Спонсоры концертов. Как открыть бизнес по реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия

Весьма сложной может показаться организация концертов как бизнес. Но если есть желание зарабатывать на музыке таким образом, опишем с чего начать предпринимателю и покажем рентабельность проекта.

На первых порах заниматься организационными вопросами будет очень сложно. Ведь в крупных мегаполисах существует высокая конкуренция между подобными фирмами, а в небольших городах сложно обеспечить требуемые условия для артистов. Вполне возможно, что сначала придется работать без прибыли или даже вкладывать собственные деньги, пока не создадите себе имя в определенных кругах.

Регистрационные вопросы

Конечно, чтобы стать организатором концертов необязательно проходить оформление в налоговой службе. Но дело в том, что артисты более охотно будут заключать договор и идти на сделку, если вы представляете юридическое лицо или зарегистрированы хотя бы как индивидуальный предприниматель.

В первом случае фирма вызывает больше доверия у спонсоров, певцов и владельцев клубов. Но у ИП есть возможность выплачивать меньший налог государству по упрощенной системе. Да и процесс оформления документов при этом оказывается гораздо дешевле и быстрее.

Если же для организации подобного проекта объединяются несколько человек, то приходится открывать ООО. Так будет гораздо легче заниматься множеством вопросов, которые встают перед организатором концертов. Важно указать и правильный код ОКВЭД. В данном случае подходит 93.29 – услуги в области развлечений и отдыха.

Анализ рынка

С чего начать первое дело? Вы можете выбрать два направления:

  1. Ориентироваться на собственные вкусы, приглашать тех артистов, которые нравятся лично вам и надеяться, что кто-либо еще захочет посетить подобное мероприятие.
  2. Но для заработка желательно совершить опрос среди жителей города, знакомых, на форумах и узнать, каким группам и направлениям в музыке отдают предпочтение другие. Собираясь провести концерт с теми исполнителями, которых ждет в городе большинство людей, при должной организации можно заработать крупные суммы.

Прежде чем заняться всеми вопросами, составьте бизнес-план и определитесь, что вам нужно, чего не хватает, какой суммой располагаете и на что будете ориентироваться.

Выбор исполнителя

Продумывая предстоящее мероприятие, решите, как лучше сделать:

  • Пригласить только одного артиста или группу и предложить публике сольный концерт.
  • Или же собрать несколько исполнителей в одном зале и предоставить зрителям нечто вроде фестиваля.

Стоит отметить, что новичку будет сложно заполучить «звезду», поэтому имеет смысл ориентироваться на начинающих певцов, у которых, возможно, еще даже нет своего продюсера. В таком случае они будут готовы сотрудничать за небольшой гонорар и предъявят минимальные требования. Иногда такие группы выступают в клубе даже бесплатно, только за идею или рекламу.

Для уточнения условий и стоимости за выступление желательно провести предварительные переговоры с продюсером или самим певцом. Нелишним будет уточнить гастрольный график, чтобы предложить выступление в то время, когда ему удобно.

Что нужно подготовить?

Организовать концерт артиста самостоятельно довольно сложно. Для этого потребуется учесть множество деталей. Начните с площадки и аппаратуры. Так, в зависимости от группы, ее известности, количества желающих посетить мероприятие нужно подыскать в городе подходящее место для этого.

Обычно для концертов выбирают:

  1. Клубы, в которых уже есть вся аппаратура, освещение и место для публики.
  2. Стадионы, где достаточно пространства для большого числа людей.
  3. Дома культуры или другие концертные залы.

Важно договориться с владельцем заведения о приемлемых расценках, дате, возможных скидках, распространении билетов и рекламе. Не забудьте, что для выступления исполнителей нужно определенное техническое оснащение и в каждом случае это окажется что-либо другое.

У известных групп на официальном сайте размещают технический райдер, то есть перечень тех инструментов и другого оборудования, которое потребуется для их выступления. Но можно и лично с продюсером или артистами обсудить этот момент и заранее арендовать технику. Сделать это доступно через специальные агентства, студии, залы для репетиций, дома культуры и пр.

Иногда имеет смысл заплатить чуть больше за аренду клуба для концерта, чем отдельно искать помещение и требуемое оборудование. Ведь в таких заведениях уже обычно все есть для выступлений. Помимо музыки, нужно подготовить и освещение, а также нанять специалистов, отвечающих за настройку звука, осветительных приборов и пр.

Практически ни один концерт не обходится без привлечения спонсоров. Они нужны для финансовой поддержки, помощи в организационных моментах или для рекламы и продажи билетов. Есть две основные формы сотрудничества:

  • Финансовая – может быть выгодно, но обычно так поступают редко и только с уже известными фирмами. Начинающим организаторам деньги напрямую никто не выделяет.
  • В виде бартера – то есть вы размещаете на афишах, билетах, стенах и на сцене логотип или рекламу компании, а спонсор за это предлагает какую-либо помощь. Это может быть распространение информации о концерте, организация пресс-конференции для артистов, предоставление им места проживания, зал для выступления, техника, полиграфическая продукция и пр.
  1. Распечатать флаеры и раздавать их в местах большого скопления людей, оставлять в молодежных кафе, учебных заведениях и пр.
  2. Развесить афиши по всему городу.
  3. Воспользоваться услугами специальных агентств, которые не только помогут продать билеты, но и создать рекламу.
  4. Сделать страничку в интернете или на социальных сайтах, предоставить информацию о концерте на местном форуме.
  5. Организовать пресс-конференцию и пригласить журналистов.

На что еще обратить внимание?

Чтобы ожидаемое мероприятие состоялось и было проведено на достойном уровне нужно сделать следующее:

  • Приглашая артистов, поинтересуйтесь их требованиями и пожеланиями. Организуйте им проживание, питание, репетицию.
  • За несколько дней до концерта можно сделать пресс-конференцию или интервью на местном телеканале с исполнителями.
  • При составлении договора аренды клуба отметьте в письменном виде все детали и особенности помещения после его тщательного осмотра совместно с владельцем. Ведь любые повреждения придется возмещать вам как организатору мероприятия.
  • Выплаты проводятся после выступления, хотя некоторые артисты требуют задаток в определенном размере еще до своего приезда.
  • Не ожидайте, что первая же прибыль сделает вас богатым человеком. Возможно, несколько концертов придется поработать бесплатно или даже с убытком. Потребуется некоторое время для создания имиджа фирмы и приобретения авторитета в музыкальной среде.
  • Позаботьтесь об охране помещения или стадиона, ведь на мероприятии будет множество людей. Удобно сделать это с помощью специальных частных фирм.
  • Продумайте весь сценарий, а также наймите ведущего. Важно заранее записать, что и когда говорить, порядок выхода артистов и пр. Некоторые исполнители предоставляют свои тексты для таких случаев.
  • Перед концертом дайте возможность техникам настроить аппаратуру, освещение, а выступающей группе прорепетировать на сцене. Для этого лучше выделить целые сутки.
  • Имейте в виду, что при аренде клуба намного выгоднее занять его в будни. Тогда и стоимость окажется ниже, и проще провести подготовительные работы, так как в это время наблюдается низкая посещаемость подобных заведений.

Рентабельность

Чтобы просчитать хотя бы приблизительно свои расходы и ожидаемую прибыль, нужно продумать, сколько стоит билет, какое количество людей ожидается на концерт и уточнить расценки на все перечисленные выше организационные моменты. Приведем приблизительные цифры.

Если вы установите стоимость билета в размере 250 рублей и продадите их в количестве 500 штук, то доход составит 125 000 рублей. При указанных расходах на организацию мероприятия получается заработать в чистом виде 50 тысяч. Таким образом, уже с первых концертов можно выйти на полную окупаемость бизнеса.

Видео: лекция – Владимир Филиппов, организация концертов и гастролей.

Организация концертов как бизнес сегодня является не только интересным, но и крайне прибыльным делом. Только задумайтесь: занимаясь подобным делом, вы сможете убить двух зайцев – получить деньги и удовольствие от прослушивания любимой музыки.

Какими качествами необходимо обладать для организации подобного бизнеса?

Сразу стоит отметить, что организатор концертов – профессия непростая. Во-первых, она требует много времени и сил, а во-вторых, человек, который занимается подобным делом, должен обладать определенными качествами. В первую очередь речь идет о стрессоустойчивости.

Ведь для того, чтобы сделать организацию концертов бизнесом, приносящим неплохой доход, вам придется общаться с разными людьми. В том числе и со звездами, а также их продюсерами и представителями. Некоторые из них являются довольно-таки пафосными личностями.

Кроме того, перед тем как стать организатором концертов, следует уяснить, что стеснительным и необщительным людям не место в данной области. Ведь от вас потребуется целеустремленность, здоровая доля настойчивости, грамотная речь, а также умение стремительно принимать правильные решения.

Считаете, что подобное дело вам по плечу? Тогда вам следует более подробно узнать о том, как организовать концерт артиста и заработать на нем, с чего начать и как угодить исполнителю и публике.

Перед тем как организовать концерт артиста самостоятельно, следует определиться с тем, какого плана мероприятие вы собираетесь проводить. Будет ли это выступление одной известной личности, группы, ансамбля или фестиваль с участием нескольких исполнителей. Только после этого следует начинать думать о том, с чего начать организацию концерта. Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам воплотить свою мечту в жизнь и заработать при этом деньги:

  • Начать следует, конечно же, с выбора подходящей площадки. Не стоит зацикливаться на одном варианте. Если вы организуете подобное мероприятие в своем городе, не поленитесь встретиться с директорами клубов и залов лично. Обсудите вопросы аренды, проведите осмотр гримерок или других помещений, в которых смогут расположиться артисты.
  • Свяжитесь с директором, продюсером или другим представителем исполнителя (музыкальной группы). Контакты этих людей можно найти в интернете на официальном сайте или на обложках дисков. Обсудите с представителями звезд размер их гонораров, райдер и прочие нюансы.

Стоит отметить, что изначально лучше остановить свой выбор на малоизвестных исполнителях, которые пользуются спросом в узких кругах. Этого опыта будет достаточно перед тем, как организовать концерт звезды или группы, собирающих в буквальном смысле стадионы.

Первые действия

Составьте подробное коммерческое предложение, которое понадобится вам для поиска спонсоров. Происходит это по следующей схеме. Арендуемое вами пространство на время концерта принадлежит вам, а значит, вы можете привлечь спонсоров возможностью размещения рекламы в зале, на сцене и так далее. Кроме того, вы можете предложить представителям некоторых компаний провести промоакции и прочие рекламные мероприятия. С согласившимися спонсорами обязательно заключите договор.

Перед тем как организовать выступление группы, вам необходимо будет позаботиться о рекламной кампании. Расклейте афиши, дайте объявления в СМИ и социальных сетях, раздайте бесплатные флаеры старшеклассникам и студентам, которые также помогут вам распространить информацию о предстоящем мероприятии.

  • Минимум за десять дней до начала мероприятия проведите пресс-конференцию с журналистами. На ней также можно раздать пригласительные и флаеры, организовать небольшой фуршет, а также предоставить представителям пятой власти всю необходимую информацию, которая понадобится для написания статей и выпуска репортажей на ТВ и радио.
  • Перед тем как организовать концерт в своем городе, займитесь подсчетами и заранее распределите средства, которые будут получены от спонсора. Необходимо сразу рассчитать прибыль, а также гонорары звезд и оплату труда своих помощников.
  • В долгожданный день концерта постарайтесь лично принять звезд на площадке и проводить их после.

Теперь вы знаете, как организовать концерт и с чего начать. Не стоит питать больших надежд по поводу первой прибыли – возможно, она будет не слишком большой. Но первый организаторский опыт, полученный вами, стоит гораздо дороже.

Концерт, способный претендовать на одно из самых запоминающихся событий, – это результат тщательно спланированной работы. Зоя Скобельцына и Светлана Яремич рассказали JazzPeople, с чего начать молодому специалисту, о самом сложном в работе организатора и об успешности в концертной сфере.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

ЭТАПЫ РАБОТЫ

ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

О РЕКЛАМЕ

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Необходимость быть постоянно вовлеченным в процесс. Невозможно открыть pr-компанию и не следить за ней. Нужно всегда держать руку на пульсе, и, если она длится 2-3 месяца, то психологически это достаточно непросто.

Контролировать все этапы подготовки одновременно. Собрать аудиторию тоже не всегда простая задача. Лучший вариант, когда у музыканта намечен выход пластинки, премьера песни или съемка клипа. Коллаборации с другими артистами, синтез разных видов искусства тоже привлекают людей.

ЖЕНСКАЯ ИЛИ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ

Это большая ответственность, особенно когда на твоем событии несколько тысяч человек. Не каждая девушка способна выдержать такую нагрузку и оперативно действовать в критической ситуации.

Однозначно это тяжело физически. Очень страдает личная жизнь. Бывают эмоциональные срывы, физическое истощение и перенапряжение. Я склоняюсь к тому, что профессия эта больше мужская.

ПОДБОР АРТИСТОВ

Еще в «квARTире» мы проводили детские дни рождения, и тогда я сразу для себя поняла, что за такой вид ивентов я серьезно не возьмусь. Но все может поменяться. Не занимаюсь свадьбами, корпоративами.

Не возьму под свое крыло и артиста, чью музыку, условно говоря, я не слушаю в машине. Нужно гореть тем, что делаешь, иначе результат будет соответствующий.

Я практикую личный подход. Не могу работать с музыкантами, творчество которых мне не близко. Я занимаюсь многими проектами, не только джазовыми, и могу с уверенностью сказать, что точно не мое – это музыка, которая пропагандирует насилие, имеет политическую подоплеку или несет в себе агрессивный эмоциональный посыл.

ГОД РАБОТЫ

Я не очень хороший пример. Если мне интересно, я без раздумий пускаюсь в бой. Часто стала задумываться о том, что иногда нужно уметь останавливаться и тщательно подхожу к выбору артистов, с которыми начинаю работать. Многое зависит от формата события, его длительности, количества участников.

На это влияет количество проектов, которыми занимаешься на текущий момент. Ведь у каждого исполнителя может быть 3 и больше концертов в месяц. Если я представляю площадку, то, конечно, речь идет о практически ежедневных выступлениях, ответственность за которые на тебе. Это непрерывная работа с музыкантами.

КОНЦЕРТ И ФЕСТИВАЛЬ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Я поняла, что мне нравится обучать. Музыкальный рынок в связи с экономической ситуацией сейчас очень сильно поменялся. Спрос на грамотных музыкальных менеджеров растет. Мне нравится задача развивать русскую независимую музыку, а для этого молодым группам нужен менеджмент. Сейчас я читаю много лекций и семинаров не только в Петербурге и Москве, выступаю на форумах. В голове родился онлайн-курс, который на мой взгляд позволит с нуля получить необходимые знания, взять артиста и начать работать с ним.

Как таковых образовательных проектов у меня пока нет, но планируются. В феврале мы запустим совместно с арт-пространством «БМ50» проект для будущих организаторов мероприятий в культурной сфере.

Я поклонница и электронной музыки. В прошлом году мы проводили фестиваль экспериментальной музыки. Помимо этого, я сотрудничаю с некоммерческим фестивалем короткометражного кино Potential – одним из немногих в России, кто принимает не готовые фильмы, а отбирает лучшие сценарии (или синопсисы) и выделяет бюджет на съемки.

РАБОТА В СФЕРЕ МУЗЫКИ

А куда без нее! Музыка связана с ощущением счастья. Мы делаем людей счастливыми!

Это моя жизнь! Не могу представить, что работала бы в другой сфере. Музыка – это живая сфера, и от людей, которые меня окружают, коллег и друзей, я получаю невероятный заряд энергии.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Например, на Roof Music Fest, который представляет все музыкальные направления, отдельное внимание уделяется джазовым концертам. Перспективы отличные, думаю, джаз становится все популярнее, ну в Петербурге точно.

Джаз стал больше привлекать людей, но не все коллективы, которые включают понятие «джаз» в описание своего репертуара, таковыми являются. Совершенно очевидно, что это стало тенденцией. Есть публика, которая любит «рафинированный» джаз, а есть те, кто предпочитает слушать поп-джаз, smooth jazz, nu jazz. Фьюжн – это всегда необычно, это именно то, что помогает расширять аудиторию.

ОБ УСПЕШНОСТИ

С технической точки зрения это качество звука, аудитория и ее количество, реакция публики на концерт, работа артиста. Но есть и неосязаемый критерий – это атмосфера события, которую сложно передать словами, ощущение, которое просто нужно поймать. Ради этого мы и работаем.

Для меня важна эмоциональная составляющая, насколько довольны люди. Успех – когда слушатели и музыканты понимают друг друга, обмениваясь положительной энергией. Когда зрители не пожалели, что пришли, не проводят весь концерт в беседах или в баре, а когда они отдают часть себя и своего времени артисту.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕВИЗ

Нужно рисковать! Когда ты делаешь вызов, вселенная тебе отвечает. Она точно знает, что нужно, главное – задать правильный вопрос.

Для меня любить свою работу – значит вкладывать свою душу. Без души не получится успешного проекта. В каждом деле, за которое я берусь, можно увидеть меня.

Если ты подумываешь устроить концерт мечты, но не знаешь, как к этой затее подступиться, следуй 15 указаниям от бывалых организаторов – и твой концерт будет обречен на успех.

1. Зарегистрируй свой бизнес. Увы, физическое лицо не может организовать концерт – для этого нужно быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Такие дела – придется регистрироваться.

2. Забудь про собственные музыкальные пристрастия. Твои вкусы могут прийтись не по нраву потенциальным зрителям, так что проанализируй социальные сети и стриминговые сервисы, чтобы понять приблизительную численность аудитории, готовой прийти на того или иного артиста.

3. Не смей забывать о социальных сетях. Твои зрители обитают именно там, и без регулярных оповещений типа «в город Х приезжает коллектив Y» люди просто не узнают о том, что ты в поте лица организуешь концерт их любимой группы. Не скупись на рекламу и оккупируй соцсети – пусть о твоей организаторской деятельности знают все (но не сразу – см. п. 10).

4. Впрочем, не полагайся на опросы в духе «Какую группу вам привезти?». Почитатели Shortparis, 1/2 Orchestra, «Трупоглазых Жаб» и других не самых раскрученных групп засыплют тебя лайками и комментариями, но на сам концерт могут не прийти – в таком случае ты останешься с пустым залом и зияющей дырой в кошельке.

5. Не хватайся со старта за крупные проекты. Лучше набраться опыта, понабивав шишек на маленьких движухах, чем сделать большой привоз, по незнанию напороть ошибок и сильно влететь на кэш.

6. Максимально четко распиши предполагаемые затраты. Составь смету мероприятия, не забыв включить в нее некоторую сумму на непредвиденные расходы. И вообще обеспечь себе финансовую подстраховку – помни об оборотных средствах.

7. Не делай ивенты на последние деньги. Концерты нельзя рассматривать в качестве джокера, способного реабилитировать твое финансовое состояние, – можно остаться без денег совсем. Да, к влетам нужно быть готовым(-ой) – на первых порах это неизбежно.

8. Приготовься тратить время, деньги и нервные клетки. Музыканты, владельцы концертных площадок, менеджеры, представители СМИ, «технари» и чиновники будут бесить тебя расспросами и требованиями, параллельно делая твой бумажник менее плотным. Прими это, но не позволяй себе выйти за рамки сметы.

9. Обсуди все-все-все. Определившись с группой и местом проведения концерта, договорись с музыкантами и владельцами концертной площадки о дате и времени ивента. Также не забывай о гонораре: обсуди не только сумму, но и форму – некоторые группы работают за процент с продажи билетов.

10. Не спеши с рекламой. До выдачи гастрольного удостоверения любая реклама запрещена. Из-за нарушения этого правила coldwave-группа , например, так и не выступила в «Корпусе» прошлой весной.

11. Получи «гастрольку». Это удостоверение, позволяющее проводить концерты на территории РБ (да, все сложно). Для получения такого удостоверения тебе придется обратиться в горисполком или облисполком – тащи заявление о выдаче удостоверения, программу мероприятия, справочную информацию о группе и молись, чтобы на твой концерт не навесили клеймо « ». «Гастролька» понадобится не только зарубежным, но и отечественным музыкантам – в этом случае все проделывается в упрощенной форме, а за само удостоверение платить не надо. Однако расслабляться не стоит – к соотечественникам идеологи Мингорисполкома , как и к иностранным исполнителям.

12. Контролируй время. Делается «гастролька» примерно пять рабочих дней, а за десять дней до реализации входных билетов у тебя на руках должны быть все документы.

13. Соблюдай технический и бытовой райдер артистов. Но будь готов к тому, что в этих требованиях могут быть совсем уж безумные вещи: Канье Уэст, к примеру, требует полотенца от Versace, а The Rolling Stones указывают в своем райдере отдельную комнату с бильярдным столом. Хорошо, что ты не планируешь везти к нам именно этих ребят...

14. Всегда думай о зрителях. Именно они являются главным звеном всей концертной цепочки. Опростоволосишься со звуком, танцполом, разогревом или гардеробом – получишь массовое улюлюканье, шквал гневных комментариев и груду дизлайков.

15. Знай: будет страшно. Вдруг рейс твоих музыкантов отменят или пьяный барабанщик потеряет паспорт? А еще ж могут вылететь пробки посреди концерта и вокалист обязательно разломает дорогостоящий усилитель… Помни, что форс-мажоры случаются, и держи в голове план действий, чтобы не сидеть в ужасе, обхватив голову руками. Если же со стрессоустойчивостью у тебя тотальные проблемы – найди более спокойной занятие.

Выражаем респект Ивану Васильевичу, Яну Попкову, Павлу Богдановичу, Олегу Чубакову и Сергею Полаженко за помощь в подготовке материала.

* В расчетах используются средние данные по России

Для многих людей организация концертов представляется весьма лёгким занятием – приехали «звёзды», отыграли, деньги получили, часть получил владелец помещения, часть – исполнитель(-и), остальное пошло организатору. Всё. Однако работа последнего сопряжена с решением большого количества задач, и это не только поиск площадки, но и обеспечение концерта всем необходимым – от светотехники до гостиницы для музыкантов. Организатор принимает на себя обязанности по тому, что мероприятие не просто произойдёт, но и будет правильно организовано и включать в себя всё необходимое. По своей сути, организатор – тот человек, который не располагает ничем, кроме предложения своей работы. Учитывая, что заниматься столь глобальным вопросом не хочет ни один участник, услуги организаторов концертов являются достаточно востребованными. Причём на первых этапах заниматься этим бизнесом можно чуть ли не в одиночку.

Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Данная ниша является относительно занятой, поэтому новичку наверняка будет сложно занять своё место. Главное ограничение – поп-культура, исполнители, получившие популярность сегодня курируются уже довольно крупными фирмами, и перетянуть на себя работу в этом случае вряд ли удастся. И здесь даже не помогут более выгодные условия – ни музыканты, ни их продюсеры не хотят рисковать, связываясь с никому неизвестной фирмой. В этом случае начинать лучше с организации концертов пока ещё никому не известных групп, которые хотят выйти на сцену, и здесь открывается множество перспектив, если правильно подойти к своему делу. Также всё зависит от степени активности организатора, если он не ждёт, пока к нему сами придут за услугами, а ищет клиентов самостоятельно, то он может рассчитывать на успех. Стоит отметить и то, что схема работы в зависимости от многих факторов может несколько отличаться.

Для того, чтобы начать своё дело, стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Форма предпринимательства может быть любой, хотя клиенты с гораздо большей охотой будут работать с юридическим лицом, более доверительно к нему будут относиться и партнёры, и арендодатели. Впрочем, по закону можно остаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Из юридических лиц предпочтительна форма общества с ограниченной ответственностью – также, как и в случае с ИП, в этом доступна упрощённая система налогообложения, позволяющая отчислять в пользу государства 6% (от доходов) или 15% (от операционной прибыли).

Оформление юридического лица будет несколько более продолжительным, потребует более значительных вложений, и документооборот в этом случае более серьёзный. В общем случае, если объединяется несколько человек для организации бизнеса, то им нужно оформить юридическое лицо, иначе же при бизнесе одного человека стоит рассчитать будущий план, чтобы определить форму предпринимательства. Также немаловажно правильно указать коды ОКВЭД, и подобная деятельность подходит под кодировку (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие.

Своё собственное помещение желательно иметь, оно станет местом, где работают наёмные сотрудники и проводятся переговоры с клиентами. Впрочем, работу можно наладить и без собственного офиса, который зачастую выступает просто как представительство. Но это повышает престиж заведения в глазах партнёров. Но в любом случае помещение не обязательно должно быть большим, если только не планируется хранить у себя реквизит на концерты. Некоторые компании организовывают и свою собственную типографию для распечатки афиш и листовок, но это не всегда экономически целесообразно.

Работа может вестись по двум направлением: организация заказанного концерта и организация концерта с приглашением на него исполнителей. В первом случае это будут собственные концерты групп и музыкантов, во втором – фестивали и сборные концерты, на которых выступают команды сходного жанра, тематики или вообще просто ориентированные на определённую категорию слушателей. Какой выбрать для себя, решает каждый предприниматель сам, но никто не запрещает заниматься обоими направлениями одновременно. Только второй вид организации концертов на порядок сложней первого и требует значительного опыта в данной сфере и умения привлекать многих исполнителей. Поэтому начать лучше с организации концертов для конкретных групп, а уже после начать заниматься и собственными фестивалями. Они могут принести намного больше прибыли, так как порою длятся несколько дней, а не пару часов, но и требуют гораздо более серьёзного подхода. Причём почти все риски ложатся на самого организатора, потому что он выступает зачинщиком мероприятия.

Итак, для своей работы сразу желательно найти партнёров, которые готовы предоставлять свои площадки под нужды концертов. Однако в больших городах договориться о постоянном предоставлении сцены вряд ли получится – есть много других желающих воспользоваться сдаваемыми в аренду площадями. Поэтому площадку каждый раз, скорее всего, придётся находить и договариваться с владельцами каждый раз, как она будет нужна. Но это не значит, что этим вопросом не стоит заниматься до непосредственно подготовки к ожидаемому мероприятию, иметь список возможных объектов необходимо, а также держать информацию о их загруженности. В этом случае хотя бы неформальные хорошие отношения с владельцем площадки очень желательно наладить, это позволит по первой же необходимости договариваться об аренде.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но нужно отметить, что требования к помещению у всех артистов разные, и поэтому нужно иметь несколько вариантов на примете – от относительно недорогих до элитных залов с большой количеством вмещаемых зрителей. В зависимости от формата концерта подбираются и типы площадок: можно привести условный пример, что для симфонической музыки нужен зал с сидячими местами, а вот для рок-концерта хватит и площадки с простым танцполом. Поэтому последние часто организовывают на спортивных аренах или в актовых залах. Любители музыки редко будут отказывать себе в удовольствии посетить концерт любимой группы только потому, что он проходит в «неудобном» по их мнению заведении, но вот в ином случае потребитель может сделать немало выводов только по тому, где проходит событие.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться мероприятия, проводимые в клубах, причём этот вариант привлекателен для слушателей, как правило, нравится самим музыкантам, а организатору значительно упрощает работу, потому что в клубах, в отличие от тех же спортивных арен, уже есть осветительное и звуковое оборудование. И поэтому повышенная стоимость аренды клуба на один вечер возмещается отсутствием необходимости арендовать часть оборудования. Причём многие концерты проводят в будние дни (когда клуб не работает или работает в немного другом формате, бара, например) и потому договориться о скидке гораздо проще.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Стоимость площадок сильно разнится и зависит от многих факторов. Самый главный – месторасположение, потом идёт размер, формат, возможности дополнительного оборудования, известность места. Всё это должен учитывать организатор, и это всё интересно продюсерам и музыкантам. Концерт могут отказаться давать, если не будет достойной по мнению артистов площадки, и здесь речь идёт в первую очередь о прибыли, а не о её престижности. Да и сам организатор наверняка заинтересован в том, чтобы арена принесла как можно больше денег, почему многие известные музыканты не приезжают в более мелкие города: дело не только в том, что население не сможет покупать дорогие концерты, а иногда и наоборот, что желающих будет предостаточно, но их площадка не вместит, и её возможности размещения вряд ли покроют даже собственные расходы.

Далее следует поиск спонсоров своего мероприятия. На данном этапе существует множество вариантов сотрудничества вплоть до того, что спонсоры самостоятельно проводят рекламную кампанию (правда, в только доступных им каналах) и снабжают организатора необходимыми мощностями: типографией, оборудованием, персоналом, распространением билетов. В принципе, спонсором может выступить любой партнёр, кроме собственно музыкантов с их продюсером или лейблом. Редкий спонсор даёт непосредственно деньги на организацию, обычно это бартер, когда за размещение их логотипа, сообщения о спонсоре на мероприятии и проведение промо-акций предоставляется та или иная помощь.

Иногда это даже более выгодно для организатора, потому что спонсор располагает возможностями, которые позволяют не обращаться к сторонним компаниям, и тогда траты снижаются благодаря рекламе партнёра. Логотипы спонсора обычно размещаются на афишах и баннерах – это почти всегда обязательное условие сотрудничества. При удачном взаиморасчёте спонсорская помощь может оказаться очень хорошей экономией или получением дополнительных средств. Правда, при организации концертов малоизвестных групп или просто концерта, который не особо популярен у населения, некоторые хорошие с точки зрения спонсорской поддержки компании могут отказаться сотрудничать либо выставить очень невыгодные условия.

Спонсорам придётся продавать будущее мероприятие, и главный их критерий, как правило, для них – это количество посетителей. В дополнение серьёзные требования предъявляются к самой рекламной кампании; но она должна быть достаточно масштабной и для выгоды организатора. Самый распространённый, хоть немного устаревший, но всё-таки эффективный способ рекламы – расклейка афиш на специально предоставленных для этого местах и размещение баннеров по городу. Обычно этим занимаются рекламные агентства, которые обладают достаточными связями и договорами сотрудничества, чтобы обеспечить информационное размещение о грядущем событии по всему городу. Всё-таки личная расклейка афиш – уже постепенно вытесняется более совершенными и современными методами. Если имеется свой собственный сайт, то, безусловно, на нём стоит разместить информацию, хотя сайт организатора – это обычно его визитная карточка для партнёров, а не для посетителей концертов, для них все сведения о событии размещаются на своём портале распространителем билетов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Далее следует договориться с компаниями, которые готовы сдать в аренду и поставить осветительное и звуковое оборудование. Как уже было отмечено, некоторые площадки и сами располагают им, в некоторых (например, в тематических клубах) и вовсе всё обычно готово к любому концерту – приходи и играй. Но чаще приходится находить сдающие оборудование в аренду компании, договариваться о поставке, установке и последующем вывозе. Само оборудование оплачивается либо пакетами (то есть, к пример, полный комплект для джазового концерта), либо заказывается по отдельности, и аренда каждого устройства оплачивается отдельно. Помимо стандартного света можно разжиться лазерным, огненным или ещё каким эффектным шоу (и придётся нанять соответствующих работников), а звуковое подбирается в зависимости от жанра и особенностей игры (и даже самого концерта) музыкантов. Так, симфонический оркестр играет вживую, а вот рок-группа потребует наличия усилителей, сложной электроники, барабанной установки, привезя с собой только гитары (и то не всегда). Поэтому уже на данном этапе нужно иметь не только заключённый договор с группой или их продюсером, но и обговорить точную концепцию мероприятия.

Далее следует поиск распространителя билетов. Некоторые компании вообще совмещают эту деятельность – распространение билетов и организацию концертов, но строго говоря это совершенно разные компании. Продать большое количество билетов, не располагая всеми возможностями, практически невозможно, поэтому и заключается договор с фирмой, которая за комиссию обеспечит продажи билетов на концерт. С этой конторой придётся сотрудничать очень тесно, потому что она частично возьмёт на себя обязанности в проведении рекламы, именно она будет принимать деньги за билеты, а значит, от неё нужно требовать особо строгой отчётности. Обойтись продажей билетов только в кассе площадки (которой может не оказаться) не получится, нужна налаженная схема.

Переговоры с самим музыкантами проходят либо лично, либо через их продюсера – это всегда так, если он имеется. Раскрученная группа будет предъявляет огромное количество требований к своему посещению того или иного города, им нужна гостиница, питание, а также размещение реквизита. Обычно он привозится сразу на площадку, где за несколько часов (реже суток) проходят все приготовления. Таким образом, помимо договоров со множеством компаний, которые обеспечивают проведение мероприятия, придётся договориться и с организациями, которые предоставят услуги самим музыкантам, и это обязательное условие артистов перед посещением города – чтобы всё было налажено самим организатором. Таким образом, в такой схеме обычно задействовано огромное количество предприятий, между которыми бегает организатор и старается запустить эту достаточно громоздкую схему.

Начинать лучше с малоизвестных групп, выступая для них в качестве замены продюсеру, но в этом случае оптимально находить несколько молодых талантливых коллективов и устраивать либо сборный концерт (то есть включающий в себя несколько команд, сходных по жанру), либо местный фестиваль. Правда, в последнем случае иногда ставка делается не на продажу билетов (и вход может быть даже свободным), а на продажу дополнительных услуг на фестивале. Это сводится к тому, что организатор просто сдаёт места на фестивале продавцам, которые наживаются за счёт большого количества людей в одном месте. Многие начинающие команды порою готовы выступать только за идею, желая заявить о себе миру, и не требуют от организатора какой-либо части выручки. Но здесь и он сильно рискует, организовывая мероприятие, на которое никто, возможно, не придёт (обычно, конечно, приходят приглашённые самими музыкантами друзья и родственники, но ситуацию это не спасает). Начинать стоит с совсем уж локальных мероприятий, когда не приходится рисковать большими средствами и есть возможность, если не получить прибыль, то хотя бы получить опыт.

Пройдёт немало времени, прежде чем удастся работать индивидуально под каждый коллектив с его подачи; обычно именитые музыканты работают только с крупными игроками, которые могут в кратчайшие сроки организовать мероприятие (а иногда и даже весь гастрольный тур), собрать много денег и начать продажи за несколько месяцев до концерта. Новичков в этом случае в расчёт не берут. Фестивали и вовсе, в привычном понимании этого слова, могут быть полноценными, если располагаются в удобном месте, окружены нужной инфраструктурой, интересны посетителям и на них выступает достаточное количество известных команд. Рассчитанные на многие дни мероприятия начинающему игроку, как правило, не под силу; но придумать свой новый формат никто не запрещает.

Бизнес по организации концертов поначалу наверняка будет очень тяжёлым, и долгое время придётся самому работать за идею, вкладывая свои силы (а иногда и деньги), чтобы просто заработать себе имя. Однако в данном случае перспектив достаточно много, потому что, сумев наладить организацию идеально на всех этапах, можно успешно конкурировать даже с известными компаниями, у которых, не исключено, имеются недостатки в той или иной сфере.