Описания картины лесистый берег лучшие. Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И. Левитана «Лесистый берег. Сочинение по картине «Лесистый берег» Левитан

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные:положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД:перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные:создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся . Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Вступление

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Основные образы:

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

Слайд 1

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.

Слайд 5

1. Кто и когда написал картину? 2. К какому жанру живописи она относится? 3. Что на ней изображено? 4. Какие краски использует художник для выражения чувств? 5. Понравилась ли мне картина и почему?
План сочинения

Слайд 6

Исаак Ильич Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (ныне Кибартай, Литва). Отец его был, очевидно, довольно образованный по тогдашнему времени человек. Он не только окончил раввинское училище, но и самостоятельно получил светское образование, в частности овладел немецким и французским языками. В Ковно (ныне Каунас, Литва) он давал уроки, а затем работал переводчиком во время сооружения железнодорожного моста французской строительной компанией. Вероятно, в поисках лучшего применения своим силам и способностям Илья Левитан в начале 1870-х годов перебирается с семьей в Москву.

Слайд 7

Большая семья, состоявшая из шести человек (у Исаака был старший брат Адольф и две сестры), жила очень трудно. Жизнь Левитана стала особенно тяжелой после того, как в 1875 году умерла мать, а через два года и отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда Левитан поступил в 1873 году его даже освободили от платы за учение «ввиду крайней бедности» и как «показавшего большие успехи в искусстве».

Слайд 8

Левитан скитался по Москве, ночуя у родных и знакомых, а порой оставаясь на ночь в пустых классах Училища. Иногда, сжалившись над юношей, ночлег давал ему в своей каморке училищный сторож, а другой, торговавший завтраками, ссужал его едой «до пятачка». Успехи Левитана в 1874/75 учебном году были отмечены советом преподавателей Училища, наградившим его «ящиком красок с кистями». К этому времени выявляется интерес начинающего художника к пейзажной живописи, и осенью 1876 года Алексей Саврасов берет Левитана к себе в мастерскую.

Слайд 9

В ученическом отделе V передвижной выставки, открывшейся в Москве в марте 1877 года, были выставлены два пейзажа Левитана - «Солнечный день. Весна» и «Вечер». Показанную на второй ученической выставке Московского училища живописи в 1879-1880 годах картину «Осенний день. Сокольники» приобрел основатель Третьяковской галереи в Москве Павел Третьяков, что явилось своего рода общественным признанием творчества молодого художника.

Слайд 10

По картине И. Левитана Лесистый берег Олег Глечиков Взяв кисти и мольберт, художник вышел в "поле". Он шёл лесной дорогой, вдыхая хвойный дух. Излучина реки - вот место золотое, Прекраснейший пейзаж: лес, речка, виден луг... И вот на полотне явился из-под кисти Сосновый, старый бор, обрыв по-над рекой, И разгорелся день, день летний, и лучистый, На полотне царит безветренный покой.

Слайд 11

Деревья под лучами как будто загорели, И золото коры, притягивает взгляд, И кажется, летят с картины птичьи трели, И слышно, как песчинки в струе воды шуршат... От жара разомлев, деревья входят в воду, Лежат в ней отражаясь, как в зеркале большом... Пень прыгнуть захотел, поднял свой корень-ногу... Так и застыл под кистью, на берегу крутом. Российская земля - край нежный, милый сердцу, Лежит на полотне как будто бы живой, И смотришь на него, не можешь наглядеться...- Написан Левитана талантливой рукой. 15 июля 2011 года. Керчь.

Слайд 12

Эта картина близка каждому россиянину, у которого есть душа. Щемит где-то в области сердца, когда видишь до боли знакомую речку, кусочек «своего» пляжа и могучий русский лес. Вековые сосны и ели, словно верные стражи, охраняют покой извилистой реки, отражаясь в ее зеркальной прозрачности. Природа наполнена тишиной и покоем, все гармонично и естественно. Всматриваешься в картину, и откуда-то появляется уверенность в завтрашнем дне, чувствуешь силу великой России, ее мощь и величие. Вот так, обычный, на первый взгляд, пейзаж с родными березками на заднем плане, пробуждает в россиянах чувство патриотизма. Левитан своими картинами учит любить уголок, где ты родился, гордиться Россией-матушкой.

Слайд 13

Как актуальна картина «Лесистый берег» в XXI веке, сколь велик талант художника. Изобразив могучие деревья и небольшие кустарники, которые плотной стеной заслонили речку, автор показал, что именно так должен защищать свою родину многонациональный российский народ. Увековечив красоту и гармоничность земли русской, Левитан показал и свое личное отношение к природе. Глядя на картину, понимаешь, что автор любит вечерний пейзаж, с его особо торжественной тишиной и важностью. На заднем плане изображено небо, в отблесках багряного заката. Одновременно, поместив на передний план старые пни с их могучими корнями, он дал понять, что следует чтить и помнить своих предков.

Слайд 14

Таким образом, картина «Лесистый берег» оставляет исключительно положительные впечатления. Она позволяет не только насладиться красотой родного края, но и заставляет задуматься о смысле жизни, о судьбе России, о будущем ее такого разного, но единого народа. Хотелось, чтобы как можно больше молодежи увидело этот наполненный великой мудростью пейзаж, чтобы люди в XXI веке поняли и приняли послание Исаака Левитана.

Левитан – русский пейзажист, чей талант виден невооруженным глазом, достаточно взглянуть на любую его работу. Каждая картина привлекает внимание, интересна и значима. Заставляет всматриваться часами в изображенные детали и картина Левитана «Лесистый берег», где автор передал свою любовь к природе и ее красоту.

Картина Левитана Лесистый берег

Картину Левитан написал в 1892 году. Используя стиль реализма, он изобразил природу в вечернее время. Картина, с одной стороны, привлекает простотой своей, с другой стороны, захватывает своей глубиной. Изображенный пейзаж близок каждому жителю нашей страны и когда всматриваешься в картину, когда видишь знакомую реку, могучий лес, то щемит сердце, а в памяти всплывают воспоминания из детства.

Левитан Лесистый берег описание

Описание картины «Лесистый берег» Левитана начну со своих эмоций и они самые приятные. Картина поражает своим могуществом и одновременно своим спокойствие и тишиной. Сразу на переднем плане мы видим реку, которая петляет и уходит далеко за горизонт. Река и ее водная гладь спокойная и ровная, а вода прозрачная. В зеркальной прозрачности воды отображается сосновый лес и небо, от этого река кажется бездонной и глубокой. Здесь же на переднем плане расположены старые пни, что держатся за землю своими сильными корнями.

Справа мы видим кусочек пляжа, а по левую сторону расположился обрывистый берег, на котором недалеко растут многовековые деревья, которые успели повидать много чего за свою историю. Они, как те стражи, стоят много лет подряд, охраняя извилистую реку. Здесь же успели вырасти кустарники.
Левитан использовал теплые оттенки красок. Этим он придал своей картине «Лесистый берег» и его описанию теплоты, безмятежности. Когда смотришь на работу, то чувствуешь, как от земли поднимается тепло, что согревает душу. Красивая, талантливая работа, которая вызывает только положительные эмоции.

Исаак Левитан - потрясающий по своему мастерству русский пейзажист. Каждая его картина неповторимая и запоминающаяся. В его работах зрителей не перестает удивлять сочетание простоты и глубины. Каждый русский человек сможет найти в них что-то свое, близкое сердцу. Таковой является и картина «Лесистый берег», написанная художником в 1892 году.

Автор масляными красками изобразил на большом холсте вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области, где он жил какое-то время после выдворения из Москвы. Он часто прогуливался по окрестностям, любовался природой, а заодно выбирал понравившиеся места для своих будущих работ. Вскоре любимым местом для вечернего отдыха Левитана стал берег реки у пологой долины. Художника, видавшего множество прекрасных мест, поразило разнообразие ландшафта, переход от хвойного леса к пустынному берегу реки.

Для Левитана этот переход напомнил его собственную жизнь: попытка вырваться, стремление вперед, бурный рост, а затем резкое падение вниз и снова тихое равномерное движение вперед.

Вечер - любимое время суток художника. Его завораживал повторяющийся каждый день, но в тот же момент неповторимый, переход от дня к ночи, когда небо темнело, а все вокруг затихало, постепенно готовясь ко сну. Левитан видел в этом некую загадку. Вот и для своей картины художник выбрал именно момент наступления сумерек. Уже потемневшее небо немного освещено красным светом заходящего солнца. Его отблески подкрасили толстые стволы в цвет золота.

На переднем плане мы видим небольшую реку, которая делая медленный широкий поворот, стремится вдаль. Берега у нее разные, совершенно непохожие друг на друга: один пологий, другой обрывистый. Даже цвет песка на них очень отличается: сверху он жёлтый, внизу почти что белый. Правый берег немного зарос травой, а, быть может, часть растительности уже вытоптана купающимися и рыбачащими здесь людьми или пасущимся домашним скотом. Обрывистый берег покрыт густой растительностью. Здесь есть и трава, мелкий кустарник, и деревья.

Вода в реке напоминает зеркало. Она отражает берег, сосны и небо в закате. Вода спокойна, ее не тревожит ветер. Вся картина буквально дышит умиротворённостью и покоем.

На высоком берегу растут сосны и лиственницы. Они стоят близко друг к другу, словно защищая реку от чего-то, боясь пропустить кого-то. Они берегут тишину и чистоту. Только одна берёза у самого края леса выгнулась вперед, будто желая убежать от других деревьев, вырваться из плена сосен. Вдоль обрывистого берега видны большие пни спиленных деревьев.

Их корни вылезли из земли и стали похожи на лапы загадочных сказочных героев. Несколько пней стоят в кружке. Издалека кажется, что это старички, согнувшиеся от тяжести лет, собрались и тихо беседуют о чем-то. Видимо, вода часто подмывает песчаный берег, достигла она однажды и леса. Вот и пришлось спилить некоторые деревья, чтобы было удобно плыть по реке.

Выразительность картине дарит неповторимое сочетание сочно-зеленого и ярко-желтого оттенков. Они же придают яркости в восприятии картины летних сумерек, изображенных на картине.

Эту картину хочется рассматривать долго и не спеша, вглядываясь в каждый уголок, заостряя взгляд на каждом мазке, сделанном художником. Есть в ней что-то мистическое и в то же время до боли родное и понятное.