. И была она только началом испытаний, выпавших на долю нашего народа.

М. А. Шолохов - противник всякой фальши. Мы представляем картины происходящего на Дону так ярко, что как бы сами становимся участниками событий. Нас захватывает драматизм судеб героев. Их боль передается нам.

Писатель обладает провидением. Рассказ начинается со слов: «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом». Именно патронные гильзы. Но они не последние, есть и другие у всех воюющих, которым предстоит выстрелить в кого-то. Есть и другое оружие. А вот финал: «С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь». И еще: «Стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот».

И все же, вопреки сказанному выше, рассказ призывает к мирной жизни, выступает в защиту права человека на счастье, для которого он должен жить на земле!

В «Родинке» мало героев, но мы ощущаем в каждой сценке глубокий фон народной жизни: это и Лукич со своей мельницей, это и Николка со своим эскадроном и своими воспоминаниями, это и атаман со своими бедами и горестями. Все они представители из народа. И судьбы их типичны для эпохи революции и гражданской войны.

Мы верим писателю во всем, так как он сам, выходец из станицы Вешенской, расположенной на левом берегу Дона, хорошо знал жизнь донского казачества. Больше того, он сам являлся непосредственным участником происходивших там событий. Автору хотелось передать, как отражается в сознании людей, в их психике и поступках новое время.

Вслед за Л. Толстым М. Шолохов с большой убедительностью утверждает: война – это преступление, а в гражданской войне не может быть победителей: все побежденные. Война губит человеческие жизни, рушит хлебное поле - труд человека, основное условие его жизни. Вместе с автором мы скорбим о выжженных, вытоптанных, заброшенных полях. Для писателя как бы существует связь между стихией войны, истребляющей все живое, и природными бедствиями. Уничтожая результаты труда рук своих, человек сам нарушает связь между собой и природой. Нарушается гармония жизни. Например, в рассказе Николка-казак, командир эскадрона, стыдится своих восемнадцати лет, хотя успел ликвидировать две банды и водит свой «эскадрон в бой и схватки не хуже старого командира!». Да, 18 лет, почти наш ровесник, а что он видел в жизни? Рос сиротой: отец пропал в германскую войну, мать умерла, до 15 лет «мыкался по работникам», а потом ушел воевать с Врангелем. И хоть и сказал ему контуженный в голову военком, что «родинка – это, говорят, счастье», не видел никогда его, этого счастья, Николка. Устал он воевать, «уморился жить опостылело все».

Создавая картину войны, Шолохов рисует картину заброшенного поля. В рассказе нет, например, описания зеленого стебля пшеницы, тянущегося к солнцу, теплу. Здесь «днями летними, погожими в степях донских, под небом, густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос». Но здесь и другое: «из закромов тащат наехавшие конные ячмень и пшеницу, под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».

В хлебном колосе для Шолохова – символ жизни. В нем – труд поколений. В нем – залог будущего. Пока колосится поле, будет жив человек. Вытоптанное поле – самая страшная беда, которая может обрушиться на человека. Вот и Николка, уставший от войны, «уморился жить». Ему «опостылело все», «учиться бы ему поехать куда-нибудь». Мы как будто слышим, как он повторяет про себя: «В город бы уехать Учиться б». Даже приходскую школу не успел он окончить. А ему бы жить, хлеб и детей растить! Состояние природы неотрывно от состояния героев. Природа всегда гармонична, она проверяет пути человека. Она утверждает: жизнь продолжается вопреки социальным потрясениям.

Благодаря мастерству М. Шолохова, в нашем воображении появляются яркие картины происходящего: вот, например, плечистый Николка, со старящими его глаза лучистыми морщинками и с сутулой по-стариковски спиной, еще совсем мальчишка («мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая», - говорят о нем его бойцы), бывший землероб, член РКСМ, в свои восемнадцать лет командир эскадрона. Вот его отец – грозный атаман, который «дня не бывает трезвым». И хотя «пахуче и сладко цветет жито в степях донских», пьет атаман потому, что зачерствела его душа, а боль точит изнутри, «и не залить лихоманку никаким самогоном». Вот военком (эпизодическая фигура), много повидавший, он обещает Николке счастливую жизни («Родинка – это, говорят, к счастью»). Вот старый мельник Лукич, не желающий отдавать зерно бандитам и помогающий Николке определить местонахождение банды.

Мир жизни, мир природы писатель передает с помощью увиденных им мельчайших деталей и подробностей. Уже приближается осень – пора уборки урожая, а люди все воюют и воюют. Устали и те, и другие. Но война идет до победного конца.

Читая рассказ «Родинка», с одной стороны, мы представляем красоту окружающей природы с ее вечными животворящими силами, а с другой – кровь, страдания, гибель людей в результате гражданской войны. Таким образом, автор помогает нам понять идею рассказа: наступить на живое – значит нанести тяжкое оскорбление самой жизни. Параллельные ряды «природа – люди» дают возможность разобраться в событиях большой социальной значимости.

Являясь самобытным художником, М. А. Шолохов продолжает традиции русского литературного языка – языка Пушкина, Лескова, Толстого, Чехова. Но его язык вобрал в себя образцы народно-поэтической, живой, разговорной речи. В рассказе «Родинка» мало диалогов, здесь преобладает авторская речь, для которой характерны интонации, близкие народно-поэтической речи с вопросами без ответов, с повторами типа: «Ты счастли счастливый! Ну да, счастливый! Родинка – это, говорят, счастье!» У Шолохова особое строение речи: часто рядом стоят близкие по смыслу слова, или просто повторяется одно и то же слово: «Посреди двора упала та (лошадь) на передние ноги, потом на бок, захрипела отрывисто и коротко и издохла Потому издохла, что на пакете, привезенным нарочным, стояло три креста, и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный».

Своеобразные метафоры, новые фразеологические сочетания, просторечные выражения («вороненая сталь воды», «в пальцах его иззябших, недвижимых», «скулы полыхают досадным румянцем», «нонешним летом», «я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул – а он – счастье!», «лег на траву, заплаканную, седую от росы», «черная лента крови, точившаяся из пыльных ноздрей» и др.) создают яркие, неповторимые образы, передают авторское отношение к происходящему.

«Образный, цветной язык», «тонкий схватывающий глаз», о которых говорил наставник Шолохова А. С. Серафимович, наглядно проявились в рассказе «Родинка». «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» - разве можно этот язык и эти образы перепутать с другими?

Шолоховские фразы лаконичны, но исполнены глубокой любви к людям труда. Видно, что писатель хорошо понимает чувства и переживания своих героев.

Рассказ «Родинка» читается на одном дыхании, это поистине поэтическое произведение о трагической судьбе народа в годы гражданской войны. Конечно, в нем можно выявить и недостатки. Ведь Шолохов – начинающий писатель. Художественной форме не хватает отточенности. Может быть, излишне упрощенно изображен сам конфликт, недостаточно развиты и разработаны образы главных героев. Может быть, излишне натуралистично нарисована сцена гибели отца и сына. Может быть, в языке чрезмерное обилие местных слов и оборотов. Может быть. Но не это главное в рассказе. Важно то, что здесь показаны страдания человеческие. Это правдивый, реалистический рассказ, написанный вдумчивым, чутким и незаурядным человеком – М. А. Шолоховым.

Писатель обладает провидением. Этот рассказ как бы призывает к мирной, созидательной, жизни, выступает в защиту права человека на счастье, для которого он должен жить на земле. К сожалению, история повторяется: войны вспыхивают, унося жизни тысяч и тысяч ни в чем неповинных людей.