Презентация на тему светская литература 16 века. Презентация "русские летописи". Великие Минеи Четьи

Особые приметы. Триумфальная арка в Санкт-Петербурге. Казачий атаман. Полтавская битва. Ярослав Владимирович Мудрый. Правильный ответ. Никита Сергеевич Хрущев. Александр Невский. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Музей колоколов в Валдае. Александр Васильевич Суворов. История России в исторических лицах. Соотнесите даты и события. Выявление уровня знаний учащихся. Племена. Памятник тысячелетию Руси.

«Памятники Смоленска» - Библиотеки. Вечный Огонь. Бюст. Памятник М.И.Глинке. Мемориальный комплекс. Памятник Володе Куриленко. Бронзовый бюст. Аллея славы. Бронзовая скульптура оленя. Место расположения. Памятник Софийскому полку. Парковая аллея. Мемориальный знак. Памятник. Аллея Героев. Памятник защитникам Смоленска. Бронзовая фигура. Памятник Фёдору Коню. Памятники Смоленска. Памятник на могиле. Памятник выдающемуся земляку смолян.

«Битва за Москву в войне» - Медаль "за оборону москвы". Потеряв почти половину своих танков, гитлеровцы повернули на восток, в район ст. Голицыно. Москва. 20 октября - ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступление началось. Жизнь молодой девушки была заполнена кипучей деятельностью. 6 декабря - СУББОТА. 1 декабря - ПОНЕДЕЛЬНИК. Тело Зои Космодемьянской после казни. 30 сентября - ВТОРНИК. 7 ноября - ПЯТНИЦА. Командир 316-й стрелковой дивизии генерал-майор И.В. Панфилов.

«Отечественная война 1812 в России» - Начало войны. Смоленское сражение. Присоединение России к континентальной блокаде. Бой за Шевардинский редут. Причины войны. В память о войне 1812 года. Наполеон в Москве. Неизбежность конфликта. Герои войны 1812 года. Окончание войны. Причины победы России в войне. Название деревни, в которой было принято решение оставить Москву. «Отыщи всему начало и ты многое поймешь». Французы подошли к городу 3 сентября.

«Переселение греков из Крыма» - Библия, привезённая из Крыма (из фондов Мариупольского музея). Одиссея крымских греков. Карта переселения греков из Крыма в Приазовье. Причина необходимости переселения. Знаете ли вы. Мариуполь. Цель работы. Митрополит Игнатий – вдохновитель и организатор переселения. Скульптура гречанки (из фондов Мариупольского музея). Крымские греки.

«Первые князья на Руси» - Научно-методическая деятельность. Святослав Воитель. Подвиг русского воина. Игорь Старый. Внешняя политика. Болгары. Аскольд и Дир. Общерусские князья. Походы на Византию. Почему Олега прозвали Вещим. Последний год Святослава. Внутренняя политика. Благоустройство подвластных Киеву земель. Рюрик. Олег Вещий. Ольга. Южное направление. Последнее предание. Мирный договор. Посещение Константинополя. Первое предание.

краткое содержание других презентаций

«Средневековая лирика» - Музыканты. Наиболее известные трубадуры. Carmina Burana. Разновидности певцов. Книги и летописи. Каролингская империя. Выдающиеся ваганты. Наследие средневековой лирики. Немного о миннезингерах. Средневековая лирика. Причины упадка. Трубадуры. Высокое Средневековье. Характерный отрывок. Имена. Монастыри. Рыцарский замок. Ваганты. Куртуазная любовь. Женщина. Опасность игры. Поэтические источники. Политические события.

«Средневековая литература и искусство» - Романский храм. Городская литература. Витражи. Рыцарская литература. Средневековое искусство. Путешествие в загробное царство. Книжная миниатюра. Поэты-певцы. Готический храм. Данте Алигьери. Рыцарские романы и повести. Средневековая литература. Последня баллада Франсуа Вийона. Библия для неграмотных. Готика. Франсуа Вийон. Рыцарская поэзия. Любовь. Живопись. Рыцарские поэты.

«Литература эпохи Средневековья» - «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. Литература раннего Средневековья. Рыцарский роман. «Беовульф», Х в. «Песнь о Роланде». Небольшие рассказы шутливого содержания. Куртуазная литература. Литература зрелого Средневековья. «Песнь о Сиде». Городская литература. Героические поэмы. Песнь о моём Сиде. «Песнь о Нибелунгах». Песнь о посте в любви. Проверьте себя. Поэзия вагантов.

«Литература в 14-16 веках» - Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Летописание. Книгопечатание. Развитие литературы XVI века. Устное народное творчество. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Исторические песни. Подведение итогов. Литература. Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Просвещение.

«Литература 15 века» - Хождения. Исторические песни, сказания. Жития. Литература. Фольклор. Летописание. Народное творчество. Просвещение. Процессы преодоления культурной замкнутости. Исторические повести. Интерес к всемирной истории. Первые печатные издания. Литература XIV – XVI вв. Издатели. Былинный эпос. Проверь себя. Раздробленность государства. Летопись.

«Литература Средневековья» - Литература Средневековья. Литература Средних веков. Немецкий героический эпос. Французская поэзия трубадуров. Античная литература. Словарь. План урока. Грузинская поэма. Этапы общения с литературным текстом. Эстетические идеалы Средневековья.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  • С ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬ НАЧИНАЕТСЯ КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ.
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕДИНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ РУССКОЙ САМОБЫТНОСТИ
  • ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ- УКРЕПЛЕНИЕ МОЩИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЕДИНСТВО
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАЧАЛО КНИГОПЕЧПТАНИЯ.

С 14 века использование бумаги

Появление полуустава

Рост количества грамотных людей

Более дешево и удобно

Центры учения грамоте


Российское книгопечатание

По инициативе в 1564 году на печатном дворе в Москве.

Апостол. 1564 г.

Часословец, 1565 г.

Иван Федоров.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ- как отклики на происходящие события

ГЕРОИЧЕСКИЙ БЫЛИННЫЙ ЭПОС


Песня о Щелкане Дудентьевиче

Песнь об Авдотье -Рязаночке


Литература 14-15 веков.

БОРЬБА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ

Повесть о разорении Рязани Батыем

Победа на Куликовом поле

Путевые заметки

Летописи


«ЗАДОНЩИНА». Сафоний Рязанец

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»




«СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ»

ПУБЛИЦИСТИКА:

Иван Семенович Пересветов

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 16 ВЕКА.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЫСЛЬ- ПРОБЛЕМЫ КРЕПНУВШЕЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ



16 век – Четьи минеи.

«четьи»- книги для чтения

«минеи»- сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые рекомендуется их читать.


Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов

Священник Сильвестр.16 век.

В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

Справка

Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

Особенность Воскресенской летописи еще и в том, что большинство ее списков датируются относительно ранним временем – серединой XVI в. В целом же Воскресенская летопись гораздо традиционнее Никоновской, она в большей степени следует жанру древнерусской летописи. Родственными Воскресенской летописи оказываются официальные исторические сочинения середины XVI в.: "Государев родословец" и "Сказание о князьях владимирских". По-видимому, именно Воскресенскую летопись имеет в виду Даниил Принтц, посетивший Россию в составе посольства германского императора в 1570-е гг. Он пишет, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров, но эти летописи правительством содержатся в тайне.

В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

"Летописец начала царства", доведенный до 1560 г., был включен в летописную компиляцию, которую в научной литературе назвали Летописным сводом 1560 г. Основными источниками последнего стали тексты Воскресенской и Никоновской летописей. Кроме того, в Свод 1560 г. вошли оригинальные известия за середину XVI в. Этот Свод был привлечен при составлении так называемой Львовской летописи, которая так же, как и ее источник, доводит изложение до 1560 г. Львовской летопись названа по имени ее первого публикатора – известного русского просветителя Н. А. Львова.

Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр.

Так называемый Синодальный том, в котором повествуется о царствовании Ивана Грозного, был отредактирован неизвестным, но, без сомнения, высокопоставленным лицом (Д. Н. Алыииц видел в анонимном редакторе Лицевого свода самого Ивана Грозного). Скорописным почерком внесена правка на листы с уже раскрашенными миниатюрами. С учетом этой правки текст был переписан – так появился завершающий том Лицевого свода, известный как Царственная книга. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях.

Наряду с общерусским существовало и местное летописание. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

Во время святительства в Новгороде архиепископа Макария (с 1542 г. митрополита Московского) при митрополичьей кафедре на основе Новгородской IV летописи был составлен летописный свод, доводящий изложение до 1539 г. Он впоследствии стал одним из источников Лицевого свода, лег в основу новгородского летописания XVII в., но дошел и в первоначальном виде: его фрагмент читается в гак называемой Архивской летописи, а полный текст – в Новгородской летописи Дубровского. Составление Свода 1539 г. исследователи совершенно справедливо связывают с архиепископом Макарием, а в качестве места его создания называют кафедру новгородских архиереев.

Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Литература 14-16 веков Подготовила Щур И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» 2016год

2 слайд

Описание слайда:

План 1.Первые библиотеки. Обучение грамоте. 2. Книгопечатание 3.Былинный эпос 4.Воинская повесть. 5. Тверской купец Афанасий Никитин 6. Общерусское летописание

3 слайд

Описание слайда:

С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.

4 слайд

Описание слайда:

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.

5 слайд

Описание слайда:

В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев. В это же время появляется и новый жанр народного творчестваисторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.

6 слайд

Описание слайда:

В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.

7 слайд