Как сейчас живет евгений сын майка науменко. Жизнь и смерть создателя группы «Зоопарк» Майка Науменко. Начало музыкальной деятельности

Майк Науменко

18 апреля исполнилось бы 60 лет Михаилу "Майку" Науменко - лидеру группы "Зоопарк", чье имя сейчас, к сожалению, помнят гораздо меньше, чем оно того заслуживает. Трудно представить российского музыканта "золотого периода отечественного рока", не признающего влияния Майка. Группы "Зоопарк" не существует с 1991 года, с момента смерти Майка, но до сих пор десятки групп перепевают его песни, хотя публика часто не знает их автора.

Никуда не делись петербургские парадные и дворы-колодцы, городские романтики и, увы - гопники. Не потеряли актуальности пригородные блюзы, кухонные и дачные посиделки. А вот блестящие их описания авторства Майка, к сожалению, легли в запасники. Может быть - это закономерно. Все-таки, к русскому року Майк и "Зоопарк", работавшие в диапазоне от американского "гаражного рока" до ритм-н-блюза, имели отношение только в силу своей русскоязычности.

Майк Науменко и группа "Зоопарк"

Сейчас, когда интерес к рок-первоисточникам в противовес безликим современным лидерам хит-парадов усилился, самое время вспомнить и про "Зоопарк", а может быть, и познакомится с ним поближе. Мы попросили инициатора краудфандинг-проекта - сына Майка - Евгения Науменко рассказать о проекте "Песни простого человека", а музыкантов - прокомментировать свое в нем участие.

Евгений Науменко

Официальные трибюты Майку Науменко уже выходили, плюс существует огромное количество неофициальных записей такого рода. Какие-то из них вам понравились?

Всего вышло семь официальных трибьютов. Самый первый появился в 1991 году только на виниле. Так как я, к сожалению, пока не являюсь обладателем "вертушки", послушать его я смог совсем недавно - мне прислали цифру с исходников. Вообще, я очень люблю каверы и трибьюты. Для меня - это самостоятельный жанр: сделать из чужого хита что-то совершенное новое, со своей изюминкой. Поэтому, конечно, были каверы, которые понравились сразу и навсегда, были те, которые понравились чуть меньше. Если по персоналиям, то выделю "Я Знал" в исполнении Евгения Федорова из группы Zorge с пластинки "Парк МАЙКского Периода". Правда, гитарист "Зоопарка" Александр Храбунов не считает этот альбом трибьютом. Как он говорит, он собрал близких "Зоопарку" музыкантов и записал песни, которые либо не записывались, либо очень редко игрались на концертах. Отчасти я с ним согласен, но все равно буду считать эти песни кавер-версиями. Привычка.

Почему вы решили, что сейчас такой проект нужен, все-таки, при том, что Майк – знаковый для отечественного рока человек, его песни сейчас знают немногие. Этот трибьют - своего рода миссия?

Всё очень просто. 2015 - юбилейный год - в апреле папе исполнилось бы 60 лет. Первоначальную идею предложил коллекционер и продюсер Евгений Гапеев, который сказал, что хочет собрать на одной пластинке лучшие кавер-версии. Я же предложил записать абсолютно новые. Что касается миссии... Да, мне, конечно же, хочется, чтобы песни "Зоопарка" знали как можно больше людей. Но вот такого, что "мы выпустим миллион дисков, вы все их купите, а Майк Науменко станет известнее Цоя", естественно, нет. Если люди, незнавшие до этого творчество "Зоо", послушают этот трибьют, а потом откроют для себя оригиналы, я буду только рад.

Над таким проектом, наверное, работает некое сообщество людей, которым не нужно объяснять кто такой Майк и зачем вы все это затеяли?

Скорее, это сообщество людей, у которых есть одна цель. Я занимаюсь переговорами с артистами, принимаю решения "да" или "нет". Строю из себя босса и важничаю. Придумали мы этот трибьют, как я уже говорил, с Женей Гапеевым из фирмы "Отделение Выход". Он будет заниматься выпуском самого диска.

В качестве пресс-атташе, как это сейчас модно называть, я позвал Злату Николаеву. Она сразу же и с радостью согласилась. Злата ведет наши страницы в соцсетях, а также общается с директорами и пиарщиками артистов. Еще Злата дает важные советы и спускает меня с небес на землю.
Сайт я доверил Сергею Шмакову, более известному, как Sidor. Сергей давным-давно сделал чуть-ли не первый сайт, посвященный "Зоопарку". Так что найти более заинтересованного человека, который все сделает правильно и с любовью, просто невозможно.

Все ли музыканты, из тех кому вы предложили участвовать в проекте, согласились в нем участвовать?

Как только мы поговорили с Гапеевым, я написал в Facebook Жене Федорову. Сказал, что делаем новый трибьют и очень(!) хочу Zorge. По-моему, он сразу согласился, но попросил время подумать о песне. Потом я написал Роману Рябцеву из группы "Технология". Мне очень нравятся его кавер-версии на "Аквариум", и я знаю, что он любит песню "Гопники". Тоже все решилось очень быстро. Паша "Паштет" Филиппенко, узнав про Рябцева, напросился к нему в дуэт. Мне кажется, это будет очень интересный трек. Вообще, проблем с музыкантами пока нет. Было два мотивированных отказа. Один артист сказал, что не играет кавер-версии принципиально. Второй не решился своим исполнением испортить оригинал. Это нормально. Очень помогли мне директора групп. Они и сами предлагали музыкантов, и находили, и договаривались с нужными нам.

Для трибьюта вы запрашиваете серьезную сумму. На что идут эти деньги?

Большая часть пойдет на "очистку" авторских прав. К сожалению, они принадлежат не мне. Часть пойдёт на печать CD. Да, мы не отказались и от старого доброго компакт-диска. Когда мы рассчитывали сумму, мы закладывались, что кому-то из музыкантов придется оплачивать студию, мастеринг. Но пока все работают исключительно бесплатно. Поэтому можно сказать, что половины заявленной суммы должно хватить. Из этих денег будут оплачены налог в бюджет РФ, комиссия planeta.ru, стоимость почтовой доставки CD нашим акционерам.

Корреспондент M24 расспросил участников проекта:

  • При каких обстоятельствах вы услышали песни Майка и помните ли вашу реакцию?
  • Что выделяло Майка Науменко на отечественной рок-сцене?
  • Как выбирали песню для трибьюта и почему выбрали именно эту?
  • Есть ли надежда на то, что благодаря этому трибьюту кто-то откроет для себя имя Майка?

Борис Гребенщиков "Аквариум"

Обстоятельств не помню; реакцию помню: слава Богу, нашелся, наконец, один нормальный человек, который поет так, как надо.

Не было никакой "отечественной рок-сцены". Отечество напускало на нас милицию и вызывало на тайные допросы в КГБ. Ему не из чего было выделяться. Он просто был собой.

Давно хотел; я подпевал еще в оригинальной записи песни "Растафара" (Натти Дрэда).

Надежд у меня нет.

Евгений Хавтан ("Браво")

Майк Науменко - один из самых недооцененных героев питерского рока восьмидесятых, и то, что его изображения нет на футболках и постерах - не значит, что его не было в истории. Для меня он один главных питерских героев восьмидесятых.

Его песни я услышал как раз в начале восьмидесятях. К сожалению, живьем видел на том этапе, когда группа была не в лучшей форме, но было очевидно, что это не было похоже на песни большинства групп ленинградского рок-клуба. В его песнях не было "разводки" и претензии, зато с лихвой хватало самоиронии –очень редкой черты для групп восьмидесятых.

Выбор сразу пал на две любимые песни "Выстрел" и Blues De Moscou. Выбрал вторую, так как решил положить конец дурацким спорам на тему круче - Москва или Питер. Очень редко каверы звучат лучше оригиналов. Но для меня участие в данном проекте – дань уважения замечательному музыканту, -одному из столпов ленинградского рок-н-ролла, чьи песни со мной навсегда.

Андрей Заблудовский ("Секрет")

Первый раз услышал песни Майка на альбоме "Майк и Борис", причем песни Майка, в отличие от песен БГ, мне особо не понравились. Позже, когда услышал "Уездный город Н", стал прислушиваться, и понял, что Майк - фигура и поэт. Позже, где-то в 1979-м познакомились.

Я играл в группе "Выход", а Майк приходил к нам на репетиции. В 1981-м я впервые увидел его на сцене и это было неописуемо круто. Такой драйв пер!

Уже в "Секрете" я предложил ребятам дописать в наш первый альбом "Ты и Я" - "Мажорный рок-н-ролл" (битлы же тоже Чака Берри пели). Все согласились, тем более, что песню "Мажорный рок-н-ролл" группа "Секрет", еще до меня в 1982 году, играла с Майком в Москве, где и познакомились.

Боюсь, что новых поклонников не откроем, но надежда, хотя и слабая, но есть.

Павел "Паштет" Филиппенко (дуэт с Романом Рябцевым)

Честно говоря, я никогда не был восторженным фанатом Майка Науменко. Может быть потому, что мне в русском роке нравилась не только мощная текстовая часть, но и мелодика, и аранжировки.

Впервые я услышал о "Зоопарке", когда мой интерес к отечественным артистам уже затухал. При этом меня всегда интересовали артистичность, загадочность и харизма фронтмена группы. Что сейчас (вместе с сильной антисоциальной составляющей) на фоне повального конформизма, становится очень актуально.

Песня "Гопники" выбрана хотя бы из-за уникального названия, ставшего историческим термином, вызывающим у слушателя массу воспоминаний и ассоциаций.

Сборник-посвящение творчеству Науменко – отличный шанс воспользоваться новыми звуковыми технологиями и дать материалу то, чего не хватало в восьмидесятые.

Роман Рябцев ("Технология")

- "Зоопарк" я услышал впервые на первом курсе института, в 1986 году. Мой однокурсник был большим фанатом ленинградского рока (а я, кроме "Аквариума" на тот момент, ничего особо не знал). Вот Илья "на картошке" и спел несколько песен Майка под гитару,а потом уже дал переписать кассету.

Для меня, воспитанного на исключительно мелодичной музыке, манера Майка явилась откровением. Сначала я не понимал - как это можно так(!) исполнять песни, полудекламировать. Но его тексты перевесили мою страсть к правильным и выверенным нотам, и я проникся.

Для трибьюта выбрал "Гопники" именно потому, что это была первая песня "Зоопарка", которую я услышал (сначала в исполнении моего друга, а потом в записи). И ее же мы играли и пели на той самой "картошке" на первом курсе. К тому же в Воронеже (где всё это и происходило) персонажей из этой песни было в избытке, и она была очень актуальна для нас. Впрочем, с тех лет процент гопоты в стране остался неизменным, так что песня по-прежнему актуальна (несмотря на несколько других кумиров у гопничков в наше время)

Безусловно. Даже я в свое время песню "Мы любим буги-вуги" услышал и полюбил в исполнении "Секрета", и лишь потом узнал ее автора. Если этот трибьют поможет сохранить интерес к творчеству Майка, то это будет правильно.

Миша Лузин

Хрен его знает, как я услышал песни Майка. Кажется, произошло это благодаря серии кассет "Легенды русского рока" в период первоначального накопления музыкального капитала, когда я решил временно переключиться с Битлз и Дорз на отечественного производителя. Послушал "Кино", послушал "Аквариум" а где-то между ними на прилавке пиратского магазина затесалась запись "Зоопарка". Купил. Послушал. Понравилось.

Какая-то залихватская веселость, стебалово и 100-процентная жизненность с точки зрения студента первых курсов университета. В конце 90-х екатеринбургские гопники по-прежнему мешали нам жить, запас сухих вин регулярно подходил к концу, "сладкие N" превращалась в "дрянь", разнонаправленные "гуру из Бобруйска" учили жизни на каждом перекрестке. Веселое было время, и Майк был идеальным его саундтреком, послом портвейна и рок-н-ролла.

Эти двое друзей Майк и БГ - мощные буддийские диверсанты. "Мой друг сказал мне: мы с тобой бодхисаттвы, а значит, нам пора в магазин". Зачем идти в магазин, понятно, как два пальца, что такое бодхисатва - не было понятно, но звучало круто и мотивировало разобраться. Это уже потом пошло-поехало - "Сай Рам, отец наш батюшка; Кармапа - свет души; Ой, ламы линии Кагью - до чего ж вы хороши", а начиналось все с подкупающей Майковской простоты: "Мы с тобой бодхисаттвы, побежали за водкой в такси" (как показывает жизненный опыт, одно другому не противоречит).

Колебания в выборе песни были, но мой друг Женя Жилин сказал - "Мы с тобой бодхисаттвы! А значит…" Короче, участием в трибьюте с этой песней мы хотим сказать Майку спасибо за то, что он открыл нам это слово и его смысл. Да в общем то и песня огонь.

Все, кто хотел открыть для себя Майка, сделали это уже давно. Трибьют даст современное прочтение его песен, через которое, возможно, они обретут новую жизнь.

Евгений "Ай-ай-ай" Федоров (Zorge, Optimystica Orchetra, экс-Tequilajazzz)

Я уже не помню когда это было. По-моему это произошло на каком-то “хипповском флэту”, в гостях у “системных”, что было очень необычно, так как это был совсем не их репертуар. Надо сказать, что я хвастался тем, что мой брат Дюша играл немного в Зоопарке, заменяя Сашу Храбунова. При этом сам я на тот момент толком его и не слушал. Заинтересовался только когда стал свидетелем забавной пикировки Майка и БГ на поэтическом семинаре в ЛРК, в 47-й, по-моему, комнате. Он меня тогда очень впечатлил интеллектом и каким-то очень здоровым цинизмом, в хорошем смысле.

В песнях Майка была - обычная жизнь, узнаваемая, повседневная, все остальные так или иначе были отстраненными в песнях. Ну, так казалось из-за незнания языковых особенностей и внутренней мифологии разных групп и группировок.

Я еще колеблюсь между двумя, думаю, запишем две, а потом выберем и объявим.

Ну конечно откроет. А как же? Не надежда, а уверенность.

Александр Иванов ("Наив", "Радио Чача")

Классе в восьмом я услышал песню "Лето" и очень взбодрился. Во-первых, ее просто играть, а, во-вторых, она была не обычной дворовой песней, а даже немного диссидентской. "Сегодня сейшн в Ленсовете", - на то время звучало очень лихо!

Была правда, порой неприглядная. Та бытовая правда, которую другие избегали, а Майк, наоборот, показывал ее ужас и одновременную красоту.

Пожалуй, "Лето" - моя любимая песня с детства.

Современным молодым людям довольно сложно воспринимать старую музыку, особенно советскую подпольную. На их вкус она слишком непрофессионально записана.

Надеюсь, новые прочтения старых хитов помогут обратить внимание молодежи на выдающиеся, но незаслуженно забытые песни Майка.

Алексей Певчев

По официальным данным Майк Науменко, советский рок-музыкант, основавший группу «Зоопарк», умер в результате несчастного случая от кровоизлияния в мозг. Смерть наступила 27 августа 1991 года. Песни Майкла пользуются популярностью до сих пор.

Официальная причина смерти Майка Науменко – несчастный случай. Такое заключение было вынесено судмедэкспертами в процессе опознания тела советского музыканта, основателя и бессменного участника группы «Зоопарк».

Дата смерти

Жизнь артиста оборвалась 27 августа 1991 г. в его доме. Смерть наступила в результате обильного кровоизлияния в мозг. Однако друг и коллега по цеху, барабанщик группы Валера Кириллов, выдвигает иную версию: «Почему сотрудники милиции не рассматривают вариант того, что на Майка напали во дворе и ударили по голове тупым предметом?».

Тем более что в деле присутствуют показания молодого человека, видевшего, как Майку помогал встать с земли незнакомец. Из этого Кириллов предполагает, что после ограбления артист поднялся к себе в комнату и умер от вышеупомянутого кровоизлияния в одиночестве. Смерть наступила не сразу, а спустя некоторое время, после того как организм ослаб и не мог больше бороться.

Когда тело было обнаружено друзьями, вызванная карета «Скорой Помощи» помочь не смогла. Приехавшие врачи только констатировали смерть.

Похоронен артист на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

Родился Миша 18 апреля 1955 г. в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентных родителей, уже имевших ребёнка. Сестра Майка была старше его на 8 лет. Отец работал на кафедре нынешнего СПбГАСУ, мать – в библиотеке.

В детстве герой не проявлял к музыкальному жанру никакого интереса. Первая тяга появилась после того, как он услышал знаменитый ливерпульский квартет – «The Beatles». Хорошее знание английского языка позволяло не только наслаждаться плавным течением музыки, но и оценивать поэтическое содержание стихов, звучащих на английском языке.

Примерно в 14 лет научился играть на гитаре, а на совершеннолетие бабушка подарила ему этот инструмент. Первые стихи в жизни были написаны на английском языке. Спустя некоторое время, под воздействием популярного в рок-тусовках Бориса Гребенщикова, начинает перефразировать их на русский.

Закончив школу, по настоянию отца поступает в архитектурно-строительный. Отучившись там 4 года, бросает учёбу и через знакомых устраивается работать звукорежиссёром в Большой театр кукол.

Творческий путь

Михаила Васильевича Науменко считают одним из родоначальников русского рока. Его концепция развития музыки кардинально отличалась от общепринятой. Все коллеги по цеху практиковали бардовские композиции, идеально приживавшиеся ввиду специфики русской культуры того времени.

Майк представлял слушателю свои песни иначе: он пытался внедрить западное рок-звучание. Таким образом, можно назвать его первооткрывателем данного жанра.

Несмотря на то, что некоторые композиции группы были явно схожи с иностранными произведениями, он наделял их особой индивидуальностью: яркое отличие текстов, удивляющих своей иронией и откровенными мыслями. Ценители его творчества подчеркивают, что песни, текст и музыка не содержат никакого плагиата, а только чистый русский рок-н-ролл.

Особой графой в биографии Науменко нужно отметить знакомство с Гребенщиковым. Сначала он просто подыгрывал на концертах «Аквариума», но в 1978 г они выпустили совместный альбом «Все братья – сестры». Посвящён он был рождению дочки Бориса Борисовича. Некоторые песни из него в дальнейшем стали хитами:

  • «Дочь»;
  • «Баллада о Кроки, Ништяке и Карме»;
  • «Ода ванной комнате».

Примерно в это время Майк выступает в Москве, концерт был организован неформально и проходил как подпольный. Настоящий фурор произвела его личная песня «Дрянь». Многозначный сюжет рассказывающий о распутной девушке, привёл к тому, что в зале произошла драка. С одной стороны выступали те, кто поддерживал такое поведение и стихи новичка, с другой – наоборот, осуждающие.

В 1980 г. Науменко, воспользовавшись поддержкой Гребенщикова, записывает свой первый альбом. В него были включены 16 личных композиций. После этого его стали называть «Ленинградский Боб Дилан».

Существует мнение, что формирование музыкальной направленности и стилистики героя произошло под пассивным воздействием его подруги, Татьяны Апраксиной. Журналист и музыкальный продюсер Александр Кушнир заявлял: «Однажды Майк признался мне, что все его первые песни были посвящены Танюше».

Организация группы «Зоопарк»

Идеи создания собственной группы терзали Майка уже давно. После ошеломляющего успеха своего сольного альбома решение приходит. По мнению друзей, название в любом случае должно было быть в виде какого-нибудь животного из зоопарка. Однако герой пошёл ещё дальше.

Объяснялось такое стремление тем, что он олицетворял себя и весь Советский Союз с неким «зоопарком», а людей в нём с животными, стремящимися к консерватизму, несвободе, и отказывающимися мыслить самостоятельно.

Дебют сложившегося коллектива прошёл на дворовой танцплощадке. Весной следующего 1981 г их уже приняли в Ленинградский рок-клуб, где был так называемый первый «полуофициальный» концерт.

Первая дебютная пластинка была записана не в студии звукозаписи а на живом концерте в одном из московских домов культуры. Название было соответствующим «Blues de Moscou». Все включенные произведения были написаны вокалистом и основателем коллектива – Майком Науменко.

Дискография

Творчество Майка Науменко включает в себя не только студийные работы в группе, но и несколько сольных, а также концертных подборок. Список впечатляет.

Одиночные личные альбомы:

  1. «Все братья – сестры» с Гребенщиковым;
  2. «Сладкая N и другие»;
  3. «LV».

Официальные альбомы группы «Зоопарк», записанные в студии:

  1. «Blues de Moscou»;
  2. «Уездный город N»;
  3. «Белая полоса»;
  4. «Музыка для фильма»;
  5. «Иллюзии»;

Кроме перечисленных, в творческой биографии Науменко присутствует ряд работ в концерном исполнении, а также записи объединённых творческих вечеров и тусовок, некоторые из них носили вполне легальный характер.

Отношения с Виктором Цоем

Взаимоотношения с Виктором Цоем частично можно проследить в художественном фильме «Лето», снятом в 2018г. Здесь очевидно, что ранний взлёт Майка и старший возраст преподносит его в роли старшего брата, дающего редкие советы и напутствия. Любопытно выглядит история любовного треугольника: мужчины и жена Науменко Наталья. Фильм затрагивает период становления личностей артистов и относится к первой половине 80-х.

Что касается истории о разгоревшемся романе Наташи и Виктора, сама она отрицает это. По её словам, нашумевшая история произошла из-за того, что несколько лет назад она неправильно выразилась по отношению к Вите. На самом деле она любила только Майка.

Слова самого Науменко, подтверждают: первое время он давал новому знакомому советы. По его просьбе свёл с Гребенщиковым, который помог раскрутиться. В дальнейшем два рокера много общались, проводили так называемые творческие вечера на которых пили портвейн и пели свои песни. Иногда оставались друг у друга ночевать. Но, как заверял после смерти Цоя Майк: «Друзьями мы никогда не были».

Для российской истории рока 2 кумира останутся в памяти как одни из первопроходцев, подвижников нового музыкального направления. Они действительно были чем то особенным для своих последователей, тем более что ушли из жизни практически в одно время, практически на пике своей карьеры (Майк пережил Виктора только на 12 месяцев).

Жена и сын

По фото кажется – это обычная среднестатистическая советская семья, но не так-то было. Несмотря на то, что у Натальи и Майка родился сын, девушка не вынесла постоянных эксцессов и подала на развод. Судя по стилю жизни артиста, её решение можно понять. Рок-звезда того времени – это вовсе не значит красивые машины и большие деньги. В Советском Союзе было всё иначе. Огромное количество концертов (по 3 – 4 в день), постоянные недосыпания, вино и стрессы – вот наверное и всё, чем выделялась тогдашняя жизнь рокера.

По воспоминаниям Натальи, у мужа была возможность сменить коммуналку, в которой они жили с ребёнком, на нормальную квартиру, но заниматься этим он просто не хотел. Да и времени особо не было. Постоянно выпивающий и угасающий от переутомления любимый мужчина будет угнетать любую женщину, тем более имеющую ребёнка. В результате она не выдержала и ушла, незадолго до того страшного дня. Майк Науменко остался один, в пустоте.

Гибель Науменко была заключительным эпизодом в специфическом явлении «заигрывания» с властью. В его композициях проглядывались элементы резервации, означающие, что талант стоит выше денег. В какой-то момент искра популярности «Зоопарка» разгорелась до такой степени, что начала затмевать самого Бориса Гребенщикова и тем более Макаревича. К сожалению, она потухла внезапно, так же как зажглась.

Видео

Оцифрованная видеозапись квартирника с участием Майка Науменко. Сделана за год до смерти.

Вокруг режиссера Кирилла Серебрянникова последнее время слишком много скандалов, судебных разбирательств. Еще одной проблемой стало больше, когда рок-певец Борис Гребенщиков высказал мнение о фильме «Лето» про Виктора Цоя. По его словам, фильм сплошной вымысел режиссера, и связи с реальными событиями нет.

Опальный режиссер Кирилл Серебрянников оказался втянут в очередной скандал. На этот раз его зачинателем стал рок-исполнитель Борис Гребенщиков. Певец негативно высказался о новом фильме «Лето» о Викторе Цое.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: Борис Гребенщиков назвал фильм Серебрянникова ложью

Недавно состоялась пресс-конференция в Санкт-Петербурге, которая была посвящена выходу альбома Бориса Гребенщикова «Время N». Невольно зашла речь о новом фильме «Лето» Кирилла Серебрянникова, которая вскоре выйдет на народный суд. Съемки фильма закончены, остался лишь монтаж.

Фильм рассказывает о лете 1981 года и посвящен жизни лидера группы «Кино» Владимира Цоя. Основными событиями являются отношения Владимира Цоя и Майка Науменко, лидера группы «Зоопарк», а также его жены Натальи Науменко.

По словам Гребенщикова, сценарий лжив, и в то время жили по-другому. И сценарист, по идее, в то время должен был бы служить в КГБ. От фильма у рок-исполнителя негативные ощущения именно по причине иного мнения о жизни в 1981 году.

«Сценарий - ложь от начала до конца. Мы жили по-другому. В его сценарии московские хипстеры, которые кроме как *** (заниматься сексом) за чужой счёт, больше ничего не умеют. Сценарий писал человек с другой планеты. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ», — недовольно рассказывал исполнитель.

На момент 1981 года Борис Гребенщиков, лидер рок-группы «Аквариум» хорошо общался и с лидером «Кино» и с лидером группы «Зоопарк». Они общались, выпивали, творили, любили вместе. И кому, как не Гребенщикову знать о жизни Виктора Цоя и Майка Науменко, а также событиях того времени.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: Борис Гребенщиков о режиссере фильма Лето

Сам же он высказал надежду на освобождение Серебрянникова от домашнего ареста, хотя и была ошибка в хищении средств на нужды фильма.

«Надеюсь, Кирилла Серебренникова освободят, но мнения о фильме у нас разные. Мне кажется, я прав, потому что я в то время жил. Любые игры с государством, могут закончиться в СИЗО. Государство - штука опасная. Я имею в виду брать деньги у государства», — уточнил Гребенщиков.

Напомним, Кирилл Серебрянников начал съемки фильма о Викторе Цое в июле 2017 года. Однако спустя время, съемки остановили из-за открытого дела об использовании и хищении средств из бюджета руководством «Седьмой студии». Фильм все же был закончен, когда режиссер находился под домашним арестом. В прокат фильм «Лето» должен выйти в нынешнем году, в конце лета.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: отношение тележурналиста к новому фильму

Мнение Бориса Борисовича о фильме «Лето» поддержали и другие творцы разных сфер, которые были знакомы с событиями 1981 года.

По словам Евгения Додолева, тележурналиста, сценарий на редкость делитантен и безграмотен. Он полностью согласен с мнением рок-исполнителя. Додолев выразил мнение, что автор сценария ни на минуту не знаком с событиями и персонажами, а также испытывает неприязнь ко всем рок-исполнителям и движению в целом. Однако, он выразил надежду, что этот бездарный сценарий сможет спасти реализация виденья Серебрянникова и его талант.

«Месяца два назад я читал сценарий: это удивительно дилетантская и безграмотная вещь. Единственная надежда на талант Кирилла, что он смог это облагородить. Мотивации, которые приписаны героям, и вообще их портреты - я в этом вижу глубокую неприязнь автора сценария ко всему рок-движению и к людям, которые его персонифицировали в те годы. Они показаны там плоскими. примитивными. Человек совершенно не знает материала», — рассказал журналист.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: мнение Александра Липницкого о фильме Лето

Александр Липницкий, рок-музыкант, режиссер-документалист изначально был иронично настроен по отношению к фильму. Липницкий уточнил, что сценарий не читал, но о проекте знал, и настроен против него. Режиссер при создании документального фильма о группе «Кино» брал интервью у писателя Александра Житинского.

Житинский на тот момент работал над созданием книги о лидере группы, и рассказал о записях, которые делала Наталья Науменко в своем дневнике. Там были действительно описаны романтические переживания Натальи, и отношения с Виктором Цоем, однако они настолько незначительные, как флирт. Поэтому, услышав о создании фильма, в котором будут заложены отношения Натальи и Виктора, Липницкий сразу отнесся иронично.

«… Отнесся к этому иронично, потому что там вся история высосана из пальца, она не тянет на фильм. Даже если это и правда, в чем я сомневаюсь. Поэтому у меня нет никаких иллюзий, что из этого получится что-то интересное. При том, что к Кириллу Серебренникову, как к театральному режиссеру, я отношусь с большим уважением», — рассказал режиссер.

Майк Науменко жена Наталья, отношения с Цоем: Артемий Троицкий о фильме Лето

Артемий Троицкий, музыкальный критик, наоборот был не против создания фильма. Он читал сценарий, видел героев, даже того, который исполняет самого Троицкого, и одобрил. Однако, роман Цоя и Натальи, по его словам, не действителен, «очень сильный перегиб палки». По его словам, об этом романе, если он и существовал, никто не слышал, возможно, даже кто-то из участников треугольника.

Критик также уточнил, что мнение Гребенщикова, основанное на одном сценарии не очень справедливое, ведь режиссер скорее всего внес свои коррективы.

«С другой стороны, я воспринял этот сценарий не более чем повод рассказать о по-настоящему веселых и вдохновенных временах, которые царили в Питере в начале 80-х годов. И вот тут уже надо смотреть фильм: насколько передана эта атмосфера и насколько убедительно то, что режиссер хотел этим фильмом высказать. А он, насколько я понимаю, хотел снять фильм в первую очередь о времени, а не о любовной драме», — рассказал Троицкий.

Музыкант и исполнитель

Я слишком долго был здесь.
Наверно, мне пора прощаться,
И все же я хотел остаться,
Но, увы, мне пора...

Майк Науменко


Творчество Михаила Науменко оказало колоссальное влияние на российских рок-музыкантов. Он первым стал исполнять классический рок-н-ролл на русском языке, что ранее казалось невозможным как слушателям, так исполнителям. Песни Майка и по сей день не оставляют равнодушными тех, кто вырос на его творчестве, и тех, кто только открывает для себя его талант.

Родители Майка были коренными ленинградцами, отец - преподаватель технического вуза; мать - библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, и авторитетом для Майка была бабушка. Она была культурным и очень образованным человеком, очень любила детей, понимала их и всегда находила общий язык. Читать Майк научился в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом.

К музыке до пятнадцати лет Майк был абсолютно равнодушен. В детстве он не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.

Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцатилетию - в 1971 году. Свою первую гитару, пусть не очень недорогую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно. В учебе Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.

При этом Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка. После окончания школы Майк вполне мог поступить на филологический факультет университета, однако, углубленное знания языка было использовано Михаилом в другом направлении. Он прочитал, перевел и законспектировал огромное количество литературы, связанной с рок-музыкой, и стал авторитетным специалистом в этом направлении.

Он слушал альбомы «Roling Stones», «The Beatles», «Jefferson Airplane», собирал западные статьи про «T.Rex», «Doors», D. Bowie. Под их влиянием Майк начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами.

После школы Майк поступил в инженерно-строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. Учебу в институте Майк начал вполне успешно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он без всякого интереса. С двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он отучился четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года.

Сам Майк позже в интервью рассказывал: «Я начинал в 1973 году как басист. До 75-го играл в двух или трех группах, о которых и говорить не стоит. В 74-м познакомился с «Аквариумом». ...В июне 1978-го мы с Гребенщиковым записали совместный акустический альбом «Все братья - сестры». А, в общем, исполняю обязанности рок-н-ролльной шлюхи: играю, где придется, с кем придется и что придется…»

В начале 1977 года он недолго играл в «Союзе любителей музыки рок» Владимира Козлова. С 1977-го по 1979 годы периодически сотрудничал с «Аквариумом» в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Бери» с репертуаром из классического рок-н-ролла. Летом 1979 года он совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный ремонт», что позже великолепно было описано в повести Вячеслава Зорина «Незамкнутый круг».

В середине 1978 года Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом "Все братья — сестры". Две гитары и губная гармошка записывались прямо на берегу Невы на микрофон старого магнитофона «Электроника 302». Половину песен пел Майк, половину Гребенщиков. Качество записи было устрашающее.

Летом 1980 года в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк записал свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошелся по стране и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».

Сама запись состоялась в студии Большого театра куколблагодаря главному режиссеру Виктору Сударушкину, рано ушедшему из жизни, - вспоминала старший техник-радист Алла Соловей, выполнявшая часть звукорежиссерской работы во время сессии «Сладкой N».

У Науменко еще не было собственной группы, и Майк пригласил на сессию гитариста Вячеслава Зорина из группы «Капитальный ремонт». Кое-что у них было отрепетировано заранее, а часть программы было решено записывать почти сразу. На нескольких композициях гитарному дуэту Майка Науменко и Вячеслава Зорина подыгрывал на гармошке Борис Гребенщиков.

Майк начинал запись немного робко, но увидев реакцию операторов и первых слушателей, успокоился и разошелся вовсю, - рассказывал Зорин. - После первой сессии, когда мы вышли на улицу, он сказал удивительно торжественным голосом: «Сегодняшний день прожит не зря».

Зорин вспоминал, что кроме нескольких композиций, в которых Майк накладывал сверху соло-гитару и изредка - бас, большинство песен было сыграно живьем, причем на каждую из них уходило не больше трех черновых дублей.

«Майк хотел как лучше и боялся портить варианты, - говорил Зорин. - Он предполагал, что некоторые песни будут переделываться в другой раз».

От записанного в результате альбома веяло вдохновением и шестидесятыми. Медленныйрок-н-ролл «Седьмое небо» соседствовал с ритм-энд-блюзам «Утро вдвоем» и магнетизмом «Пригородного блюза», в котором строчка «хочется курить, но не осталось папирос» казалась вытащенной из арсенала декадентской поэзии серебряного века. Исполняемая в бешеном темпе, эта композиция выглядела как открытая заявка на панк-рок. В то время «Пригородный блюз» воспринимался как призыв к вооруженному восстанию - не случайно спустя пару лет при литовке в рок-клубе вместо «я сижу в сортире и читаю Rolling Stone» оказалось «я сижу в квартире». Хорошо хоть, что цензоры с улицы Рубинштейна не тронули красивое, но подозрительное слово «папирос». Мало ли, что там могло быть внутри... Открывала альбом композиция «Если ты хочешь», фактически свинченная на генеральной репетиции открытия первого варианта рок-клуба в 79-м году. Эффектный речитатив и псевдо-битловский переход с мажора на минор и обратно на мажор окаймляли сформулированный итог жизненной философии деятеля ленинградской подпольной культуры: «И если хочешь, ты можешь застебать меня!»

Лекарство, изобретенное Майком, оказалось просто наркотиком. Стеб-таблетки от Майка ввели в искушение работать под андеграунд многих ребят, проживших по большей части в высотных сталинских домах и ни разу в жизни не видавших настоящих очередей и милицейских облав.

Первую сторону альбома закрывало сразу несколько блюзов. «Если будет дождь» - красивая, немного разорванная по ритму акустическая баллада, «Я возвращаюсь домой» - холостяцкий манифест, сопровождаемый торжественным боем аккордов, и наконец - супер-хит «Blues de Moscou», сыгранный при активном участии гитары Зорина и его же репликах: «Наливай!».

Любопытно, что на этом альбоме в композиции «Blues de Moscou» «барышни в столице пока еще не любят звезд панк-рока» - а не музыкантов, как это было в более поздних версиях, когда Майк со страшной силой стал открещиваться от опошлившегося панк-движения. Пока же Майк в гордом одиночестве толкал впереди себя тяжеленную телегу с припанкованным блюзом. «This is the blues» - анонсировал он на этой сессии очередной рок-н-ролл, называя блюзом все подряд, включая типичный рок и просто баллады. Говорят, он не очень любил корневую африканскую музыку, предпочитая слушать и выращивать белый блюз, хотя финал «Старых ран» и заканчивается реггийным гитарным соло из «I Shot The Sheriff».

Одним из основных хитов альбома стала композиция «Дрянь». Эту песню Майк писал в течение целого года и закончил только в 1979 году. Многие утверждали, что ее мелодическая линия один в один снята с «T.Rex», басовый ход взят у Моррисона, а текст напоминает вольный перевод Лу Рида и полузабытый боевик «Россиян» под названием «Гадость». В частности, Вячеслав Зорин вспоминал, что, сидя как-то вечером в гостях у Майка, он случайно услышал «Дрянь» на английском. Вячеслав, ты только ничего не подумай, - заволновался Майк. Чего уж тут думать! Майк и Боб, как самые англоязычные из ленинградских авторов, прекрасно знали западную рок-поэзию. Не обязательно было что-либо переводить полностью, если достаточно изучить поэтическую философию или ментальность западных рок-менестрелей и воспроизвести искомое применительно к советскому городскому фольклору или прерванным традициям серебряного века.

Та же «Дрянь» воспринималась впоследствии как гениальная импровизация и со временем стала классикой в репертуаре Майка и «Зоопарка». В начале 90-х годов право на исполнение «Дряни» было получено от бывшей жены Майка группой «Крематорий», и почти в то же время «Дрянь» была записана Ольгой Першиной - соавтором «Двух трактористов» и боевой подругой «Аквариума» эпохи «Треугольника».

Майк никогда не маскировал источники своего вдохновения, называя Марка Болана и Лу Рида в числе любимых исполнителей. Не случайно также записанная во время сессии в театре кукол композиция «Страх в твоих глазах» напоминала одну из мелодий «T.Rex» с пластинки 77-го года «Dandy In The Underworld», а «Я люблю буги-вуги» с альбома «Белая полоса» в точности копировала «I Love To Boogie» с того же диска Болана - без указания авторства. Для сравнения отметим, что тот же Гребенщиков не постеснялся указать в отношении композиции «Сергей Ильич» из «Треугольника», что это песня для МБ. Поди догадайся!

Во время июньской сессии «Сладкой N» Майком было записано еще шестнадцать композиций, не вошедших в альбом и увидевших свет спустя полтора десятка лет на двойном компакт-диске «Сладкая N и другие». Среди этих архивных композиций есть немало любопытных - начиная от нескольких песен «Капитального ремонта» в исполнении Зорина, заканчивая квартирными хитами Майка времен «Все братья - сестры»: «Ода ванной комнате», «Женщина» и «Седьмая глава». Еще одна не вошедшая в альбом композиция посвящалась звукооператору Игорю Свердлову. Присутствовавший на сессии в театре кукол Андрей Тропилло утверждает, что большую часть «Сладкой N» записывал не Свердлов, а Алла Соловей - поскольку Игорь преимущественно занимался портвейным менеджментом и налаживанием алкогольных контактов. В принципе, об этом поет и Майк в своем посвящении Свердлову: «Допей портвейн - иди домой».

О самой полумифической «Сладкой N», которой посвящалось сразу несколько композиций и существование которой Майк упорно отрицал долгое время сам Майк рассказывал в интервью ленинградскому подпольному рок-журналу «Рокси» спустя несколько месяцев после записи альбома:

«Сладкая N - потрясающая женщина, которую я безумно люблю, но при этом я не совсем уверен в том, что она существует в природе... Но, может быть, она и похожа на ту - на обложке». В реальности прообразом «Сладкой N» послужила ленинградская художница Татьяна Апраксина, с которой Майк познакомился в 1974 году. Интересная внешне, с притягательным внутренним миром и шармом сказочной колдуньи в исполнении Марины Влади, Татьяна была тогда основной музой Майка.

«Майк приходил ко мне в гости один или с кем-нибудь из друзей, скромно составляя маленькую свиту Аквариума, вспоминает Татьяна, чей артистический псевдоним был связан с тем, что большую часть жизни она прожила в Апраксином переулке. - Худенький, щуплый, с большим носом, с глазами, блестевшими добродушным любопытством, Майк готов был во всем участвовать и со всеми дружить. Ни одной из своих знаменитых песен он к тому времени еще не написал, хотя уже носил с собой аккуратную тетрадку, в которой закладывались основы будущих хитов. Он мог годами вынашивать одну песню, время от времени вписывая в тетрадку то слова, то фразу, прикидывая разные варианты - как бы составляя мозаику - и подвергая текст постепенной редактуре».

«Аквариум» приняли прекрасно. Однако звездой вечера стал Майк. Это было первое в его жизни выступление в большом зале. Он вышел в темных очках и гнусоватым голосом объявил, что рекомендует всем ленинградский «Беломор» и ром «Гавана-клаб». Затем завел «Сладкую N» ... Можно было предвидеть, что Майк сильно удивит зал, но спонтанность и сила реакции превзошла все ожидания…» - из «Рок в СССР»Артемия Троицкого.

Осенью 1980 года он собрал собственную группу, не без оглядки на «Аквариум», назвав ее «Зоопарком». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, Черный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». Группа начала репетировать в ноябре 1980 года, в следующем году была принята в рок-клуб, а весной был дан первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.

На протяжении трех лет «Зоопарк» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом «Blues de Moscou». В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «Кино» в марте 1981 года.

В 1982 году Майк при помощи друзей записывает альбом «LV» (55 - год рождения Майка). Альбом отличается музыкальным разнообразием и пародийной направленностью, и изобилует посвящениями питерским музыкантам.

В следующем году Майк записал на студии «АнТроп» альбом «Уездный город N», заглавную песню которого 14 минутную балладу, называют «энциклопедией нашей жизни». А альбом «Белая полоса» в 1984 году сделал имя Майка и его песни известными всей стране.

«Кстати, кроме непосредственно музыкальных пристрастий, Майк также причастен к созданию одного из старейших питерских рок-самиздатовских журналов - «Рокси». Одно время он совместно с БГ и другими состоял в редакции этого журнала. А чем же он еще занимался в жизни? Да, наверное, тем же чем и все тогдашние рокеры. Мы с Панкером пришли к Майку в то место, где он занимался творчеством, писал песни и... работал по совместительству сторожем. Как положено в этом мире, похоже, всем художникам, писателям и музыкантам. Они сторожат. Только кого от кого - непонятно. Но они сторожат. А кто должен быть на страже, с другой стороны, как не писатель, не музыкант, не поэт? Майк там занимался, ко всему прочему, еще тем, что пил портвейн, встречался с друзьями и играл в преферанс. Он вообще был очень обаятельный человек…» - «О СашБаше, о Кинчеве, о себе, о жизни» писал Святослав Задерий.

В мае 1983 года, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и певец Александр Донских. Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за «Последовательную разработку сатирической темы». Специальная номинация, инциатором создания которой был писатель-публицист Александр Житинский (Рок-Дилетант). Это описано в его книге «Путешествие Рок-Дилетанта». К следующей зиме оригинальный состав группы распался.

В марте 1984 года Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играл в «Зоопарке» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман.

В 1984 году «Зоопарк» записывает альбом «Белая полоса», который в 1988 году фирма «Мелодия», урезав песни «Бедность» и «Вперед Боддисатва», выпускает в свет. В пластинку вошли «Страх в твоих глазах» и «Гопники», не «залитованные» в свое время Ленинградским рок-клубом.

А вот есть мнение, что, типа «Зоопарк» с Майком продались там...

Кому??

Ну-у, «Мелодии», официозу...

Во-первых, я могу честно сказать, что я пальцем о палец не ударил для того, чтобы эта пластинка вышла. Продаваться «Мелодии»? - так «Мелодия» вообще ничего не платит. Что же, все, у кого пластинки вышли - взяли все и продались, что ли? - Из интервью с Майком.

Выступление «Зоопарка» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, несмотря на начатую в то время Министерством культуры кампанию против самодеятельного рока, инспирированнаю провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в ленинградской «Смене».Группа получила приз зрительских симпатий, и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. А лауреатом стала группа «Секрет», исполнившая на фестивале песню Майка «Мажорный рок-н-ролл» и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.

Летом 1984 года Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «Белая Полоса». В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «Зоопарк», включавший Сергея Тессюля и Валерия Кирилова.

Следующей весной "ЗООПАРК" вновь удивил многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова. Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники «Зоопарка» были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 года.

В сентябре 1987 года «Зоопарк» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 году Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 года с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «Мифов» Александр Новиков.

За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, «Зоопарк» стал чемпионом ленинградского рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже «Аквариум» и «Кино».

В 1988-ом «Зоопарк» записал свой последний альбом «Музыка для фильма». В одной из песен этого альбома «Выстрелы» есть слова: «Ну а будет ли завтра, новый день, опять?» Вероятно, Майк и сам не верил в «новый день» для себя.

В начале 1990 года режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров, позднее вошедших в альбом «Музыка к фильму». Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» из игры: попытка Андрея Тропило, летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи, привести группу в студию так не увенчалась успехом.

С «Зоопарком» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров. 14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «Аквариума» свой «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Умер Майк 27 августа 1991 года в Ленинграде, в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.

Жизнь Майка оборвалась трагически. Вернувшись домой с вечеринки после проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире, был дотащен соседом до кровати, до утра лежал без движения. За тем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. В таких случаях медики даже при осмотре не шевелят больного, ибо и легкого шевеления достаточно, чтобы наступила смерть. Майк до конца был в сознании, и вел себя очень мужественно.

«Майк был фантазер, вообще - добрейший человек. Того, что с ним случилось, я до сих пор не понимаю. Обстоятельства его смерти так и остаются во многом загадочными. С Цоем, по крайней мере, все понятно - если не по сути, то по форме - как все случилось. У Майка все было почти так же, как с Жорой Ордановским. Тот, как известно, просто исчез, не оставив никаких следов» - Отрывок из "Интервью с Майком (last Rock"n"roller)" в DBP.

И мы не любим их.
Все ездят на метро,
Ну а мы не из таких.
Ага, мы берем мотор,
Хотя в кармане голяк,
И мы киряем свой портвейн,
Мы пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку,
Ненавижу Арбат.
Еще по одной,
И пора назад.
Здесь нас никто не любит,
И не зовет на флэт,
Не выставляет пиво,
Не готовит нам обед.
Мы всем поддерживаем кайф,
Нам кайф ломают кругом,
В Сокольниках и в центре
Один крутой облом.
Здесь холодно и гадко,
Здесь вовсе не в умат.
Еще по одной,
И пора назад.
И барышни в полисе
Не выполнят на нас,
Они не любят звезд панк-рока,
И тут сплошной отказ.
Меня динамит телеграф,
Не выдавая перевод.
Мне некуда укрыться,
Когда болит живот.
Из порванной штанины
Глядит мой голый зад.
Еще по одной,
И пора назад.
Нам стремно в магазинах,
Там все не как у нас,
Там не достать портвейн,
В продаже только квас.
Народ там озверевший,
Он бьет друг другу фейс.
Никто не слышал "Stranglers",
А в моде только "Space".
От этой всей достачи
Так и тянет на мат.
Еще по одной,
И пора назад.

Майк Науменко

Похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.

Наталья Науменко – бывшая жена , музыканта группы . Была непосредственной свидетельницей расцвета русского рок-н-ролла и рока. В их коммунальной квартире на Боровой собирались музыканты, впоследствии ставшие легендами: , Алексей Рыбин и другие. В 2018 году на экраны выходит кино «Лето», рассказывающее о малоизвестных фактах из жизни Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи.

Детство и юность

Родилась Наталья Васильевна Науменко 21 января 1960 года в Ленинграде. Ее девичья фамилия Россовская.

Наталья – человек непубличный, в ее биографии масса пробелов. Все ее интервью посвящены знаменитому бывшему мужу, а о своей жизни до Майка она предпочитает умалчивать. О ее детстве, родителях и образовании ничего не известно.

Карьера

Когда Наташа познакомилась с Майком и они решили пожениться, ей пришлось пойти в «Теплоэнерго», так как работникам организации выдавали комнаты. Для миниатюрной девчонки все было в новинку. Неведомые механизмы немыслимых размеров на котельной вселяли страх, который ей пришлось перебороть. Она работала оператором газовой котельной, попросту кочегаром.

В 1997 году Алексей Рыбин издал книгу «Право на рок», в нее вошли воспоминания Натальи о жизни с Майком. Ее часть получила заглавие «Отель под названием “Брак”».

Личная жизнь

Со своим будущим мужем – музыкантом и лидером группы «Зоопарк» Михаилом Науменко – девушка познакомилась, когда ей было 19 лет. Впервые она увидела его в коммунальной квартире на Васильевском острове, Наталье его представил ее двоюродный брат Вячеслав. Через месяц они вновь увиделись на свадьбе Славы, Майк много шутил, а после пригласил девушку на репетиции в Большой Театр Кукол, где на тот момент он работал.


Наталья Науменко и Майк Науменко в молодости

Вскоре молодой человек сделал девушке предложение, но со свадьбой решили повременить, так как в первую очередь следовало решить квартирный вопрос. Наталья забеременела, ей пришлось лечь в больницу. А как только ее выписали, Майк сразу же повел девушку в ЗАГС. Он хотел узаконить их отношения. Поэтому к свадьбе не готовились, все прошло быстро и сумбурно.

В июле у Натальи родился сын. Изначально они планировали назвать мальчика Марком, в честь Марка Болана. Но как только малыш появился на свет, все сразу же стали отговаривать новоиспеченных родителей от этого имени. Поэтому долго тянули и определялись, а в итоге дали сыну имя Евгений.


Жили крайне бедно, но, как и все в молодости, своей бедности не осознавали. Тем более, что тогда все в стране жили примерно одинаково. В их коммунальной квартире постоянно были гости, среди них и лидер Виктор Цой.

В отличие от Майка, которому было сложно найти общий язык с младенцем, Виктор частенько помогал Наталье. Он с такой легкостью управлялся с маленьким Женей, будто вырастил уже как минимум троих детей.

Существует версия, что между Натальей и Виктором был роман. В 2007 году женщина по просьбе Александра Житинского, который писал книгу о Цое, предоставила писателю свои дневниковые записи. Но изначально Наташа договорилась с Житинским, что ее воспоминания будут ему в помощь, а не для публикации.


Позднее он уверил ее в том, что все выглядит благородно и следует все оставить в книге так, как написала она. Женщина согласилась. В интервью «Аргументам и Фактам», которое Наталья дала в 2018 году, она сказала, что ей намного проще было бы жить, если бы она не поддалась на уговоры Житинского, а «теперь расхлебывает».

В то время Цой постоянно пропадал в доме у Науменко, между Наташей и Витей складывались дружеские и доверительные отношения. Они много разговаривали, хотя в компании Цой прослыл вечным молчуном. Однажды, перед 22-летием девушки, она попросила Майка сделать ей подарок – разрешить поцеловать Цоя. И хотя муж удивился подобному вопросу, но позволил.

В день ее рождения Майк был на работе: ушел на сутки и на торжестве отсутствовал. Тогда и случился их первый поцелуй, но не последний. Правда, женщина описывает их отношения как «детский сад», даже целовались будто одноклассники на школьном вечере. По словам Натальи Науменко, в течение непродолжительного периода у них была нежная дружба, но не более. Хотя Майк считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем все остальное.


С Майком Наталья прожила 10 лет. Развелись супруги 15 августа 1991 года. Сделали это без скандалов и ненужных выяснений отношений. Вместе с сыном женщина переехала в Москву. 27 августа 1991 – через 12 дней после официального развода – Майк скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Но вот обстоятельства, при которых оно произошло, до сих пор остаются невыясненными.

Наталья Науменко сейчас

В 2018 году на Каннском фестивале режиссер Кирилл Серебренников представит фильм «Лето». События картины разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде. В центре сюжета жизнь Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи. Женщину сыграла , известная зрителю по блокбастеру «Притяжение». Роли музыкантов достались и .


Однако еще до показа вокруг картины разгорелся скандал. – основатель , прочитав сценарий, сообщил, что это все ложь от начала и до конца. По его словам, герои картины Серебренникова не имеют ничего общего с теми людьми, которых он знал лично.

Режиссер-документалист Александр Липницкий тоже скептически отнесся к картине. Он считает, что сюжет «высосан из пальца». В свое время он делал документальную ленту о группе «Кино», разговаривал с Александром Житинским.


Из их беседы он понял, что между Наташей Науменко и Виктором Цоем были легкие романтические отношения, на уровне флирта. Липницкий отметил, что не очень верит вообще во всю эту историю с романом, и даже если это правда, то она явно не тянет на сюжет картины.

Наталья же на вопрос о сложившейся ситуации вокруг фильма ответила неоднозначно. То, что она увидела на съемочной площадке, ей понравилось, режиссеру Кириллу Серебренникову она верит. Но высказывать свое мнение о картине, не видя ее, не считает правильным.