Подвиг не рождается сразу для этого нужно щедрую душу иметь. «Подвиг не рождается сразу. Для этого…нужно щедрую душу иметь» «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого Иметь щедрую душу

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, - повесть В. Кондратьева "Сашка". Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: "Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни". Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но "тщетно искал и не находил в ней своей войны", хотя война была одна. Он понял: "О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой".

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что "Сашка" - "лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе". Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. "Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…" Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: "Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев". Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад "тявканью" сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: "Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого".

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них "с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах".

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия "языка". Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь, но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу. Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. "…Надо, Сашок. Понимаешь, надо", - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное "надо" в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому "надо", думают и действуют "сверх" надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Все это "сверх надо" словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть? "…Не прочитай я "Сашку", мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек", - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

Помогите написа сочинение
Проблема в тексте
"Проблема военного долга" или "проблема отсутствия страха"
(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготов-ка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции. (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать былонекуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, былонечего – кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, послеперенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила. (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало изстороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» – думала она. (10)Хотя её делобыло не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машинынастырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, A27 Русский язык. 11 класс. Вариант РЯ10701 10© СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласияСтатГрад запрещенажара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработаннымигазами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смот-ровую щель. (12)Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однакоКатя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилосьдля неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколоч-ными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не моглаещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Онатолько слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргаловместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе неиспытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды ивыполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе. (19)И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как быпровалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутрен-ность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлымиугарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения. (20)Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед заним. (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без постороннейпомощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, ноне горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катяприготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этотмомент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, – подумала Катя, – сейчас конец». (26)Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишкомневероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни… (27)Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстиерыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот… (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов останови-лись – было девять часов двадцать минут. (29)Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот толькомеханик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант ЕкатеринаМушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, нематерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка.

Ребятки, помогите написать сочинение-рассуждениеочень срочно надо! по Сениной ЕГЭ-2014 30 вариант вот текс.... (1) Так и поступай, мой Луцилий!

Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь - не на те дела, что нужно. (2) Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится. (3) Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность. (4) Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мною обстоит так же, как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты; все меня прощают, никто не помогает. (5) Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.

Помогите написать сочинение, хотябы кратенько..

(1)
Двое суток русский военный клипер
«
Жемчуг» выдерживал жесто-
кий ураган в Индийском океане
. (2)
К вечеру буря поутихла
. (3)
Однако не
было ни солнца, ни луны, ни звёзд, так что определить местоположение на
корабле не могли
. (4)
А между тем шторм мог отнести судно к африканским
рифам и подводным мелям
. (5)
Стояла густая, непроглядная чёрная ночь.
(6)
Притулившись у борта, кучка матросов тихо лясничала
. (7)
Чей-то
громкий насмешливый голос говорил:
(8)−
Ну, разве не дурак ты, Матросик
?! (9)
Сидел бы теперь у себя в
деревне, а заместо того взял да и за другого задаром на службу пошёл
...
(10)
Матросик тихо засмеялся и простодушно ответил:
(11)−
Этот парень, заместо которого я пошёл, братцы, только что
поженился и очень приверженный к земле был мужик
... (12)
Без его разор был
бы
. (13)
И так убивалися по нём отец с матерью да супруга евойная, что
жалость взяла
. (14)
Мне что
? (15)
Одинокий сирота, живу в работниках
...
(16)
Ну и пошёл я в рекруты!
(17)
Он проговорил эти слова необыкновенно просто, словно поступок
его был самый простой, и он не осознавал, сколько в нём было доброты и самоотвержения.
Как раз за бесконечную доброту и готовность помочь всякому
матросы любили этого первогодка
. (19)
Это был маленького роста, худоща-
вый, почти смуглый паренёк лет двадцати двух-трёх, с пригожим жизнера-
достным лицом, главным украшением которого были большие тёмные глаза,
полные какой-то чарующей ласки и приветливости
. (20)
А Матросиком его
прозвали потому, что он однажды на вопрос боцмана
: «
Кто ты такой
?» −
вместо того, чтобы ответить по уставу, сказал
: «
Матросик
».
(21)−
И чего это мичман зря суетится и волну гонит
?! −
раздражённо
заметил кто-то после очередных окриков вахтенного офицера, призывавшего
смотреть вперёд.
(22)−
А может, не зря
, -
промолвил Матросик
. − (23)
Неизвестно,
в какие места нас буря занесла.
(24)
Тут, словно в подтверждение этого, случилось неожиданное:
корабль жестоко ударился о камни.
(25)
Течь, образовавшаяся во время шторма, начала стремительно
увеличиваться
. (26)
Положение было критическое, но в кромешной тьме
ничего нельзя было сделать.
(27)
Наконец небо стало светлеть: берег оказался совсем близко.
(28)
Однако буйная радость от этого факта быстро сменилась отчаянием:
волны с рёвом разбивались о берег

спасение на шлюпках было невозможно.
(29)
Капитан, почти не сомневавшийся в гибели судна и экипажа, всё-
таки не показывал своего отчаяния и ободрял команду
. (30)
Собственно, шанс
спастись был
. (31)
Для этого кому-то следовало вплавь добраться до берега и
укрепить канат
. (32)
Но кто решится
?
(33)
Капитан всё же велел построить команду и, объяснив ситуацию,
крикнул:
(34)−
Есть ли охотники выручить всех нас, ребята
?
(35)
Никто не шелохнулся
. (36)
Всякий с ужасом взглядывал на пе-
нистые волны
. (37)
Тут Матросик, застенчиво краснея, решительно сказал:
(38)−
Я желаю!
(39)−
Матросик
? -
удивился капитан, оглядывая тщедушную фигурку.
− (40)
Ты знаешь, что на рожон лезешь?
(41)−
Точно так, но как для людей не постараться!
(42)…
Все бинокли и подзорные трубы были устремлены на
бесстрашного пловца
. (43)
Уже близко
. (44)
Люди на берегу что-то закричали
Матросику, указывая вправо от взятого им курса, а тот, довольный и
радостный, что скоро укрепит верёвку и экипаж
«
Жемчуга» будет спасён,
продолжал плыть
. (45)
Вдруг набежавшая волна с силой бросила юношу, и он
всей грудью ударился о прибрежный острый камень
. (46)
Смерть его была
почти мгновенной
… (47)
Но перед тем как покинуть этот мир, он всё же
успел передать канат людям с берега, так что вскоре верёвка была надёжно
закреплена.
(48)
Когда все переправились, капитан,указывая на маленького Матросика, с болью в голосе сказал: (49)−
Он пожертвовал собою, чтобы спасти нас, братцы
! (50)
Он
пожертвовал своей жизнью ради нашей

(51)
И, обнажив голову, приложился к покойнику.
(52)
Все крестились и с благодарностью за подвиг отдавали последнее
целование Матросику
. (53)
А в это время
«
Жемчуг» исчезал под волнами.

Ребят, помогите написать сочинение-миниатюру около 70 слов,Согласен или не согласен с текстом,кидать лучше в сообщения

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цели.
Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжать эту созидательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию.
Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художником балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.Творчество – оно беспрерывно.

«Подвиг не рождается сразу. Для этого нужно щедрую душу иметь» (Г. А. Медынский)

не приведут человека к подвигу, ведь в основе его всегда лежит альтруизм, стремление сделать других людей счастливыми. И кому как не Григорию Медынскому, писателю и публицисту, глубоко анализируюшему нравственные проблемы, знать, что «подвиг не рождается сразу», что «для этого нужно щедрую душу иметь». Такой душевной щедростью наделен русский человек, способный на любые жертвы во имя Родины. Россия на протяжении своей многовековой истории испытала не одно нашествие, познала горе и боль, но ни разу не склонила головы перед захватчиками. В тяжелых испытаниях проявил русский народ истинный героизм, несгибаемое мужество, которые привели его к победе на просторах Куликовского поля и на хрупком льду Чудского озера, под Бородином и Сталинградом. Русская литература явилась наследницей великих национальных традиций, поэтому тема подвига во имя Родины остается главной для писателей разных поколений. Среди авторов есть те, кто ходил в атаку, был под бомбежками, жил в окопах. Андрей Платонов - один из них. С начала сорок второго года он стал военным корреспондентом в действующей армии. Писатель уже тогда, в грохоте боев, горниле сражений, размышлял в своих произведениях о природе подвига, причинах, которые заставляют людей идти на смерть, жертвовать собой.

«одушевленной Родины», «вечной Родины» - главная тема рассказов писателя о тружениках войны, о героизме русских солдат. Фронтовые рассказы и корреспонденции с особой стороны открывают мир воюющего народа, душу бойца. Платонов - один из тех писателей, кто пытается понять истоки подвига, показать те духовные силы, которые питают героизм. Не случайным, знаковым является для его творчества название рассказа «Одухотворенные люди». Читая его, начинаешь по-новому понимать слова современного публициста о том, что для совершения подвига «нужно щедрую душу иметь». Платоновские герои - моряки, защищающие легендарный Севастополь. Они поражают читателя несгибаемым мужеством и стойкостью. «Тело» у платоновских героев - только средство, только оружие души, духа. Комиссар Поликарпов поднимает в атаку бойцов, неся, как знамя, свою оторванную миной руку; матрос Цибулько «забыл о раненой руке и заставил ее действовать как здоровую».

не только воины, искренне любящие родную землю, но и своеобразные философы в окопах, которые пытаются осмыслить происходящее, оперируя вечными категориями. Моряки решают вопросы жизни, смерти, счастья, они размышляют о судьбах людей и всего человечества. Юрий Паршин думал о том, что «живет, оказывается, счастливой и свободной жизнью лишь боец, когда он находится в смертном сражении: тогда ему не надо ни пить, ни есть, а надо лишь быть живым...». В душе Фильченко тронулось «привычное горе», когда он увидел, как дети хоронят своих кукол. У него возникло желание «отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть», иначе жизнь прекратит свою существование. Бойцы не боятся смерти, потому что видят в ней начало новой жизни других людей. Они понимают, что, «если же они не сумеют сейчас превозмочь врага, участью человечества будет смерть». Осознание своей высокой миссии хранителей жизни на земле дает им силы и мужество, понимание того, что они «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать ее обратно правде, земле и народу, отдать больше, чем они получили от рождения, чтобы увеличился смысл существования людей». Война для героев Платонова - это работа души. Действительно, моряки борются за город не только оружием. Они побеждают силой духа, осознанием целей борьбы с фашизмом, побеждают благодаря любви к Родине, любви к людям.

В основу рассказа «Одухотворенные люди» положен подлинный факт - подвиг моряков-севастопольцев, бросившихся с гранатами под танки, чтобы остановить врага ценой собственной жизни. И рассказ «Одухотворенные люди» - это своеобразный памятник силе духа русских солдат, свидетельство торжества благородства, человечности, альтруизма над жестокостью и смертью. Не раз предпринимались попытки дать определение стилю платоновских произведений. Критики отличали его «корявость» и философскую глубину, парадоксальность и естественность. Именно поэтому произведения Платонова очень трудно пересказывать: его языковые узоры изящны и разрушаются от грубого прикосновения. Но именно эти особенности художественной речи писателя являются точной проекцией внутреннего мира его героев, открывающей их нравственную красоту, искренность их помыслов, щедрость души.

летописи минувших сражений, убедительное свидетельство нравственной силы нашего народа, истинного героизма. Победе были отданы все силы народного духа, вся энергия самоотверженного порыва к истине и добру. Она символизировала единство нации перед угрозой фашистского рабства, единство воли и преданности родной земле тех, кто получал нравственные уроки, читая Державина и Пушкина, Лермонтова и Толстого. Мы победили мракобесие и ненависть, потому что на нашей стороне были любовь к людям и стремление сделать их счастливыми, а значит, у нас была та духовная опора, которая только и может дать силы для великих свершений. Таково видение истоков подвига народа Платоновым. И оно полностью подтверждает мысль Григория Медынского о том, что «подвиг не рождается сразу, для этого нужно щедрую душу иметь».

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе , - повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость , а с нею и ясное понимание , что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Он понял: «О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того , что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад «тявканью» сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого».

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка , разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью , любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек , натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь , но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу . Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком , он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть ? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг , полюбившийся мне человек», - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

У каждого человека должен быть в жизни подвиг, подвиг, соразмерный его личности, главное событие и смысл его жизни. Человек рождается для подвига. И каждый должен сделать то, что может сделать. Но что это за подвиг, человек поймёт, лишь познав себя. Вся его жизнь есть подготовка и осуществление этого подвига - своего предназначения! - или неосуществление.
Первый и главный подвиг человека - его любовь. Второй подвиг - постижение себя. Третий подвиг - самопожертвование.
Как не может быть единого подвига на всех, так не может быть одного и того же подвига для каждого. У каждого подвиг свой. Каждый должен быть собой. Человек обязан дорасти до себя, до своего подвига, чтобы исполнить его. Подвиг - то, что не способен сделать никто, кроме тебя. Только ты. Ты, и никто больше!
Человек рождается и умрёт. Но не смерть главное событие его жизни, а подвиг. Смерть говорит о человеке не меньше, чем его жизнь. Смерть должна быть достойной жизни человека. Минимальное, что может сделать человек - это достойно умереть. И умереть достойно, возможно, самое сложное в жизни.
Подвиг не обязательно выдающееся событие. Чаще это незаметный для окружающих, и даже для себя, процесс восхождения, преображения своего Я.
Подвиг есть преодоление себя, ежечасное, ежеминутное восхождение над собой, восхождение в Вечность, - любить, бесстрашно верить в себя, не бояться судьбы, осуществлять то, к чему зовёт тебя голос твоего существа.
Всё неважно: ни жизнь, ни смерть - кроме твоего подвига. Всё, что есть у тебя, дано тебе для подвига, и всё, что даётся - даётся для подвига. Не нужно ждать чего-то от жизни, нужно брать и давать жизни всё, что в твоих силах, ничего не требуя взамен.
Твоя жизнь дана тебе для подвига. И подвиг твой - это твоя жизнь. Твоя жизнь это подвиг. Так будь достоин своей жизни, дара жизни. Жизнь стоит подвига! Подвиг стоит жизни!
Быть собой - уже подвиг. Стать собой, подняться над собой, быть выше себя - подвиг! Преодолеть силу обстоятельств, победить страх и лень, утвердить свою волю - подвиг!
Подвиг - это не утверждение себя, это свержение себя! Преодолей страх, создай себя, победи смерть - соверши подвиг! Соверши восхождение к Вечности! Вечность ждёт тебя.
Ты должен сделать то, для чего рождён. Иначе стоит ли жить? И если нет в жизни подвига, разве это жизнь?! Каждый рождается, чтобы совершить подвиг. В этом цель и смысл появления на свет. Прожить жизнь без подвига - значит прожить впустую. Зачем ты живёшь, если нет в твоей жизни свершения, ежеминутного, ежесекундного?!
Не выдумывать свершений, а свершать восхождение ежеминутно - вот подвиг! Жить каждый днём, как будто он последний - вот подвиг! Верить в себя - тоже подвиг!
Единственное, что делает тебя счастливым, это сознание совершаемого тобой подвига. И умереть не страшно, когда находишься в состоянии подвига; это даже счастье, ибо смерть становится частью подвига. Не бояться смерти, а уважать её и быть готовым к ней - это подвиг! Жить в постоянной готовности умереть - вот подвиг!
Превратить свою жизнь в подвиг - что может быть достойнее!.."
(из романа-быль "Странник"(Мистерия) на сайте