Мастер и маргарита почему искусство называют вечным


Написанию романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков уделил двенадцать лет своей жизни и вложил в него много труда. Несмотря на некоторую мистичность сюжета, автор поднимает в данном произведении довольно тесно связанные с повседневностью проблемы, например проблему творчества и места писателя в обществе.

Рассматривая путь Мастера, невозможно обойти стороной тот факт, что именно в его образе Булгаков отразил положение творца периода первой половины двадцатого века. Характеристика Мастера, данная в романе автором, сильно отличается от стандартных черт, присущих писателям того времени. Встретив на своем пути осуждение и грубую критику в адрес первых опубликованных глав романа о Понтии Пилате, Мастер не прекратил его написание, а наоборот продолжил, пойдя против системы и нисколько не рассчитывая на благосклонность литературного сообщества.

Мастеру было необходимо донести до читателя свои мысли, а не снискать положительную оценку своего творчества у критиков и представителей МАССОЛИТа, сущностью которых он был возмущен. Однако. После того, как бесконечная травля довела героя до нервного срыва, отчего он сжег роман, Мастер предстал перед читателем сломленным и подавленным, даже запуганным. Наверное, именно в этом Булгаков пытался отразить трагедию творчества в тот сложный для существования свободной мысли период.

Назвав главного героя Мастером, автор явно имел задумку показать читателю несоответствие критических замечаний в адрес произведения героя с реальным положением дел относительно содержания романа о Пилате. Булгаков признает Мастера истинным талантом и настоящим знатоком в области литературного творчества. Однако мир, настроенный на пресечение проявления всякой новой и свободной мысли, отрицает гениальность и превосходство Мастера на этом поприще. Главному герою, в отличие от представителей ассоциации МАССОЛИТа, роман и другая литературная деятельность не приносили дохода. И даже выигранные по "счастливому билету" деньги Мастер вложил в реализацию своего литературного замысла, когда другие, наоборот, писали на заказ ради выгоды.

Булгаков не дал имени главному герою, но в то же время проиллюстрировал значимость его места в романе, включив "звание" Мастера в заглавие произведения. Маргарита таким же своеобразным именем называла его, подчеркивая тем самым свое почтительное отношение и любовную преданность.

В образе Мастера я увидела проблеск автобиографичных черт, введенных в произведение Булгаковым неслучайно. Этот труд стал, по сути, заключительным в жизни писателя и, что интересно, тоже долгое время не находил признания в литературных кругах. Возможно, в образе Мастера Булгаков пытался отразить черты собственной личности, чтобы привести параллели для своего читателя между удрученным положением Мастера и в реальном мире автора. Ведь в советское время, особенно в тридцатые годы, цензура не допускала к печати любую неугодную власти статью или, тем более, художественную литературу. В связи с этим, проблема творчества становилась все более острой, что и попытался раскрыть путем изображения образа Мастера Булгаков.

Стоит отметить, что судьбу главного героя как писателя и творческой единицы в тот период можно смело назвать трагической, но как человека, живущего обычной жизнью, этого сделать невозможно. Мастер был счастлив в любви с Маргаритой, ведь Воланд забрал их из мира подлости и зла, показанного в данном произведении даже не Сатаной, а обычными людьми. Именно герой, олицетворяющий в представлении людей материализованное зло- Воланд, подарил Мастеру вечный покой, вечную любовь и присутствие рядом любимой женщины. А мир людей, причинивший Мастеру достаточно душевных и иных страданий, оказался скоплением истинного зла, не выдуманного и не нарисованного воображением.

Подводя итог, я хочу отметить, что Булгаков дописывал роман, будучи тяжело больным. И произведенная им работа считалась, считается и, я уверена, будет считаться шедевром не только русской, но и мировой литературы. "Мастер и Маргарита" - произведение о жизни. И это не преувеличение. О жизни во всех ее проявлениях. О душе и Боге, о любви и жестокости, о правде и лжи, об отчаянии и возрождении смысла. Этот роман стоит не просто прочесть, его стоит перечитывать.

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также красной нитью через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства, истинного творчества.

В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором «толстого художественного журнала», а другой – поэтом, печатающимся в этом журнале. С первых же страниц произведения Булгаков не скрывает своей иронии по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу: «…и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, - поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного…». Налицо «однобокое» образование этого человека, накопленная информация никак не расширила его кругозор. Это еще допустимо в обыденной жизни, но в сфере литературы… А каков руководитель, такова и организация, и мы сразу же можем себе представить уровень журнала, редактором которого является Берлиоз, и всего МАССОЛИТа в целом. Недаром в дальнейшем эти люди будут главными гонителями гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.

Таким образом, Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава «Было дело в Грибоедове»!.. Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!… А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?» Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!… Крайне символичен образ «румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого» Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии… Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Вот судьба настоящего художника! Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.

Размышляя над судьбой Мастера, мы начинаем задумываться, почему тот не был достоин света? Почему Иешуа, о котором он написал роман, не забрал писателя к себе? Иешуа и Мастер являются явными перекличками в романе, и тот и другой несет свою правду, свою философию. Но Га-Ноцри не отрекся от своего образа мыслей, пошел до конца и, пройдя через нечеловеческие страдания на кресте, был вознесен на небо. Мастер же, столкнувшись с жизненными трудностями, непониманием и гонением, отказался от своего детища. Он не смог пронести свой «крест», не пошел до конца. Поэтому он оказался достоин лишь покоя.

Мастер пытается сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова. Ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются. Есть высшие силы, которые видят все и каждому воздадут по его деяниям. Воплощением такой силы у Булгакова являются Воланд и его свита. Любимый прием автора, «дьяволиада», помогает восстановить справедливость. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь, халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки «псевдотворцов», но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно. Потом все это закрутится вновь, но есть вечный Воланд и его свита…

Истинное творчество получило свою награду. Мастер и его возлюбленная заслужили покоя. Все испытания позади, они покидают Москву и это жестокое время навсегда. «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Действительно, что может быть нужно подлинному художнику так, как свобода. Талант не может развернуться во всей своей полноте в душных и сдавливающих горло рамках политической системы. Творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться непринятым, непонятым. Писатель, художник слова, должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание. Так считал Булгаков. Так думаю и я.

«Мастер и Маргарита»

Образ Мастера - один из центральных в романе - безусловно, является сложным и неоднозначным. Читатель знакомится с ним лишь в тринадцатой главе, которая носит название «Явление героя». В связи с этим некоторые исследователи-литературоведы не считают Мастера главным персонажем романа.

Известны различные мнения и по поводу того, кто является прототипом главного героя романа. В образе Мастера, в некоторых событиях, происходящих с ним, можно проследить судьбу самого Михаила Булгакова. Так, в 1929 г., когда последний начал работу над своим романом, ему было тридцать восемь лет (в романе мы читаем о Мастере: «... человек примерно лет тридцати восьми»). Мастер, как и Булгаков, посвятил свою жизнь искусству, не испугался литературной травли, не стал писать «на заказ, о том, что можно».

«Мастера и Маргариты» был Н. В. Гоголь, которого Булгаков считал своим главным учителем. Действительно, описание внешности Мастера напоминает портрет известного русского классика: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Известно также, что Н. В. Гоголь, как и Мастер, был историком.

Михаил Булгаков считал роман о Мастере главным своим произведением. В свою очередь главным делом своей жизни Мастера было создание романа об Иешуа Га-Ноцри.

Бросив все - работу, семью - и поселившись в подвале на Старом Арбате, Мастер задумывает создать историческое произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о вечных земных ценностях, о внутренней чистоте и истинной нравственности человека.

Этот «роман в романе» позволяет понять сущность природы человека с точки зрения самого Булгакова. Теория Иешуа о том, что «злых людей нет на свете», проповедь добра, с которой он пришел к людям, попытка пробудить в человеке его изначально добрую природу не имела успеха. Единственный ученик и последователь Иешуа Левий Матвей становится злым и нетерпимым к людям. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, поддавшись этой проповеди, организует убийство предателя Иуды, а значит, творит зло, пытаясь совершить добро.

«Личность, сотворенная богом, - значит, святая и безусловно ценная своею внутренней сердцевиною, - личность имеет свободную творческую волю...» Такой творческой личностью в романе Булгакова и является Мастер. Он принадлежит не только к реальному, но и к потустороннему миру. Его судьбой в романе управляет «князь тьмы» Воланд. По просьбе Иешуа Воланд дает в награду Мастеру лишь покой, покой, которого так жаждет сломленный жизненными невзгодами автор гениального романа.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу.

Булгаков писал свое произведение как достоверную книгу о том времени, о его людях и соединил в нем гротеск, фантастику, реальные события и факты. Одновременно «Мастер и Маргарита» - это роман об истинном творчестве, о мире искусства, о литературной действительности.

Главной особенностью произведения является своеобразное изображение литературного мира, людей культуры и искусства советского времени, а точнее - 30-х годов XIX столетия.

Мир писателей в романе представлен членами организации МАССОЛИТ. Это придуманное Булгаковым название Московской ассоциации литераторов. Членами МАССОЛИТА были те писатели, у которых не было особого литературного таланта, но которые писали удобные и нужные власти книги.

В этом обществе не допускалось никакой «самодеятельности». Именно поэтому мастера, принесшего в редакцию МАССОЛИТА свой роман о Понтии Пилате, встретили очень настороженно.

Он так говорит об этом: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось, вспоминаю об этом с ужасом!». Члены редакции посылали мастера от одного к другому, а «через две недели он был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». В конце концов редакция отказалась печатать его роман, хотя вернули его «порядочно засаленным и растрепанным».

Среда писателей МАССОЛИТа не просто оттолкнула Мастера, эта организация коренным образом изменила его судьбу, сломала его. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я - Мастер...». Булгаков не случайно назвал своего героя «Мастером», потому что словом «писатель» он называет членов МАССОЛИТа – людей мелочных, ограниченных и корыстных.

Очень символично, с иронией изображает автор обстановку, царящую в доме литературных работников: «у посетителей начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на дверях: «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года» и т.д. У каждой двери толпится очередь. Таким образом, писатели превратились из литераторов в людей, озабоченных получением путевок, дач, квартир - всем, кроме искусства.

Точно подобранные имена персонажей дают им такую полную характеристику, что сразу ярко рисуются образы героев. Вот, например, «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТА - Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк». Автор этими придуманными фамилиями выразил свое отношение к литераторам.

Располагался МАССОЛИТ в знаменитом доме Грибоедова. Главной его достопримечательностью был ресторан, которому автор дает следующую характеристику: «По справедливости он был самым лучшим в Москве. Туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене». Таким образом, из пишущих и творческих работников писатели и поэты превратились в людей жующих.

Скомпрометировали себя в романе не только члены ассоциации литераторов. Так же комично изображены и другие творческие работники, например, руководители театра развлечений и варьете, работники «Комиссии зрелищ и увеселений облегченного типа». Фагот так характеризует их: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, используют свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! Машины только зря гоняют казанные».

Таким образом, Булгаков показывает, что искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения неуемных потребностей.

Но автор показывает в романе разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой – талантливые люди, истинные мастера. К их числу можно отнести Мастера и молодого поэта Ивана Бездомного, которого Мастер называет своим учеником.

Всех случайных людей «от искусства» в романе настигает возмездие. Но оно не страшное, автор просто смеется над этими героями, ставит в нелепые ситуации и обличает их пороки. Всем своим содержанием роман говорит, что не все в обществе так безнадежно и «милосердие стучится в человеческие сердца».

Вступление

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».

Тест по произведению