Евгений онегин относится к типу. Духовные искания онегина. Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

Меню статьи:

Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, привлекательный.

Возраст и семейное положение Онегина

Евгений Онегин – молодой дворянин потомственного происхождения. Другими словами, его дворянский титул перешел к нему от предков, а не был заслужен самим Онегиным. Родился Евгений в Петербурге, там же он провел большую часть своей жизни. Родители Онегина к моменту повествования уже умерли, точная дата смерти родителей неизвестна, единственно, что можно сказать: на момент смерти родителей Онегин не был маленьким ребенком – в романе есть упоминания о том, что родители принимали участие в процессе его воспитания и образования.

Других детей у его родителей не было. Двоюродных братьев и сестер у Онегина также нет – его ближайшие родственники бездетны. Онегин был «наследник всех своих родных».

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с А. С. Пушкина в таблице.

После смерти отца Евгений стал наследником не только дворянского титула, но и многочисленных долгов. Положить конец долгам помог случай – его дядя был тяжело болен, и по всем прогнозам вскоре должен был умереть. Так как наследников у дяди не было, то владельцем дядиного имения должен был стать ближайший родственник. В данном случае им был Онегин.

Евгений приезжает к умирающему дяде, но руководит Онегиным не чувство привязанности к дяде или любовь к родственнику – в случае с Онегиным это был тактический ход.

Евгений только создавал видимость горечи утраты, на самом деле он равнодушен к персоне дяди, а ухаживания за умирающим нагоняют на молодого человека тоску и уныние.

После смерти дяди Евгений отдает кредиторам поместье отца и таким образом избавляется от долгов. Таким образом, у молодого 26-летнего холостого дворянина появляется возможность начать жизнь с нового листа.

Образование Евгения Онегина и род деятельности

Евгений Онегин, как и все дворяне, был образованным человеком. Однако его базовые знания желают быть лучше – учитель Онегина мосье Л′Аббе не был строгим учителем, он часто делал Евгению поблажки и старался не усложнять жизнь Онегина науками, поэтому качество знаний Евгения при его природном потенциале могло быть лучше. О том, получал ли образование Онегин в учебных заведениях, не известно ничего. Несмотря на такое явное пренебрежение науками Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский (Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал), немного знал латынь (Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать). Он очень не любил историю: «Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли».

Пушкин в романе говорит о том, что Евгений жил беззаботно и не испытывал никаких трудностей жизни. Цели в жизни у него также не было – Онегин жил одним днем, предаваясь развлечениям. Евгений не состоял на военной или же гражданской службе. Это происходило вполне вероятно из-за его прихоти, а не из-за невозможности приступить к службе.

Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь – он завсегдатай балов и званых обедов.

Привязанность к модным тенденциям в одежде

Евгений Онегин – настоящий денди. «Острижен по последней моде».

Его костюм всегда соответствует последним модным тенденциям. Евгений много времени проводит за гигиеническими процедурами, долго одевается, рассматривая свой наряд со всех сторон: «Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил».

Для него непозволительно, чтобы в его внешности было что-то не идеальное. Онегин не выглядит нелепо в своем костюме, ему комфортно в такой одежде. Его пластика движений удачно подчеркивается с помощью тех или иных элементов одежды.

Онегин и общество

Выход в общество для Онегина стал повседневным развлечением – поэтому в скором времени все типы поведения аристократов ему стали хорошо известны, а некогда увлекавшие его выходы в свет стали утомлять и наводить скуку.

Евгений редко чем может увлечься – ему все надоело: и театр, и балы, и званые обеды – все нагоняет скуку на молодого франта. Именно поэтому Евгений старается отстраниться от любого общения – он слишком устал от общества и предпочитает уединение». Ему наскучил света шум…. и в деревне скука та же.

В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей. Единственный человек, которому он завидовал и уважал, был Владимир Ленский:
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
/ Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Досуг Онегина

Так как Евгений Онегин не состоит на службе и фактически ничем не занят, то в его арсенале оказывается много свободного времени. Однако, несмотря на все сопутствующие факторы, он долго мается, не зная чем себя занять. У Онегина ничего не вызывает интерес – ни наука, ни путешествия.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”.

Время от времени Онегин коротает время за чтением книг. В основном это произведения на экономическую тематику, например, работы Адама Смитта, но и это не длилось долго «как женщин, он оставил книги». Сам же Евгений любит философствовать, хотя глубокими знаниями не обладает ни в одной отрасли науки или культуры.

Евгений Онегин и женщины

Онегин был заметной личностью в глазах аристократов. Его молодость, естественная красота и хорошие манеры позволили ему стать фаворитом в женском обществе. В начале такое внимание к своей персоне льстило Онегину, но в скором времени это Евгению надоело.


Онегин замечает, что в основном все женщины непостоянны – они легко переменяют свое решение и это откладывает негативный отпечаток на взаимоотношения с женщинами.

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели

После приезда в деревню Онегин знакомится с молодым помещиком – романтиком-поэтом Владимиром Ленским. Именно благодаря Ленскому Евгений попадает в дом Лариных.

Ольга, младшая сестра, была невестой Ленского, а вот у старшей, Татьяны, жениха не было. Несмотря на то, Татьяна заметно отличается от других представительниц женского пола, ее персона не вызывает у Онегина интерес. Однако такая же тенденция не срабатывает в случае с Татьяной – девушка влюбляется в молодого человека и решается первой признаться в своих чувствах. Однако, Онегин не испытывает влюбленности по отношению к девушке, он пытается дать ей советы и ведет себя с ней грубо, чем приносит ей значительные душевные муки и разочарование.

Евгений Онегин и Ленский

После переезда в деревню Евгений избавляется от многочисленных долгов, но убежать от общества и скуки ему так и не удалось. Как и в любой другой деревне, находящейся на отдаленном расстоянии от больших городов, приезд любого нового человека вызывает ажиотаж. Поэтому надежды Онегина на уединенную жизнь никоим образом не могли быть оправданы. Усиливал эту печальную тенденцию еще и тот факт, что Евгений был молод, состоятелен и холост, а значит, он был потенциальным женихом.

Интерес к персоне Онегина возникал не только у молоденьких незамужних девушек и их родителей. В лице Онегина Владимир Ленский предполагал найти себе друга. Евгений был совсем не похож по своему темпераменту и характеру на Владимира. Такое разногласие во взглядах и личностных качествах привлекало молодого поэта. Со временем, Онегин стал другом Ленского, несмотря на то, что дружба, как и любовь, ему уже порядком надоела и разочаровала: «друзья и дружба надоели».


Нельзя сказать, что Онегина и Ленского связывает истинное понятие дружбы, по крайней мере, со стороны Евгения. Он поддерживает свое общение с молодым поэтом исключительно из-за скуки и отсутствия другой компании.

Во время празднования именин Татьяны Лариной, куда его привел Ленский против желания, Онегин порядком скучает, его злит поведение Татьяны. Вскоре, Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга. На этом инцидент не был исчерпан – за приступом ревности последовала дуэль. Евгений прекрасно понимает, что был неправ, но объясниться с другом не решается – Евгений намеренно пренебрегает некоторыми правилами дуэли (опаздывает, берет в секунданты слугу), надеясь, что из-за этого Ленский отложит дуэль, но это не происходит. Как видим, Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии – Ленский получил смертельное ранение и умер на месте:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет…

Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

С младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием. Он вырос в достатке и вседозволенности, поэтому в взрослом возрасте он был эгоистичным и разбалованным человеком.

У Онегина есть огромный потенциал для развития своей личности – у него незаурядный ум, он сообразительный и внимательный, но всем этим пренебрегает. Он не желает заниматься чем-либо полезным, что принесло бы ему положительные плоды в будущем – ему нравится плыть по течению.

Онегин умеет производить впечатление на людей – он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. Онегин – не эмоциональный и неромантичный человек. У него «резкий охлажденный ум».

Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.

Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.

В образе Онегина Пушкин обнаруживает иные, противоположные Ленскому свойства характера.
Как положительные свойства характера Онегина следует отметить высоту культуры, интеллекта и трезвое, критическое отношение к действительности. Ему совершенно чужда юношески наивная восторженность Ленского.


Жизненный опыт Онегина, холодный скептический ум приводят его к отрицанию действительности. Онегин отнюдь «не верит мира совершенству». Напротив, одной из его типических черт является разочарованность в жизни, недовольство окружающим, скептицизм.

Онегин выше окружающей среды. Заметно его превосходство и над Ленским. Тем не менее, Пушкин отнюдь не склонен утверждать Онегина как идеал, напротив, многие черты, характеризующие Онегина, даются Пушкиным отрицательно, в ироническом плане. И основные из них - разочарованность в жизни, презрение и равнодушие к окружающим -раскрываются Пушкиным скорее как поза и лишены того трагизма, который эти черты носили у романтических героев Пушкина - Кавказского пленника, Алеко и др.


Несомненно, к этому приходит в своих размышлениях об Онегине и Татьяна:
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модных полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?


Очевидно, что возникновение и распространенность такого отношения к жизни среди дворянской интеллигенции в 20-х годах XIX века и отражение его в литературе в образе демонического героя отнюдь нельзя объяснить влиянием Байрона, - это влияние возникало в самой жизни.
Однако, устанавливая близость характера Онегина к характеру Пленника и Алеко, следует отметить, что смысл образов Пленника и Онегина и их функции в произведении совершенно различны.
В «Кавказском пленнике» Пушкиным идеализируется этот гордый дух отрицания общества и жизни. Алеко также еще не сведен с пьедес тала героя. Сущность Пленника и Алеко заключается в их глубоко революционизирующем начале, тогда как в «Евгении Онегине» этого пафоса совершенно нет. Давая в Онегине черты характера, близкие своему романтическому, мятежному, бунтующему герою по линии того же отрицания действительности, презрения к жизни и к людям и т. д., Пушкин обнажает в нем их бесплодность, их бесперспективность. Онегин, взятый в социально-бытовом плане, в самых разнообразных его переживаниях, раскрывается как с положительной, так и с отрицательной стороны.


Этим объясняется и двойственное отношение автора к Онегину. Нельзя не оценить его культуру, широту кругозора, его превосходство над окружающими, привлекательность его холодного скептического ума; мы сочувствуем его одиночеству, искренности и полноте его переживаний (по поводу смерти Ленского, любви к Татьяне) и т. д., но в то же время мы видим и его неполноценность.


Онегин, обладая целым рядом положительных качеств, стоя на го лову выше окружающих, оказывается в жизни совершенно бесполезным человеком. Его возможности не могут быть реализованы в жизни, не могут быть применены на практике. Дворянская культура, создав определенный характер, уже не создает для него возможности к действию, уже не в состоянии его использовать. Действительность не развивает, а губит лучшие стороны этого характера и, наоборот, способствует развитию отрицательных черт. Отсюда и неполноценность Онегина, которая обнаруживается в двух основных моментах: 1) в отсутствии реальной жизненной цели, практики; 2) в отсутствии воли, энергии.


Противоречивость характера Онегина заключается в том, что, поняв бессмысленность и пустоту окружающей жизни, презирая ее, Онегин в то же время ничего не мог противопоставить этой жизни. Пушкин подчеркивает в нем рано созревший ум и способность критически от нестись к окружающему и вместе с тем полную бездеятельность, не способность что-нибудь создать. О стремлениях Онегина что-то сделать Пушкин говорит явно иронически. Ирония Пушкина направлена на бес цельность, бесперспективность занятий Онегина.


Единственное дело Онегина в деревне - замена барщины оброком - мотивировано Пушкиным так: «чтоб только время проводить...»
Вся жизнь Онегина раскрывается Пушкиным как бесцельное, пустое существование, лишенное созидательного начала:
Убив на поединке друга,
Томясь в бездействии досуга,
Дожив без цели, без трудов
Без службы, без жены, без дел,
До двадцати шести годов,
Ничем заняться не умел.


В поведении Онегина Пушкиным обнаруживаются вялость, апатичность и безволие. Жертвой этого безволия падает Ленский, ибо Онегин, презирая свет, окружающую среду, в то же время подчиняется условностям этого света, не имеет в себе воли сбросить их с себя, не находит сил следовать своим внутренним убеждениям, своим внутренним влечениям, если они идут вразрез с установившейся моралью, с установившимися традициями.


Поведение Онегина в эпизоде с дуэлью целиком определяется его боязнью «ложного стыда», подняться над которым он не мог. Он всецело подчинялся условиям той самой жизни, которую он отрицал и презирал. Образ Онегина на протяжении романа явно эволюционирует. Онегин «уходит» из романа совершенно не таким, каким его рисует Пушкин в первых главах.
В начале романа Онегин дается как человек сильный, гордый, не заурядный и знающий себе цену. При встрече с Ленским, в объяснении с Татьяной у него покровительственный, снисходительный тон. В его суждениях и взглядах есть еще много уверенности в себе.

В «Отрывках из путешествия Онегина», не включенных Пушкиным в роман, хотя по замыслу «Путешествие Онегина» должно было идти восьмой главой, перед появлением Онегина в «большом свете», в образе Онегина тоска душевного одиночества доводится до предела, своя судьба осознается Онегиным трагически:
Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик...

Встреча с Татьяной, любовь к ней были последней вспышкой жизненной энергии Онегина. Сам он говорит о себе, как о человеке, уже обреченном: «Я знаю: век уж мой измерен...»
Таким образом, в течение каких-нибудь трех с половиной лет (такова, примерно, продолжительность действия романа) Онегин превращается в человека, лишенного каких бы то ни было перспектив в жизни, лишенного сил, энергии, несмотря на свою молодость, положение, куль туру и интеллект.
В этом преждевременном угасании Онегина Пушкин раскрывает обреченность, бесперспективность этого характера в жизни.

Дальнейшая судьба Онегина не дана в романе, но логика этого характера на столько ясна, что его судьба уже определена. Известно, что по замыслу Пушкина, в дальнейшем он хотел связать Онегина с движением декабристов, но это не было осуществлено, да и сути дела не меняет, так как совершенно очевидно, что Пушкин при всех положительных качествах Онегина относится отрицательно к свойственному ему типу социального поведения. Важно понять не только то, что в данной среде, в данных общественных условиях Онегин не мог реализовать своих возможностей, но и то, что Пушкин показывает недееспособность Онегиных, порицает их жизнь «без цели», «без трудов»; гордая поза Онегина с его презрением к людям и мрачной разочарованностью - уже пройденный общественный этап; Онегину необходимо преодолеть тот бездейственный индивидуализм, который лежит в основе его характера, и найти свое место в жизни.


Давая все положительное, что могла дать дворянская культура на вершинах своего развития, Пушкин, в образе Онегина, в то же время выявляет и начала, ведущие к ее гибели - бездействие, отсутствие воли, бесцельность существования



Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От "душевной пустоты" не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —

восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.

Прежде чем рассматривать образы главных героев, нужно понять, что для романа Пушкина главным приемом их создания служит типизация. Литературный тип - это не просто образ героя, отмеченный неповторимой индивидуальностью, в нем особым образом - через черты характера, через ту же индивидуальность, - воплощены черты, присущие не только самому человеку, но и определенной социальной группе, "порождением" и представителем которой он (в социально-психологическом плане) является. Именно так созданы образы героев романа, и особенно заметно это в образе главного героя - Евгения Онегина.

Как человек Онегин очень необычен, индивидуальность его неоспорима, но... он же и очень типичен, не случайно же о нем один из "проницательных читателей"" - А. А. Бестужев - отозвался так: "Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Традиционное для своего круга воспитание, традиционное времяпрепровождение, традиционные интересы, "тоскующая лень", взывающее, демонстративное пренебрежение интересами окружающих - вот основные черты, характеризующие не только Онегина, но и значительную часть "молодых людей" того времени, которые позже, после появления романа, будут названы "лишними людьми". Однако можно ли винить только Онегина в том, что он таков? Наверное, нет, потому что каждый человек в большей или меньшей степени несет в себе черты той среды, к которой он принадлежит, и Онегин не исключение. Поэтому "лишним", то есть ни к чему не приспособленным, можно признать и тот социальный круг, к которому принадлежит герой и "законы жизни" которого он блестяще усвоил и по которым до поры до времени спокойно живет.

Однако "Онегина душа" далеко не так проста и однозначна, как об этом можно было бы судить по его поведению. Образ Евгения Онегина в романе "Евгений Онегин" очень противоречив, внутренний конфликт в нем очевиден, и наиболее полно это проявляется в его отношениях с Татьяной. Тот Евгений, который "дает уроки" Татьяне, совсем не похож на Евгения, автора письма к по-настоящему любимой им женщине, которая для него теперь недоступна - хотя и продолжает его любить... Попытаемся понять причины "преображения" главного героя, историю возрождения его души - именно "возрождения", потому что любовь возрождает человеческое даже в душе самого, казалось бы, закоренелого эгоиста.

Оказавшись в деревне, Онегин надеялся, что "перемена мест" поможет ему избавиться от скуки, и, на самом деле, "два дня" ему казалось, что это так, но "на третий" день он убедился, "что и в деревне скука та же". Это естественно, ведь причины "скуки" в нем самом, здесь внешние факторы мало что значат. Провинциальное дворянство, примитивное по уровню духовной жизни, не могло вызвать интерес у него, а его попытки "порядок новый учредить" привели к тому, что "И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак". Один только Ленский оказался не то чтобы близок Евгению, но "они сошлись", причем Пушкин едко замечает, что это была дружба "от делать нечего". Восторженность Ленского и скептицизм Онегина - это и в самом деле "лед и пламень", но других "достойных" его внимания людей вокруг Евгения Онегина просто нет... Пожалуй, главное, что отличает героев, - это способность ощущать любовь и все, что с этим чувством связано.

Для Ленского любовь - это чувство, в которое он играет по законам романтизма, он создает себе придуманный, идеальный образ Ольги, настолько далекий от реальности, что становится непонятно: неужели можно быть таким... не понимающим самых очевидных вещей? Однако поэт-романтик и в жизни играет в романтику, он строит ее так, как будто пишет "оду", вот только "читать" эту "оду-жизнь" ему приходится самому... Онегин же очень точно и глубоко понимает людей, ему удается проникнуть в душу каждого, с кем его сводит судьба, однако его поведение, его отношение к людям может вызвать только осуждение. Все понимая, он затевает игру с Ольгой, нанеся тем самым душевную травму влюбленному Ленскому; осознавая глупость дуэли, он, думая о том, что его могут высмеять, принимает вызов Ленского, потакая этим тем же самым нравам, которые так открыто презирает: "Но шепот, хохотня глупцов..." - и это после того, как достаточно строго "отчитывает" себя за свое поведение: "но Евгений Наедине с своей душой Был недоволен сам собой "... И даже тогда, когда ещё можно было что-то исправить, понимая, что лучше всего будет "разойтись им полюбовно", Онегин не делает первым шаг навстречу Ленскому, потому что "дико светская вражда Боится ложного стыда". Поэтому, когда он пишет в письме Татьяне "Несчастной жертвой Ленский пал", он, по совести, должен уточнить, что Ленский стал жертвой его, Евгения Онегина, ложного самолюбия, его неумения возвыситься над обстоятельствами, по самому большому счету - его эгоистического отношения к окружающим.

Это же чувство мешает ему понять по-настоящему и Татьяну, получив письмо которой, "Онегин живо тронут был". Встретившись с ней, он ведет себя так, как должен вести себя герой "модного романа", внутренне наслаждаясь ролью "учителя", но при этом любуясь собой и не желая понять, что чувствует и без того обескураженная своим "проступком" Татьяна. Продолжение "игры" с влюбленной в него девушкой следует на именинах, где "как-то взор его очей Был чудно нежен", и "взор сей нежность изъявил: Он сердце Тани оживил". Однако гибель Ленского разлучает героев, следующая встреча которых состоялась тогда, когда Татьяна была уже замужней дамой, и именно эта Татьяна вызвала в душе Евгения Онегина бурное чувство, которое он считает любовью. Он преследует Татьяну, пишет ей письма, укоряет ее в том, что она не отвечает на его чувство, забывая при этом, что в ее нынешнем положении она, собственно говоря, и не может ответить на них иначе, как нарушив свой супружеский долг, что для Татьяны, "русской душою", неприемлемо изначально. Разумеется, Онегин искренно страдает, однако имеет ли он моральное право писать ей: "Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви..."? Кому, как не ей, знать это?..

Финал того периода жизни Евгения Онегина, который нам показывает в романе Пушкин, - это подлинное крушение. Поняв, что именно он потерял в лице Татьяны, он оказывается перед необходимостью навсегда вычеркнуть ее из своего сердца, и это сейчас, когда она заняла в нем такое большое место... Чем и для чего жить дальше? Какой может быть эта "постылая свобода", из опасения потерять которую он когда-то был так слеп и глух? Герой не может не вызвать сочувствия, и как-то не очень успокаивает то, что он, в общем-то, заслужил то, что преподнесла ему судьба, заслужил своим равнодушием к себе и людям, которое в конце концов и отомстило ему так жестоко.

Много спорили о том, можно ли считать Евгения Онегина человеком, близким к декабристам, но, думается, сам Пушкин не ставил такой цели перед собой, он не стремился создать образ декабриста, он писал роман, в котором "отразился век И современный человек Изображен довольно верно", и с этим не поспоришь: как социально-психологический тип Онегин, конечно, не вызывает никаких сомнений, он более чем убедителен в качестве представителя своего времени и своей социальной группы.