Какие общие черты у раневской и гаева. Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение. Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.

Писатель представляет Гаева в качестве одинокого пятидесятилетнего мужчины, помещика, не имеющего собственной семьи, проживающего в старом поместье под попечительством старика Фирса, спустившего фамильное состояние из-за праздного образа жизни в виде любимого времяпрепровождения – игре в бильярд.

Характерными чертами героя являются его аристократическая образованность, сочетающаяся со слабовольной натурой, которая выражается в неумении и нежелании принимать важные жизненные решения, отстаивать собственную позицию. Но при этом Гаев отличается артистичностью и искренностью в выражении своих мыслей, а также сентиментальностью и романтизмом.

Участвуя в беседах, Леонид Андреевич многословен, часто разглагольствует не по существу разговора и порой сам замечает, что говорит не по теме и неуместно вставляет не совсем понятные собеседникам выражения.

Гаев характеризуется любящим отношением к своим домочадцам и близким, он искренне радеет за счастье сестры и своих племянниц, надеясь удачно выдать замуж одну из девочек, Анну за достойного и обеспеченного дворянина. К старому Фирсу Гаев очень привязан, без него не может обходиться даже во время приготовления ко сну, но в финале пьесы – даже не вспоминает о старике.

Наивно полагая, что существует возможность спасения имения от продажи и сохранения вишневого сада, который имеет для него большое значение, впрочем, как и для всех членов семьи, Гаев в мечтах представляет получение нереального наследства. На самом деле Леонид Андреевич не желает осознавать свершившийся факт потери фамильной усадьбы, хотя и прощается с садом со слезами в глазах, но глубокие переживания и страдания не свойственны данному герою. Поэтому поступает на службу с небольшим годовым жалованием в мужской клуб, хотя, по мнению родных и купца Лопахина, работа Гаева долго не продлится, поскольку Леонид Андреевич к труду не дисциплинирован и ленив.

Описывая образ Гаева в пьесе, писатель карикатурно раскрывает сущность опустошения дворянского класса того времени, бесхарактерность и безынициативность аристократии, идеализирующих происходящие события, на смену которым уже активно приходят представители коммерции и делового купечества в виде Лопахина, стремящиеся к господствующему положению в обществе.

Вариант 2

Гаев Леонид Алексеевич – это один из героев пьесы великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». В его образе, как и в Раневской, автор изобразил прошлое России. Он представитель дворянства, аристократ, при этом, желая показать, что их время кончилось, автор целенаправленно делает Гаева разорившимся помещиком.

Гаеву уже 51 год, но при этом он абсолютно не самостоятелен. Старый слуга Фирс до сих пор его одевает и раздевает, как маленькое дитя, внимательно следит, чтобы барин не простудился. Гаев безгранично ленив. Когда встает вопрос о продаже Вишневого сада с аукциона, он только разводит длинные пафосно-торжественные речи, клянется что ни при каких обстоятельствах не допустит продажи… Но на этом все. На практике не было предпринято никаких действий и даже слабых попыток что-то сделать. Гаев пример чистого эгоизма. Заботясь только о самом себе, ему на самом деле все равно, что будет с Вишневым садом. В конце пьесы он забывает о старом преданном слуге Фирсе.

Увлечением Гаева является игра в бильярд, кроме того он любит есть леденцы. Увлечение игрой и сладким подчеркивает инфантилизм персонажа. После продажи сада Леонид Алексеевич устроится работать в банке, но никто не верит, что это надолго. Всем известна его непостоянство и лень.

Чехов противопоставляет Гаеву Лопахина, который является типичным представителем купечества того времени. Леонид Алексеевич плохо отзывается о Лопахине, считает его хамом и грубияном. Отклоняет его деловое предложение сдать Вишневый сад под дачи, которое в реальности могло спасти сад, ссылаясь на мифическую пошлость такой сделки. При этом Гаев не считает зазорным клянчить деньги у других. В пьесе он говорит, что хорошо было бы съездить к тетке-графине – попросить денег на покрытие долгов или получить наследство, или выдать замуж за богатого человека Аню – его племянницу

Целью создания «Вишневого сада» было отображение разделения общества того времени на прошлое (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин) и будущее России (Петя Трофимов, Аня). Гаев это образ отжившего дворянского прошлого России. Он беспомощен и абсолютно не приспособлен к современной жизни.

Сочинение Образ и характеристика Гаева

Пьеса Вишневый сад до сих пор остается актуальной, многие герои написаны невероятно фактурно и представляют собой собирательные образы различных людских типов. Одним из главных действующих героев является Леонид Андреевич Гаев, который на протяжении всего своего существования был помещиком и был всегда на всем готовом. Когда приходит пора нового времени и наступает нужда, Гаев не знает как поступить.

По сути, нужно рассматривать этого героя как антитезу Лопахину и наоборот. Гаев с рождения пребывал в неге о нем непрестанно заботились и приучали к достатку и привычкам людей высшего сословия. В свою очередь Лопахин представляет собой человека, как говорят в Америке, «который сделал себя сам». Он чем-то подобен например Штольцу из романа Гончарова, тоже является активным, по большей части материалистом, который стремится всего достигать.

Гаев – натура пространная и по большей части мечтательная, бездеятельная. Он буквально не может сам заботиться о своем имении, но может только размышлять о том как хорошо бы получить какую-то поблажку, какое-то довольство от других людей. Прожив так до 50 лет, он более не может выбрать ничего иного и только в завершении пьесы мы узнаем о том как Леоднид Андреевич устраивается служащим в банк.

Как говорит Лопахин, Гаев не сможет продержаться на этой работе, так как является весьма ленивым и в этом действительно есть смысл. Лопахин, конечно, во многом относится к помещику презрительно и не упускает возможности его поддеть, но дает весьма четкие определения, которые соответствуют действительности.

Мне кажется, в образе Гаева Чехов изображал кризис аристократического класса и кризис в среде помещиков.

Как известно, для того чтобы поддерживать власть, следует иметь ясные и твердые убеждения, а так же возможность отстаивать эти убеждения фактически. Леонид Андреевич в свою очередь аристократ только номинально, он является помещиком по наследству, но по факту не смог бы достигнуть тех привилегий, которыми обладает.

На мой взгляд фигура Гаева является печальной и даже в какой-то степени трагичной, хотя и не вызывает сочувствия.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Щелкунчик Гофмана

    Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» является одним из символов Рождества и Нового года. Даже одноименный балет является гвоздем программы театров именно в это время.

  • Сочинение Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева

    В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений. Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки

  • Азамат в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика и образ

    Азамат – молодой горец, который стремится во всем подражать Казбичу. Вероятно Азамат избалован и ему не достает подлинной гордости и достоинства сына князя

  • Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.

    В нашей семье спорт стал доброй традицией, которая способна нас сплотить и объединить в самые сложные времена.

Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных ге­роев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андрее­вич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская - владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднознач­ные образы.

Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через ме­сяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгои­стична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сенти­ментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочета­ется с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает - умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев. Он хоро­шо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкрет­ную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на биль­ярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять. Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» по­клявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню за­муж за очень богатого человека.

И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада - унич­тожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада. Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в но­вые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго». Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».

Судьба Раневской и Гаева типична для всего дворянского сословия, утратившего почву под ногами. Именно поэтому они относятся к «ге­роям прошлого». Финал пьесы полон недосказанности и неопределен­ности. «Жизнь-то прошла, словно и не жил», - говорит забытый Фирс в последней сцене, и его слова сопровождаются стуком топора в виш­невом саду. Эта сцена имеет глубоко символичный смысл - уходящее в прошлое дворянство, крушение надежд и неясное будущее, в котором нет места сентиментальным воспоминаниям о лучших временах.

Гаев Леонид Андреевич – один из главных персонажей в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», брат помещицы Раневской . Он человек старой закалки, как и сестра - сентиментален. Очень переживает по поводу продажи родового имения и потери вишнёвого сада.

По натуре Гаев – идеалист и романтик. Он не особо приспособлен к «новой» жизни. Себя относит к людям 80-х годов 19 века. Он артистичен и искренен. Может признаться в любви даже шкафу, который для него является хранителем семьи почти на протяжении века. Он много говорит, порой не по существу. Поэтому спохватывается, что сказал неуместность, но потом всё повторяет сначала. Чтобы скрыть свои волнения по поводу имения, часто вставляет в речь словечки вроде «кого?» или «от шара направо в угол» (выражение, используемое в бильярде).

По поводу сохранения вишнёвого сада строит нереальные планы и всё мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство. А также, мечтает выгодно выдать замуж племянницу Аню . Но это только на словах, а на деле, он и пальцем не пошевелил, чтобы спасти имение.

После того, как Лопахин выкупает их дом с садом, он устраивается на работу в банк за шесть тысяч в год. В конце произведения Лопахин говорит, что это ненадолго, так как Гаев ужасно ленив.

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению