Кому памятник на красной площади коне. Александровский сад и манежная площадь. Никто не забыт…

Памятник Георгию Константиновичу Жукову работы скульптора В. М. Клыкова был установлен в Москве на Манежной площади 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.
Замысел появился еще в советское время. Министерство культуры СССР организовало конкурс, который выиграл скульптор Виктор Думанян. Памятник сначала предполагалось установить на Смоленской площади, затем стал прорабатываться проект установки памятника на Манежной площади, но от этой идеи тоже отказались.
В конце 1993г. появился проект установки памятника Жукову на Красной площади. На встрече Бориса Ельцина с ветеранами по случаю юбилея снятия блокады Ленинграда объявили, что памятник Жукову поставят именно на Красной площади напротив Исторического музея. Автором проекта стал В.М.Клыков. По его мнению, все прочие места установки памятника стали бы издевательством над памятью героя. Но из-за того, что Красная Площадь - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, было принято решение разместить памятник все же на Манежной площади, с противоположной стороны музея.
Скульптура выполнена в стиле соцреализма.
Герой изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии.
Общий вес памятника Жукову - 100 тонн.
Монумент неоднократно критиковали. Даже сам скульптор отмечал неудачное расположение памятника Жукову у северной стороны большого здания музея, почти всегда в тени. Ночью памятник подсвечивается одним прожектором, но этого недостаточно. Система освещения, встроенная в основание памятника, сейчас вообще не действует из-за конструктивных недостатков.
При этом автор отмечает:
«Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться - я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, - выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».
Интересно, что приказ принимать парад Победы на боевом коне отдал лично Сталин. Цвет скакуна - серебристо-белый - выбран не случайно и относит нас к традициям еще древних времен, когда именно такая масть считалась символом великих побед и славы.

Жуков стал единственным, кто принимал военный парад на белом коне во времена Советского Союза. Маршал Буденный, спустя 2 года, тоже просил Сталина о такой чести, но Верховный главнокомандующий разрешения не дал (после смерти Иосифа Виссарионовича Жуков своими имевшимися на тот момент полномочиями вовсе упразднил кавалерию как род войск, и торжественных военных парадов с участием лошадей в СССР больше не проводили).
Памятник пользуется популярностью у туристов, здесь чествуют ветеранов, вспоминают о трагедии военного времени и славят Победу …

Про Манежную площадь знают все. Огромное количество фотографий с нее каждый день публикуется в Интернете. Именно сюда каждый день приходят и начинают знакомиться с достопримечательностями Москвы туристы. Но несмотря на это я все-таки выложу несколько своих фотографий. Манежная площадь находится рядом с Кремлем и Александровским садом. Здесь находятся выходы из станции метро "Охотный ряд".

Манежная площадь была сформирована в 1932-1937 годах после сноса существовавшего на этом месте квартала. Площадь получила название в 1937 году по зданию Манежа, фасад которого образует южную сторону площади. Хотя в 1967-1990 годах это была площадь 50-летия Октября.

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А.А.Бетанкура. Но в 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено по проекту архитектора П.Ю.Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера. Сейчас это Центральный выставочный зал, являющийся памятником архитектуры федерального значения .

Под Манежной площадью находится торговый комплекс "Охотный ряд", открытый в 1997 году. На поверхности о нем говорят фонтаны "Купола".

Всего в комплексе 3 таких фонтана-купола.

На Манежной площади большое количество фонтанов. Большой популярностью у туристов пользуются комплекс фонтанов "Гейзер", "Завеса" и "Водопад". Скульптурная группа "Времена года" в центре фонтана "Гейзер":

Фонтаны "Завеса" и "Водопад":

Если не ошибаюсь, то это фонтан "Улитка":

На территории Манежной площади проложено искусственное русло реки Неглинной, еще в начале 19 века заключенной под землю. На всей ее территории разбросаны скульптуры Зураба Церетели по мотивам русских сказок (в его я был в октябре 2010 года), установленные здесь после реконструкции площади в 1997 году. Дно водоема выложено мозаикой.

Скульптура "Лиса и журавль":

Скульптура "Царевна-лягушка":

Скульптура "Старик и золотая рыбка":

Фонтан "Грот" выполнен в виде скульптуры русалки, лежащей на стилизированном под цветочное ложе постаменте. Символизирует выход реки Неглинной на поверхность и течение в свободном русле.

На манежную площадь выходит еще несколько других известных сооружений.

Гостиница "Москва". Это одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932-1938 годах, была снесена в 2004 году и сейчас на ее месте находится гостиница, почти что копия той прежней "Москвы".

Здание Государственной Думы Российской Федерации было построено в 1934-1938 годах.

Здание Государственного исторического музея построено в 1875–1881 годах. из этого музея я также размещал в своем блоге.

Прямо перед зданием исторического музея со стороны Манежной площади 9 мая 1995 года (в честь 50 -летия Победы в ВОВ) был установлен памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову (скульптор В.М.Клыков).

Обращает на себя внимание огромный купол прямо в центре площади. Это фонтан "Часы мира". Он является главным куполом подземного торгового комплекса "Охотный ряд". Стеклянный купол фонтана с названиями городов медленно вращается и за сутки он делает полный оборот.

На заднем плане видно, что на сторону Манежной площади выходит гостиница "Националь" (5 звезд). Здание гостиницы, открытое в 1903 году, было отсреставрировано в 1985-1995 годах. Чуть ближе - сохранившийся фасад от дома И.В.Жолтовского, построенного в 1932–1934 годах (само здание много раз с тех пор реконструировали).

Один из фасадов здания, где размещается Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского:

Институт стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В.Ломоносова:

Манежная площадь сама по себе неплохое место, особенно в будний день, когда здесь не так много народа и можно спокойно прогуляться и пофотографировать в сотый раз достопримечательности центра Москвы.

А это уже самое начало главной улицы нашей столицы - Тверской.

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.

У экскурсоводов бытует такое мнение, что самый богатый на конные памятники город России - Санкт-Петербург. Несомненно, город, обладающий такими шедевральными монументами, как памятники Петру I возле Инженерного Замка, Медный Всадник на площади Декабристов, Николаю I на Исакиевской площади и Александру III, ныне у Мраморного дворца, да и эталону, конями Клодта на Анничковом мосту, должен занимать лидирующие место в этом рейтинге. Но вот мне, как москвичу, стало интересно, а сколько в Москве "конников".

Для чистоты эксперимента не будем брать всякие декоративные памятники коням, лошадям, каретам, квадригам на триумфальных арках и театрах, жокеям на ипподромах, всем тем персонажам, где лошадь несет чисто декоративный, художественно-смысловой элемент. Мы пройдемся по самой брутальной части, по героям, ну которым без коня, ну никак.

Примечательно, что памятниками, как таковыми на Руси особо не баловались, для поминания и памяти славяне строили храмы и часовни, писали иконы, и этого было достаточно, в отличии от "просвященой" Европы, в которой искусство скульптуры зародилось ещё в глубокой античности и рассвело в Римской Империи. В России же, как повелось, мода на памятники пришла с реформами Петра I, и если Петербург это волна зацепила достаточно сильно, то провинциальная Москва как то спокойно обходилась без неё.

Первые памятники в бывшей-будущей столице стали появляться только в конце XIX века, а конный появился и того позже, во втором десятилетии XX-го (если не считать конную статую Св. Георгия, установленную на куполе Сената в Кремле в 1787 году, но украденную французами в 1812-ом)..

Первым отдельно стоящим конным монументом был памятник Генералу Михаилу Скобелеву

В 1912 году в Москве на Тверской площади (до этого Скобелевской площади) был установлен памятник Скобелеву Михаилу Дмитриевичу. Генерал Скобелев был любимцем армии. Он был прозван «белым генералом» за то, что всегда ходил в бой в белом мундире и на белой лошади, веря, что в белой одежде он никогда не будет убит.

Автором памятника был скульптор-самоучка подполковник П. А. Самонов. Памятник представлял собой гранитный постамент, на котором возвышалась четырехметровая конная статуя генерала, справа была изображена группа русских солдат, защищающих знамя во время одного из среднеазиатских походов. Слева бойцы, идущие в атаку во время русско-турецкой войны за освобождение славян. С обратной стороны к постаменту была прикреплена доска с напутствием Скобелева своим солдатам под Плевной.


1 мая 1918 года памятник генералу был варварски уничтожен по личному указанию Ленина, в соответствии с декретом о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг. Все бронзовые фигуры и барельефы и даже фонари, окружавшие памятник, были распилены, разбиты на части и отправлены на переплавку. А вот с гранитным постаментом пришлось повозиться, он не поддавался никаким инструментам, и тогда решено было его взорвать, но полностью постамент удалось разрушить только с пятой попытки. Далее началось безжалостное выкорчевывание имени Скобелева из русской истории. В соответствие с новыми установками марксистско-ленинской идеологии советские историки объявили генерала поработителем и угнетателем трудящихся масс братского востока. Имя Скобелева осталось под запретом даже во время Великой-Отечественной войны, когда из небытия были возвращены имена Суворова и Кутузова. На месте уничтоженного памятника генералу был поставлен гипсовый монумент революционной свободе, который впоследствии заменил Юрий Долгорукий.

В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Памятник был взорван. От него сохранилась только голова статуи Свободы, которая хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрия Долгорукого. Сам князь (работы группы скульпторов во главе с С. М. Орловым) появился на площади в 1954 году, где и пребывает до сих пор.

Памятник Князю Юрию Долгорукову

В 1947 году Москва всё-таки дождалась конной статую, когда на месте снесенного бронзового генерала Скобелева (героя русско-турецкой войны) на коне установили памятник князю-основателю Москвы. Юрий Долгорукий - первый князь суздальский, который, по преданиям, прославился собиранием земель вокруг княжества московского. Иногда (некорректно) ему присваивают роль основателя Москвы, забывая о боярине Кучке, имеющем к моменту появления князя обширные владения на месте исторического центра Москвы. Как бы то ни было, условная дата основания Москвы - 1147 года, и к 800-летнему юбилею города (1947 г.) нужно было увековечить в бронзе кого-то из первых правителей Москвы. Так в сентябре 1947 года произведена торжественная закладка памятника, а сам он увидел свет только спустя 7 лет, в 1954 г.

Памятник Долгорукому стал героем анекдота прямо во время открытия. Стоило упасть покрывалу, как кто-то выкрикнул из толпы: «До чего похож!» (по второй версии - «Не похож!»). Дело в том, что сведений о внешности князя не сохранились. Из других забавных деталей - то, что князь он указует перстом почему-то не в сторону Кремля, а в сторону мэрии. Историческая неряшливость скульптора С.М. Орлова также проявилась в том, что на великом князе шлем более поздней эпохи.

Примечательно, что этот памятник стал первым в советской России, не имеющим коммунистического подтекста.

Памятник фельдмаршалу Кутузову

В 1973 году памятник установили прямо перед зданием музея-панорамы Бородинской битвы. Над памятником трудилась целая группа скульпторов во главе с Н.Томским. Знаменитый полководец восседает на коне в парадном мундире и со всеми регалиями. Вокруг постамента располагается многофигурная композиция, каждый персонаж которой - реальный или собирательный герой войны 1812 года. Здесь представлены как талантливые полководцы, так и простые русские воины, всего 26 фигур высотой почти 3 метра. Примечательно, что фигуры не статичны, в памятнике есть драматургия. С большой тщательностью выделаны детали обмундирования и лица бойцов.

На постаменте высечена надпись «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Созданием памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

Памятник писателю Фадееву

В центре Миусской площади стоит памятник - скульптурный ансамбль - выдающемуся советскому писателю, лауреату премии Ленинского комсомола Александру Александровичу Фадееву (1901-1956).

Литературную известность Фадееву принесла его первая же крупная книга - "Разгром", ставшая настольной книгой многих поколений. Героическая тема гражданской войны нашла свое продолжение в "Последнем из Удэге". Подвиг краснодонцев увековечен в романе "Молодая гвардия"- одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне, которому он "отдал... много крови сердца".

В сквере перед Дворцом пионеров и школьников Фрунзенского района столицы на подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции - бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные композиции на темы его произведений "Разгром" и "Молодая гвардия".
Высокая, по-спортивному подтянутая фигура. В ней запечатлены характерная фадеевская поза, манера держать голову.

Слева от центральной статуи - две конные фигуры героев гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента. До предела собранный в минуту опасности Левинсон и Метелица , привставший на стременах, готовый с молодецкой удалью тотчас вступить в схватку с врагом. (Кстати, это может быть единственный памятник в мире еврею на лошади. -ред.). В скульптурной группе, расположенной справа, запечатлены пять комсомольцев, членов подпольной организации "Молодая гвардия", боровшейся с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Торжественное открытие памятника А. А. Фадееву (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов) состоялось 25 января 1973 года.

Памятник маршалу Жукову

8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на Манежной площади был установлен новый памятник. Сам президент Борис Ельцин инициировал создание памятника к памятной дате: пообещал на встрече с ветеранами войны, что тот будет установлен на Красной площади напротив Исторического музея. Но поскольку Красная площадь находится под охраной ЮНЕСКО, в итоге статую поставили на Манежной площади. Автор изваяния - скульптор В.М. Клыков. Маршал выполнен привставшим в седле и с характерным приветственным жестом. Под копытами боевого коня - поверженные штандарты нацистской Германии: запечатлен исторический момент, когда Жуков принимал Парад Победы в июне 1945 года.

Памятник много критиковали и москвичи, и скульпторы: одни - за несоответствие реалиям, вторые - за неверные пропорции, третьи - за статичность. Кроме того, место, выбранное для памятника, оказалось не самым выигрышным - находясь с северной стороны здания Исторического музея, оно почти все время укрыто тенью. Несмотря на это, маршал занял свое место на Манежной площади, и парочки охотно назначают встречи «под Жуковым».

Памятник генералу Багратиону

В 1999 году, этот сравнительно молодой памятник, созданный скульптуром Мерабом Мерабишвили был установлен на Кутузовском проспекте. Любопытно, что Мерабишвили установил этому же генералу еще один памятник, только в Тбилиси, откуда был родом прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Генерал Багратион прошел долгий славный путь от рядового до генерала от инфантерии. Во время Бородинского сражения его позиции (так называемые «Багратионовы флеши») стали одним из эпицентров битвы. Полководец умер 17-ю днями спустя от тяжелейшего ранения в ногу, отказавшись от ампутации. Другой герой наполеоновской войны Денис Давыдов настоял на том, чтобы прах Багратиона развеяли над Бородинским полем.

Монумент изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку. Памятник считают удачным, однако многим не нравится выбор места - отсутствие перспективы (памятник зажат сквером) и неудачное соседство стеклянного бизнес-центра, разрушающего атмосферу историчности.

Памятник маршалу СССР Георгию Жукову создан к юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор композиции - скульптор, народный художник и заслуженный деятель искусств России Вячеслав Михайлович Клыков. Скульптура расположена на Манежной площади, рядом с Историческим музеем .

Из истории

Предложение увековечить память великого военачальника и установить ему памятник возникло еще во времена СССР. Планировалось, что монумент будет располагаться на Смоленской площади, а победителем конкурса на лучшую работу стал скульптор Виктор Думанян.

Позже эти решения отклонили и был выбран проект Вячеслава Клыкова, а местом расположения скульптурной композиции была определена Красная площадь .

Вячеслав Клыков изобразил маршала Георгия Жукова в момент приема парада в честь Победы в Великой Отечественной войне, прошедшего на Красной площади 24 июня 1945 года.

Для справки: Приказ о проведении победного парада был подписан Сталиным, а принять парад он поручил своему заместителю, маршалу Советского Союза Георгию Жукову, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Жуков въехал на Красную площадь на белом коне, а Рокоссовский – на вороном, на трибуне стояли Сталин, Молотов и Калинин, Ворошилов и другие представители Политбюро.

После 24 июня 1945 года парады не проводились 20 лет, во время существования СССР военные парады на Красной площади проходили только в 1965, 1985 и в 1990, то есть в юбилейные годы, а с 1995 года они стали ежегодными.

Георгий Жуков участвовал в Первой мировой и Гражданской войне, а во время Отечественной войны занимал такие важные должности как начальник Генерального штаба, командующий фронтом и заместитель Верховного Главнокомандующего.

Описание

Маршал Жуков представлен сидящим верхом на коне, копыта которого попирают штандарты побежденного врага. Общий вес памятника составляет 100 тонн, скульптура отлита из бронзы, а постамент выполнен из гранита.

Несмотря на критику, в том числе скульпторов Зураба Церетели и Александра Рукавишникова, по мнению большинства историков, Вячеславу Клыкову удалось передать не только внешность, но и образ, характер великого полководца, который принес Победу Отчизне.

Маршал изображен чуть приставшим в седле, а его правая рука немного приподнята, словно в следующий момент он отдаст честь героям-патриотам XVII века.