Эдвард Григ. Игра-викторина по самым известным произведениям. Музыка легенд эдварда грига для детей Эдвард григ лучшие произведения

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

Эдвард Григ родился в городе Берген в 1843 году в состоятельной семье. Предки Грига переехали в Норвегию еще в 1770 году и с тех пор все старшие мужчины в семье исполняли обязанности британских вице-консулов. Дед и отец композитора, а также мать были отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за инструмент в 4 года. В 12 лет будущий «гений норвежского романса» написал свое первое произведение, а после завершения учебы в школе поступил в Лейпцигскую консерваторию, основанную самим Мендельсоном. Там он учился с 1858 по 1862 год.

В Лейпциге, где в это время жил Р. Шумен, а ранее провел свои последние годы И. Бах , Григ познакомился с творчеством таких гениальных композиторов, как Шуберт , Шопен , Бетховен , Вагнер , но все-таки более всех он выделял Р. Шумана. В его ранних произведениях чувствуется влияние этого композитора.

Начало творческого пути

В 1863 году Григ вернулся в родной город, но развивать успех и талант в маленьком Бергене было сложно, и он уехал жить и работать в Копенгаген. Именно там Григ начал задумываться о возрождении национальной скандинавской культуры. В 1864 году совместно с единомышленниками он основал общество «Эвтерпа», основной целью членов которого было знакомство норвежцев с произведениями скандинавских композиторов.

В это время музыкант активно работал и выпустил множество различных музыкальных произведений, в том числе и на сюжеты сказок Г. Х. Андерсена , Ан. Мунка и других.

Женитьба

Григ был женат (с 1867 года) на своей двоюродной сестре по матери Нине Хагеруп, которая сама была известной певицей, обладавшей классическим и очень мелодичным сопрано.

Работа в Осло

В 1866 году из-за семейных проблем (родные не приняли брак молодых людей; такой семейный союз не считался в Норвегии традиционным) Григ вместе с невестой переезжает в Осло (тогда Кристиания). В то время композитор много и плодотворно работал, создавая свои лучшие шедевры.

В 1868 году произведения для скрипки молодого автора услышал Ференц Лист. Они ему чрезвычайно понравились, о чем он и написал в письме к Григу. Письмо Листа очень сильно повлияло на композитора, он понял, что двигается в правильном направлении и нужно продолжать музыкальные эксперименты.

В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество, которое существует до сих пор. В зале Общества можно было услышать музыку Листа, Шуберта, Шопена, Моцарта , Вагнера, Бетховена, Шумана. Многие произведения норвежский зритель услышал впервые именно там.

Полоса признания

В 1874 году композитор получил от властей Осло пожизненную стипендию, а в 1876 году он получил мировое признание.

После нескольких музыкальных сезонов Григ смог позволить себе оставить столичную жизнь и вернуться в Берген.

Последние годы жизни

В 1883 году Григу диагностировали туберкулез, сказался сырой и холодный климат Бергена. В этом же году от композитора ушла жена (отношения между ними усложнились после смерти от менингита их единственной дочери). Григ какое-то время жил один, но потом нашел в себе силы помириться с супругой и переехать жить на виллу Тролльхауген, построенную по его заказу и проекту.

В 1898 году им был организован фестиваль норвежской музыки в Бергене, который проводится и по сей день.

Умер композитор в 1907 году в своем родном Бергене от туберкулеза. Смерть была неожиданной, по всей Норвегии был объявлен траур. Похоронили Грига на берегу фьёрда, недалеко от его виллы, на лоне любимой им норвежской природы.

Другие варианты биографии

  • Если судить по краткой биографии Эдварда Грига, то он был и академиком Швейцарской королевской академии, и академиком Французской академии изящных искусств, и почетным профессором нескольких университетов, в том числе Кембриджского.
  • Григ очень любил рыбалку и частенько выезжал на природу, чтобы порыбачить с друзьями. В числе его друзей, любителей рыбалки, был и знаменитый дирежер Франц Байер.

Когда рояль поёт загадочного Грига,
Не только музыка, но света тайный звук
Рождается движеньем чутких рук
В попытке удержать неповторимость мига.
Здесь красота в согласье с простотой,
А искренность - с таинственным молчаньем,
Суровость севера - с пылающей мечтой,
И вечной страсти нежной звучанье.
Мечты, воспоминанья, явь и сон,
И луч любви - хрустальный голос Нины, *)
Плач Ингрид, верной Сольвейг тихий стон,
заснеженной Норвегии картины…
И кажется - всё чудо бытия:
Гармонию и древний хаос чувства,
Безмерность сущего и мимолётность «Я»
Вместило гения норвежского искусство.

(Джелал Кузнецов)

Эдвард Григ. Норвежская идиллия

Город Берген расположен в западной части Норвегии, у прекрасного фьорда, выходящего в Северное море. Крыши домов, разбросанных по окрестным холмам, целыми неделями и месяцами звенят под ударами длинных пальцев дождя. В портовых тавернах старые рыбаки с влажными от тумана бородами рассказывают спокойными и суровыми голосами сказки о феях и троллях, о мирских чудовищах и ужасных бурях. И лишь поздно ночью, когда ветер укладывается спать в подворотнях, их шаги звучат и затихают на сырых от дождя и тонущих в тумане улицах.

В этом городе 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ - самый замечательный композитор не только своей родины, но и всей Скандинавии. До его появления народы северной Европы не ценили народной музыки, не знали, что может сделать из неё композитор.

Песни и танцы крестьян они считали лишёнными подлинной ценности и не понимали, что в них звучат целые века воспоминаний. Столько радостей и горестей, столько незабываемых праздников! Григ уже в детстве открыл их красоту: мама, которая давала ему первые уроки музыки, часто наигрывала песни и танцы, услышанные от крестьян. Однообразное и мощное колебание их ритмов рождало мелодии то весёлые, то грустные. Ночью, перед тем как заснуть, ребёнок вспоминал их; он вставал с постели, спотыкаясь в темноте, тихо спускался по лестнице и начинал импровизировать на фортепиано, едва касаясь клавиш, чтобы его не забранили.

В школе Григу пришлось испытать немало горя из-за арифметики. Чтобы избавиться от неё, он нередко сбегал с уроков. Чаще всего мальчик бродил под дождём, до тех пор, пока с его одежды не начинали стенать потоки воды. Видя это, учитель посылал его домой переодеться, и, пока он возвращался в сухой одежде, урок арифметики кончался.

Григу было двенадцать лет, когда он показал соученикам своё первое музыкальное сочинение, «Вариации для фортепиано на немецкую тему», опус 1. Но учитель, заметив, чем он занимается, наклонился над молодым музыкантом и влепил ему хорошую оплеуху:

Лучше бы ты вспомнил имя короля, с которым Улаф Геральдссен вёл переговоры о независимости Норвегии! - сердито добавил он.

Эдвард учился в гимназии, когда их дом посетил знаменитый норвежский скрипач Уле Булль, бывший ученик Паганини. Вероятно, даже молния, неожиданно упавшая в комнату, не поразила бы молодого Грига сильнее.

Этот сильный, сутуловатый человек со всегда склонённой к левому плечу головой рассказывал о замечательных вещах. Эдвард целыми часами слушал эти рассказы, глотая его слова и глядя на его руки. Ему приходилось домысливать, как он играет ими на скрипке, потому что скрипач приехал без инструмента. Зато он захотел послушать игру Эдварда на фортепиано и, услышав, предсказал ему блестящее будущее. Уле Буллю удалось уговорить родителей послать мальчика в Лейпциг, в консерваторию, славившуюся на весь континент.

Эдвард покинул родину с глубоким сожалением, но скоро привык к новой обстановке и к студенческой жизни.

В Лейпциге повсюду жили воспоминания о Иоганне Себастьяне Бахе и Феликсе Мендельсоне-Бартольди, и молодой норвежец с глубоким волнением открывал места, в которых эти великие музыканты давали свои концерты, где им аплодировали и где они обучали своих учеников.

Вернувшись в Берген, Григ был поражён красотой своей страны, которую увидел теперь глазами зрелого человека.

Море раскинулось вдали, мягкое, зелёное, блестящее.

Голубоватая дымка поднималась, чуть колеблясь, над залитым солнцем фьордом. Красные и жёлтые цветы прятались в траве, склоняясь под тяжестью росы.

Вверху, в горах, снег лежал даже летом, посылая вниз, к фьорду с кружевными берегами, прохладные дуновения ветра.

Через скалистые долины к морю бежали шумные реки, они пересекали неумолимо шумевшие леса, густые заросли ежевики и поляны, покрытые душистыми травами, доходившими человеку до пояса.

Возле моря из склона горы выступали красные гранитные скалы самых причудливых форм. Нежный свет лежал на всём, как блестящая пыльца, и в его лучах гонялись друг за другом молчаливые птицы.

Григ любил бывать среди крестьян, знакомиться с их обычаями, песнями и танцами. В конце почти каждой недели он уходил из дому и совершал путешествия по стране. Он услышал множество мелодий, множество рассказов о гномах и эльфах, познакомился с жизнью и обычаями простых людей. Вскоре он написал танец троллей: норвежцы думают, что это крошечные духи, которые прячутся в пещерах и превращаются в камень, как только их коснётся первый луч солнца. Поэтому они блуждают по лесу лишь ночью и исчезают, лишь только первые лучи окрасят верхушки елей.

Композитора зачаровало поэтическое воображение его народа, песни и красочная одежда крестьян. Он старался узнать всё это как можно глубже и выразить в своей музыке. Первый свой концерт он дал в Бергене, включив в него и несколько своих сочинений. Его искреннее волнение поразило слушателей, ибо Григ обладал даром выражать свои чувства в живой и свободной форме, передавая в них свои впечатления о природе родины, о встреченных людях. Всякий раз, сочиняя музыку, он так ясно видел их перед глазами, будто бы рисовал их портреты с помощью музыкальных нот.

«Как нет народа без искусства, так искусство не может существовать без народа»,- любил повторять композитор.

Неустанно совершенствуя своё мастерство, молодой артист всё же никогда не довольствовался тем, что знал; мир музыки с его неисчерпаемыми тайнами казался ему слишком огромным, чтобы он мог считать себя его господином. Это заставило Грига снова поехать учиться, на этот раз в Копенгаген, где он брал уроки у Нильса Гаде, которого считали основоположником скандинавской школы музыки. Там он познакомился с пианисткой и певицей Ниной Хагеруп, на которой позднее женился, и сочинил на слова Ганса Христиана Андерсена знаменитую «Песню любви», которую посвятил любимой.

В годы, проведённые в Копенгагене, Григ подружился с композитором Рихардом Нурдроком - автором национального гимна Норвегии. Музыканты решили бороться плечом к плечу за создание национального искусства, чуждого иностранных влияний. Оба они восхищались народной музыкой и поэзией, оба гордились их оригинальностью. По инициативе этих композиторов-энтузиастов было создано общество Евтерпы, поставившее своей целью борьбу за развитие скандинавского искусства.

Воодушевлённый этой целью, Григ развернул у себя на родине широкую концертную деятельность. Концерт в столице Норвегии, Осло, прошёл с невиданным успехом и привёл к назначению композитора на пост капельмейстера оркестра Филармонического общества. В этом качестве он написал одно из своих самых известных сочинений, ля-минорный концерт для фортепиано с оркестром, и сегодня фигурирующий в репертуаре всех крупных пианистов мира. Впервые исполненный в Лейпциге, он был встречен бурными аплодисментами публики. Критики придерживались, однако, другого мнения и, как это случалось не раз, обманулись в своей оценке. Они писали о «жалкой, незначительной пьеске Грига», не понимая ценности и богатства её ярких, оригинальных мелодий. Однако не только критики, но и многие соотечественники Грига проявили к его сочинению полное невнимание.

Отсутствие доходов очень стесняло композитора, тем более что, не имея средств содержать оркестр, он вынужден был надолго распустить его. Именно в этот период, когда на него обрушилось столько трудностей и огорчений, композитор потерял своего первого и единственного ребёнка. Положение казалось уже совсем безвыходным, когда из Рима пришло восторженное письмо Франца Листа. Великий венгерский пианист и композитор от всей души поздравил его с Сонатой для фортепиано, опус 8, и заключил письмо словами: «Хочу надеяться, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и поддержкой, которых достойны!» Показав это письмо норвежским властям, композитор получил, наконец, скромную дотацию, и на эту сумму съездил в Рим. Там он лично познакомился с Листом, который жадно расспрашивал композитора о Норвегии, об её искусстве и народной музыке. Но ещё более ценными, чем рассказы Грига, были для него его сочинения. Они показались Листу сокровищницей чувства, характерной для страны, из которой приехал их создатель; в этих мелодиях звучали порывы героизма, блеск солнца и звон бокалов, пролетали порывы ветра, вырисовывались прекрасные пейзажи.

Ваша музыка источает дикий и пьянящий дух северных лесов, - сказал Лист Григу, когда тот сыграл ему Концерт для фортепиано с оркестром, блестяще воспроизведя все его оттенки.

Потом он взял руку норвежца, который был ниже его ростом, и крепко пожал её. На его лице сияла радость, он говорил непрерывно, восхищаясь искренностью и новизной подлинно народного искусства Эдварда Грига.

Поддержка Листа была самым важным событием в жизни Грига. Охваченный новым воодушевлением и страстью к творчеству, он вернулся на родину. Там он начал искать тихий уединённый уголок, где он мог бы поселиться и писать музыку, никем не тревожимый. Он бродил от села к селу, от одного фьорда к другому, но нигде не останавливался, не находя уединения и покоя, необходимых для творчества.

После множества неудачных попыток композитор, материальное положение которого между тем значительно улучшилось благодаря концертам и гонорарам, купил наконец домик в дикой местности, неподалёку от Бергена. Это было каменное строение с небольшой башенкой на крыше и витражами в окнах, окружённое соснами и зарослями жасмина; композитор назвал его Тролльхауген, то есть «Холм троллей».

Там бывали друзья композитора, простые, неизвестные люди и знаменитости, как писатель Бьёрнстьерне Бьёрнсон, немецкий композитор Франц Бауэр, драматург Генрих Ибсен. Когда Ибсен переделал свою поэму «Пер Гюнт» для театра, он попросил Грига написать к ней музыку. Там родилась сюита под тем же названием, которая получила известность, редко достигаемую подобного рода сочинениями. Она принесла композитору благосостояние и славу, убедив норвежское правительство дать ему ежегодное пособие.

Никогда не опьяняемый успехом, неустанно изучающий искусство своего народа Эдвард Григ был одним из тех национальных художников, которые способны различить и воспроизвести тончайшие оттенки народной мысли и чувства. В его романтической музыке звучат мелодии и ритмы норвежского фольклора, старинные песни и танцы страны древних викингов.

До последних дней своей жизни сохранив молодую душу, Григ не покладая рук писал произведения для голоса и фортепиано, для сольных инструментов, камерную музыку и пьесы для оркестра. Особенно любил он песню, в которой звучала поэзия его народа. Его щедрое сердце было готово с любовью принять всё прекрасное. Он считал, что его произведения - это искры, вылетающие из души народа.

Когда композитор умер, пятьдесят тысяч норвежцев проводили его в последний путь. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе, недоступном посетителям. Там, никем не тревожимый, автор Песни Сольвейг и Танца Анитры мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зелёных лесах Норвегии.

Звуки музыки

Творчество Грига обширно и разнообразно. Оно разнообразно и в жанровом отношении, и по тематике. В его сочинениях мы находим и картины народной жизни, родной природы, и образы народной фантастики, и жизнь человека со всей её полнотой. Наибольшей известностью пользуются его сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».

В области фортепианной музыки Григ сыграл очень важную роль. Но прежде надо отметить одну из характерных черт его таланта - о чём бы ни писал композитор, к какому бы жанру ни обращался, все его сочинения овеяны лиризмом, живым и любовным отношением. Недаром П. И. Чайковский писал: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры».

Проникнувшись духом норвежских народных мелодий, он положил их в основу почти всех своих произведений. Особенно ярко характерные черты творчества проявились в фортепианных произведениях Грига.

Эдвард Григ обращался к фортепиано на протяжении всей жизни. Его фортепианные миниатюры были для него своеобразным «дневником», в который композитор записывал свои личные впечатления и наблюдения, мысли и чувства. В этих миниатюрах Григ предстаёт настоящим писателем, ярко и образно описывающим картины жизни.

Композитор оставил около ста пятидесяти фортепианных пьес. Семьдесят из них изданы в десяти тетрадях, получивших название «Лирические пьесы». Они во многом близки «Музыкальным моментам» и «Экспромтам» Шуберта, «Песням без слов» Мендельсона.

Из «Лирических пьес» Грига видно, как много дум и чувств отдал композитор родине. Эта тема по-разному проявилась пьесах - в великолепных музыкальных пейзажах, в жанровых сценках, в образах народной фантастики.

Например, «Норвежская мелодия» (слушание) рисует целую танцевальную сценку. Нам зримо видны фигуры танцующих, разные «па» танца - кружащегося спрингданса. Характер подчёркивается и своеобразным сопровождением, подражающим звучанию народных инструментов.

«Гангар» («Крестьянский марш») (слушание) – популярный в Норвегии танец-шествие (gang - шаг). Это старинный парный танец спокойного и величаво-торжественного характера. Слушая эту пьесу, мы можем представить себе процессию танцующих. Они как будто сначала приближаются к нам, а затем удаляются.

Одним из самых ярких образцов музыкальной фантастики Грига является его пьеса «Шествие гномов» (слушание). Музыка рисует нам причудливый сказочный мир, подземное царство троллей и гномов, этих страшных и злых карликов. Средний раздел пьесы рисует чарующую красоту, ясность природы.

Одно из самых радостных и ликующих произведений Грига – «Свадебный день в Тролльхаугене» (слушание) (Тролльхауген - местечко в Норвегии, где находилась вилла Грига. Здесь композитор провёл последние годы своей жизни. Несмотря на то, что большинство Лирических пьес» - миниатюры камерного характера, эта пьеса выделяется среди них своей яркостью, масштабами, виртуозным блеском. Броскостью музыкальных образов это сочинение приближается к типу концертной пьесы.

Свадебные марши занимают большое место в норвежском фольклоре. И это шествие Грига звучит уверенно, горделиво. Но в то же время, характерный «волыночный» бас придаёт ему простоту и очарование сельской сценки. Пьеса также существует в оркестровой версии. Это произведение Григ подарил своей жене Нине 11 июня на годовщину свадьбы.

Среди «Лирических пьес» мы встречаем светлые, поэтические образы природы: «Бабочка», «Птичка», «Весной». В этих пьесах проявился редкий дар композитора немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок.

Яркий пример тому - пьеса «Птичка» (слушание), как бы сотканная из коротких порхающих трелей и скачущего ритма.

Пьеса «Весной» (слушание) - апофеоз пробуждения природы. Неповторимое очарование звуковых образов напоминает трогательно неуверенное появление подснежников. В письме к издателю Григ назвал это собрание пьес «весенними песнями».

Тонкими страницами лирических высказываний являются такие пьесы цикла, как «Вальс-экспромт», «Элегия» (слушание).

Одним из самых лиричных эпизодов творчества Грига является пьеса, открывающая цикл, - «Ариетта» (слушание). Она отличается удивительной чистотой, наивностью, непосредственностью, душевным покоем. Очень тонкий приём композитор использовал в её заключении: такое своеобразное многоточие. Песня обрывается на полу фразе, как будто мысль певца унеслась куда-то вдаль.

В презентации использованы репродукции картин художников: Ханса Андреаса Дахл, Адольфа Тидемана и Ханса Гуде; фотографии достопримечательностей Норвегии.

Эдвард Григ – гений Скандинавии

Среди писателей, художников и, конечно, композиторов есть такие, чья судьба тесно переплетается с судьбой своего народа. Они становятся певцами богатой культуры страны, что дала им жизнь, раскрывают в форме музыки, позже называемой классической, то, что было погребено на долгие годы.

В нотных листах и звоне клавиш фортепьяно такие композиторы приводят в мир нечто давно забытое, но не потерянное, прекрасное, важное. Важное не только для страны, ставшей родиной композитора, но и для всего мира. Такими творцами, раскрывавшими народное искусство, были для России, Шопен для Польши, а для Норвегии, да и всей Скандинавии, таким стал Эдвард Григ .

В отличие от , который начал сочинять музыку чуть ли не раньше, чем говорить, и Штрауса, завоевавшего признание еще до первого класса школы, Эдвард Григ не был изначально уверен, что музыка является его судьбой.

Рожденный в большой норвежской аристократической семье, где каждый был обязан играть на музыкальном инструменте, до двенадцати лет Эдвард не представлял, что музыка сделает его одним из величайших «потомков викингов». Но юноша попался на глаза знаменитому скрипачу Олле Буллю, а тот сумел разглядеть в Григе будущего великого музыканта.

Затем композитор завел дружбу с Гансом Христианом Андерсеном и Генриком Ибсеном, и те увидели в нем певца народного творчества, способного призвать из небытия троллей и валькирий, богов и злодеев скандинавского эпоса, исландских легенд, норвежских саг.

Музыка Грига – сильная, порывистая, будто удары волн о могучие скалы, будто раскаты грома над бурными фьордами. Она вобрала в себя все, чем богата загадочная Скандинавия. Зерно таланта великого композитора легло на плодородную почву скандинавского народного творчества, уникального, самобытного, ни на что не похожего.

Григ в молодости был знаком с Андерсеном

Григ на весь мир сумел прославить море и горы, снег и соль, темные пещеры и синие небеса Норвегии, Дании, Швеции. Выступая в созвучии с Андерсеном, Ибсеном, фольклористом Линдеманом, Григ создавал мощные, порывистые, яркие и мелодичные пьесы, песни, романсы, концерты.

Более шестисот произведений неразрывно связывают его с норвежской землей, ставят его имя вровень с величайшими людьми Скандинавии – королями, изобретателями, воинами, поэтами и сказочниками.

Эдвард Григ для детей

В качестве детского композитора Григ раскрывает богатство сказочного скандинавского фольклора, создает незабываемые мелодии, повествующие о троллях, гномах, кобольдах, о подвигах и героях, о коварстве, что наказывается, и вознаграждаемой добродетели.

Среди наиболее популярных произведений Грига, написанных для детей, – «Шествие гномов » (или «Марш Гномов »), известный чуть ли не каждому своей динамичной, яркой мелодией, использующейся во множестве сказок, мультфильмов и театральных постановок.

Мелодия этого произведения будто вмещает в себя звук подземной капели и гул торопливых шагов по подземным коридорам, ощущение тревоги и братства, суетной торопливости и солидной величавости огромных гор, где обитают гномы. В этом произведении Григ раскрывает сказку, живущую бок о бок с каждым ребенком, в ближайшем лесу или холме.

Еще одно не менее любопытное произведение, которое к тому же, как и «Марш Гномов» является неотъемлемой частью программы обучения юных музыкантов, способных не только услышать, но и оживить своими пальцами старую сказку – «Кобольд ».

Композитор всю жизнь отдал музыке

Произведение повествует о торопливых и несмелых горных кобольдах. Быстрое, наполненное сменой скачущих ритмов, будто кобольды мечутся под сводами скал или меж деревьев в лесу, оно заставляет почувствовать все то, что скрывает скандинавская культура меж страниц древних сказаний.

И наконец, для тех, кто уже способен ценить не только сказочное, но и поучительное – «Пер Гюнт». Эдвард Григ помог своему другу, писателю Генриху Ибсену, оживить его панорамное произведение «Пер Гюнт», превратив его в музыкальную сюиту. В произведении, где сказочное сменяет обыденное, а мелодии меняются от мощных и тяжелых до легких и нежных, шествуя по пятам искателя приключений и собственной судьбы, главного героя юноши, по имени Пер Гюнт, успевшего побыть королем бедуинов и императором в сумасшедшем доме.

Музыка подводит нас к мягкому, мелодичному, драматическому финалу, показывающему, что важнее всего в жизни − это быть самим собой. Ведь настоящим, как вторит музыка словам пьесы, Пер Гюнт был лишь со своей возлюбленной Сольвейг в лесной хижине, куда он возвращается в конце жизни, дабы обрести вновь покой вместе с той, что долгие годы ждала своего сказочного героя.

Таков композитор Григ – яркий и поучительный, мощный и значительный, раскрывающий секреты скандинавских легенд в музыке. В музыке, оставшейся в истории навсегда, пока будут стоять норвежские скалы, омываемые морем.

Слушать