Русская народная сказка «Заяц-хвастун. Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун Русские народные сказки заяц и ворона

Все люди разные, эту простую истину родители пытаются донести до ребенка с раннего детства. Различий более, чем достаточно: цвет кожи, конституция, манера одеваться и разговаривать. Если относиться ко всем слабостям и капризам малыша с пониманием, объяснять все спокойно и на личном примере, то в итоге получится гармоничная и счастливая личность, не нуждающаяся в одобрении окружающих и знающая, как грамотно с ними взаимодействовать. Если где-то перегнуть с педагогической настойчивостью и строгостью, то желание кому-то доказывать свое превосходство и склонность к преувеличению останется с человеком или, как в данном случае, с героем русской народной сказки, на всю жизнь.

Главный персонаж этой детской истории, как не сложно понять из названия – Заяц. Он шустрый, ловкий, смелый, но страдает от одного довольно существенного недостатка – любит приукрасить свои внешнее данные. У всех усы, а у него “усищи”, у всех зубы, а у него “зубищи” и т.п. Конечно, такая самооценка не могла не наткнуться на общественное порицание. Но такой ли отрицательный типаж этот заяц?! Станет понятно, если дочитать сказку до конца.

Краткое содержание текста сказки

В одной деревне поселился заяц. Времена были нелегкие, поэтому ему приходилось добывать пищу разными способами, в том числе подворовывать у местных крестьян овес. В один прекрасный день он встретился со своими собратьями и решил покрасоваться. Понимания он не встретил, даже наоборот, его друзья по виду нажаловались на него “тетке Вороне”. Она оказалась более участливой, выяснив ситуацию, и обнаружив явную вину хвастунишки, “немного его потрепала” и отпустила с миром.

Заяц же не обозлился, а сделал из конфликта правильные выводы. И когда Ворона попала в передрягу (за ней гнались собаки) – решил помочь опытной подруге. Он отвлек внимание псов на себя, и она смогла забраться на забор. Так они играли в догонялки до тех пор, пока оба не смогли спастись. Соответственно сказочный герой, вопреки расхожему мнению окружающих, оказался очень смелым и находчивым, что вскоре и подтвердила сама тетушка Ворона: “Вот ты молодец, не хваста, а храбрец”.

Прочитав эту детскую сказку в книге или на просторах сети сразу становится понятно, что речь в повествовании пойдет про зайца и он явно не будет молчать о своих достоинствах, а вот более сложные умозаключения приходят только после полного прочтения:

— Мнение толпы не должно быть основополагающим фактором для личностной самооценки;

— Принцип “все на одного” чаще всего ошибочен;

— Иногда те, кто на первый взгляд кажется другом отнюдь не является таковым;

— Собственное мнение о ситуации или человеке всегда важнее мнения окружающих;

— Прежде, чем принимать ту или иную сторону нужно детально изучить все обстоятельства;

— Если не удалось избежать конфликта, то из него нужно попытаться извлечь полезный опыт;

— Последний, но, пожалуй, наиболее важный, если есть возможность помочь кому-либо – это надо сделать, невзирая на негативные моменты, в прошлом.

Вообще “Заяц-хваста” – весьма заурядная история о желании выделится и осуждении, но у нее весьма необычный конец, а для того, чтобы она окончилась положительно, нужно приложить определенные усилия.

Читайте русскую народную сказку «Заяц-хваста» онлайн бесплатно и без регистрации.

Конспект занятия по развитию речи

старшая группа

Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун »

Подготовила воспитатель:

Калиниченко А.Н.

Цель

    Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.

    Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть

    Задача:

    Побуждать детей к активному слушанию сказки

    Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.

    Учить находить решение поставленной проблемы.

    Развивать речевую активность.

    Воспитывать доброжелательность.

    Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.

    Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.

    Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

    Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.

    Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми

    Итог занятия .

Предварительная работа:

    Введение в сказкотерапию

    Чтение сказки и пересказ

    Беседа с детьми о сюжете

    Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа : хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Методы и приемы: введение в сказкотерапию , беседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:

Ребята, вы любите слушать сказки?

Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора ».

Правильно!

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку « Заяц-хвастун ».

«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки . Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь.
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус - и тот охотиться любит.
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят.
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

Почему такая молва пошла о зайцах?

А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

Кто из героев сказки вам понравился больше?

Кого заяц выручал из беды?

Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

- (ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

А вы хотели бы иметь такого друга?

Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

- Вам понравилась сказка? Хорошо.

Сказка про зайчика для детей, которые часто хвалятся и не слушаются

Наступила снежная зима. Весь лес покрылся сугробами, а деревья надели снежные платья. Зайчики и белочки уже успели сменить свои летние шубки на теплые зимние. Только зайчик Тимошка никак не хотел расставаться со своей серой шубкой, уж очень она ему нравилась.

— Тимошка, все звери оделись в теплые шубки. А нам зайцам белая зимняя шубка еще и помогает прятаться среди снега от волка и лисицы. В серой они тебя легко обнаружат.

— Тимошка, послушайся маму, — говорят ему братья, — зима холодной бывает, ты замерзнешь.

Но Тимошка ни в какую не хотел подчиняться.

— Ха, что мне волк и лиса, — храбрился зайчик. — Я самый быстрый заяц в округе. Пусть сначала догонят!

Тут в окошко кто-то бросил снежок. Это бельчата звали зайчат играть.

— Тимошка, видимо, мне придется не пускать тебя на прогулки, пока ты не послушаешься, — сказала мама-зайчиха, — выходить зимой зайчику в летней шубке в лес не безопасно.

Но Тимошка был настолько непослушным зайчиком, что даже не стал слушать мамины предупреждения, а сразу выскочил за дверь.

— Сынок, только не уходи далеко от дома, — крикнула ему мама вслед.

Но услышал ли ее Тимошка? И послушается ли он маму?

Зайчата и бельчата лепили снеговика. Кто-то даже принес морковку для носа, орешки для глаз. Потом всей гурьбой строили снежный город, играли в снежки и прятки. Весело они проводили время, и день был таким чудесным, солнечным.

Вдруг один бельчонок, который прятался на дереве, увидел, как на опушке леса появилась лиса.

— Берегитесь! Лиса! — крикнул он.

Зверята бросились врассыпную, но лиса уже мчалась в их сторону. Ближе всех и заметнее оказался Тимошка. Зайчонок старался бежать быстрее обычного, но лиса не отставала. Вскоре силы начали покидать Тимошку.

— Какой удачный день, — произнесла лиса, когда зайчонок упал без сил возле дерева. — Сам зайчишка-хвастунишка! Сегодня у меня будет праздничный ужин.

Тимошка весь дрожал от страха. Еще никогда он не видел хищницу так близко. Зайчонок зажмурил глаза и…

— Ах, вы маленькие негодники, — услышал он голос лисы. — Вот доберусь я до вас, погодите у меня!

Это друзья-бельчата бросали с деревьев снежки в лису. Они не оставили своего друга в беде одного. И Тимошка, воспользовавшись моментом, бросился бежать. Возле дома его ждали братья и бельчата.

— Тимошка, ты в порядке? — беспокоились они.

— Да, все хорошо, — ответил зайчонок с грустью. — Спасибо вам друзья. Без вас бы я пропал, — и поспешил домой, чтобы никто не видел его слез.

А дома он бросился в объятия мамы и горько заплакал. Мама погладила зайчонка по голове:

— Тимошка, мой любимый сыночек!

Ему не нужно было ничего рассказывать маме, она все поняла бы сама. И мама-зайчиха не стала ругать своего зайчонка, для нее важнее было то, что он жив и здоров.

Иллюстрация: Petra Brown

Подготовила: воспитатель

Левенкова Е.А.

Чебоксары -2013

Актуальность

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый педагог Л.С. Выготский писал: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению». Следовательно, оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие.

По рисункам детей можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение, мышление.

Развитие творческих изобразительных способностей необходимо каждому ребенку. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитым художником, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим и музыку, и литературу, и живопись является художественный образ. Сказка наиболее близка и понятна ребенку. Именно сказка является одним из источников детского творчества. Воспринимая литературные произведения, понимая их содержание и нравственный смысл, ребенок самостоятельно выбирает средства художественной выразительности.

Цель: Оформить иллюстрации к сказке «Заяц хвастун» с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей;
  2. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для иллюстрирования сказки;
  3. Учить сочетать разные изобразительные техники рисования с элементами аппликации;
  4. Развивать чувство цвета и композиции;
  5. Воспитывать интерес к устному народному творчеству и изобразительной деятельности;
  6. Активизировать участие родителей в совместной творческой художественной деятельности детей.

Этапы:

  1. Подготовительный
  • Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун» в обработке О. Капицы
  • Рассматривание иллюстраций к сказке Е.М. Рачева, Э.М. Юрьева и А. Маркелова
  1. Практический
  • Рисование детьми иллюстраций к сказке
  1. Заключительный
  • Презентация проекта
  • Выставка детских рисунков в родительском уголке.

ЗАЯЦ ХВАСТУН

Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут хвастать:

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи, я никого не боюсь.!