Детский черный фольклор. Кошмарные ужасы. Женщина с красным лицом

Введение.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

1. Богатство жанров

В процессе бытования жанры словесного фольклора переживают “продуктивный” и “непродуктивный” периоды (“возрасты”) своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в фольклоре неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве. Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.). Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного фольклора разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках других народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

2. Понятие о детском фольклоре

Детским фольклором принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и составленные самими детьми. К детскому фольклору относятся колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки и заклички, дразнилки, считалки, нелепицы и др. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.

3. Современный детский фольклор

На златом крыльце сидели

Микки Маус, Том и Джерри,

Дядя Скрудж и три утёнка,

А водить-то будет Понка!

Возвращаясь к анализу современного состояния традиционных жанров детского фольклора, следует отметить, что почти неизменным в текстовом отношении остаётся бытование таких жанров календарного фольклора, как заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику («Дождик, дождик, перестань…»), к солнышку («Солнце, солнце, выгляни в оконце…»), к божьей коровке и улитке. Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частотное употребление закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра. Более жизнеспособными оказались загадки и дразнилки. Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах («Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл», «Ленка-пенка»), так и в новых вариантах и разновидностях («Зимой и летом одним цветом» – негр, доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т.п.). Бурно развивается такая необычная разновидность жанра, как загадки с рисунками. Фольклорные записи последних лет содержат довольно большой блок частушек. Постепенно отмирающий во взрослом репертуаре, этот вид устного народного творчества довольно охотно подхватывается детьми (так в своё время произошло и с произведениями календарного фольклора). Услышанные от взрослых частушечные тексты обычно не поются, а декламируются или скандируются в общении со сверстниками. Порой они «приспосабливаются» к возрасту исполнителей, например:

Меня девки обижают,

Говорят, что ростом мал,

А я в садике Иринку

Десять раз поцеловал.

Почти полностью исчезают из устного обихода такие исторически сложившиеся жанры, как пестушки, потешки, прибаутки и т.д. Прочно зафиксированные в учебниках, пособиях и хрестоматиях, они ныне стали принадлежностью книжной культуры и активно используются педагогами, воспитателями, входят в программы как источник народной мудрости, отфильтрованной веками, как верное средство развития и воспитания ребёнка. Но современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из «уст в уста», что, как известно, и является одной из главных отличительных особенностей фольклора.

4. Современный жанр детские страшилки.

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых - испугать слушателя. По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка». Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из быличек и бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира. Литературовед С.М. Лойтер, отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность (предупреждение либо запрет - нарушение - воздаяние) позволяют определить ее как «дидактическую структуру». Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского. Писатель Эдуард Успенский собрал эти истории в книге «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».

Страшилки в описанной форме, по-видимому, получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов). По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.

Главным героем страшилок является подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (пятно, занавески, колготки, гроб на колёсиках, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, трамвай). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зеленый, голубой, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться. Его смерть чаще всего происходит от удушения. Помощником героя оказывается милиционер. Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания - как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых. По мнению фольклориста М.П. Чередниковой, включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. Сначала, лет в 5-6, ребенок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12-13 лет уже перестают воспринимать их всерьез, и все большее распространение получают различные пародийные формы.

Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «чёрная рука», «кровавое пятно», «зелёные глаза», «гроб на колёсиках» и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

«Красное пятно». Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

«Черная рука наказывает за воровство». Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.

«Синяя перчатка». Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина - а была эта улица темная-претемная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает синяя перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней синяя перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а синяя перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг - стук в дверь. Она открывает, а там - синяя перчатка! (Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

«Черный дом». В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце! Мало кто знает, что первую стихотворную страшилку написал поэт Олег Григорьев:

Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

После него в изобилии и в детском, и во взрослом фольклоре появились садистские стишки.

Недолго мучилась старушка
В высоковольных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: «Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!» Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: «Мы передавали русские народные сказки».

Завершаются же все эти истории, как правило, не менее страшными финалами. (Это только «официальные» страшилки, в книгах, в угоду издателю причесанные, бывают снабжены хеппи-эндами или смешными развязками.) И тем не менее современная психология считает жуткий детский фольклор позитивным явлением.

«Детская страшилка воздействует на разных уровнях – чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков, – рассказала НГ психолог Марина Лобанова. – Она заставляет психику при страхе не столбняком вставать, а двигаться. Поэтому страшилка – эффективный способ при работе, например, с депрессией». По словам психолога, человек способен создать свой ужастик только тогда, когда уже завершил собственный страх. И теперь Маша Серякова передает свой ценный психический опыт другим – с помощью своих историй. «Важно также, что девочка пишет, используя эмоции, мысли, образы, характерные именно для детской субкультуры, – утверждает Лобанова. – Взрослый этого и не увидит и никогда не создаст».

Список литературы

    «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, «Наука». 1987.

    Словарь литературоведческих терминов. М. 1974.

    Пермяков Г.Л. «От поговорки до сказки». М. 1970.

    Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М. 1987.

    Левина Е.М. Русская фольклорная небылица. Минск. 1983.

    Белоусов А.Ф. «Детский фольклор». М. 1989.

    Мочалова В.В. «Мир наизнанку». М. 1985.

    Лурье В.Ф. «Детский фольклор. Младшие подростки ». М. 1983

Эдуард Успенский, создавший такие добрые произведения, как «Чебурашка» и «Простоквашино», создал и такие сомнительные в своей доброте сборники детских страшилок, как «Кошмарные ужасы», «Самые страшные ужасы», «Ужасный фольклор советских детей» и т.п. в чем ему помог Усачёв А. и 1500 писем от детей советского времени (забавная тогда была мода).

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током.

Статуэтка

Одна женщина купила статуэтку и поставила её около окна, накрыв большим стеклянным колпаком. У этой женщины были муж и дочь. Ночью, когда все уснули, колпак сам собой приподнялся и статуэтка вышла. Она подошла к мужу, оторвала ему голову, а потом съела. На кровати не осталось ни капли крови. А статуэтка встала на своё место под колпак. Утром женщина проснулась и, не обнаружив мужа, подумала, что его ночью вызвали на работу. На следующую ночь статуэтка таким же образом съела мать. Утром девочка испугалась и побежала за советом к очень мудрой бабушке. Бабушка сказала ей: «Это всё дела статуэтки, которую купила твоя мать. Чтобы её убить, возьми чёрную тряпку без единого пятнышка и, когда статуэтка выйдет из-под колпака, обвяжи её этой тряпкой. Тогда она будет бессильна. Потом увези (в из города, сбрось с обрыва и увидишь, что будет!» Девочка взяла чёрную тряпку, но не заметила на ней маленького белого пятна. Ночью, когда статуэтка вышла из — под колпака, она обвязала её тряпкой, но тряпка порвалась. Статуэтка испугалась и ушла на своё место. На следующую ночь девочка приготовила чёрную-пречёрную тряпку без единого пятнышка. Статуэтка была парализована. Утром её вывезли из города и сбросили с обрыва. Статуэтка разбилась и превратилась в кувшин. Девочка спустилась с обрыва и посмотрела, что там. А там были человеческие кости.

Автобус с чёрными шторками

Однажды мама послала дочку в магазин, который находился очень далеко. При этом она сказала: «Ни за что не садись в автобус с чёрными шторками». Девочка пошла на остановку и стала ждать. Подъехал автобус с чёрными шторками. Девочка не села в него. Второй раз приехал тот же автобус. Девочка снова не села в него. Но на третий раз она села в автобус с чёрными шторками. Водитель автобуса сказал: «Родители, пропустите детей вперёд!» Когда все дети вошли, двери вдруг закрылись и автобус поехал. На повороте чёрные шторки закрылись. Из спинок кресел высунулись страшные руки и всех детей задушили. Автобус остановился, и водитель выбросил трупы на свалку. Автобус с чёрными шторками снова поехал убивать детей

Красные сапоги

Однажды девочка стала проситься у мамы отпустить её погулять. А был уже вечер. Мама долго не соглашалась: у неё было предчувствие, что что-то должно случиться. Но девочка всё-таки упросила её Мама сказала, чтобы она возвращалась не позднее десяти. На часах десять — девочки нет. Одиннадцать… Двенадцать… Дочери всё нет. Мать забеспокоилась. Собралась звонить в милицию. Вдруг — в первом часу ночи — звонок в дверь. Мать открыла дверь и видит: на пороге стоят красные сапоги, в которых дочь ушла. В них — руки, а в руках записка: «МАМА, Я ПРИШЛА».

Зелёная пластинка

В одном городе жили мама и дочка Светлана. Однажды мама попросила дочку сходить в магазин за пластинками. При этом мама предупредила, чтобы она не брала зелёных пластинок. Пришла девочка в магазин, а там все пластинки раскупили, остались только зелёные. Света не послушалась маму и купила зелёную пластинку. Вернулась она домой и показала маме эту пластинку. Мама ругать её не стала, но сказала, чтобы она не включала пластинку, когда будет дома одна.

Утром мама ушла на работу, а девочку разобрало любопытство. Она не послушалась и включила зелёную пластинку. Сначала играла веселая музыка, потом заиграл похоронный марш, а затем девочка услышала голос: «Девочка, выключи пластинку, а то с мамой случится беда!»

Но девочка не послушалась и не выключила. Вечером мама пришла с работы без рук. Она предупредила, чтобы девочка больше не включала пластинку. Но дочь не послушалась и на следующий день снова включила зелёную пластинку. Вечером мама вернулась с работы без ног. На третий день прикатилась одна голова, а после — никого.

Девочка ждала-ждала и легла спать. В двенадцать ночи Света услышала звонки в дверь. Она встала и открыла… В квартиру въехал чёрный гроб с зелёной обивкой. В нём лежала мама девочки. Света испугалась и легла спать. Но из пластинки вылезли зелёные руки с длинными ногтями и удушили девочку.

Жил-был один человек. Он был композитор. И вот пришёл к нему неизвестный человек, высокого роста, весь в чёрном. Он попросил, чтобы тот написал для него реквием. И ушёл.

И когда композитор заканчивал этот реквием, ему показалось, что он пишет не для кого-либо, а для себя.

Скоро этот композитор умер, и реквием играли для него. Этот человек в чёрном была его смерть.

Страшные шторы

Жила одна семья: мать, отец, старшая сестра и брат. Однажды они купили чёрные шторы. Шторы повесили в комнате и легли спать. Ночью черные шторы говорят отцу:

— Встань!

Отец встал.

— Оденься!

Отец оделся.

— Подойди к столу!

Отец подошёл.

— Встань на стол!

Отец встал. И чёрные шторы задушили его. Потом говорят матери:

— Встань!

Мать встала.

— Оденься!

Мать оделась…

Когда мать встала на стол, шторы задушил и и её.

То же самое произошло и с сестрой. В комнате остался только маленький сын, который всё делал очень медленно. Чёрные шторы говорят ему:

— Встань!

Мальчик с трудом проснулся.

— Оденься!

Он встал.

— Подойди к столу!

Он оделся.

— Встань на стол!

Он подошёл к столу…

И шторы задушили пустое место.

В отличие от чёрных штор, красные шторы иногда требуют принести им стакан крови.

Жёлтые занавески душат только детей.

Когда милиция стала их исследовать (как?), они превратились в старуху.

Старуха была бессмертна. Но у неё была смерть. Она находилась в кремлёвской звезде.

Милиция забралась в звезду, нашла иголку, сломала её, и старуха сразу умерла, а дети ожили…

Мальчик снял чёрные шторы и сжёг их. А за ними лежали отец, мать и сестра.

Однажды мать послала дочку на рынок за пирожками. Пирожками торговала старушка. Когда девочка подошла к ней, старушка сказала. Что пирожки уже кончились, но если она пойдёт к ней домой, она угостит её пирожками. Девочка согласилась. Когда они пришли к ней домой, старушка усадила девочку на диван и попросила её обождать. Она пошла в другую комнату, где были какие-то кнопки. Старуха нажала на кнопку — и девочка провалилась. Старуха наделала новых пирожков и побежала на рынок. Мама девочки ждала-ждала и, не дождавшись дочери, побежала на рынок. Дочки она не нашла. Купила пирожков у той же старушки и вернулась домой. Когда она откусила один пирожок, то увидела в нём синий ноготь. А её дочка как раз утром покрасила себе ноготь. Мама тут же побежала в милицию. Милиция приехала на рынок и поймала старуху.

Мясорубка

Одна девочка, звали её Лена, пошла в кино. Перед уходом её остановила бабушка и сказала, чтобы она ни в коем случае не брала билет на 12-й ряд на 12-е место. Девочка не отреагировала. Но когда пришла в кино, попросила билет во второй ряд… В следующий раз, когда она пошла в кино, бабушки дома не было. И она забыла о её наставлениях. Ей дали билет в 12-й ряд на 12-е место. Девочка села на это место и, когда в зале погас свет, провалилась в какой-то чёрный подвал. Там стояла огромная мясорубка, в которой перемалывали людей. Из мясорубки вываливались кости. Мясо и кожа — и падали в три гроба. Рядом с мясорубкой Лена увидела маму. Мама схватила её и бросила в эту мясорубку.

Чёрная дыра

Если у тебя есть что-нибудь чёрное, выкинь, не медля ни секунды. И слушай историю про ЧЁРНУЮ ДЫРУ. Закрой глаза и всё представляй себе как страшный сон… Встань и иди!

Ты попал в чёрный-чёрный лес и идёшь по чёрной-чёрной тропинке. Ты идёшь и идёшь: идёшь мимо чёрного кладбища, где стоят чёрные кресты и машут костлявыми руками покойники. Один покойник поёт песню:

ПРИХОДИ КО МНЕ, ДОРОГОЙ ТЫ МОЙ,

ПОГНИЁМ С ТОБОЙ ВО ЗЕМЛЕ СЫРОЙ,

ТЫ ЛОЖИСЬ СО МНОЙ В МОЙ ПРОСТОРНЫЙ ГРОБ,

ГОЛОВОЙ СВОЕЙ ТЫ ПРИЛЬНИ КО МНЕ.

БУДЕМ ВМЕСТЕ МЫ ТУТ ЛЕЖАТЬ-МОЛЧАТЬ

И ПОКОЙНИЧКОВ СВЕЖИХ ПРИВЕЧАТЬ…

(Какая прекрасная песня… просто мёд для ушей)

Полосатые ноги

Жила семья: папа с мамой и дочка. Однажды девочка пришла из школы домой и увидела, что вся квартира в кровавых следах. Родители в это время были на работе. Девочка испугалась и убежала. Вечером вернулись родители, увидели следы и решили вызвать милицию. Милиционеры спрятались в шкаф, а девочка села учить уроки. И вдруг появились Полосатые ноги. Они подошли к девочке и невидимыми руками стали душить её.

Милиционеры выскочили из шкафа. Ноги побежали. Милиционеры бросились за ними. Ноги прибежали на кладбище и прыгнули в одну из могил. Милиционеры — следом. В могиле был не гроб, а подземное помещение со множеством комнат и коридоров. В одной из комнат оказались глаза, волосы и уши детей. Милиционеры побежали дальше. В конце коридора, в тёмной комнате сидел старик. Увидев их, он вскочил, нажал на кнопку и исчез. Милиционеры тоже стали нажимать на кнопку, и по одному оказались на пустыре. Вдалеке они увидели ноги и побежали за ними. Поймали.

Это оказались ноги того старика. Выяснилось, что он убивал детей и делал лекарства от неизлечимых болезней. А потом продавал за большие деньги. Его расстреляли.

Челюсть собаки

У одного мужчины была собака, которую он очень любил. Но когда он женился, его жена Татьяна невзлюбила собаку и велела ему убить её. Мужчина долго сопротивлялся, но жена стояла на своем. И ему пришлось убить собаку.

Прошло несколько дней…

И вот спят они ночью. Вдруг видят — летит челюсть собаки. Влетела в комнату и съела жену. На следующий вечер мужчина закрылся на все замки и лёг спать. Вдруг видит: залетает через окно челюсть и бросается на него…

Проснулся он утром, думая, что это сон. Поглядел на себя и видит, что лежит не он, а его скелет… Пролежал он три дня, а через три дня стал челюстью и ел своих родных.

Гроб на колёсиках

Жил один человек. Однажды он включил радио и услышал: «По городу едет гроб на колёсиках и ищет тебя!» Через несколько секунд: «Гроб на колёсиках нашёл твой дом!» Ещё через несколько секунд: «Гроб на колёсиках нашёл твой подъезд!» Человек открыл окно и слышит: «Гроб на колёсиках нашёл твою квартиру!» Человек забрался на окно: «Гроб на колёсиках въезжает в твою дверь!» Человек выпрыгнул с третьего этажа. Человек потерял сознание. Через несколько минут он очнулся и услышал: «Мы передавали сказку для наших маленьких радиослушателей!»

Чёрное пятно

Жили мать с дочкой. Однажды они переехали в новый дом. Там на потолке было чёрное пятно.

— Мама, а почему здесь чёрное пятно? — спросила дочка.

— Я белила-белила, а оно не забеливается, — ответила та.

— Мама, а зачем тебе такие длинные ногти? — спросила дочь.

— Так модно, — ответила мать.

— Мама, а для чего тебе чёрное платье, чёрные туфли и чёрный зонт? — спросила девочка.

— Чтобы на похороны ходить, — ответила мать.

Ночью дочь не спала и увидела, как мать оделась во всё чёрное, взяла зонтик и пошла по стене. Она ткнула концом зонта в чёрное пятно — пятно открылось, и она зашла. А там сидели черти. Они спросили ее: «Есть хочешь?» Она сказала: «Хочу».

Черти принесли ей гроб.

Она открыла его и съела мертвеца.

На другую ночь мать ушла на работу. Дочка оделась, как мать, и пошла по стене. Она ткнула кончиком зонта в это пятно — и оно открылось. Она зашла — а там черти. Они спросили её: «Есть хочешь?» Она сказала: «Хочу». Ей принесли гроб и сказали: «Открывай». Она сказала: «У меня нет ногтей». Они спросили: «А где твои ногти?» Она сказала: «Я их сломала».

Черти открыли ей гроб. Она съела мертвеца

На следующую ночь снова пошла мать. Черти спросили её: «Есть хочешь?» Она сказала: «Хочу». Они принесли ей гроб. Мать открыла. Черти сказали: «У тебя вчера не было ногтей». Мать догадалась, что вчера приходила дочка. И сказала чёрту: «Днём превратишься в мяч и подкатишься к моей дочери. Когда она стукнет тебя три раза, превратишься обратно в чёрта и задушишь её!».

Так всё и случилось. (Он так и сделал.)

Кладбищенский разбойник

Жил молодой красивый парень. Он был разбойник и поэтому жил на кладбище, в могиле. Днём он спокойно лежал, а ночью вставал из могилы и грабил и убивал людей.

Иногда он ходил на танцы и однажды встретил там девушку. Они полюбили друг друга. Он признался ей в любви. И она ему тоже и предложила жениться на себе.

— Милая, но я же живу в могиле.

— Ну и что, мы будем жить в могиле вместе.

— Милая, я же преступник. Меня милиция три года ищет.

— Ну и что, я стану твоей сообщницей!

— Ну что ж, пошли со мной.

Пришли они на кладбище, он ей и говорит: «Милая, обними меня!» Девушка обняла его, разбойник достал нож и зарезал её.

Потом он зарезал себя и перед смертью обхватил мёртвую девушку руками.

Поутру на кладбище нашли два застывших трупа и положили в одну могилу.

Не наступай на седьмую ступеньку!

Однажды мать говорит своей дочери: «Не наступай на седьмую ступеньку!» А дочь забыла и наступила. Она провалилась в подвал. В нём она увидела бутылку с кровью. Девочка потихоньку выбралась из подвала.

На следующий день она снова забыла, провалилась в подвал и увидела две бутылки с кровью.

На третий день она снова провалилась и увидела три бутылки с кровью. И вдруг к девочке подошла её мать и сказала: «Почему ты ослушалась меня?» — и задушила свою дочь.

Художник И. Олейников

Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы… Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители - этого не знает ни кто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.

Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала - дедушка, потом - бабушка, отец, мать, старшая сестра…

Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит - никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.

Примечание: С мыслью, высказанной двумя авторами в этом абзаце, один автор - Успенский - не очень согласен. Но так как она изложена сочным языком и почти убедительно, он не очень сильно настаивает на своём несогласии.

Ковёр с чёрной дыркой

Жила одинокая и бедная женщина. Однажды она сильно поссорилась с матерью, и на следующий день мать умерла.

В наследство женщине достался старый ковёр, да и тот с большой чёрной дыркой.

Однажды, когда у женщины кончились все деньги, она решила его продать.

Пошла на рынок и продала ковёр молодой семье с двумя детьми: мальчику - девять лет и девочке столько же.

Ковёр отец повесил над кроватью. Как только семья уснула и часы пробили двенадцать ночи, из дырки на старом ковре потянулись человеческие руки. Они дотянулись до отца и задушили его.

Наутро все проснулись и увидели мёртвого отца. Вскоре его похоронили.

В ту же ночь, после похорон, как только вдова и дети уснули и часы с кукушкой пробили двенадцать, из чёрной дыры снова появились длинные человеческие руки. Они потянулись к шее матери и задушили её. На следующий день, когда дети проснулись, они обнаружили задушенную мать. Приглядевшись, они увидели на шее матери десять кровяных отпечатков пальцев, но никому об этом не сказали.

Через три дня мать похоронили, и дети остались одни в доме. Они договорились в эту ночь не спать.

Как только часы пробили двенадцать, из чёрной дыры потянулись старые человеческие руки. Дети закричали и побежали за соседями. Соседи вызвали милицию. Милиция топором отрубила руки, висевшие над ковром, а сам ковёр сожгла в костре .

После всего этого оказалось, что в чёрной дырке была ведьма. А та женщина, которая продала семье ковёр, куда-то исчезла. Потом её нашли мёртвую в лесу с разрывом сердца.

Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.

Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

И на месте простыни появилась её мать.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током .

Маленькая ведьма

В одном старинном замке возле Чёрного моря находился пионерский лагерь. Все ночи ребята спали спокойно. Но однажды одному мальчику кто-то пощекотал пятки. Мальчик посмотрел - никого нет, и уснул. На следующую ночь повторилось то же самое, на третью - то же. Мальчик обо всём рассказал вожатым. Вечером вожатые легли с ним и предупредили, чтобы, когда начнут щекотать, крикнул. А других ребят поставили возле выключателя. Когда начали щекотать пятки, мальчик крикнул и включили свет.

Оказалось, это была маленькая (полметра) ведьма. Она выдернула у мальчика ногу. И, не открывая двери, вышла.

Статуэтка

Одна женщина купила статуэтку и поставила её около окна, накрыв большим стеклянным колпаком. У этой женщины были муж и дочь. Ночью, когда все уснули, колпак сам собой приподнялся и статуэтка вышла. Она подошла к мужу, оторвала ему голову, а потом съела. На кровати не осталось ни капли крови. А статуэтка встала на своё место под колпак . Утром женщина проснулась и, не обнаружив мужа, подумала, что его ночью вызвали на работу. На следующую ночь статуэтка таким же образом съела мать. Утром девочка испугалась и побежала за советом к очень мудрой бабушке. Бабушка сказала ей: «Это всё дела статуэтки, которую купила твоя мать. Чтобы её убить, возьми чёрную тряпку без единого пятнышка и, когда статуэтка выйдет из-под колпака, обвяжи её этой тряпкой. Тогда она будет бессильна. Потом увези (в из города, сбрось с обрыва и увидишь, что будет!» Девочка взяла чёрную тряпку, но не заметила на ней маленького белого пятна. Ночью, когда статуэтка вышла из - под колпака, она обвязала её тряпкой, но тряпка порвалась. Статуэтка испугалась и ушла на своё место. На следующую ночь девочка приготовила чёрную-пречёрную тряпку без единого пятнышка. Статуэтка была парализована. Утром её вывезли из города и сбросили с обрыва. Статуэтка разбилась и превратилась в кувшин. Девочка спустилась с обрыва и посмотрела, что там. А там были человеческие кости.

Жуткий детский фольклор

Жуткий детский фольклор - сборник детских страшных историй, собранных Андреем Усачёвым и Эдуардом Успенским, выпущен издательством Росмэн в 1998 году. Идея книги появилась в 1993 году, когда Успенский в радиоэфире попросил детей присылать ему детские страшилки, которые он впоследствии собирается выпустить в качестве сборника. В итоге он получил более 1500 писем .

Книга представляет из себя сборник так называемых Пионерских страшилок , литературно переписанных авторами. Этот сборник является продолжением идеи, выраженной в повести Эдуарда Успенского «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы », выпущенной в 1992 году, и изначально был лишь второй частью этой книги. Впоследствии издан отдельно. Хотя большинство рассказов являются реальным продуктом детского фольклора, в сборнике есть переработанные версии иностранной литературы ужасов, например, произведений Знамение Дэвида Зельцера (англ.) русск. , Маска Красной Смерти Эдгара Алана По, истории о Суини Тодде Хью Виллера или «одной страшной негритянской истории про Золотую руку» Марка Твена.

Оценки

Критики рассматривают книгу прежде всего как важное произведение в рамках детского фольклора и современной русской литературы. Также положительно были отмечены авторские иронические комментарии и пародирование типичных для страшилок эпитетов, что создаёт необычное сочетание драматического и иронического, свойственное творчеству Эдуарда Успенского . Например, в одном из рассказов у матери отпадают руки из-за того, что она приготовила пирожки из плохой муки, и в комментарии к этому фрагменту Успенский пишет: «по рукам бы за такие пирожки». Также некоторые исследователи связывают эту книгу с интересом Э.Успенского к детскому фольклору и фантастическим сюжетам, что также прослеживается в серии произведений, посвящённых жителям вымышленной деревни Простоквашино

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Произведения Эдуарда Успенского
  • Книги 1998 года
  • Литература ужасов
  • Городские легенды
  • Книги 1992 года

Wikimedia Foundation . 2010 .