Урок литературы гоголь мертвые души собакевич. Образ Собакевича (поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души"). По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Нас

«Гоголь Мёртвые души» - Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Плюшкин. Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать. Ноздрев.

«Поэма Мёртвые души» - Авантюризм. Плюшкин. Беспринципность. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Н. В. Гоголь. Наглость. Бесхозяйственность. Мот и кутила. Невежественность. Бессмертная душа человека мертва. Законченным оказался только 1-й том.

«Н.В.Гоголь Мёртвые души» - Коробочка. История создания. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов. Чичиков. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Работу подготовил Литвинюк Григорий. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Гоголь в Риме. 8. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. 6. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. 2. А.С. Пушкин. Цели урока: Рисунок гоголя к поэме. 1) З.А. Волконская 2) рис. Ф. Моллер.

«Урок Мёртвые души» - Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Выполнила: учитель Чернореченской СОШ Бекмухаметова Г.М. Русских учеников совсем мало. Эпиграф к уроку: Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. «Начал писать «Мёртвых душ».

«Николай Гоголь Мёртвые души» - Биография. Первый период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Реализация авантюры Чичикова. Замысел произведения. Сюжет. Содержание. Николай Васильевич Гоголь. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи.

Всего в теме 22 презентации

Собакевич. Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Слайд 14 из презентации «Помещики в «Мёртвых душах»» . Размер архива с презентацией 607 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Тема любви у Бунина» - Любовь в произведениях Бунина. Тема любви. Капитанская дочка. Тема любви в творчестве И. Бунина. Глоссарий. Анализ произведений И.Бунина. Солнечный удар. Великое счастье. Дети. Счастье. Тема любви в рассказах И.А.Бунина. Тайна «Чаша жизни». Любовь.

«Паустовский «Простая клеёнка»» - Основные сюжетные элементы. «Алые паруса» Пиросмани. Любовь. Константин Паустовский «Простая клеенка». Алые паруса. Словесный тематический ряд. Простая клеенка. Жираф. «Мозаика» Кавказа. Повесть о жизни. Закончи предложения. Время в рассказе Паустовского. Лучшее платье. Счастье. День рождения Пиросмани. Клеенки Пиросмани. Музыкальность градации. О чем произведение Паустовского. Приобщение учащихся к творчеству.

«Анализ стихотворения «Утёс»» - Труды по этимологии. Группы слов. Морщина. Тема. Лингвистика (наука о русском языке). Группы слов по значению. Этимологический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс». Исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось. Исследуемая область. Индоевропейская языковая семья. Ночь. Происхождение слов. Части речи. Утес.

«Тема любви» - Тема вечной любви в произведениях русской и зарубежной литературы. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Произведения о вечной любви. А. Куприн «Гранатовый браслет». И. Тургенев “Отцы и дети”. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Ромео и Джульетта. Стендаль «Красное и черное». Биография Стефани Майер. Роман «Новолуние».

«Сатира в повести «Собачье сердце»» - Сатирическое изображение хозяев нового времени. Трагическая судьба писателя. Чем отличается сатира от юмора. Смех над собой. Члены домкома. Пьеса “Ревизор”. Какое отношение сложилось к собаке. Средства сатиры. Профессор Преображенский. Викторина. Вспомните русских писателей и поэтов. Моменты. Персонаж романа «Мастер и Маргарита». Письменный стол М. А. Булгакова. Собачье сердце. Собаки. Учёная голова.

«Сказочники» - Отличительные черты сказок Европы. Ознакомление с биографиями Ш.Перро. Новый материал. Значение сказок. Великие сказочники Европы. Сказочники Европы и современный читатель. Сказка и сегодня нужна нам. Знание европейских сказок. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки Ш. Перро. Ганс Христиан Андерсен. Шарль Перро. Сказки Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Ларина Г.В.

Урок литературы в 9 классе

ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ

В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Цели урока: раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; выявить внутреннюю логику создания образов поместного дворянства; проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; приобщить учащихся к исследовательской работе.

Методические приёмы: повторение известных сведений о персонажах поместного дворянства в форме викторины, постановка вопроса для обсуждения, создание проблемной ситуации, беседа с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся.

Оборудование: репродукции портретов помещиков работы П.М.Боклевского, презентация «Портретный вернисаж Гоголя», карта путешествия Чичикова, высказывания критиков

«Ни тени добра, ни единой светлой мысли,

ни единого человеческого чувства нет в них»

(Г.А.Гуковский)

«Гоголь показал обыкновенность обыкновенного человека»

(В.В.Кожинов)

«Гоголь проводит Чичикова сквозь строй

истинно русских людей, каждый из которых

эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич,

и Плюшкин – все они пришли из мира сказки»

(П.Вайль, А.Генис)

Эпиграф: «Мёртвые души…все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие»

А.И.Герцен

Ход урока.

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному человеческому типу. Гоголь дает эти главы в определенном порядке, который вовсе не произволен. Посещение Чичиковым Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина обычно понимается как история похождения «приобретателя», покупающего мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков, души. Между тем особенностью произведений Гоголя является многоплановость текста и создаваемых образов. Гоголевский текст подобен археологическому раскопу: чем шире и глубже поле исследования, тем более наглядной становится жизнь человека, тем более обстоятельной и всесторонней является получаемая информация.

II. Викторина «Узнай персонаж» (учащиеся зачитывают заранее заготовленные учителем карточки с описанием помещиков, нужно положить карточку с описанием в карманчик с изображением того персонажа, о котором идет речь). Одновременно индивидуальная игра «Лото» по такому же принципу.

1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его” (Ноздрев)

2. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух” (Плюшкин)

3. Из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...” (Манилов)

4. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...” (Собакевич)

5. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине” (Плюшкин)

6. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории” (Ноздрев)

7. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...” (Манилов)

8. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом” (Манилов)

9. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...” (Плюшкин)

10. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года” (Манилов)

11. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками” (Манилов)

12. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка” (Ноздрев)

13. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе” (Плюшкин)

14. “Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»” (Собакевич)

Характеристики какого персонажа не встретилось в викторине? (Коробочки)

III. Монолог Коробочки (в исполнении ученицы)

- Я старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие у меня огороды, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, а свёкла… А за огородом, напротив свиного хлева, - избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят. Торгую пенькой и салом, и крестьянами, коли бог пошлет. Вот правда Чичиков предложил продать мертвых крестьян. Я, скажу прямо, растерялась и стала торговаться, а вдруг – продешевлю (ещё мертвых не продавала).

IV. Аналитический вопрос.

Зачем Чичикову мертвые души?

V. Слово учителя.

Имена Манилова, Коробочки, Ноздрева. Собакевича, Плюшкина, пожалуй, относятся к числу наиболее известных среди всех имен героев классической русской литературы. Некоторые из них давно приобрели обобщающий смысл и стали нарицательными. Но что значат эти имена? Какими соображениями руководствовался писатель, размышляя о «наречении» героев поэмы?

VI. Сообщение учащегося «Что означают фамилии помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (сообщение ученики слушают на фоне презентации «Портретная галерея Гоголя»)

- Литературные имена героев «Мертвых душ» можно назвать скрытоговорящими. Они неоднозначны, потому что именование героя может осознаваться самим Гоголем на разных «срезах» текста. Для осмысления имени необходимо установить его внутреннюю связь с образом, а самого образа – с контекстом произведения. Фамилия Манилов образована от диалектного слова манила (то же маниха, манщик, манильщик), имеющий значение: «тот, кто обещает, но обманывает; тот, кому чудится; обманщик». Отличительная особенность Манилова – неопределенность его характера. Первое впечатление оказывается обманчивым, «манливым». Помещица Коробочка как домовитая хозяйка олицетворяет вещизм, накопительство. Фамилия ее, равнозначная прозвищу, ассоциируется с коробом, который может отождествляться как символ достатка и богатства. Фамилия следующего персонажа – Ноздрева – ассоциируется со словом ноздря, о которого образуется прилагательное ноздреватый в значении «с небольшими отверстиями, пористый». В диалектах имеется прилагательное ноздрявый – «исполненный скважин, дыр». Все это воспринимается нами в качестве намека на нравственную ущербность помещика. Фамилия Собакевич связана со словом собака, хотя сам Михаил Семенович кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Окончательный, завершающий этап омертвения души, распада, разложения всего истинно человеческого являет собой Плюшкин, раздавленный, расплющенный жизнью. Фамилия Плюшкин , связанная со словом плюшка в значении «маленькая сдобная булочка», которую изготавливают, сдавливая, делая плоским тесто, косвенно ассоциируется с изменением, раздавленностью, плющением духовного начала в человеке. Не исключена и косвенная ассоциация фамилии Плюшкина с глаголом плюхнуть(ся) «грузно, тяжело сесть, упасть», как символ духовного падения героя.

VII. Слово учителя. Постановка проблемного вопроса.

Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем? Перед вами высказывания современных критиков.

1) одни считают, что «ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них» (Гуковский Г.А.);

2) другие утверждают, что гоголевские герои не добродетельны, и не порочны, это «обыкновенные». «средние» люди, но воссозданные с уникальной гоголевской «яркостью, силой и крупностью»; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово «пошлый» означало «обыкновенный» - Гоголь показал «обыкновенность обыкновенного человека» (Кожинов В.В.);

3) третьи полагают, что «гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. Величественные в своих страстях и пороках эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной» (Вайль П., Генис А.)

Какое из этих мнений ближе вашему восприятию поэмы и почему? (Мнения ребят разные. Одни доказывают традиционную точку зрения. Другие приводят такие доказательства: «Думаю, что это обыкновенные люди, которые живут и сейчас. Плюшкин и Коробочка - скупые в разной степени; Манилов и Ноздрёв – мечтатели, не умеющие воплотить свою мечту в реальность, поэтому они лгут, чтобы возвысить себя в обществе. А Собакевич – это человек, думающий только о себе и своей выгоде». «Я согласен с мнениями Вайля и Гениса, потому что тоже вижу в гоголевских помещиках сказочные образы: Плюшкин – Кощей Бессмертный; Коробочка – Баба Яга; Собакевич – Медведь, вышедший из русской сказки; Манилов – Кот Баюн, завлекающий окружающих в сонное царство; Ноздрёв – это былинный Соловей – разбойник»)

Действительно, имена героев Гоголя, как и сказочные персонажи, стали нарицательными. Так же, как герои сказок, помещики Гоголя просты и понятны читателю, которые словно возвращаются в детство, когда читает о злом Кощее или неуклюжем Михайле Потапыче. Как и в сказках, важную роль играет и обстановка в жилищах героев. Например, дом Коробочки, в котором есть снадобья и отвары, в нашем воображении сразу становится избушкой Бабы Яги, а дом Плюшкина с его затхлостью, сыростью, пылью – дворцом Кощея Бессмертного и т.д.

С другой стороны, говоря о типичности героев Гоголя, давайте вспомним персонажей пушкинского романа «Евгений Онегин».

VIII. Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из романа «Евгений Онегин» (глава пятая, XXV XXVIII )

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканья гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной помещик Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

С семьей Панфила Харликова

Приехал и мосье Трике,

Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и в рыжем парике…

И вот из ближнего посада

Созревших барышень кумир,

Уездных матушек отрада,

Приехал ротный командир;

Вошел… Ах, новость, да какая!

Музыка будет полковая!

Полковник сам её послал.

Какая радость: будет бал!

Девчонки прыгают заранее;

Но кушать подали. Четой

Идут за стол рука с рукой.

IX. Слово учителя

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого». Об этом мы узнаем из письма Гоголя к В.А.Жуковскому. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя. Исследователи языка Гоголя отмечают, что работа над словом велась писателем с предельным напряжением всех душевных сил, поскольку помимо самого предмета изображения автора всегда занимало и слово, обозначающее этот предмет. Гоголь отличался умением «поворачивать» слово так, чтобы при этом извлечь из него максимальный художественный эффект. Чтобы показать, что даже самые, на первый взгляд, незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку, обратимся к теме «Описание еды и его роль в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

X. Выступление ученицы с сообщением «Описание еды и его роль в поэме «Мертвые души»

- С первых страниц поэмы Н.В.Гоголь дает понять, что образам еды он отводит немалое место в произведении. Писатель привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделяет сытость от чревоугодия. Главный герой, путешествуя от помещика к помещику первым делом оказывается за столом. Хозяева считают своим долгом попотчевать Чичикова чем-нибудь удивительным, будь то «щи от чистого сердца» у Манилова, или «блинцы» у Коробочки, или «чудный балык» у Ноздрева, или «бараний бок» у Собакевича, или «сухарь из кулича» у Плюшкина. Деловые разговоры предваряются застольем. Автор таким образом строит повествование, что каждая выделенная им «съедобная» деталь отражает черту характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой. Так, по хлебным крошкам, оставшимся с вечера на утро на скатерти в столовой Ноздрева, он делает вывод о безалаберности хозяина дома. А это в свою очередь наталкивает Чичикова на размышления: следует ли вести себя запанибрата и прямо сказать хозяину о цели или лучше не настаивать упорно на своем. Эта обывательская тактика героя – судить по угощению – легко переносится на видение мира и людей. В трактире старуха старается применить чичиковский способ «угадывания» людей: «Манилов будет поделикатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печенка, то и бараньей печенки спросит, а Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато все съест, даже и подбавки потребует за ту же цену». Помещики изображены так же. У Плюшкина еда – мерило человеческих качеств: «Хорошего общества человека хоть где узнаешь: он и не ест, а сыт». А Собакевич даже разделяет людей на провинциальных и столичных жителей с помощью чичиковской «философии». Одни, по его мнению, «упишут полбараньего бока с кашей, закусивши ватрушкою в тарелку», а другие едят «какие-нибудь котлетки с трюфелями». В провинции, подсказывает Собакевич, другой масштаб: то, что мелковато в столице, здесь разрастается до размеров необычайных. И, действительно, читатель видит, что пошлость героев увеличивается вдвое.

XI. Слово учителя

Итак, неслучайно столь частое обращение Гоголя к образам еды. Традиционные для всей мировой литературы, они становятся для героев «Мертвых душ» мерилом человеческих качеств, а для автора поэмы – средством изображения душевной пустоты персонажей, занятых только удовлетворением животных потребностей и потому достойных называться «свиными рылами» в гораздо большей степени, чем людьми.

Какие пороки олицетворяют каждый из помещиков? (Манилов – пустое мечтательство; Коробочка – дубиноголовость; Ноздрев – необузданность характера; Собакевич – жадность, страсть к стяжательств (стремление к наживе); Плюшкин – «прореха на человечестве»)

XII. Рассматривание карты путешествия Чичикова (творческая работа учащихся)

Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности? На первый взгляд, это продиктовано чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился и попал к Коробочке. Затем по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец восьмисот душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

XIII. Постановка проблемного вопроса

Но в таком порядке, в котором знакомит Гоголь читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл. Какой? Послушайте несколько точек зрения на именно такую последовательность расположения помещиков в тексте поэмы «Мертвые души».

Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации (у Манилова еще все есть – семья, дети, мебель (хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено)

Современная точка зрения: помещики делятся условно на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» (расточитель от накопительства, накопитель от расточительства)

Точка зрения Ю.Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души (обратите внимание на тот факт, что, описывая Манилова, Гоголь обращает наше внимание на вещи, его окружающие. У Манилова нет внутреннего мира, его душа умерла. И еще, только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души)

XIV. Исследование характеристик персонажей – помещиков (сообщение ученицы)

- У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз. В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не обозначаются (так как они просто излишни), или подчеркивается их бездуховность. Так, Манилов «имел глазки сладкие, как сахар», применительно к глазам Собакевича отмечено орудие, которое употребило на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза» (как в деревянной кукле!) О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».

XV. Импровизированный диалог с Плюшкиным (подготовленная учащимися сценка)

- Как живете господин Плюшкин?

- Беднею, господа. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Кругом издержки.

- А ведь когда-то вы были прекрасным хозяином, соседи ездили к Вам учиться мудрой скупости, разумной бережливости. Фабрики работали, станки, прядильни, плуги, косы. Хозяйка была приветливая, славилась хлебосольностью.

- Да, все это было. Не теперь хозяйка умерла, старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь умерла. Остался я один.

XVI. Проблемный вопрос

Кто из персонажей поэмы имеет биографию? (Плюшкин и Чичиков)

У кого есть прошлое, у того будет и будущее. Кто способен на возрождение? Если вспомнить, что «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте – в трех частях: первая часть – «Ад», вторая часть – «Чистилище», третья часть – «Рай», то замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада», «пошлости пошлого человека», предел его – в спасении этого самого «пошлого человека». Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) – это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение – через покаяние. Что необходимо для покаяния, очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце…»; «какое-то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им», - фиксирует Гоголь моменты «интроспекции» (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Но это тема нашего следующего разговора…

XVII. Домашнее задание: выписать из текста поэмы отрывки из лирических отступлений. О чем они?

ЛИТЕРАТУРА

    Вайль П., Генис А. Родная речь. 1991

    Воропаев В.А. Мертвые души: кто они? О названии поэмы Н.В.Гоголя / Русская речь, 2002, №3

    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1959

    Кожинов В.В. Поэма Гоголя. – М., 1995

    Манн Ю. Поэтика Гоголя. – М., 1978

«Повести Гоголя Шинель» - Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Анекдот как замысел сюжета. Критика о ‘’Шинели.’’. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А. Выполнили работу: Самородов. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя.

«Гоголь Мёртвые души» - Губернское общество. Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года. Дом в Васильевке. Настасья Петровна Коробочка. Павел Иванович Чичиков. Прокурор. «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь. Н.В.Гоголь. Петербург. Иван Антонович «кувшинное рыло». Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним.

«Гоголь Шинель» - Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Попытаться заглянуть в свой духовный мир. Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Вывод: Ограбление.

«Тарас Бульба урок» - Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Цель: Показать героизм Тараса и воспитать чувство патриотизма. … Русь! Казаки живо плыли на узких двурульных челнах и говорили про атамана. Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Тарас – типичный запорожец. Константин Симонов «Тарас Бульба». Словарная работа.

«Майская ночь или утопленница» - Ночь- Месяц- Туман- Пруд- Воздух- Земля-. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Какими, по-вашему, были Ганна и Левко? Найдите гоголевские эпитеты в повести. Знаете ли вы украинскую ночь? НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852гг.). Весёлые и страшные истории рассказаны пасичником Рудым Панько.

Описание деревни СобакевичаДеревня была довольно велика; два леса, березовый и
сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее,
были у нее с право и слева.
Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво:
не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец
был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на
мельницы да на корабли.
Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и
не уклюжем порядке

Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об
определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно
толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о
прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на
диво... все было пригнано плотно и как следует”.

Описание господского дома

Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной
крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде
тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов.
Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как
было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и
непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и
кухне были употреблены полновесные и толстые бревна,
определенные на вековое стояние.
На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во
весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой
одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела
клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками
очень похожий на Собакевича.
В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и
имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу
гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах,
совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд те

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно
греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и
дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный
медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его
как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого
хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная
мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не
вина, а беда героя. .

Собакевичу, и этим он
отличается от Плюшкина и
большинства других
помещиков, кроме разве что
Коробочки, присуща
некоторая хозяйственная
жилка: не разоряет
собственных крепостных,
добивается известного
порядка в хозяйстве, выгодно
продает Чичикову мертвые
души, отлично знает
деловые и человеческие
качества своих
крестьян.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины мед

ПОРТРЕТ
Собакевич Михайло Семеныч –
помещик, четвертый «продавец»
мертвых душ. Само имя и
внешность этого героя
(напоминает «средней
величины медведя», фрак на
нем «совершенно медвежьего»
цвета, ступает вкривь и вкось,
цвет лица «каленый, горячий»)
указывают на его могучесть его
натуры.
.

Описание внешнего вида помещика

Собакевич мало похож на
других помещиков. Это
расчетливый, прижимистый
хозяин, хитрый торгаш. Он чужд
мечтательному благодушию
Манилова, равно как и буйному
сумасбродству Ноздрева или
мелочному накопительству
Коробочки. Он немногословен,
обладает железной хваткой, себе
на уме, и мало найдется людей,
которым удалось бы его обмануть.
Автор называет Собакевича –
патриотом русского желудка!

Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем укл

Характер Собакевича великолепно схвачен
писателем и раскрывается не только во
внешности, но и в его манере говорить,
двигаться, во всем укладе его жизни.

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от "пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах" и кончая последним стулом, удивительно тесн

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от
"пузатого орехового бюро на пренелепых четырех
ногах" и кончая последним стулом, удивительно
тесно срослась со своим хозяином и, казалось,
говорила: "Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа
на Собакевича".

Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глаза

Для Собакевича характерно в высшей степени
враждебное отношение ко всему, что связано с
духовным началом в человеческой жизни. В его
глазах просвещение, культура - все только выдумки,
никому не нужные и вредные.

По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Нас

По твердому убеждению Собакевича, единственно
важным делом жизни может быть только забота
о собственном существовании и благополучии.
Насыщение желудка у него при любых
обстоятельствах (дома или в гостях - не важно)
всегда стоит
на первом плане.

Поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и стремительный бросок из засады добыче на

Поза Собакевича в продолжение всего разговора с
Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и
стремительный бросок из засады добыче навстречу,
когда она оказывается в пределах досягаемости.

СОБАКЕВИЧ живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи ОН видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга о

СОБАКЕВИЧ живет
исключительно в
современности, в 1820-х гг.
С высоты своей мощи ОН видит,
как измельчала окружающая
его жизнь. Во время торга он
замечает: «…что это за люди?
мухи, а не люди», куда хуже
покойников.
СОБАКЕВИЧ занимает одно из
самых высоких мест в духовной
«иерархии» героев, потому что
у него, по мысли автора, много
шансов на возрождение.
От природы он наделен многими
хорошими качествами.

Отношение помещика к предложению Чичикова

- Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень
просто, как бы речь идет о хлебе.
Извольте я готов продать.
«Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж
продает прежде, чем я заикнулся!»
- Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за
штуку! – сказал Собакевич.
После всех споров на счет цены, Чичиков сказал –
«кажется, между нами происходит, какое-то театральное
представление или комедия, иначе я не могу это
объяснить»
Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю
вам, и будите раскаиваться, что не купили.

Отношение Чичикова к помещику

Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя
средней величины – его даже звали Михайлом
Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и
длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно
наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно
крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на
человека, с которым разговаривал.
Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на
медном пятаке.

Купля продажа «мертвых душ»

Вся история купли продажи началась с того что


- По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот.
-А какая, однако ж, ваша цена???
-Моя цена, по восемь гривенок за штуку!
-Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой
мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а
у меня что ядреный орех, все на отбор.
После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее
слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле
нигде не купите такого хорошего народа!»

Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар
не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых:
сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто
забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в
цене и решили завтра же отправиться в город и
оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить
задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость
попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот
согласился.
Вся история купли продажи началась с того что
Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас
лишнего, по сто рублей за штуку!»

Просьбу
Чичикова
Собакевич
воспринимает
спокойно, но
требует за
каждую
мертвую душу
по 100 рублей,
да еще и
нахваливает
свой товар, как
купец.

Во время беседы с
Чичиковым Собакевич
даёт нелестные
характеристики общим
знакомым, всех называет
мошенниками.

В отличие от Ноздрева
Собакевича нельзя причислить
людям, витающим в облаках. Этот
герой твёрдо стоит на земле, не
тешит себя иллюзиями, трезво
оценивает людей и жизнь, умеет
действовать и добиваться того,
чего хочет. Сам он отрицательно
относится ко всему, что связано с
культурой и просвещением:
«Просвещение - вредная
выдумка». Он хорошо понимает
окружающую обстановку и
понимает время, в которое он
живёт, знает людей. В отличие от
остальных помещиков он сразу
понял сущность Чичикова.
Собакевич - это хитрый пройдоха,
наглый делец, которого трудно
провести. Всё окружающее он
оценивает лишь с точки зрения
своей выгоды.