«Часовое искусство. Часы XVI–XVII вв. в собрании Эрмитажа. Выставка «Часовое искусство. Часы XVI — XVII веков в собрании Эрмитажа

Человечество пережило множество эпох. Страшных, удивительных и даже загадочных. Но из всей череды столетий лишь одно было названо Золотым Веком, временем титанов по силе мысли, страсти и духу, по многосторонности и учености. Влияние Ренессанса на умы было поистине революционным и всепроникающим. Он в той или иной степени затронул все страны Западной, Центральной и даже отчасти Восточной Европы. Его влияние на умы было поистине революционным. Он принес столь сокрушительные перемены, что Средневековье с его идеей слабости и ничтожества человека, низменности его природы и чувств полностью утеряло свои позиции в философии и культуре. "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени", - писал Фридрих Энгельс. И до сих пор историки, оценивая его влияние, отдают должное стране, где Ренессанс зародился, откуда его идеи распространились по всему миру, а именно Италии. Именно там был зажжен тот факел, который затем осветил новый путь всему человечеству.

Возрождение - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения - это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое. Границы этого периода в разных странах различны. Так, в Италии Возрождением называют 14 - 16 века, а в других европейских странах - 15 - 16 века. Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13 -14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 - первая четверть 16 века) и Позднее Возрождение (16 век).

Особенности культуры Возрождения ярче всего проявились в архитектуре и изобразительном искусстве Италии. Аскетические идеалы и догматическая условность средневековья сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума.

При всей бесконечности увлечений, вкусов и научных приоритетов эпоха Возрождения (13-14 вв.) - в целом для европейцев - один из самых пленительных периодов в истории мирового искусства, "античность" Нового времени, недосягаемая планка художественного совершенства, идеал гармонии и красоты.

"Эпоху возрождают люди", - этот принцип более всего подходит именно к Возрождению, создавшему концепцию богоравного "универсального" человека и выдвинувшему в искусстве личностей, ставших олицетворением целых эпох национальной культуры.

Эта эпоха явила миру выдающихся мастеров: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Сегодня мы познакомимся с творчеством наиболее интересных и знаменитых художников и постараемся ответить на вопрос "Можно ли считать этих творцов титанами Возрождения?"

При написании реферата использовалась учебная литература, а также научные статьи в журналах по исследуемому вопросу.

11.01.2017 в 23:25

История происхождения механических часов наглядно демонстрирует начало разработки сложных технических приборов. Когда изобрели часы, они на протяжении нескольких столетий оставались главным техническим изобретением. И до сегодняшнего дня историки не могут сойтись во мнении - кто же на самом деле первым изобрел механические часы, опираясь на исторические факты.

История часов

Еще до революционного открытия - разработки механических часов, первым и простейшим прибором для измерения времени являлись солнечные часы. Уже более 3,5 тысяч лет назад, основанные на корреляции движения Солнца и длиной, положением тени от предметов, солнечные часы были наиболее широко использованным прибором для определения времени. Также в дальнейшем появлялись в истории упоминания о водяных часах, с помощью которых пытались перекрыть недостатки и погрешности солнечного изобретения.

Чуть позже в истории появились упоминания об огневых часах или свечных часах. Данный способ измерения - тонкие свечи, длина которых достигала до метра, с нанесением по всей длине временной шкалой. Иногда дополнительно к боковым сторонам свечи крепили металлические стержни, и когда воск выгорал, боковые крепежи, падая вниз, издавали характерные удары по металлической чаше подсвечника - означая звуковой сигнал определенного периода времени. К тому же свечи помогали не только определять время, но и в ночной период помогали освещать помещения.
Следующим, не маловажным изобретением до механических приборов, стоит выделить песочные часы, которые позволяли измерять лишь небольшие промежутки времени, не более получаса. Но, как и огневый прибор, песочные часы не смогли достичь точности солнечных.
Шаг за шагом с каждым прибором у людей выработалось более четкое представление о времени, непрерывно продолжались поиски совершенного способа его измерения. Уникально новым, революционным прибором стало изобретение первых колесных часов, и с момента его возникновения наступила эра хронометрии.

Создание первых механических часов

Это часы, с помощью которых время измеряется по механическим колебаниям маятника или системы баланс-спираль. К сожалению, точная дата и имена мастеров изобретения первых в истории механических часов остаются неизвестными. И остается лишь обращаться к историческим фактам, свидетельствующих о этапах создания революционного прибора.

Историки определили, что начали использовать механические часы в Европе на рубеже XIII - XIV веков.
Башенные колесные часы стоит назвать первым представителем механического поколения измерения времени. Суть работы была простой - одноприводной механизм состоял из нескольких частей: гладкая деревянная ось и камень, который привязывали канатом к валу, таким образом заработала функция гири. Под действием влияния тяжести камня, канат постепенно разматывался и за собой способствовал вращение оси, определяя ход времени. Главной сложностью такого механизма были колоссальный вес, а также громоздкость элементов (высота башни составляла минимум 10 метров, а масса гири достигал отметки 200 кг), что влекло за собой последствия в виде больших погрешностей во временных показателях. В результате в средневековье пришли к выводу, что работа часов должна зависеть не только от единственного движения гири.
Механизм в дальнейшем дополнили еще несколькими составляющими, которые сумели управлять движением - регулятор «Билянец» (представлял собой металлическую основу, расположенную параллельно поверхности храпового колеса) и спусковой распределитель (сложная составляющая в механизме, с помощью которой осуществляется взаимодействие резуляттора и передаточного механизма). Но, не смотря на все дальнейшие нововведения, башенный механизм продолжал требовать непрерывного наблюдения, оставаясь при этом самым точным прибором измерения времени, даже не глядя на все свои недостатки и большие погрешности.

Кто изобрел механические часы

В конечном итоге со временем механизмы башенных часов превратились в сложную конструкцию со многими автоматически подвижными элементами, разнообразной системой боя, со стрелками и декоративными украшениями. С этого момента часы стали не только практичным изобретением, но и предметом восхищения - изобретение техники и искусства одновременно! Безусловно, стоит выделить некоторые из них.
Из ранних механизмов, таких как башенные часы в Вестминстерском аббатстве в Англии (1288 г.), в храме Кентербери (1292 г.), в Флоренции (1300 г.), к сожалению, ни один не сумел сберечь имена их создателей, оставшись неизвестными.
В 1402 году были сооружены Пражские башенные часы, оснащенные автоматически подвижными фигурками, которые во время каждого боя курант отображали определенный набор движений, олицетворяя историю. Самая древняя часть Орлоя - механические часы и астрономический циферблат, была реконструирована в 1410 году. Каждая составляющая деталь была произведена часовым мастером Микулашем из Кадани по проекту астронома и математика Яна Шинделя.

Например, часовому мастеру Джунелло Турриано понадобилось 1800 колес для изготовления башенных часов, которые демонстрировали дневное движение Сатурна, годовое движение Солнца, перемещение Луны, а также направление всех планет в соответствии с птолемеевской системой мироздания, и ход времени в течение дня.
Все вышеперечисленные часы были изобретены относительно независимо друг от друга и имели высокую погрешность показателей времени.
Первые затрагивания темы об изобретении часов с пружинным двигателем ориентировочно возникли во второй половине XV века. Именно благодаря этому изобретению следующим шагом стало открытие уменьшенных вариаций часов.

Первые карманные часы

Следующим шагом революционных приборов стали первые карманные часы. Новая разработка появилась ориентировочно в 1510 году благодаря механику из немецкого города Нюрберга - Петеру Хенлейну. Главной особенностью прибора стала заводная пружина. Модель показывала время с помощью всего одной стрелки, демонстрируя приблизительный период времени. Корпус был изготовлен из позолоченной латуни в форме овала, в результате получив название «Нюренбергское яйцо». В дальнейшем часовые мастера стремились повторить и усовершенствовать по примеру и подобию первых.

Кто изобрел первые современные механические часы

Если же говорить о современных часах, в 1657 году изобретатель голландец Христиан Гюйгенс впервые применил маятник как регулятор часов, и этим сумел значительно уменьшить погрешность показаний в своем изобретении. В первых часах Гюйгенса суточная погрешность не превышала 10 секунд (для сравнения ранее погрешность колебалась от 15 до 60 минут). Часовой мастер сумел предложить решение - новые регуляторы и для гиревых, и для пружинных часов. Теперь с этого момента механизмы стали значительно совершеннее.
Следует отметить, что во все периоды поиска идеального решения оставались незаменимым предметом восторга, удивления и восхищения. Каждое новое изобретение поражало своей красотой, трудоемкой работой и кропотливыми находками для усовершенствования механизма. И даже сегодня часовые мастера не перестают радовать нас новыми решениями в производстве механических моделей, подчеркивая уникальность и точность каждого своего прибора.

26 октября 2016 года в Синей спальне Зимнего дворца открывается выставка «Часовое искусство. Часы XVI - XVII веков в собрании Эрмитажа», где представлены уникальные первые памятники часового искусства, созданные европейскими мастерами.


Франция, Париж
Середина XVII в.

Часы квадратные на цепочке, в футляре
Франция, Париж
Середина XVII в.
Часовщик Луи Баронно (Baronneau, Louis)
Золото, серебро, стекло, сталь, медные сплавы, рубины, шпинель, гранат, эмаль, кожа, шелк; чеканка, гравировка, золочение, воронение, роспись, инкрустация

Часы настольные в виде глобуса
Германия
Начало XVII в.
Неизвестный мастер


Германия, Нюрнберг
Третья четверть XVI в.

Часы солнечные равноденственные универсальные экваториальные
Вторая половина 1710-х – начало 1720-х гг.
Россия, Санкт-Петербург
Мастера «Токарни» Петра I, при участии Петра I
Дерево, слоновая кость, сталь, медь, бумага, стекло; токарная обработка

Часы солнечные универсальные горизонтальные
1556 г.
Германия, Аугсбург
Мастер Клибер (Klieber)
Медные сплавы; гравировка, золочение, серебрение

Часы настольные в виде башенки
Середина XVII в.
Польша, Гданьск
Часовщик Паулюс Хорн (Horn, Paulus)
Латунь, медь, серебро, железо; литье, штамповка, чеканка, гравировка

Часы настольные с аллегорическими изображениями
Третья четверть XVI в.
Германия, Нюрнберг
Мастер Ганс Грюбер (Gruber, Hans)
Медь, сталь, стекло; литье, чеканка, гравировка, золочение

Часы настольные цилиндрические
XVI в.
Франция
Мастер Матье Башеле (Bachelet, Matieu)
Медь, металлические сплавы; литье, чеканка, гравировка, золочение


Середина XVII в.
Франция, Париж

Часы с гризайльными орнаментами
Середина XVII в.
Франция, Париж
Часовщик Пьер де Бофр (de Baufre, Pierre)
Медь, золото, серебро, сталь, алмазы, эмаль; чеканка, золочение, воронение, роспись

В составе экспозиции около ста предметов ‒ настольные, настенные, карманные механические часы, а также их предшественники – солнечные, лунные и звездные приборы для измерения времени.

Создание часов – область прикладного искусства, которая соединила в себе несколько видов деятельности: изготовление механизма – «сердца» часов и соответствующего футляра-корпуса. В ранний период часы особенно высоко ценились, они выполнялись из редких, дорогих материалов и предназначались, прежде всего, для первых лиц государства, влиятельных персон и знати. В России часы начали использовать с XVI столетия, позднее вышедшие из употребления экземпляры стали объектом коллекционирования. На выставке можно увидеть разнообразные по форме, техническим и художественным решениям изделия, приобретенные Петром I, Елизаветой Петровной, Екатериной II, а также представителями петербургского дворянства.

Появлению первых механических часов предшествовали иные приборы измерения времени: водяные, песочные, солнечные, звездные часы. В составе экспозиции: старейшие в России солнечные часы работы аугсбургского мастера Клибера (1556); сложнейший астрономический прибор, созданный в 1584 году другими аугсбургскими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом, ‒ астрономические часы, со звездным и земным глобусами – своеобразная система мира в представлении своей эпохи. Особое место занимают универсальные экваториальные солнечные часы, выполненные мастерами «Токарни» Петра I.

Первые механические портативные часы были настольными, в Эрмитаже они представлены, в основном, работами мастеров Германии середины и второй половины XVI века. Самые ранние экземпляры датируются первой третью XVI столетия. До нашего времени дошло всего несколько имен первых мастеров часового искусства. Их редкие произведения показаны на выставке ‒ часы немецких часовщиков Ганса Грюбера с аллегорическими гравированными сценами и часы со сценой распятия Ганса Лукаса Торна. Французская школа представлена уникальным образцом эпохи Возрождения – цилиндрическими часами, выполненными Матье Башеле.

Архитектурные формы корпусов ранних часов соответствовали господствующему художественному стилю, а элементы декора изменялись и варьировались. Для усиления декоративного эффекта корпус украшался колонками по углам и базой в основании. В верхней части часов располагался колокол боя, увенчанный чеканными фигурами, вазонами, балясинами. В центре, обычно, был циферблат, иногда два или три. Основную поверхность изделий этого времени покрывали разнообразные гравированные и чеканные композиции, восходящие к гравюрам того периода. Мастера повторяли сюжетную композицию почти полностью, иногда использовали отдельные фигуры или фрагменты орнаментов. Наиболее распространенными были изображения аллегорических фигур Астрологии, Времени, Истины, Милосердия. В декор часов включались гравированные надписи, например, такие как: Fugitirreharabiletempus («Бежит невозвратное время»), Tempusfugit («Время бежит»), Fugitaetasutumbra («Жизнь пробегает как тень») и другие. Размышления о не зависящих от человека изменениях природы, о постоянном движении солнца и планет, прогресс науки в изучении окружающего мира нашли отражение в форме часов, выполненных в виде глобуса со знаками зодиакальных созвездий или шара с циферблатом по линии экватора.

Широкое распространение имели настольные многоугольные часы, в боковые стенки которых монтировались пластины из прозрачного горного хрусталя или стекла, позволяющие наблюдать движение колес, пружин, шестеренок и иных деталей механизма.

Исследователи полагают, что скругление углов настольных часов, стало основой первых миниатюрных часов, выполненных в виде тамбуринов. К 1570 – 1580 годам они получили характерный вид: механизм помещался в корпус из двух прорезных створок с чеканными композициями в центре. Как и большинство «тамбуринов», сохранившихся в музейных коллекциях, эрмитажные вещи выполнены немецкими мастерами.

Первые карманные часы представлены на выставке во всем многообразии их форм: в виде книги, образка, цветочного бутона, черепа, креста. Работы Б. Маньена, Исидора Шампиона, Жака Сермана, выполненные в форме креста, могли принадлежать священнослужителям. Чаще миниатюрные часы исполнялись в форме круга, овала, восьмиугольника, квадрата. Особое распространение в XVII веке имели квадратные часы, примером которых являются работы мастеров Луи Баронно, Иоганна Зигмунда Шлёера.

После того, как в 1657 году Христиан Гюйгенс ввел в механизм маятник, а в 1674 году по его проекту были сделаны часы, в которых роль маятника выполнял баланс, мастера добились высокой, почти современной точности хода часов. С тех пор формы механизмов и корпусов портативных часов могли варьироваться более свободно, геометрические соседствовали с фигурными. Получили распространение часы, механизмы которых вставлялись в фигурку птицы, как в изделиях Каспара Камеля (Камила) из Страсбурга и Абеля Сенебье из Женевы.

Самой популярной формой карманных часов был круг, со второй половины XVII века он стал господствующим. Разнообразны материалы круглых корпусов: золотые, серебряные, выточенные из камня, с крышками из горного хрусталя, украшенные драгоценными камнями и эмалевыми росписями. Искусство декора ярко представлено в часах немецкого мастера Иоганна Ольденбурга, выдающегося французского часовщика Никола Лемендра и целой плеяды мастеров из европейских центров часового дела. На протяжении XVII века характерные особенности стиля барокко проявили себя в использовании пышных цветочных орнаментов, ярких колористических акцентов. Широкое распространение в последней четверти XVII столетия во Франции и Швейцарии получает новый тип эмалевого декора: внутренние, наружные, боковые поверхности корпусов и даже циферблат украшаются композициями расписной эмали. Среди них великолепные часовые корпуса с росписями, выполненными братьями Жаном-Пьером и Ами Хюо и последователями по живописным оригиналам их современников.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа». Научный редактор каталога – О. Г. Костюк, авторы вступительных статей: Л. Д. Райгородский, О. Г. Костюк. Авторы каталожных описаний – А. Г. Гейко, О. Г. Костюк, О. В. Локалова, Г. Б. Ястребинский.

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которуюлучше организовывать так:

  • внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вамисточники;
  • если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материалезаданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вылогически можете прийти к верному ответу;
  • в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать,делать выводы и строить связный текст рассуждения.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 80.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Задание 1

Перед вами несколько изображений средневековых ратуш, крепостей и колоколен, в которые были встроены часы.

Башня с часовым механизмом становилась одновременно пространственной и временной осью площади, города или монастыря – центром общественного пространства. Да и время, которое измеряли такие часы – это время жизни города, общины, братии – время коллективное.

Посмотрите на приведенные в задании примеры средневековых сооружений, в которые встроены часы и постарайтесь определить, в какой стране находится каждое из них (если знаете город, можете указать название города).

Рисунок А, Россия (Великий Новгород)
Рисунок Б, Италия (Тренто)
Рисунок В, Армения, Христианский Кавказ (Агарцин)
Рисунок Г, Швейцария (Берн)
Рисунок Д, Чехия (Прага)

По одному баллу за правильно определенное географическое положение

Всего за задание 1 ‒ максимум 5 баллов.

Задание 2

А) Перед вами часы, созданные европейскими мастерами в разные эпохи.

Определите, в каком стиле выполнено каждое из изделий и впишите название стиля под изображением.





По одному баллу за правильно определенное название стиля

Всего за задание 2а ‒ максимум 4 балла

Б) Расположите номера изображений в хронологическом порядке от более раннего к более позднему стилю.

Хронологический порядок: 2, 4, 1, 3

По одному баллу за правильное место в хронологическом ряду

Всего за задание 2б ‒ максимум 4 балла

В) Напишите небольшой текст-рассуждение о персонажах, которые в каждой из вещей призваны быть «хранителями времени». Кто они, каких мифологических героев напоминают, как обращаются с самими часами и какое пространство создают вокруг них, как меняется поведение скульптурных героев и их отношение ко времени от стиля к стилю. Какое представление о времени формируется у зрителя?

Критерии оценки рассуждения:

Всего за задание 2в ‒ максимум 8 баллов.

Всего за задание 2 ‒ максимум 16 баллов.

Задание 3

Перед вами пять натюрмортов, созданных в разные эпохи.

1. Питер Клас. «Натюрморт с ветчиной, хлебом, солонкой и ремером» (1646)




Посмотрите на два натюрморта XVII века, представленные среди репродукций. Они написаны современниками, жившими в очень разных с точки зрения культурного климата и социального устройства странах.

Антонио Переда жил в монархической, консервативной и религиозной Испании, Питер Класс – в буржуазной, протестантской Голландии.

Напишите небольшой связный текст о том, какими смыслами наделяются часы в каждом натюрморте, какую роль они играют в картине. Как соотносится образ часов со спецификой жанра натюрморт? Подумайте о том, какое название получил этот жанр во французском (nature morte – «мертвая натура») или немецком (Stilleben – «тихая жизнь») языках?

Обратите внимание на то, рядом с какими предметами часы представлены, как взаимодействуют с ними, какую композиционную и колористическую роль выполняют.

Теперь обратитесь к трем картинам XX столетия, представленным в задании. Опираясь на эти примеры, сформулируйте в нескольких предложениях, как изменился образ часов, а соответственно и образ времени, в XX веке (по сравнению с XVII веком)?

Критерии оценки рассуждения:

Всего за задание 3 ‒ максимум 14 баллов.

Задание 4 «Золушка»

В 1944 году композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил балет «Золушка». На следующий год балет поставили в Большом театре в Москве.

На протяжении ХХ века разные хореографы и постановщики обращались к этой партитуре, придумывая свои варианты сказочной истории и каждый раз по-новому осваивая музыку Прокофьева.

В этом задании вам предстоит посмотреть фрагменты двух постановок уже XXI века. Это балетные спектакли «Золушка» 2002 года хореографа Алексея Ратманского (Мариинский театр) и «Золушка» 2006 года хореографа Юрия Посохова (Большой театр).

Оба фрагмента – финал сцены бала и бой часов. Это наиболее драматичный и напряженный эпизод в музыкальной ткани балета и в действии спектакля.

Посмотрите фрагменты из обоих балетов, изучите фотографии со спектаклей и опираясь на свои наблюдения и следующие вопросы, напишите небольшое связное рассуждение (170-190 слов 1 ) на тему «Образ времени в сцене бала балета «Золушка» С. Прокофьева».

  • Вспомните сказочный сюжет Шарля Перро. Каким образом бой часов влияет на персонажей истории, на ее пространство и время?
  • Внимательно послушайте музыку этого фрагмента балета. Какими средствами композитор выстраивает тему часов. Проявляется ли в данном отрывке образ времени? Как эмоционально окрашена музыка?
  • Как сценографически выглядят часы на сцене? Какие символические смыслы художники спектакля вкладывали в такое решение сценических объектов.
  • Обратите внимание на персонажей, принимающих участие в этом эпизоде в каждом из спектаклей. Помимо главных героев – Принца и Золушки, придворных на балу, Мачехи и сестер – на сцене есть и другие действующие лица. В постановке Алексея Ратманского – это Фея – старушка-нищенка и четыре персонажа, олицетворяющих времена года; а в спектакле Юрия Посохова – это Сказочник и четыре ворона (его постоянные спутники). Как эти персонажи влияют на восприятие темы времени в каждом из эпизодов?
  • Что приводит в движение бой часов? Как меняется пространство? Как изменяются мизансцены и движения героев? Трансформируется ли мир на сцене?

Критерии оценивания письменного рассуждения

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

B. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Всего за задание 4 – 45 баллов.

Максимум за работу 80 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Одним из первых изобретений человечества было изобретение часов. Однако изобретение часов механических, показывающих текущее время, (внезависимости от пасмурной погоды, сумерек или ночного времени суток (солнечные), количества воды или песка (водяные или песочные), количества масла в плошке или воска (огневые) …в 1337 году в парижском соборе Нотр-Дам де Пари зажгли гигантскую свечу-колонну, которой отмеряли целый год жизни),явилось важнейшим изобретением человечества.

Исследователи, изучающие историю изобретения, и время появления первых механических часов, не пришли к общему мнению о том, когда появились первые механизмы учета времени. Одни отдают пальму первенства в изобретении механических часов некоему монаху из города Верона. Имя изобретателя было Пацификус. Другие исследователи считают, что этим изобретателем был монах по имени Герберт, который жил в монастыре испанского города Сала-манка, в Х веке. За свои научные изыскания он был обвинен в колдовстве и изгнан из Испании.Это, однако, не помешало ему стать впоследствии римским папой, Сильвестром II.(Его папство длилось с 999 года по 1003 год.) Достоверно известно, что в 996 году Герберт сконструировал и построил гиревые башенные часы для Магдебурга. Можно сделать вывод, что механические часы появились практически одновременно и независимо друг от друга в разных странах - к этому вел ход развития технической мысли человека.

В первых часовых механизмах можно было выделить шесть основных компонентов:
. Двигатель;
. Передаточный механизм зубчатых колес; (период вращения колес в зубчатой пе-редаче, зависит от отношения диаметров, входящих в нее колес или, что тоже самое, отношения количества зубьев. Подбирая колеса, с разным количеством зубьев, несложно был подобрать соотношение количества зубьев на колесах, находящихся в зацеплении, так, чтобы одно из них совершало оборот ровно за 12 часов. Если «посадить» на ось этого колеса стрелку, то и она будет совершать оборот тоже за 12 часов. Также можно было подобрать колеса с таким соотношением числа зубьев, чтобы одно из них могло совершать свой оборот за один час или за одну минуту. Соответственно, с их осями можно было соединить минутную или секундную стрелки. Но такое усовершенствование будет сделано позднее. Только в XVIIIвеке. А до той поры, у часов была только одна стрелка - часовая.
. Билянец.(билянец или,по-русски, - коромысло) -колебательная система, прототип баланса, не имеющая собственного периода колебаний; она использовалась в ста-ционарных и переносных часах, вплоть до XIX века.Устройство, обеспечивающее равномерность движения зубчатых колес часового механизма, специалисты и называют БИЛЯНЕЦ;
. Спусковой распределитель;
. Стрелочный механизм;
. Механизм перевода стрелок.

Двигатель первых механических часов приводился в движение потенциальной кинетической энергией груза из-за воздействия на него силы притяжения земли. Груз - камень или позднее гиря - на канате крепился к гладкому валу. Изначально вал был изготовлен из дерева. Позднее его вытеснил вал, изготовленный из металла. Сила гравитации заставляла груз опускаться, канат или цепь разматывалась, и, в свою очередь, заставляла вращаться вал. Запас хода определялся длиной каната: чем канат длиннее, тем дольше запас хода часов. Часовой механизм должен был располагаться,возможно, выше. Это было проблемой для подобного устройства механизма - грузу было необходимо куда-то «падать». Чтобы удовлетворить условию, строили сооружение, как правило, в виде башни (Отсюда первые механические часы получили свое название - башенные). Высота башни должна была быть не ниже 10 метров, а вес груза достигал порой 200 килограммов.Через посредство промежуточных зубчатых колес вал соединялся с храповым колесом. Последнее, в свою очередь, и приводило в движение стрелку. На первых механических часах стрелка была одна (подобно «примитивным» солнечным часам, в которых гномон,одиночныйшест, указывал на текущее время дня). И направление движения стрелки первых механических часов было выбрано не случайно, а определено направлением движения тени, отбрасываемой гномоном. Количество индексов времени (делений на циферблате) тоже было унаследовано от солнечных часов.

Самые первые механические часы с анкерным механизмом были изготовлены в эпоху династии Тан (18 июня 618 года - 4 июня 907 года) в Китае в 725 году нашей эры мастерамиИСином и Лян Линцзанем.

Из Китая секрет часового механизма попал к арабам. И только уже от них появился в Европе.

Прототипом же первых механических часов, был Атникитерский механизм, обнаруженный греческим водолазом Ликопантисом недалеко от острова Антикитер в Эгейском море, на глубине от 43 до 62 метров на затонувшем античном римском корабле.

Произошло это событие 4 апреля 1900 года. Антикитерский механизм имел 37 бронзовых шестерен, заключенных в деревянном корпусе. На корпусе размещалось несколько циферблатов со стрелками.

Антикитерский механизм использовался для расчета движения небесных тел. Циферблат на передней стенке служил для отображения знаков зодиака и дней в году.

Два циферблата сзади на корпусе, использовались для моделирования положения Солнца и Луны относительно неподвижных звезд.


Первые башенные часы в Европе появились в XIVвеке. Интересно, что само английское слово clock,латинское - clocca и ряд сходных слов в других европейских языках, первоначально имели значение не «часы», а «колокол» (весьма сходно и позвучанию в русском языке: колокол -clocca - clock). Объяснение банально - первые башенные часы не имели ни циферблата, ни стрелок. Они вообще никак не показывали время, а производили сигналы боем в колокол. Первые такие часы и находились на монастырских башнях, где существовала необходимость сообщать монахам о наступлении времени работ или молитвы.

Наглядным свидетельством существования в XIVвеке традиции идущей от монастырских часов, являются башенные часы в Англии и Франции - с боем, но без циферблата. Первые механические часы с циферблатом и стрелкой (пока одной) появились в Европе в XVвеке. И вращалась в них не стрелка, а сам циферблат. Циферблат был разделен по традиции на 6, 12 и 24 деления. Единственная стрелка располагалась вертикально.

Башенные часы, которые были изобретеныи построены в XIV - XV веках, еще назывались - астрономические. Такие часы были построены в Норидже, Страсбурге, Париже, Праге. Башенные астрономические часы являлись гордостью города.



Кафедральный собор, находящийся во французском городе Страсбурге один из самых старых в Европе. Башенные часы на нем появились в 1354 году. Высота часов достигает 12 метров, а диаметр годового календарного колеса - 3 метра.

Каждый полдень, вместо стандартного звона, часы показывали целый спектакль: под кукареканье петуха выходили караульные и перед Богоматерью молились три волхва. Часы показывали не только время, но текущий год.

Они отображали даты основных церковных праздников в предстоящем году. Перед часами была сооружена астролябия, которая показывала движение Луны, Солнца и звезд. В определенное время на специальных гонгах исполнялся торжественный гимн. Часы неоднократно впослед-ствии реконструировались. Так, после Великой Французской революции (1789 - 1794) перед ними появился большой глобус, демонстрирующий расположение более 5 000 звезд Галактики в небе над городом.

Более высокая точность была приобретена астрономическими часами с изобретениеммаятникового устройства, обеспечивающего отсчет равных промежутков времени. Это изобретение сделал в 1657 году Христиан Гюйгенс ванЗейлихем (нидерландский механик, физик, астроном, изобретатель 14.04.1629 - 08.07.1695).

История часового дела Древней Руси.

….В Новгородской летописи о Куликовской битве 1380 года можно найти: «Бьющимися имиот 6 часадо 9-го пролияся кровь. Если не знаем,что время в летописи указано по церковному счету, то суть вопроса осталась бы для нас неведомой. В древней Руси дневное и ночное время считали отдельно. И отсчет производился от восхода до захода солнца (дневные часы) и от захода Солнца до его восхода (ночные часы).

Традиционно считалось, что часовое дело на Руси было не в почете. Но первые башенные часы на Руси появились почти одновременно с башенными часами в Европе. При более тщатель-ном изучении архивных документов прояснилось, что еще летописцы Великого Новгорода XIвека, указывали не только дни, но и часы наиболее достойных и достопримечательных событий.

Первые башенные часы в Москве воздвиг чернец (монах) Лазарь в 1404 году. Часы были построены на дворе Великого князя Василия, сына Дмитрия Донского, дворец которого находился ровно на том же месте, где сейчас стоит Большой Кремлевский дворец. Тогда это были вторые часы в Европе.

Лазарь Сербин родился в Сербии отсюда и получил такое прозвище. Лазарь пришел в Москву от «Святая горы». Это гора Афон, расположенная в юго-восточной части греческого острова Айон-Орос в Эгейском море. Мужской монастырь близ горы был основан еще в 963 году.

Как эти часы были устроены, доподлинно не известно. В изданном в Москве в третьей четверти XVIвека, «Лицевом летописном своде Ивана Грозного» или «Царь-Книги», имеется цветная миниатюра, изображающая пуск «часника» (эти часы еще называли «часомерье»).

Монах Лазарь рассказывает Великому князю Василию I об устройстве своих часов. Судя по рисунку,они имели три гири, что говорит о сложности часового механизма. Можно предположить, что одна гиря приводила в действие часовой механизм, другая - механизм колокольного боя и третья - планетарный механизм. Планетарный механизм показывал фазы Луны.

Стрелки на диске часов отсутствуют. Скорее всего, вращался сам циферблат. Скорее «буквоблат» поскольку вместо цифр на нем были старославянские буквы: аз-1, буки-2, веди-3 глагол-4, добро- 5 и далее по алфавиту Кирилла и Мефодия.
Часы вызывали неподдельный восторг у населения и считались настоящей диковинкой. Василий Первый заплатил Лазарю Сербину за них «полувторастарублев». (по курсу начала XXвека, эта сумма составила бы 20 000 золотых рублей).

В течение десятилетий эти башенные часы были не только единственными в Москве, но и на всей Руси. Об установке первых башенных часов в Москве в летописях упоминалось, как о событии большой государственной важности.

….55.752544 градусов северной широты и 37.621425 градусов восточной долготы. Географические координаты месторасположения Спасской башни Московского Кремля…

Самые известные часы Руси и России - Кремлевские куранты, часы-куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Courante (фр.) - куранта (танец, сначала салонный), от dancecourante - (буквально) «бегущий танец, от courir - бежать < лат.сurrerre - бежать. Музыка этого танца использовалась в старинных настольных часах.

В 1585 году часы уже были на трех воротах башен Московского Кремля. Спасской, Тайницкой и Троицкой.

В 1625 английский механик и часовых дел мастер Кристофер Галлоуэй вместе с помогавшими ему русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым установил на Спасской башненовые часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, в 1668 году тот же Кристофер Галлоуэей их вновь восстановил. Часы «играли музыку» и показывали время: дневное и ночное, обозначенное славянскими буквами и цифрами. Да и циферблат тогда был не «циферблат», а «указательный словесный круг, узнатный круг». Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, закрепленное вертикально и неподвижно в верхней части узнатного круга. Вращался сам диск, разделенный на 17 равных частей. (Такова была максимальная долгота дня в летнее время).

В разное время куранты исполняли: марш Преображенского полка, мелодию Д.С.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», песенку «Ах, мой милый Августин», «Интернационал», «Вы жертвою пали», произведения М.И.Глинки: «Патриотическая песня» и «Славься». Сейчас звучит гимн России на музыку А.В. Александрова.

Столь детальное знакомство с устройством и работой часового механизма башенных часов позволяет легче понять и работу часового механизма настенных часов. Использование в качестве двигателя, приводящего в движение зубчатые колеса часового механизма, груза (гири), и позднее пружины, (фото баланспираль, фото баланс-маятника), вместе с изобретением и применением в механизме часов устройства, обеспечивающего равномерность движения зубчатых колес часового механизма, БИЛЯНЦА позволило уменьшить как габариты, так и вес часов.Снижению габаритов часов весьма способствовало и применение в конструкции часового механизма фузеи.

Двигатель, приводимый в движение кинетической энергий груза из-за гравитационной си-лы, где вращение механизма шестеренчатых колес было практически равномерным (весом изменяющейся длины каната или цепи можно пренебречь) был вытеснен часами с пружиной. Но пружинный двигатель имеет свой «нюанс». Стальная пружина, по мере ее «распускания», передает на шестереночный механизм «утихающее» усилие. Она «ослабевает» и крутящий момент изменяется. Устранить этот недостаток помогло применение в конструкции часового механизма устройства для сохранения и поддержания равномерного усилия пружины. Это устройство называется фузея (ударение на букву «е»).

Изобретение фузеи приписывалось пражскому часовых дел мастеру Якобу Цеху. Исследователи относят первое применение этого устройства к началу XVI века(около 1525 года).

Пока в архивах Леонардо да Винчи не были найдены чертежи, описывающие такое же устройство, и автором их был «гений всех времен и народов». Чертежи датированы 1485 годом. Историческая справедливость восторжествовала. Авторство изобретения было закреплено за Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.

LeonardodiserPierodaVinci (15 апреля 1452 - 5 мая 1519), живописец, скульптор, архитектор, музыкант ученый, писатель, изобретатель. Яркий пример «универсального человека» (лат.homouniversalis).

Фузея представляет собой усеченный конус, который соединяется с барабаном заводной пружины при помощи специальной цепочки.

Среди специалистов цепочка известна, как цепь Гааля. На боковой поверхности фузеи выточена канавка в виде конической винтовой спирали, в которую укладывается цепь Гааля, при наматывании последней на фузею. Цепочка крепится к конусу в нижней его части (в точке наибольшего радиуса) и наматывается на конус снизу вверх. В основании конуса находится шестерня, которая передает крутящий момент на главную колесную систему часов. По мере расходования завода пружины, фузея компенсирует падение крутящего момента, путем увеличения передаточного числа, повышая, таким образом, равномерность хода часов, за весь период работы механизма от одного завода до последующего. (фото 300рх-Конструкция_фузеи). После изобретения английским часовщиком Томасом Мьюиджемом в 1755 году свободного анкерного хода, необходимость, в применении в механизме часов фузеи, отпала.

Внедрение этих изобретений способствовало уменьшению размеров часов. Часы смогли «жить» вместе с людьми в их домах. Так появились комнатные часы.

ПЕРВЫЕ КОМНАТНЫЕ ЧАСЫ. ЛЮЦЕРНОВЫЕ ЧАСЫ.

Первые часы, комнатные, которые могли бы использоваться внутри помещения, стали появляться в XIVв Британии. Они были таким огромными и тяжелыми, что в голову не приходило повесить их на стену. По этой причине они стояли на полу - напольные часы. По своей схеме и конструктивным элементам, они мало чем отличались от больших башенных часов. Колесная система с гирями и колокольчиками, располагалась в корпусе из железа или латуни.
Так называемые «люцерновые» (современные ) появились в английских часовых мастерских примерно к 1600 году. Первоначально корпуса этих часов изготавливались из железа. Позднее в качестве материала для изготовления корпусов настенных часов применялась бронза или латунь. Наименование «люцерновые» будто бы возникло из-за формы их корпуса (они напоминали старые свечные фонари). По другой версии их название возникло из слова «лакттен», которое означало «латунь».

Обе версии достаточно изящны:
. От латинскогоlucerna - свеча, светильник;
. Лакттен - латунь.
. Люцерн (нем.Luzern)

Люцерн город в Швейцарии на берегу озера Люцерн, у подножия горы Пилатус. Город основан во времена Римской империи, некоторые исследователи относят дату его основания даже на более ранний срок. Официальным же годом основания города назван 1178 год.

Во время религиозных войн во Франции во второй половине XVI века гугеноты, спасаясь от расправы, были вынуждены эмигрировать в Швейцарию. Среди них было множество талантливых мастеровых людей и часовых дел мастеров, в том числе.

Сегодня часовая промышленность Швейцарии занимает третьюстрочку среди собственных экспортирующих отраслей. Часовая промышленность в Швейцарии находится на особом месте. (Этот вариант происхождения названия «люцерновые настенные часы» никем еще не принимался во внимание и не рассматривался, как возможное объяснение происхождения определения «люцерновые»).

Что касается первых на Руси бытовых или карманных часов, то тут, до начала XXвека, первую скрипу играли иностранные часовые мастера. Первые часы были очень дорогими и больше походили на произведение ювелирного искусства. В Россию их начали завозить еще при Иване III в начале XVIвека. Они являлись или посольскими дарами царю и его двору или дорогими товарами для богатых. Вначале векаXVIIна Руси появилисьи первые настенные часы. Их начали делать английские часовые мастера.

ПЕРВЫЕ КОМНАТНЫЕ И НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

«Окно в Европу, прорубленное» Петром I дало возможность России познакомиться с часовым делом на западе. Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине IIвезли в дар маятниковые и карманные часы лучших европейских часовых дел мастеров того времени.

В России Екатерина II Великая даже делала попытки создать часовую промышленность.

В 1774 году часовых дел мастера Басилье и Сандо, благодаря денежной помощи и материальной поддержке со стороны Екатерины, организовали в Москве первую в России часовую мануфактуру. В 1796 году были образованы две часовые фабрики. Одна в Санкт-Петербурге, а другая в Москве. Однако фабрика в Москве закрылась, проработав менее 10 лет. Фабрика в Санкт-Петербурге просуществовала несколько дольше, но и она закрылась.

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (13.09.1739 - 05.10.1791) у себя в имении Дубровна (Белоруссия) в 1781 году организовал фабрику-школу.

Для передачи знаний в часовом деле был приглашен швед Петр Норштейн (PeterNordsteen,1742-1807,Ruotsi, Sweden). В этой фабрике-школе 33 ученика из крепостных обучались часовому делу. После его смерти Екатерина IIвыкупила фабрику-школу у наследников Г.А. Потемкина. Императрица выпустила Указ, по которому фабрику переводят в Москву. Для фабрики в Купавне, Московской губернии, построили специальное здание. Часы «всякого сорта», производимые на фабрике: настенные, часы с боем, карманные, по своему качеству не уступали часам европейских мастеров. Но продавалась лишь их незначительная часть, а основная масса предоставлялась к царскому двору.

В России комнатные настенные и настольные и карманные часы широко начали распро-страняться в XVIIIвеке. На Мясницкой в Москве образовался «Часовой двор», где работаломного часовыхдел мастеров. На этой улице и в дальнейшем стали открываться часовые мастерские. Среди них была и часовая мастерская братьев Николая и Ивана Бунетоп. В середине XIX века их «мастеровитость» приобрела известность, и братьев позвали реставрировать Кремлевские куранты на Спасской башне. На Тверской находились известные часовые мастерские Д.И.Толстого и И.П.Носова. В начале Никольского переулка в доме № 1/12 находился часовой магазин купца Калашникова. В нем служил приказчиком Михаил Алексеевич Москвин. Он с измальства увлекся механикой и устройством часов. В доме его отца была семейная реликвия - часы-ходики конца XVIII. Своему мастерству Михаил Москвин учился у лучших часовщиков Австрии. Так уже в 1882 году в России появились часы с клеймом «ММ». И первыми часами, клейменными «ММ», были напольные и настенные часы.

Павел (Павел-Эдуард) Карлович Буре(P.Bure1810 - 1882) часовой мастер, петербургский купец, основатель известной часовой торговой марки «Павел Буре». П.К. Буре основал свое дело в России в 1815 году. Качество изготовленных часов получило признание, и он стал поставщиком «Двора Его Императорского Величества». Однако, в основном это были карманные, настольные и каминные часы. Их, в основном, пользовали состоятельные люди.
Механизмы же часов карманных и настенных делались часовой фирмой «В.Габю».

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ. (Конец XIXвека - начало XX века).


У насъ (Россiи) дешевые и грубые стенные часы,(так называемыя «ходунцы» или «ёкаль-щики») изготовляются кустарями въ деревне Шараповой,Звенигородскаго уезда, Москов-ской губернiи.
Ходики - это небольшие стенные механические часы упрощенного устройства с гирями.
Ходунцы - весьма дешевые (от 50 копеек) стенные часы, с одной гирей, без боя.

Вот что можно прочитать в Трудах Саратовской Ученой Архивной Комиссии:(Изданиiе типографiи братьевъЩетининыхъСердобскаго уезда, Саратовской губернiи.СердобскЪ - 1913 годъ):
«…производство ходиков и настенных часов в деревне Шарапово, начатое в 60-х годах XIX века, продолжало развиваться и в начале XX-го столетия… ...постановка производства настенных часов в Москве стояла не выше, чем в селе Шарапово... ... В Москве техника производства стенных часов стоит еще на низкой ступени…»

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ.

В Советской России выпуск настенных часов был освоен на Втором Московском часовом заводе, где также выпускались бытовые будильники и промышленные и уличные электрические часовые системы..
Решение о создании собственной часовой промышленности было принято Совнаркомом в 1927 году. В сентябре 1930 года в Москве заработал 1-й Государственный часовой завод, а в 1931 году - 2-й Государственный часовой завод.

Ходики - ласковое название простеньких домашних настенных кухонных часов. Они были настолько простеньки, дешевы и неприхотливы, что их выпуск продолжался еще долгие годы. А все началось с кустарей из деревни Шарапово - «подмосковной Швейцарии»…

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Современные механические настенные часы также используют гиревой или пружинный источник энергии. Точность хода такого механизма: + 40 -20 сек/сутки (первый класс точности).

Широкое распространение получили и настенные часы с кварцевым часовым механизмом, источник энергии батарейка. В качестве колебательной системы в них используется кристалл кварца. Первые кварцевые часы были выпущены компанией HAMILTONв 1957 году. Качественные бытовые кварцевые часы имеют точность хода: +/- 15 секунд в месяц.

В современной жизни настенные часы используются не только как приборы для измерения времени, но и несут функцию детали внутреннего интерьера и украшения комнаты.Часто настенные отражают вкусы хозяев жилья.



Дизайнеры придумывают такие настенные часы, которые изумляют и поражают своей оригинальностью.


* ***** **** ***** **** *** ** *

Самые точные часы - атомные. Самые самые точные атомные часы находятся в Германии.
За миллион лет они «согрешат» только на ОДНУ секунду.