Васильев завтра была война анализ произведения. За что боролись герои повести Завтра была война. Анализ произведения васильева завтра была война Васильев завтра была война чему учит

Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Завтра была война» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Искра Полякова – активистка, староста класса, порядочная, ответственная, решительная девушка.

Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умная и тонкая девушка, рано ощутившая себя взрослой.

Валентина Андроновна (Валендра) – классная руководительница 9 «Б», жесткая, принципиальная женщина.

Николай Григорьевич Ромахин – директор, справедливый, честный, порядочный человек, прекрасный педагог.

Другие персонажи

Товарищ Полякова – мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.

Зиночка Коваленко – беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.

Саша Стамескин – бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.

Валька Александров (Эдисон) – страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.

Артем Шефер – волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.

Пашка Остапчук – порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.

Леночка Бокова – тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.

Жорка Ландыс – филателист, общительный и добрый малый.

Пролог

Глава первая

В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.

Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.

Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.

Глава вторая

Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.

Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.

Глава третья

Школа, в которой учатся друзья – новая, многоэтажная. Некоторое время ею руководила Валентина Андроновна или Валендра, как ее прозвали старшеклассники – женщина самых строгих правил. Новый директор Николай Григорьевич Ромахин сразу же меняет ранее установленные правила и даже распоряжается повесить зеркала « во всех девчоночьих уборных ».

Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».

Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.

Глава четвертая

Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.

Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».

Глава пятая

Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.

Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.

Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.

Глава шестая

Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.

Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.

От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».

Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.

Глава седьмая

Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.

Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.

На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».

Глава восьмая

Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».

Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.

Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».

Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.

Глава девятая

Искра получает от Вики посылку, в которой были сборники Есенина и Грина, а также письмо. Из письма Искра узнает, что подруга была вынуждена уйти из жизни, поскольку считала, что « нельзя предавать отцов ».

Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…

Эпилог

Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.

Жора Ландыс был летчиком-истребителем, героем, но с войны не вернулся. Артем Шефер « сам себя взорвал вместе с мостом ». Искру и ее мать, как самых рьяных активисток подполья, повесили гестаповцы.

Заключение

Это история о сложном этапе взросления, становления личности молодых людей, чье беззаботное детство навсегда оказалось в прошлом. История о любви, дружбе, предательстве и разочаровании.

Краткий пересказ «Завтра была война» Бориса Васильева будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 252.

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940

Году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии,

Чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

Сочинения по темам:

  1. Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы...
  2. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  3. Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических...
  4. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и...
  5. Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот...
  6. 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный...
  7. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...

Завтра была война... А что было послезавтра?
(О повести Б. Васильева)

Замечательная повесть Бориса Васильева "Завтра была война" опубликована в 1984 году в журнале "Юность", № 6, то есть ещё до начала перестройки. Тогда же некоторые особо смелые учителя литературы рисковали обсуждать её на уроках, правда, на уроках по внеклассному чтению.

Эта повесть - не только художественное произведение, но и картина предвоенной Советской России, описанная словами свидетеля того времени. Автобиографичные штрихи придаёт ей мемуарный характер. Перед нами советская страна 1940 года. Но страна - это не фрагмент суши, это люди, населяющие её. И вот как раз портреты этих людей видим мы в повести.

Персонажи повести - советские школьники. Мы, наше поколение 60-х - 70-х годов, тоже был советскими школьниками, но уже совсем иными. Главные герои произведения Васильева - это поколение наших родителей, а для нынешних школьников - это поколение их бабушек и дедушек. И книга показывает нам, какими те люди были на самом деле. А они были иными, совсем не такими, как мы. И для них тогда всё было предельно просто.

За их "великую истину" было пролито много крови и им в ней нельзя было сомневаться. Но в чём заключалась эта "великая истина" - знать не полагалось.

Им надо было "любить всех людей" и "ненавидеть врагов" этих самых "всех людей". И над парадоксальностью этих слов директора школы никто из них не задумывался.

И они не сомневаются в этой никому не ведомой истине и свято уповают на неё. Их жизнь была чиста и открыта. Читая книгу, завидуешь их младенческой вере в непонятно что и ужасаешься диктату, окружавшему этих чистых и светлых душой детей, подростков, юношей и девушек. Каждый из них в любой момент может оказаться "врагом народа", и школьникам нельзя ни в стенгазете написать, ни даже просто открыто сказать во всеуслышание то, что они думают, то, что считают правильным. Прекрасные люди и страшный мир. Но их завтрашний мир - ещё страшнее, ибо "Завтра была война".

Повесть охватывает поколение выпуска первого военного года, но главными её персонажами являются женские: это две девушки и обе трагически погибают в юности: одна - жертва репрессий, другая - фашистской оккупации. Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, появляется только в начале повести, чтобы рассказать про свой класс, да в конце, чтобы доложить о результатах. Роль его настолько незаметна, что при экранизации повести рассказчиком сделали не ученика, а директора школы.

Перед этими юношами и девушками преклоняешься, но их и жалеешь одновременно. Преклоняешься потому, что мы, школьники 70-80 годов уже не имели их чистоты и веры. Мы - их дети, дети развитого социализма. "Великая истина" для нас была уже пустым символом, и мы цинично знали, что в этом символе ничего нет. И мы прекрасно знали, что говорить и писать, что ты думаешь - нельзя и в тайне мечтали не дожить до коммунизма. Но это уже - другая повесть.

Вернёмся к поколению, которое ушло на войну со школьной скамьи, к тому поколению, о котором написал своё замечательное произведение Борис Васильев. В повести есть эпилог, и это маленькое, на пару страниц книжного текста, заключение ошеломляет своего читателя.

Давайте начнём с того, что подсчитаем возраст персонажей и уточним года. Это не сложно сделать.

Школьники, которые в 1940 году учились в девятом классе, должны быть примерно 1924 года рождения. События, описываемые в эпилоге, происходят, по словам автора, через сорок лет, когда бывшим ученикам 9 "б" примерно по 56 лет (1940 год + 40 лет = 1980 год).

В эпилоге речь вновь ведёт наш рассказчик, который показывался читателю лишь в самом начале повести. Он едет в поезде на встречу одноклассников и с беспокойством ожидает этого свидания с юностью. Во время бессонной ночи в вагоне он вспоминает другую встречу одноклассников, которая произошла после окончания войны, в 1951 году. Он вспоминает, что его одноклассник Пашка Остапчук, потеряв на фронте ногу, постеснялся вернуться к своей прежней возлюбленной - Леночке Боковой, мечтавшей о сцене. Леночка, назло Пашке, вышла в сорок шестом замуж, то есть ей тогда 22 года, а через пять лет овдовела - это 1951 год, то есть ей и остальным по 27 лет. "Как раз в тот год, - продолжает рассказчик, - мы приехали на открытие мемориальной доски в школе..."

Кульминация этого эпизода-воспоминания - момент, когда директор, Николай Григорьевич Ромахин, "...зачитывал имена погибших перед замершим строем выживших..." Эпизод этот заставляет дрогнуть сердцем читателей, как и участников событий: "Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал - бывшие ученики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие - все как один" , - пишет Васильев. Но то, что написано дальше поражает ещё сильнее и чувствительнее.

"...Его било и трясло, и не знаю, что случилось бы тогда с нашим Ромахиным, если бы не Зина. И, постарев, она не повзрослела: шагнула вдруг к нему, взяв за руки своих взрослых сыновей:

А это - мои ребята, Николай Григорьевич. Старший - Артем, а младший-Жорка. Правда, похожи на тех, на наших?

Бывший директор обнял ее парней, склоняя к себе их головы, и прошептал:

Как две капли воды…"

Умилительная сцена. Но это воспоминания событий 1951 года! Зиночке в этот момент, если она 1924 года рождения, двадцать семь лет. Становится страшно, что двадцатисемилетнюю девушку автор называет постаревшей. Что же должно было с ней произойти, когда в 27 лет она уже обратилась к старости? Писатель, правда, и детей её почему-то называет взрослыми, в то время как старшему из них в 1951 году физически не может быть более одиннадцати лет.

"Через полгода, в начале пятьдесят второго, Николай Григорьевич умер" - пишет Васильев. То есть директор умер, когда бывшим ученикам 9 "б" было по 28 лет.

Итак, одноклассники встречаются первый раз в 1952 году. Им примерно по 28 лет. Это даже не взрослость, это - поздняя юность. Они ещё юны, хотя и взрослы одновременно. И что же мы видим? Самые честные и принципиальные - погибли: Артём, Ландыс, Искра. А оставшиеся - Валька Александров, по прозвищу Эдиссон, ремонтирует часы, одноногий Пашка Остапчук женился на санитарке, что ухаживала за ним в госпитале. Зиночка - постарела в 27 лет, Леночка Бокова как-то неудачно вышла замуж... За всей нарисованной Васильевым печальнейшей картиной видятся преждевременные старики, пенсионеры, которые доживают - в будке ли ремонтера часов или где-то там, непонятно где в своей норке, чтоб было ни видно и ни слышно. Кем вы стали, когда закончилась война? Никем!

Выходит, что война была хотя и страшным временем, но она была звёздным часом этих юношей и девушек. Они рисковали, жертвовали, не отступали, погибали... Но вот война кончилась, и все они остались не у дел. Кто они? Доживающие неудачники, ожидающие пенсии?

Слово "доживающие" в отношении персонажей повести, употребляет и сам автор. Он пишет, про дальнейшие встречи выпускников, на которые исправно ходил Валентин Александров (Эдиссон): он "...гонял чаи с доживающими свой невеселый век мамами и стареющими одноклассницами, смотрел бесконечные альбомы, слушал рассказы и всем чинил часы."

"Доживающими" тут названы мамы, но и стареющие одноклассницы рядом с ними, разделяют их участь, т.е. доживают вместе с мамами.

В не менее страшном, чем война 1940 году, комсорг 9 "б" класса Искра Полякова говорит трусоватому Стамескину поразительные по своей прямоте и честности слова: "Как удобно, когда все вокруг старики! Все будут держаться за свои больные печенки, все будут стремиться лишь бы дожить, а о том, чтобы просто жить, никому в голову не придет. Не-ет, все тихонечко доживать будут, аккуратненько доживать, послушно: как бы чего не вышло. Так это все - не для нас! Мы - самая молодая страна в мире, и не смей становиться стариком никогда!"

Какие яркие, смелые слова! Пусть они немного максималистичны, но они полностью отражают мировоззрение и самой Искры и большинства её товарищей. Это была их позиция в жизни. Но почему же они изменили ей, когда война закончилась? Получается так, что эти честные и принципиальные девятиклассники, ушедшие на войну со школьной скамьи, теперь, после войны, как раз не живут, а именно доживают - незаметненько, тихонечко, держась за свою покалеченную ногу и обгорелые в танке уши. Да, у Павла Остапчука осталась только одна нога после ранения на фронте. Но отсутствие ноги не помешало мексиканскому генералу Хосе Санта Анне 10 раз избираться на пост президента и главнокомандующего, воевать с США; отсутствие глаза не помешало Кутузову победить Наполеона. Да, это очень плохо иметь какое-то ранение или физический ущерб, но это не повод, начиная с 28 лет уже "доживать" незаметненько ожидая пенсии.

Получается, те слова, что Искра говорила в юности - напрасны? И не Стамескину их нужно было говорить, а, напротив, всем остальным одноклассникам.

Желая показать Стамескина с отрицательной стороны, автор говорит о нём, что он после войны стал "директор, лауреат, депутат и пр." В общем, он - карьерист. Но получается так, что как раз он-то и живёт, а не отсиживается в будочке для ремонта. Именно он что-то делает, единственный из всех. Именно он делает эту жизнь, какая была тогда, а все остальные - отсиживаются. Пусть Стамескин делает её плохо, потому как автор его изначально показал, как человека трусоватого, беспринципного, приспособленца. Но Стамескин хотя бы что-то делает! И делает, как может. А другие - честные и принципиальные - самоустранились, отошли в стороночку, чтоб тихонечко там дождаться старости, начиная со своих двадцати восьми лет.

Кто ж виноват? Стамескин? Виноват в том, что не отсиживается в будочке и потому в глазах остальных, и своих одноклассников, и автора повести и её читателей, стал карьеристом? Ему тоже следовало отсиживаться в конурке "Изготовление ключей на заказ" или "Ремонт обуви" или какой-нибудь другой, и тогда справедливость бы восторжествовала? Нет, освобождение Стамескиным поста директора или депутата вряд ли подвигло бы остальных одноклассников на то, чтобы резко поменять свою жизнь. Все равно они бы продолжали отсиживаться.

Нет, беда не в том, что Стамескины становятся директорами и лауреатами, а в том, что остальные - прямые, честные и справедливые - норовят отсидеться. Можно сказать, что их сломало государство: коммунисты-тоталитаристы раздавили, распластали, показали, что герои нужны только в красивых фильмах, а в жизни нужны приспособленцы-Стамескины, но ведь жизнь не останавливалась даже в советское время, всё равно находились люди, которые создавали что-то новое и в науке и в искусстве и на производстве, но не отсиживались.

Этот странный эпилог повести действуют на читателя едва ли не сильнее, чем вся повесть. Это слишком мало - быть принципиальным в шестнадцать лет. Впереди ещё вся жизнь и хочется напоследок повторить слова Искры: "Не смей доживать!"

Предлагаем вам прочитать краткое содержание "Завтра была война" - произведения, написанного Борисом Васильевым в 1984 году. Режиссер в 1987 году снял одноименный фильм по этой книге, который также поможет вам узнать о событиях и проблематике данного произведения.

Пролог (краткое содержание)

"А завтра была война" начинается следующим образом. Автор произведения вспоминает класс, в котором он учился когда-то - 9 "Б". У него осталась на память о своих одноклассниках лишь расплывшаяся по краям старая фотография. Сделать ее тогда подбила всех Искра Полякова.

До старости из всего класса дожило лишь 19 человек. Кроме Искры и автора, в компанию входили также Валька Александров (изобретатель по кличке Эдисон), Паша Остапчук (спортсмен), Зиночка Коваленко (легкомысленная девушка) и робкая Леночка Бокова. Они собирались чаще всего у Зиночки. Искра любила что-то рассказывать, читала им вслух, а изобретатель Валька вечно конструировал разные устройства, которые обычно не работали.

К отцу Зиночки, тихому человеку, компания относилась довольно пренебрежительно, пока однажды ребята не увидели в бане его спину, исполосованную шрамами - автограф прошедшей гражданской войны. Мать Искры, Полякову, которая ходила в кожанке и сапогах, все боялись и не могли понять, что у нее на душе такие же шрамы, как те, что они видели на спине отца Зиночки.

Первая глава

Опишем события первой главы. Перед вами ее краткое содержание.

"Завтра была война" начинается следующим образом. Той осенью Зиночка Коваленко впервые обнаружила, что она женщина. Во время родительского отсутствия она разглядывала огорченно в зеркале свою зрелую не по годам грудь, худые бедра и с тонкими щиколотками ноги, когда в ее дверь позвонила Искра. Девушка побаивалась немного эту "совесть класса", свою строгую подругу, хотя и была ее на год старше.

Кумиром Поляковой была ее мать, с которой девочка брала пример. Лишь недавно она осознала, что эта женщина одинока и глубоко несчастна. Как-то ночью Искра увидела, что мать плачет, и была выпорота за это солдатским ремнем. Столь необычно назвал ее отец, которого девушка уже не помнила. Этот комиссар оказался на деле слабым человеком, и мать Искры с беспощадностью сожгла в печке его фотографии.

Искра пришла к подруге с сообщением, что их товарищ Сашка Стамескин не будет больше учиться в школе. Занятия теперь надо было оплачивать, но у матери Сашки не было денег, поскольку она растила сына без отца. Стамескин был завоеванием и личным достижением Искры. Совсем недавно, всего год назад, он вел жизнь двоечника и хулигана. Но тут появилась эта девушка. Вступив в комсомол, она решила, что первым ее подвигом будет юноши.

В доме Стамескина Искра нашла красивые рисунки самолетов и заявила, что они не будут летать. Сашка был задет этим и заинтересовался физикой и математикой. Но Искра предвидела, что скоро ему это надоест, поэтому отвела героя в авиационный кружок. Теперь этот ставший хорошим учеником юноша должен был уйти из школы.

Зиночка нашла выход. Она предложила устроить Сашку на авиационный завод, при котором была вечерняя школа. Вика Люберецкая могла помочь в этом деле, так как была дочерью главного инженера данного завода и сидела за одной партой с Зиночкой. Люберецкая уже превратилась в женщину, немного надменную и красивую, и осознавала это. Для Искры эта богато одетая девочка была как будто из другого мира. Зина решила взяться за дело. Вскоре Вика сообщила, что Сашку устроят на завод.

Вторая глава

Артему Шеферу стать круглым отличником мешала лишь одна странность - он плохо говорил и не мог успешно отвечать устно. Это началось в 5-м классе, когда мальчик случайно разбил микроскоп, а Зина взяла его вину на себя. С того времени у мальчика пропал дар речи - он влюбился. Лишь Жорка Ландыс, его лучший друг, знал тайну своего товарища.

Артем, проработав рабочим все лето, решил потратить свой заработок на празднование шестнадцатилетия. У него в доме собралась компания во главе с Искрой. В тот вечер ребята решили почитать Есенина, и эти стихи понравились даже Искре.

Третья глава

Школа, где учились ребята, была построена недавно. Директором был Николай Григорьевич Ромахин, в прошлом военный. Вся школа его обожала и не любила Валендру (Валентину Андроновну), бывшую директрису, которую злили нововведения Ромахина. Женщина начала борьбу с ним, строча "куда следует" письма по любому поводу.

Продолжаем описывать краткое содержание. "Завтра была война", глава третья предлагается вашему вниманию. Дальнейшие события следующие. Зиночка проговорилась Валендре о том, что они читали Есенина. Узнав, что это делала Вика, женщина отступила, так как ее отца очень уважали в городе.

Ее мать давно умерла, и Люберецкий один растил дочь. Он постоянно тревожился о ней и сильно ее опекал и баловал. Вика, несмотря на подарки, дорогую одежду, была порядочной и умной девочкой. Она жила очень замкнуто из-за особого положения отца. Когда ее навестили девочки, мужчина обрадовался, что у дочери есть друзья.

Зиночка и Искра оказались в богатом, красивом доме. Оказалось, что отец Вики знаком с матерью Поляковой - они сражались в одной дивизии в гражданскую войну. О разговоре с Люберецким Искра думала долго. Ее поразила мысль, что истина должна постоянно проверяться, а не быть догмой.

Четвертая глава

Мы добрались до четвертой главы произведения "Завтра была война" в кратком изложении. Зиночка каждый год решала, в кого влюбиться. Она написала три письма с обещанием дружбы, абсолютно одинаковых, трем мальчикам, после чего стала думать, кому из них все-таки отправить письмо. Два из них девушка потеряла, но одно случайно попало Валентине Андроновне. Она отнесла его директору, но тот лишь посмеялся.

Однажды Искра и Саша Стамескин поцеловались, и это дало толчок уже пришедшим в движение силам. Искру потянуло к Вике, которая перешагнула уже этот нелегкий рубеж взросления. Она вновь побывала у Люберецких. После этого девушка написала статью с размышлениями о виновности и невиновности, но мать сожгла ее, заявив, что нужно не рассуждать, а верить.

Пятая глава

Юра пригласил в кино Зиночку на последний сеанс. После него он предложил посидеть где-нибудь, и девушка отвела его к дому Люберецких, возле которого находилась уединенная скамейка. Сидя здесь, ребята заметили, что приехала машина, и трое мужчин зашли в этот дом. Из подъезда вышел отец Вики в их сопровождении, а за ними, плача и громко крича, Вика. Люберецкий крикнул из кузова, и машина уехала.

Зиночка побежала к Искре сказать, что его арестовали. Мать Поляковой написала в центральный комитет письмо, в котором заступилась за отца Вики.

Шестая глава

Продолжаем описывать повесть "Завтра была война". Краткое содержание событий шестой главы следующее. В школе Искра обнаружила, что всем уже известно об аресте - Юрка разболтал эту новость и тем самым выдал Зину. За это его наказали мальчики, избив в котельной. В их числе был Артем, имевший на это и личные мотивы.

Искра встретилась с Сашкой, и тот сообщил, что Люберецкий действительно "враг народа". Ходили слухи, что он продал чертежи самолета фашистам. Искра поверила в это, но считала, что Вика ни при чем.

Валентина Андроновна, узнав о драке, решила превратить ее в политическое дело, а заводилой выставила Артема. Она же сказала, что Искра должна провести собрание, на котором Вику исключат из комсомола. Девушка отказалась это сделать и упала в обморок.

Тут Зиночка сказала, что Артем участвовал в драке из-за нее.

Седьмая глава

Продолжаем описание событий произведения, которое написал Васильев Б. Л. "Завтра была война" продолжается следующим образом. Девушка написала докладную, и Артем из-за этого остался в школе. В субботу Вика предложила классу съездить в Сосновку, где была ее дача. Дом теперь был опечатан.

В понедельник девушка не явилась в школу. Во время собрания вернулась посланная за ней Зина и сообщила, что Вика мертва.

Восьмая глава

Вы читаете описание повести "Завтра была война". Краткое содержание дальнейших событий следующее. Вика, как оказалось, отравилась снотворным. В день ее похорон Ромахин закрыл школу, и школьники несли гроб через город, поскольку машину не удалось достать. На кладбище Искра стала читать стихи Есенина.

Вскоре домой вернулась мать девушки. Она была в ярости, узнав о чтении стихов дочерью.

Девятая глава

Свое произведение "Завтра была война" Васильев Борис Львович заканчивает следующим образом. Искра получила бандероль от Вики. В ней было письмо и две книги. Одна - сборник стихов Есенина, а другая - книга Грина. В письме она сообщила, что решилась на этот шаг потому, что ей было легче умереть, чем отречься от родного отца.

Ромахина уволили. Валендра торжествовала.

Искра пошла гулять со Стамескиным. Она убедилась, что он трусит и не хочет иметь ничего общего с Викой и теми, кто заступался за нее. Девушка расстроилась и плакала по дороге домой.

Вы читаете краткое описание произведения "Завтра была война" (Борис Васильев). Содержание его охватывает не все события. Для полного представления о проблематике и судьбе героев рекомендуем обратиться к первоисточнику.

Вскоре Ромахин вернулся на пост директора, но стал угрюмым и тихим. Через некоторое время ребята узнали, что его исключили из партии.

Постепенно все вернулось на свои места. Ромахина все же возвратили в партию. В ноябре Люберецкого отпустили. Весь класс пошел к отцу Вики и рассказал о ее последних днях. Зиночка выразила надежду, что следующий год должен быть лучше, поскольку этот - високосный. Следующим был 1941 год.

Эпилог

Подходит к концу наша статья, описывающая краткое содержание. "Завтра была война" заканчивается следующим образом. Автор возвращается через 40 лет в город на встречу выпускников. Из компании остались в живых лишь Валька "Эдиссон", Пашка Остапчук и Зина.

Повесть Б. Л. Васильева "Завтра была война" поднимает серьезные, отнюдь не детские проблемы, которые заставляют о многом задуматься.

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.